Роль фасилитатора

Ведение и контроль мероприятия

Когда повестка дня и групповой процесс спланированы, самое время подумать о том, как вы будете вести и контролировать все происходящее. На этой финальной стадии подготовки вы формулируете правила мероприятия, совершенствуете свои фасилитационные навыки и обдумываете сценарии «а что, если ..»: Что если будут серьезные разногласия? Что если никакое решение не появится? и т.д.

Как фасилитатор, на самой встрече вы настраиваете всех участников и вносите ясность про желаемый итог встречи, про иные ожидания, про повестку и про правила мероприятия. Тем самым вы помогаете всем фокусироваться на конкретной задаче. Как в начале, так и в процессе обсуждений, ваша роль – следить за тем, что дискуссия движется вперед по направлению к успешному результату.

Чтобы эффективно вести встречу:

  1. Установите правила, которым люди должны будут следовать в ходе встречи. Как они будут взаимодействовать? Как обеспечить то, чтобы люди прислушивались к идеям друг друга? Как обрабатывать возникающие вопросы? Вы должны приготовить некоторые правила заранее, в начале мероприятия предложить их и прийти к соглашению о правилах со всеми участниками.
  2. Настройте аудиторию – пройтись по целям и повестке дня. Убедитесь, что каждый понимает как свою роль, так и общие ожидания группы: чего нужно достичь на встрече.
  3. Подготовьте обсуждение. Убедитесь, что все представлены друг другу, или используйте подходящие активности для разогрева (icebreakers), чтобы начать встречу сразу на позитивной ноте.
  4. Поддерживайте энергию группы. Возможно, потребуется ваше вмешательство, когда эмоциональный уровень группы падает (как вариант, в этом случае может потребоваться дополнительный перерыв). Следите за тем, чтобы люди оставались заинтересованными и сконцентрированными на предмете обсуждения.
  5. Слушайте, заинтересовывайте и вовлекайте. Несмотря на то, что вы как фасилитатор занимаете нейтральную позицию, вам нужно быть наготове, активно слушать, быть заинтересованным и вовлеченным. Это является хорошим примером для других участников, а также показывает, что вы всегда готовы вмешаться в качестве фасилитатора. Если кто-то не вовлечен, как ввести их в обсуждение? Как достичь большего участия?
  6. Отслеживайте ключевые моменты обсуждения и резюмируйте их. Контролируйте соблюдение повестки дня, говорите людям, чего они уже достигли и что должно быть дальше. Резюмируйте как можно чаще.
  7. Вмешивайтесь только тогда, когда это действительно необходимо.

Чтобы дискуссия продвигалась вперед:

Следите за посторонними разговорами и пресекайте их. Они уменьшают концентрацию других участников на основном предмете обсуждения; кроме того, зачастую те идеи, которые возникают в посторонних разговорах, следует представить всей группе.

Поглядывайте на часы. Будьте гибки и балансируйте между возможностью высказаться для всех и скоростью продвижения группы вперед.

Разберитесь, что делать в ситуации, когда дискуссия не приходит к завершению сама собой. Возможно, требуется больше информации? Когда и как дискуссия будет возобновлена? Запаркуйте темы, которые не приводят к какому-либо выводу, и проследите, что на конкретное время запланированы некоторые действия для решения этих проблем.

Внимательно следите за людьми, которые не участвуют во встрече полноценно. Испытывают ли они дискомфорт? В чем причина этого дискомфорта? Что вы можете сделать, чтобы вовлечь их в разговор?

Уделяйте внимание поведению людей, как на вербальном, так и на невербальном уровне. Зачастую самое разрушительное поведение – это молчание, так что научитесь замечать и устранять такое поведение.

Вступайте в обсуждение в качестве посредника немедленно, если возникают личные нападки. Эффективные фасилистаторы сначала ищут ненавязчивые пути вмешательства, так что для начала напомните всем о правилах. В чем бы ни была проблема, вам нельзя допускать продолжение такого нежелательного поведения как личные выпады, поэтому будьте готовы предпринять меры для их прекращения.

Чем занимается фасилитатор?

Чтобы мероприятие прошло хорошо, для начала необходимо осознать желаемый исход. А также фон и контекст события. Ключевая часть ответственности фасилитатора заключается в следующем:

  • Составление плана хода группового процесса, а также подбор техник и инструментов, которые лучше всего помогут группе приблизиться к нужному результату;
  • Контролирование групповой динамики для обеспечения: должного участия каждого;
  • поддержки и взаимопонимания между членами группы;
  • рассмотрения каждых идей, вопросов и предложений;
  • совместной ответственности членов собрания за результат.

Слежение за тем, что результаты, действия участников и проблемные темы нужным образом фиксировались и решались.

Ниже будут подробнее рассмотрены наиболее важные из этих аспектов.

Правила участия в конкурсе «Лучший фасилитатор 2019 года»

Ежегодный конкурс «Лучший фасилитатор года» проводится с целью:

популяризации фасилитации групповой работы как важного навыка для развития команд и организаций,
распространение лучшего опыта фасилитации,
повышение уровня профессионализма фасилитаторов на рынке.

Для участия в конкурсе необходимо выслать заявку на участие в соответствии с Положением о конкурсе.

Условия подачи заявки описаны в разделе «Как стать участником конкурса».

В конкурсе есть три обязательных этапа:

  • Заявка на участие в конкурсе. Прием заявок осуществляется до 1 февраля 2020 года на адрес mail@personalimage.ru Оплата участия в конкурсе в размере 1300 (Одна тысяча триста) рублей осуществляется в срок до 1 февраля  2020 года и является обязательной.
  • Пост в любой из социальных сетей с ответом на вопрос «Почему я участвую в конкурсе «Лучший фасилитатор года» и хештегами #докажичтотылучший и #конкурсфасилитаторов до 1 февраля 2020 года.
  • Конкурсный проект с презентацией о лучшей проведенной в 2019 году фасилитационной сессии на основании лично разработанного сценария, c фото и/или видео отчетом, отзывами заказчика и участников сессии. В конкурсном проекте должны быть указаны все фасилитаторы проекта и их роли в проекте. Все участники конкурсного проекта автоматически считаются участниками конкурса.

Кто может участвовать в конкурсе

  • Корпоративные фасилитаторы – представители организаций, которые не реже двух раз в год проводят внутрикорпоративные мероприятия с использованием инструментов фасилитации.
  • Внешние фасилитаторы – независимые тренеры / консультанты / коучи / фасилитаторы, которые на платной основе оказывают фасилитационные услуги коммерческим организациям или на льготных условиях – общественным организациям.
  • Бизнес-тренеры, которые регулярно используют отдельные инструменты фасилитации в тренингах.
  • Agile-коучи
  • Менеджеры проектов
  • Дизайн-мыслители

Участники конкурса прошлых лет имеют право участвовать в конкурсе, но в других номинациях, отличных от заявок прошлых лет. Победители прошлых лет приглашаются в жюри конкурса по решению организатора.

Как стать участником конкурса

Для того чтобы стать участником конкурса, необходимо отправить заявку по электронной почте на адрес mail@personalimage.ru, с темой письма «Заявка на участие в конкурсе «Лучший фасилитатор года 2019»_Фамилия Имя Отчество» в срок до 1 февраля 2020 года.

Заявки, поступившие после 1 февраля 2020 года, приниматься к рассмотрению не будут.

В заявке необходимо указать:

  • Фамилия Имя Отчество участника
  • Город проживания
  • Название организации, должности.
  • Номинация, в которую вы заявляетесь.
  • Контактные данные:
  • Согласие на обработку персональных данных Организаторами конкурса и разрешение использовать их для проведения самого Конкурса.
  • Выслать подтверждение оплаты участия в конкурсе – 1300 рублей (Одна тысяча триста рублей). Без НДС.

Все перечисленные выше пункты являются обязательными. Владельцы заявок, которые были не полностью заполнены, к участию в конкурсе не допускаются.
Принимается только одна заявка к участию в конкурсе от одного лица.
Подавая заявку на участие в конкурсе, участник соглашается, что фото и видео-материалы, связанные с его участием в конкурсе, могут быть использованы в дальнейшем организатором конкурса для освещения конкурса в средствах массовой информации, на сайте, в методических материалах и книгах.

Оплата конкурса производится по следующим реквизитам: ООО «Имидж персонал», ИНН 7701319535, КПП 770101001, р/сч 40702810200000013890, в АО «ОТП Банк» г.Москва, БИК 044525311, к/сч 30101810000000000311.

Подача Конкурсного проекта осуществляется в сроки до 14 февраля 2020 года.

Какие награды получат победители конкурса

Победители получают памятные дипломы и подарки от партнеров организатора, а также:

Победители в номинациях «Лучший корпоративный фасилитатор 2019» и «Лучший внешний фасилитатор 2019» получат ценные призы – Сумка фасилитатора (тренера) и Билет на участие в 11-й Конференции российских фасилитаторов.

Победитель в номинации «Лучший старт 2019» – Модератус и Билет на участие в  11-й Конференции российских фасилитаторов.

Определение победителей конкурса

  • Эксперты;
  • Представители организатора (Консалтинговая компания «Имидж персонал»);
  • Представители соорганизатора (Ассоциация фасилитаторов).

Подведение итогов конкурса

Итоги конкурса будут подведены до 10 апреля 2020 года.Награждение победителей конкурса состоится 16-17 апреля 2020 года в г.Москве на 11-ую Конференции российских фасилитаторов.Все участники конкурса получат памятные дипломы об участии в конкурсе.

История открытия

В 1989 г. психологом Норманом Триплеттом было подмечено, что велосипедисты способны добиться лучших результатов в тех случаях, когда соревнуются между собой. Все показатели спортсменов значительно снижаются, если во время тренировок они просто включают секундомер. Психолог провел целый ряд исследований, для того чтобы подтвердить свои догадки.

В дальнейшем эксперименты Триплетта стали одними из первых в социальной психологии. Они заключались в том, что детям предлагалось намотать леску на катушку спиннинга. Был подтвержден тот факт, что малыши работали намного энергичнее в том случае, когда рядом присутствовали другие люди. Намотать леску в одиночестве было для них более сложной задачей.

Подобный эффект, который психолог Флойд Оппорт назвал социальной фасилитацией, ученые наблюдали и у животных. Например, цыплята быстрее едят зерна, а муравьи роют ходы в земле, если рядом находятся другие особи.

Таким образом, социальная фасилитация в психологии – это влияние оценки социума на производительность. Подобное явление вызвало небывалый интерес в научных кругах. Это привело к тому, что исследования, начатые Норманом Триплеттом, были в дальнейшем продолжены. Несколько позднее был установлен тот факт, что если при выполнении определенной задачи возле исполнителя присутствуют пассивные наблюдатели, то эффективность его действий значительно снижается.

Это был момент, когда ученые были неспособны сопоставить два феномена, что и завело общую теорию в тупик.

Программа исследования социальной фасилитации была возобновлена лишь в 1965 г. За нее взялся Роберт Зейонц. Им была намного глубже исследована социальная фасилитация. Теория активации при этом, сформулированная им же, объяснила два, казалось бы, противоположных феномена. Роберт Зейонц высказал предположение того, что феномен социальной фасилитации возможен только в случаях выполнения наиболее простых, привычных и усвоенных человеком механических действий. Обратный же эффект, который получил название ингибиции, возникает в более сложных интеллектуальных ситуациях.

В основе подобного утверждения лежал установленный факт того, что появившееся возбуждение является активатором доминирующей реакции. Под возбуждением в данном случае понимается присутствие других людей, которые находятся рядом в процессе выполнения того или иного задания. Именно поэтому в случаях простых работ наиболее вероятной, доминирующей реакцией является побуждение к скорейшему выполнению необходимых действий. При этом для решения поставленной задачи зачастую существует единственный верный путь. В тех же случаях, когда правильный ответ не является столь очевидным, возбуждение, вызванное присутствием других людей, провоцирует неверные реакции.

Несколько позже имели место и другие предположения, объясняющие феномен социальной фасилитации и ингибиции. Это была, например, предложенная Робертом Барроном модель отвлечения-конфликта. Согласно ее теории, присутствие посторонних людей вызывает в любом человеке внутренний конфликт

Он заключается в том, что индивид не может определить, уделять ли ему внимание аудитории, или выполнять поставленную перед ним задачу. Такой конфликт, возникающий в связи с усилением возбуждения, либо помогает выполнить задачу, либо, наоборот, мешает этому

Неверный выбор фасилитатора

Фасилитация значительным образом отличается от модерации. Здесь нет директивного стиля управления процессом, нет внимания к личности фасилитатора. Напротив, он должен занять крайне нейтральную позицию в команде. Как только фасилитатор начинает активно вмешиваться в процесс обсуждения со своим мнение, дискуссия теряет свой смысл.

Участие фасилитатора возможно через правильно поставленные вопросы, через диалог. Часто участники сами заранее знают ответы и решение проблемы, главное – правильно стимулировать процесс генерации идей

Важно понять, фасилитация – это всегда совместная работа единомышленников, которые уважают друг друга, искренни, открыты к диалогу, новым идеям и переменам. Хороший фасилитатор всегда сможет создать подобную атмосферу в команде. Фасилитатор должен, как и другие участники, брать ответственность на себя, поддерживать участников, уметь работать с различными группами, иметь в арсенале различные инструменты и методики, а также мотивировать людей на саморазвитие, движение вперед и изменения

Как говорил Роберт Де Ниро: «Успех – это всегда правильный выбор». Успех фасилитации заключается в правильном выборе команды и фасилитатора

Фасилитатор должен, как и другие участники, брать ответственность на себя, поддерживать участников, уметь работать с различными группами, иметь в арсенале различные инструменты и методики, а также мотивировать людей на саморазвитие, движение вперед и изменения. Как говорил Роберт Де Ниро: «Успех – это всегда правильный выбор». Успех фасилитации заключается в правильном выборе команды и фасилитатора.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Добавлено 29 января 2019

Почему современный лидер отдаёт инициативу коллективу?

Фасилитация – наука, которая демонстрирует особенности современного подхода к управлению людьми.

“Фасилитация – это технология антитоталитарного подхода, это технология антиэго. Это не когда кто-то говорит: “Ого-го, я альфа-самец”. Это когда мы реально доверяемся умным, активным, вовлечённым людям, которые могут брать на себя ответственность”, – считает Светлана Крутских.

Фото Informburo.kz

На различных тренингах по лидерству и управлению очень любят подчёркивать, что руководитель не должен быть деспотом, он должен быть максимально демократичным и вести дело так, чтобы сотрудники чувствовали, что сами принимают решения.

Тренеры считают, что это важно, потому что отвечает запросу современного поколения, которому уже не подходят советские методики подавления личного ради общественного. “Современному лидеру важно не брать всю инициативу на себя. Не быть эгоистом

Например, на этой антиконференции мы отдаём инициативу участникам, мы понимаем, что к нам пришли умные люди, – говорит Светлана Крутских. – Современной молодёжи, поколению “y” это очень нравится. Они не хотят быть фишками, которые двигают на поле. Они хотят принимать участие, хотят мыслить”

Не быть эгоистом. Например, на этой антиконференции мы отдаём инициативу участникам, мы понимаем, что к нам пришли умные люди, – говорит Светлана Крутских. – Современной молодёжи, поколению “y” это очень нравится. Они не хотят быть фишками, которые двигают на поле. Они хотят принимать участие, хотят мыслить”

“Современному лидеру важно не брать всю инициативу на себя. Не быть эгоистом. Например, на этой антиконференции мы отдаём инициативу участникам, мы понимаем, что к нам пришли умные люди, – говорит Светлана Крутских

– Современной молодёжи, поколению “y” это очень нравится. Они не хотят быть фишками, которые двигают на поле. Они хотят принимать участие, хотят мыслить”

Например, на этой антиконференции мы отдаём инициативу участникам, мы понимаем, что к нам пришли умные люди, – говорит Светлана Крутских. – Современной молодёжи, поколению “y” это очень нравится. Они не хотят быть фишками, которые двигают на поле. Они хотят принимать участие, хотят мыслить”.

Светлана считает, что нельзя относиться к такому подходу как к манипуляции, нужно реально доверять своей команде. Потому что правильный лидер наберёт людей, которые могут взять на себя ответственность. Такой метод подходит для конкурентных рынков. Если применять его правильно, то считается, что в сухом остатке будет главное – эффективность и прибыль компании.

Рамиль Мухоряпов на антиконференции / Фото Informburo.kz

Директор холдинга Choco Family Рамиль Мухоряпов рассказал, что на себе испытал разницу двух подходов к руководству: более тоталитарного и, наоборот, дающего свободу решений.

“Хорошо, когда в команде все лидеры. Они слышат других, но они не готовы взять под козырёк и пойти исполнять. Они все уверены в себе. С такими ребятами у нас были стычки, конфликты, – рассказывает Рамиль Мухоряпов. – В какой- то момент я их просто отпустил: раз такой умный, делай сам. И стало только лучше. Я перестал командовать, но оставил за собой право посоветовать, а решения принимает сотрудник, и это оказалось гораздо лучше”.

Кто такой фасилитатор?

Термин произошел от английского «facilitate» — «упростить» или «облегчить процесс.» Фасилитатор — это человек, который планирует групповое мероприятие, руководит им и управляет дискуссией — для обеспечения эффективного достижения целей группы. Он следит за ходом обсуждения, четкостью идей и участием всех присутствующих.

Для эффективности фасилитатор должен сохранять беспристрастность и объективность. Это не означает, что подобным человеком может быть лишь кто-то извне. Главное для фасилитатора — придерживаться нейтралитета. Он отступает от своих личных взглядов, своих взаимоотношений с другими участниками и сосредотачивается только на групповой динамике ли процессе. («Групповой процесс» — это подход, используемый для управления дискуссиями, получения наилучшей отдачи от всех участвующих и для успешного завершения мероприятия. Все это зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены более подробно позже — в этой же статье. Секрет успешного фасилитатора — это контроль групповой динамики, от которой зависят высказываемые идеи и принятые группой решения.)

Ключевая обязанность любого фасилитатора — задавать направление групповому процессу и формировать среду, в которой он сможет процветать. Таким образом он помогает группе прийти к наиболее рациональным решениям и успешному заключению.

Примечание:

Фасилитация требует много умственных усилий. Это значит, что будет сложно следить за ходом дискуссии и идеями

Также важно соблюдение нейтралитета. Поэтому, если фасилитатор проявляет интерес к результату или обладает навыками, опытом, информацией и авторитетом, которые могут повлиять успешность результата, следует подумать о другой кандидатуре и привлечении внешнего посредника.

Почему мотивировать сотрудников экономически выгодно

Мотивация, идеология компании и признание высоких профессиональных качеств каждого сотрудника – это ресурс, который помогает управлять. Подчёркивая, как вы цените работника, вы даёте ему уверенность в своих силах и мотивацию. А это нематериальные ресурсы, которые порой важнее, чем высокая заработная плата.

«Люди должны чувствовать свою значимость, – говорит начальник отдела рекламы и общественных связей Банка ВТБ Казахстана Татьяна Шевченко. – Мотивации в виде заработной платы уже недостаточно. Если люди понимают свою ценность, они делают работу охотнее, вкладывают в неё своё творчество, свою душу. Они понимают, что их проект – это продукт команды, и болеют за него».

Причины возникновения эффекта аудитории

Социальная среда — что это в психологии

Эффект аудитории – это знакомое многим явление, характеризующееся тем, как меняется поведение одного человека в присутствии постороннего. Считается, что случаи положительного или отрицательного влияния постороннего человека на некого индивида возникают в силу общего возбуждения.

Обратите внимание! Повышение возбуждения является положительным эффектом тогда, когда индивид выполняет простые задачи, он уверен в себе и своем деле. Люди по-разному чувствует эффект аудитории


Люди по-разному чувствует эффект аудитории

Намного чаще люди сталкиваются с отрицательным влиянием, когда индивид боится совершить ошибку, будучи не уверенным в решении проблемы.

Фасилитацию противопоставляют модерации, это два разных понятия. Фасилитация более гибкая по отношению к ведению бесед с людьми

Поэтому ее проведение чаще заказывают для сотрудников руководители компаний с целью сплотить их, объяснить важность совместной работы для роста успеха организации

Автократический стиль управления

Давай сначала избавимся от этого строгого (и старомодного) стиля управления — и быстро! Хотя это лучший выбор в определенных экстремальных условиях. Этот метод управления мало использует творческий потенциал работников и мало способствует росту. Он также связан с существенными затратами на планирование, коммуникацию и контроль.

Определение

Я предпочитаю простое определение автократа — это любой лидер с менталитетом «потому что я тебе так сказал». Автократическое лидерство означает, что менеджер берет на себя полный контроль (и ответственность) за ситуацию.

Как применять

Этот стиль руководства может подойти твоей команде, когда у участников мало опыта или он отсутствует. Конечно, он также становится необходимым в областях высокого риска. Например, пожарные, парашютирующие из самолетов в лесные пожары, должны выполнять приказы без вопросов или задержек.

Если твоя ситуация требует автократического стиля управления, используй метод лидерства «путь-цель». Установи (и донеси) четкие и непосредственные цели для команды. Убедись, что они точно знают, как выполнять твои инструкции, и имеют все необходимые ресурсы. Каждый в команде должен понимать свои роли и обязанности — и как справляться с любыми препятствиями, которые могут возникнуть.

В зависимости от рабочей среды, ты можете найти этот стиль лидерства эффективным в небольших дозах — и в особых случаях. Например, на производственном предприятии новые работники должны тщательно следовать инструкциям своих руководителей (и не проявлять творческий подход), чтобы избежать нанесения травм себе и другим. Однако со временем эти новенькие рабочие вырастут и сменят нынешних лидеров.

Умный менеджер будет предоставлять возможности для непрерывного обучения / образования, определять уровень квалификации каждого работника и время от времени встречаться с членами команды (вдали от тяжелой техники), чтобы узнать их мнение о процедурах и системах. По мере того, как рабочие команды приобретают навыки и надежность, умные менеджеры переходят от строгих нисходящих методов к другим, более гибким, стилям руководства.

Где применять

Подчиненные должны безоговорочно подчиняться инструкциям во многих жизненно важных ситуациях:

  • Военные подразделения;
  • Поисково-спасательные работы;
  • Тяжелая промышленность;
  • Важные лабораторные эксперименты;
  • Ситуации первого реагирования;
  • Скорая помощь / хирургические операции.

Иногда соблюдение приказов без размышлений или сомнений в авторитетности начальства создает наилучшие результаты для всех заинтересованных сторон.

Фасилитация — что это такое?

Феномен фасилитации охватывает сферой влияния как групповые динамики, так и личностные. Фасилитация — это (от англ. facilitate — помогать, направлять, облегчать) недирективная технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.

Фасилитатор — кто это?

Личность фасилитатора уже сама по себе мощный инструмент влияния. Фасилитатор — это тренер, специально обученный технологиям эффективной коммуникации и ведущий процесс фасилитации. Международная ассоциация фасилитаторов была образована в 1989 г. и включает в себя ≈ 1300 человек из 63 стран – все это специалисты высочайшего уровня, облегчающие переговоры и сотрудничество в разных областях. Тони Манн — ведущий эксперт по фасилитации, наделяет личность фасилитатора следующими навыками:

  • умеет направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
  • отличает удачные решения от кажущихся, на первый взгляд успешных, но со скрытыми «подводными камнями» решений;
  • берет на себя риски, не боится выйти из зоны комфорта для создания новой техники и адаптации ее к текущей подходящей ситуации;
  • умеет управлять разного рода группами;
  • ориентируется во всех форматах бесед и встреч;
  • комбинирует различные инструменты и техники для нахождения решений;
  • быстро реагирует на затруднения, возникшие среди участников и запускает процесс по преодолению;
  • обладает стрессоустойчивостью;
  • всегда открыт для людей и личностных изменений.

Поиск будущего или Форсайт

Эта методика работы в большой группе была разработана Марвином Вайсбордом. Она используется, когда при участии значительного числа людей необходимо получить картину будущего, сценарии развития ситуации на основе уже имеющегося опыта и прошлых прецедентов. Такая схема проведения мероприятий положена в основу гражданских собраний в коммунах Германии, и часто применяется как инструмент организованной и продуктивной работы.

Не менее эффективно эта методика может быть использована в компаниях

«Поиск будущего» или «Форсайт» обладает важной особенностью — она позволяет объединить разнородные подгруппы для выработки единого решения, например, сотрудников, клиентов и поставщиков. Их совместное участие позитивно скажется на качестве принятых решений, поскольку позволит найти точки соприкосновения интересов каждой стороны в стратегии, целях и перспективах предприятия

Обычно мероприятие длится два–три дня и проводится в шесть шагов:

  1. Ретроспективный взгляд в прошлое в горизонте, актуальном для группы.
  2. Анализ тенденций — глобальных и локальных, позитивных и негативных.
  3. Оценка текущей ситуации на основе выбранных группой критериев.
  4. Создание совместного видения привлекательной картины будущего.
  5. Формулирование общих целей — реалистичных или прорывных.
  6. Принятие решений и планирование шагов.

Преимущество этой методики групповой работы — возможность собрать различные, даже полярные, точки зрения и «создать» будущее в настоящем. Видение, созданное таким образом, основывается на достижениях прошлого, которые можно и нужно использовать в будущем. Это помогает участникам воспринимать мечту «без отрыва от реальности» и верить в свои силы.

Социальная фасилитация и социальная леность. Социальная фасилитация

Социа́льная фасилита́ция  — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объёма и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего вида, наблюдается не только у людей, но и у животных. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями. При выполнении сложных задач присутствие других особей может оказывать обратный эффект, который в социальной психологии получил название социальной ингибиции .

При труде в коллективе и отсутствии оценки индивидуального труда каждого участника проявляется противоположный эффект — социальная леность .

Эффект социальной фасилитации, тогда ещё не получившей такого названия, был впервые выявлен в 1898 году психологом Норманом Триплеттом. Он заметил, что во время велосипедных гонок спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда соревнуются с секундомером , а когда участвуют в коллективных заездах.
Чтобы проверить наблюдение, Триплетт провёл один из первых в истории социальной психологии лабораторный эксперимент , в котором детей просили как можно быстрее наматывать леску на катушку удочки. Результаты показали, что в присутствии соисполнителей дети справлялись с заданием быстрее, чем поодиночке.
Дальнейшие эксперименты ( Г. Олпорт , 1920, Dashiell, 1930, Travis, 1925) показали, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые задачи, такие, как примеры на умножение или вычёркивание из текста определённых букв.
Однако вскоре был выявлен обратный эффект (см. ниже), и поскольку данные разных экспериментов противоречили друг другу, учёные на некоторое время перестали заниматься этой проблемой.

В 1930-х годах были получены экспериментальные подтверждения того, что в некоторых случаях присутствие других людей мешает выполнению задач. Этот обратный эффект позже получил в социальной психологии название социальной ингибиции . Так, при действиях, не доведённых до автоматизма (например, заучивание бессмысленных слогов, прохождение лабиринтов, решение сложных арифметических задач) присутствие других людей снижало скорость их выполнения.
В 1966 году Роберт Зайонц попытался найти теоретическое обоснование для противоречащих друг другу данных. Он трактовал результаты с помощью общеизвестного в экспериментальной психологии правила: «возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям»

Иначе говоря, социальное возбуждение, вызываемое присутствием другого человека, усиливает реакции, но снижает осторожность, вот почему простые действия, в которых маловероятна ошибка, выполняются успешнее, тогда как в сложных действиях, требующих сосредоточения, растёт количество ошибок, из-за чего они выполняются менее успешно

Около 300 исследований на 25 000 добровольцах подтвердили гипотезу Зайонца. Позднее было выявлено, например, что в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с лёгкими лабиринтами и труднее — со сложными, а хорошие игроки в бильярд показывают ещё более высокие результаты по количеству попаданий в лузу, тогда как плохие начинают играть ещё хуже.

Эффект социальной фасилитации неоднократно наблюдался и у животных: в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее рыли песок, цыплята поедали больше зёрен, а спаривающиеся крысы проявляли большую сексуальную активность в присутствии других пар. У животных также наблюдалась и так называемая социальная ингибиция: тараканы, длиннохвостые попугаи и зелёные зяблики медленнее осваивали прохождение лабиринтов в присутствии особей своего вида.

Как это работает

На встрече фасилитатор проводит группу через все нужные процессы: принятие правил, планирование, поиск решения, обратную связь. Итогом станет конечный результат в виде достигнутой договоренности, цели, к которой нужно стремиться дальше или action plan-а.

Что делает фасилитатор:

  • создает атмосферу, чтобы люди чувствовали себя комфортно и ощущали собственную ценность;
  • задействует участников во всем, что происходит на встрече;
  • ведет группу так, чтобы избежать стычек, управляет конфликтами;
  • следит за поддержанием заявленной повестки дня;
  • отвечает за принятие качественных решений и обеспечивает итоги встречи.

Фасилитация может происходить не только в рамках одной команды. Поскольку на встречах могут быть представители от разных команд. Поэтому более универсальным будет говорить о «группе участников».

Командную фасилитацию может проводить Scrum Master, Project Manager или Team Lead. У этих людей большая личная мотивация и понимание содержания встречи, однако необходим самоконтроль, чтобы оставаться в роли фасилитатора.

Некоторые компании приглашают человека со стороны. Такой специалист не имеет личной заинтересованности и скрытых мотивов, и может сохранять нейтралитет в течение всего времени работы с группой.