Аудиал, визуал, кинестетик

Представление информации

По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:

  • Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
  • Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
  • Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.

Визуалы

 
Главный орган восприятия – глаза, следовательно, лучше всего усваивают информацию посредством образов и картинок. 

Таких людей легко распознать по развитой мимике и жестикуляции. Они сопровождают свою речь движениями рук и выражением лица, как будто одних слов недостаточно. И сами воспринимают чужую речь больше через вербальные знаки. В диалоге используют много слов, касающихся зрения: видел, заметил, кажется, гляньте.

 
Очень внимательны к поведению человека, к его жестам и взгляду. Визуалы легко понимают, что думает и чувствует собеседник, так как на интуитивном уровне улавливают и понимают мельчайшие знаки.
 
Визуалам проще запомнить информацию, выраженную схемами, графиками и диаграммами. Обладают прекрасной памятью на лица. Часто бывают художниками, фотографами, режиссерами и видеооператорами. Из них получаются отличные дизайнеры и архитекторы. Развитая фантазия и воображение позволяют добиваться высот в перечисленных сферах.
 
Окружающая обстановка важна для визуалов: цвет, освещенность, интерьер. Они стремятся к красоте во всем. Чтобы донести информацию до визуала, нужно сопровождать речь иллюстрациями и жестами. Такие люди очень требовательны к внешности: опрятности, аккуратности и чувству стиля.

Ребенок-кинестетик: как это проявляется в детстве

Кинестетика – это восприятие мира, которое закладывается ещё с самого детства. Каждый ребёнок начинает исследовать мир именно с прикосновений, сжиманий предметов, пробует на вкус игрушки. Поэтому человека, который истинно относится к этой группе, можно распознать еще во 2-3 классе.

Кинестетик не может дождаться, когда на уроке естествознания покажут макет и сам пытается его изучить. Правда, в таком возрасте бывает сложно отличить: либо у ребенка действительно такой тип восприятия мира, либо это проявления синдрома дефицита внимания. Поскольку и те, и другие дети показывают себя очень активными и неусидчивыми.

Если такой ребенок сутулится, то вы вряд ли сможете убедить его, чтобы он выровнял осанку. Даже если приведёте ему много фактов, почему это вредит здоровью. Или покажете со стороны, как это некрасиво. Ребёнку всё равно. Главное, что ему так удобно сидеть.

Дети-кинестетики очень любят экспериментировать со своим телом. Поэтому пробуют писать то правой рукой, то левой. Обожают ходить на разные кружки. Например, на танцы, на фигурное катание, гимнастику, карате.

Для того, чтобы такому ребёнку помочь лучше воспринимать учёбу:

предложите делать диаграммы или макеты по урокам – это сконцентрирует внимание и предоставит наглядное представление об информации;
учите с ним стихи или теорию, когда он делает физические упражнения;
не останавливайте его, если он бегает, но при этом в голове решает задачу – у ребёнка свой подход;
отдавайте в школу со спортивным уклоном, поскольку физкультура – это занятие, на котором такие дети чувствуют себя как рыба в воде;
если нет возможности, то обязательно запишите в какую-то секцию, в которой нужно много двигаться и чувствовать своё тело.

А какой тип восприятия больше развит у вас?

Данная теория основана на изучении влияния нейролингвистического программирования на психику человека. Каждый из нас контактирует с окружающим миром по-особому и воспринимает его также по-своему. Человек воспроизводит и обрабатывает полученные сигналы в зависимости от органов чувств, которые он для этого использует. С этим связаны образ мышления, поведение, способность к обучению и запоминанию.

Ваша индивидуальность проявляется в том, каким из способов восприятия пользуетесь именно вы. Есть люди, у которых действительно хорошо развит только один канал, но чаще преобладают два или более. Кроме того, личность зависит и от полушарной доминанты. У кого-то более развито левое полушарие мозга – такие люди чаще используют логику и стремятся к упорядочению.

С другой стороны, тот, у кого доминирует правое полушарие, подходит ко всему творчески, более склонен к инновациям и гибкости. Нейролингвистическая психология объясняет, каким мы видим внешний мир.

Хотите узнать себя лучше и определить свой тип личности в зависимости от способа восприятия? Мы расскажем, чем отличаются визуалы, кинестетики и аудиалы.

1. Тип воспритятия: визуал

Входите в число тех, кому при чтении требуется максимум тишины? Это очень распространено среди людей-визуалов: для того чтобы полностью сконцентрироваться, им необходима тишина. За рулем они могут слушать музыку, но когда требуется найти конкретную улицу или быть более внимательным к дорожному движению, они убавляют или полностью выключают звук.

Это энергичные и очень-очень наблюдательные люди. Они оценивают каждый аспект того или иного предмета и не упускают ни малейшей детали. Им легче запоминать новое посредством изображений или вести заметки. Они получают большую часть информации, используя зрение. Для релаксации они чаще выбирают парки или лес. И тишину.

2. Тип восприятия: аудиал

Часто повышаете тон и громко выражаете свои мысли? Окружающим это может показаться странной привычкой, однако дело лишь в типе восприятия. На самом деле, тех, кто вербализирует свои размышления, разговаривает сам с собой и любит “выговориться”, очень много. Если вы используете аудиальный канал восприятия, вы также любите слушать и других людей и лучше запоминаете информацию на слух, чем в письменном виде.

Аудиалы экспрессивны и очень общительны по своей натуре. Они умеют выражать свои идеи и слушать других. Им не мешает посторонний шум, они могут вести разговор при громкой музыке. Аудиалы способны делать несколько дел одновременно, в отличие от визуалов, которым достаточно трудно выполнять задания, если их отвлекает внешняя обстановка.

3. Тип восприятия: кинестетик

Вам нравятся прикосновения? Вам удается хорошо готовить или делать что-то своими руками? Работать на свежем воздухе? Вам хотелось бы иметь сад, выращивать цветы и заботиться о растениях? Может быть, вы занимаетесь спортом? Если на большинство вопросов вы ответили положительно, вы относитесь к кинестетикам.

НЛП (нейролингвистическое программирование) утверждает, что несмотря на то, что кинестетики достаточно спокойны, они отводят большую роль эмоциональной составляющей, в особенности физическому и тактильному контакту. В эту группу входят люди, стремящиеся попробовать раньше, чем получить информацию от кого-то. Примечательно, что они выражают свои мысли и чувства через объятия, прикосновения и еду. Они не обращают столько внимания на окружающую обстановку, как визуалы. Такие люди обычно более спонтанны и менее сосредоточенны и внимательны.

В заключение добавим, что возможно в разных пропорциях в вас проявляется каждый из типов восприятия. Это нормально, но все же можно найти больше точек соприкосновения с конкретной группой. Визуалы, к примеру, обычно более расслабленные, чем аудиалы и кинестетики. Последние, в свою очередь, более активные и возбужденные.

Конечно, в каждом из нас так или иначе присутствует черты всех трех типов, но НЛП позволяет рассмотреть призму, через которую мы видим окружающую реальность. И то, как человек ее воспринимает, тесно связано с личностью и характером: можно быть более спокойным или нервным, вдумчивым или опрометчивым, общительным или отстраненным, активным участником или сторонним наблюдателем. Наш образ действий и выражение эмоций зависит от органов чувств и радости видеть, слышать, прикасаться, пробовать на вкус и говорить…

А как вы взаимодействуете с внешним миром? Кто вы: визуал, аудиал или кинестетик?

Кто вы: рационал или интуит?

Мы предложим несколько путей, чтобы вы могли охарактеризовать себя. Кто же вы: рационал или интуит? Какой соционический тип? Читать дальше »

Познавательные факты

А теперь несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:

  • Визуалы – 35%;
  • Кинестетики – 35%;
  • Аудиалы – 5%;
  • Дигиталы – 25%;

А, например, для США это выглядит немного иначе:

  • Визуалы – 45%;
  • Кинестетики – 45%;
  • Аудиалы – 5%;
  • Дигиталы –5%;

При этом учтите что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем как и среди военных. Но при этом надо помнить, что вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. Вот об этом канале предпочтения и идет речь.

А теперь про каждый тип отдельно.

https://youtube.com/watch?v=ZOQeRrBFBjc

Как общаться с аудиалом?

Аудиалы обычно очень спокойны и не склонны к конфликтам, поэтому многие люди даже не задумываются, что своим поведением могут отталкивать их. Если вы знаете, что кому-то из ваших близких свойственен аудиальный тип восприятия, постарайтесь придерживаться при общении с ними нескольких несложных правил:

Не повышайте голос. Как было отмечено выше, аудиалы плохо это воспринимают, считая это признаком агрессии. Старайтесь всегда говорить мягко и размеренно, даже в очень эмоциональных ситуациях.

Подбирайте «правильные» слова

Помните, что для них важно всё, что связано с речью и другими звуками
Поэтому для них наиболее информативно звучат такие слова как «слушать», «говорить», «разговаривать», «голоса», «шёпот» и подобные им.

Обращайте внимание на звуки. Если вы внимательно читали раздел о том, кто такой аудиал, то уже знаете, что такие люди очень плохо переносят неприятные звуки
Постарайтесь учитывать это

Например, если вы гуляли по парку, и вдруг обнаружили, что рядом ремонтируют дорогу или пилят дерево, предложите ему пойти туда, где потише. В душе он очень этого хочет, даже если не подаёт виду, поэтому будет рад такому предложению.

Не обижайтесь, если он проигнорировал вашу новую причёску. Аудиалы действительно не придают особого значения внешнему виду, поэтому могут не заметить, что вы сменили причёску или надели какую-то обновку. И это совсем не значит, что вы для них не важны.

Следите за чистотой речи. Умение красиво говорить очень важно в общении с аудиалом. Ему нравятся люди, которые грамотно разговаривают и по делу употребляют редкие слова.

Если вы нацелены на дружеские или романтические отношения с аудиалом, тщательно следите за тем, что и как вы ему говорите. Помните, что слова и манера общения гораздо важнее для него, чем ваш внешний вид или запах одеколона.

Особенности кинестетического восприятия

В реальной жизни так называемых чистых кинестетиков встречается не так уж и много, поскольку большинство людей не ограничивается одним каналом восприятия, а использует все возможные. Однако понять, что перед вами кинестетик, довольно просто, ведь для них характерна сокращенная «комфортная зона» (то есть, человек бессознательно старается к вам приблизиться, войти в личное пространство), активная жестикуляция, стремление прикоснуться к собеседнику, похлопать по плечу, взять за руку. Кинестетики нередко испытывают проблемы в общении, так как многих людей раздражают чужие прикосновения, в то время как кинестетикам тактильные ощущения важнее, чем слух или зрение.

Знание так называемого языка тела, то есть понимание невербальных, кинестетических сигналов, необходимо практически всем, чья деятельность так или иначе связана с коммуникациями. Невербальная информация, которую сообщает собеседник, ничуть не менее значима, чем, собственно, речь, а в некоторых случаях может быть даже более важна.

Например, при проведении важных деловых переговоров, в публичных выступлениях и политических дискуссиях часто встречаются ситуации, когда жестикуляция или поза прямо противоречит тому, что человек в данный момент говорит

Именно поэтому профессиональные переговорщики уделяют пристальное внимание изучению невербальной коммуникации

Ребенок-визуал

Визуалы мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена и фамилии. Легко находят дорогу даже туда, где были только раз. Речь детей-визуалов наполнена словами «посмотрите», «вы видели», «красивый», «яркий», «красный», «зеленый»… Думают они образами. В процессе мышления в их голове возникают картинки из прошлого, представления о будущем, образы, проигрываются воображаемые ситуации. У маленьких визуалов бурная и живая фантазия.

Малыши с визуальным восприятием не любят объятия и поцелуи, но зато охотно поговорят с вами на взрослые темы. Выглядят обычно старше своих лет, потому что держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы «из телевизора», который обожают. Улавливают по выражению лица ваши настроение и желания, но не всегда дают вам понять это (конечно же, в своих интересах). У визуалов превосходная зрительная память, отлично развита мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания. Быстро запоминает цвет, форму, размер. Им легко даются рассказы по картинкам. Их глаза всегда ищут информацию.

Дети-визуалы рано начинают писать печатными буквами и уже до школы умеют достаточно бегло читать

В воспитании визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Визуалы-школьники легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на школьной доске или на плакатах-схемах: им проще увидеть и зрительно запомнить слово, чем понять правило, почему надо писать именно так

Наглядные пособия, иллюстрации, использование цветных карандашей: зарисуй, воспроизведи, выдели — все это способствует лучшему усвоению материала.

Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Визуалам им жизненно необходимо иметь черновик, в котором можно чертить, рисовать.

Кто такой аудиал?

Аудиал – это человек, который лучше всего воспринимает информацию на слух. При общении он часто смотрит вдаль или даже на землю под ногами, чтобы визуальные образы не отвлекали его от сказанного. Многие услышанные фразы аудиалы запоминают настолько отчётливо, что даже на следующий день могут «прокрутить» их в своём воображении, воссоздавая голос и интонацию собеседника в мельчайших подробностях.

Помимо разговоров, аудиалы хорошо воспринимают и другие звуки. Например, они легко запоминают мелодии, а при знакомстве с новым человеком могут не запомнить его лицо, но при следующей встрече без проблем узнают его по голосу. Обычно аудиалы плохо ориентируются в незнакомой местности и с трудом запоминают дорогу, зато могут свободно воспроизвести произнесенный вслух номер телефона.

Характерная особенность аудиалов заключается в том, что они очень восприимчивы к шуму. Чтобы сосредоточиться на работе или учёбе, им нужна полная тишина или спокойная музыка. Любые другие шумы сильно отвлекают их, делая любую осмысленную деятельность практически невозможной. Поэтому они уделяют большое значение тому, чтобы защитить своё жильё и рабочее место от всевозможных источников шума. Тишина является для них основным фактором при выборе автомобиля, компьютера, холодильника, стиральной машины и любой другой техники.

Конечно, аудиал воспринимает информацию и другими путями. И всё же, если ему нужно что-то хорошо запомнить, он ищет способ «озвучить» это. Он часто читает вслух, а изучая какую-то таблицу, график или диаграмму, тихонько бормочет, описывая то, что видит – так он получает возможность лучше осмыслить информацию. Если у него не будет возможности читать вслух, он запомнит прочитанное гораздо хуже.

Радио

Эфир музыкального радио состоит из музыки, ремарок диджеев, рекламы, новостных блоков и связующих эти элементы джинглов. Чаще всего на радио работают звукорежиссер, музыкальный редактор, программный директор, продюсер эфира, корреспонденты и диджеи.

Звукорежиссер контролирует громкость, обрабатывает музыку перед её выходом в эфир и поддерживает аудиооборудование в рабочем состоянии. Он же часто пишет джинглы и музыкальные подложки (хотя иногда эта работа отдается на фриланс).

Задача музыкального редактора радиостанции — составить сетку вещания так, чтобы в ней не было пустых мест, выполнялись планы по рекламе, по новостям и по проигрываемым трекам, а все программы выходили по расписанию. Ему в этом помогают специальные программы, создающие плейлисты, собирающие треки по сочетаемости и задающие частоту их попадания в эфир. Каждый трек должен быть утвержден программным директором и продюсером эфира.

Фото Alan Levine / CC BY

Главная задача диджея — не допускать тишины в промежутках между песнями, джинглами и прочими составляющими радиоэфира

Тишина может появиться из-за того, что в сетке вещания есть нерегламентированные по длине куски — например, выпуск новостей может оказаться короче, чем планировалось, и важно чем-то заполнить образовавшееся «окно»

Как определить типы восприятия информации? Тест на определение типа восприятия

Существует несколько способов определить свой тип восприятия и узнать, кто Вы: аудиал, визуал, кинестет, дигитал. Остановимся на нескольких.

1. Наблюдение за собой. Посмотрите, что в ходе мыслительной деятельности Вы используете чаще всего? Как организованы Ваши мысли? Яркими картинками и образами (визуал), ощущениями (кинестет), звуками и интонациями (аудиал), внутренней речью, логическими связями, смыслами (дигитал).

2. Ниже приведен небольшой список слов. После прочтения, постарайтесь уловить, что первое Вам представилось, с какого элемента началось представления? А что возникло позже?

  • Мягкий на ощупь бархат
  • Музыкант играющий на скрипке
  • Лекарство
  • Взлетающий самолет

Если первое, с чего началось представление — это картинка, образ, то скорее всего, Вы визуал. Если образ начался со звуков, а только потом представились картинки, то Вы аудиал. Если Вам потребовалось телесно представить, как располагаются объекты или у Вас быстро пошли телесные ощущения — кинестет, и если Вам потребовалось проговорить слово, чтобы оно представилось — дигитал.

3. Пройти небольшой психологический тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева«

Можете его скачать напрямую и, ответив на вопросы, определить свой тип восприятия. Тест на проверку: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

4. Понаблюдайте за собой и отметьте, какой тип кратковременной памяти у Вас развит больше всего? Что Вы схватываете быстро и легко: картинки, звуки, ощущения, логические связи? Что Вам легче запомнить?

5. Люди каждого типа восприятия употребляют в своей речи определенные фразы и выражения, характерные именно для их ведущей, запускающей системы. Однако я не рекомендую упираться именно на этот тест для определения, каким типом вы являетесь. Он может дать ошибку в ряде случаев, когда человек приучил себя общаться определенным образом,используйте этот метод только как дополнительный к вышеуказанным методам.

Как же определить, кто Вы: визуал, аудиал, кинестет, дигитал по речи?

Внимательно проследите за своей речью и выпишите в точности фразы, которые вы используете  для обозначения своего мнения, своих действий. Чаще всего человек конкретного типа восприятия использует характерные для этой модальности словосочетания.

Визуал

Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.

Аудиал

Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями: не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось;  идея звучит заманчиво.

Кинестет

Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.

Дигитал

Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа

Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности

Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью

Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.

Почему появляются аудиалы?

В отличие от логичных дискретов, которые формируются в процессе воспитания, либо в результате эмоциональной травмы, остальные психотипы, скорее всего, связаны с определенной генетической предрасположенностью. Считается, что все дети при рождении кинестетики, которые познают мир тактильно и при помощи вкусовых рецепторов. Поэтому они тянут все в рот или хотя бы пытаются пощупать. Дальше начинается специализация. Ребенок либо остается кинестетиком, либо «выбирает» путь визуала или аудиала.

Если большую активность получает зрительный анализатор, человек становится визуалом, если же доминирует слуховой – появляется аудиал. Почему так происходит? Судя по всему, это отголоски тысячелетий эволюции, которые оттачивали вид Homo sapiens, оставляя самых приспособленных. Видимо кому-то в те времена было выгоднее воспринимать мир на слух. Спустя поколения их гены передаются аудиалам. Другим больше помогало зрение и образное мышление, которое особенно хорошо развито у визуалов. Кинестетики получают свой набор генов. Ну а дискреты вообще вызывают споры среди ученых.

Следует еще понимать, что чистые психотипы встречаются редко. Как правило, люди совмещают разные анализаторы. Например, аудиал проявляет склонности к визуальному восприятию, а визуал доверяет своим ушам. Но иногда комбинации генов и окружающих факторов способствуют появлению акцентуации, то есть ярко выраженного аудиального психотипа. Как правило, такой человек находит себя в музыке или вокале.

https://youtube.com/watch?v=XmT8hfb-xxk

Пример отличий в восприятии

 
Восприятие информации — процесс своеобразный и зависит от того, какой из органов чувств является ведущим. То есть один и тот же предмет люди разных типов будут описывать по-разному, исходя из превалирующих эмоций, которые вызвал данный предмет. Например, если взять шарик с колокольчиком внутри и попросить описать его, то:

  • аудиал в первую очередь будет описывать звук, который издает этот предмет;
  • визуал опишет цвет и форму;
  • кинестетик расскажет, из какого материала он сделан, какой на ощупь;
  • дигитал скажет, как его применить (игрушка для домашних питомцев).

 
Крайне важно понимать, к какому типу относится человек. Это поможет избежать ошибок восприятия и недопонимания между собеседниками

А также наладить контакт, спрогнозировать реакции и поведение собеседника.
 

— Хронотипы людей: когда ложатся спасть и встают жаворонки, совы и голуби

 
— Топ 10 редких психологических синдромов

 
— Основные теории психотипов от Гиппократа, Юнга, Леонгарда и Роттера

10 июня 2020

Как влияет тип восприятия на процесс обучения

Знание особенностей собственной перцептивной системы помогает организовать процесс обучения.

Процесс представления информации для визуалов должен сопровождаться наглядностью. Они обладают хорошими навыками работы с текстом, при желании быстро осваивают методику скоростного чтения. Хорошо запоминают информацию, составляя интеллектуальные карты или графики, работая с демонстрационными моделями, добывая знания в ходе экспериментальной деятельности.

Важно! Посторонние звуки не помешают сосредоточенности визуала. При включенном телевизоре он сможет так же качественно подготовиться к экзамену, используя схемы и таблицы, как и в тишине

Основным каналом восприятия учебного материала для ребенка-аудиала является слух. Для него комфортны лекции. Новый материал прекрасно усваивает, участвуя в дискуссиях, беседах.

Для кинестетиков процесс обучения должен предполагать возможность движений и практических действий. Наиболее подходящими формами организации учебного процесса для него являются практические и лабораторные работы.

Важно! У этих людей неустойчивое внимание. Однако их преимуществом является быстрая переключаемость с одной деятельности на другую

Дигиталы преуспевают в логических дисциплинах, программировании. Им подходит компьютеризированное обучение. Материал будет усвоен дигиталом, если он поймет его логическую основу, а новая информация наложится на имеющиеся у него знания и органически впишется в его картину мира.