Факультет компьютерных наук вшэ

Контрольная

Контрольная пройдет с использованием асинхронного-прокторинга 11 ноября 2020 года в 09:45

Идентификатор конференции: 962 0959 3171

Код доступа: 082968

Zoom будет использован для финального инструктажа и как чат для общения с преподавателями во время контрольной в случае необходимости.

Каждому студенту необходимо записать процесс выполнения заданий контрольной с использованием OBS Studio, выложить результат в облачное хранилище сразу после контрольной и предоставить ссылку на запись.

Meeting ID: 920 1700 6062

Passcode: 450063

Потребуется компьютер с веб-камерой и микрофоном (в частности, все современные ноутбуки оборудованы ими) и выходом в интернет

Необходимо настроить три источника входных потоков: микрофон, веб-камера и захват экрана. Подробнее о настройке в видео:

Во время контрольной разрешается пользоваться :

  • Сайтом тестирующей системы (в том числе своими решениями прошлых контестов курса (в самой системе))
  • Средами разработки (не онлайн, а установленными на компьютере)
  • Материалами, выложенными на данной странице

Во время контрольной не разрешается:

Общение с другими людьми, заранее предупредите об этом тех людей, которые находятся с вами в месте написания контрольной

Проведение контрольной

Затем, в 09:55, за 5 минут до начала контрольной начните запись. Опоздавшие студенты (начавшие запись не до начала контрольной) будут дисквалифицированы.
В 10:00 открывается контест, состоящий из 5 задач (по 2 балла за задачу). В 11:30 контест закрывается.

Ваши видео будут просмотрены только преподавателями и ассистентами. После окончания контрольной у вас будет полчаса на заливку записанного видео.

Пожалуйста, заранее проверьте, что вы научились записывать видео в требуемом формате — этот процесс иногда может вызывать проблемы. Все решения проблем, связанных с записью в OBS Studio описаны в интернете.

Действия, которые вы должны совершить до контрольной:

Заранее отключить все мессенджеры и закрыть лишние вкладки

Физически отключить и удалить любые электронные устройства и дополнительные мониторы с рабочего места

Подготовиться к тому, что вы не сможете покидать рабочее место в течение 1 часа 30 минут

Включить запись из трех источников: экран, веб-камера и микрофон в OBS Studio

Снять свое рабочее место со всех сторон и его окружение

Показать чистые листы, которые вы планируете использовать в качестве черновиков

Порядок действий во время контрольной:

Любые вопросы вы должны задавать через тестирующую систему либо через чат в zoom.

В случае, если вы работаете с черновиком, направьте веб-камеру так, чтобы были видны ваши руки. Не забудьте направить веб-камеру на лицо, когда вы возвращаетесь к работе за компьютером.

Вы можете получить важные объявления от преподавателей через тестирующую систему. Уведомления о них появляются в правом верхнем углу в интерфейсе тестирующей системы.

В случае, если вы хотите досрочно завершить выполнение контрольной — напишите об этом сообщение, используя интерфейс вопросов в тестирующей системе и выполните все действия, которые вы должны выполнить после окончания контрольной. В случае попыток решения задач после этого сообщения вы будете дисквалифицированы.

После окончания контрольной:

В течение 30 минут необходимо разместить видео, которое вы записывали в течение контрольной, в открытом доступе и сдать ссылку на него в специальную форму по адресу:

Сроки контрольных мероприятий

группа 191: 21 сентября

группа 192: 19 сентября

группа 194: 21 сентября

группа 191: 7 откября

группа 192: 5 октября

группа 194: 5 октября

группа 191: 26 октября

группа 192: 22 октября

группа 194: 23 октября

группа 191: 23 ноября

группа 192: 24 ноября

группа 194: 22 ноября

группа 191:

группа 192: 12 декабря

группа 194: 13 декабря

Шестое домашнее задание: дедлайн для сдачи

группа 191:

группа 192: 26 декабря

группа 194: 26 декабря

Коллоквиум

Коллоквиум пройдёт 14, 15 и 17 декабря в промежуток времени 15:00-19:00.

Коллоквиум проводится на платформе Зум, каждому будет назначено время, в которое нужно явиться. В случае неявки без уважительной причины (причина уважительная, если таковой её считает учебный офис) студент получает 0 баллов.

В начале ответа Вы получите билет, в котором будет три вопроса. Первый
вопрос: определение или формулировка теоремы (без доказательства). Во втором вопросе надо будет решить простую задачу на понимание определения. Третий вопрос: доказательство какой-нибудь теоремы. Отвечать надо будет без подготовки в режиме реального времени: рассуждать и вспоминать нужно будет устно в присутствии экзаменатора. При доказательстве теоремы можно расшарить свою запись или конспект и аннотировать их при необходимости.

Оценка за коллоквиум формируется следующим образом. Полный ответ на каждый из первых двух вопросов оценивается в 3 балла,
а полный ответ на третий вопрос в 4 балла (всего 10 баллов). По правилам НИУ ВШЭ при обнаружении факта помощи извне за коллоквиум ставится 0 баллов.

Экзамен

Экзамен длится 90 минут. Во время экзамена студенты должны включить камеры. Во время экзамена разрешено смотреть на любые материалы, загруженные на компьютер до начала экзамена, писать на листах бумаги, а также смотреть на любые бумажные материалы на столе. Студенты могут пользоваться мышью и клавиатурой только для того, чтобы перелистывать загруженные материалы и условия задач. Если во время экзамена у студента возникнет вопрос по условию задачи, он может устно задать его и преподаватель даст на него ответ.

Если у студента случился один или два обрыва связи продолжительностью менее пяти минут, он может продолжить написание экзамена (дополнительное время при этом не предоставляется). Если случился обрыв связи продолжительностью дольше 5 минут или более двух пятиминутных, то считается, что студент пропустил экзамен. В этом случае ему будет предложено без штрафов сдать экзамен устно в течение недели с момента данного экзамена.

Домашние задания

Для каждого задания предоставляется ссылка на сервис, содержащий описание задания и реализующий тестирование решений. Данные сервисы размещаются на платформе Everest (см. далее).

Задание Мягкий дедлайн Жесткий дедлайн
1 3 октября 00:00 MSK 5 октября 00:00 MSK
2 17 октября 00:00 MSK 19 октября 00:00 MSK
3 8 ноября 00:00 MSK 9 ноября 00:00 MSK
4 21 ноября 00:00 MSK 23 ноября 00:00 MSK
5 5 декабря 00:00 MSK 7 декабря 00:00 MSK
6 12 декабря 00:00 MSK 14 декабря 00:00 MSK

Тестирование решений

На странице каждого сервиса содержится описание задания и выполняемых тестов. Данные тесты могут не покрывать все возможные ошибки и не заменяют самостоятельное тестирование своих решений. Тем не менее, результаты тестов позволяют составить представление о работе вашей программы и используются при проверке решений преподавателями.

Для тестирования решения необходимо перейти во вкладку Submit Job, загрузить требуемые файлы и нажать кнопку Submit. При этом происходит перенаправление на страницу нового задания (job), где можно отслеживать его состояние. Информация на странице обновляется автоматически. После окончания выполнения задания (состояние DONE или FAILED) становится доступной вкладка Outputs, где можно увидеть вывод с результатами тестирования.

Время выполнения тестов обычно составляет несколько минут, однако при большом количестве одновременных запросов к сервису время ожидания увеличивается. Поэтому лучше не откладывать тестирование на последний момент. Число попыток при тестировании не ограничено.

Сдача решений

Для сдачи решения надо перейти в раздел Задачи, нажать Сдать напротив нужного задания и отправить текст, содержащий:

  • краткое описание вашего решения (основная идея, особенности реализации, соответствие условиям задания и т.д.), которое бы позволило проверяющему быстрее разобраться в нём (приветствуются также комментарии в коде),

Число попыток сдачи решения не ограничено. В случае, если решение отправлено заранее, есть шанс получить комментарий преподавателя до окончания срока сдачи и, в случае необходимости, исправить решение. Досрочные комментарии даются по мере возможности и вероятность их стремится к нулю с приближением срока сдачи.

Проверка решений

Проверка решений обычно происходит в течение недели после срока сдачи задания. При проверке оценивается последняя присланная до срока версия решения. В качестве начального приближения оценки берутся баллы, полученные решением на тестах. Так как тесты могут не покрывать все возможные проблемы, оценка может корректироваться преподавателем в ходе проверки. После окончания проверки в Anytask должен появиться ответ преподавателя с оценкой и комментариями.

Каждое задание оценивается по 10-балльной шкале. За каждый день просрочки после мягкого дедлайна снимается 2 балла. После жёсткого дедлайна решения не принимаются.

Преподаватели и ассистенты

Пилотный поток

Лекции: Владимир Подольский

Семинары:
Алексей Леонидович Таламбуца, Владимир Владимирович Подольский, Артем Максимович Максаев

Основной поток

Лекции: Михаил Николаевич Вялый

Семинары: Никита Сергеевич Лукьяненко, Илья Глебович Райко, Михаил Николаевич Вялый, Артем Максимович Максаев, Алина Эдуардовна Хузиева

Учебные ассистенты: Арсений Алексеевич Абрамов, Аъзам Бехруз Хусан угли, Станислав Сергеевич Динер, Анна Тиграновна Енгоян, Александр Александрович Соколихин, Юлия Александровна Василевская, Даниэль Рустамович Хабиров, Елизавета Игоревна Шатская, Фома Александрович Шипилов, Владимир Сахатович Якшимамедов, Александр Всеволодович Крупецков, Даниил Иванович Иваник, Даниил Юрьевич Трошин

Распределение по группам

Официальная система наименования с этого года имеет вид ДМ_Б2020_ПМИИ_<номер группы>#Г#Дискретная математика. В наших материалах мы будем придерживаться более простого наименования 20<номер группы>

Группа 201 202 204 203 205 206 (online) 207 208 209 2010 2011 2012
Лектор Владимир Владимирович Подольский Михаил Николаевич Вялый
Семинарист Алексей Леонидович Таламбуца Владимир Владимирович Подольский Артем Максимович Максаев Никита Сергеевич Лукьяненко Илья Глебович Райко Никита Сергеевич Лукьяненко Михаил Николаевич Вялый Илья Глебович Райко Артем Максимович Максаев Алина Эдуардовна Хузиева Алина Эдуардовна Хузиева Артем Максимович Максаев
Ассистент Даниил Иванович Иваник Павел Александрович Захаров Владимир Сахатович Якшимамедов Аъзам Бехруз Хусан угли Даниэль Рустамович Хабиров Александр Александрович Соколихин, Юлия Александровна Василевская Анна Тиграновна Енгоян Елизавета Игоревна Шатская Даниил Юрьевич Трошин Арсений Алексеевич Абрамов Фома Александрович Шипилов Станислав Сергеевич Динер

2-й модуль

Дата-время: 25 декабря, 10:00

Материалы для подготовки к экзамену:

II: список задач для подготовки к 1-й контрольной

III: приводимые ниже задачи (рассортированы по темам, номера с пометкой «П» даны по задачнику Проскурякова, номера с пометкой «К» — по задачнику Кострикина):

  • Комплексные числа: К 20.1, 20.2, 20.4, 20.11, 21.1, 21.2, 21.9, 22.7
  • Линейная зависимость в векторных пространствах: П 639–644, 646–650, 652–655, 1824–1828; К 34.2, 34.3
  • Линейные комбинации, линейные оболочки: П 665–669, 679–681 (база = максимальная линейно независимая подсистема)
  • Подпространства, базис, размерность: П 1297–1304, 1308, 1310–1313; К 34.14, 35.2, 35.3, 35.7(а,в,г), 35.8, 35.11, 35.16
  • Фундаментальная система решений однородной системы линейных уравнений: П 724–732, К 8.4
  • Ранг матрицы: П 612, 613, 619–622, 623–628; К 7.1–7.3, 7.5–7.7, 7.10, 7.12

Комментарий к I. Данный список продолжает список определений и формулировок для коллоквиума. В качестве одного из заданий экзаменационной работы может быть предложено дать какое-нибудь определение или сформулировать какую-нибудь теорему из списка, также могут быть задачи на применение теории (определений/формулировок) в конкретных примерах. Наконец, знание определений и формулировок может просто помочь при решении тех или иных задач экзаменационной работы.

Научно-исследовательский семинар

Расписание

Индивидуальные беседы — 13:20 — 14:20

Темы

  • Декабрь — Мировые ИТ компании
  • Январь — Языки программирования
  • Февраль — Интересное приложение
  • Март — Цифровой стартап
  • Апрель-май — История одной железки
  • Сентябрь — Основы верстки научных тексов в Latex.
  • Октябрь — Визуализация

Доклады

Выбрать определенный предмет изучения
Подготовить конспект (1-2 страницы)
Записать 15-20 минутный доклад (презентация + рассказ)

Задание в Latex

Необходимо выбрать пять заданий по математике и информатике, например, из ЕГЭ:

  • два задания по алгебре, где требуется решения уравнений;
  • два задания по геометрии, где для решения требуется построение чертежа;
  • одно задание по информатике, где требуется написать код.

Ваша задача заключается в том, чтобы подготовить подробный текст в Latex условий и решений выбранных заданий с записью всех уравнений, графиков, чертежей и оформления кода:

Для каждой задачи запишите ее условие и подробное образцовое решение.

В результате Вам необходимо подготовить и отправить:

  • Архив tex файлом и всеми дополнительными файлами (в overleaf есть кнопка «Download» в списке проектов)
  • Итоговый PDF файл (в overleaf при редактировании есть «Download PDF»)

Задание будет оцениваться по количеству задач и качеству оформления текста.

Задание на визуализацию

Вам необходимо выбрать пять каких-то понятий или явлений и построить для них диаграмму связей (mind map, ментальная карта).
Что такое диаграммы связей можно почитать, например, тут:

  • и еще много где, загуглив «mind map»

Явления или понятия Вы можете выбрать сами, например, это может быть что-то из Ваших лицейских предметов, или просто вещи, которыми Вы интересуетесь, и в которых Вы разбираетесь.

Сделайте карты достаточно подробными, в каждой из них должно быть не менее 20 связных элементов. Если Вам кажется, что для данного явления или понятия нет 20 элементов, то:

  • либо подумайте еще, скорее всего еще не до конца разобрались;
  • либо выберете другое понятие или явление.

Соревнования

Правила участия и оценивания

В соревновании по анализу данных вам предлагается по имеющимся данным решить некоторую задачу, оптимизируя указанную метрику, и отправить ответы для заданного тестового множества. Максимальное количество посылок в сутки ограничено (как правило, разрешается сделать 2 посылки), ближе к концу соревнования вам будем необходимо выбрать 2 посылки, которые вы считаете лучшими. Тестовые данные делятся на публичные и приватные в некотором соотношении, на основе которых строятся публичный и приватный лидерборды соответственно, при этом публичный лидерборд доступен в течение всего соревнования, а приватный строится после его окончания для выбранных вами посылок.

В лидербордах каждого из соревнований присутствуют несколько базовых решений (бейзлайнов), каждое из которых соответствует определённой оценке. Например, для получения оценки не ниже 8 баллов необходимо, чтобы ваше решение на приватном лидерборде оказалось лучше соответствующего бейзлайна. Далее для студента, преодолевшего бейзлайн на N_1 баллов, но не преодолевшего бейзлайн на N_2 балла, итоговая оценка за соревнование рассчитывается по равномерной сетке среди всех таких студентов в зависимости от места в приватном лидерборде среди них; если быть точными, то по следующей формуле:

N_2 — (N_2 — N_1) * i / M,

где M — количество студентов (из всех студентов, изучающих курс), преодолевших бейзлайн на N_1 баллов, но не преодолевших бейзлайн на N_2 балла;

i — место (начиная с 1) студента в приватном лидерборде среди всех таких студентов.

Единственное исключение из формулы — студенты, преодолевшие самый сильный бейзлайн, получают прибавку 1/M к своей оценке.

Чтобы вас не пропустили при проверке решений соревнования, необходимо использовать следующий формат для имени команды (вкладка Team):

« Имя Фамилия номер_группы»

В течение 3 суток после окончания соревнования в соответствующее задание на anytask необходимо прислать код, воспроизводящий ответы для посылки, фигурирующей в приватном лидерборде. При оформлении кода предполагайте, что данные лежат рядом с ним в папке data, а в результате выполнения кода ответы должны быть записаны в файл solution-N-Username.csv, где N — номер соревнования, Username — ваша фамилия. У нас должна быть возможность запустить код и получить те же ответы, что и в вашей посылке, — в частности, это означает, что:

1. Если вы отправляете файл *.py, мы будем запускать его при помощи команды python *.py в вышеуказанном предположении о местонахождении данных.

2. Если вы отправляете ноутбук *.ipynb, мы последовательно запустим все ячейки ноутбука и будем ожидать в результате его работы формирование файла с ответами.

3. Если вы отправляете код с использованием другого языка программирования, в том же письме направьте нам инструкцию по его запуску с тем, чтобы получить тот же файл с ответами.

В случае отсутствия кода, воспроизводящего результат, в установленный срок студенту выставляется 0 в качестве оценки за соревнование. Студенты, попавшие в топ-3 согласно приватному лидерборду, смогут получить бонусные баллы, если в течение недели после окончания соревнования сдадут в anytask отчет о получении решения, фигурирующего в приватном лидерборде. Если не оговорено иное, использовать любые внешние данные в соревнованиях запрещено. Под внешними данными понимаются размеченные данные, где разметка имеет прямое отношение к решаемой задаче. Грубо говоря, сборник текстов с википедии не считается внешними данными.

В некоторых соревнованиях данные взяты из завершившегося соревнования на Kaggle.
Категорически запрещено использовать данные из оригинального соревнования для восстановления целевой переменной на тестовой выборке.

Соревнование 1

Задача: выявление мошеннических тразнакций

Это соревнование на бонусные баллы, оно не является обязательным.

Дедлайн: 15.12.2020 23:59MSK

В задании всего один бейзлайн (lightgbm), ненулевые баллы получают решения, преодолевшие его на приватном лидерборде.
Все решения выше этого бейзлайна оцениваются по равномерной шкале от 0 до 5.

Обратите внимание на раздел Baselines на Kaggle — там можно найти много полезного.

Математические основы информатики

Идентификатор конференции: 581 195 5118

Код доступа: pE6Umj

Расписание

  • Группа 1 — 11:10 — 12:30
  • Группа 2 — 12:40 — 14:00

Занятия будут проходить следующим образом: половина занятия лекционная, т.е. введение в тему, обсуждение общих принципов и подходов решения предлагаемых задач. Вторая половина семинарская, т.е. непосредственное решение задач в рамках пройденных тем и, исходя из решения, формулирование обобщающих принципов, которые позволяют использовать полученные знания в приложениях. Домашние задания планируется давать по результатам пройденных на занятиях тем почти после каждого занятия для обеспечения текущего контроля успеваемости; периодически обучающимся будут предлагаться аудиторные контрольные работы с задачами схожими с задачами домашних заданий. Все темы и задачи будут разбираться детально, поэтому у каждого будет школьника будет возможность задать все интересующие его вопросы как преподавателю, так и ассистенту. Требования к подготовке: необходима хорошая успеваемость по алгебре и информатике, умение логически мыслить и рассуждать.

— для получения положительных оценок необходимо, во-первых, посещать занятия и проявлять на них активность; под активностью понимается вовлеченность в процесс обсуждения и решения задач, в частности постановка вопросов для группы, преподавателя и ассистента. Во-вторых, необходимо решать домашние задания и в первую очередь именно производить попытки решения. В-третьих, решать аудиторные контрольные работы. При подведении итогов будет возможно повысить свой балл посредством решения дополнительных задач.

Темы курса
Раздел №1 Комбинаторика

  1. Множества и операции с ними. Геометрия комбинаторных задач;
  2. комбинаторное правило суммы и произведения событий (дерево решений);
  3. общая схема решения комбинаторных задач, урновая схема шаров и урн (случаи различимых и неразличимых объектов);
  4. формула включений-исключений;
  5. перестановки, размещения с повторениями и без повторений;
  6. сочетания, доказательство Эйлера для формулы сочетаний без повторений;
  7. свойства биномиальных коэффициентов;
  8. бином Ньютона;
  9. разбиения на упорядоченные группы;
  10. разбиения на неупорядоченные группы, задача о разбиении натурального числа на сумму натуральных;
  11. принцип отражения и лемма о баллотировке;
  12. задача о разборчивой невесте;
  13. принцип Дирихле;
  14. инверсии, игра в 15.
  15. перечисление цветов, группы симметрии.

Раздел №2 Рекурсия и производящие функции

  1. рекуррентные отношения
  2. конечные разности;
  3. факториальные многочлены;
  4. числа Стирлинга первого рода и числа Стирлинга второго рода;
  5. суммирование разностей;
  6. производящие функции, сущность подхода;
  7. производящие функции, рекуррентные отношения и комбинаторные подсчеты.

Раздел №3 Теория графов

  1. основные определения теории графов;
  2. ориентированные графы
  3. деревья;
  4. пути и циклы Эйлера;
  5. игра “Мгновенное безумие”;
  6. алгебраические свойства графов;
  7. планарные графы;
  8. пути и циклы Гамильтона;
  9. алгоритм поиска кратчайшего пути.

Раздел №4 Логика

  1. исчисление предикатов;
  2. основные положения теории доказательств;
  3. математическая индукция;
  4. сравнения.

Доклады, проверочные работы и рецензирование

Доклады
В течение года каждый студент выступает с докладами по темам, связанным с машинным обучением. Стандартная продолжительность доклада — 30 минут, то есть на одном занятии проводится два выступления. Каждый студент должен сделать два доклада за год. Если такое количество докладов не будет укладываться в рамки курса по времени, то студенты с лучшим выступлением будут освобождены от второго доклада.

Два раза в год студент должен утвердить тему своего выступления у преподавателя в назначенные для этого сроки. Минимум за неделю до даты выступления докладчик должен прислать преподавателю на согласование:

  1. Краткий план доклада. Он должен быть достаточно подробным, чтобы из него были понятны основные идеи, связи между ними и уровень подробности рассказа про каждую идею.
  2. Список вопросов по материалу доклада. 3-4 вопроса для проверочной по вашему выступлению. Вопросы должны соответствовать целям доклада и покрывать важные идеи, которые человек из вашего доклада должен вынести. Вопросы должны быть достаточно конкретными (не надо ударяться в философию), в адекватной степени математичными (спросить про формулу функции потерь модели — отличная идея, но спросить выписать все градиенты для обучения модели — плохая) и больше проверять понимание материала, а не запоминание.

Сразу после выступления необходимо прислать свою презентацию. При невыполнении перечисленных условий в поставленные сроки преподаватель имеет право снизить оценку за соответствующий доклад. Если вы присылаете план выступления позднее, чем в 9:00 дня, следующего за последним проведенным семинаром перед вашим выступлением (в нашем случае среды предыдущей недели), оценка за доклад может быть снижена на 2 балла. Если вы присылаете свою презентацию позднее, чем в 9:00 следующего после даты выступления дня, оценка за доклад может быть снижена на 1 балл.

Неявка на свой доклад без уважительной причины приводит к нежелательным последствиям. При наличии уважительной причины, пожалуйста, предупреждайте о ней преподавателя заранее.

Оценка за доклад складывается на 75% из оценки преподавателя и на 25% из оценки студентов (по итогам рецензирования).

У 3 курса многие доклады будут связаны с темами курса Introduction to Deep Learning, поэтому нужно будет прослушивать определенные части этого курса до дат по определенным выступлениям (обо всем будет заранее сообщаться).

Рецензии
Каждый доклад оценивается не только преподавателем, но и студентами. Трое одногруппников докладчика, присутствовавшие на занятии, пишут короткую рецензию на выступление и оценивают его по 10-бальной шкале в форме, ссылка на которую находится в верхней части страницы. Рецензенты назначаются преподавателем на занятии.

Проверочные работы
Доклады в течение года будут разбиты по темам на блоки. В конце каждого блока (примерно раз в 3-4 недели) будет проводиться проверочная работа на 30 минут. Список вопросов будет составляться из вопросов по докладам, которые подготовили выступающие, с последующей корректировкой преподавателем. Полный список вопросов будет известен студентам заранее, на проверочной им нужно будет ответить на несколько случайных вопросов из этого списка. При написании проверочной нельзя пользоваться никакими материалами.

Материалы курса

Видео лекций и семинаров (основного потока) выкладывается по этой ссылке (с задержкой).

Черновик учебника. В этой книге излагается почти всё, что будет в курсе (за исключением задач — те меняются чаще, чем пишутся книги). Как нетрудно догадаться, мы рекомендуем читать эту книгу (окончательный вариант есть на бумаге — издан издательством ВШЭ).

Конспекты лекций основного потока. В этом файле будут собираться конспекты лекций основного потока

Обратите внимание: файл будет обновляться по мере чтения лекций, ссылка останется той же самой

Ещё одно важное указание: в конце лекции приводятся контрольные вопросы. Это простые вопросы, решение которых позволяет проверить понимание материала лекции

Настоятельно рекомендуется просмотреть их и решить перед семинаром на данную тему: разбор этих упражнений на семинарах не планируется, а если вы не можете решить их, то пользы от семинара по данной теме для вас скорее всего не будет. Как обычно, контрольные вопросы к лекции предполагают также, что вы помните содержание предыдущих лекций.

Это простые вопросы, решение которых позволяет проверить понимание материала лекции. Настоятельно рекомендуется просмотреть их и решить перед семинаром на данную тему: разбор этих упражнений на семинарах не планируется, а если вы не можете решить их, то пользы от семинара по данной теме для вас скорее всего не будет. Как обычно, контрольные вопросы к лекции предполагают также, что вы помните содержание предыдущих лекций.

Ниже приводится списки задачи для разбора в классе и домашние задания. В файле «Занятие » содержатся и задачи для разбора в классе, и задачи домашнего задания. Для основного потока: задачи со звёздочкой в классных листках не обязательно очень трудные. Так отмечены задачи, решение которых желательно, но необязательно, для успешного освоения курса. Кроме того, для основного потока приводятся ссылки на буквальный конспект лекций — то, что было написано на доске.

Полезные материалы

Книги

  • Hastie T., Tibshirani R, Friedman J. The Elements of Statistical Learning (2nd edition). Springer, 2009.
  • Bishop C. M. Pattern Recognition and Machine Learning. Springer, 2006.
  • Mohri M., Rostamizadeh A., Talwalkar A. Foundations of Machine Learning. MIT Press, 2012.
  • Murphy K. Machine Learning: A Probabilistic Perspective. MIT Press, 2012.
  • Mohammed J. Zaki, Wagner Meira Jr. Data Mining and Analysis. Fundamental Concepts and Algorithms. Cambridge University Press, 2014.
  • Willi Richert, Luis Pedro Coelho. Building Machine Learning Systems with Python. Packt Publishing, 2013.

Презентация курса

Цель освоения дисциплины

  • Обучить студентов методам решения и исследования качественного поведения решений дифференциальных уравнений, составляющих основу математических моделей различных теоретических и практических инженерно-экономических задач
  • Выработать навыки математического исследования прикладных вопросов и умения перевести инженерно-экономическую задачу на математический язык
  • Повысить общий уровень математической культуры
  • Научить самостоятельно изучать учебную и научную литературу по дифференциальным уравнениям

Планируемые результаты обучения

  • Владеть навыками анализа естественнонаучных задач с помощью дифференциальных уравнений
  • Владеть навыками численного решения дифференциальных уравнений
  • Знать доказательства основных теорем теории дифференциальных уравнений
  • Знать определения основных понятий теории дифференциальных уравнений
  • Знать примеры приложения теории дифференциальных уравнений к экономическим и естественнонаучным задачам
  • Уметь исследовать качественные свойства дифференциальных уравнений
  • Уметь решать основные типы дифференциальных уравнений
  • Уметь строить фазовые портреты дифференциальных уравнений

Преподаватели

Семинаристы:

Электронная почта ansidiana@yandex.ru. Для быстрой связи лучше писать в телеграм @ansidiana.

Ассистент в группе 1: Лежанкина Александра, электронная почта ailezhankina@edu.hse.ru, телеграм @smallbnha (лучше писать в телеграм).

Ассистент в группе 2: Каган Елизавета, электронная почта eakagan_1@edu.hse.ru, телеграм @eakagan (лучше писать в телеграм).

Электронная почта azapryagaev@hse.ru. Телеграм (там ответы быстрее): @azapryagaev.

Ассистент в группе 3: Мануйленко Никита, электронная почта nsmanuylenko@edu.hse.ru, телеграм @WheelDeal.

Ассистент в группе 4: Сусла Диана, электронная почта dmsusla@edu.hse.ru, телеграм @call_me_Dory.

Электронная почта: agalkin@hse.ru. Telegram: @artemgalkin

Ассистент в группе 5: Погосян Ростом, электронная почта: rapogosyan@edu.hse.ru, telegram: @ra_poghosyan

Семинары

Проходят по субботам 16:20 – 17:40.

Семинар 1 (16.01.2021): Многочлены от одной переменной: алгоритм деления, идеалы, наибольший общий делитель, проверка принадлежности идеалу. Примеры для случая многих переменных.

Семинар 2 (23.01.2021): Лемма Гордана. Алгоритм деления многочленов от нескольких переменных. Идеал старших членов идеала. Доказательство теоремы Гильберта о базисе через лемму Гордана.

Семинар 3 (30.01.2021): Критерий Бухбергера. Алгоритм Бухбергера, построение базиса Грёбнера и редуцированного базиса Грёбнера. Равенство идеалов. Связь с методом Гаусса. Простые вычисления в системе компьютерной алгебры Sage.

Семинар 4 (06.02.2021): Алгебраические и неалгебраические подмножества. Алгебра регулярных функций. Множество нулей идеала, радикал идеала, теорема Гильберта о нулях.

Семинар 5 (13.02.2021): Изоморфизмы алгебраических подмножеств. Морфизмы многообразий и соответствующие им гомоморфизмы колец функций.

Семинар 6 (20.02.2021): Неизоморфность прямой и кривой {x²=y³}. Топология Зарисского, отличие топологии на A² и топологии на прямом произведении A¹×A¹.

Семинар 7 (27.02.2021): Примеры применения базисов Грёбнера для решения систем полиномиальных уравнений и поиска замыкания образа морфизмов.

Семинар 8 (06.03.2021): Вычисления в факторкольцах и конечных полях, разные задачи.

Семинар 9 (13.03.2021): Неприводимость над Q и Z, признак Эйзенштейна, признак Дюма. Неприводимость x^p-x-a над Z_p.

Семинар 10 (20.03.2021): Алгоритм Берлекэмпа. Разные задачи про приводимость и неприводимость.

Семинары

Группа Преподаватель Время Аудитория
МОП 171 Космачев Алексей Дмитриевич Среда 14:40 — 16:00
МОП 172 Орлов Никита Андреевич Вторник 11:10 — 12:30

Консультации

Консультации с преподавателями и учебными ассистентами (если иное не оговорено на странице семинаров конкретной группы) по курсу проводятся по предварительной договорённости ввиду невостребованности регулярных консультаций.

При необходимости, можно писать на почту или в Telegram:

Правила выставления оценок

В курсе предусмотрено несколько форм контроля знания:

  • Мини домашние задания (4 обязательных и 1 бонусное)
  • Основное домашнее задание

Итоговая оценка вычисляется:

Oитоговая = 0.125*(OМДЗ1 + OМДЗ2 + OМДЗ3 + OМДЗ4) + 0.5*OДЗ

Округление арифметическое.

Правила сдачи заданий

На все домашние задания каждому студенту отводится ~500$ для работы в облаке Azure

Важно останавливать\удалять ресурсы, создаваемые в облаке, так как в противном случае финансов может не хватить для выполнения всех заданий. Полезно при этом овладеть навыком сохранения промежуточных данных в облачном хранилище — это позволит максимально быстро выполнять задания с минимальными финансовыми затратами.

Дедлайны по всем домашним заданиям являются жёсткими, то есть после срока работы не принимаются.

При обнаружении плагиата оценки за домашнее задание обнуляются всем задействованным в списывании студентам, а также подаётся докладная записка в деканат. Следует помнить, что при повторном списывании деканат имеет право отчислить студента.

Рекомендуемая литература и полезные материалы

Архитектура компьютера

  • John L. Hennessy, David A. Patterson. Computer Architecture: A Quantitative Approach. Morgan Kaufmann, 2011 (5th edition).

Многопоточное программирование и concurrency

  • Anthony Williams. C++ Concurrency in Action: Practical Multithreading. Manning, 2012. (Перевод на русский: Энтони Уильямс. Параллельное программирование на C++ в действии: Практика разработки многопоточных программ. ДМК Пресс, 2012.)
  • Paul Butcher. Seven Concurrency Models in Seven Weeks: When Threads Unravel. Pragmatic Bookshelf, 2014.
  • Maurice Herlihy, Nir Shavit. The Art of Multiprocessor Programming. Morgan Kaufmann, 2012 (Revised Reprint).

Параллельные вычисления

  • Peter Pacheco. An Introduction to Parallel Programming. Morgan Kaufmann, 2011.
  • G. Barlas. Multicore and GPU Programming: An Integrated Approach. Morgan Kaufmann, 2014.
  • David B. Kirk, Wen-mei W. Hwu. Programming Massively Parallel Processors: A Hands-on Approach. Morgan Kaufmann, 2016 (3rd edition).
  • W. Gropp, E. Lusk, A. Skjellum. Using MPI: Portable Parallel Programming with the Message-Passing Interface. MIT Press, 2014 (3rd edition).

Распределенные системы

  • Andrew S. Tanenbaum, Maarten van Steen. Distributed Systems: Principles and Paradigms. Pearson, 2007 (2nd edition). (Перевод на русский 1-го издания: Э. Таненбаум, М. ван Стеен. Распределенные системы. Принципы и парадигмы. — СПб.: Питер, 2003.)
  • Martin Kleppmann. Designing Data-Intensive Applications: The Big Ideas Behind Reliable, Scalable, and Maintainable Systems. O’Reilly Media, 2017.