Тема: «Знаки препинания в предложениях с обособленными членами»
За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2022 году
Задача 1
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В дальнем углу сада Вера сорвала полынок и (1) вдохнув его печал…
Задача 2
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ласточки (1) усевшись на телеграфные провода (2) неторопливо обс…
Задача 3
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ветер (1) гудя (2) налетал из темноты (3) и нёс вкось над землёй…
Задача 4
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Нарушая наступившую тишину (1) прогудит жук (2) и (3) зацепившис…
Задача 5
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Могущественное государство (1) расположившееся на островах (2) А…
Задача 6
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На зелёной лужайке двора (1) замкнутого от посторонних красивой …
Задача 7
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ошеломлённый таким сообщением (1) я отошёл за угол и (2) останов…
Задача 8
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Целая страна (1) раскинувшаяся по низменности Дельты (2) теряетс…
Задача 9
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Коснувшись горизонта (1) паруса «Надежды» (2) освещённые заходящ…
Задача 10
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Здесь (1) вдали от человеческого жилья (2) были овраги (3) зарос…
Задача 11
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Хорошо в эту пору (1) знойную (2) и (3) жизнерадостную (4) проби…
Задача 12
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наученная горьким опытом (1) я (2) очень убедительно (3) просила…
Задача 13
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Отдохнувшие за ночь (1) они двинулись далее ранним утром (2) под…
Задача 14
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пёс (1) взбудораженный не меньше своего (2) вошедшего в комнату …
Задача 15
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Она приостановилась на ступеньке балкона (1) глядя на вершины са…
Задача 16
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Молодой месяц (1) балуясь (2) играл всё выше и ярче в грудах обл…
Задача 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Шедший по узкой дорожке (1) прохожий остановился (2) пропуская п…
Задача 18
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Часть моря (1) видная из окна между кипарисами (2) росшими на ск…
Задача 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Аким (1) возмущённый предательством (2) самого близкого ему (3) …
Задача 20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тяжело дыша (1) Орлов исподлобья оглядывал двор (2) налитыми зло…
1
…
Теория к заданию 17 по русскому языку: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
Вклады и кредиты
Вклады и кредиты – самый обширный блок. Здесь вы можете встретить различные схемы возврата кредита или увеличения суммы вклада, и ваша задача – упорядочить данные таким образом, чтобы большой массив текста превратился в удобную математическую схему.
Чтобы правильно решать такие задачи, необходимо владеть формулой сложных процентов. Начисление по этой формуле предполагает, что каждый последующий год процент начисляется не на исходную сумму, а на исходную сумму, увеличенную предыдущим начислением процентов.
Формула выглядит следующим образом:
где FV – будущая сумма.
PV – текущая сумма.
p – процент, в соответствии с которым происходит начисление
n – количество лет начисления процента.
Если начисления происходят не ежегодно, а чаще, например, ежеквартально, формула модифицируется в следующий вид:
,
где
FV – будущая сумма
PV – текущая сумма
p – процент, в соответствии с которым происходит начисление
n – количество лет начисления процента
m – количество начислений в год (например, m=4, если начисления ежеквартальные).
Давайте отработаем эту формулу на подготовительной задаче.
Задача 1
Алексей положил 100 000 рублей в банк под 6% годовых на 3 года. Какая сумма будет у Алексея через год? Через 2 года? Через 3 года?
Решение:
Рассчитаем по формуле сложного процента сумму через год:
Теперь сумму через 2 года:
Теперь сумму через 3 года:
Более того, вам придётся работать со схемами кредитов/вкладов, поэтому решим более сложную задачу, в которой нужно будет переводить текст в таблицы и уравнения/неравенства.
Задача 2
Вклад в размере 10 млн рублей планируется открыть на четыре года. В конце каждого года вклад увеличивается на 10% по сравнению с его размером в начале года, а, кроме этого, в начале третьего года и четвёртого годов вклад ежегодно пополняется на одну и ту же фиксированную сумму, равную целому числу миллионов рублей. Найдите наименьший возможный размер такой суммы, при котором через четыре года вклад станет не меньше 28 млн рублей.
Решение:
Пусть искомая сумма составит a млн рублей.
Составим таблицу, чтобы упорядочить данные и построить математическую модель.
По условию, нужно найти наименьшее целое x, для которого выполнено неравенство
14,641 + 2,31a ≥ 28
a ≥
Наименьшее целое число, при котором знак неравенства выполняется, это число 6.
Значит, искомая сумма — 6 млн рублей.
Ответ: 6 млн рублей.
Примеры решения задач
Задача 1. В 2019 году клиент планирует открыть вклад в банке 1 ноября сроком на 1 месяц под 11% годовых. Какая сумма денег окажется на счёте вклада 1 декабря того же года, если планируемая сумма вклада равна 100 000 рублей? Ответ округлите до двух знаков после запятой.
Решение: При однократном начислении процентов через дней на вклад под годовых в невисокосный год получим сумму
Воспользуемся этой формулой, считаяS= 100 000, r = 11 , m = 30 (так как в ноябре 30 дней).
Получим:
Число в скобках с точностью до 7 знаков после запятой равно 1,0090411, значит, S=100 904,11Таким образом, на счёте вклада будет 100 904 рубля 11 копеек.
Задача 2. Через сколько полных лет у клиента на счету будет не менее 950 000 рублей, если он намерен открыть вклад 31 декабря и планирует каждый год класть на счет 260 000 рублей при условии, что банк раз в год (начиная со следующего года) 31 декабря будет начислять 10% на имеющуюся сумму?
Решение:
Будем последовательно вычислять сумму на счете и упорядочивать данные с помощью таблицы.
Задача 3. По вкладу «А» банк в течение трёх лет в конце каждого года увеличивает на 10% сумму, имеющуюся на вкладе в начале года, а по вкладу «Б» увеличивает эту сумму на 11% в течение каждого из первых двух лет, а на третий год начисляемые проценты изменяются. Найдите наименьшее целое число процентов за третий год по вкладу «Б», при котором по истечении трёх лет этот вклад всё ещё будет выгоднее вклада «А».
Решение:
Пусть на каждый тип вклада была внесена сумма По вкладу «А» сумма каждый год увеличивается на
умножается на коэффициент 1,1.
Тогда по вкладу «А» после первого года сумма станет равна ;
после второго года: 1,21S;
после третьего года: 1,331S.
По вкладу «Б» после первого года сумма станет равна1,11S;
после второго года 1,2321S.
Пусть на третий год по вкладу «Б» банк увеличивает сумму на r%. Тогда после третьего года по вкладу «Б» сумма станет равна
, где r— натуральное число,
коэффициент повышения в третий год.
По условию требуется найти наименьшее целое число процентов за третий год по вкладу «Б», при котором за все три года этот вклад всё ещё останется выгоднее вклада «А», то есть сумма через три года на вкладе «Б» должна быть больше суммы на вкладе «А». Составим неравенство:
Так как r— натуральное число, то наименьший процент равен 9%.
Задача 4. Сергей планирует приобрести ценную бумагу за 7 тысяч рублей. Цена бумаги каждый год будет возрастать на 2 тысячи рублей. В любой момент Сергей сможет продать ценную бумагу и вырученные деньги положить на банковский счет. Каждый год сумма на счете будет увеличиваться на 10%. В течение какого года после покупки Сергей должен продать ценную бумагу, чтобы через 30 лет после покупки этой бумаги сумма на счете стала наибольшей?
Решение.
Во второй год цена ценной бумаги составит: (7+2) тысячи рублей
В третий год (7+2)+2= 7+2∙2 тысячи рублей
В четвертый год (7+2)+2)+2= 7+2∙3 тысячи рублей
.
Сопоставим 10% банковский рост цены бумаги ее ежегодному росту на 2000 рублей.
10% от цены бумаги на
Ценную бумагу стоит продать тогда, когда 10% от цены бумаги станут больше, чем 2 тысячи рублей.
Получаем неравенство:
Наименьшее натуральное n, удовлетворяющее этому неравенству, равно 8.
Задача 5.
Пенсионный фонд владеет ценными бумагами, которые стоят t2 тыс. рублей в конце года t (t=1; 2; … ). В конце любого года пенсионный фонд может продать ценные бумаги и положить деньги на счёт в банке, при этом в конце каждого следующего года сумма на счёте будет увеличиваться на 20%. В конце какого года пенсионному фонду следует продать ценные бумаги, чтобы в конце тридцатого года сумма на его счёте была наибольшей?
Решение:
Задачи на финансы
17 задание профильного уровня ЕГЭ по математике представляет собой задачу, связанную с финансами, а именно эта задача может быть на проценты, часть долгов и др. Сложность заключается в том, что необходимо рассчитать проценты или часть на длительном промежутке, поэтому данная задача не является прямой аналогией стандартных задач на проценты. Чтобы не говорить об общем, перейдем непосредственно к разбору типовой задачи.
Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018)
15-го января планируется взять кредит в банке на шесть месяцев в размере 1 млн рублей.
Условия его возврата таковы:
- 1-го числа каждого месяца долг увеличивается на r процентов по сравнению с концом предыдущего месяца, где r – целое число;
- со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
- 15-го числа каждого месяца долг должен составлять некоторую сумму в соответствии со следующей таблицей.
Дата | 15.01 | 15.02 | 15.03 | 15.04 | 15.05 | 15.06 | 15.07 |
Долг (в млн рублей) | 1 | 0.6 | 0.4 | 0.3 | 0.2 | 0.1 |
Найдите наибольшее значение r, при котором общая сумма выплат будет меньше 1,2 млн рублей.
Алгоритм решения:
- Рассматриваем, какова величина выплат по кредиту ежемесячно.
- Определяем долг по каждому месяцу.
- Находим величину требующихся процентов.
- Определяем сумму выплат за весь период.
- Вычисляем процент r суммы выплат долга.
- Записываем ответ.
Решение:
1; 0,6; 0,4; 0,3; 0,2; 0,1; 0.
k; 0,6k; 0,4k; 0,3k; 0,2k; 0,1k.
k — 0.6; 0.6k — 0.4; 0.4k — 0.3; 0.3k — 0.2; 0.2k — 0.1; 0.1k
Второй вариант (из Ященко, №1)
В июле 2020 года планируется взять кредит в банке на сумму 300 000 рублей. Условия его возврата таковы:
- каждый январь долг увеличивается на r % по сравнению с концом предыдущего года;
- с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить одним платежом часть долга.
Найдите r, если известно, что кредит будет полностью погашен за два года, причём в первый год будет выплачено 160 000 рублей, а во второй год — 240 000 рублей.
Алгоритм решения задачи:
- Определяем величину денежного долга.
- Вычисляем сумму задолженности после первого взноса.
- Находим величину долга после второго взноса
- Находим искомый процент.
- Записываем ответ.
Решение:
1. В долг было взято 300 000 рублей. По условию сумма долга, подлежащего возврату увеличивается на r%, а значит в раз. Для выплаты долга необходимо отдать банку 300000∙k.
2. После внесения платежа, равного 160 000 рублей. Остаток долга равняется
руб.
3. На следующий год остаток тоже возрастет в k раз и составит:
Вносимая сумма равна 240 000 рублей:
рублей.
4. Поскольку согласно условию эти выплаты погасят весь долг, получаем квадратное уравнение:
Решаем его, с помощью формул дискриминанта и корней:
5 .Среди полученных корней один отрицательный и условию не удовлетворяет. Получаем:
Таким образом, брать кредит планируется под 20% .
Ответ: 20%.
Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах
Обособление — способ смыслового выделения или уточнения. В письменной речи обособления выделяются запятыми. Обособляются только второстепенные члены предложения.
1. Обособленные определения
- причастным оборотом; Например: В дальнем краю парка, заросшего высокой травой и кустарником, находилась аллея.
- одиночными причастиями или прилагательными; Например: Небо, хмурое и неприветливое, накрывало город.
- прилагательным с зависимыми словами; Например: На столе я увидел книгу, похожую на древнюю энциклопедию.
2. Обособленные приложения
- именами существительными; Например: Мы, школьники, устали от экзаменов.
- именами существительными с зависимыми словами; Например: Петр Иванович, добрый наш друг, оказал нам помощь.
3. Обособленные обстоятельства
- одиночными деепричастиями; Например: Танцуя и кружась, она смотрела на меня.
- деепричастным оборотом; Например: Проехав несколько километров, я увидел на обочине путника.
4. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
Вид | Определение | Пример |
Уточняющие члены предложения | сужают понятие, уточняют его. Как правило они представлены обстоятельствами места, времени, образа действия, степени, меры | В лесу, за дорогой, есть ромашковая поляна. |
Пояснительные члены предложения | называют по-другому те понятия, к которым относятся, представляют собой еще одно название этих понятий.Часто пояснительные члены сопровождаются союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть» | Бегемот, или гиппопотам, вызывает интерес ученых. |
Присоединительные члены предложения | передают добавочную информацию. Такие члены обычно вводятся словами и сочетаниями слов: даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др. | В людях есть много благородства, особенно в женщинах. |
5. Сравнительные обороты
Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и и др., выделяются запятыми. Например: Он, как вихрь, залетел в комнату.
https://youtube.com/watch?v=yp4zcmSHqOo
- Решай задание 17 по русскому языку с ответами.
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.
Дополнительный материал:
Знаки препинания:
- в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
- в предложениях с вводными словами
- в сложноподчиненном предложении
- в сложных предложениях с разными видами связи
Новое задание №1
Как и в прошлые годы, задания №1-3 ЕГЭ по русскому в 2022 относятся к небольшому отрывку текста. С 2022 года дается фрагмент не только научного, но и любого другого стиля. Это связано с изменением типа задания: вместо понимания текста теперь проверяются способности выпускников к стилистическому анализу.
Разбор 1 задания ЕГЭ по русскому
Для выполнения задания №1 ЕГЭ по русскому 2022 необходимо помнить, какие языковые средства существуют, на что они влияют и к какому типу текста относятся. Это пригодится также и для задания №26, поэтому обязательно воспользуйтесь нашей средств выразительности. Также необходимо понимать цель, которую преследует автор при написании текста.
Итак, что это дает на практике? Разберем задание ЕГЭ по русскому 2022. Примеры, приведенные в пунктах, действительно соответствуют тексту, поэтому нужно разобраться именно с формулировками. Экология и ее виды — это терминология, а культура, ценности и пр. — обобщения, которые называются тематической группой. Действительно ли перечисленные тематические группы отражают проблематику текста? Да, речь идет сначала об экологии и природе, а после о культуре и ее составляющих. Значит, первый пункт нам однозначно подходит.
Смотрим дальше. «Экология культуры» и «ключ к пониманию» — это действительно метафоры, так как в них имеется скрытое сравнение (культура как мир, понимание как закрытая дверь). Антонимичность — противоположность, следовательно, свой – чужой — антонимы. А на сравнение указывает составной союз «как… так и». Ну и, конечно, любые языковые средства способствуют выразительности изложения.
В третьем пункте нам даны сложные конструкции и слова. Устная речь стремится к максимальному упрощению, поэтому да, отглагольные прилагательные и конструкции с родительным падежом — это особенности письменной речи.
Синтаксические средства, к которым относятся средства построения предложения, — это такие же средства выразительности, следовательно, четвертый пункт нам подходит.
А вот цель текста из задания к ЕГЭ по русскому 2022 — это явно не составление инструкции, ведь для инструкции характерен четкий порядок (списки), понятные и не терпящие возражений указания. А здесь автор размышляет и дает советы, обращается к разуму читателей, призывает их задуматься, следовательно, текст — публицистический. Последний пункт не подходит.
Изменения в Задании №16
Задание №16 всегда приносило два самых легких балла в разделе пунктуации. Видимо, составители экзамена тоже это поняли. Поэтому в ЕГЭ по русскому 2022 года это задание приносит только один балл, а вот подходящих предложений, вместо однозначно двух, может быть неограниченное количество.
Так, в этом задании из ЕГЭ по русскому 2022 не указано ни минимальное, ни максимальное количество возможных вариантов, поэтому разобрать придется все предложения:
- в первом ставится одна запятая перед второй частью составного союза, то есть перед «так и»;
- во втором ставится одна запятая между первым и вторым однородными прилагательными, между которыми нет союзов, то есть перед «простой»;
- в третьем запятая не нужна, так как «мелкий» и «клейкий» характеризуют разные признаки, а значит, эти прилагательные не являются однородными;
- в четвертом запятая не нужна, так как союзы не повторяющиеся, они либо относятся к разным группам слов (в преемственности и верности, успеха и популярности), либо служат для усиления (и содержится);
- в пятом одна запятая между частями сложносочиненного предложения с основами «лес отдыхает» и «степь обдает», то есть перед «и».
Таким образом, в этом задании три предложения с одной запятой — 125.
Задание 17 ЕГЭ по русскому языку
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры( цифру), на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
1) Умеете ли вы читать? Вряд ли (1) стоит спешить с утвердительным ответом на этот вопрос. Конечно (2) прочесть книгу может любой. Но прочесть по-настоящему – это (3) значит (4) уловить множество оттенков мысли и чувства автора.
2) Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, то таков (1) вероятно (2) и ум этого человека, ибо мыслит он (3) как известно (4) только при посредстве языка.
3) Что (1) может быть (2) прозаичнее выезда в санях модного франта в пальто с бобровым воротником? Но у Пушкина это (3) без сомнения (4) поэтическая картина.
4) Грамматика (1) по мнению учёных (2) является средством выражения мысли. А уметь наилучшим образом выражать свои мысли и понимать чужие нужно (3) бесспорно (4) каждому человеку, независимо от его специальности и профессии.
5) Писательство возникает в человеке как душевное состояние (1) решительно (2) раньше, чем он начинает (3) например (4) исписывать стопы бумаг.
6) Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль (1) безусловно (2) главным делом своей жизни считал создание «словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.
7) Почему в XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Господин Великий Новгород? Во-первых (3) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а (4) во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.
8) Вдоль леса росли красивые молодые ели и березки, выбежавшие на край (1) как будто (2) покрасоваться. Эта лесная молодёжь (3) казалось (4) лукаво шепталась между собой, счастливая тем, что даёт только полная сил молодость.
9) Журналист, бытописатель В.А. Гиляровский никогда не был сторонним наблюдателем: кажется (1) нет ни одного явления в окружающей жизни, которое (2) казалось бы (3) ему не заслуживающим пристального внимания. Кроме того (4) Гиляровский поражал собеседника блеском своего разговора, темпераментом и значительностью своего внутреннего облика.
10) Третье место на чемпионате для лучшего гонщика страны (1) безусловно (2) невысокое достижение. Бывший лидер (3) едва ли (4) сможет вернуть себе утраченные позиции.
11) Наш гостиничный номер (1) вряд ли (2) можно было отнести к апартаментам (3) однако (4) он вполне нас устроил.
12) Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
13) Мы уже и не надеялись на встречу (1) однако (2) на выходе (3) представь себе (4) столкнулись нос к носу.
14) Решение руководства (1) может быть (2) совершенно непредвзятым, но (3) разумеется (4) к мнению рабочего коллектива следует прислушиваться.
КЛЮЧИ к заданию 17
1 22 1, 2, 3, 43 3, 44 1, 2, 3, 45 3, 46 1, 2, 3, 47 1, 2, 3, 58 3, 49 1, 410 1, 211 312 1, 213 1, 3, 414 3, 4
Тренировочные упражнения с ответами к заданию 17 ЕГЭ-2015 `Запятая в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения.