Учебный процесс
Основные учебные курсы:
- Общая экология
- Геоэкология
- Экология человека
- Экологическая геология
- Геоэкологический мониторинг
- Экологическое право
- Социальная экология
- Геохимия ландшафтов
- Радиоэкология
- Экологическое нормирование
- Биоиндикация загрязнений
- Экологический менеджмент
- Экология почв и растений
- Гидрогеология и охрана подземных вод
- Оценка экологического риска и ущерба
- Устойчивое развитие и экологическая политика
- Природный капитал и экосистемные услуги
- Управление природопользованием
- Гидроэкология с основами гидрохимии
- Аудит систем экологического менеджмента
- Переработка и утилизация отходов производства и потребления
- Ландшафтно-геолого-экологическое картографирование
- Биогеохимические технологии восстановления геологической среды
- Загрязнение атмосферы
- Геоэкология месторождений полезных ископаемых
- Экологические проблемы морей и океанов
- Моделирование водных экосистем
Учебный план программы включает в себя дисциплины общенаучного, профессионального циклов; учебной, производственной и научно-производственной практик. Студенты изучают базовые экологические дисциплины и выбирают специальные дисциплины, позволяющие им сформировать собственную образовательную траекторию для углубленной в одной или нескольких областях экологии и природопользования.
В области рационального природопользования студенты изучают:
- глобальные, региональные и локальные геоэкологические проблемы;
- современные приемы геоэкологической оценки состояния геоэкосистем и их устойчивости к действию антропогенных факторов;
- особенности реакции наземных и водных экосистем на разные сочетания природных и антропогенных факторов, влияние на здоровье населения;
- техногенные системы и их взаимодействие с окружающей природной средой, оценка экологического риска;
- глобальные закономерности и региональные особенности урбанизации, экологические проблемы городов и пути их решения;
- природные, трудовые и материально-технические ресурсы как база развития регионов, методы оценки природно-ресурсного потенциала, охрана природной среды;
- экологическое обоснование создания и эксплуатации объектов, принципы и методы оценки воздействия на окружающую среду;
- государственная экологическая экспертиза, экологическое нормирование в области охраны окружающей среды.
В области экологического менеджмента студенты изучают:
- формирование социальных, экономических и правовых механизмов обеспечения экологической безопасности;
- основные инструменты и методы экологического менеджмента и маркетинга;
- проектирование систем информационной поддержки принимаемых решений по устойчивому, экологически безопасному развитию территорий;
- реализация принципов устойчивого развития в пространственном планировании, в развитии городов и в ключевых общественных секторах;
- экологический мониторинг объектов окружающей среды.
В области экологии и недропользования студенты изучают:
- экологические проблемы, связанные с воздействием хозяйственной деятельности человека (в том числе разработки месторождений полезных ископаемых) на природную, в частности, геологическую среду;
- рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов и геологического пространства городских и промышленных агломераций;
- вопросы устойчивости геологической среды, ее способности к самовосстановлению, а также методы рекультивации нарушенных территорий;
- проблемы создания экологической экспертизы объектов размещения бытовых, промышленных и радиоактивных отходов в геологической среде.
История
- История
- История кафедр
Науки о Земле едины. Они преподаются в Университете практически с момента его основания Петром I в 1724 году. По результатам исследований в 1745 году был издан полный географический атлас России. В 1763 году М.В.Ломоносов опубликовал два трактата «О слоях земных» и «О трясении Земли». Они справедливо считаются первыми российскими научными трудами в области наук о Земле. В те же годы Ломоносов разработал новую программу и учебник по физической географии, которую он читал в Академическом (Санкт-Петербургском), а затем и в Московском университетах.
Институт наук о Земле СПбГУ создан 1 февраля 2014 года. В его состав вошли ученые и педагоги двух старейших факультетов университета — Факультета географии и геоэкологии и Геологического факультета. За всю многолетнюю историю существования двух факультетов постоянно находились точки пересечения и в обучении студентов и в тематике научных исследований. Деятельность сотрудников новой структуры университета охватывает практически все области наук о Земле: от глобальной эволюции нашей планеты до изучения земного вещества на атомно-молекулярном уровне, от базовых принципов картографии и землеустройства до сложнейших технологий поиска полезных ископаемых, от океанологии и климатологии до важнейших проблем экологии и устойчивого развития.
Поздравления к столетию Географического института
- Русское географическое общество
- Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга
- Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга
- Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга
- Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга
- Управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации
- Факультет искусств Санкт-Петербургского государственного университета
- Российский государственный гидрометеорологический университет
- Факультет географии и геоэкологии Твесркого государственного университета
- Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии»
- Государственный научный центр «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт»
- Военный совет военно-морского флота
- Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А. П. Карпинского
- Государственный гидрологический институт
- Институт географии Российской академии наук
- Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук
- Институт геоэкологии имени Е.М. Сергеева Российской академии наук
- Институт озероведения Российской академии наук
- Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов
Кафедра геоэкологии и природопользования
- Общая информация
- Обучение
- Наука
- Партнерство
- Сотрудники
- История
Кафедра геоэкологии и природопользования – первая в нашей стране кафедра, приступившая к подготовке специалистов геоэкологов и экологов-природопользователей
Она создана в 1990 году, когда со всей очевидностью проявилась проблема дефицита высококвалифицированных кадров в этой чрезвычайно важной области. . Подготовка таких специалистов, востребованных в России и за рубежом, полностью соответствует Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной Правительством РФ (распоряжение № 1225-р от 31.08.02)
Эта доктрина, наряду с общими вопросами экологической политики государства, определила направления в области экологического образования и научных исследований по проблеме рационального природопользования. Рациональное природопользование – одно из приоритетных направлений программы развития СПбГУ. Обучение студентов основывается на междисциплинарном, проблемно-ориентированном подходе. Реализация этого подхода обеспечивается составом преподавателей кафедры, в число которых входят 5 докторов и 9 кандидатов биологических, географических, геолого-минералогических, физико-математических наук. Большая часть преподавателей кафедры (8 человек) являются сертифицированными экспертами в области экологического аудита и экологического менеджмента, что позволяет студентам кафедры получать не только теоретические, но и современные практические навыки в этих областях экологической деятельности
Подготовка таких специалистов, востребованных в России и за рубежом, полностью соответствует Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной Правительством РФ (распоряжение № 1225-р от 31.08.02). Эта доктрина, наряду с общими вопросами экологической политики государства, определила направления в области экологического образования и научных исследований по проблеме рационального природопользования. Рациональное природопользование – одно из приоритетных направлений программы развития СПбГУ. Обучение студентов основывается на междисциплинарном, проблемно-ориентированном подходе. Реализация этого подхода обеспечивается составом преподавателей кафедры, в число которых входят 5 докторов и 9 кандидатов биологических, географических, геолого-минералогических, физико-математических наук. Большая часть преподавателей кафедры (8 человек) являются сертифицированными экспертами в области экологического аудита и экологического менеджмента, что позволяет студентам кафедры получать не только теоретические, но и современные практические навыки в этих областях экологической деятельности.
Образовательные программы кафедры опираются на современное учебно-методическое обеспечение, в том числе — на лабораторную базу и базы практик. Студенты кафедры проходят учебно-специальную полевую практику:
- в Ленинградской области (Приозерский район),
- в Костомукшском государственном заповеднике (республика Карелия),
- в г. Сибае и окрестностях (республика Башкоркостан),
- в Псковской области (г. Изборск и окрестности),
- на Кольском полуострове (города Мончегорск и Апатиты).
В учебно-научной лаборатории геоэкологического мониторинга, оснащенной современным оборудованием, студенты и аспиранты осваивают методы экологической оценки состояния компонентов природной среды.
Важными составными частями Концепции образовательных программ кафедры являются:
- интеграция на российском и международном уровнях образования, науки и инновационной деятельности,
- развитие междисциплинарного подхода,
- участие в формировании и реализации образовательных программ потенциальных работодателей.
Контакты:
Адрес: Санкт-Петербург, 199178, 10 линия, д. 33-35. Аудитория 65.
Телефон/факс: 323-85-52
Учебно-научная лаборатория геоэкологического мониторинга (помещение 102-103):
тел.: 324-12-59 (доб.1618)
Осваивая выбранную траекторию, студенты изучают
В области геологии и минеральных ресурсов
- методы расшифровки структур земной коры, её динамики и истории развития
- строение и условия формирования месторождений полезных ископаемых
- закономерности образования и размещения руд, методы их исследования
- методы поиска, прогноза, оценки минерального сырья
В области геофизики
- естественные поля Земли и методы их изучения
- физические свойства горных пород
- глубинное строение недр
- геофизические методы поиска месторождений полезных ископаемых
В области гидрогеологии
- особенности размещения воды в недрах
- законы движения подземных вод, их химический состав, ресурсы, загрязнение
- методы исследования состава и путей миграции подземных вод, способы подсчёта их запасов и добычи
В области инженерной геологии
- физико-химические свойства грунтов
- участки земной коры, служащие основанием сооружений
- методы исследования горных пород и грунтов для безопасного строительства инженерных сооружений
В области кристаллографии
- строение и физические свойства кристаллов, условия их образования
- кристаллическое строение и свойства минералов, методы их исследования
- способы создания искусственных минералов и материалов для высоких технологий
В области осадочной геологии
- вещественный состав и закономерности образования современных осадков и осадочных пород
- остатки древних животных и растений
- историю формирования осадочной оболочки Земли и органического мира
В области петрологии, минералогии и геохимии
- магматические, метаморфические и метасоматические горные породы, их состав, строение, процессы образования
- закономерности образования минералов, методы исследования их состава и свойств
- свойства, методы диагностики и экспертизы драгоценных, полудрагоценных камней и поделочных материалов
- химический состав литосферы, формы нахождения и законы миграции элементов
- изотопный состав и методы определения абсолютного возраста и происхождения горных пород
Места прохождения практик
Учебные практики проходят на стационарных базах и полигонах:
- первый курс — геолого-геодезическая (Ленинградская область)
- второй курс — по геологическому картированию (Крым, Норвегия)
- третий курс — учебные специализированные практики (Карелия, Ленинградская область, Норвегия, Хибины, Урал) и производственная практика (ВСЕГЕИ, ИГГД РАН, АО «Полиметалл» и др.)
Места прохождения производственных практик: Полярный Урал, Средний Урал, Таймыр, Камчатка, Кольский п-ов, Алтай
Практика
Учебная специальная практика:
- на базах университета в Краснодарском крае, в Белгородской области, в Республике Крым, в республиках Карелия и Хакасия, на Алтае;
- в природных заповедниках и в национальных парках в Мурманской обл. и Красноярского края, в республике Карелия, в Новгородской, Московской и Тверской областях;
- в Республике Беларусь, в Литве, в Казахстане.
Производственная практика:
Более 100 договоров с научно-исследовательскими организациями РАН, с ООПТ на территории РФ и за её пределами, с различными государственными и частными компаниями.
Места прохождения производственной практики:
- Администрация МО «Всеволожский муниципальный район», Ленинградская область
- Администрация МО «Токсовское городское поселение», Ленинградская область
- АНОО ДПО «Центр программ и проектов в области развития здравоохранения»
- Институт территориального планирования «Урбаника»
- Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области
- Комитет по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга
- Комитет по управлению имуществом МО «Город Коммунар» Гатчинского района, Ленинградская область
- Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Правительства Санкт-Петербурга
- Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН
- Научно-проектный институт пространственного планирования «Энко»
- ОАО «Башнефтегеофизика», Уфа
- ОАО «Георегион»
- ОАО «Регион-Экспо»
- ОАО «Таганрогский морской торговый порт», Таганрог
- ООО «Дорнадзор»
- ООО «Институт «Ленинградский институт проектирования городов»
- ООО «Кадастр недвижимости»
- ООО «Круиз»
- ООО «Лабград»
- ООО «Научно-производственное изыскательское предприятие «ВИСХАГИ Северо-Запад»
- ООО «Росинжиниринг проект»
- ООО «Сервис»
- Санкт-Петербургская региональная экологическая общественная организация «Друзья Балтики»
- ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт»
- Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт озероведения РАН» (ИНОЗ РАН)
- Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»»
Международное сотрудничество
Институт расширяет грани международного сотрудничества: установлены научно-методические контакты с университетами Украины, национальными академическими институтами Беларуси, Молдовы, Армении, Азербайджана, Туркмении, а также с учебными заведениями дальнего зарубежья: университетами штатов Айовы и Миссури (США), Фрайбергской горной академией (Германия), Орхусским университетом (Дания), Опольским университетом (Польша).
С 2015 г. институт реализует совместную образовательную программу по направлению магистерской подготовки 05.04.06 Экология и природопользование с Казахским национальным университетом им. аль-Фараби, позволяющую получить двойной диплом.
С 2017 г. в соответствии с Договором о сетевой форме реализации образовательной программы между НИУ «БелГУ» и Российским государственным геологоразведочным университом имени Серго Орджоникидзе» (МГРИ-РГГРУ), с Договором о сотрудничестве между МГРИ-РГГРУ и Ляонинским техническим университетом (ЛТУ, КНР) студенты института проходят стажировку в Ляонинском техническом университете.
На кафедре природопользования и земельного кадастра успешно развивается сотрудничество с коллегами из США. В 2011-2012 гг. при финансовой поддержке РФФИ и Американского фонда CRDF под руководством Ю.Г. Чендева выполняется научный проект «Вклад древесной растительности в формирование органического вещества почв под искусственными лесопосадками – источниками биоэнергетической продукции на территории Великих равнин США и Среднерусской возвышенности России». В рамках реализации данного проекта на территории России и США в 2011-2012 гг. были организованы научные экспедиции с участием ученых, студентов и аспирантов геолого-географического факультета НИУ «БелГУ», университета штата Айова США, а также Департамента Сельского Хозяйства США.
Российско-американская экспедиция, штат Северная Дакота (США)
С 2013 года студенты, аспиранты и преподаватели института участвуют в «Неделе горняка», проводимой Фрайбергской горной академии (Германия), выступая с гласными докладами и публикуя материалы на английском и немецком языках. Международная научная конференция «Проблемы природопользования и экологическая ситуация в Европейской России и сопредельных странах», проводимая институтом с 2004 года, привлекает исследователей из США, Германии, Дании и других стран, и уже стала широко известным форумом для учёных-геоэкологов. Для молодых учёных регулярно проводится конференция «Геоэкология и рациональное недропользование: от науки к практике».
Кафедра геофизики
- Общая информация
- Обучение
- Наука
- Партнерство
- Сотрудники
- История
Кафедра геофизики основана в 1946 году по инициативе деканов геологического и физического факультетов — выдающегося геолога Л.Б. Рухина и известного геофизика А.П. Краева. Проф. А.П. Краев возглавлял кафедру геофизики до 1952 года. Сотрудниками кафедры – профессором А.С. Семеновым (1907–1999), возглавлявшим кафедру с 1952 по 1986 год, а также профессорами А.В. Вешевым (1917–1995), В.А. Мейером (1924–1995), В.А. Комаровым (1930–2006), В.С. Мироновым (1928–2007), Г.Б. Свешниковым (1928–2007) были заложены основы практически всех геофизических методов, применяемых для изучения глубинного строения Земли, акваторий Мирового океана и шельфа, поисков месторождений полезных ископаемых.
Сегодняшний день кафедры — это:
- коллектив высококвалифицированных преподавателей и дружных студентов;
- сбалансированный учебный план и мощная материально-техническая база для его реализации;
- учебно-научные и производственные практики во всех уголках страны и за рубежом;
- устойчивые партнерские связи с крупнейшими отечественными и зарубежными научными центрами и геолого-геофизическими фирмами.
Что такое геофизика?
Геофизика позволяет «просвечивать» Землю, используя физические поля, подобно тому, как медики просвечивают человеческое тело при рентгеновских исследованиях. Для исследований используют разные физические поля и явления, в частности, — упругие волны. Волны распространяются в Земле, отражаются и преломляются на границах ее слоев, некоторые возвращаются к поверхности. По времени пробега волн судят о характере распределения скорости в слоях Земли. Этим занимаются сейсморазведчики и сейсмологи.
Горные породы отличаются не только по скорости распространения упругих волн. У них — разное электрическое сопротивление и другие электрические свойства, которые можно измерить и по характеру их распределения судить о структуре Земли. Это — предмет геоэлектрики.
Земля неоднородна по плотности и намагниченности. Небольшие изменения гравитационного и магнитного поля, которые геофизики умеют измерять, позволяют судить о том, где залегают более тяжелые и более магнитные породы.
Почему многие хотят стать геофизиками? Во-первых, геофизика, в частности, сейсморазведка, – важнейший способ поисков и разведки нефти и газа и, поэтому геофизики находят работу в нефтяной и газовой индустрии. Во-вторых, многие металлы, например – золото, последние десятилетия растут в цене. Поэтому велик спрос на геофизиков в рудной индустрии.
Геофизика постоянно развивается, и это развитие происходит с использованием новых достижений естественных наук: физики, химии и биологии. И, наконец, обработка геофизических данных и расшифровка структуры Земли основаны на использовании современной математики. Поэтому те, кто имеет склонность к исследовательской работе, тоже находят себя в нашей профессии.
кафедра геофизики находится по адресу: Санкт-Петербург, пер. Декабристов, д. 16, ауд. 402-414.
geophysics.earth@spbu.ru
телефон (812) 363-61-96
Кафедра осадочной геологии
- Общая информация
- Обучение
- Наука
- Партнерство
- Сотрудники
- История
Кафедра осадочной геологии была основана в 2013 году в результате ряда последовательных структурных преобразований при реорганизации геологического факультета СПбГУ. Она объединила в себе несколько ранее существовавших подразделений (кафедру исторической геологии, кафедру палеонтологии, кафедру литологии и морской геологии, часть кафедры общей геологии), которые сформировались с 1919 по 1967 годы. Все перечисленные кафедры ведут свое начало от кафедры геологии, отделившейся в 1873 г. от кафедры минералогии и геогнозии (1822–1873) – первой геологической кафедры Императорского Санкт-Петербургского университета.
В настоящее время кафедра осадочной геологии ведет образовательную и научную деятельность по всем направлениям, связанным с изучением осадочной оболочки земной коры. Последовательность осадочных горных пород, их состав, структура и содержащиеся в них органические остатки изучаются с целью определения происхождения и возраста пород для последующего восстановления истории Земли и эволюции биосферы, а также для прогнозирования, поиска, разведки и разработки осадочных месторождений.
Кафедра проводит обучение по основным образовательным программам направлений «Геология» (бакалавриат, магистратура); «Нефтегазовое дело» (бакалавриат, магистратура); «Науки о Земле» (аспирантура, образовательная программа «Геология).
Главные направления научных исследований кафедры:
- Геотектоника;
- Региональная геология России и ближнего зарубежья;
- Литология (седиментология, диагенетические и катагенетические преобразования, фациальный и формационный анализ, палеогеография);
- Древние осадочные бассейны (бассейновый анализ, литостратиграфия, циклостратиграфия, секвентная стратиграфия, литолого-генетические аспекты прогноза, поисков, разведки и эксплуатации месторождений углеводородов);
- Морская геология и экоседиментология;
- Геохимия стабильных изотопов, газовая геохимия;
- Геология Арктики;
- Четвертичная геология (плейстоценовая история Северной Евразии, континентальная седиментология, ледниковая геология, голоцен Северо-Запада России);
- Палеонтология (морфология, систематика, филогенетические связи и палеоэкология древних беспозвоночных, позвоночных и растений), палеобиогеография и биостратиграфия;
- Научная и образовательная деятельность в геологических музеях.
Кафедра осадочной геологии ведет более тридцати курсов и учебные полевые практики для разных уровней образования:
«Геология» (бакалавриат)
- История Земли и органического мира. Палеонтология
- История Земли и органического мира. Историческая геология
- Осадочная геология. Литология
- Осадочная геология. Основы стратиграфии
- Эволюция органического мира
- Общая и региональная геотектоника. Геодинамика
- Бассейновый анализ
- Четвертичная геология и геоморфология
- Практическая лито- и биостратиграфия
- Геодинамический анализ
- Курсовые работы за первый, второй и третий годы обучения
- Геолого-геодезическая практика
- Учебная практика по геологическому картированию
- Специализированная учебная палеонтолого-стратиграфическая практика
«Геология» (магистратура)
- Современные проблемы геологии
- Шкала геологического времени
- Региональная геология и металлогения
- Принципы и методы палеонтологии, эволюция биосферы
- Современные методы исследования осадочных горных пород
- Общая (теоретическая) литология и четвертичная геология
- Фациальный анализ и палеогеографические реконструкции
- Стратиграфия квартера
«Нефтегазовое дело» (бакалавриат)
- Стратиграфия с элементами палеонтологии
- Литология
- Геология морей и океанов
- Региональная геология
- Осадочные бассейны
- Методы литологических исследований; фациальный и формационный анализ
- Курсовые работы за первый, второй и третий годы обучения
- Геолого-геодезическая практика
- Учебная практика по геологическому картированию
«Нефтегазовое дело» (магистратура)
- Нефтегазовая литология
- Стратиграфия нефтегазоносных бассейнов
- Литолого-генетический анализ осадочных пород
Также кафедра осадочной геологии предлагает дополнительную образовательную программу «Структурно-генетический анализ осадочных формаций при поиске, разведке, и эксплуатации месторождений углеводородов».
Профессиональные компетенции
Экспедиционная, научная и информационно-аналитическая деятельность:
- способность применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых геологических и нефтегазо-геологических исследований;
- способность самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
- способность применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
- способность самостоятельно и/или в составе научно-исследовательских коллективов составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию, готовить публикации и доклады.
Производственная деятельность:
- способность осуществлять сбор и анализ данных для выполнения работ по добыче нефти и газа, промысловому контролю извлечения углеводородов на суше и шельфе, их транспортировке, а также хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
- способность выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических, химических и технологических процессов при разработке залежей углеводородов;
- умение выполнять ресурсную оценку углеводородного сырья крупных территорий суши и шельфа;
- владение основными методами подсчета запасов нефти и газа, в том числе с использованием прикладных программных продуктов;
- умение использовать методы геолого-экономического и технико-экономического анализа.
Организационно-управленческая деятельность:
- способность к организации и проведению экспедиционных нефтегеологических работ на суше и шельфе; умение использовать основные принципы производственного менеджмента, системы менеджмента качества и управления персоналом;
- владение базовыми знаниями о мировых рынках углеводородного сырья, основах правового и финансового регулирования нефтегазового бизнеса в России и за рубежом;
- умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею развития нефтегазового дела;
- способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития малых и средних предприятий в сфере нефтегазового бизнеса.
Программа нацелена на подготовку специалистов для решения комплексных задач в области разведки и разработки месторождений природных углеводородов, в том числе с нетрадиционными и трудноизвлекаемыми запасам.
Международные связи
Обучающиеся могут участвовать в программах студенческого обмена в рамках международных договоров СПбГУ, а также международных программах академической мобильности — Campus Europae, Eranet-Mundus, Finnish-Russian Cross-Border University (CBU), Finnish-Russian Student Exchange Programme (FIRST), международными стипендиями и грантами (Posco Russia Fellowship, Fulbright и др.).
Плодотворные партнерские отношения сложились с университетами и научными организациями Германии, Швейцарии, Франции, Чехии, Австрии, Польши, Венгрии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Великобритании, Канады, Японии, Кореи и других стран.
Будущая карьера
Выпускники подготовлены к участию в работе на производстве, связанном с добычей углеводородов, в научных лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских и производственных работ.
Перечень ключевых профессий
- Специалист по добыче нефти
- Специалист по промысловой геологии
- Специалист по подсчету и управлению запасами углеводородов
- ПАО «Роснефть»
- ПАО «Лукойл»
- ПАО «Газпром»
- ПАО «Газпром нефть»
- Schlumberger
- АО «ВНИГРИ»
- ФБУ «ГКЗ»;
- ФГУП «ВНИИОкеангеология»
- ФГУНПП «Геологоразведка»
- ФГУП «ВСЕГЕИ»
- ОАО «Севморгео»
- ООО «Газпромнефть НТЦ»
- ООО «Газпромнефть-развитие»
Кафедра почвоведения и экологии почв
- Общая информация
- Обучение
- Наука
- Партнерство
- Сотрудники
- История
199178, Санкт-Петербург, В.О., 16-я линия, д.29
Тел.: + 7 (812) 321-33-62
Заведующий кафедрой д.г.н., проф. Алексей Валентинович Русаков, a.rusakov@spbu.ru
Кафедра почвоведения возникла в начале ХХ века как важнейшая составная часть Докучаевской научной школы фундаментального генетического почвоведения. В работе кафедры сочетаются как исторические традиции преподавания почвоведения в Санкт Петербургском университете, так и современные подходы и технологии обучения студентов, направленные на приобретение новых знаний, необходимых для решения проблем, связанных с экологической и продовольственной безопасностью.
В составе кафедры 5 докторов и 6 кандидатов наук.
Почвоведение – это междисциплинарная наука о генезисе, строении, составе, свойствах почв, режимах и процессах почвообразования, методах исследования почв, мелиорации и ремедиации, об экологическом, лесорастительном и агроэкологическом потенциалах почв, рациональном использовании и охране почв. Принимая во внимание значение ПОЧВЫ в жизни людей и обеспечения устойчивости Биосферы, ООН объявило 5 декабря – Международным днем почв. Почва – защитный экран Земли – «кожа» планеты.
Почва – зеркало ландшафта – материальная основа экосистемы.
Почва – память прошлого климата, растительности, человеческой культуры.
Почвенный раствор – «кровь» ландшафта.
Почва «пропитана» жизнью – в 1 гр
почвы содержится до 1 млрд. микроорганизмов.
Более 90% продовольствия человек получает от почвы.
Почва – это главный санитар планеты.
90% биоразнообразия связаны с почвой. Почва это уютный дом для живых организмов.
Почва – это главный фильтр Земли.
Почва – это своего рода минералогический музей.
Дыхание почвы составляет 30% парниковых газов атмосферы.
В почве замыкаются биологические, геологические, геохимические потоки вещества и энергии
Почва – защитный экран Земли – «кожа» планеты.
Почва – зеркало ландшафта – материальная основа экосистемы.
Почва – память прошлого климата, растительности, человеческой культуры.
Почвенный раствор – «кровь» ландшафта.
Почва «пропитана» жизнью – в 1 гр. почвы содержится до 1 млрд. микроорганизмов.
Более 90% продовольствия человек получает от почвы.
Почва – это главный санитар планеты.
90% биоразнообразия связаны с почвой. Почва это уютный дом для живых организмов.
Почва – это главный фильтр Земли.
Почва – это своего рода минералогический музей.
Дыхание почвы составляет 30% парниковых газов атмосферы.
В почве замыкаются биологические, геологические, геохимические потоки вещества и энергии.
Важное значение для подготовки почвоведов высшей квалификации имеет тесное сотрудничество с Центральным музеем почвоведения им. В.В
Докучаева. Уникальные коллекции почвенных монолитов, хранящихся в фондах музея и представляющих почвы всех природных зон мира, используются для учебных занятий в Музее по классификации почв, морфологии, диагностики генетического профиля почв.
В Музее студенты приобретают навыки педагогической работы, участвуя в просветительской работе со школьниками. Музей является соорганизатором ежегодной студенческой конференции «Докучаевские молодежные чтения».