Об академии яндекса

Чтобы преодолеть страх

Бояться учиться — нормально. Учиться будучи взрослым — это значит все время узнавать, что ты чего-то не знаешь. Многих это пугает, даже если они не отдают себе в этом отчета.

Но учиться будучи взрослым — это еще и применять новые знания на работе прямо завтра, видеть, что вот этот конкретный материал тебе правда не особенно нужен, и переключаться на более актуальный, не боясь, что отчислят. Это контроль над своим образованием, которого мы зачастую лишены в школах и вузах.

Верьте в себя и учитесь.

Здесь можно посмотреть все курсы Академии Яндекса. Верстка, машинное обучение, написание кода на C++ и многое другое.

Университет ИТМО

Чему мы учим?

Совместная программа Университета ИТМО и Яндекса открылась в 2020 году. Здесь готовят специалистов, способных создавать, адаптировать и применять методы анализа данных в разных предметных областях, используя технологии машинного обучения, в том числе: анализ временных рядов, интеллектуальный анализ текстов на естественном языке, анализ изображений и звуков, компьютерное зрение.

У магистрантов есть возможность посещать курсы Computer Science Center, которые входят в учебный план. Среди основных предметов: машинное обучение, хранение и обработка больших данных, прикладная статистика, методы оптимизации и другие. Также на программе преподаются прикладные курсы, которые студенты могут выбрать в рамках индивидуальной образовательной траектории.

Для успешного обучения в магистратуре «Аналитика данных» студентам необходимо знание алгебры, математического анализа и теории вероятностей, а также владение каким-нибудь из языков программирования.

Как поступить?

Для сдачи вступительных испытаний необходимо подать документы в приемную комиссию Университета ИТМО. Если вы хотите поступить или задать вопрос о программе, пишите Ольге Борисовне Егоровой.

Николай Ложкарев, руководитель группы коммерческих решений в Поисковом портале

Программирование — это ремесло. А computer science — наука. Хочется не просто заниматься программированием, но и знать, как это делать с научной точки зрения. Изучать такие фундаментальные вещи по книжкам — даже Кормена — тяжело, прочитал и забыл, а когда вы занимаетесь спортивным программированием — решаете задачи на время — ваши знания всегда актуальны. Поэтому я люблю такие соревнования.

Я участвовал и в командных, и в индивидуальных «забегах», везде было интересно: Google Code Jam, Facebook Hacker Cup, ICFP Programming Contest. Больше всего мне нравится быть один на один с алгоритмом.

Чемпионат Яндекса — это спорт. Всегда есть какие-то таймлайны, дедлайны. Надо быстро думать, быстро кодить. Как правило, у вас есть 40 минут на одну задачу, что соответствует алгоритмическим секциям на собеседованиях.

В чемпионате Яндекса я участвовал несколько лет подряд в свободное от работы время. В какой-то год прошёл только первый этап, в другой — вышел во второй. В прошлом году выбрал трек по бэкенд-разработке. Не ожидал победы, амбициозных целей не ставил. Скорее просто тренировался в решении задачек.

Когда вы участвуете в соревнованиях, вами могут заинтересоваться рекрутеры. Меня приглашали на собеседование в Яндекс несколько раз. Я отказывался, потому что не чувствовал, что готов и смогу пройти такой строгий отбор. В прошлом году после очередного чемпионата мне писали и летом, и осенью. Подумал, сколько можно отказывать, нужно попробовать.

На собеседовании было удивительное ощущение, что задачи попались лёгкие. Во многом помог Yandex Cup: вопросы больше не пугают, решения находятся легко. И я прошёл, а потом понял, что не стоило так долго ждать. Если я хотел два года назад попасть в Яндекс, стоило сразу пойти на собеседование. Если бы мне отказали, всё равно получил бы фидбэк.

Я много лет проработал в менее динамичных, чем хотелось бы, условиях. Когда ты старший разработчик, потом тимлид — до Яндекса я тоже был тимлидом — меньше пишешь код, больше занимаешься управлением. Спортивное программирование помогает поддерживать скорость написания кода и не забывать фундаментальные алгоритмы. Успешным программистом можно быть и без знания этих алгоритмов. Код работает, причин для оптимизации нет, есть время на тестирование и расчёты. Вы можете писать неоптимальный код, использовать неоптимальные структуры данных — всё будет работать. Так и всю жизнь провести можно! В Яндексе не так, скучать не приходится, релизы могут быть хоть каждый день.

Чтобы вырасти из разработчика в менеджера, мало разбираться в процессах и управлять людьми. Нужно уметь и код написать, и найти бизнес-решение, и SQL-запрос сделать

И конечно важно понимать, что рутинные задачи — это тоже часть работы.  

Мои ожидания от Яндекса в какой-то степени совпали с реальностью. Мне повезло, я попал в команду, которая делает одновременно продукт для бизнеса и для обычных клиентов. И я рад, что могу видеть результат своей работы напрямую.

Елена Дзятко, аналитик-разработчик службы антифрода в Поисковом портале

Есть люди, которые любят олимпиадные задачки и постоянно ходят на соревнования. Я из таких, но в чемпионатах по программированию Яндекса никогда не участвовала. Знала, что задачи у них интересные, сложные и нигде не повторяются. Хотелось познакомиться с ребятами и попробовать свои силы.

На первом — пробном — этапе было непонятно, сколько задач я сделала правильно и на каком я месте. На втором уже начала зарабатывать баллы. В финал вместе со мной вышли несколько участников. Чтобы мы могли задавать вопросы организаторам и общаться друг с другом, организаторы создали чат.

Мы должны были не просто правильно решить задание, но и отправить его как можно быстрее. Если отправляли задание позже, то получали штрафные баллы. Так из-за моего желания перепроверить задание я опустилась с третьего на одиннадцатое место, но всё равно попала в двадцатку лучших и получила приглашение на собеседование.

Призёрам предлагают пройти собеседования по упрощенной схеме: меньше секций, технические собеседования можно пройти за день. От секции к секции было по-разному. Техническая секция по программированию и общая секция по аналитике прошли хорошо, сложными показались задачи на статистику. Я готовилась к предстоящим собеседованиям, но не всегда отвечала на вопросы на 100% хорошо. О том, что финалистов приглашают пройти собеседования в команду антифрода, узнала позже.

Вышла на работу в ноябре 2019. Очень рада, что попала в Яндекс. Работа очень интересная, почти исследовательская. Одна из моих задач — обнаруживать и предупреждать случаи мошенничества. Например, «накрутку» лайков и комментариев в социальных сервисах Яндекса. Эти задачи решаются по нестандартному алгоритму, постоянно нужно придумывать что-то новое, потому что фродеры ищут всё новые и новые лазейки.

Тем, кто хочет попробовать свои силы на чемпионате, я советую почитать посты про задания на Хабре, а также на странице Академии.

Как пользоваться Яндекс. Учебником?

Для того чтобы начать дистанционное обучение, необходимо зарегистрироваться на сайте. Это довольно простая задача, но для учителей и школьников это разные формы.

Регистрация на сайте проходит по адресу https://education.yandex.ru/registration/


Три возможности регистрации в Яндекс.Учебник

Здесь необходимо выбрать, в качестве кого вы хотите добавиться в систему — учителя, родителя или ученика.


Регистрация учителя на Яндекс.Учебник
Регистрация родителям ученика
Вход ученика на Яндекс.Учебник по логину и коду
Регистрация нового ученика

Просто так зайти на Яндекс. Учебник у меня не получилось, так как у меня нет специального кода доступа, который выдаётся непосредственно участникам образовательного процесса в конкретной школе.

На данный момент Яндекс.Учебником могут пользоваться лишь учащиеся и их учителя начальных классов — со 2 по 4-ый. Через платформу ЯУ ученики могут из дома изучать русский язык и математику.

Учить тому, чем действительно пользуются

Многие онлайн-курсы выглядят так: уважаемый дядя читает видеолекции, а в качестве практических заданий предлагает тесты, где нужно выбрать правильный вариант ответа — вот и вся практика. Но, как и в случае с курсами первой помощи, теория никак не готовит тебя к столкновению с реальностью.

Важно, что в своих видеолекциях мы пишем код прямо на глазах у пользователя, благодаря чему снимаются многие практические вопросы. Мы показываем, что сделать, чтобы код заработал, куда нажать, чтобы запустить компиляцию и отладку. . Человек не просто получает готовые абстрактные решения на слайдах, а узнает контекст применения языка программирования

Точно так же мы вводим новый для пользователя материал: сначала демонстрируем проблему, а затем показываем, какие возможности языка помогают ее решить

Человек не просто получает готовые абстрактные решения на слайдах, а узнает контекст применения языка программирования. Точно так же мы вводим новый для пользователя материал: сначала демонстрируем проблему, а затем показываем, какие возможности языка помогают ее решить.

Кроме того, мы добавили в специализацию темы, без которых невозможно представить современную разработку, хотя они и не относятся напрямую к C++. Поэтому на втором курсе мы учим людей писать юнит-тесты и покрывать ими код, а на третьем показываем, как искать в программе узкие места с помощью профилирования. 

Меньше, но понятнее

У нас нет цели рассказать весь C++, на это ушло бы нереальное количество времени. Кто-то пишет на «плюсах» бекенд, кто-то разрабатывает мобильные приложения, кто-то программирует микроконтроллеры, и у каждой специализации свои инструменты и библиотеки. Наша задача — заложить в голову слушателя основные термины и понятия, чтобы он самостоятельно мог найти ответы на свои вопросы.

При этом мы помним, что, воспринимать новый материал достаточно тяжело. Если мы сразу вывалим все, что знаем по той или иной проблеме, то бо́льшая часть просто вылетит из головы слушателя. Это как переливать жидкость из одной бутылки в другую через воронку: делай это постепенно и не прольется ни капли, вылей все сразу и половину расплескаешь.

Проводим прогоны, где каждый лектор готовит материал и рассказывает его другим преподавателям, как будто стоит перед камерой. Затем все делают замечания и обсуждают, как проще объяснить ту или иную вещь, что добавить или выкинуть, чтобы стало понятнее. Многое в курсах было исправлено и улучшено именно на этапе прогона. 

Сергей Потапов, ученик 11-го класса (г. Санкт-Петербург)

В школе у меня был товарищ, который предложил взломать камеры видеонаблюдения в классе и сделать так, чтобы через них транслировались аудиомемы (мы думали, что там есть встроенные динамики). Камеры мы так и не взломали, но зато в процессе я увлёкся C++. Искал видео по программированию, в том числе на канале Академии Яндекса, — а потом наткнулся на информацию о Лицее. Я очень долго откладывал прохождение теста, боялся, что не поступлю и опозорюсь. Не знаю, перед кем я собирался позориться, — потому что тест видят только проверяющие, которые не знают поступающих. К счастью, меня замотивировала моя девушка, я решился и поступил.

В процессе учёбы я просто влюбился в программирование. Все эти два года я писал код без остановки: кодил дома, кодил на телефоне, кодил на уроках информатики в школе. Я впервые узнал, что программирование может быть прикладным. Обрадовался, что его можно использовать в жизни, и начал писать боты и скрипты, чтобы решать повседневные задачи. Сейчас я продолжаю писать код, потому что мне хочется держать планку, которую нам задали в Лицее. Беру фриланс — занимаюсь парсингом и чат-ботами. Хочу заняться Django, это востребованный сейчас фреймворк.

Здесь у меня появились хорошие друзья, с которыми мы продолжаем общаться. Но самое удивительное — я подружился с преподавателем. У нас небольшая разница в возрасте: ему 21–22, а мне 17, но всё же. Он устроил для нас очный выпускной в антикафе, где мы с ним и другими ребятами играли на гитаре. А потом мы ходили в центр Петербурга играть песни Nirvana на улице. 

В качестве выпускного проекта в Лицее Академии Яндекса я разрабатывал мессенджер с динамическим обновлением. В нём можно создавать чаты и находить других пользователей. Единственный недочёт — сообщения появляются у отправителя только тогда, когда они уже дошли до сервера и до другого пользователя, а не когда он нажал кнопку «Отправить». Но это потому что фронтендом в нашем приложении занимались ,бэкендеры 🙂

И в лицеистах развивают эту творческую жилку, открывают нам глаза на мир. А ещё всех выпускников объединяет желание учиться и создавать. Я очень благодарен проекту за эти два года — наверное, они были лучшими в моей жизни.

Тем, кто начинает свой путь в разработке, я бы посоветовал искренне отдаваться учёбе — это того стоит. Не теряйте хватку, продолжайте развиваться за пределами учёбы и становитесь профессионалами в выбранном деле. И не забывайте спать, потому что без этого быстро выгоришь.

Мария Козлова, аналитик службы антифрода Яндекс.Такси

Я решила принять участие в Yandex Cup, потому что стало интересно, что за задачи будут на треке по анализу данных. Это достаточно редкое направление.

За олимпиадами и прочими соревнованиями я обычно не слежу и в них не участвую. Но задачи решать люблю, если мне предлагают, то соглашаюсь. Чемпионат запомнился очень интересной и близкой к реальности аналитической задачей по определению ботов в поисковых запросах. Ещё из понравившихся была задача, которую можно было решить двумя способами: либо произвести математический расчёт, либо написать код, который моделирует задачу, и посмотреть, что он покажет. В итоге, я заняла второе место, меня пригласили на собеседование.

После того, как меня взяли в Яндекс, я год занималась геолокацией пользователей в Поиске, совсем недавно перешла в команду Такси. Задачи, отдалённо похожие на рабочие задачи Поиска, встречались на чемпионате, но как часть чего-то большего. На Yandex Cup ребята решают в основном задания на логику, алгоритмы или статистику. Конечно, такие знания очень нужны в работе для решения больших и сложных аналитических задач.

Высшая школа экономики

Чему мы учим?

Сотрудничество Высшей школы экономики с Яндексом началось в 2008 году. Базовая кафедра Яндекса готовит специалистов в области анализа данных, машинного обучения и разработки инфраструктуры больших данных. Цель обучения — освоить современные методы, инструменты и подходы к анализу, обработке и хранению данных. Благодаря продуманному сочетанию теории и практики перед выпускниками открыты дороги и в индустрию, и в исследования. Они могут заниматься самыми разными направлениями Computer Science: синтезом речи и предсказанием погоды, теорией глубинного обучения, созданием поисковых систем и другими.

Специализация «Анализ интернет-данных» включает прохождение курсов ШАД и обязательных курсов НИУ ВШЭ, научно-исследовательские семинары, проектную работу, подготовку курсовой и выпускной квалификационной работы.

Как поступить?

На программе «Анализ интернет-данных» есть два трека: базовый и продвинутый. Первый трек подходит студентам, только начинающим путь в Data Science. Оказаться на нём проще всего, поступив в ШАД. Студенты базового трека могут учиться на любом из направлений Школы

ШАД заканчивает приём заявок от абитуриентов в мае — важно не пропустить этот момент. В конце августа – начале сентября проходит распределение по специализациям

Тем, кто уже поступил в ШАД, остаётся только мотивационное собеседование. Всем остальным предстоит три этапа: онлайн-тестирование, техническое и мотивационное собеседования.

Продвинутый трек подходит тем, кто хорошо знаком с программой основных курсов ШАДа или является их выпускником. Чтобы попасть на него, нужно написать контест или контрольную работу, а после пройти техническое и мотивационное собеседования.

Научный трек живёт внутри продвинутого и создан специально для тех, кто хочет заниматься исследованиями. Отличается тем, что магистранты стажируются в научно-исследовательской лаборатории Яндекса и пишут диплом под руководством работающих там учёных. Чтобы попасть на него, нужно поступить на программу «Науки о данных» и пройти отбор на стажировку в лаборатории. Подать заявку можно тут.

Преимущества работы с Яндекс Учебником

Онлайн сервис 123.ya.ru имеет широкий перечень достоинств, причем как для учителей, так и для учеников:

  • сайт станет отличным заменителем бумажных тетрадей и учебников, ведь учебный материал собран в электронном виде, а доступ к нему можно получить с любого устройства, подключенного к интернету;
  • ученикам открывается доступ к интерактивным заданиям, что позволяет повысить мотивацию и интерес к учебному процессу;
  • выполняя домашние задания в электронном формате, ученик существенно экономит личное время;
  • задания, выполненные в Яндекс Учебнике, учитель может быстро проверить, а результаты проверки будут сразу же доступны для просмотра;
  • учитель сможет регистрировать учеников, планирующих участвовать в олимпиаде по математика;
  • воспользовавшись инструментарием онлайн-сервиса, учитель сможет быстро разработать групповые, индивидуальные задания, а также самостоятельные и контрольные работы;
  • сервис позволит контролировать успеваемость учеников и заполнять классный журнал.

Сегодня Яндекс Учебник представлен в 20 регионах РФ. Количество подключенных к сервису классов превышает 4000.

Преимущества

Главное преимущество Яндекс онлайн школы является дистанционное обучение, которое могут получить ученики с помощью преподавателей. Их насчитывается более 100 человек. Это авторы учебников, методичек, эксперты в области ЕГЭ, организаторы олимпиад по различным предметам. Трансляция уроков записывается, и в скором времени появляется на ресурсе в качестве видеоматериала.

Также среди преимуществ можно отметить:

  1. Дети со всех регионов страны могут учиться в Яндекс.Школе дистанционно.
  2. Удобная навигация по сайту с качественной сортировкой материала.
  3. Интеграция с другими Яндекс сервисами для выполнения поставленных задач (например, уроки транслируются через Яндекс.Эфир на одноименном канале).
  4. Усовершенствование навыков для учителей. Специальный комплекс вебинаров обучает учителей работе в дистанционном формате с применением возможностей Яндекс.Школы и других сервисов.
  5. Использование сервиса Яндекс.Учебник в обучении и облегченной проверке домашних заданий для учеников 1-5 классов.
  6. Расписание, на которое дети могут ориентироваться. Учебный график строго нормирован и не выходит за рамки школьного расписания.
  7. Видеоуроки в начальной школе длятся 10-15 минут, в средней – не более 30 минут.

Советы по выполнению тестового задания

Все задания нужно выполнять на GitHub. Желательно делать это в приватных репозиториях, чтобы другие кандидаты не могли использовать ваше решение

Для автотестов важно не делать ошибок при отправке заданий на проверку, поэтому мы сделали личный кабинет кандидата в ШРИ, в котором часть операций автоматизирована. Например, проверяющим автоматически даётся доступ к репозиториям с заданиями

Задание 1

В первом задании нужно реализовать по описанию блоки дизайн-системы и затем написать функцию шаблонизации, которая соберет из них HTML-страницы. В блоках могут использоваться различные модификаторы. При этом не все из указанных в задании модификаторов используются в самих макетах — но их всё равно нужно предусмотреть.

Выполненные задания будут сравниваться с эталонными: с помощью наложения скриншотов сгенерированных HTML-страниц на образцы. Если решение пройдёт порог необходимого сходства, то дальше его будут смотреть проверяющие из Яндекса на предмет качества кода и архитектурных решений. Макеты специально сделаны так, что их можно сверстать пиксель в пиксель без особых проблем: круглые кнопки заменены на квадратные, нет никаких текстовых блоков.

Для выполнения первого задания будет полезно почитать про методологию БЭМ — она помогает создавать расширяемые и повторно используемые компоненты интерфейса. Однако использовать или знать именно БЭМ необязательно — можно применять и другие подходы.

Задание 2

Во втором задании нужно написать линтер, проверяющий, соответствует ли структура блоков интерфейса заданным правилам. А в качестве решения нужно предоставить исходный код и запускаемый файл линтера. Второе задание будет проще выполнить, уже разобравшись с первым: чтобы заранее понимать формат выполнения.

Задание интересно тем, что участники могут написать собственные фреймворки. В Яндексе мы пользуемся такими известными фреймворками, как ESLint или TSLint. У разработчиков будет возможность попробовать написать что-то похожее и понять, как работают эти инструменты.

От присланных заданий мы ждём в первую очередь правильности выполнения: второе задание также будет проверяться автотестами. Если большинство правил будет выполнено верно, то задание дойдёт до проверяющего, который будет смотреть на качество кода, его архитектуру и на то, чтобы код был достаточно быстрым в выполнении.

Перед выполнением задания стоит изучить, какие бывают подходы к написанию линтеров. Необязательно пытаться написать всё своими руками. Если вы будете использовать внешние библиотеки (и обоснуете при этом выбор своего решения), то это, наоборот, пойдет заявке в плюс.

Задание 3

В третьем задании дан исходный код приложения, в котором допущены ошибки. Некоторые из них стилистические, а другие даже не позволят его запустить. Кандидату нужно найти все ошибки и исправить их.

Это задание проверяет, может ли кандидат разобраться в незнакомом коде и API при помощи документации. В качестве незнакомого API мы выбрали текстовый редактор Visual Studio Code. А само приложение в задаче — это плагин для него.

Visual Studio Code — это достаточно популярный редактор. И после выполнения третьего задания у человека появится понимание, как написать подобный плагин для себя.

Третье задание будет проверяться только вручную

Важно описать в коде или в файле ReadMe ход ваших мыслей: как вы искали ошибки, какие нашли, почему они возникли и какие способы их исправления существуют

При выполнении задания стоит вдумчиво читать документацию и разбираться в каждой незнакомой мелочи. Даже в ситуации, когда кажется, что ничего не понятно, нужно стараться делать какие-то маленькие действия. Именно они помогут «раскрутить» задачу, и постепенно всё станет понятно.

Технические вопросы

На следующем этапе необходимо обучить работать с онлайн-инструментарием учеников и их родителей, объяснить, как зарегистрироваться в системе, как использовать возможности каждого инструмента.

Не все инструменты так уж необходимы для обучения, поэтому следует выбрать только те, которые будут решать образовательные задачи в конкретном учебном процессе.

Важно проверить доступность сети и работоспособность трансляции. Можно попробовать для теста подключиться с кем-то из членов семьи

Настройка звука и демонстрации экрана очень важны. Голос преподавателя и чёткость изображения — важные моменты при восприятии учебных материалов

Можно попробовать для теста подключиться с кем-то из членов семьи. Настройка звука и демонстрации экрана очень важны. Голос преподавателя и чёткость изображения — важные моменты при восприятии учебных материалов.

Алексей Вашкевич, разработчик программного обеспечения в Поисковом портале

В студенчестве я не участвовал в олимпиадах по программированию, Яндекс помог воплотить эту мечту. Благодаря чемпионату я понял, что у меня получается, что я могу быстро находить простые решения. До Yandex Cup думал, что в жизни меня всё устраивает, буду работать там, где работал — разработчиком программного обеспечения в крупной государственной компании. Карьерная лестница понятна. А здесь мне задали вопрос: «А не хочешь ли ты попробовать что-то ещё?» Попробовать себя в чем-то ещё — это всегда интересно.

Сами по себе задачи чемпионата, по-моему, не очень похожи на рабочие задачи, но они проверяют вашу готовность работать, настраивают на то, что нужно сразу писать чисто, строить план в голове.

Более или менее значимых результатов я добился с третьего или четвёртого раза, когда попал в десятку призёров. До этого мои попытки были не более чем развлечением. Я пробовал задачи из разных треков: и бэкенд, и аналитику, и фронтенд. Не было цели выиграть, поэтому и не расстраивало, если конкретное задание не решалось. Любой результат подходил, потому что он показывал, что я могу. У меня неплохо получались задачи из трека по бэкенду. Это то, с чем я работаю сейчас и что делал до чемпионата, поскольку я занимался серверной разработкой и обработкой потоков данных.

Само предложение пройти собеседование было неожиданным. Я полагал, что для этого нужно попасть в тройку как минимум, а я попал в десятку, поделил место с несколькими участниками

Письмо от Яндекса разделило жизнь на до и после чемпионата, ведь нельзя было не обратить внимание на такое предложение

Моя работа связана с поисковой выдачей. Такие задачи требуют не только навыков программирования, но и аналитики, работы с машинным обучением. Иногда бывает сложно, но всегда интересно. Я знаю, что могу обратиться к ребятам из команды, они подскажут и помогут. Могу посмотреть внутренние инструкции или почитать чужой код, чтобы узнать, как задача решалась до меня.

Как мне кажется, в Яндексе учат быстро понимать, как решить задачу, а не сидеть и раздумывать, какой первый шаг сделать. После чемпионата я научился писать код быстрее и качественнее.

Как проходит отбор

Для того, чтобы пройти отбор в Школу разработки интерфейсов, нужно заполнить анкету и выполнить тестовое задание. В анкете нужно указать информацию о себе (контактные данные и место работы или учёбы) и уточнить условия участия: понадобится ли вам ноутбук или оплата проживания в хостеле.

Дальше идёт блок профессиональных вопросов. В нём понадобится рассказать о своём опыте разработки: какие интерфейсы вы создавали, доводилось ли вам работать в команде и какими программами вы пользовались. Редактировать анкету после окончания заполнения нельзя.

После заполнения анкеты нужно будет выполнить три задания в репозиториях на GitHub — на их выполнение следует заложить как минимум пять-семь дней. Дедлайн — 19 января, а результаты выполнения заданий придут участникам на почту за несколько недель до начала учебы. В этом году мы рассчитываем отобрать около 40 участников.

С этого года задания проверяются автоматически. Однако отправка выполненных задач на тестирование — это не последний этап работы. После прохождения тестов участники увидят частичную информацию об ошибках в решении и смогут их исправить — количество таких попыток не ограничено. Но если выполненные задания так и не пройдут автотесты, то заявка на участие в Школе дальше рассматриваться не будет.

У кандидатов будет возможность оспорить результаты: после окончания набора откроется доступ к критериям проверки. Если участники отбора найдут ошибки в оценке своей работы, то организаторы пересмотрят своё решение.

Чтобы не обманывать себя

Представьте себе (или, может быть, вспомните): восемь утра, темно, январь, температура воздуха -25. Вы едете в универ, в дороге час-полтора, кому как повезло. Приезжаете, и это уже подвиг, цель достигнута, вы доехали и сидите на парах. Учитесь ли вы при этом? Слушаете лектора? Пытаетесь ломать голову над очередной задачкой на семинаре или ждете, что ее решит более активная одногруппница или что семинарист не выдержит и сам расскажет решение? Вы ходите в университет (в школу, на курсы) каждый день, а значит, учитесь. Или не значит?

В онлайн-курсах транзакционные издержки меньше, а обмануть себя сложнее. Каждое задание, каждый вопрос — для вас и только для вас. Если вы не знаете ответ, никто не поднимет руку раньше. Если получите низкую оценку, никто, кроме вас, не узнает.

Конечно, всегда можно списать, интернет большой, что-нибудь найдется. Но если учиться для себя, осознанно приняв решение пройти этот конкретный курс, чтобы получить знания (а не откосить от армии), причин для списывания станет гораздо меньше.

Структура занятий

Школьный урок длится 45 минут. Но дистанционное обучение требует гораздо меньшую продолжительность занятия. Это должны быть небольшие 15-минутные уроки с чередующимися паузами.

Чередовать необходимо и подачу учебного материала с рефлексивными мероприятиями. Можно отступить от урока и поговорить на отвлекающие темы, в это же время можно уладить какие-то технические проблемки. Ознакомить с инструментами, которыми предстоит пользоваться во время занятия.

Тогда утомляемость от обучения снизится до минимума. И «дистанционка» не будет казаться школьнику чем-то скучным и надоедливым.

Европейский университет в Санкт-Петербурге

Чему мы учим?

В 2020 году Европейский университет и Яндекс запустили программу дополнительного профессионального образования ПАНДАН (Прикладной АНализ ДАНных). Мы пригласили абитуриентов с гуманитарным образованием, чтобы они за восемь месяцев освоили основы классической статистики, машинного обучения, NLP и компьютерного зрения и научились работать с разными типами данных.

В 2021 году помимо программы дополнительного образования запустится магистерская программа ПАНДАН, где студентов ждёт более глубокое изучение алгоритмов и программирования, больше проектной работы и практики, плюс 25 факультативных курсов на выбор с любого направления Европейского университета. Всего на программе будет 10 мест.

Учебный план ПАНДАН основан на проектной работе и отвечает реальным научным потребностям антропологов, историков, историков искусства и других исследователей, которые мало знакомы с современными методами работы с данными. В общественных и гуманитарных областях есть много ценного, например, Госкаталог с информацией о всех музейных фондах страны, оцифрованные данные архивов, рукописи, дневники, письма, базы государственных ведомств. Кроме того, постоянно появляются и накапливаются цифровые следы: данные о маршрутах, репосты, новости. Вся эта информация, если уметь поставить к ней правильные вопросы, может послужить основой для неожиданных выводов об устройстве повседневной жизни и реальном положении дел в разных сферах — от криминологии до атрибуции картин.

Для первого набора выбраны четыре проекта:

  • Бомбардировки Ленинграда — совместно с факультетом истории. Магистранты создадут карту бомбардировок города в сентябре 1941-го и узнают, какие цели были поражены в первую очередь и как это сказалось на жизни города.
  • Госкаталог — совместно с факультетом истории искусств. Студенты приведут в порядок фонд, в котором хранится четверть музейных объектов со всей страны, так, чтобы он стал удобным инструментом для исследователей.
  • Еврейские надгробия — совместно с центром «Петербургская иудаика». Студенты создадут инструменты для распознавания, расшифровки и перевода базы из тысяч фотографий еврейских надгробий на территории бывшей черты оседлости.
  • Дневники подростков — совместно с центром эго-документов «Прожито». Студенты научатся смотреть на дневники подростков как на данные: оцифровывать их с помощью распределённых команд и Яндекс.Толоки и сравнивать по эпохам.

В будущем планируется ещё один проект, связанный с геоданными и безопасностью дорог. Над каждым из проектов будут работать 4–5 слушателей плюс кураторы из Европейского университета и Яндекса. В конце учебного года проектные группы представят готовые продукты, обладающие научной ценностью.

Обзор функционала

После посещения такого впечатляющего ресурса появляется вполне закономерный вопрос: Яндекс.Школа, как пользоваться ей? Воспользоваться мощностями площадки не сложно.

Обучение для всех школьников

Важно то, что смотреть уроки можно бесплатно (и делать это может не только школьник):

Шаг 1. Зайдите в Яндекс.Уроки. Ознакомьтесь с расписанием для своего класса, чтобы определить время нужного вам занятия, которое пройдет онлайн.

Шаг 2. Если сейчас уже время занятий, нажмите кнопку «Смотреть уроки».

Шаг 3. После перемещения в Яндекс.Эфир, выберите свой класс.

Шаг 4. Перейдя на трансляцию, ее можно посмотреть. Все проводимые уроки четко соблюдают регламент. Не урезается время на перемены и время на учебу. По окончании занятия следующее может не начаться.

Шаг 5. Чтобы подтянулся следующий видеоурок, обновите страницу или вернитесь на Яндекс.Эфир и вновь выберите ваш класс. Трансляция автоматически продлится.

Шаг 6. По завершению учебного дня можно приступать к урокам. Ссылки на них можно найти по окончании трансляций.

Шаг 7. На учебный материал указывается ссылка. Весь материал размещается на Яндекс.Диске.

Шаг 8. Если нужна запись уроков для любого класса, ее можно найти на Яндекс.Эфире в разделах архива. Так как сервис начал работать с 31.03.2020, более ранних записей уроков нет.

Репетиторство

Если школьный учитель или репетитор будет преподавать онлайн, он может использовать Яндекс.Учебник. Здесь нужна отдельная регистрация, для идентификации персоны как учителя. Как зарегистрироваться в Яндекс.Школе указано в предыдущем блоке.

После регистрации можно:

  • Сделать собственное расписание занятий;
  • Проводить персональные занятия с учениками, которым выдается доступ;
  • Давать домашнюю работу и задействовать возможности сервиса для ее проверки;
  • Подключить чат для общения с детьми;
  • Транслировать видеоурок только для детей, с которыми занимается данный репетитор;
  • Пройти подготовительные курсы, размещенные в «Яндекс.Учитель».

Учитель может работать с разработанными с учетом ФГОС заданиями для учеников 1-5 классов. Пока что доступны задания для математики, русского языка и окружающего мира.

Подготовка к экзаменам

На носу экзамены и готовиться к ним нужно. Для этого есть сервис, который называется Яндекс.Репетитор. Регистрацию в нем проводить не нужно, достаточно обычной авторизации в профиле Яндекс.

Данный сервис изобилует большим количеством тестов и заданий по ОГЭ, ЕГЭ, ПДД. В нем собраны уроки для 9 и 11 классов.

Чтобы поддерживать интерес, придуманы достижения, отражающиеся на странице.

Достижения совмещены со статистикой. По ней определяется динамика занятий.

Дополнительно, можно узнать расписание экзаменов на 2020 год и посмотреть варианты заданий.

Если решать тесты, система, анализируя ваши ответы, сделает выборку по рекомендованным заданиям, которые помогут закрепить ту область знаний, в которой есть слабина.

Повышение квалификации дистанционного обучения учителям

Важно понимать, что дистанционное обучение проходит в другом формате, чем стационарное и к нему нужно адаптироваться. Это помогает сделать раздел «Я Учитель»

Вебинары (те, что будут и прошедшие) помогают наработать скилл:

  • В организационных вопросах;
  • В использовании сервисов Яндекс.Школы и других, необходимых для интеграции (например, облачное хранилище);
  • В использовании рекомендации, что даются сервисом для работы с младшими классами.

Дополнительно на ресурсе собраны статьи, помогающие в адаптации к ресурсу, к технологиям проведения занятий онлайн-формата.

Также есть курсы, помогающие повышать квалификацию учителя и становится мастером своего дела.

Заключение

Яндекс школа онлайн это площадка для дистанционного обучения школьников России в условиях карантинных мер и не только. Она позволяет получать знания ученикам 5-11 классов онлайн, а деткам младших классов заниматься с их учителем. Здесь собрано множество материалов для подготовки к экзаменам учеников 9 и 11 классов, есть теоретический материал и задания. Присутствует раздел, необходимый учителям для повышения их квалификации в области дистанционного обучения.Также читайте: Рейтинг лучших курсов программирования онлайн

https://youtube.com/watch?v=41HA8moXp6g