Аграрные вузы россии 2021

Примечания

  1. В 1890 году, после постройки трёхэтажного здания общежития (1887) по проекту С. И. Тихомирова, флигель был переделан под учебные нужды, в частности, для кафедр частной зоотехнии и кафедры зоологии и энтомологии.
  2. В 1883 году, спустя 3 года после пожара, здесь по проекту Китнера было выстроено новое двухэтажное здание, в котором разместились различные лаборатории, в том числе агрономическая лаборатория Прянишникова и бактериологическая лаборатория, а на втором этаже 4 квартиры для профессоров и ассистентов. В 1914 году оно было капитально перестроено по проекту П. П. Смиренкина.
  3. . Памятники архитектуры Москвы & области.
  4. .
  5. ↑ , с. 50.
  6. , с. 53.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2012.
  8. Иверонов — статья из Большой советской энциклопедии. 
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2012.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2012.
  11. Михаил Иванович Придорогин (1862—1923)

Оставить нельзя модернизировать

Стремительный прогресс технологий затрагивает все отрасли экономики, в том числе и сельскохозяйственную. Облик и условия развития мирового агропромышленного комплекса (АПК) кардинально изменятся уже в ближайшее десятиления, прогнозируют учёные.

Новый этап технологического развития в мире получил название «АgroTech 4.0» (АПК 4.0). Его основы — внедрение «умных» решений, био- и нанотехнологий, робототехники, растущее влияние потребителей и новых ценностных ориентиров, изменения в структуре ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности.

Всё это меняет структуру занятости — с одной стороны снижается зависимость от низкоквалифицированной рабочей силы и ставится под вопрос актуальность отдельных профессий, с другой — растут и быстро меняются требования к ключевым компетенциям.

В результате одним из трендов трансформации мирового АПК становится формирование новой модели аграрного образования. Её основные черты: междисциплинарность и развитие на стыке разных областей научных знаний, растущий в геометрической прогрессии объём научной информации, переход к «экономике знаний», главным ресурсом которой являются компетенции. Университеты, управляющие созданием этого ресурса, приобретают новую ролевую характеристику, преобразуясь в «предпринимательские университеты», которые совмещают научно-образовательную, инновационную и бизнес-функцию.

«Образовательный конвейер»

Система аграрного образования в США основана на концепции «образовательного конвейера», что означает поддержку непрерывности и преемственности — обучение в течение всей жизни, начиная со средней школы.

В сфере обеспечения качества образования существуют две базовые программы (в комплексе охватывают все образовательные ступени от начальной школы до магистратуры): SPECA (Secondary Education, Two-Year Postsecondary Education, and Agriculture in the K-12 Classroom Challenge Grants Program) и HEC (Higher Education Challenge).

SPECA направлена на повышение качества образования в средних школах и колледжах. Её конечная цель — увеличение числа и разнообразия учеников, которые будут продолжать обучение на ступенях среднего специального образования, переходящего в бакалавриат.

HEC (Higher Education Challenge) же укрепляет образовательный потенциал университетов. Эта программа преследует две ключевые цели — повышение качества обучения бакалавров, магистров и первых профессиональных степеней в области ветеринарии.

Помимо этих двух программ существует ещё много других, направленных, например, на поддержку института аграрного образования в школах, внедрение STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) на всех участках образовательного конвейера, поддержку инновационных исследований для малого бизнеса, развитие партнёрств между частными организациями и государственными научно-исследовательскими центрами. В 2019 году по программам таких партнерств (SBIR — Small Business Innovation Research и STTR — Small Business Technology Transfer) была оказана поддержка 106 проектам на общую сумму 24 млн долларов.

Какие профессии можно освоить в сельхоз академии

Сельскохозяйственная отрасль – это не только выращивание овощных и фруктовых культур. Она предлагает множество разных и интересных профессий. Вы можете выбрать на кого пойти учиться исходя из своих интересов и способностей. Получить высшее образование в области сельского хозяйства несложно, средний проходной балл ЕГЭ сравнительно низкий. Сельхоз академии выпускают следующих специалистов: 

Агроном, в точном смысле этого слова, занимается посадкой и сбором урожая, заготовкой удобрений, борьбой с вредителями. Он должен разбираться в биологии, химии, ботанике, современных технологиях в области сельского хозяйства и климатических условиях. Зарплата агронома сильно колеблется — от 25 000 до 150 000 рублей. Чтобы получить эту профессию, нужно поступить на бакалавриат по программам 35.03.04 Агрономия и 35.03.05 Садоводство.

Ландшафтный дизайнер занимается разработкой и созданием садов, парков и прочих участков. Он должен обладать художественным вкусом, любить природу, разбираться в ботанике и уметь рисовать. Зарплата ландшафтного дизайнера от 30 000 и выше. Для получения этой профессии, поступайте по программе подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура.  

Агроинженер – это специалист по сельскохозяйственной технике и оборудованию. Он должен обладать техническим мышлением, иметь рациональный подход к использованию ресурсов и общие знания в области биологии и ботаники. Зарплата агроинженера от 20 000 до 45 000 рублей. Получить эту профессию можно, поступив на бакалавриат по программе подготовки 35.03.06 Агроинженерия. 

Агрохимик, почвовед занимается изучением состава, свойств, развития и рационального использования почвенного покрова. Он должен знать биологию, землеустройство, почвоведение, разбираться в географии и геологии, уметь отбирать пробы грунта и удобрений. Зарплата агрохимика от 15 000 до 60 000 рублей. Обучиться этой профессии можно по программе подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение. 

Ихтиолог-рыболов работает на рыбном производстве, то есть искусственное разведение рыб.  Он должен уметь выращивать не только саму рыбу, но и ее корм. Зарплата ихтиолога-рыболова может достигать 120 000 рублей. Получить эту профессию можно по программам подготовки 35.03.09 Промышленное рыболовство и 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура.

Зоотехник более известен под названием животновод. Занимается он уходом и разведением домашнего скота и птицы. Помимо самой зоотехнии, специалист должен знать основы ветеринарии, уметь составлять оптимальный рацион питания скота и владеть технологиями заготовки кормов. Зарплата зоотехника составляет от 20 000 до 90 000 рублей. Этой специальностью можно овладеть, поступив на бакалавриат по программе подготовки 36.03.02 Зоотехния.

Ветеринар более понятная профессия, особенно для любителей домашних питомцев. Он, как Айболит, лечит животных. Ветеринар по роду своей деятельности должен любить живность. Зарплата у ветеринара начинается от 25 000 рублей и достигает 120 000 рублей. Получить эту специальность можно по программе подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза.  

Технолог деревообработки – одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий. Он занимается обработкой древесины с помощью различных технологий. Еще он отвечает за разработку новых методов деревообработки, контроль качества их выполнения и ищет способы снижения бракованной продукции. Минимальная зарплата технолога деревообработки составляет 30 000 рублей и достигает 150 000 рублей. Получить эту профессию можно по программам подготовки 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств и 35.03.01 Лесное дело.

Сельхоз-технолог – это специалист широкого профиля, он занимается как выращиванием сельхоз культур, так и разведением домашнего скота. Он должен иметь знания в области, биологии, зоологии, животноводства, ветеринарии и ботаник. Зарплата сельхоз технолога от 25 000 рублей до 100 000 рублей. Эту профессию можно освоить, поступив на бакалавриат по программе подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции. 

О Курской государственной сельскохозяйственной академии имени И.И. Иванова — Курская ГСХА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова» – один из крупнейших сельскохозяйственных вузов Центрального Черноземья.

15 мая 1951 года Совет министров СССР принял постановление № 1618 о создании сельскохозяйственного института в Курской области. Первоначально институт располагался в селе Марьино Курской области. В его структуре было 3 факультета: агрономический, механизации сельского хозяйства и гидромелиоративный. Набор студентов в год открытия вуза составил 275 человек. Директором был назначен выпускник Воронежского сельскохозяйственного института, участник Великой Отечественной войны Солодовников Николай Иванович.

30 августа 1951 года было принято распоряжение № 15826-р об открытии сельскохозяйственного института в 1954 году в областном центре – г. Курске. Студенты были переведены в Воронежский СХИ. В Курске началось строительство учебного корпуса и двух общежитий на 440 мест каждое.

Набор студентов именно в Курске был осуществлен в 1956 году и составил 100 человек на два факультета: агрономический и зоотехнический. В этом же году были открыты первые шесть кафедр: химии, высшей математики и физики с курсом метеорологии, ботаники, растениеводства, физиологии с курсом микробиологии и военная. В 1956 году было организовано учебно-опытное хозяйство института, в 1958 году – заочное отделение, одногодичная школа и шестимесячные курсы повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов. В 1961 году состоялся первый набор студентов на факультет механизации сельского хозяйства. В конце 1963 года завершилось строительство главного учебного корпуса, который окончательно вступил в эксплуатацию осенью 1964 года. В 1966 году был открыт экономический факультет, а в 1971 году – ветеринарный. Курский сельскохозяйственный институт превратился в один из крупнейших аграрных вузов страны. В 1970 году Курскому СХИ было присвоено имя выдающегося русского ученого-биолога профессора Ильи Ивановича Иванова. Он внес крупнейший вклад в зоотехническую науку. Его исследования в области биологии размножения домашних животных привели к созданию зоотехнического метода искусственного осеменения, широко применяющегося в практике современного отечественного и зарубежного животноводства.

В 1994 году институт был преобразован в академию.

Сегодня в Курской ГСХА на 6 факультетах получают высшее образование более 8 тысяч студентов. Помимо этого в академии действует факультете среднего профессионального образования и специальный факультет.

Учебный процесс осуществляют более 500 преподавателей, из них 73 доктора наук, профессора и 253 кандидата наук, доцента. Академия является крупным научным центром Центрального Черноземья, в ней действует 18 научных школ. В вузе осуществляется подготовка аспирантов по 18 специальностям, работают диссертационные советы.

В вузе работает центр воспитательной работы. Студенты имеют возможность развивать свои способности и таланты в 12 студиях и кружках, 15 спортивных секциях. Широко известны и любимы в Курске такие коллективы академии, как студия бального танца «Грация», вокальный квартет «Бриз», студия эстрадного танца «Арт-дэнс».

Курская ГСХА сотрудничает с 14 странами мира. Установлен тесный контакт с вузами Германии, Нидерландов, США, Великобритании, Франции, Швейцарии и других стран, где студенты академии проходят стажировки. Для студентов, желающих улучшить свою языковую подготовку, действуют курсы интенсивной подготовки.

Курская ГСХА – учебно-научный комплекс с развитой инфраструктурой. В социальную инфраструктуру вуза входят 6 студенческих общежитий. Горячее питание обеспечивается в столовой, во всех учебных корпусах работают буфеты, действует студенческое кафе.

Подготовка специалистов ведется на бюджетной основе согласно контрольным цифрам приема студентов. Академия также проводит набор абитуриентов по целевому приему за счет средств федерального бюджета, а также сверх контрольных цифр приема с полной компенсацией затрат на обучение (то есть на платной основе). Формы обучения: очная, заочная, сокращенная.

Продолжая традиции успешной реализации образовательной политики, коллектив вуза поддерживает статус Курской ГСХА как одного из лучших вузов страны, как вуза, имеющего мировое признание.

РГАЗУ

ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный заочный университет»

РГАЗУ – один из ведущих аграрных вузов России.

 Университет ведет подготовку специалистов на факультетах: агрономическом; зооинженерном; экономическом; механизации и технического сервиса, энергетики и охраны водных ресурсов; среднего профессионального образования и факультете дополнительного профессионального образования. В состав РГАЗУ входит институт коммерции, менеджмента и инновационных технологий. В настоящее время студенты обучаются по 23 образовательным программам высшего профессионального образования. Расположен на площади 56 гектаров — в центральной части городского округа Балашиха. Уникальное отличие университета — живописный парк с усадьбой «Пехра-Яковлевская», которые являются памятником архитектуры Федерального значения.

Для проведения практических и лабораторных занятий в университете имеется 97 лабораторий, оснащенных современным оборудованием.

На территории, занимаемой РГАЗУ, находятся 14 учебных корпусов, 3 студенческих общежития, спортивный зал, гостиница, библиотека, читальный зал, столовая, собственная типография.

В 2009 году сдан новый современный корпус на 17 тысяч квадратных метров, отвечающий всем требованиям мирового образовательного пространства.

К ведению образовательного процесса в университете привлечены высококвалифицированные преподаватели, из них доктора наук, профессора составляют 24,8%, кандидаты наук, доценты – 49,5%.

Российский государственный аграрный заочный университет, как специализированный вуз, успешно развивает систему заочного аграрного образования на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Мы гордимся тем, что РГАЗУ – пионер в области применения информационных технологий в аграрном образовании.

Система дистанционного обучения в университете развивается на платформе MOODLE, одной из самых популярных в мире. Эта платформа позволяет разместить структурированные учебно-методические материалы и эффективно организовать интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентом. На платформе дистанционного обучения открыт доступ к учебно-методическим комплексам по всем специальностям университета.

Занятия в режиме видеоконференций: чтение лекций, проведение семинаров и консультаций ведущими профессорами и доцентами в режиме реального времени стали реальностью для студентов нашего университета, обучающихся в Туле, Смоленске, Калуге, Арзамасе, Владимире и других городах. Эта система гармонично интегрирована в систему традиционного заочного образования, без отрыва от основной деятельности, дополняя и развивая ее, обеспечивая новое качество заочного аграрного образования.

В РГАЗУ традиционно большое внимание уделяется подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре по 22 специальностям и докторантуре – по 8 специальностям,  работают 5 докторских диссертационных советов. Как учебно-методический центр высшего заочного сельскохозяйственного образования, университет поддерживает деловые отношения со всеми сельскохозяйственными вузами России, стран СНГ, осуществляющими подготовку специалистов для сельского хозяйства

Университет сотрудничает с зарубежными университетами, осуществляется обмен опытом. За последнее время университет посетили делегации из Германии, Болгарии, Китая. Преподаватели университета принимали участие в международных конференциях и семинарах в Германии, Южной Корее, Швейцарии, Италии, Болгарии и других странах

Как учебно-методический центр высшего заочного сельскохозяйственного образования, университет поддерживает деловые отношения со всеми сельскохозяйственными вузами России, стран СНГ, осуществляющими подготовку специалистов для сельского хозяйства. Университет сотрудничает с зарубежными университетами, осуществляется обмен опытом. За последнее время университет посетили делегации из Германии, Болгарии, Китая. Преподаватели университета принимали участие в международных конференциях и семинарах в Германии, Южной Корее, Швейцарии, Италии, Болгарии и других странах.

В университете достаточно активно развивается социокультурная и спортивно-массовая работа. В свободное время студенты участвуют в различных культурных мероприятиях: вечерах поэзии, песни, студенческих дискотеках, посещают московские театры, музеи, выставки, функционируют творческие коллективы: театральная студия и КВН, студия вокального ансамбля, студия спортивных танцев. Созданы спортивные секции по волейболу, баскетболу, мини-футболу, теннису.

Библиотека

Со времени открытия Петровской земледельческой и лесной академии 3 декабря 1865 года согласно её Уставу появилась и библиотека. Открытию её предшествовал ряд организационных мероприятий, и прежде всего формирование фонда. В основном фонд составили пожертвования учреждений и частных лиц; из частных лиц самое крупное пожертвование было сделано первым директором Н. И. Железновым; среди крупных дарителей — библиотека Академии наук, Императорская публичная библиотека, Императорское Вольное экономическое общество, Санкт-Петербургский лесной институт. Первым библиотекарем был назначен профессор В. Н. Андреев; была выбрана библиотечная комиссия из трёх профессоров под председательством профессора Э. Б. Шене; 9 апреля 1866 года в штате библиотеки появился ещё один сотрудник — слушатель академии Г. Гофман.

С 1877 года по решению Совета академии начала действовать учебная библиотека; главная библиотека стала именоваться фундаментальной, а учебная — библиотекой учебных пособий. В неё из главной библиотеки было передано 238 учебников и учебных пособий и выделен один читальный зал. Только с 1895 года у библиотеки учебных пособий появились денежные средства для самостоятельного комплектования. Однако на протяжении всех лет значительным источником пополнения книжных фондов были пожертвования профессоров и воспитанников академии; в разное время библиотека получила ценнейшие дары: в 1867 году по завещанию профессора И. Д. Ауэрбаха почти 800 томов; от профессора М. И. Придорогина 830 томов по зоотехнии; по завещанию профессора В. Ф. Болдарева многочисленное собрание книг по сельскохозяйственной энтомологии; от профессоров Московского университета А. П. Богданова и Н. Ю. Зографа — более 6000 томов книг по биологии и зоологии.

В 1894—1919 годах директором библиотеки был Карл Фёдорович Арнольд.

В начале января 1915 года в фундаментальной библиотеке насчитывалось 62986 томов научных книг, включающих более 20 тысяч названий, 52 % — на русском языке; библиотека имела несколько каталогов: алфавитный книг, систематический книг, алфавитный периодических изданий на русском языке и иностранных (английском, немецком).

К 1917 году библиотека заняла почти весь первый этаж главного здания и значительную часть подвального помещения. В это же время на ряде кафедр стихийно стали возникать кафедральные библиотеки из пожертвований преподавателей и слушателей кафедр, состоявшие из рукописных лекций, отчетов, книг, периодических изданий.

В первые годы существования посещаемость библиотеки не превышала 800 человек в год. Это в значительной мере объяснялось жёстким режимом, установленным в правилах пользования книгами библиотеки. Лишь в 1905 году был отменён тройной залог, который должны были вносить студенты при получении книг. Отменено было также запрещение студентам получать на дом периодические издания. Библиотека стала работать ежедневно и более продолжительное время, не закрывалась и во время каникул.

Участники рейтинга из Москвы показать весь рейтинг

1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
2. Московский физико-технический институт (государственный университет)
3. Национальный исследовательский ядерный университет `МИФИ`
5. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
6. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
8. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
11. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
15. Финансовый университет при Правительстве РФ
17. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
18. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
19. Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
20. Российский университет дружбы народов
22. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
23. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
24. Национальный исследовательский университет `МЭИ`
25. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
29. Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации
34. Московский государственный лингвистический университет
35. Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
37. Московский государственный строительный университет
45. Московский педагогический государственный университет
48. Российский государственный гуманитарный университет
51. Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева
60. Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
61. Московский государственный технологический университет `СТАНКИН`
63. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
64. МИРЭА — Российский технологический университет
71. Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
74. Московский государственный областной университет
75. Государственный университет управления
80. Московский городской педагогический университет
95. Российский новый университет

Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило ежегодный рейтинг 100 лучших вузов России. Рейтинг выявил противоречие между приоритетами вузов и ожиданиями студентов: руководство вузов озадачено тем, как нарастить количество научных публикаций, для студентов же главная проблема – слабая связь университетов с работодателями.
Полная версия рейтинга: https://raex-a.ru/rankings/vuz/vuz_2019

История

Почтовая марка СССР, 1965 год

Почтовая марка России, 2015 год

Датой основания считается 3 декабря 1865 года, когда вышло распоряжение об открытии Петровской земледельческой и лесной академии. 25 января 1866 года состоялось открытие лекций.

Имперский период

Основная статья: Петровская сельскохозяйственная академия

27 октября 1865 года утверждён Устав академии. 3 декабря 1865 года объявлено распоряжение правительства об её открытии; открыты два отделения — сельскохозяйственное и лесное.

25 января 1866 года прочитаны первые лекции. С 1871 года началось преподавание садоводства и огородничества.

По новому Уставу от 16 июня 1873 года академия стала государственным вузом. В 1878—1879 годах в академии был организован лесохозяйственный музей, заложен лесной питомник, на опытном поле открылась метеорологическая станция.

В 1889 году принят новый Устав; ликвидируется лесное отделение; изменяется название: до 1894 года — Петровская сельскохозяйственная академия.

1 февраля 1894 года академия была закрыта. В июне 1894 года учреждён Московский сельскохозяйственный институт. В 1895—1898 годах заложен ботанический сад.

Советский период

Памятник Клименту Тимирязеву на территории академии

В 1917 году восстановлено название — Петровская сельскохозяйственная академия, изменены устав и организационная структура, созданы новые учебные планы и программы.

В декабре 1923 года вуз получил новое название — Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева; обучение было трёхгодичным, существовало 3 факультета: агрономический, экономический и инженерный.

В начале 1930-х годов на базе факультетов академии созданы Гидромелиоративный институт, Институт инженеров сельскохозяйственного производства, Институт рыбной промышленности.

В 1941 году Сельскохозяйственная академия имени Тимирязева являлась вузом Наркомзема СССР и имела почтовый адрес: город Москва, Новое шоссе, дом 10.

Основная деятельность Тимирязевской академии не прерывалась в военные годы. Временно она находилась в Самарканде, но уже в 1943 году возобновились занятия в Москве.

Современный период

В 1994 году утверждён Устав и название Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева (МСХА). В 2001 году принят новый Устав академии.

20 июня 2005 года академия переименована в Федеральное государственное образовательное учреждение «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева» (ФГОУ ВПО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева).

11 сентября 2008 года указом президента Российской Федерации № 1343 в целях сохранения историко-культурного наследия народов Российской Федерации университет включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 2009 году университет получил статус базовой организации государств — участников СНГ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области аграрного образования.

20 мая 2013 года приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации была начата реорганизация университета путём присоединения к нему ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина» и ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет природообустройства». 4 апреля 2014 года присоединение было завершено.

В 2017 году РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева признан базовой организацией Министерства сельского хозяйства РФ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области агропромышленного комплекса.

В ноябре 2019 года приказом министра сельского хозяйства на должность ректора назначен Академик РАН, профессор В. И. Трухачев. Учёный является председателем Ассоциации аграрных вузов РФ «Агрообразование» и входит в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.