Задание 9 егэ по русскому языку 2020. правописание корней: теория и практика

Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку

Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.Корни с безударными проверяемыми гласными
Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки

Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

Корни с безударными непроверяемыми гласными
В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.Корни с чередованием1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.

Исключения: сочетать, сочетание2. Корни с чередующимися о//аПравописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.

-Гор-, -клон-, -твор-, -плав-, -зар- — так пишутся эти корни без ударения.

и перед суффиксом -а- е в остальных случаях
-бир(а)- собирать -бер- соберет
-дир(а)- обдирать -дер- обдерет
-мир(а)- замирать -мер- замереть
-тир(а)- обтирать -тер- обтереть
-пир(а)- запирать -пер- запереть
-жиг(а)- выжигать -жег- выжег
-стил(а)- расстилать -стел- расстелить
-блист(а)- блистать -блест- блестеть-чит(а)-
-чит(а)- вычитать -чет- вычет

Исключения: выгарки, пловец, пловчихаПравописание корней -мок- //-моч-//-мак-, -равн-//-ровн- зависит от значения.

Без ударения Под ударением
-гар-//-гор- загорел, горелый загар
-зар-//-зор- заря, озарение зорька
-клан-//-клон- наклонять, склонение кланяться
-твар-//-твор- творить,творение тварь

Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсьПравописание корней -кос-//-кас- завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

-мок-(-моч-) в значении «пропускать жидкость» непромокаемый 
вымокнуть
-мак- в значении «погружать в жидкость» макать
-равн- в значении «равный, наравне, одинаковый» приравнять, уравнение
-ровн- в значении «прямой, гладкий, ровный» выровнять
-кас- касаться, прикасаться
-кос- прикоснуться, прикосновение

Правописание корней -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- зависит от последующей согласной корня.

-лаг- полагать, прилагательное
-лож- положить, предложить, изложить
-раст- возраст, растить
-ращ- выращивать, приращение
-рос- заросли, вырос
-скак- выскакивать, скакать
-скоч- выскочить, перескочить

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав, полог, скачок.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

2. Правописание слов с приставками пол-, полу-

Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно. Например: полуботинки, полустанок. Правописание слов с приставкой пол-

  1. Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л. Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
  2. В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно. Например: полмоста, полвагона

3. Правописание наречий

Через дефис пишутся следующие наречия: а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых. Например: во-вторых, в-третьих

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис пишутся прилагательные:

  • обозначающие оттенок цвета. Например: ярко-красный, светло-зеленый
  • образованные от сложных существительных. Например: северо-восточный
  • обозначающие оттенок качества. Например: горько-соленый
  • первая часть которых заканчивается на -ико. Например: историко-архитектурный

Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.

между частями которых можно поставить сочинительный союз и. Например: русско-английский словарь (русский и английский)

Слитно пишутся прилагательные:

  • образованные от подчинительных словосочетаний. Например: железнодорожный (железная дорога).
  • образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Например: железобетонный
  • образовавшиеся путем сращения слов. Например: дикорастущий

5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис пишутся существительные:

  • образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать
  • обозначающие некоторые географические названия. Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
  • обозначающие стороны света, партии, единицы измерения. Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
  • первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др. Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан

6. Правописание производных предлогов.

Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую. Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:

  • если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи. Например: смотреть (куда?) в сторону
  • если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог. Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки

Правописание производных предлогов:напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).

8. Правописание союзов

Раздельно пишутся:

  • союз то есть
  • составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.

Слитно пишутся:

союз зато (по значению близок союзу но). Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.

Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.

союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и). Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.

Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то. Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запеченными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.

союз чтобы (имеет значение цели). Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.

Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.

Видеоразбор 14 задания ЕГЭ по русскому языку

  • Решай задание 14 по русскому языку с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай теорию по заданиям ЕГЭ по русскому языку.

Как правильно выполнить задание 9: алгоритм

Разбор 9 задания ЕГЭ по русскому производится в соответствии со следующим алгоритмом:

Отметить, что нужно искать.
Сразу отмечать корни: иногда знакомая комбинация букв может входить в состав морфемы на другое правило (например, отвар — похоже на -твар-/-твор-, но корнем будет в слове -вар-, а от- — приставкой).
Сразу исключать ряд, в котором попадается не подходящее под задание слово. Это поможет сократить время на выполнение КИМ-а

Чтобы облегчить себе задачу, можно сразу пометить все чередования.
Если необходимо найти безударные, то требуется обратить внимание на все гласные, на которые не падает ударение и которые находятся в корне. Если хоть одна из них попадает под правило (проверяется или не проверяется), то слово и ряд не исключается.

Задание 11

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. Эмал..вый Милост..вый Юрод..вый Забывч..вый Рассыпч..тый Ответ:____________________

Данное задание рассчитано на знание правописания суффиксов прилагательных.

Однако, как мы уже отмечали ранее в этих заданиях, а особенно в 10 и 11 правописание суффиксов не исчерпываются приведенными примерами. Чтобы подготовиться к выполнению данных заданий нужно хорошо разбираться в правописании суффиксов после шипящих, а также в правописаний окончаний и суффиксов глаголов, причастий и деепричастий. Ниже мы предоставляем краткий конспект тем.

Найдите значение выражения

Задание 1.

Найдите значение выражения .

Очевидно, что перед нами формула сокращенного умножения в развернутом виде: . Применяя эту формулу к нашему выражению, увидим, что , а . Получим: .

Ответ: -10.

Задание 2.

Найдите значение выражения .

При возведении произведения в степень, в нее возводится каждый множитель, то есть получим: .

Ответ: 7,5.

Ничего сложного, если вы знаете формулы сокращенного умножения и свойства степеней.

А для того, чтобы найти значение выражения, в котором есть логарифмы, нужно знать свойства логарифмов.

Задание 3.

Найдите значение выражения .

Здесь для нахождения значения выражения мы будем использовать следующие свойства логарифмов:

переход к новому основанию .

сложение логарифмов с одинаковыми основаниями: .

Итак, получим: 

Ответ: 1.

Задание 4.

Найдите значение выражения .

Помните: при возведении в степень произведения, в нее возводится каждый множитель:

Преобразуем выражение в числителе дроби:

Разложим 6 на множители 2 и 3, получим:

Далее используем свойства степеней:

.

Сокращая числитель и знаменатель на , получим: .

Ответ: 9.

Задание 5

Найдите значение выражения: .

Решим данное выражение, учитывая, что , а . Получим: . При возведении степени в степень, показатели степени перемножаются, имеем: .

Ответ: 27.

Задание 6

Найдите значение выражения .

Для того чтобы найти значение этого выражения надо применить  следующее свойство логарифмов: .

Получим: .

Ответ: 2.

Задание 7

Найдите значение выражения .

Действуем также, как и в предыдущем задании, используя свойство разности логарифмов:

.

Ответ: 2.

Задание 8

Найдите , если .

Для того, чтобы найти значение данного выражения нам понадобятся две тригонометрические формулы:

  1. Основное тригонометрическое тождество: .
  2. Косинус двойного аргумента: .

Итак, по формуле (2) распишем наше выражение в следующем виде: . Однако, нам известен только косинус, для того чтобы из синуса сделать косинус, используем основное тригонометрическое тождество: .

Тогда наше выражение примет вид:

.

Подставляем значение косинуса, получим:

.

Ответ: -0,56.

Задание 9

Найдите значение выражения .

Решим. Вынесем за скобки. Получим: .

В скобках видим формулу косинуса двойного аргумента: . Применяя ее, имеем:

Мы знаем, что . Но мы не знаем, чему равен , давайте рассуждать в это 3 и еще .

То есть, . Применяя формулы или правило приведения, получим: . Подставляя это значение в наше выражение , вычислим: 

Ответ: -3.

Вспомогательный краткий конспект

ПРИСТАВКА

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Приставка выделяется

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ

Гласные и согласные в приставках независимо от произношения всегда пишутся одинаково. Например: подписать – подпись. есть приставка под-, но нет приставки пот-. и т.д.Исключения составляют приставки на з(с), а также пре- и при-.

ПРИСТАВКИ НА З(С)

В приставках на з(с) (без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, через- и пр.) перед звонкими согласными и гласными пишется З, а перед глухими С. Например: разбить, разобрать, расписаться

Безводный – бесклассовый возбуждение – воспитание ВНИМАНИЕ: Иногда на стыке приставки и корня появляется удвоенные ЗЗ и СС. Например: беззаветный – бессовестный воззвание – восстание Надо запомнить: перед корнем –чет- пишется одна С, а перед корнем –чит- пишется две буквы СС: расчет, расчесть – рассчитать, рассчитывать

Надо запомнить: в словах низкий, низший, близсидящий пред глухими З не переходит в С, так как З входит в состав корня и не подчиняется этому правилу. Надо запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить всегда пишется одна З. Надо запомнить: в слове рассориться пишется удвоенная СС (хотя рас-ссориться = приставка рас- и корень –ссор-), так как в русском языке не принято писать три одинаковые согласные подряд. Приставка с- пишется неизменно, потому что приставки з- в русском языке нет.

Приставки ПРЕ-/ПРИ-

Написание приставок пре- и при- зависит от смысла.

Пишется ПРЕ-: 1) если можно приставку заменить словами ОЧЕНЬ или ВЕСЬМА: преинтересный – очень интересный преуспевать – весьма успевать 2) если можно заменить приставкой ПЕРЕ-: преступить – переступить Пишется ПРИ-: 1) в значении пространственной близости или смежности: прибрежный, пришкольный 2) в значении ПРИБАВЛЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ: приделать, прибить, приклеить 3) в значении НЕПОЛНОТЫ ДЕЙСТВИЯ: приоткрыть, привстать 4) в значении доведения ДЕЙСТВИЯ ДО КОНЦА: придумать, пристукнуть 5) в значении СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНО В ЧЬИХ_ЛИБО ИНТЕРЕСАХ: приберечь, припрятать. 6) в значении действияСВЕРХУ ВНИЗ:

Надо запомнить:

Кроме данного правила есть еще большой список слов исключений, а также слов иностранного происхождения в которых правописание ПРЕ-/ПРИ- нужно запомнить.

ПРАВОПИСАНИЕ Ы-И В КОРНЯХ СЛОВ ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением, например:

играть – подыграть, разыграть, сыграть искать – отыскать, подыскать, разыскать.

Надо запомнить: пединститут, Профиздат, спортинвентарь. Надо запомнить: взимать.

После приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется И: межинститутский, межимпериалистические, сверхизысканный, двухимпульсный и пр.

После иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-. Например: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, трансиорданский, панисламский.

СУФФИКС

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс обозначается острой крышечкой

Словообразовательные суффиксы – это такие суффиксы, с помощью которых образуются новые слова. Например: дом – домашний, учитель – учительская и т.д.

Словоизменительные (формообразующие) суффиксы – это такие суффиксы, с помощью которых образуются формы слов. Например: сделать – сделал (суффикс л образует прошедшее время глагола), великий – величайший ( суффикс айш образует превосходную степень прилагательного) и т.д.

Задание 9. Правописание корней слов

Правописание корней слов – это, на первый взгяд, простая тема. Тем более, что она изучается на уроках русского языка уже в начальной школе. Однако именно в корнях очень часто учащиеся делают ошибки.

Причины неправильного написания корней слов:

  • Незнание правил написания гласных и согласных в корне.
  • Неумение правильно подобрать проверяемое слово, по которому легко проверить и гласную, и согласную.
  • Ошибки в определении корней с чередующимися гласными. Проверка таких гласных ударением, что является грубейшей ошибкой. Чередующиеся гласные нужно писать только по правилу.
  • Часты случаи, когда среди слов с пропущенными орфограммами предлагаются такие, в которых буква пропущена в приставке!!! Будьте внимательны , не  перепутайте приставку с корнем (например: д…стоверный, здесь пропущена О в приставке)

Как видим, основная причина – незнание правил. Правила по русскому языку надо учить, ребята. Только тогда вы сможете правильно писать слова.

На ЕГЭ по русскому языку в задании № 8 необходимо найти из списка слов слово с проверяемой безударной гласной в корне и выписать это слово в бланк ответа. Таким образом, задание, по сравнению с предыдущими годами, значительно усложнилось. Теперь нужно не только найти это слово, но и очень хорошо знать, как оно пишется. Неверно написанное, но правильно найденное слово будет ошибочным ответом.

Учитесь правильно подбирать проверочные слова. В них на проверяемую гласную должно падать ударение:

 

полАскать котёнка- лАска

 

полОскать бельё –полОщет

 

стОрожил дом – стОрож

стАрожил дома- стАрый

Как выполнить задание №9

1.Исключите из списка слова с чередованием. Они не проверяются ударением, а пишутся по правилу.

Чередование букв А-О

Чередование букв И-Е

гар-гор

бер-бир

клан-клон

дер-дир

твар-твор

мер-мир

зар-зор

пер-пир

раст-ращ-рос

тер-тир

лаг-лож

блесмт-блист

плав-плов

стел-стил

скак-скоч

жег-жиг

мак-мок

чет-чит

равн-ровн

кас-кос

А(я)- им, ин ( занять- занимать)

                       ( понять –понимать)

2. Исключите из списка слова с непроверяемой гласной в корне. Данные слова легко находятся – это в основном слова иноязычного происхождения:

3. Оставшееся слово и будет ответом. Не забудьте проверить это слово ударением, чтобы быть точно уверенным в правильности ответа.

Больше тренируйтесь, выполняйте тестовые задания, упражнения. 

УДАЧИ!

Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

БУКВЫ Е/Ё/О В СУФФИКСАХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

«Пишется Ё»

1. В суффиксах глаголов –ёва-, -ёвыва- под ударением всегда пишется Ё после шипящих. Например: перекочёвывать, затушёвывать, заночёвывать и пр.

2. В суффиксах причастий –ённ- (-ён-) под ударением всегда пишется Ё после шипящих. Например: затушеванный, затушёван

3. Ё пишется в существительных и прилагательных образованных от глаголов и причастий. Например: тушёный – тушёнка, сгущённый – сгущёнка.

4. В отглагольных существительных пишется Ё. Например: корчёвка – корчевать, межёвка – межевать, рустушёвка – растушевать и пр.

«Пишется О/Е»

1. В существительных образованных от прилагательных пишется О. Например: грушовка – грушевый, ножовка – ножевой, алычовка – алычовый и пр.

2. В существительных, наречиях, полных и кратких прилагательных мужского рода под ударением пишется О. Например: слушок. дьячок, моржовый, чесучовый, горячо, княжон, смешон. Без ударения пишется Е. Например: сережек, грешен, страшен, нужен, должен, пуншевый, грушевый, неуклюже и пр.

СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ

ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Изменение глаголовпо лицам и числам называется спряжением.

СПРЯГАЮТСЯ глаголы только в изъявительном наклонении в форме настоящего и будущего времени.

СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ

ПРИЧАСТИЕ — особая форма глагола, кот. обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?читающий мальчик, читавший; читаемая книга, прочитанная.

СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Суффиксы –ИВ- и –ЕВ-

Под ударением –ИВ-: красивый, игривый, льстивый

Без ударения –ЕВ-: дождевой, сиреневый, краевой

          Искл.: милостивый, юродивый.

Суффиксы –ЛИВ- и –ЧИВ-, -ЕВ

Только с И: совестливый, опрометчивый

Запомнить:гуттаперчевый (= упругое вещество, как каучук), эмалевый – образованы при помощи суф. –ЕВ-

!  Суф. –ЛЕВ- и –ЧЕВ- в рус.яз. нет

Суффиксы –ИЙ-

Сущ. к// ч + ИЙ: извозчик – извозчичий, перевозчик – перевозчичий

В Им.п мягкого знака нет, а в косвенных падежах – пишется Ь:извозчичий – извозчичьего, извозчичьему

Суффиксы –ОВ- , –ОВАТ-, -ОВИТ-

Пишутся после твердых согласных (кроме Ц): деловой, беловатый, домовитый.

Под ударением после шипящих и Ц: ежовый, грошовый, перцовый

Суффиксы –ЕВ- ,–ЕВАТ- , -ЕВИТ-

Пишутся после мягких согласных, после шипящих и Ц:речевой, рыжеватый, глянцевитый

Без ударения: плюшевый, ключевой, ситцевый

Суффиксы –ОНЬК- ,–ЕНЬК –

 -ОНЬК- пишется после г, к, х: высоконький, лёгонький, сухонький

-ЕНЬК- после других согласных: зелененький, дешёвенький, тёпленький

Суффиксы –ИНСКИЙ ,–ЕНСКИЙ

Прилаг. заканчиваются на–ИНСКИЙ:

1)    от сущ. на –А, -Я, -Ы, -И: Ельня – ельнинский, Мытищи – мытищинский

2)    от сущ, от которых возможно образование притяжательных прилаг:Мария – Маиин- мариинский,сестра – сестрин – сестринский

3)    от сущ на –ИН: воин – воинский

В остальных случаях на –ЕНСКИЙ:Керчь – керченский,нищий – нищенский

Следует обратить внимание на написание:Коломна – коломенский, Крапивна – крапивенский, Ливны – ливенский, Инза – инзенский, Лопасня – лопасненский, Пенза – пензенский, Пресня — пресненский

Суффиксы –ЧАТ-, -АТ-, -АН-

Перед суф. –ЧАТ- Ц // Т :ресница – реснитчатый, черепица – черепитчатый.

Различается написание согласных перед суф. –АТ-, -АН- в прилаг. — дощатый, брусчатый

-Щ- пишется, когда обозначаемые ею звуки относятся к одной морфеме:

                                           Доска – дощ-ат-ый,          воск– вощ-ан-ой

Но:брус – брус-ок – брус-к-а – брус-ч-ат-ый (слышится бру/щ,/ атый, но писать нужно брусчатый).

СУФФИКСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Правописание корней слов — правила

Чтобы понять, как решать 9 задание ЕГЭ по русскому, нужно уметь различать группы корней со стандартным чередованием, а также знать исключения, и помнить уже обозначенное чередование -и-/-а-(-я-).

Стоит обратить внимание, что разбор 9 задания ЕГЭ по русскому должен учитывать такое явление, как омонимию. Чередующиеся корни имеют тот же смысл, именно поэтому слова мерить (производить измерения) и мирить (сближать людей) не будут корнями с чередованием, а вот слова умереть (прекратить жить) и умирать (прекращать жить) будут ими

Всего на ЕГЭ встречается девять корней, которые часто путают с омонимичными и которые чередуются в определенном значении:

  • -кас-/-кос- — дотрагиваться,
  • -дер-/-дир- — снимать верхний слой,
  • -мер-/-мир- — перестать что-то делать,
  • -тер-/-тир- — размазывать,
  • -твар-/-твор- — создавать,
  • -зар-/-зор- — утро (заря),
  • -чет-/-чит- — совмещать, убавлять,
  • -клан-/-клон- — нагибаться,
  • -плав-/-плов- — передвигаться по воде.

Также существуют нюансы проверки гласных. Смысл проверяемого и проверочного слов должен совпадать: так, седеть (от страха) нельзя проверить деепричастием сидя (на стуле), так как значение у слов абсолютно различен.

Таким образом, чтобы понять, как решать 9 задание ЕГЭ по русскому, нужно заранее изучить корни с чередованием и правила их употребления, а также запомнить и научиться применять алгоритм решения. Тогда разбор 9 задания ЕГЭ по русскому будет даваться легко, а это принесет желанные баллы за экзамен.

Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм выполнения (план работы):

  1. Внимательно прочитайте все слова.
  2. Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений: причастия и деепричастия.
  3. Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)

Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ?

Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием

Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.

Тема: «Корни слов»

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2022 году

Задача 1

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. трен…р, к…вёр, к…стёр
  2. заст…лить, ст…кан, …

Задача 2

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. б…сквит, т…ория, прик…сновение
  2. з…ря, уб…ра…

Задача 3

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. разг…вор, изм…нить, зап…кать
  2. предл…гать, уб…

Задача 4

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. пл…вчиха, зан…маемый, пол…мизировать
  2. разг……

Задача 5

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. бл…стать, обм…кнуть, р…внение
  2. ск…чок, те…р…

Задача 6

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. к…морка, аф…ризм, п…лисадник
  2. инт…ллигент,…

Задача 7

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. ук…ротить, р…скошный, зав…щание
  2. т…рпеливый,…

Задача 8

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. расст…лается, прил…жение, водор…сли
  2. прен…б…

Задача 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. п…рспектива, к…мбинезон, с…муляция
  2. су…

Задача 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. р…птать, прик…снуться, гр…мадный
  2. гр…фически…

Задача 11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. накл…нился, прен…брегать, тр…туар
  2. выр…щенн…

Задача 12

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • вт…хомолку
  • сотв…рение
  • с…луэт
  • акв…рель
  • к…вычки

Задача 13

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • к…нцелярский
  • в…ранда
  • возр…ждение
  • сд…рёт
  • отн…мать

Задача 14

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • оз…рённый
  • вент…лятор
  • погл…щённый
  • прир…щение
  • б…нокль

Задача 15

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • р…внина
  • пром…кашка
  • посв…щение
  • к…мыш
  • накл…няться

Задача 16

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • предв…щать
  • зап…рать
  • сент…ментальный
  • к…мпромисс
  • в…жатый …

Задача 17

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • выр…вненный
  • т…инственный
  • д…серт
  • расст…лается
  • од…колон

Задача 18

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • с…рпантин
  • упр…стить
  • зар…внять
  • пор…сль
  • ф…шенебельный

Задача 19

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • предв…щать
  • огл…нулся
  • през…дент
  • ш…ловливый
  • прик…саться

Задача 20

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • наб…рать
  • в…ранда
  • д…кументальный
  • сч…стливый
  • б…рюзовый …

1

Теория к заданию 9 по русскому языку: Корни слов

Сложности и изменения в задании № 9

Что изменилось

Раньше было 5 рядов: в каждом по три слова с пропущенными буквами. В этом году пропусков в словах нет, все они написаны правильно. От выпускника требуется определить ряды слов, в которых содержится либо проверяемая, либо непроверяемая, либо чередующаяся гласная в корне. Если раньше пропущенная буква ясно указывала на корень, то теперь выпускнику нужно самостоятельно выполнить морфемный анализ.

Пример задания № 9 с пропуском букв из демоверсии ЕГЭ 2020 года

Пример задания № 9 без пропусков букв из демоверсии ЕГЭ 2021 года

Первая сложность

Основная сложность задания № 9 в том, что оно проверяет не сформированный навык грамотного письма, а только начальный этап: определение типа орфограммы. У большинства школьников за годы обучения в среднем и старшем звене написание слов дошло до автоматизма. В ЕГЭ нужно будет вернуться назад и вспомнить, какая в слове орфограмма: проверяемая, непроверяемая или чередующаяся гласная.

Вторая сложность

В корне слова может быть несколько безударных гласных. Например, «систематизировать»: первая — непроверяемая, вторую проверим однокоренным «система». Возникает вопрос, к какой категории относить это слово. Его можно указать как правильный вариант и в ряду с проверяемыми гласными, и в ряду с непроверяемыми. Здесь нужно быть внимательным, чтобы ничего не упустить.

Третья сложность

В задании могут встретиться омонимичные корни с чередованием и без:

   покосился — косо — с проверяемой гласной,

   прикоснулся — прикасался — с чередующейся.

В русском языке таких примеров немало.

Четвёртая сложность

Иногда написание слова мы можем объяснить этимологически. Например, «обаятельный» происходит от глагола «баять», поэтому в корне пишется буква «а». Однако такой анализ не работает при выполнении задания № 9: с точки зрения современного русского языка «обаятельный» и «баять» не родственники. Тот, кто углублённо занимается словесностью, знает множество подобных примеров, и на экзамене такая осведомлённость может обернуться неверным ответом. Остаётся надеяться, что в КИМ встретятся только слова, которые прошли тщательную экспертизу и не допускают разных толкований.

Степенные выражения

Для того, чтобы найти значение выражения со степенями, вам понадобятся формулы для вычисления степеней. Приведем самые распространенные из них, на которые обычно дается задание нахождения значения выражения со степенями. Вы должны четко понимать, что если число находится в какой то степени, то оно не свободное, оно в отношении степени. И нельзя сократить два числа в дроби, если у них одно основание и разные показатели степени. Или если разные основания и разные показатели степени.

Например, вот здесь   мы никак не можем получить . Потому что мы не имеем право делить 6 на 2, пока 6 находится в степени. И 2 находится в степени. Степень вообще всегда первое действие. То есть среди действий +, — ,  : ,   и степень, мы сначала будем возводить в степень. Именно это свойство степени проверяется, например, в этом задании:

Найдите значение выражения . Мы не можем сократить 3 и 9, потому что они находятся в отношении степени. И нам нужно сначала возвести в степень. Только потом мы можем разделить числитель на знаменатель.

Итак, найдем значение этого выражения: .

Здесь мы использовали свойство степени при делении степеней с одинаковыми основаниями. Приведем все необходимые для решения данных заданий свойства степеней:

Давайте рассмотрим еще несколько заданий.

Задание 9. Правописание корней слов

Правописание корней слов – это, на первый взгяд, простая тема. Тем более, что она изучается на уроках русского языка уже в начальной школе. Однако именно в корнях очень часто учащиеся делают ошибки.

Причины неправильного написания корней слов:

  • Незнание правил написания гласных и согласных в корне.
  • Неумение правильно подобрать проверяемое слово, по которому легко проверить и гласную, и согласную.
  • Ошибки в определении корней с чередующимися гласными. Проверка таких гласных ударением, что является грубейшей ошибкой. Чередующиеся гласные нужно писать только по правилу.
  • Часты случаи, когда среди слов с пропущенными орфограммами предлагаются такие, в которых буква пропущена в приставке!!! Будьте внимательны , не  перепутайте приставку с корнем (например: д…стоверный, здесь пропущена О в приставке)

Как видим, основная причина – незнание правил. Правила по русскому языку надо учить, ребята. Только тогда вы сможете правильно писать слова.

На ЕГЭ по русскому языку в задании № 8 необходимо найти из списка слов слово с проверяемой безударной гласной в корне и выписать это слово в бланк ответа. Таким образом, задание, по сравнению с предыдущими годами, значительно усложнилось. Теперь нужно не только найти это слово, но и очень хорошо знать, как оно пишется. Неверно написанное, но правильно найденное слово будет ошибочным ответом.

Учитесь правильно подбирать проверочные слова. В них на проверяемую гласную должно падать ударение:

 

полАскать котёнка- лАска

 

полОскать бельё –полОщет

 

стОрожил дом – стОрож

стАрожил дома- стАрый

Как выполнить задание №9

1.Исключите из списка слова с чередованием. Они не проверяются ударением, а пишутся по правилу.

Чередование букв А-О

Чередование букв И-Е

гар-гор

бер-бир

клан-клон

дер-дир

твар-твор

мер-мир

зар-зор

пер-пир

раст-ращ-рос

тер-тир

лаг-лож

блесмт-блист

плав-плов

стел-стил

скак-скоч

жег-жиг

мак-мок

чет-чит

равн-ровн

кас-кос

А(я)- им, ин ( занять- занимать)

                       ( понять –понимать)

2. Исключите из списка слова с непроверяемой гласной в корне. Данные слова легко находятся – это в основном слова иноязычного происхождения:

3. Оставшееся слово и будет ответом. Не забудьте проверить это слово ударением, чтобы быть точно уверенным в правильности ответа.

Больше тренируйтесь, выполняйте тестовые задания, упражнения. 

УДАЧИ!

Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.