1740,история общего образования

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. 
  • В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий. 

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. 

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. 

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература. 

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.

Проблемы образования при Петре 1

Внешне складывается впечатление, что все делалось правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых почему-то забывают сказать современные учителя истории:

  1. Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример — в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.
  2. Деятельность школ не была подкреплена финансами. Например, известный факт — в 1711 году учащиеся Навигационной школы бежали практически в полном составе. Бежали, чтобы не умереть с голоду. Часть детей потом вернули к учебе, а часть уже никогда не нашли. Другой пример — в 1724 году Петр 1 устроил ревизию Морской академии. Выяснилось, что 85 человек 5 месяцев не посещают занятия, «не имея одежды».

Обучение в школах велось для детей 10-15 лет. Всего для обучения было 3 класса, но очень часто каждом классе сидели по несколько лет, поэтому реально обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет

Это важно понимать и с точки зрения того, что реформа образования Петра Первого была направлена на детей. Я уже отмечал выше, что учеба была службой, следовательно к обучаемым применялись и наказания: побег со учебы – казнь, просьба об освобождении от учебы — ссылка

Образование при Петре 1 имело несколько важных дат, и многие говорят о событиях 20-28 февраля 1714 как о чем-то крайне важном в плане развития образования в России 18 века. В это время был издан указ, который окончательно заставил всех дворян учиться геометрии и цифири (математике)

До тех пор пока дворянин не оканчивал школу ему было запрещено жениться (страшная вещь для дворянства с учетом важности продолжения рода). Для этих целей Петр 1 велел назначить в каждую губернию по 2 учителя. 2 учителя на губернию это равносильно, что сегодня назначить 10 учителей на Москву — абсурд. Но главное не это, а другое. Учить было не кого…

К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.

Органы образования СССР

В 1928 году было учреждено Главное управление по высшей школе при Высшем совете народного хозяйства СССР, в 1932 году — Комитет по высшей технической школе при Совнаркоме СССР (в 1933 году преобразован во Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, а с 1935 года — при СНК СССР). В 1936 году комитет по высшему техническому образованию был упразднен и вместо него образован Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР (в марте 1946 года подчинен Совмину СССР), который возглавил Сергей Кафтанов. 10 апреля 1946 года комитет был реформирован в Министерство высшего образования СССР (Минвуз), которое также возглавил Кафтанов.

15 марта 1953 года Минвуз был объединен с министерствами кинематографии и трудовых ресурсов, а также комитетом по делам искусств в единое Министерство культуры СССР. Однако спустя год Минвуз вновь был выделен в самостоятельное ведомство, а 22 июня 1959 года реформирован в Министерство высшего и среднего специального образования СССР. Оно являлось центральным органом госуправления высшей и средней специальной школой. Руководство средней общеобразовательной школой, дошкольными и внешкольными учреждениями осуществляло Министерство просвещения СССР, созданное в 1964 году, а вопросами подготовки профессионально-технических кадров занимался одноименный государственный комитет (образован в 1959 году при Совмине СССР, затем неоднократно реформирован).

5 марта 1988 года все три ведомства были упразднены в связи с образованием Государственного комитета СССР по народному образованию во главе с Геннадием Ягодиным.

Это интересно: 1746,История парика: объясняем по полочкам

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши . В 1764 году это право получили и девушки. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц. 

  • С 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. 
  • С 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий. 

Мужское образование также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского.

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
  • Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения. 

    Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения.

    • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
    • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба была 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение,  геометрия, арифметика.
    • Гимназии. В гимназиях могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступления в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях, помимо учителей, были контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
    • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

    Ещё одно знаменательное событие — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система была следующей.

    • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
    • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
    • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

    В 1864 были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах».

    • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, для мальчиков и девочек с 8 лет. 
    • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
    • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
    • При Александре II были попытки борьбы с распространявшимся революционным духом среди интеллигенции путем реформирования образовательной системы. Целью ставилось создание глубоко разбирающихся в точных науках дисциплинированных людей. Для этого упор делался не на гуманитарные дисциплины, развивающие в человеке широту мысли и заставляющие увидеть проблемы общества. Отдельного внимания заслуживают земские школы, появившиеся в России в результате земской реформы 1864 года. В них обучались дети от 8 до 12 лет в течение трех лет. Обязательно изучались чтение и письмо, основы арифметики, Закон Божий (в меньшей степени). Со временем программа расширилась.

Несмотря на все это, уровень грамотности населения России к началу XX века оставался крайне низким: примерно пятая часть подданных российской короны владела грамотой (существенно меньше, чем в большинстве стран Европы). Это было связано с тем, что преимущественное большинство населения составляли крестьяне, для которых ребенок, как только он становился способен оказывать маломальскую помощь семье, был нужнее для домашних дел. Кроме того, земские школы не могли охватить достаточное количество населения страны. 

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

  • В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд. 
  • В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
  • В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах. 
  • В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
  • С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей. 
Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.

По следам «Великого посольства»

Тем временем Петр Великий подготовил для дворянских детей новое «испытание»: их следовало отправлять на учебу за границу, причем вопреки сопротивлению родителей. В Амстердаме, Лондоне, Тулоне и других европейских городах будущие офицеры и государственные деятели обучались морскому делу, астрономии, фортификации, а также художествам и этикету. Царский указ многие восприняли как наказание и несчастье: все зарубежное казалось подданным чужим и непонятным. К тому же для успешной учебы в Европе нужно было приложить немало усилий, а дети дворян к усердному труду не привыкли.

Петр I в Голландии

К неудовольствию Петра I обучение за казенный счет пошло на пользу далеко не всем, на родине нерадивых школяров сурово наказывали и с позором отправляли домой. Совершенно не стесненные в средствах дворянские дети посещали игорные дома и театры, пренебрегали занятиями и при любой возможности отказывались от морских плаваний. От подобных новостей Петр Алексеевич приходил в ярость, приказывал немедленно разжаловать прогульщиков в матросы и отправлять на самые тяжелые работы. Об успешной карьере им приходилось забыть, зато талантливые и прилежные по возвращении получали высокие должности и царскую похвалу.

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

  • В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
  • В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.
При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания. 

Создание школ в 1714—1720 годах[править | править код]

Указом 1714 года «в помощь» духовным школам предписывалось при архиерейских домах и знатнейших монастырях завести цифирные школы, где дети обучались бы арифметике и началам геометрии.

Для детей духовенства обучение в этих школах было обязательно: не желающим учиться грозила военная служба или податное состояние; юношам, не окончившим курса цифирной школы, даже не должно было даваться разрешение на вступление в брак.

Практическое создание школ началось с 1715 года, когда с перемещением Школы математических и навигацких наук в Петербург Пётр I распорядился разослать по губерниям по два ученика этой школы, выучивших геометрию и географию для «науки молодых ребяток из всяких чинов людей». Уже в следующем 1716 году было открыто двенадцать школ в разных городах России, а в 1720—1722 годах открылись ещё тридцать. Новые школы обучали арифметике и геометрии, отчего и назывались цифирными (а также, изредка, арифметическими).

Целью школ было первоначально подготовка кадров для гражданской службы, и потому их посещение требовалось для детей приказных в возрасте от 10 до 15 лет, но уже в 1719 году в школу должны были ходить «всякого чина дети, кроме однодворцев».

Цифирные школы подчинялись Адмиралтейств-коллегии, так как получали учителей из морской академии.

В начале 1720-х годов в школах обучались свыше 2000 человек, в том числе:

  • 931 человек из духовного сословия
  • 402 из солдатских, драгунских, казачьих и пушкарских детей
  • 374 из приказных
  • 93 посадских
  • 53 дворян и детей боярских

С 1721 года стали открываться также епархиальные школы, к 1726 году их было открыто 46, и к концу царствования Петра I почти каждый губернский город имел по две школы: одну светскую и одну духовную.

Проблемы образования при Петре 1

Внешне складывается впечатление, что все делалось правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых почему-то забывают сказать современные учителя истории:

  1. Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример — в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.
  2. Деятельность школ не была подкреплена финансами. Например, известный факт — в 1711 году учащиеся Навигационной школы бежали практически в полном составе. Бежали, чтобы не умереть с голоду. Часть детей потом вернули к учебе, а часть уже никогда не нашли. Другой пример — в 1724 году Петр 1 устроил ревизию Морской академии. Выяснилось, что 85 человек 5 месяцев не посещают занятия, «не имея одежды».

Обучение в школах велось для детей 10-15 лет. Всего для обучения было 3 класса, но очень часто каждом классе сидели по несколько лет, поэтому реально обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет

Это важно понимать и с точки зрения того, что реформа образования Петра Первого была направлена на детей. Я уже отмечал выше, что учеба была службой, следовательно к обучаемым применялись и наказания: побег со учебы – казнь, просьба об освобождении от учебы — ссылка

Образование при Петре 1 имело несколько важных дат, и многие говорят о событиях 20-28 февраля 1714 как о чем-то крайне важном в плане развития образования в России 18 века. В это время был издан указ, который окончательно заставил всех дворян учиться геометрии и цифири (математике)

До тех пор пока дворянин не оканчивал школу ему было запрещено жениться (страшная вещь для дворянства с учетом важности продолжения рода). Для этих целей Петр 1 велел назначить в каждую губернию по 2 учителя. 2 учителя на губернию это равносильно, что сегодня назначить 10 учителей на Москву — абсурд. Но главное не это, а другое. Учить было не кого…

К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.

Создание школ в 1714—1720 годах

Указом 1714 года «в помощь» духовным школам предписывалось при архиерейских домах и знатнейших монастырях завести цифирные школы, где дети обучались бы арифметике и началам геометрии.

Для детей духовенства обучение в этих школах было обязательно: не желающим учиться грозила военная служба или податное состояние; юношам, не окончившим курса цифирной школы, даже не должно было даваться разрешение на вступление в брак.

Практическое создание школ началось с 1715 года, когда с перемещением Школы математических и навигацких наук в Петербург Пётр I распорядился разослать по губерниям по два ученика этой школы, выучивших геометрию и географию для «науки молодых ребяток из всяких чинов людей». Уже в следующем 1716 году было открыто двенадцать школ в разных городах России, а в 1720—1722 годах открылись ещё тридцать. Новые школы обучали арифметике и геометрии, отчего и назывались цифирными (а также, изредка, арифметическими).

Целью школ было первоначально подготовка кадров для гражданской службы, и потому их посещение требовалось для детей приказных в возрасте от 10 до 15 лет, но уже в 1719 году в школу должны были ходить «всякого чина дети, кроме однодворцев».

Цифирные школы подчинялись Адмиралтейств-коллегии, так как получали учителей из морской академии.

В начале 1720-х годов в школах обучались свыше 2000 человек, в том числе:

  • 931 человек из духовного сословия
  • 402 из солдатских, драгунских, казачьих и пушкарских детей
  • 374 из приказных
  • 93 посадских
  • 53 дворян и детей боярских

С 1721 года стали открываться также епархиальные школы, к 1726 году их было открыто 46, и к концу царствования Петра I почти каждый губернский город имел по две школы: одну светскую и одну духовную.

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в образовательной системе произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России. В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию. В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ. В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.

образовательная реформа Петра I

Учеба вместо брака

Шел четырнадцатый год Северной войны. Позади были блистательные победы при Лесной и под Полтавой, взяты крепости Нарва и Ниеншанц, а в России все еще ужасно не хватало образованных офицеров. Касалось это, впрочем, и гражданских чинов – будущая империя нуждалась в лучших управленцах и государственных деятелях из дворянской среды.

К большой досаде Петра Первого, дети дворян особого желания учиться не изъявляли. Тогда мудрый царь решил официально запретить недорослям жениться до тех пор, пока они не усвоят необходимые для службы знания. Так звучал указ: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей цифири, геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». Начиная с 1714 года священники не имели права обвенчать молодую пару без письменного свидетельства об окончании юношей школы.

Навигацкая школа располагалась в здании Сухаревой башни

Вступить в брак отныне разрешалось лишь после знакомства с математикой. Юным дворянам цифирные школы виделись настоящим местом ссылки, где помимо прочего следовало соблюдать строгую дисциплину и сдавать экзамены. Пугало изнеженных отроков и то, что во время занятий в классе за ними наблюдали отставные солдаты с хлыстами в руках – отвлечься от урока было просто-напросто опасно. Не пожалел деятельный государь и тех, кто считался (или прикидывался) слабоумным: им жениться тоже не разрешалось. Правда, для них существовал испытательный срок на службе, успешно выдержав который, можно было создавать семью.

Для исполнения петровского указа в 1716 году было открыто двенадцать школ, а спустя пять лет их количество выросло почти в четыре раза. А вот с учениками возникли сложности: дворяне буквально прятали своих детей из страха надолго расстаться с ними. Посадские люди, получившие возможность дать образование своим отпрыскам, тоже не спешили приводить их в цифирные школы. Как правило, к традиционным занятиям родителей (ремеслу и торговле) «ученые» дети уже не возвращались, и семейное дело переставало процветать.