Искусствовед

Основные проекты

История русского искусства

«История русского искусства» в 22-х томах — фундаментальный проект, впервые в истории отечественного искусствознания решающий задачу создания комплексной истории искусства, в которой наряду с архитектурой, изобразительным и декоративно- прикладным искусством представлены музыка и театр, мода и фотография, кино и развлекательная культура.

Искусство Западной Европы

Научно-справочное энциклопедическое издание, дающее представление о сохранившихся памятниках истории и культуры во всех регионах России. Основано на материалах экспедиций по выявлению сохранившихся памятников архитектуры и монументального искусства, их натурному обследованию с подробной фотофиксацией и обмерами, а также на изучении архивных источников.

Свод памятников

Научно-справочное энциклопедическое издание, дающее представление о сохранившихся памятниках истории и культуры во всех регионах России. Основано на материалах экспедиций по выявлению сохранившихся памятников архитектуры и монументального искусства, их натурному обследованию с подробной фотофиксацией и обмерами, а также на изучении архивных источников.

Академическое полное cобрание cочинений П.И. Чайковского

Это проект государственного и общенационального значения, направленный на сохранение культурного достояния страны. Он призван с исчерпывающей полнотой отразить огромное творческое наследие выдающегося русского композитора, выявленное к началу XXI века (свыше 400 музыкальных и 150 литературных сочинений), с максимальной точностью и документальной достоверностью воспроизвести тексты его произведений.

Полное собрание сочинений М.П. Мусоргского

Проект по созданию первого Полного академического собрания сочинений М.П. Мусоргского призван представить все творческое наследие великого русского композитора – оперы и камерно-вокальное творчество, фортепианные, хоровые и оркестровые сочинения, произведения М.П. Мусоргского в редакции и оркестровке Н.А. Римского-Корсакова, – а также эпистолярное наследие композитора и воспоминания современников.

Русская духовная музыка

В томах серии публикуются архивные, эпистолярные и другие материалы, связанные с церковно-певческой жизнью в России XIX–XX веков и посвященные значимым событиям в истории Русской Православной церкви (Поместный собор 1917–1918 годов, Афонская экспедиция 1906 года), церковным хорам и музыкальным учебным заведениям, отдельным периодам в истории церковного пения и выдающимся деятелям церковно-певческого искусства.

Наследие Мейерхольда

Уникальный проект по публикации архива великого русского режиссера и архивных материалов, связанных с его деятельностью. Призван на документальной основе воссоздать этапы творческого пути Мейерхольда, дать представление об эволюции его исканий в сфере театральной режиссуры и педагогики, творческих открытиях и достижениях на фоне широкой панорамы художественной жизни в России первой половины XX века.

В.А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров

Многотомное издание, в котором представлены дневниковые записи выдающегося русского театрального деятеля, последнего директора Императорских театров, которые он вел на протяжении 20 лет. В ежедневной летописи жизни московских и петербургских императорских театров нашли отражение их репертуар, организация театрального дела, отношение к театру императорского двора и царской фамилии, общества и театральной критики.

История[править | править код]

Основан в 1944 году как Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры при Отделении истории и философии АН СССР. Основателями института стали И. Э. Грабарь (первый директор института), С. М. Эйзенштейн, Б. В. Асафьев, В. Н. Лазарев, А. К. Дживелегов.

До 1961 года официально именовался Институтом истории искусств АН СССР, затем перешёл в ведение Министерства культуры СССР с сохранением научно-методического руководства Академии наук. В связи с расширением функций Институт был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания (ВНИИИ) постановлением Коллегии Министерства от 12 июля 1976 года № 49 и приказом министра П. Н. Демичева от 8 февраля 1977 года № 83.

В —1994 годах — Российский институт искусствознания (РИИ); переименован приказом министра культуры РФ Е. Ю. Сидорова от 12 февраля 1992 года № 2. С 1995 года — Государственный институт искусствознания (с 1996 года — при Министерстве культуры РФ).

В конце 2012 года Министерство культуры признало деятельность ГИИ неэффективной, придя к выводу, что сотрудники института затягивают публикации и занимаются неактуальными исследованиями. ГИИ, наряду с некоторыми другими российскими научно-исследовательскими институтами в сфере культуры, оказался на грани расформирования и закрытия. В 2013 году в результате реформы, проведенной в Институте, количество его сотрудников сократили с 344 до 200.

В конце 2019 года внеплановая проверка Министерства культуры выявила ряд нарушений в работе ГИИ. Сотрудники института упрекают проверяющих в предвзятости и стремлении уничтожить ГИИ с целью завладения старинным особняком в центре Москвы. После посещения Министерства культуры директор ГИИ Наталья Сиповская была госпитализирована в Институт имени Склифосовского.

Обучение и ЕГЭ

Если вы выбрали для себя профессию искусствоведа, где учиться – один из первых и самых важных вопросов. Конечно, потребуется высшее образование. О вузах – немного ниже. А сейчас – о дисциплинах, которые будут входить в программу обучения.

Изучать искусство в отрыве от истории нереально. Поэтому не удивляйтесь, что на этот курс отведено максимум времени. Будущие бакалавры и специалисты должны обладать знаниями мировой истории (с древних эпох до современности) и истории России. Само собой, будут и предметы, непосредственно связанные с искусствоведением и культуроведением. Студенту предстоит детально ознакомиться с историей художественной критики, методологией и историей искусства, техниками изобразительного искусства, а также восстановлением памятников живописи. Производственная практика предусматривает работу в хранилище и архиве, обучение анализу и систематизации массивов информации, обращению с каталогами и документами.

Теперь – ответ на вопрос, как стать искусствоведом. Для этого надо поступить на факультет или в институт искусствоведения. Вовсе не обязательно, что он будет называться именно так. Есть и смежные направления подготовки, которые тоже можно выбирать. Перечислим некоторые вузы, где точно могут дать подходящее высшее образование:

  1. Российский университет дружбы народов (РУДН). Факультет гуманитарных и социальных наук.
  2. Национальный исследовательский университет (НИУ) «Высшая школа экономики». Факультеты: гуманитарных наук; коммуникаций, медиа и дизайна.
  3. Российский гуманитарный госуниверситет. Факультет истории искусства. Институт филологии и истории.  
  4. Московский академический художественный госинститут им. В. Сурикова. Факультет теории и истории изобразительного искусства.
  5. Московская художественно-промышленная госакадемия им. С. Строганова. Факультет искусства реставрации.
  6. Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Факультет искусствоведения.
  7. Санкт-Петербургский академический госинститут живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Факультет теории и истории искусств.
  8. Санкт-Петербургский госуниверситет. Факультет свободных искусств и наук. Институт истории.
  9. Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина. Гуманитарный институт.
  10. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Институт искусств и культуры.

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и истории. В некоторых высших учебных заведениях могут потребоваться результаты экзамена по литературе или иностранному языку.

Часто задаваемые вопросы

Каким образом оформляется заявка на обучение?

  1. Вы направляете Институту на адрес электронной почты Включите JavaScript, чтобы увидеть адрес электронной почты!
    заявку, в которой указываете:

    • Ф.И.О. и телефон;
    • название программы дистанционного обучения (согласно таблице, указанной выше).
  2. Затем Институт высылает список необходимых документов для поступления.

Возможен ли ускоренный курс обучения?

Ускоренное обучение по программам возможно. Для этого необходимо заполнить соответствующее заявление. Цена обучения в данном случае остается прежней.

Каковы условия обучения?

Данная форма подразумевает целенаправленное, контролируемое, самостоятельное изучение дисциплин, по выбранной программе используя новейшие компьютерные (мультимедиа) и телекоммуникационные технологии. Используя данную систему обучения, студент сам выбирает время и место обучения. Посещение очных лекций не является обязательным, т.к. слушатель получает специальный пароль доступа к уникальной электронной библиотеке, методическим пособиям, а также аудио и видео материалам, по которым осуществляет самостоятельное изучение дисциплин. Преимущества данной формы обучения заключаются в том, что слушатель сам выбирает время и порядок освоения каждой учебной дисциплины. Началом обучения по дистанционной программе является факт вашей оплаты и заключение договора на обучение. Оплата происходит через банк по платёжному поручению, которое будет приложено к договору. Находясь в Москве, Вы можете бесплатно посетить несколько очных занятий в Институте согласно нашему расписанию. Данный бонус согласовывается с админитрацией института.

Какую программу лучше выбрать одно годичную или двух годичную?

Если у Вас хорошее гуманитарное образование, философское, искусствоведческое либо культурологическое, то в этом случае вы можете выбрать 1 год обучения, предполагается что вы чувствуете себя уверенно в искусствоведнии или культурологии, и на данном курсе вы будете изучать в основном атрибуцию и экспертизу антиквариата. Если же подобного образования у Вас нет, то лучше выбрать 2 года обучения, т.к. в первый год Вы изучаете историю искусств, а во второй — более сложные предметы, знания о которых базируются на полученные знания первого года обучения.

Какие технические требования для слушателей дистанционных курсов?

ПК с установленной программой Skype. Видео-лекции Вы сможете просматривать на браузерах Microsoft Edge, Safari, Firefox.Chrome, Opera, Яндекс браузер не воспроизводят наши видео в связи с особым их кодированием.

Франсиско Гойя

 

Франсиско Гойя – герой биографического романа Лиона Фейхтвангера, по которому большинство людей познакомились с этим живописцем, его любовными похождениями, последствиями болезни. Но рассказ Оксаны Санжаровой открывает слушателю совершенно новые стороны личности героя, его характер, новаторский подход к работе, долгий путь от создателя веселых ярких эскизов для шпалер до придворного портретиста. Разбирается и вторая часть жизни Гойи – глухота, медленное погружение в себя, воплощение на холсте и гравюрах своих демонов, создание на стенах дома «Мрачных картин», н-р, «Сатурн, пожирающий своего сына».
 

Рафаэль Санти

 

Рафаэль Санти стал одним из самых знаменитых представителей эпохи Возрождения, создававшим мадонн, портреты, фрески, гравюры, эскизы для гобеленов. Прожив около 30 лет, он добился призвания, славы, богатства и обрел репутацию дамского угодника. О его творческом пути, от ученика, подражающего Пьетро Перуджино до успешного сотрудничества с папой римским, в своей легкой увлекательной манере рассказывает Оксана Санжарова. Зрители смогут познакомиться со знаменитыми и малоизвестными полотнами Рафаэля, проследить его становление как мастера, узнать факты и легенды, познакомиться с цитатами из «Жизнеописания» Джорджо Вазари.            
 

Чем занимаются искусствоведы

Искусствоведение – это крайне широкое направление, находящееся на стыке истории, искусства и культурологии. Различные виды искусства здесь рассматриваются не только в целом, но и по отдельности. Поэтому среди искусствоведов выделяют и более узкие специальности:

  1. искусствовед, занимающийся изучением изобразительного и монументального искусства;

  2. литературовед, специализирующийся на различных художественных произведениях;

  3. музыковед – специалист по различным музыкальным композициям;

  4. театровед – человек, изучающий вопросы возникновения и развития театра как вида искусства;

  5. киновед – знаток одного из самых молодых направлений искусства.

Хотя чаще всего под искусствоведом понимается ученый, который занимается изучением исключительно живописи, скульптуры, архитектуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

Однако вне зависимости от направленности любой искусствовед в совершенстве знает:

  • историю и теорию искусства;

  • критику художественных произведений;

  • методиками определения подлинников.

В определенном смысле любой искусствовед – это также популяризатор художественной культуры, который помогает прививать эстетический вкус аудитории, помогает разбираться в истории, биографиях великих художников.

При этом произведений искусства в мире насчитывается великое множество. Очень многие искусствоведы всю жизнь посвящают изучению творчества какого-либо одного художника, или какой-то конкретной эпохе, или углубляются в изучение определенного жанра.

Рабочее место искусствоведа

Профессионал с тонким вкусом, обширным кругозором и огромным багажом знаний всегда найдет себе достойное применение в профессии. Искусствоведы трудятся в разных сферах, где востребованы их навыки и способности. К заведениям, заинтересованным в услугах квалифицированных искусствоведов, относятся:

  • музеи;
  • картинные галереи;
  • компании, специализирующие на продаже антиквариата;
  • музыкальные и художественные школы;
  • университеты и колледжи;
  • министерство культуры;
  • театры;
  • кинокомпании.

Эксперты в сфере искусства и культуры просто незаменимы в антикварных магазинах и на аукционах, где лотами служат предметы старины, представляющие историческую ценность. Сертифицированные и лицензированные искусствоведы проводят культурно-исторические экспертизы, консультируют различные международные организации, участвуют в археологических раскопках. Искусствовед – чрезвычайно многогранная профессия для настоящих энтузиастов.

Где работают искусствоведы

Искусствоведение – крайне обширная отрасль, поэтому мест для трудоустройства у этих специалистов крайне много. Наиболее распространенные организации:

  1. музеи;

  2. художественные галереи;

  3. научно-исследовательские институты;

  4. профильные учебные заведения, а также центры дополнительного образования и переподготовки;

  5. антикварные салоны;

  6. аукционы, специализирующие на произведениях искусства.

В ряде случаев искусствоведы могут работать и на телевидении, и заниматься научно-просветительской работой среди населения. Кроме того, искусствоведы с художественным образованием занимаются реставрационными работами, либо организуют выставки современных художников.

Перспективность профессии

Раньше профессия искусствоведа к престижным явно не относилась. Скорее наоборот. Но сегодня ситуация изменилась в корне. Если мы посмотрим, как развивался арт-рынок с 2010 года, то увидим, как, например, трансформировался музей. Оставаясь культурно-просветительским заведением, он стал частью досуга успешных людей, в некотором смысле приблизившись к индустрии развлечений. Посещать вернисаж сейчас так же «модно», как и «Гоголь-центр». За последние несколько лет открылось много новых музеев, представляющих собой интерактивные арт-площадки. Яркий образец – «Мультимедиа Арт Музей», где проходят выставки, различные презентации и фестивали. Огромной популярностью пользуются всяческие экскурсии и тематические лекции. К примеру, на дизайн-заводе «Флакон» (очень модное место в Москве) читают лекции об истории развития изобразительного искусства.

На пике актуальности сегодня вопрос охраны архитектурных памятников. Россия испытывает острую нехватку историков архитектуры. Ведь без этих специалистов государство и городская власть не может построить грамотные взаимоотношения в сфере реставрации с представителями общественности, частными инвесторами и церковью. Кроме того, стремительно растет уровень востребованности всего, что касается антиквариата. Увеличивается количество людей, которые собирают различные произведения искусства. Отсюда и возникновение потребности в квалифицированных экспертах и арт-дилерах.

Сегодня искусствовед – модная международная профессия. Практически ни одна выставка, даже посвященная исключительно русскому искусству, не может обойтись без участия европейских (а иногда – и заокеанских) музеев.

Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия искусствовед подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Ян Вермеер

 

История творчества и жизни Яна Вермеера из уст Оксаны Санжаровой становится не только познавательной, но и увлекательной. Тонкий юмор, умение иронизировать, занимательно рассказывать о тривиальных на первый взгляд вещах позволяет не заметить как пролетели почти два часа, вместившие в себя краткую предысторию, оказавшую влияние на Вермеера, его жизненную и творческую биографию, посмертное «открытие» его таланта, историю подделок, созданных ван Мегереном. Приведены полотна, приписываемые раннему периоду, авторство которых вызывает сомнения. Оксана – талантливый оратор, художник, организатор выставок, писатель, искусствовед. 
 

Экскурс в историю

Тяга к творчеству проявилась еще у первобытного человека. Особенно ярко она отразилась в изобразительном искусстве. Этот факт подтверждают разные статуэтки, найденные археологами, и, конечно же, наскальные рисунки. К примеру, образец древнейшей живописи – изображение, получившее название «Парад зверей». Находится оно в пещере Шове, которая располагается в южном регионе Франции. Исследователи утверждают, что его создали 32 000 лет назад. Уникальность этого рисунка заключается не только в его древности, но и в сочетании сразу нескольких художественных приемов.

Сформировать теорию искусств ученые пытались еще в эпоху античности. Эти попытки продолжали предпринимать и в течение следующих столетий. Однако в качестве такой дисциплины, как мы ее знаем, искусствоведение оформилось только в конце 19-го – начале 20 столетия. Профессия искусствоведа и вовсе трансформируется по сей день. Это вполне закономерный процесс. Ведь мир технологий сейчас переживает бурное развитие, в частности мы наблюдаем возникновение новых видов искусства, а также изменение стандартов и принципов его определения в целом. Поэтому вполне логично, что представители этой профессии сегодня востребованы.

Спектр обязанностей

У каждой должности, которую может занимать искусствовед, есть свой набор обязанностей. Рассмотрим некоторые.

Управление выставками и экскурсиями. Специалисты занимаются разработкой концепций, организацией займов из коллекций музеев либо галерей, а также вносят предложения о вариантах презентации произведений искусства. На их плечи ложится транспортировка работ, оценка их стоимости, решение страховых и юридических вопросов. Помимо этого, искусствовед осуществляет контроль за каталогами и отвечает за открытие выставки и успешное проведение экскурсии.

Управление искусством и культурой. Обязанности специалиста в этой сфере сводятся к работе над концепциями образовательного характера для художественных галерей и музеев. Еще он должен знакомить с коллекциями группы посетителей и учебные классы.

Реставрация и консервация. Работая в этой сфере, искусствовед занимается исследованием состояния памятников архитектуры и прочих произведений искусства, анализом методов, форм и мотивов их презентации. Он документирует и классифицирует их, выполняет реконструкцию объектов, восстанавливая их первоначальное состояние.

Художественные магазины, галереи, аукционные дома. Здесь специалисту предстоит определять, каталогизировать и продавать произведения искусства – прежде всего, современного

Чтобы достичь успеха, специалист должен пристально следить за тенденциями и событиями в сфере арт-менеджмента, принимать во внимание мнение общества и обладать широкими познаниями в современном искусстве.

Образование для взрослых. К обязанностям искусствоведа, который этим занимается, относят организацию и проведение лекций и семинаров на культурно-исторические темы.

Центры документации, архивы и библиотеки

Тут специалисты оказывают всестороннюю поддержку департаментам истории искусств. Кроме того, они ответственны за создание информационных запасов или коллекций.

Диляра Абдюханова, 17 лет, учится в гимназии № 625


Фото: M24.ru/Юлия Накошная

– Какой у тебя любимый экспонат или зал?

– Это зал Рембрандта. Я очень люблю этого художника, он умел точно изображать чувства человека. У него есть прекрасный портрет старушки, и мы можем почувствовать, что у нее в душе. Кроме того, в картинах Рембрандт использовал необычный прием: свет у него выступает как отдельный персонаж. И именно этим светом Рембрандт выделяет главное и дает зрителю понять собственную позицию.

Например, в картине на библейский сюжет царь Артаксеркс стоит между выбором: поверить своему другу Аману либо свой жене Эсфирь. Свет направлен на Эсфирь, потому что она права, а Аман, как виноватый, находится в тени.

– Ты выполняешь здесь функции администратора. Помогают ли тебе навыки администратора в обычной жизни?

– В принципе, да, потому что это навыки общения с людьми. Я, например, провожу «Что? Где? Когда?» и раздаю людям призы. Общаешься с людьми, появляется ответственность, должность администратора это предполагает. Еще это и самовоспитание. Я так люблю Пушкинский музей, так люблю КЮИ, за эти три года он мне стал вторым родным домом, потому что это прекрасное место. Ты получаешь знания, получаешь новых друзей, получаешь опыт. Это божественно!

– С какой профессией планируешь связать будущее?

– Скоро я поступаю в одиннадцатый класс и думаю выбрать несколько направлений. Это очень странно, но я планирую поступать на экономиста, потому очень люблю математику. К тому же я люблю историю, поэтому я могу поступить и на историю искусств.

– К чему больше душа лежит?

– На мой взгляд, нужно получить основу-профессию. Профессия экономиста – это как основа, ты можешь с ней найти работу. Также я считаю, что, не имея искусствоведческого образования, можно любить искусство и заниматься им. И никто не говорил, что потом, в будущем, я не стану искусствоведом. Я могу получить второе образование, могу пойти на какие-нибудь курсы, у меня есть база КЮИ, я могу себя найти в разных сферах. В принципе, я в экономике хочу быть маркетологом, и я могу быть маркетологом именно в этой сфере, я могу стать куратором выставок – это вообще моя голубая мечта.

– Как ты попала в клуб юных искусствоведов?

– Я занималась у моего руководителя Марии Григорьевны Дрезниной. В какой-то момент она стала преподавать в Центре детского творчества при музее. Когда я уже закончила заниматься с Марией Григорьевной, моя мама пришла к ней и спросила, что я могу дальше делать, потому что бросать искусство не хотелось. И она рассказала про прекрасный клуб юных искусствоведов. Я тут уже третий год.

Где выучиться на искусствоведа?

Сейчас многие высшие учебные заведения предлагают образование в данном направлении. Поэтому для начала абитуриенту необходимо определиться, какой профиль его интересует больше всего. Например, если это кинематограф, то более рационально будет пойти учиться в школу кино или кинематографический институт, где есть направления «Киновед», «Историк кино».

Если же интересует направление в его широком понятии, то необходимо искать вузы с искусствоведческими или историческими факультетами. При этом стоит отметить, что такие направления представлены особенно хорошо в крупных вузах федерального значения.

MBA Искусствоведение. Экспертиза антиквариата Современная научно-технологическая академия Дистанционная, Вся профессиональная переподготовка Подробнее Высшее образование / Искусствознание / Искусствоведение Искусствоведение Поволжский государственный университет сервиса Очная, Аспирантура Подробнее

Описание профессии

Искусствоведение включает в себя несколько сфер-направлений. Оно состоит из литературоведения, театроведения, музыковедения, киноведения и прочих узких тематических «отраслей». Многие специалисты посвящают себя исследованию изобразительного искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, фотографии и так далее). Как мы уже говорили, они обычно выбирают для углубленного изучения какой-то один вид. Некоторые даже сосредоточиваются на конкретном периоде в истории его развития.

Чем занимается искусствовед? Его работа предполагает несколько векторов (можно остановиться на каком-то одном или сочетать их):

  • научный – проводит исследования и решает аналитические задачи;
  • образовательный – преподает в профильном учебном заведении;
  • культурный – работает в музее, галерее, выступает на презентациях и семинарах;
  • экспертный – консультирует по произведениям искусства и предметам антиквариата;
  • управленческий – занимает должность в органах власти, руководит музеем, галереей, образовательным учреждением;
  • коммерческий – популяризирует и продает предметы искусства.

Ученые часто дискутируют о том, кто такой искусствовед по сути: культуролог, философ или же историк. Независимо от результата этих споров главные задачи такого специалиста заключаются в понимании и оценивании произведений искусства, поиске в них аллегорий, скрытых знаков и символов.

Многие дипломированные выпускники идут заниматься наукой. Они становятся авторами статей и книг, преподавателями в вузах. Министерство культуры и другие органы государственной власти заказывают им каталогизацию объектов, имеющих художественную ценность. Работа представителей этой профессии связана с частыми командировками и участием в конференциях международного масштаба.

Те искусствоведы, которые отдают предпочтение практике, в основном заняты в организации выставок, а также в аукционах и арт-менеджменте.

Амбициозные и креативные специалисты с энтузиазмом осваивают музейную сферу, разрабатывая инновационные форматы.

Знания и личностные качества

Искусствовед – профессия, которая предполагает обучение в течение всей жизни. Базовые теоретические знания дает вуз. Но повышать свой уровень придется самостоятельно в процессе работы. Если вы хотите сделать карьеру, потрудитесь выучить хотя бы один (а лучше – несколько) иностранный язык.

Успешная работа невозможна без любви к искусству и стремления к его изучению. Кроме того, специалисту нужны хорошая память и широкий кругозор. Он должен обладать развитым чувством прекрасного, а также уметь делать анализ художественного произведения, безошибочно определяя мысль, которую выражает автор. Ему не обойтись без красноречия и грамотности. Они понадобятся для написания текстов лекций и научных публикаций.

Чтобы изучать произведения искусства, которые находятся за границей, искусствовед отправляется в командировки. Соответственно, он должен быть готовым к таким поездкам и знать иностранный язык, о чем мы уже говорили выше.

Современное искусство

 

Дмитрий Гутов поговорит о значении современного подхода, представляющегося неискушенному человеку бессмысленной «мазней» или грудой мусора. Дмитрий начнет издалека, с наскальных рисунков и тотемов, постепенно приближаясь к нашему времени, выстраивая примеры таким образом, чтобы зритель увидел путь, который прошло человечество и его талантливые представители, дойдя до максимального упрощения. В рамках выступления рассматриваются работы Пикассо, Казимира Малевича, Клондайка, Юрия Золотникова, Ильи Кабакова, Джефа Кунса, Домиана Херста. Зрители познакомятся с термином «радость узнавания», услышат одну из версий объяснения загадочной улыбки Джаконды, узнают, когда иконопись получила признание, и от чего это произошло так поздно.
 

Уроки искусствоведения для начинающих: познавательные видео для обучения с нуля

От античности до наших дней люди оставляли свой след в истории. Отследить развитие человечества легче всего по произведениям искусства – от наскальных рисунков, до современного перфоманса. Архитектура, скульптура, живопись открывают удивительный мир, прекрасный и пугающий, изящный и монументальный, понятный и полный аллегорий. 
 

Научиться понимать задумку мастера, читать скрытые смыслы, наслаждаться увиденным, знать подоплеку создания очередного полотна помогает изучение увлекательной дисциплины – искусствоведения. Начать можно с бесплатных видео уроков, которые ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН подобрали специально для новичков.
 

Комьюнити-менеджер

У историков неплохо получается заниматься комьюнити-менеджментом — управлении сообществом. Главное — развитые социальные навыки и хорошее понимание «психологии толпы». Эти навыки историки приобретают на занятиях по психологии, социологии, источниковедению. Комьюнити-менеджеры должны грамотно выстраивать отношения бренда с целевой аудиторией. А историческое образование — отличный фундамент для специализированных знаний по этой теме.

Профессия коммьюнити-менеджера востребована уже сейчас. В дальнейшие годы ее популярность будет только расти! Всё больше и больше людей подходят осознанно к покупке товаров и услуг. Клиенты не хотят поддерживать бизнес, если за ним стоит человек с плохой репутацией. И, наоборот, охотно покупают продукты тех людей и брендов, которые нравятся им лично.

Лучший способ стать комьюнити-менеджером после истфака — пройти онлайн-курс по маркетингу, чтобы лучше разбираться в этой сфере. Также можно попробовать получить опыт на некоммерческих проектах в ходе обучения. Например, поработать в студенческих организациях. Совет: не ограничивайтесь комьюнити-менеджментом! историк может разобраться в любой профессии, связанной с медиа, ведь в вузе его учат анализировать информацию и представлять ее в формате, подходящем для аудитории.

Чем занимаются искусствоведы?

Представители этой профессии в первую очередь изучают искусство как научный объект, исследуя его целиком или отдельными частями. Как правило, искусствоведы специализируются на каком-либо отдельном жанре или виде. Есть и более узкоспециализированные ученые, которые исследуют определенный феномен, личность, эпоху и т. д. Большинство представителей этой профессии стремятся сузить направление своих исследований как можно сильнее, став настоящими экспертами в каком-то определенном вопросе.

Профессия искусствовед дает широкие возможности для применения своих знаний на практике. Высококвалифицированные специалисты с профильным образованием являются довольно востребованными на трудовом рынке. Так чем же все-таки занимаются искусствоведы? Это интересует большинство людей, которые узнают об этой профессии.

Трудоустройство и карьера

Попробовать себя в деле можно еще в процессе обучения в вузе. Начинать рекомендуется со стажировки или волонтерской деятельности в музее. Так удастся определиться с кругом интересов:

  • автор в арт-журнале;
  • куратор или координатор выставок в музее, галерее либо в центре искусства любой формы собственности;
  • хранитель музейных коллекций или (если есть необходимые навыки) реставратор.

Обретя опыт, искусствовед может стать экспертом, ведущим сотрудничество с крупными галереями, магазинами антиквариата и аукционами. В научно-исследовательском институте, галерее или музее он, как правило, работает научным сотрудником или экскурсоводом. Эти должности предполагают возможность карьерного роста до руководителя отдела или целого учреждения.

Специалист, который умело определяет подлинность находящегося перед ним произведения искусства, со временем станет отличным оценщиком или даже антикваром. Причем он сможет работать как в уже существующем учреждении, так и открыть новое. Разумеется, при наличии предпринимательского таланта.

Плюсы и минусы есть у каждой должности. Поэтому идеального места работы не существует. Делать выбор следует, исходя из своего профессионального уровня, личностных качеств и амбициозности.

Оплата труда

Вузы

Специальность «Искусствовед» можно получить в таких вузах, как

Московский государственный университет им. Ломоносова (МГУ):

Отделение искусствоведения на Историческом факультете;

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ):

Отделение искусствоведения на Факультете истории искусства и др. Но вхождение в профессию можно начать значительно раньше. Например, Московские школьники могут еще до поступления посещать лекторий при Третьяковской галерее или заниматься в клубе юных искусствоведов Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

С чего начать путь в мир искусства

Существует несколько способов разобраться в искусстве и понять, насколько вам это близко. Идея, которая лежит на поверхности, — знакомиться с мировыми художественными шедеврами и интересоваться судьбой их авторов. Можно самостоятельно пройти экспресс-курс истории искусств по книге Эрнста Гомбриха или прийти на мои занятия в «Фоксфорде». Я помогаю школьникам научиться определять стиль и период создания произведения по отличительным признакам.

Другой важный момент в становлении любого культурного человека, и в особенности искусствоведа, — насмотренность. Нужно посетить достаточно много выставочных залов, чтобы напитаться впечатлениями. Лучше начать с признанной классики или лучших образцов современного искусства.

Ещё один занятный способ знакомиться, например, с архитектурой — гулять по городу и обращать внимание на памятники и дома, читать таблички и вывески. Так можно узнать о людях, которые жили здесь, работали или строили здания

Чтение научно-популярных статей и биографий творческих деятелей подогревает интерес к искусству и расширяет кругозор. К этому можно добавить просмотр документальных фильмов, например, о направлениях в живописи или видеолекций известных искусствоведов. 

Иллюстрация: Nick Matej