Как телеге

Звание после обучения в адъюнктуре

Занятие в аспирантуре позволяет получить звание кандидата наук. Какое это образование покажет экзамен, проверка определит годность выпускника к получению удостоверения.

Специалисты и магистры поступают в высшее заведение для обучения в аспирантуре по очной или заочной форме. Сдаются экзамены и подготавливается перечень нужных документов. Подготовка в аспирантуре представляет продолжение процесса обучения до приобретения вузовского диплома. Очная форма предполагает занятия в течение 3 лет, а заочная длится 5 лет.

На протяжении обучения студент аспирантуры получает знания на лекциях по иностранным языкам, философии, посещает семинары по выбранной специальности. Действия направлены на подготовку к сдаче экзаменов в рамках кандидатского минимума.

Будущий молодой ученый правильно выбирает тему докторской диссертации совместно с назначенным руководителем перед тем, как получить степень кандидата наук. Аспирант предоставляет профессору на кафедру законченный вариант работы в рукописном виде, это он должен сделать ко времени окончания обучения. Эта форма подготовки к получению степени наиболее подходит молодым вузовским специалистам, у которых нет опыта мастерства, значит, они нуждаются в помощи старших сотрудников.

Последующее время студенты осуществляют теоретическую и практическую деятельность, пишут научные публикации в выпусках, утвержденных аттестационной комиссией. В процессе работы аспиранты преподают в учебном заведении и посещают лекции в соответствии с образовательной программой. Отчеты научному руководителю сдаются раз в семестр или ежегодно.

Документы для приема

Бумаги в аспирантуру подаются после завершения обучения в вузе или через 2 года после работы по приобретенной специальности. Лица не старше 35 лет принимаются на очную форму, а на заочный вид учебы разрешается поступать до 40 лет. Конкурс существует для государственной и контрактной категории получения знаний, обучающимся назначается стипендия.

Список документов:

  • заявление, написанное на имя ректора вуза;
  • ксерокопия паспорта и диплома с вкладышем;
  • личная анкета по кадровому учету;
  • 4 фото величиной 3х4 см;
  • объективная характеристика с рабочего или учебного места;
  • перечень изданных работ, изобретений, технических отчетов об исследовательской и научной работе, доклады, рефераты с отзывами;
  • ксерокопия военного билета (для очной формы);
  • ксерокопия трудовой книжки (заочникам).

Подготовка к экзаменам

Важным этапом является сдача экзаменов кандидатского минимума. Защита диссертации последует только после удачного прохождения испытания. В первую очередь на кафедру подается реферат «История и философия науки». Аспиранты, которые получили хорошую оценку, допускаются к экзаменам. Подпись руководителя и его рецензия пишется на титульном листе работы.

Тест по иностранному языку входит в программу сдачи, в процессе прохождения требуется перевести на русский язык текст по выбранной специальности. Разрешение на проверку по итоговому тесту получается в случае отсутствия замечаний. Претендент включается в категории допущенных к проверке после подачи заявления о сдаче кандидатского минимума, положительной рецензии и успешного прохождения теста. Ректор издает соответствующий приказ.

Экзамен проходит в стандартной форме, его принимает специальная комиссия, куда входят доктора и кандидаты наук. В выступлении аспирант глубоко анализирует материал, отвечает на поставленные вопросы и приводит в доказательство правдивые источники. В помощь берутся учебники авторитетных авторов разных школ. Если бывает неудача, то это не становится фатальным, студенту аспирантуры предоставляется повторная попытка.

Порядок сдачи

Цель кандидатских экзаменов заключается в проверке глубины знаний по выбранной специальности у соискателя учебной степени. В результате определяется уровень подготовки к самостоятельной деятельности. Минимум сдается в соответствии с образовательными планами по типовой и дополнительной программе. Первый вид разрабатывается ведущими учебными учреждениями, второй готовится определенной кафедрой искомого вуза.

Экзамены проводятся дважды в год в форме сессий, сроки которых устанавливает деканат. Кандидатский минимум сдается по билетам или в другой форме, знания оцениваются по пятибалльной системе. Повторная попытка переносится на следующий экзамен. В результате успешной проверки аспирант получает удостоверение, открывающее право на защиту диссертации. Сроки сдачи минимума не ограничиваются, они могут сокращаться или продлеваться.

Стоит ли бросать аспирантуру?

Желание бросить аспирантуру не всегда обосновано. Ряд трудностей можно решить после откровенной беседы с научным руководителем. У кафедры есть полномочия даже назначить нового координатора, если она сочтет это необходимым.

Еще одна причина, почему не надо бросать аспирантуру, – возможность взять академический отпуск. Тайм-аут позволит разобраться с семейными проблемами и расставить приоритеты.

Если с аспирантурой все-таки пришлось расстаться, защитить диссертацию можно позже, уже в качестве соискателя.

Итак, у обучения в аспирантуре есть свои плюсы и минусы. При наличии достаточной мотивации и упорства удается справиться с трудностями и стать обладателем ученой степени.

Как поступить в аспирантуру без экзаменов

Правила поступления претендента вуз устанавливает самостоятельно. У нас предусмотрены льготные условия зачисления выпускников нашей магистратуры, доступны упрощенные программы перевода аспирантов других учреждений.

Экзаменация проводится обязательно. Может отличаться порядок проведения испытаний (устное собеседование, тестирование, письменная экзаменовка). Набор сдаваемых дисциплин:

  • определенные законом экзамены по иностранному языку, философии;
  • профильный предмет (зависит от выбора специальности, о ней чуть ниже).

Претенденты, успешно сдавшие кандидатские экзамены (философия, иностранный язык), могут освобождаться от вступительных испытаний. Обязательным условием зачисления является предоставление реферата — исследовательской работы на выбранную тематику.

https://youtube.com/watch?v=vRq15tJtKQE

Бюджетная аспирантура и реальный взгляд на нее

Итак, что же нам обещает законодательство?

Во-первых, это ежемесячная стипендия в «установленном» размере. А это говорит только о том что, скорее всего, размер стипендии вряд ли будет больше прожиточного минимума, которого ни на что не хватает.

Второе преимущество, обещанное государством, это ежегодная выплата финансовой помощи в размере двух месячных стипендий, на приобретение требуемой по программе учебной литературы. Отметим, что чиновники, определяющие размер финпомощи, наверное давно не интересовались ценами на литературу. Ведь выплачиваемых сегодня государством денежных средств, хватает максимум на один хороший учебник по английскому языку и все. Конечно же, можно воспользоваться библиотекой или интернетом. Но во-первых, это дополнительные временные затраты, а во-вторых, за доступ к интернету и пользование книгами все равно придется заплатить.

Третья, и последняя льгота, которая предоставляется будущим аспирантам, обучающимся на бюджетной основе – это возможность не оплачивать обучение. Однако и эта льгота достаточно условна, поскольку студентам все равно приходится платить:

  • за транспорт,
  • за проживание в общежитии (которое, кстати, якобы предоставляется «бесплатно»),
  • за организацию защиты диссертации приемной комиссией,
  • а также за многое и многое другое, включая затраты на проведение научных исследований, покупку дополнительной литературы и так называемые «представительские» расходы.

Магистратура

Магистратура – программа, построенная на основе бакалавриата. Длится 2 года. Содержит практические и теоретические занятия по выбранному направлению.  

Обучение на магистратуре предполагает научно-исследовательскую и педагогическую деятельности. Общий срок обучения вместе с бакалавриатом – 6 лет. 

Выпускник магистратуры проходит итоговую аттестацию и предъявляет магистерскую работу, при успешной защите которой учащемуся присваивают степень магистра.

Учащихся часто интересует, кто выше – магистр или бакалавр. Ответ здесь очевиден: обладатель степени магистра котируется на рынке труда выше бакалавра, так как и срок его обучения, количество и качество учебных часов и дисциплин гораздо выше. 

Выбор формы обучения

Как поступить в аспирантуру на бюджет

На бюджетной форме аспирантуры обучающиеся получают государственную стипендию: чтобы «заслужить» ее, нужно учиться без троек и не иметь «хвостов».

Поступить в аспирантуру на бюджет можно, если раньше вы не учились на такой форме и успешно сдали все вступительные экзамены. Если в аспирантуре несколько бюджетных мест, на которые много претендентов, на бюджет поступят те, чей рейтинговый балл будет выше (он состоит из оценок за экзамены и среднего балла приложения к диплому).

В последние годы вузы также имеют право начислять дополнительные баллы абитуриентам за индивидуальные достижения. К ним относятся:

  • публикации в научных изданиях (статьи в журналах ВАК добавят больше баллов);
  • участие в конференциях, семинарах, грантах;
  • победы в профильных научных конкурсах;
  • международные стажировки;
  • наличие патентов и авторских свидетельств;
  • «красный» диплом и наличие именных стипендий.

Если при поступлении вы представите портфолио с такими достижениями, шансы поступить на бюджет возрастут.

Платная аспирантура

Контрактная форма предполагает, что аспирант сам платит за обучение. Обычно стоимость этой формы в 1.5-2 раза превышает стоимость магистратуры.

Очная и заочная формы

Очная аспирантура подойдет выпускникам, которые хотят полностью посвятить себя научно-исследовательской деятельности. Она предполагает:

  • посещение пар;
  • регулярные консультации с научным руководителем;
  • сдачу сессий;
  • педагогическую практику.

Аспиранты этой формы не могут совмещать обучение и работу в другой организации, но могут подрабатывать на четверть ставки ассистентом, инженером или лаборантом в вузе.

Заочный режим выбирают те, кто хочет совмещать подготовку диссертации с работой. Эти люди не посещают лекции, приезжают в университет только на сессии, а консультироваться с руководителем могут дистанционно.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Независимо от формы аспирантуры, для поступления придется сдать экзамены.

С детства мечтаете о карьере ученого? Тогда аспирантура точно для вас!

Отличия аспирантуры и ординатуры

Если остановиться более подробно на повышении квалификации медиков, то у них есть собственные возможности стать ценными специалистами. Одним из способов достичь высокого уровня является ординатура. На этот этап обучения можно поступить, имея диплом медицинского ВУЗа. После ординатуры выдается специальный документ (сертификат), который дает врачу возможность практиковать.

Аспирантура является возможностью потянуть теоретические знания. После нее медицинскому работнику присваивается ученая степень, имея которую можно трудоустроиться не только в медицинскую академию или любую больницу, но и заняться изысканиями в НИИ, посещать конференции и вести преподавательскую работу среди практикующих специалистов.

Врачей, которые прошли все возможные этапы обучения и имеют ученую степень, охотнее принимают на работу в крупнейшие больницы страны. Они могут претендовать на руководящие посты. Большинство лечебных заведений, которые готовы принять медицинских работников с научной степенью, занимаются разработкой новых методов лечения, что позволит медику продолжить изыскания в течение долгого времени.

Существуют ли другие нюансы?

Третья ступень профессиональной подготовки завершается квалификацией кандидата наук (следующий уровень — докторантура). Последнюю можно получить другим способом — через соискательство.

Соискатель не является аспирантом, но может заниматься научными изысканиями, сдавать кандидатские экзамены, публиковаться в изданиях ВАК, из индекса РИНЦ. Соискательство — ответственный поиск интересного направления развития, становления человека.

Соискатель прикрепляется к вузу для сдачи экзаменов. В случае успеха — становится аспирантом без вступительных. Стать соискателем может магистр, специалист, бакалавр. Но перейти на третью ступень образования после экзаменовки могут только первые двое (специалист, магистр).

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Интриги на кафедре разочаровывают и отбивают вдохновение

Александр Демидов

Я окончил журфак МГУ, но всю жизнь любил и изучал восточную философию и йогу. Армия мне совершенно не грозила, военный билет уже был на руках (абсолютно законный, кстати говоря), но пора было определяться, куда направиться дальше.

На пятом курсе наш лектор по истории зарубежной философии (замечательный профессор, очень его уважаю!) очень рекомендовал поступать в аспирантуру философского факультета на кафедру истории зарубежной философии.

Впрочем, рекомендация профессора стала скорее финальным поводом, чем причиной. Моей главной страстью и сферой изучения были агни йога и теософия. В мире современной философии это явно маргинальные учения, и относятся к ним скептически («Молодой человек! Может, займетесь Платоном или Гегелем вместо этой вашей эзотерики?»). Рерихов еще более-менее воспринимают (возможно, отдавая дань искусству и востоковедению), но озвучить имя Блаватской в контексте вклада в философию — все равно что черта в храме помянуть.

Тем не менее для меня агни йога и теософия всегда были (и остаются) мудрыми, благородными и нравственными учениями, возвышающими человека. И да, сильно недооцененными обществом. Я искренне полагал, что смогу раскрыть красоту этой философии и ввести ее в поле серьезного дискурса.

Честно признаюсь, после журфака я романтизировал философский факультет. Философия всегда была для меня источником нравственности и лучших человеческих стремлений. Попав на факультет, я весьма разочаровался. Подсмеивания над коллегами из ВШЭ за кафедральным столом, борьба за публикации, жесточайшие битвы за свои и только свои теории, слухи и сплетни о преподавателях (куда жестче и злее, чем на журфаке!). И зачастую — самое будничное отношение к философии. Все это портило впечатление и совершенно не вдохновляло. Становиться похожим на таких людей не хотелось. Были отдельные замечательные товарищи, но общая картина складывалась не самая радостная.

Еще мне очень хотелось приносить пользу. Чувствовать отдачу от 11 лет школы и 5 лет универа. Хотелось приложиться к делу — а здесь на горизонте снова маячили десятки часов в библиотеках, статьи, монографии, совещания, диссертации…

Наконец, философия в моем представлении есть нечто очень живое, а здесь к тем же статьям выдвинуты жесткие требования «научной академичности». Прямо свинцовый занавес. Такой подход выхолащивает то самое живое, что может дать философия человеку (мое мнение). Когда сказали, что мои статьи очень интересные и захватывающие, но их нужно переписать и привести к «научному» (читай: скучному и серенькому) виду, мне стало страшно тоскливо. Я понял, что мне пора. И совершенно не жалею.

Теперь я преподаю английский на языковых курсах детям от 10 до 70 лет и организовываю встречи с беседами о важных жизненных вопросах в свете восточного мировоззрения, буддизма, йоги. Чувствую себя гораздо счастливее. Успел также поработать в проектах по профориентации подростков и выбору жизненного пути (замечательный опыт!). Вполне возможно, займусь улучшением системы образования в будущем, а то она основательно устарела почти по всем мыслимым параметрам.

Документы, которые нужны для поступления

Списки
документов, которые нужны для приема в аспирантуру, в разных вузах могут
несколько отличаться. Но костяк тут неизменен:

  • Заявление (анкета-заявление)
  • Фото (не менее 2-х)
  • Оригинал и копия диплома (и вкладыша) специалиста
    или магистра. Согласно ФЗ №273 в ред. от 17.06.19, ст. 69, п. 4 бакалавры к
    обучению в аспирантуре не допускаются.
  • Документ, удостоверяющий личность
    поступающего (оригинал и копия; оригинал, конечно, отдадут обратно).

Помимо
этого, обычно требуется:

  • Портфолио абитуриента – оно может
    называться по-разному. Смысл в том, что абитуриент предоставляет список своих
    научных публикаций, достижений.
  • Реферат по теме предполагаемой диссертации.
  • Отзыв научного руководителя на реферат.
  • Иногда – заключение научного руководителя
    – нечто вроде характеристики на будущего аспиранта. Впрочем, заключение и отзыв
    на реферат во многом дублируют друг друга, поэтому заключение требуется не
    всегда.
  • Согласие на обработку персональных данных.
  • Расписка (в том, какие документы у вас
    приняты).
  • В некоторых местах для очников нужна еще
    медицинская справка. Плюс иногда требуется автобиография, но это уже
    специфические моменты отдельных аспирантур.

Также рекомендуем:

Как найти рецензента

Стоит
отметить, что, если портфолио будущего аспиранта (как бы оно ни называлось)
внушительно и вызывает уважение, то реферат может и не потребоваться. Впрочем,
эти моменты лучше заранее обговаривать с научным руководителем и отделом
аспирантуры. Но в любом случае «толщина» портфолио никогда лишней не будет.

Какие существуют иные ограничения?

Диплом магистра/специалиста и оговоренный правилами (пусть не всегда обусловленными законом) возраст — два ключевых условия перехода на третью ступень профессиональной подготовки. Но они не являются исчерпывающими.

Работающему претенденту нужно предоставить и рекомендацию за подписью работодателя. Часто требуется минимальный стаж профессиональной занятости от двух лет. Выпускнику магистрата нужен набор характеристик педагогов.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Преимущества обучения

Обучение в аспирантуре, и неважно на платном или бюджетном месте, имеет ряд преимуществ для каждого квалифицированного психолога:

  • шанс устроиться на престижную работу — стоимость аспирантского обучения быстро отобьется заработной платой;
  • возможность остаться работать штатным преподавателем вуза, где аспирант проходит подготовку;
  • повышение профессиональных навыков, соответственно, и прайса на оказание услуг — стоимость приема у кандидата психологических наук выше, чем у психолога с высшим образованием.

При выборе университета изучите образовательную программу, стоимость не является ключевым показателем. Чем интереснее курс, там больше профессиональных навыков будет развито во время обучения.

https://youtube.com/watch?v=cy8fZpC8sBg

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10;Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Вариант 2. Самостоятельный выбор вуза и аспирантуры

По
этому варианту пошел автор данной статьи. Высшее образование я получил в
Москве, а потом вернулся на родину – в Вологодскую область. Жизнь закружила –
семья, работа – однако давняя мечта об аспирантуре не оставляла меня.

И
тогда я просто пришел в вуз ближайшего к моему поселку города – Череповца –
разузнать насчет аспирантуры. Ну, а дальше – меня тепло встретили, посоветовали
отличного научного руководителя, мы познакомились, определили тему для реферата
– и вскоре я поступил в аспирантуру. По этому пути тоже можно идти, правда, он
несколько сложнее.

Поэтому,
если у вас нет возможности поступить в аспирантуру в своем институте или
имеются еще какие-то сложности, а учиться в аспирантуре хочется —

Совет:
ищите удобный для вас в пространственном, финансовом плане вариант, но самое
главное – обратите внимание на возможного научного руководителя, от него очень
во многом зависит ваша научная судьба в ближайшие годы.

Оговоримся,
что самостоятельно искать аспирантуру можно не только «методом наименьшего
сопротивления» – поближе или подешевле. Можно идти как раз от обратного –
искать самую лучшую кафедру или самого лучшего научного руководителя по
выбранному вами направлению. Престиж – выше, но и конкуренция выше. Это такая
«американская мечта» в действии – учиться у лучших ученых, чтобы самому попасть
в их круг. Перед такими аспирантами – снимаю шляпу.

Магистр и аспирант: в чём разница?

Идём дальше. И бакалавр, и специалист могут поступать в магистратуру, чтобы повысить квалификацию или сменить специализацию. Например, учитель биологии может поступить в магистратуру, чтобы получить категорию. Но он также может выучиться в магистратуре на психолога. А если бакалавр или специалист повысил свою квалификацию в магистратуре, но понял, что хочет заниматься научными исследованиями в своей области? В таком случае речь идёт о послевузовском образовании и поступлении в аспирантуру для получения научной квалификации «Исследователь».

В послевузовском образовании также есть свои ступени: I — аспирантура (адъюнктура) и II — докторантура

Получается такая лестница. Сначала ты поступаешь на программу специалитета либо бакалавриата, затем повышаешь квалификацию в магистратуре. Если хочешь заняться наукой, учишься в аспирантуре. А когда твой научный труд набирает серьёзные обороты, заканчиваешь докторантуру. Разобрался?

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш Telegram, и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Недостатки обучения в аспирантуре

Итак, данный курс обучения способен открыть перед человеком большие возможности, но стоит ли пытаться идти по такому пути. Разберемся с недостатками:

  1. Человеку необходимо пройти слишком длинное обучение. После 5 или 6 лет в университете для простого специалиста придется затратить еще 3 или 4 года, чтобы защитить кандидатскую диссертацию. Итого на получение научной степени уйдет около 10 лет. Не каждый способен отдать такое количество времени на обучение. Врачам, если учесть время на интернатуру и ординатуру, придется провести на студенческой скамье на несколько лет дольше.
  2. Во время обучения придется читать лекции перед студентами, проводить семинары и принимать зачеты. С одной стороны, это можно отнести и к плюсам, ведь вы получаете навыки преподавания, которые удастся использовать для трудоустройства, а с другой, общение со студентами отнимает массу времени.

Решать идти в аспирантуру или нет, стоит только на последнем курсе магистратуры или специалитета. Если вы чувствуете, что неправильно выбрали будущую профессию, то не стоит терять время на более углубленное обучение.

Отличие от соискателя

Термин «соискательство» сегодня официально не используется. Он заменен понятием «прикрепление к исследовательской организации», которое применяется в отношении специалиста с высшим образованием, работающего над диссертацией самостоятельно. Его прикрепляют к научному руководителю и определенному вузу или исследовательской организации. Но если аспиранты – это претенденты на ученую степень, обучающиеся при вузе по индивидуальному плану, то соискатель не обязан:

  • сдавать вступительные и текущие экзамены;
  • посещать занятия или преподавать;
  • принимать участие в научно-исследовательской деятельности кафедры;
  • представлять регулярные отчеты о проделанной работе;
  • проходить итоговую аттестацию.

Время, отведенное соискателю на подготовку и последующую защиту диссертации, составляет 3 года. В течение этого периода он имеет возможность заниматься исследовательской работой, не отвлекаясь на посещение лекций по учебным дисциплинам. Соискателями обычно становятся сотрудники научных организаций, самостоятельно пишущие диссертацию.

Подготовка молодых научных кадров – одно из условий успешной реализации нацпроектов в сфере образования и экономики. Однако механизм выполнения этой задачи, заложенный в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, недостаточно эффективен. Возможно, новый законопроект, принятый недавно Думой в первом чтении, позволит более точно определить, аспирант – это студент или нет.

Внутренняя мотивация

Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация — это интерес к самому предмету: для аспирантуры это наука, исследования и преподавание. Такая мотивация не зависит от внешних факторов, это добровольный выбор. Внутренне мотивированные студенты планируют карьеру в академии, остальные — часто вне ее. Исследователи выделяют пять причин внутренней мотивации, по которым люди идут в аспирантуру.

Образовательная программа аспирантуры НИУ ВШЭ включает учебные дисциплины, практику и научно-исследовательскую работу

(Фото: НИУ ВШЭ)

Сильные лидеры. Научный руководитель, кафедра или другое научное подразделение часто подталкивают магистров к поступлению в аспирантуру. Мотивация динамична и меняется во времени. Хороший научный руководитель может ее укрепить. Он помогает аспиранту втянуться и не бросить учебу.

Кафедральная мотивация. Значимые проекты дополнительно мотивирует учащихся. Исследовательская работа, совмещаемая с учебой, вдохновляет и помогает успешно завершить аспирантуру. Она часто связана с темой диссертации, поэтому у тех, кто работает на кафедре — наибольшее преимущество. Такие аспиранты работают в центре событий, включены в коллектив и имеют больше возможностей академического развития. Все это влияет на мотивацию к учебе, поэтому аспиранты-сотрудники кафедры больше удовлетворены учебой и чаще успешно оканчивают курс.

Интерес к науке. Аспирантские программы привлекают людей, которые интересуются наукой и преподаванием. Согласно исследованию ВШЭ 2017 года, 56% учащихся поступили в аспирантуру, потому что хотят работать исследователем в вузе или научной организации, 48% — преподавать, 25% — планируют карьеру аналитика в коммерческой организации. Нынешнее исследование дает похожую картину мотивов.

Навыки и увлечения. Чтобы развить навыки исследовательской деятельности, в аспирантуру пошли 91% опрошенных. Почти 87% аспирантов поступили из-за интереса к теме исследования. Многие учащиеся подчеркивали в интервью увлечение наукой и исследованиями. Интерес к специальности или конкретной теме — ключевой маркер внутренней мотивации.

Экономика образования

Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности

Для части опрошенных обучение в аспирантуре стало любимым делом. Аспиранты с такой мотивацией тратят личное время на исследования.

«Вы не поверите, у некоторых людей есть склонность к научному исследованию. Кто-то от этого получает кайф. Кому-то нравится такая жизнь», — рассказывает научный руководитель-химик.

Преподавание. Преподавательской работой интересуются 70% опрошенных. Развивать исследовательские и преподавательские компетенции хотят 65% студентов. Аспиранты мечтают «что-то преподавать», — отмечает научный руководитель-филолог.

Можно ли не защищать диссертацию после аспирантуры?

Формально третью ступень профессиональной подготовки и диссертацию можно разграничить.

  • Учеба аспиранта — это освоение основ проведения научных исследований, экспериментов, навыки выступления на конференциях, научно-доказательной практики. Она включает педагогическую, публицистическую деятельность, заканчивается кандидатскими экзаменами.

  • Диссертация (защита) в систему обязательных достижений не входит, но для нее необходима сдача кандидатских.

Защищать диссертацию ученик не обязан (сразу), аспирантура для него является подготовительной ступенью к получению статуса кандидата наук. Законом возможность отложенной защиты предусмотрена: время подготовки труда не ограничено.

https://youtube.com/watch?v=ivTkDgJ_RVE