Дорогой урок

Владмир Потанин — Павловская гимназия

Гимназию в Московской области гендиректор ГМК «Норникель» и президент холдинга «Интеррос» построил на личные средства. Бизнесмен уже знаменит своими вложениями в образовательные программы: чего стоит, например, одна студенческая «потанинка».

Павловская гимназия включает в себя детский сад, начальную школу и среднюю школу, а также спорткомплекс, информационный центр и центр творчества. Школа занимает участок площадью 10 га. Все здания оснащены системой климат-контроля, есть зона рекреации, образовательные корпусы соединены специальными переходами. Детский сад расположен отдельно от остальных корпусов. Вместо стандартных четвертей в школе учатся по пяти модулям. Представитель отдела коммуникаций школы Ольга Драгунова пояснила, что таким образом они пытаются соблюдать биологические ритмы детей, чтобы они не уставали: «Ученики сначала 6-7 недель учатся, а затем 2 недели отдыхают. Затем цикл снова повторяется. Получается, что общее каникулярное время у учеников больше, чем в обычных школах».

Детей принимают по результатам собеседования. Среди необходимых условий для приема на учебу руководство школы отмечает совпадение ценностей, образа жизни и стиля общения, принятых в школе и в семье ребенка. Чтобы попасть на собеседование, родителям нужно подать заявление в школу, его рассмотрение будет стоить 5 тыс. рублей.

Стоимость обучения в детском саду составляет 1,68 млн рублей за первый год. За последующие годы стоимость будет ниже — 1,47 млн рублей в год. За учебу в начальной школе нужно заплатить до 2 млн рублей, за среднюю и старшую школу — до 1,85 млн. За услуги дополнительного образования и спортивные секции нужно платить отдельно. Например, стоимость одного занятия по баскетболу составит 4,3 тыс. рублей, а 1 академический час занятия английским в группе — 1,7 тыс. рублей. В гимназии также действует система скидок 25-50% от стоимости обучения для учеников 6-10-х классов, которые демонстрируют успехи и занимают призовые места на школьных олимпиадах. Существует и конкурс на бесплатное обучение в 8-м и 9-м классах для успешных учеников.

Вадим Мошкович — «Летово»

Как пишет председатель совета директоров «Русагро» Вадим Мошкович на сайте своей школы, основная миссия «Летово» — сделать так, чтобы любой ученик мог сказать: «Я в раю».  

Школа располагается на территории в 60 га у деревни Летово вдоль берега реки. Обучение ведется только с 7-го класса. «Летово», как университет, делится на кафедры, именно они отвечают за основные учебные программы школы. С 8-го класса ученики должны выбрать два профильных предмета и второй иностранный язык. Кроме того, предусмотрена возможность выбора третьего профильного предмета. Существуют физико-математическое, биолого-химическое, социально-гуманитарное, гуманитарное, экономико-математическое направления и направление для будущих программистов. Так же, как и в МЭШ, здесь есть программа Международного бакалавриата и есть система онлайн-обучения.

«Летово» — школа-пансион, которая подразумевает, что ученики живут и учатся на одной территории.

Как сообщили журналисту «ДП» в информационной службе школы, отбор проходит в три этапа. Первый этап представляет собой онлайн-тестирование по математике, русскому и английскому языкам, поэтому подавать заявки могут ученики из разных регионов. Если ребенок проходит его успешно, его приглашают на очный этап в Москву, где проводится еще одно тестирование. Для детей из других регионов возможна функция прохождения тестирования с наблюдением через веб-камеру. На третьем этапе конкурсанты проходят собеседование. Представитель школы подчеркнула, что все претенденты проходят конкурс на равных условиях, независимо от семьи и места проживания. Плюсом является, если ученик на собеседование принесет грамоты за олимпиады и спортивные достижения.

«Летово» финансируется из благотворительного стипендиального фонда, поэтому любой студент может получить стипендию, частично или полностью покрывающую расходы на обучение. Себестоимость обучения одного школьника составляет 125-140 тыс. рублей в месяц плюс расходы на питание и школьную форму.

Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!

Педагогика денег

Резкие слова в адрес системы образования были произнесены Германом Грефом на Гайдаровском форуме. Гайдаровский форум — это такая конференция по экономике, которая проводится в России с 2010 года. Как ни странно, но большая часть жителей страны даже не осведомлены о существовании этого мероприятия, несмотря на то, что руководят им министр финансов Антон Силуанов и экс-вице-премьер Алексей Кудрин. «Какое отношение образование имеет к экономическим проблемам?» — спросите вы. Самое прямое. Во-первых, образовательный рынок — это миллиарды бюджетных и частных денег, которые тратятся на учебники и форму, проезд и дополнительное образование, собственно обучение, гаджеты и софт, онлайн-курсы, олимпиады и питание… Обучить ребёнка стоит очень дорого, даже если он не учится в частной гимназии за 40 тысяч рублей в месяц.

Но кто-то тратит, а кто-то и получает, поэтому за каждый госзаказ в сфере образования идёт драка, а рост сегмента онлайн-обучения и дистанционного образования дал толчок к росту доходности образовательных платформ и сервисов. Так что ничего удивительного, что экономист ступил на педагогическое поле, тем более что у Грефа есть собственный проект «Учитель для России», в рамках которого профи из разных сфер работают учителями в обычных школах. Но что же вызвало гнев педагогов?

Владимир Потанин — Павловская гимназия

Гимназию в Московской области гендиректор ГМК «Норникель» и президент холдинга «Интеррос» построил на личные средства. Бизнесмен уже знаменит своими вложениями в образовательные программы: чего стоит, например, одна студенческая «потанинка».

Павловская гимназия включает в себя детский сад, начальную и среднюю школу, а также спорткомплекс, информационный центр и центр творчества. Школа занимает участок площадью 10 га. Все здания оснащены системой климат–контроля, есть зона рекреации. Образовательные корпуса соединены специальными переходами. Детский сад расположен отдельно от остальных корпусов. Вместо стандартных четвертей в школе учатся по пяти модулям. Представитель отдела коммуникаций школы Ольга Драгунова пояснила, что таким образом они пытаются соблюдать биологические ритмы детей, чтобы они не уставали: «Ученики сначала 6–7 недель учатся, а затем 2 недели отдыхают. Затем цикл снова повторяется. Получается, что общее каникулярное время у учеников больше, чем в обычных школах».

Детей принимают по результатам собеседования. Чтобы на него попасть, родителям нужно подать заявление, его рассмотрение будет стоить 5 тыс. рублей.

Стоимость обучения в детском саду составляет 1,68 млн рублей за первый год. За следующие годы стоимость ниже — 1,47 млн рублей в год. За учебу в начальной школе нужно заплатить до 2 млн рублей, за среднюю и старшую школу — до 1,85 млн. За дополнительное образование и спортивные секции нужно платить отдельно. В гимназии также действует система скидок (25–50% от стоимости обучения) для учеников 6–10–х классов, которые демонстрируют успехи в учебе. Также такие дети могут претендовать на бесплатное обучение в 8–м и 9–м классах.

Взять и поменять

Если профильтровать выступление Грефа, то получается, что высказался он следующим образом.

  1. Нужно полностью поменять модель образования.
  2. Онлайн-образование в том виде, что есть сейчас, никуда не годится.
  3. Советское образование неприменимо в наше время.
  4. Образование, наука и практика должны идти вместе.
  5. Самое страшное для образования России — утечка мозгов.

Вот в целом читаешь — ничего же необычного. Этот набор восклицаний можно услышать в любой компании, от слесарей в гараже до мамочек на детской площадке. Всегда учителя учат «не тому», «не так», «не там» и ещё какое-то «не». Большая часть нашей редакции обучалась ещё в советское и недалёкое постсоветское время, и вот что удивительно: нам на пользу пошло «напихивание знаниями», как, собственно, и самому Герману Оскаровичу. Пишем мы грамотно, Зимбабве от Новой Зеландии отличаем, что-то там про интегралы даже помним и формулы химические. А главное — в нас развивали критическое мышление, кругозор, любознательность. Про «напихивание» не шло и речи, а кажущаяся избыточность знаний была нужна затем, чтобы человек мог выбрать: столяром ему быть или физиком, поваром или космонавтом.

Про утечку мозгов говорят еще с 90-х годов. Надрывно так говорят, пытаются приманить молодёжь грантами и конкурсами, но если с 17-летними это ещё работает, то технологические энтузиасты 25+ хотят стабильной высокой зарплаты, социальных гарантий и уверенности в том, что в возрасте 40+ их не выкинут с работы. Как это у нас повсеместно водится в свете тенденции «только молодые способны на креатив и усердную работу». Так что как у нас мозги утекали, так и утекают. А ещё начали утекать стартапы, которые рождаются в России, проходят акселерацию в России, а вот инвесторов находят за границей. Так что про то, что страна теряет мозги, — это правда. Вот только правде той минимум 30 лет, и как-то поздновато уже рвать на себе волосы по этому поводу.

О реформах и онлайне

Реформы же, о которых говорит Греф, тоже начались примерно 30 лет назад. Поменялись учебные планы, напечатаны десятки поколений новых учебников (часто просто отвратительных по качеству материала), придуманы и реализованы проекты по модернизации образования: РЭШ, например, «Электронный дневник», интерактивное обучение, педагогический дизайн и игропедагогика. Но, конечно, это всё выглядит как лоскутное одеяло, некий первозданный хаос, из которого должно вылепиться нечто совершенно новое. Например, как академия Салмана Хана или «Минерва». Запад, поверьте, тоже ищет и наступает на те же грабли, поэтому заявление о том, что всё плохо и надо всё менять, и вызвало отторжение у педагогического сообщества — из-за своего популизма. И так все не без глаз. Но ни один бегун не сможет переобуться на ходу, не споткнувшись, а то и не упав раз двадцать. Так и педагогический процесс: его нельзя и на день остановить, но при этом надо его кардинально изменить — ошибки и падения неизбежны.

Учитель биологии Светлана Новикова во время урока в дистанционном формате. Казань.

С чем редакция «Ридуса» единодушно согласна, так это с тем, что онлайн-обучение, представляющее собой кальку с обычного фронтального (учитель стоит перед классом и ведёт урок), никуда не годится. Для эффективной работы нужны другие инструменты: игры, командная работа, совместные проекты и коллективные дашборды… в общем, много чего интересного и полезного можно придумать. Только вот зря Герман Оскарович пеняет на ХХ век: этот кадавр — порождение века текущего, и к жизни его вызвала пандемия и дикая спешка, в которой школа искала пути обучения детей, запертых по домам. И старое поколение учителей здесь ни при чём: они даже осваивают эту систему с трудом, не говоря уже о том, что не могли стать её родоначальниками и методологами. Истинные родители чудовища — чиновники Минобра, поставленные в те же жёсткие временные рамки, что и педагоги.