Кто главнее: проректор, декан или заведующий

Олимпиады

МГУ постоянно проводит олимпиады для школьников, которые помогают поступить в вуз и просто провести время с удовольствием.

Список олимпиад на 2019—2020 г

  1. Государственный аудит. Олимпиада для старшеклассников, которые хотят себя проявить. Проводится она с 2009 года и носит междисциплинарный характер. Состоит из двух этапов: 1. Отборочный — проводится с ноября по январь. 2. Заключительный. Пройдет в марте 2019 года.
  2. Покори Воробьевы горы. Олимпиада проводится уже много лет, в ней участвуют школьники со всей России. Проводится по 9 предметам. Отборочные туры пройдут во многих школах с сентября по январь, заключительный этап пройдет в Москве в конце февраля — начале марта 2019 года.
  3. Турнир имени М. В. Ломоносова. В олимпиаде участвуют ученики 6—11-го классов. Вопросы затрагивают основные дисциплины. Участники могут сами выбирать предметы и свободно перемещаться по аудиториям. Этот регламент не распространяется на учеников выпускных классов. Награждение пройдет в мае 2019 года.

Плюсы и минусы профессии Лингвист

Лингвист- это специалист, по языкознанию, языковедению. Занимается историей образования и развития языков, их характерные особенности и структуры. Лингвистика делится на практическую и теоретическую деятельность.

Основная задача лингвистов- разобраться в строении диалекта, его происхождении. До сих пор не раскрыто происхождение алфавитов, слов, речи. Ведутся исследования, выдвигаются теории, помогающие раскрыть многие языковые вопросы. Лингвисты делятся на несколько квалификаций.

Есть ученые, специализирующиеся на конкретном языке – русисты, англисты, японисты, татароведы.

Специалисты по группе языков — германисты, тюркологи, романисты

Специалисты по языкам региона — американисты, африканисты.

Есть смежные разделы лингвистики, к примеру, с психологией: паралингвистика, нейролингвистика, социолингвистика. Эти науки изучают язык в его связи с человеческим мышлением, физиологией. Существует группа ученых, изучающих современный сленг — говор в современной трансформации.

Существует еще прикладная лингвистика. Занимается созданием программ распознавания слов, речи, моделированием человеческих языковых способностей.

Лингвисты, занимающиеся непосредственно наукой, работают в высших учебных заведениях и исследовательских институтах. Ученые-практики работают в различных организациях над разработками программ компьютерного анализа, машинного перевода, над созданием искусственных языков, распознавания текста, разработкой лингвистического программного обеспечения.

Стоит отметить также, что работа по профессии лингвист переводчик, подразумевает работу с текстами. Одновременно может быть педагогом, корректором, журналистом, переводчиком. Языковед найдет применение своему труду в любой сфере, где требуются профессиональные навыки работы с текстом.

Личные качества, которые должны быть у лингвиста:

внимательность,
хороший слух, память,
терпение,
усидчивость,
внимание к деталям,
организованность, самодисциплина,
концентрированность внимания,
стремление к профессиональному совершенству,
умение запоминать надолго большие объемы информации,
грамотно выражать свои мысли,
упорство,
склонность к исследовательской деятельности.

Профессия лингвист плюсы и минусы.

Плюсы профессии лингвиста:

1) Главным плюсом является востребованность специалистов данного профиля. Поэтому проблем с трудоустройством не возникает. На сегодняшний день лингвисты требуются в сфере информационных технологий, связях с общественностью, средствах массовых коммуникаций и рекламе. Достигнув успеха в исследовательских разработках, лингвист может рассчитывать на повышение по карьерной лестнице, и соответственно, увеличение заработной платы.

2) Лингвисты, владеющие иностранными языками, могут иметь возможность работать за границей и больше шансов на повышение. Также могут свободно общаться с людьми в путешествиях и изучать культуры других стран.

3)Еще один плюс- это возможность работать удаленно.

Минусы профессии:

1) К минусам профессии можно отнести ненормированный график работы. Вместе с этим огромная ответственность и большая нагрузка.

2) Второй минус- работа может превратиться в рутину. Так как не все люди могут стать профессиональными лингвистами. Работа требует таланта к преподавательской деятельности и большого терпения.

3) Задержка зарплаты, которая поступает когда приходит оплата от заказчика.

Так же предлагаем ознакомиться с профессиями PR-менеджер, визажист и бармен.

Итак, перед выбором данной профессии стоит подумать, подходит ли она. Если человек привык ежедневно заниматься рутинной работой для достижения определенных целей, то вполне возможно, что работа будет приносить удовольствие.

Хотите узнать больше? Смотрите видео:

https://youtube.com/watch?v=jA4s7Eb2h9Y

Определение

Факультет – это структурная единица высшего учебного заведения, его административное и учебно-научное подразделение, осуществляющее организацию учебного процесса при подготовке студентов и аспирантов по определенной специальности. В область ответственности факультета входит также руководство кафедрами, выполняющими научно-исследовательскую работу по определенным направлениям и ведущим преподавание соответствующих учебных дисциплин.

Кафедра – структурное подразделение факультета, которое несет ответственность за преподавание учебных дисциплин, организацию воспитательной работы, проведение производственных практик, подготовку и повышение квалификации кадров. Кроме того, кафедра – научно-исследовательское звено факультета и одна из его методических подструктур.

Разница между факультетом и кафедрой

Факультет представляет собой подразделение высшего учебного заведения государственной или коммерческой формы собственности. На его базе ведется профессиональная подготовка студентов по целому ряду смежных специальностей. Их количество зависит от финансового и кадрового благополучия ВУЗа.

Кафедра являет собой научное или обучающее подразделение факультета, где проводится научно-исследовательская работа или подготовка студентов в рамкой одной специальности. Таким образом, на одном факультете может быть открыто сразу несколько кафедр, которые будут объединены общим направлением.

При поступлении абитуриенты должны выбрать не просто факультет или кафедру, а конкретную программу обучения по определенной специальности. Именно по ней будет проводиться профессиональная подготовка кадров в университете.

Диплом и армейская служба

Военная кафедра, которая сейчас ведет свою работу во многих ВУЗах страны, считается легальным способом «откосить» от армии.

В некоторых ВУЗах есть также военная кафедра

На практике все представлено следующим образом: при ВУЗе, не обязательно с привязкой к определенному факультету, функционирует подобная кафедра, осуществляющая подготовку бойцов запаса.

Поступить на военную кафедру на данный момент весьма проблематично кроме обладания хорошим здоровьем, физической подготовкой у вас также должны быть и хорошие баллы по ЕГЭ.

Учебные занятия на данной кафедре проходят по тому же принципу, что и все ВУЗовские: вам читают лекции, организуют практические занятия, зачеты, экзамены.

Отличительной особенностью будет то, что вы изучите строевую подготовку, познакомитесь наглядно с разными видами боевого оружия.

Кроме того, после всего курса обучения вас отправят на полевые сборы (1 месяц), после которых вам предстоит сдать итоговые экзамены, получить диплом и военный билет, в котором будет прописано «лейтенант запаса» (спустя пять лет вам нужно будет вновь пройти военные сборы, и вам будет присвоено звание «старшего лейтенанта»).

Кроме того, что от обычной армейской службы вы себя обезопасите, в случае дальнейшей деятельности в военных кругах у вас тоже появится много дополнительных преимуществ.

Стоит помнить главное: на каком бы вы факультет не числились и к какой бы кафедре не принадлежали, не забывайте о том, что все сотрудники ВУЗа работают, как единый механизм.

Так что в случае трудностей или успехов вы будете в одинаковой мере замечены как членами кафедры, работниками деканата, так и ректоратом, поэтому необходимо иметь хорошие отношения и с теми и с другими.

В этом видео вы узнаете о структуре ВУЗа на примере медицинского университета:

Факультет – основная структурная единица института

Теперь, когда смежные понятия разобраны и отсеяны, настала время разобраться непосредственно в том, что такое факультет – в отличие от кафедр, специальностей, программ и направлений.

Итак, факультет – это подразделение вуза, которое выделяют на основании административных и учебно-научных критериев, где производится подготовка учащихся на несколько смежных специальностей. Состоит из кафедр и отвечает за координацию их взаимосвязанной деятельности.

Факультетом руководит научный совет, возглавляемый деканом. Сотрудник, претендующий на должность декана, должен обладать богатым опытом административной работы, а также званием профессора и степенью доктора наук.

В ведении научного совета находятся, в частности, такие вопросы, как:

  • установка сроков защиты студенческих дипломных работ, а также диссертаций претендентов на звание кандидата наук;
  • проведение научных конференций и аналогичных мероприятий;
  • выступление представителей вуза на мероприятиях за пределами вуза;
  • выдвижение на соискание наград и премий научных работ, написанных представителями факультета.

Итак, мы разобрались с тем, что такое факультет и в чем его отличие от кафедры. Кстати, факультет бывает составной единицей не только учреждения, выдающего дипломы о высшем образовании. Этот термин может быть актуальным также и для колледжа.

Виды факультетов в вузах России и университетах мира

Корпус журналистики в МГУ

Прежде всего, стоит отметить, что во всех государственных вузах России обучение может проводиться как бесплатное, так и платное. Бесплатное образование может получить каждый гражданин страны на основе успешно сданных вступительных экзаменов, но только в том случае, если оно первое. Каждый вуз может предоставлять разное количество бюджетных мест для поступающих. Для каждого факультета это количество, как правило, варьируется. Некоторые негосударственные учебные заведения также постепенно вводят бесплатные места.

Внебюджетные факультеты чаще всего существуют в негосударственных вузах, обучение на них студент должен оплачивать сам. Государственные вузы имеют хотя бы несколько бюджетных мест.

Количество факультетов в российских университетах зависит от размера учебного заведения и его направленности. Если это узконаправленный вуз, который работает над подготовкой студентов в определенном профильном направлении, то их количество составляет примерно от пяти до десяти. В крупных классических вузах их может быть гораздо больше. Лидером среди российских вузов является МГУ им. М.В. Ломоносова, который насчитывает 43 факультета. Каждый из них ежегодно может принять в среднем от 80 до 200 человек. Все зависит от масштабности учебного заведения и актуальности конкретного направления.

В вузах России существует большое количество различных направлений и факультетов, самыми популярными из них являются:

  • Психология
  • Педагогика
  • Юриспруденция
  • Экономика
  • Журналистика
  • Медицина.

Мировые университеты, как правило, имеют узкую специализацию, которая выпускает студентов определенной направленности. Американские вузы имеют большое количество факультетов, они отличаются от прочих университетов с мировым именем качеством обучения, а также его стоимостью. Обучение в США обойдется в копеечку, наука и образование в этой стране являются весьма дорогим удовольствием. Самыми популярными направлениями являются технические специальности и журналистика.

Выбирая из множества вузов и специальностей, стоит помнить о том, что выбор этот очень важен. Фактически, он является судьбоносным. Абитуриенты часто подают документы сразу на несколько факультетов, надеясь, что куда-нибудь да поступят. А если результаты высокие и одновременно открывается много дверей, то сложность выбора стоит еще острее, чем в начале. От этого решения будет зависеть и дальнейшая жизнь, и карьера.

Чтобы немного упростить эту сложную задачу, посмотрите видео о том, какие профессии самые востребованные в современном мире.

https://youtube.com/watch?v=LNKYlpstDjY

Кто кем в ВУЗе управляет

Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.

Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться

Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.

Непосредственными помощниками ректора являются его замы — проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).

Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.

Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор — начальником отдела по чему-либо.

Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.

Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.

Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.

Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.

Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.

У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.

Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.

В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр — подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.

Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..

У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.

Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:

  • библиотека;
  • лаборатории;
  • отдельный отдел, занимающийся хозяйственной деятельностью;
  • издательский отдел;
  • научно-методический отдел;
  • бухгалтерия

Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).

Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.

Кто кем в ВУЗе управляет

Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.

Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться

Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.

Непосредственными помощниками ректора являются его замы проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).

Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.

Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор начальником отдела по чему-либо.

Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.

Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.

Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.

Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.

Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.

У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.

Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.

В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.

Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..

У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.

Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:

  • библиотека,
  • лаборатории,
  • отдельный отдел, занимающийся хозяйственной деятельностью,
  • издательский отдел,
  • научно-методический отдел,
  • бухгалтерия

Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).

Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.

Что такое факультет

Факультет представляет собой учебно-научное и административное структурное подразделение вуза, которое подготавливает студентов и аспирантов по совокупности родственных специальностей. Он осуществляет переподготовку специалистов, обратившихся для повышения квалификации.

Факультет управляет научно-исследовательской деятельностью кафедр, входящих в его состав.

Какие бывают факультеты: пример

Университет определяет представленность факультетов в зависимости от полученных лицензий и предлагает абитуриентам соответствующий перечень специальностей. Примеры:

  • психологии — гуманитарное направление, подготавливающее профессионалов в сфере психологической помощи людям;
  • педагогики — комплекс навыков для формирования преподавателей разных специальностей;
  • юридических наук — гуманитарная специализация, направленная на обучение перечня представителей закона;
  • биолого-химический — естественнонаучный профиль, готовит кадры для лабораторий, химических производств;
  • медицинский — одно из самых сложных для обучения направлений, готовящее врачей.

Это не полный перечень, но подробную информацию о специальностях предоставляет приемная комиссия вуза.

Что такое и зачем нужны базовые кафедры?

Базовая кафедра — это структурная единица вуза, которая создается в партнерстве с какой-либо — обычно крупной — компанией. Разработка программы обучения также происходит совместно: к преподаванию привлекаются представители компании, активно идут стажировки студентов, в итоге — успешная работа на два фронта.

Обычно на базовые кафедры попадают на 2-3 курсе по конкурсу/экзамену, здесь все зависит от конкретного вуза и кафедры, некоторые кафедры зачисляют даже с 1 курса. Процесс учебы делится на занятия в вузе и практику в компании, некоторые базовые кафедры организуют практику в режиме стажировки, студенты максимально погружаются в рабочую среду.

Базовые кафедры: как бизнес проникает в высшее образование

В чем идея для компании: подготовка кадров, которые уже не надо обучать на рабочем месте, развитие бизнеса, репутация в академических кругах, развитие скиллов сотрудников.

В чем идея для вуза: более высокий процент трудоустройства в престижные компании, репутация прогрессивного вуза, потенциально именитые выпускники.

Вероятно, именно поэтому количество базовых кафедр растет с каждым годом. Мы расскажем о самых топовых.

Разница между факультетом и кафедрой

Факультет представляет собой подразделение высшего учебного заведения государственной или коммерческой формы собственности. На его базе ведется профессиональная подготовка студентов по целому ряду смежных специальностей. Их количество зависит от финансового и кадрового благополучия ВУЗа.

Кафедра являет собой научное или обучающее подразделение факультета, где проводится научно-исследовательская работа или подготовка студентов в рамкой одной специальности. Таким образом, на одном факультете может быть открыто сразу несколько кафедр, которые будут объединены общим направлением.

При поступлении абитуриенты должны выбрать не просто факультет или кафедру, а конкретную программу обучения по определенной специальности. Именно по ней будет проводиться профессиональная подготовка кадров в университете.

Иерархия должностей в вузе

Поможем разобраться во внутренней системе университета.

Ректор

Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.

Проректор

Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:

  • по научной работе;
  • по научно-педагогической работе;
  • по учебно-воспитательной работе;
  • по взаимодействию с иностранными партнёрами;
  • по учебно-методической работе;
  • по административно-хозяйственной работе.

Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.

Директор и декан

Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.

Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:

  1. Организуют и руководят научной, учебной, воспитательной, методической работой.
  2. Руководят работой стипендиальной и приёмной комиссий.
  3. Отчисляют студентов из-за «хвостов», долгов за контрактное обучение или другие нарушения.
  4. Укрепляют и улучшают материальную базу.
  5. Решают организационные проблемы.

У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо

Заведующий кафедрой

Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:

  • разработка образовательных программ и учебных планов;
  • распределение учебной нагрузки между преподавателями;
  • организация и руководство практикой студентов;
  • проведение зачётов и экзаменов, защит курсовых и дипломных;
  • организация научно-исследовательской работы педагогов.

У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.

Преподаватели

У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:

  1. Профессор — имеет степень кандидата или доктора наук, у него небольшая учебная нагрузка, обычно преподаёт у магистров и аспирантов, занимается научной деятельностью.
  2. Доцент — эту должность, как правило, занимают кандидаты наук, которые ведут профильные дисциплины.
  3. Старший преподаватель — часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
  4. Ассистент — стартовая позиция в иерархии педагогов. Они проводят лабораторные работы и семинары, но вести лекции им обычно не доверяют. Часто на должность ассистента устраиваются аспиранты, чтобы начать получать педагогический стаж.

Доцент и профессор — не только должности, но и учёные звания. Они определяют научные достижения работников высшего образования.

Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.

Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Кафедра

Узкопрофессиональной подготовкой студентов факультета занимаются кафедры. Это научно-образовательные подразделения, осуществляющие обучение в рамках одной специализации. Например, на гуманитарном факультете кафедра лингвистики готовит переводчиков, а филологии – преподавателей английского языка.

Вузовская кафедра не только обеспечивает проведение лекций и семинаров, но и занимается организацией производственной или учебной практики, исследовательской работы студентов (курирует написание курсовых, дипломов, диссертаций). На одном факультете может быть (и в большинстве случаев имеется) несколько кафедр.

Возглавляет кафедру заведующий, который избирается на пять лет голосованием преподавательского коллектива. Он подчиняется декану, который, в свою очередь, – ректору.

Межфакультетская

Кроме того, в вузе всегда есть межфакультетские кафедры. Их преподаватели читают лекции, проводят практические занятия, принимают зачеты и экзамены по «сопутствующим» непрофильным дисциплинам, общим для программ подготовки специалистов на разных факультетах учебного заведения.

Обычно во всех высших учебных заведениях это кафедры физического воспитания. В технических университетах – иностранного или русского языка, в гуманитарных или педагогических институтах – информационно-коммуникационных технологий, в творческих вузах – истории искусств и т. д. Часто преподаватели таких подразделений, независимых от руководства какого-либо факультета, привлекаются в качестве консультантов или рецензентов дипломных работ студентов различных факультетов.

Базовая

В последние годы в российских вузах активно создаются базовые кафедры. Их специфика заключается в ориентированности на интересы и потребности бизнеса и производственных компаний, работающих в разных отраслях. Поэтому к преподаванию привлекаются не только педагоги вуза – студентов обучают практикующие специалисты, причем обычно на базе предприятий.

Суть работы базовой кафедры – вовлечь студентов в специальность, повысить качество образования и профессионального обучения, открыть больше возможностей для будущей карьеры. Нередко подготовка специалистов ведется по заказу конкретного предприятия, которое после защиты диплома забирает к себе в штат всех (или наиболее успешных) выпускников определенной программы.

К примеру, базовые кафедры в МФТИ:

  • Информационные системы на базе МАК «Вымпел»;
  • Радиолокация, управление и информатика совместно с НПО «АЛМАЗ»;
  • Теоретическая и прикладная информатика – с привлечением компаний Acronis, Virtuozzo, Runa Capital;
  • Мультимедийные технологии и телекоммуникации – «Ростелеком»;
  • Моделирование и технологии разработки нефтяных месторождений – «Инжиниринговый центр МФТИ по трудноизвлекаемым полезным ископаемым».

Предприятия, предоставляющие учебную базу, заинтересованы в высококвалифицированных молодых специалистах, поэтому охотно нанимают на работу студентов, начиная со второго курса.

Военная

Эти кафедры готовят рядовых, офицеров и сержантов запаса. Выпускники вместе с дипломами получают военные билеты с отметкой о прохождении срочной службы. Желающие могут во время учебы заключить контракт с Министерством обороны, по которому обязуются отслужить минимум три года после получения диплома.

Также по отдельным программам обособленные структуры гражданских вузов – учебные военные центры – готовили для Вооруженных сил кадровых офицеров по технологичным, инженерным и наукоемким специальностям. В январе 2019 года военные кафедры объединили с ними и преобразовали в военные учебные центры (ВУЦ).

Какие именно факультеты есть в вузе, узнать можно на сайте выбранного учебного заведения. Но и это еще не всё. Внимательно изучите кафедры и специальности, программы обучения, так как вполне может оказаться, что по стандартному, казалось бы, направлению экономический факультет конкретного вуза не готовит финансистов, а выпускает только бухгалтеров.

Олимпиады

МГУ постоянно проводит олимпиады для школьников, которые помогают поступить в вуз и просто провести время с удовольствием.

Список олимпиад на 2019—2020 г

  1. Государственный аудит. Олимпиада для старшеклассников, которые хотят себя проявить. Проводится она с 2009 года и носит междисциплинарный характер. Состоит из двух этапов: 1. Отборочный — проводится с ноября по январь. 2. Заключительный. Пройдет в марте 2019 года.
  2. Покори Воробьевы горы. Олимпиада проводится уже много лет, в ней участвуют школьники со всей России. Проводится по 9 предметам. Отборочные туры пройдут во многих школах с сентября по январь, заключительный этап пройдет в Москве в конце февраля — начале марта 2019 года.
  3. Турнир имени М. В. Ломоносова. В олимпиаде участвуют ученики 6—11-го классов. Вопросы затрагивают основные дисциплины. Участники могут сами выбирать предметы и свободно перемещаться по аудиториям. Этот регламент не распространяется на учеников выпускных классов. Награждение пройдет в мае 2019 года.