Целеполагание

Целеполагание в саморазвитии

В саморазвитии целеполагание является частью психологии. Основными его функциями становятся процессы формирования своего личного расписания, в том числе и рабочего, основанные на том, каких именно целей нужно достичь и какие задачи необходимо решить

Очень важно развивать способность находить рациональные пути даже в мелочах, стратегическое мышление, даже в домашних делах, тогда и карьерные станут решаться гораздо быстрее

Целеполагание – основа любой деятельности, и понимание, осознавание этого поможет определить, что нужно в данный момент для того, чтобы развиваться и достигать желаемых вершин

Кроме этого, в процессе целеполагания определяется личностная мотивация к совершению тех или иных действий, их целесообразность, степень важности для саморазвития

И специалисты в области личностного роста, и психологи рекомендуют вести письменную фиксацию плана по саморазвитию. Это служит не только основой индивидуального целеполагания, но и своеобразной мотивацией к действию. Не стоит использовать в качестве руководства к действию чей-то опыт, ведь человек индивидуален, как и его цели, желания и стремления. Необходимо следовать той тактике, которая была разработана, при необходимости корректируя ее при появлении новых задач.

Методы оценки эффективности

Правильность поставленных целей в проектном менеджменте проверяют методами SMART (Specific Measurable Accepted Realistic Timely) и ССП-BSC (сбалансированная система показателей — Balanced Scorecard).

SMART – критерий точного определения целей в процессе целеполагания.

S Определенный. Цели должны быть точно определены, описаны.

M Измеримые. Цели должны поддаваться оценке (Критерии оценки целей).

A Принятие. Цели должны быть приняты теми, кто эти цели должен достигать (достижимость, привлекательность, взыскательность).

R Реализуемость. Цели должны быть достижимы (Варианты в английском языке: Result-oriented – ориентированные на результат, а не на усилия; Real – реальны, достижимы; Relevant – релевантные, адекватные текущим внешним и внутренним условиям).

T Ограниченность во времени. Цели должны относиться к конкретным временным рамкам (должен быть составлен план, когда, какая цель должна быть реализована).

ССП-BSC-концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения, механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании на их достижение. BSC разработана на основе выводов исследования, проведенного в начале 1990-х годов профессором Harvard Business School Робертом Капланом (Dr. Robert S. Kaplan) и президентом консалтинговой фирмы Renaissance Solutions Дэвидом Нортоном (David P. Norton). На уровне бизнес-процессов контроль стратегической деятельности осуществляется через так называемые ключевые показатели эффективности (КПЭ), в английском варианте – Key Performance Indicator (KPI). KPI являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Методология BSC позволяет перевести стратегию на уровень операциональной деятельности компании. Правильное применение методологии позволяет решить следующие задачи:

1. Установление конкретных параметров стратегических целей: стратегических показателей с их численными значениями – KPI (key performance indicators), причинно-следственных связей между целями, связей между стратегическими показателями, сроков достижения стратегических целей;

2. Распределение между должностными лицами компании ответственности за достижение стратегических целей;

3. Определение инструментов достижения стратегических целей.

Однако полновесное применение методологии требует существенных ресурсов. Разработка системы BSC при наличии в компании специализированного подразделения может занять более двух месяцев. При этом требуется серьезный контроль качества результатов. Трудоемкость и сложность разработки часто отталкивает руководство компаний от применения методологии BSC.

Когда менеджер решает, какие сферы должны охватывать цели, он не должен ограничиваться одной сферой, а направлять их сразу на несколько. Независимо от специфики сферы, для которой менеджер ставит цель, необходимо учитывать:

1. Цели затрагивают верхушку организации. Если высшее руководство не имеет ясных целей, нижние уровни организации теряют направление, и люди на этих уровнях могут предположить, что постановка целей сама по себе не важна.

2. Цели имеют ясную формулировку и все члены организации знакомы с ними. Подчиненные часто не имеют достаточного представления о целях, и это ведет к тому, что миссия, которая наполняет работу смыслом и значением, становится второстепенной

Менеджеры должны систематически напоминать людям ключевые цели организации, задавая вопросы: «Для чего мы работаем? Что является целью этой организации? На чем она фокусирует свое внимание?»

3. Каждый человек, рабочая группа или единица в организации имеют, по меньшей мере, одну ясную, понятную и регулярно контролируемую цель.

Не назначайте кому-либо больше, чем 6-9 целей одновременно. Перегрузка подчиненных слишком большим количеством целей рассеивает их усилия и подрывает их эффективность.

Что такое целеполагание?

Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. В менеджменте – один из важных этапов стратегического бизнес-планирования. Термин на английском языке: targeting. Цель – это четкое представление о требуемом результате. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, то есть дает возможность обоснованно ответить на вопрос – достигнута цель или нет. Различают краткосрочные и долгосрочные цели, цели компании во внешней (продукция, клиенты, конкуренты) и во внутренней среде, связанные с производством, персоналом. Исходными пунктами для постановки той или иной цели могут выступать Миссия, Видение, ценности компании, принцип отношений с конкурентами, проблемы компании, потребности компании.

Определение видения и миссии компании предшествуют целеполаганию. Но отправной точкой в постановке целей является положение компании. Положение здесь и сейчас — для краткосрочных целей. Положение в будущем — для долгосрочных целей — которое не следует путать с видением и миссией. Анализ положения компании соединяет в одно целое представления о внутренних и внешних возможностях, учитывая их ограничения.

Бизнес и целеполагание

В бизнесе, управлении целеполагание является своеобразным искусством стратегического характера. Тактика ведения дел гораздо важнее практики, и это доказано реальными примерами успешного развития предприятий самых разных направлений, включая и финансовый или информационный менеджмент, и производство продукции.

Начальная задача целеполагания в бизнесе – определение краткосрочных и долгосрочных задач, выделение из них наиболее значимых и поиск путей их решения. Это делается на основе того, что хочет получить руководитель или группа руководителей от развития своего дела (предприятия, бизнеса). После того, как основные цели определены, начинается этап разработки стратегии их достижения:

  • анализ ресурсов предприятия,
  • выявление влияющих внешних факторов,
  • оценка реальных возможностей конкретного бизнеса,
  • мониторинг возможного риска,
  • разработка систем контроля над основными целями,
  • гармонизация стратегии с учетом специфики нескольких задач.

Основой целеполагания в бизнесе является формирование мышления о том, каких целей нужно достичь, а не о том, как их достичь быстрее. Моментальный успех должен настораживать и указывать на то, что путь не был четко продуман, не была использована методика целеполагания.

Принцип построения

Для построения целей в менеджменте используется известный принцип из общественных наук – так называемое дерево целей, схожее с пирамидой потребностей Маслоу. Вершина в данном случае – это общая цель компании. Формирование следующих уровней складывается таким образом, чтобы обеспечить достижение целей более высокого уровня. Каждый такой уровень пирамиды-дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный конечный результат, выраженный каким-либо показателем. В любом случае, иерархия целей напрямую связана со структурой предприятия и с ее особенностями.

Также применяется методика ССП (Сбалансированная система показателей) Каплана – Нортона. Ее используют как мелкие предприятия, некоммерческие организации, так и целые города.

Пример успешной многолетней реализации метода ССП – город Шарлотт в штате Севеная Каролина (США)

В начале проекта стратегии здесь указаны цели, которые город Шарлот намерен достич:

— быть самым безопасным большим городом Америки

— самым процветающим городом для каждого его жителя

— стать городом впечатляющих небоскребов

— первым городом, интегрирующим использование пространства и альтернативы транспорту

— быть эко-городом.

Общее понятие целеполагания

Целеполагание – один из терминов социологии. В основе понятия лежат определенные системы ценностей, индивидуальные для каждого направления и человека. Именно на их основе формируется путь, ведущий к решению поставленной задачи, достижению цели.

По своей сути, целеполагание – это выбор рационального пути, иногда для достижения не одной цели, а нескольких, конфликтующих между собой или однотипных

Очень важно найти решение, которое позволит избежать ошибок, контролировать все происходящее, не допускать появления непредвиденных осложнений и обстоятельств. Методика используется в самых разных областях:

  • педагогике,
  • бизнесе,
  • саморазвитии,
  • государственной деятельности,
  • управлении,
  • экономике.

Пренебрежение целеполаганием, нежелание тратить время на рассмотрение всех аспектов решаемой задачи, поиск рационального пути всегда оборачивается проигрышем, промахом и неудачей

Действительно, на разработку тактики действий может уйти много времени – определение важности задачи, рассмотрение ее с разных аспектов, поиск оптимальных путей, выбор одного из них, как самого быстрого или эффективного, выбор команды для ее решения и расстановка сил. Пройти каждый из этих этапов целеполагания, значит обеспечить успех мероприятия – это важно понимать

История и целеполагание

Целеполагание лежит и в основе развития мира, цивилизации, всех государств без исключения, так как является базой управленческой, педагогической и экономической деятельности. Ни одна страна не сможет развиваться, если ее правительство не обозначит основные цели, способствующие повышению ее уровня в любом направлении, и не разработает тактику деятельности, ведущую к их достижению.

Особенности государственного целеполагания заключаются в том, что оно должно быть одобрено не только руководящим звеном, но и народом, ведь основные задачи ведут к решению простых проблем:

  • повышению уровня жизни,
  • улучшению инфраструктуры,
  • экономическому развитию,
  • повышению темпов производства.

Государственное целеполагание – процесс наиболее сложный, так как на него оказывают влияние значимые негативные факторы – огромное количество субъективных мнений, множество изменчивых и противоречивых задач, периодическая неопределенность в функционировании государства, его зависимость от внешних факторов и влияния мировой политики, экономики, кризисные ситуации и природные катаклизмы.

Государственное целеполагание формируется в виде древа целей, в качестве питательной среды для которого указывается общество

Специалисты называют именно его образователем древа и координатором целеполагания в развитии страны, определителем степени важности каждой из поставленных, обозначенных задач

Основные шаги для достижения цели

Спроси себя, ставишь ли ты эту цель для себя или потому что это модно. Интересно ли это конкретно тебе?

Оцени по шкале от 1 до 10 насколько тебе это нужно.

Запиши все выгоды и преимущества, которые ты ожидаешь получить от конечного результата.

Определи, гармонирует ли эта цель с общей картиной твоей жизни.

Сделай цель конкретной.

Если ты стремишься добиться определённого результата, то и цель должна быть определена. Например, ты хочешь прочитать за месяц 10 книг по саморазвитию. В таком случае тебе нужно потратить время на составление списка, решить, будут ли это электронные или бумажные версии, определить, сколько времени собираешься тратить на чтение.

Установи крайний срок.

Дедлайн – лучший мотиватор. Какую бы цель ты не выбрала, ограничь её сроками.


Фото Ben Robbins on Unsplash

Зафиксируй основные этапы.

Если цель слишком глобальная, то поэтапное следование помогает не сбиться с пути, отслеживать успехи и сохранить мотивацию.

Награждай себя.

Отличным стимулом на пути к достижению твоих целей являются вознаграждения. Ты начала, ты двигаешься к поставленной цели, поэтому не отказывай себе в маленьких радостях жизни.

Раздели большой путь на маленькие тропинки.

Многие люди откладывают достижение своих целей, потому что не знают, с чего начать, за что ухватиться и куда идти

Поэтому важно знать, что нужно делать. Например: ты хочешь выучить иностранный язык (большой путь)

И маленькие цели здесь – прохождение двух уроков в неделю (маленькие тропинки). И не забывай записывать эти маленькие цели-тропинки.

Распланируй цель.

Как только ты точно определишься с тем, что готова делать каждый день, переходи к планированию. Во время самого процесса убедись, что тебя никто и ничто не будет отвлекать. В том числе и мобильный телефон.

Отслеживай прогресс.


Фото Markus Winkler on Unsplash

Наблюдая за своими результатами, ты будешь понимать, что идёшь в правильном направлении, становиться счастливее и мотивированнее.

Поднимайся сразу же, когда упадёшь.

Да, не «если», а именно «когда». На пути к достижению цели обязательно будут препятствия и неудачи. Не всегда они будут напрямую связаны с твоими желаниями и действиями. Другие сложные обстоятельства, болезни или дела могут затормозить тебя. Но, не сдавайся, вернись в бой сразу же, как только сможешь.

Возьми ответственность за свою цель и удержи её.

В сложные времена, которые обязательно будут, очень легко отказаться от намеченной цели. Поэтому, прими ответственность за достижение цели. Можно даже поделиться этой целью с единомышленником. Например, если ты на пути к идеальной фигуре, ходи на фитнесс вместе с подругой. Так будет проще мотивировать друг друга.

Итак, теперь ты знаешь, что такое целеполагание и как из мечты сделать цели. А главное, как достигнуть её.

Поэтому, правильно формулируй, планируй и не теряй мотивацию!

Целеполагание в педагогике

Определяющий элемент педагогики – цель, то есть целеполагание является его неотъемлемой частью. Педагогическая деятельность невозможна без определения основных целей, выделения среди них значимых и второстепенных, между которыми обязательно есть взаимосвязь, то есть, каждый урок основан на целеполагании.

При формировании направления пути педагог учитывает не только узконаправленные цели своего предмета, но и запросы общества, определенные особенности социализации, характерные для конкретного социума, потребности и детей, и их родителей, рассматривает свои возможности и оценивает их. Педагогическое целеполагание обязательно включает следующие этапы:

  • диагностика процесса воспитания конкретного детского коллектива,
  • анализ результатов предпринятых мер и своей деятельности,
  • моделирование основных задач и целей,
  • формирование коллективного процесса целеполагания,
  • составление и корректировка намеченной программы действий.

В основе всех трудов одного из лучших педагогов – Макаренко А. С лежит целеполагание. По его мнению, педагог должен четко осознавать, какие из целей воспитательного процесса являются близкими, средними и дальними, какие из них дают оптимальные перспективы для развития ученика, и использовать этот анализ в своей работе.