Техника рисования «эбру» детям для дома и в детском саду

Технология эбру


Технология классического эбру до недавнего времени хранилась в строгом секрете. Мастера передавали знания только своим ученикам из поколения в поколение. Но сейчас ситуация изменилась, и все желающие могут постигнуть технику рисования эбру.

  • Самый первый этап эбру – подготовка водной поверхности, на которой художник будет создавать рисунки. Вначале процеживаем раствор для эбру с помощью капронового чулка. Наливаем раствор в прямоугольную тару. Затем на 5 минут накрываем бумагой, чтобы исчезли все пузырьки с воздухом. (это необходимо делать после каждого рисунка).
  • Второй этап – создание рисунка. Размешиваем краски, берем кисточку, окунаем в краску и буквально стряхиваем ее с кисточки на поверхность воды. Капли краски, попадая на воду, не тонут и не растворяются в ней. Они меняют свои очертания, расплываясь по поверхности. Затем шилом начинаем водить по воде, превращая капли краски в диковинные узоры или цветы. При этом вода является нашим помощником – она гармонично дополняет легкое движение руки.
  • Самый простой способ создания рисунка – использование специального гребня. После того как краска разбрызгана по воде, по ее поверхности проводится гребень. В результате получаются необычные цветные узоры.
  • Еще один вариант – совмещение двух способов. Вначале разбрызгивается краска, затем с помощью гребня создается фон – проводим им по водной поверхности. После этого острие шила окунаем в краску, и капаем ею на фон и формируем из одной или из нескольких капель рисунок.
  • Третий этап – перенос рисунка с поверхности воды на бумагу. Очень аккуратно кладем на рисунок лист бумаги, ждем 10 секунд, приподнимаем край с помощью шила и снимаем бумагу, опирая ее о бортик тары. Когда картина подсохнет на плоской поверхности, она готова.

Материалы для Эбру «с нуля», полный список

Материалы (ниже — подробное описание, что зачем):

  • Лоток
  • Бумага
  • Каррагинан
  • Кисти
  • Краски
  • Бычья (воловья) желчь
  • Банки
  • Капельницы
  • Бутылка с водой
  • Металлические штифты
  • Расчёска
  • Скипидар
  • Газетная бумага

Сегодня всё стало проще: вы можете приобрести готовый профессиональный набор, в который входит всё необходимое:

Тазик-поднос — это контейнер, в котором вы будете наливать воду и рисовать по воде. Он должен быть на 1-2 см больше по каждой стороне, чем размер материала (бумага, ткань и т. д.). Размер типичного подноса — 35х50 см, 5 см в глубину.

Бумага должна быть хорошим абсорбентом и лучшее качество бумаги даёт лучшие результаты. Лист должен быть чистым, гладким, примерно на 1 см меньше с каждой стороны, чем лоток. Идеальные листы бумаги бескислотные, но они очень дороги и их трудно купить. Любой вид абсорбирующей бумаги подойдёт. Наиболее предпочтительным цветом является кремовый, так как он обеспечивает очень хороший контраст со всеми яркими цветами.

Каррагинан. Мраморность начинается с растворения порошка из водоросли в воде, белого материала, полученного из морского растения. Морские водоросли дают воде некоторую степень вязкости. Лоток заполняется этой жидкостью на глубину около шести сантиметров. Добавьте 2,5 столовые ложки порошка на один литр воды, смешайте. Подождите, пока пузырьки рассеются, по крайней мере в течение 6 часов, и только потом можно приступать к рисованию по воде.

Щётки сделаны из конского волоса с ручкой из стебля розы. Они предпочтительнее современных кистей из-за лёгкого веса стебля розы, а также его гибкости и того, что конский волос не впитывает краски. Они тщательно делаются самим художником с помощью специальной техники, чтобы связать конские волосы. 

Можно контролировать количество краски для посыпки, используя соответствующие современные кисти из щетины с разной толщиной и длиной.

Краски. Цвета для красок получают от различных естественных веществ. Пигменты различных цветов нерастворимы в воде и не подвержены воздействию солнечных лучей. Они продаются в виде оксидных и органических пигментных красок в порошкообразном виде, а также уже измельчённых пигментов в кремовой консистенции.

Способ приготовления красок самостоятельно: художник должен смешивать пигменты на мраморной или стеклянной доске и тщательно измельчать пигменты специальным мраморным или стеклянным пестиком в течение полутора или двух часов с использованием специальной техники. Затем краски нужно оставить стоять на 12 месяцев. После этого вы получаете готовые измельчённые формы, которые используется в Эбру. Каждая из этих красок помещается в отдельную стеклянную банку и смешивается с небольшим количеством воды. Разные пигменты имеют разные характеристики, приготовление красок требует смешения с водой и бычьей желчью.

Бычья (воловья) желчь (художники обычно берут её на скотобойнях) — это вещество, которое художник должен лучше всего понимать в процессе Эбру. Это здесь ключевой материал. Желчь понижает вязкость базовой жидкости и позволяет наносить краску на поверхность воды. Краски без желчи просто опустятся на дно лотка. Вещество также предотвращает смешивание цветов друг с другом и помогает краскам цепляться за бумагу. Кроме того, воловья желчь позволяет художнику создавать различные оттенки одного цвета, позволяет краскам рассеиваться по воде без осаждения.

Стеклянные банки нужны потому, что готовые краски хранятся в банках, иметь пустые для смешивания очень полезно.

Две небольших капельницы нужны для бычьей желчи и скипидара, используются для добавления небольших количеств этих веществ к краскам. Соотношение краски, воды и бычьей желчи должно быть тщательно отрегулировано с учётом желаемого результата, который изучается лишь со временем и практикой.

Бутылка воды нужна для добавления воды в краски.

Металлические штыри различных размеров нужны для манипуляции с красками. Каждый из них по-разному влияет на живопись

Мраморщики осторожно используют булавки для специальных целей. Этому можно научиться на практике

Расчёски ручной работы используются для абстрактного дизайна.

Скипидар используется для изготовления красок, придавая объёмный вид. Скипидар должен иметь свою собственную щётку-кисть, которую нельзя использовать для что-нибудь, за исключением скипидара.

Газетная бумага используется для подготовки и очистки воды до и после каждой печати.

Вода требуется с низким содержанием кальция, хлора и извести, подходит питьевая вода хорошего качества, а дистиллированная вода является идеальной.

Изучаем основы техники эбру: рисование на воде для новичков

Тем, кто впервые заинтересовался эти видом творчества, рекомендуют приобрести специальный набор для живописи на виде, который можно найти в любом крупном художественном магазине.

Вода для рисования должна содержать специальную добавку, которая увеличивает её вязкость и позволяет рисунку удерживать форму.

Если вы хотите приготовить раствор в домашних условиях, нужно купить специальный загуститель. Он продается в виде порошка (марки ArtDeco, Karin, Эбру Профи и т. д.). Загуститель нужно отмерять в граммах, поэтому не лишними будут небольшие кухонные весы. Например, порошка ArtDeco понадобится 12,5 г на литр воды. Если есть сомнение в точности измерений, лучше положить немного больше загустителя и потом, при необходимости, слегка разбавить раствор.

Краски для эбру лучше всего приобретать специальные, они дадут наилучший результат. Иногда используют японские чернила для сумингаши.

Некоторые умельцы заменяют специальные материалы домашними средствами. Так, загуститель заменяют желатином, а краски создают на основе пигмента, смешивая его с животной желчью и дистиллированной водой в соотношении 3:2:1. Пигменты подойдут растительные, на основе глины, почвы и сажи.

Так же можно приготовить раствор на основе природного гелеобразователя каррагинана. На 10 литров воды порошка понадобится 70 г. А выдерживать раствор перед применением нужно 12 часов. Чтобы исключить неоднородности в растворе, можно процедить его при помощи сита или марли.

Кроме основы и красок понадобятся: прямоугольная емкость, отдельные кисточки для каждой краски, палитра из керамики или пластмассы, гребешки для эбру, матовая бумага. Кисти нужно выбирать натуральные, подойдет белка или колонок, но больше всего мастера этой техники ценят конский волос. Так же пригодится шило (лучше несколько разных). Шило можно заменить чем-то острым и тонким – спица, шпажка из бамбука, толстая цыганская игла.

Этапы рисования в технике эбру.

Мастер класс мы начинаем с подготовки емкости и заполнения её раствором. Жидкость нужно залить в емкость размером не меньше листка А4, это идеальный размер работы для начинающего художника.

Следующим этапом будет создание фона будущей картины. Чаще всего для фона берут несколько цветов. Краски наносим кисточками в любом порядке по желанию, и они сами расходятся по полотну. Кроме этого, можно работать шилом и гребешком, создавая более декоративные узоры. Иногда на этом работу заканчивают и используют полученный фон для других техник рисования.

После нанесения фона можно приступать к основному рисунку. Чтобы создавать четкие формы, нужно сначала капнуть небольшое количество краски, а затем придать ему форму шилом. Для начинающих полезнее всего будет научиться рисовать простые четкие фигуры. Более продвинутые художники могут изображать фигуры человека и животных, архитектурные сооружения и т.д.

Заключительный этап – перенос рисунка. Это очень ответственное дело, для которого требуется большая аккуратность. Бумагу нужно выбирать плотную, фактурную и ни в коем случае не глянцевую. Лист укладываем на воду, выдерживаем несколько мгновений и снимаем точным движением, чтобы не смазать краску. Кроме бумаги рисунки можно переносить на различные ткани или дерево.

Распространенные виды эбру.

Вариантов нанесения рисунка и сюжетных разновидностей эбру довольно много.

Баттал Эбру – это особая техника разбрызгивания краски с кисточек.

В технике Эбру Шаль преобладают повторения S-образных форм. Для надписей используют осветленное Эбру.

С помощью гребенки создаются узоры с волнами и другие наборы повторяющихся линий. Так же им можно создавать фоновые рисунки в виде чешуек. Сами гребни могут быть пластиковыми и металлическими. Своими руками можно сделать приспособление из деревянного бруса, вбив в него гвоздики в одну линию или в две в шахматном порядке.

Пример узора можно увидеть на фото.

В особую технику выделяют цветочные орнаменты, выполненные в технике рисования на воде. Один из вариантов цветочного эбру представлен ниже.

Что же такое эбру?

На поверхности одной жидкости можно рисовать другими — красками. Но не всегда, а только тогда, когда плотности этих составов сильно отличаются. Иначе бы они просто смешивались, растворялись.

В качестве основы, на которой можно рисовать, берется специальный густой, немного клейкий раствор. По оригинальной технологии он делался из растения, колючки. Процесс был долгий, занимал пару недель.

Сейчас все упростилось, купив порошок (загуститель), можно самостоятельно сделать раствор для рисования эбру, нужно только немного настоять его. Существуют аналоги, сделанные из водорослей и даже мха.

Некоторые умудряются рисовать масляными красками по воде, а детям в детских садах предлагают рисование обычной гуашью по молоку. Молоко иногда разводят мукой или крахмалом. А сверху на рисунок брызгают жидким средством для мытья посуды. 🙂

История возникновения эбру

Немного истории. Точно никто не может сказать, когда именно возникло это древнее искусство. Доподлинно известно только то, что эта техника рисования по воде пришла с востока. Во втором веке до нашей эры она была известна в Китае. Там технология эбру держалась в строгом секрете. Гораздо позже она появилась в Японии.

Использовалась такая «мраморная» бумага не только для написания текстов и документов. Из нее изготавливали зонтики, лампы, головные уборы, сумки, фонарики, драконов и многое другое.

Из поколения в поколение знания передавались потомкам, искусство эбру развивалось. В настоящее время мраморную бумагу называют иногда «турецкой бумагой». Потому что там рисование по воде было очень распространено, причем до сих пор. Использовались не только цветные красители, но также золотая и серебряная пыль.

Бумагой, окрашенной в стиле эбру украшалась самая главная у мусульман книга — коран. Причем для книг и важных документов цветными делались только бумажные края, а середина оставалась белой, она-то использовалась для написания текстов.

Недаром названия всех приемов этого интереснейшего искусства имеют названия турецкого происхождения (например, Battal Ebru, Gel-Git Ebru, Taraklı Ebru и другие).

Об этом можно почитать подробнее в следующей статье:

Мой третий пост на общую тему. Стили и приемы азиатского искусства рисования на воде каталогизированы, а затем собраны в один список, каждый имеет свое оригинальное название. В конце рассказано немного о современности, о его особенностях в наше время. Эбру в наше время не ушло в небытие, а продолжает развиваться.

Название происходит от турецкого слова «эбр», что означает облако. Персы предпочитали многоцветную технику рисования. Они писали на ней стихи и письма. Сам персидский шах писал указы на такой бумаге, поскольку ее очень сложно было подделать.

В Германии цветная бумага известна с 15 века. Это были простые, окрашенные при помощи губки и кисточки листы. Только в 16 веке рисование по воде пришло в Европу. Путешественники и торговцы привозили цветную бумагу в стиле эбру с собой на родину. Из нее изготавливали обложки книг. Если было мало материала, то использовали кусочки, настолько она ценилась.

Многие исследователи хотели получить рецепт изготовления, кому-то это удавалось, в каждой переплетной мастерской был свой собственный. Как жидкой основы, так и красок.

В 19 веке в Европе были созданы курсы эбру — рисования по воде, бумага с успехом продавалась. Была даже такая профессия — изготовитель цветной бумаги.

Описание технологии

Эбру – необычный способ рисования на воде. Для творческого процесса необходимы специальные краски на натуральной основе и вода, но не простая.

Жидкость для рисования эбру должна иметь плотную вязкую структуру, чтобы краски эбру не растворялись и не тонули. Для этого водой разбавляют экстракт гевеи, который и позволяет каплям краски плавать на поверхности. Вся манипуляция строится на разности жидкостных плотностей.

Для художественного процесса применяют краски, изготовленные из бычьей желчи и других минеральных веществ. Изображение, нанесённое на водную гладь, сохраняется путём его переноса на бумагу либо ткань. А профессиональные «эбристоведы» способны перенести рисунок даже на керамическую поверхность, кожу или дерево.

Пошаговый мастер-класс по созданию картины в технике эбру

  1. Приготовьте раствор воды с загустителем, вылейте его в поддон (лоток). Разлейте краски различных цветов в мисочки. Приготовьте дополнительные инструменты (кисточки и шило).
  1. Фон будущего рисунка сделайте следующим образом: наберите краску на кисточку и аккуратно разбрызгайте ее по поверхности воды. Если первые капельки начнут растворяться, то не стоит переживать, так как последующие брызги задержатся на поверхности. Для фона лучше всего использовать не более трех сочетаемых между собой оттенков, в противном случае основной рисунок не будет выразительным и затеряется в пестроте фона. Нанесенные капельки растяните с помощью гребня, придавая фону необычный орнамент.
  2. После того, как будет готов фон, приступайте к нанесению основного рисунка. Для начинающих мастеров предлагается выполнить несложный рисунок цветка. Для этого обмакните шило в краску и легонько коснитесь поверхности воды, не опуская кончик слишком глубоко. У вас должен получиться небольшой кружок. Если хотите картинку большего размера, то коснитесь обмакнутым шилом в краску еще раз в ту же точку. Затем поверх предыдущей кляксы сделайте аналогичное пятно, но другим цветом. В дальнейшем, касаясь краев внутреннего круга, тяните шило наружу, прорисовывая лепестки цветка.
  3. После того, как будет прорисован основной рисунок, можно приступать к перенесению картинки на бумажную основу. Аккуратно и равномерно приложив лист к поверхности жидкости, подождите буквально 10-15 секунд, чтобы картинка смогла прилипнуть к бумаге. Затем медленно достаньте лист с картинкой из лотка, как бы перетаскивая ее через бортик.
  4. Лист с картинкой разложите на ровной поверхности и оставьте для просыхания. После того, как ваше творение полностью высохнет, его можно поместить в рамку и повесить на стену.

Начав экспериментировать с различными цветами и формами, вы удивитесь, насколько яркие и неожиданные картины будут у вас получаться.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»

Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. В формировании такой личности мы как педагоги и специалисты принимаем активное участие. Для того, чтобы наша работа была результативной, приносящей удовлетворение надо находиться в поиске, интересного для себя и для детей.

Сегодня я вам предлагаю познакомиться с одной удивительной и очень интересной техникой нетрадиционного рисования, которую можно использовать в работе с детьми.

(На фоне журчащей воды произносится текст)

«Вода — это самое мягкое и самое слабое существо в мире,

но в преодолении твердого и крепкого она непобедима,

и на свете нет ей равной.»

Всем вам известна поговорка: «Вилами по воде писано», которая означает что-то мимолетное и ускользающее. Так как же нам из этого мимолетного и ускользающего получить вот такие прекрасные картины? Выполнение в технике Эбру.

Ответы педагогов

-А хотелось бы вы окунуться в этот волшебный мир?

Для этого нам нужна основа. В данном случае специальный раствор воды, который состоит из воды и крахмала. Я для вас его уже приготовила. Гушь, кисть, острая деревянная шпажка.

Для того чтобы начать творить свои шедевры, я предлагаю вам познакомиться с технологией рисования на воде и обратить внимание на экран. Видео

Видео

Сначала создадим фон, фон нашего настроения. Для этого нам потребуется веерная кисть. С помощью кисти мы набираем краску и постукивая по ней создаем цветовые разноцветные пятна.

А теперь палочкой делаем волнообразные движения по вертикали, теперь волнообразные движения по горизонтали, а может быть вам хочется сделать движения по круговой спирали, а кому-то хочется внести хаос в ваше творение.

Плавно помедитируйте у себя на воде. Не думайте о результате, отпустите себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!

А теперь давайте сделаем цветок. Я возьму красную и желтую краски. Тупым концом палочки нанесем красный цвет. Но красный цвет не очень интересен, поэтому поставим в центр желтую точку, а чтобы было еще интересней я в желтый цвет добавлю еще красный.

Теперь острым концом палочки проводим линии от края цветка к центру, у нас получаются лепестки.

Не бывает цветов без стебля. Возьмите зеленый цвет и поставьте несколько точек.

И снова острым концом проведите линию по этим точкам сверху вниз.

И вот в разговор вступает холст, бумага, или ткань.

Ну, а сейчас своей волей вы можете укротить водную стихию и увидеть, как бесформенные капли красок обретут жизнь, превращаясь в небывалые цветы, узоры, сюжеты из сказок и перенести их на холст.

(звучит восточная музыка)

Педагоги работаю за столами.

«Эбру» — это старейшее искусство рисования, удивительное волшебство фантазии на воде. Рисование на воде очень древнее искусство, которое зародилось в XI веке в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе. Эбру- это танец красок, которые переплетаясь между собой создают уникальные узоры.

Рисование на воде дает возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины всегда получаются необычными, каждое движение создает неповторимый образ. Рисование Эбру как искусство доставляет удовольствие, с эбру можно фантазировать без границ.

Рефлексия

Пригодятся ли вам знания, полученные намастер классе?

Как вы считаете, что развивает эта техника у дошкольнтков?

На каком этапе вам было интересно работать и почему?

Дерзайте, рисуйте, смелее творите,

А самое главное – деток учите!

b]

https://youtube.com/watch?v=b4ROSSXWorA

Разбираемся в технике

К сожалению, еще с детского сада у детей может пропадать тяга к рисованию. На это есть ряд своих причин: отсутствие умений, однообразие в рисунках, маленькое количество знаний. Как эксперимент в детском саду был проведен мастер-класс по эбру. Благодаря ему дети выражают свои чувства и эмоции.

Процесс живописи на воде можно посмотреть на примере мастер-класса.

Подготовка специальной клейкой основы можно сделать домашними средствами. Для эбру необходимо приготовить клейстер из крахмала и воды, его нужно немного остудить. После чего добавляем клея ПВА и перемешиваем основу. В случае того, что появляются пузырьки, необходимо положить на газету секунд 15-30, далее убрать.

Подготавливаем акриловые краски, разбавив их водой до жидкого состояния.

Теперь начинаем рисовать: возьмем кисточки и делаем пару точек, например, а затем вытягиваем линии и узоры. Можно сделать фон: набрать краску на кисточку и стряхиваем на клейкую основу. А далее нужно использовать свою фантазию и творить: рисовать цветы, деревья и многое другое.

Статья по теме: Вязание аксессуаров и предметов для интерьера

Теперь давайте перенесем нашу живопись с воды на бумаге. Берем листик бумаги, который идеально подходит к размеру нужного лотка

Осторожно прикладываем лист бумаги к основе, подождем пару минут и достаем

Далее, необходимо дать высохнуть рисунку.

Во время работы очень тяжело предугадать, в какой последовательности растекутся краски. Ну а так как с такой техникой могут справиться даже дети, то она прекрасно подойдет и для начинающих. Главное – не боятся, а творить. И все получится.

Так что же это такое «Техника рисования Эбру для дошкольников»?

Эбру-особенная техника рисования, т.к. работа происходит красками не на бумаге, а на воде. Конечно, вода не обычная, а специально приготовленная, но факт остается фактом. Вода должна быть вязкой, чтобы краски не тонули и не растворялись в ней. За счет разной плотности используемых жидкостей и строится процесс рисования: жидкие краски держаться на поверхности основы, позволяя при этом проводить с ними различные манипуляции.

Рисование водой для детей (так называют иногда эту технику, т.к по сути происходит нанесение одной жидкости на поверхность другой) — это захватывающий процесс создания неповторимых узоров. При этом хороший способ воспитания творческих навыков, улучшения цветовосприятия, развития мелкой моторики рук при минимальном напряжении малышей.

Обратите внимание! В целом, сам процесс не сложен, поэтому в ДОУ эта техника применима к детям любого года рождения

История происхождения

История рисования Эбру уходит в прошлое настолько глубоко, что сегодня нельзя определить точно, кто изобрел этот стиль. Еще в 12 веке в Японии монахи занимались искусством «cуминагаши» (плавающие чернила), рисовали неповторимые узоры на рисовой бумаге.

Но официально Эбру признали турецкой техникой, т.к. первое древнейшее произведение, датированное 1554 годом, находится в Турции. Турецкие мастера были очень искусны и создавали не только абстракции, но и более сложные композиции. Само слово «Эбру» переводиться как «воздушные облака» и наиболее точно передает суть рисунка.

https://youtube.com/watch?v=YexO_2bcPyY