Как научиться играть на губной гармошке

Как научиться делать овербенды на губной гармошке

·

Овербенды — это ещё одна техника, помимо бендов, благодаря которой можно научиться играть дополнительные (недостающие) ноты, которые изначально не были задуманы создателями губной гармоники. Технику овербендинга первым популяризировал самый лучший гармонист мира, Ховард Леви. Благодаря овербендам нам становятся доступны абсолютно любые стили музыки и композиции. Но для того, чтобы овербенды были возможны вашей губной гармошке, необходимо предварительно её подготовить к этому, уменьшив гэпы на овербендовых отверстиях (как на выдоховых, так и на вдоховых язычках).

Упражнения для отработки овербендов на выдох (оверблоу)

Научиться одним из перечисленным в видео уроке способом играть овербенды.

Задание:

+6+6о+6

+5+5о+5

+4+4о+4

+1+1o+1

Внимание!

Овербенд на первом отверстии очень нелёгкий. К нему лучше приступать, когда вы будете уже очень хорошо играть все остальные овербенды.

+6+6o+6

+5+5o+5

+4+4o+4

+1+1o+1

Научиться одним из перечисленным в видеоуроке способом играть овербенды.

Задание:

+6-6+6о-6

+5-5+5о-5

+4-4+4о-4

+1-1+1о-1

Научиться одним из перечисленным в видео уроке способом играть овербенды.

Задание:

-6-6’+6o

-4-4’+4o

-1-1’+1o

Научиться использовать овербенды в контексте музыкальных фраз.

Задание:

Сыграть блюзовый музыкальный рисунок и повторить его на октаву выше.

Первый музыкальный рисунок:
-2-3'-3''-2
+6+6o-6+6
Второй музыкальный рисунок:
-2-3'-2-3''-2
+6+6o+6-6+6
Задание:

Хроматическая гамма до мажор: +4-4′-4+4o+5-5+5o+6-6′-6+6o-7+7

развить хороший контроль над оверблоу.

Задание:

Бендинг на овербендах +4o, +5o, +6o.

Внимание:

Заметьте, что во время овербенда вы можете при помощи языка, регулируя размер камеры и давления, контролировать высоту ноты овербенда.

Удерживая овербенд, плавно играть более низкую, то более высокую ноту, на четвертом, пятом и шестом отверстии.

Научиться играть овердро.

Задание:

-7+7-7о+7

-9+9-9о+9

-7+7-7о+7

-9+9-9о+9

Научиться использовать овердро в контексте музыкальных фраз.

Задание:

+6+6о+7-7о+7+6о+6+6о+6

Научиться использовать овердро в контексте музыкальных фраз.

Задание:

+9’+9-9o-10-9-8

Задание:

Сыграть гамму ля бемоль мажор, где используются оба овердро (на 7 и на 9 отрверстии):

-6’+6o+7-7o+8′-9+9-9o

Табы для губной гармошки. Behind Blue Eyes

·

  1. Behind Blue Eyes аудиопример (губная гармоника до мажор)
  2. Behind Blue Eyes. Минус для губной гармошки до мажор

Табы для губной гармошки

«Никому неизвестно, что значит быть плохим, быть печальным, скрываясь за голубыми глазами», — поёт Пит Таунсенд (Pete Townshend) — лидер группы «The Who» и автор композиции «Behind Blue Eyes», табы для губной гармошки к которой мы предлагаем разобрать.

Изначально песня была написана для рок-оперы «Lifehouse», но позже Таунсенд отказался от реализации проекта, занявшись альбомом “Who’s Next”. Именно на этом, пятом по счету альбоме, как сингл и была выпущена в 1971 году композиция “Behind Blue Eyes”, которая стала одной из самых известных песен в репертуаре английской рок-группы.

Несмотря на то, что у обоих фронтменов «The Who» — Пита Таунсенда и Роджера Долтри (Roger Daltrey) — голубые глаза, нельзя утверждать, что эта композиция является автобиографической. Ведь выражение “Behind Blue Eyes” («за голубыми глазами») в переводе означает также «прятать свои истинные чувства за маской довольства, говорить, что у тебя все хорошо, будучи переполненным боли».

Существует история о том, что после одного из концертов Таунсенда пыталась соблазнить фанатка, но он не поддался искушению, а полон раздумий вернулся один в свою комнату, где и родились строчки «Behind Blue Eyes».

Есть очень много интерпретаций лирики данной композиции, но основными её посылами остается то, что очень сложно противостоять окружающим соблазнам и что никто не знает, что на самом деле творится у тебя внутри.

Сам Пит однажды заявил, что это песня о том, «как одиноко быть влиятельным». Чувствуя большую ответственность и постоянное давление от высоких ожиданий окружающих людей, поклонников, ты не всегда можешь показывать истинные эмоции, и должен «скрываться за голубыми глазами».

Хотя не стоит забывать, что песня была написана для персонажа рок-оперы, и толковать её, отождествляя с состоянием исполнителя, будет не правильно.

Кавер-версию на композицию сделало множество исполнителей, но самую большую популярность, впрочем и по количеству критики, получила кавер-версия Behind Blue Eyes в исполнении группы Limp Bizkit.

Кстати, табы для губной гармошки и аудио пример, представленные в данном видео, как раз таки положены на аудио минус группы Limp Bizkit.

Оригинал композиции Behind Blue Eyes, а также известные кавер-версии вы можете прослушать здесь.

Для того чтобы представленные в видео табы для губной гармошки подходили под основную кавер-версию, исполненную группой Limp Bizkit, необходимо исполнять эту композицию на губной гармошке в тональности ре мажор.

Но для удобства обучения, в данном видео мы предлагаем аудио пример и табы для губной гармошки, исполненные на губной гармонике в ключе до мажор.

А также предлагаем аудио минус (прямо под видео) в нужной тональности, под который вы сможете разучивать эту композицию на гармошке до мажор, используя предложенные табы для губной гармошки.

Еще одним интересным фактом является то, что эта песня должна была стать главным саундтреком-заставкой сериала «Место преступления: Нью-Йорк» (CSI: NY), но взамен выбрали другую композицию группы «The Who» — «Baba O’Riley».

Если вы не знаете, как читать табы для губной гармошки, тогда рекомендуем вам нашу статью Как читать табулатуру для губной гармошки.

Урок 2-2

Тема урока: Обучение интонированию звукоряда диатонической гармоники.

Задание урока

  • Внимательно посмотрите урок.
  • Скачайте десять файлов приложения к уроку
  • Отработайте и запишите упражнения, сыгранные на  каждой дырке вашей гармоники под предоставленные файлы (играя одновременно со звучанием этих файлов), предварительно запустив соответствующий номеру дырки файл, пропевая и проигрывая звучащие ноты, попадая в унисон со звучанием нот файла
    • Пропеть и проиграть ноты для каждого приведенного файла на соответствующих дырках губной гармошки.
    • Записать 10 файлов. На записи в каждом файле:
      • 1 пустой такт для привыкания исполнителя к темпу
      • 4 такта (1 такт = 4 удара метронома) слушаем ноты, готовимся их петь
      • 8 тактов пропеваем ноты (произносим слог “Ма” на каждую ноту, в унисон)
      • 2 такта готовимся играть на гармошке – берем гармонику, проверяем постановку рук и амбушур
      • 8 тактов играем ноты на гармошке вместе с фортепьяно (мягкий старт каждой ноты – ее  выведение по громкости – додержание – смена дыхания без поддергивания)
      • 8 тактов играем ноты без сопровождения фортепьяно, ориентируясь и попадая в метроном (мягкий старт каждой ноты – ее  выведение по громкости – додержание – смена дыхания без поддергивания)

Губная гармошка. Правильное дыхание

·

Правильное дыхание – это самый важный элемент в игре на губной гармонике. Это основа! От дыхания напрямую зависит звук губной гармошки, скорость приобретения всех основных навыков игры на этом инструменте, от дыхания зависит срок жизни вашей губной гармоники и, что самое замечательное, вы и сами проживёте дольше, если научитесь правильно дышать.

Тип дыхания, который используется во время игры на гармошке, является самым правильным и здоровым.

Ему обучают йоги, этот тип дыхания используется во всевозможных лечебных дыхательных практиках и дыхательных гимнастиках, это лучшая профилактика болезней дыхательных путей, а также единственный естественный способ лечения астмы. Многие гармонисты констатируют, что сами того не замечая, неосознанно, полностью перестроились на такой тип дыхания и в обычной жизни, а не только во время игры на инструменте.

Приняв решение начать играть на губной гармонике, пообещайте себе: с самого начала, сознательно, контролировать и следить за своим дыханием, постоянно исправляя себя в процессе обучения игры на гармонике, и тогда процесс перехода на правильное дыхание пройдет достаточно быстро и легко. Со временем, возможно, вы даже будете утверждать, что стали правильно дышать, не прикладывая для этого особых усилий, неосознанно, сами по себе. Губная гармошка помогает быстрее перестроиться на правильный и здоровый тип дыхания, так как ее звук является «обратной связью» — ориентиром и подсказкой для вас – правильно ли вы дышите. Гармоника поистине творит чудеса!

Чтобы начать обучение правильному дыханию на губной гармонике предлагаем вам найти отправную точку, от которой вы будете двигаться дальше и улучшать свое дыхание. Для этого забудьте о всех способах «выдувания» и «всасывания» воздуха, которыми вы пользовались, пробуя играть на губной гармошке до сих пор.

Пунктом отравления должно быть ваше естественное спокойное дыхание, которым ваше тело пользуется во время обычных действий (без физических нагрузок).

Попробуйте «поймать» такое дыхание, например, при просмотре фильма, чтении книги, или этого самоучителя по губной гармошке

Не фокусируясь на губной гармонике и вашем дыхании, а полностью сконцентрировав свое внимание на телевизоре или книге, поднесите губную гармошку ко рту, достаточно глубоко и плотно обхватив первые три или четыре отверстия на гармошке ненапряженными мягкими губами, просто продолжайте делать то, что делаете: смотреть фильм, или читать, но дышать не носом, а ртом. Для этого выберите очень интересный фильм или книгу, только без откровенных сцен, а то за дыхание мы ваше тогда не ручаемся

Пусть вас не пугает, что звук гармошки, извлекаемый таким дыханием, очень тихий. Поначалу его вообще может не быть. В этом случае убедитесь, что губную гармонику вы плотно и глубоко обхватили губами, а также, что дышите только через рот

Самое важное – не форсировать выдох и вдох, а оставить его лёгким и свободным – так, как вы дышите в жизни. Подышите так минут 5-10, привыкните к ощущению, что вы не выдуваете и всасываете воздух, а именно дышите через свою гармошку

Вам необходимо дышать именно «тёплым» воздухом, каким вы зимой разогреваете руки, дыша на них, а не «холодным», который возникает во время того, когда вы дуете.

Рекомендуем дополнительные материалы по теме дыхания:

Разновидности губных гармоник

Если вы решили освоить этот музыкальный инструмент, то вам необходимо определиться с тем, какую гармонику нужно приобрести. Существует несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга. Чем? Давайте разбираться.

Диатоническая гармоника

Диатоническая губная гармоника является самой популярной разновидностью данного инструмента, потому что на ней можно играть музыку практически в любом музыкальном стиле. Звук ее очень насыщенный и «густой».

Диатоническая гармоника

Гармоника этого типа имеет диатонический строй без полутонов. Для сравнения можете представить себе фортепиано, клавиатура которого имеет только белые клавиши. Таким образом, нужно овладеть определенными техниками, чтобы достойно играть на ней. Диатонические губные гармоники имеют диапазон от 1 до 4 октав. Именно такой инструмент лучше всего подходит для обучения и просто идеален для исполнения блюзовой музыки.

Хроматическая гармоника

Хроматические губные гармоники, в отличие от диатонических, позволяют воспроизводить все 12 нот в октаве, включая полутона. То есть снова проводя аналогию с фортепиано, вы играете на всех клавишах – и черных, и белых.

Научиться играть на ней сложнее

Например, для игры сложных музыкальных произведений на хроматической гармонике важно иметь хороший навык игры на диатонической, музыкальное образование и уметь читать ноты с листа.

Хроматическая губная гармошка

В хроматической гармонике предусмотрена возможность только сольного исполнения всех нот гаммы в пределах трех октав (включая полутона). Именно возможность точного попадания в одиночные ноты сделала гармонику этого вида одним из любимых инструментов джазовых исполнителей.

Хроматические гармоники объединяют в одном корпусе две гармоники, переключение между которыми осуществляется использованием специальной кнопки, расположенной на одной из сторон инструмента. При вдувании воздуха в отверстия гармошки вы получаете чистые, полные ноты. Нажимая кнопку, вы перекрываете подачу воздуха на определенные каналы, включая полутона.

Блюзовая гармоника

Блюзовая губная гармоника обычно имеет десять отверстий, в каждое можно играть как на вдох, так и на выдох. На инструментах такого типа можно играть хроматически с помощью специальных приемов — передувов и бендов. 

Блюзовая гармоника

Тремоло-гармоника

Тремоло-гармоника имеет две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроенные относительно друг друга, за счет этого создается тремоло-эффект. На каждую ноту приходится два язычка, в результате чего звук получается более насыщенным.

Тремоло-гармоника

Эта губная гармоника довольно проста, и на ней очень легко научиться играть практически любому даже с минимальными музыкальными способностями. Но нужно помнить, данный вид довольно ограничен в возможностях, что связано с недостающими нотами. На тремоло-гармонике можно играть простые детские мелодии, русские и украинские народные песни, другие композиции.Тремоло-гармоника позволяет интерпретировать мелодии более эмоционально, создавая полновесное звучание.

Октавная гармоника

Октавная гармоника является разновидностью диатонической и представляет собой две звуковые пластины, звучащие одновременно и настроенные точно в октаву относительно друг друга. Это придает большую громкость и иной тембр звука.

Октавная гармоника

Басовая гармоника

В басовой гармонике каждое отверстие играет только на выдох, на каждую ноту приходится по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Басовая гармоника

Аккордовая гармоника

Аккордовая гармоника состоит из двух подвижно закрепленных пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Выбор губной гармоники

Если вы решили научиться играть на губной гармошке, то к выбору инструмента нужно подойти со всей серьезностью

Обозначим несколько моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе.

Тип губной гармоники. В первую очередь необходимо определиться, в каком стиле вы планируете играть и как часто будете музицировать. От этого зависит тип инструмента и его класс (ученический или профессиональный).

Материал язычков. Этот критерий напрямую влияет на долговечность инструмента. Например, компании HOHNER и SUZUKI используют в своих гармошках медные язычки, а компания SEYDEL впервые стала использовать в своих инструментах стальные язычки, которые дольше не расстраиваются и являются более долговечными.

Тональность. Губные гармоники бывают разных тональностей, начинающим музыкантам стоит выбрать инструмент в тональности «до мажор» (маркировка «C»), когда при вдувании воздуха в первые три отверстия гармоники вы получите аккорд «до мажор».Именно в этой тональности легче всего овладеть основными приемами и навыками, зато потом будет легко играть и на всех остальных. Стоит также отметить, что почти все самоучители игры на губной гармонике написаны по тональности «до мажор». Для исполнения блюзовой музыки предпочтительней инструменты с настройкой «ми и ля мажор» (маркировка «E» и «A» соответственно). Профессиональные исполнители используют несколько гармоник, каждая из которых имеет собственную тональность и лад, ведь даже самая продвинутая модель не способна обеспечить одновременно мажорное и минорное звучание.

Проверка инструмента. В магазине музыкальных инструментов необходимо проверить губную гармонику, «продуть» ее. Для этого можно использовать специальные меха, если таковые имеются в магазине. Проверьте каждое отверстие на вдох и на выдох, убедившись, что все ноты звучат

При этом обращайте внимание на возможные дополнительные звуки в виде звона и свиста. Также на низких тональностях язычки могут биться о крышку губной гармошки и с характерным звоном.

Качество изготовления. Благодаря огромной популярности и доступности губные гармошки зачастую имеют низкое качество, их можно встретить практически везде как сувенир или детскую игрушку

Поэтому лучше выбирать губную гармонику в магазинах музыкальных инструментов. Например, такие производители, как HOHNER (Германия), STAGG (Бельгия), SUZUKI (Япония), выпускают широкий ассортимент качественных губных гармошек: от самых простых (ученических) до элитных моделей из благородных пород древесины и прочного металла. При этом ученические модели отличаются от профессиональных в основном используемыми материалами.

Форма накладок. Если вам нужна гармошка, которая будет удобна при вашем стиле игры, то стоит подумать о форме накладок.Например, накладки у гармоник «LEE OSKAR» и «HERING BLUES» хорошо подходят для блокирования языком, а у гармоник «GOLDEN MELODY» и «SUZUKI» – губами.

Громкость. Громкость инструмента определяется формой накладок, временем отклика и воздухопроницаемостью. Меньшей воздухопроницаемостью обладают гармошки с пластиковым корпусом. Характеристики древесины же постоянно меняются из-за колебаний температуры и влажности.

Итак, инструмент приобретен. Что же дальше? Нужно научиться играть.

Полезные советы и общие рекомендации для начинающих

В начале своего пути все новички совершают одинаковые ошибки, которые тормозят и мешают прогрессу. Вы можете избежать их, если ознакомитесь со списком и будете следить за собой.

Начинать необходимо от простого, а затем постепенно переходить к сложному.
Игра должна доставлять радость

Нельзя переутомляться и заниматься через силу.
Важно бережно относится к музыкальному инструменту.
Нельзя гнаться за количеством взамен качеству.. За счет терпения и регулярных занятий можно достичь высокого профессионализма в игре на губной гармошке

Поспешность только заведет в тупик и отобьет всякое желание продолжать

За счет терпения и регулярных занятий можно достичь высокого профессионализма в игре на губной гармошке. Поспешность только заведет в тупик и отобьет всякое желание продолжать.

Губная гармоника – это один из немногих музыкальных инструментов, которым вполне реально овладеть без специального обучения. Для этого нужно обладать достаточно хорошим слухом, и чаще тренироваться и играть. Изучайте разные методики игры, экспериментируйте со звуком, и разучивайте новые мелодии. Носить гармошку можно даже в кармане, так что в любую свободную минутку можно тренироваться.

Аккорды и приемы игры

Аккорды – это несколько нот, звучащих одновременно. На губной гармошке аккорды берутся за счет вдоха или выдоха не в одно отверстие, а сразу в несколько. При этом нужно учитывать, что игра только аккордами практически не используется.

Трель – это быстрое чередование двух духовых отверстий. Изначально трель появилась, как подражание птичьему пению. Для исполнения трели на гармонике нужно энергично перемещать инструмент между губами вправо-влево. При этом приеме можно двигать головой, главное, чтобы было четкое чередование двух звуков с одинаковым временным интервалом.

Глиссандо – это скольжение от ноты до ноты, часто на большом расстоянии друг от друга. Данный прием регулярно используется в джазовой музыке. Звучит глиссандо эффектно и исполняется достаточно просто: нужно выбрать ноту, с которой планируется начало и затем резким движением переместить инструмент вправо или влево.

Тремоло – еще один прием, схожий по своему звучанию с трелью, только в этот раз игра идет не с разными звуками, а с громкостью. Гармошка держится в левой руке за «заднюю» часть инструмента. Правая рука в это время максимально закрывает инструмент сверху, ладони рук должны быть прижаты друг к другу. При отклонении ладони правой руки назад происходит изменение звука.

Бенд – прием, с помощью которого можно повысить или понизить ноту. Прием трудный, если он не получается сразу – не стоит расстраиваться. Для изучения бенда нужно поэкспериментировать с углом струи воздуха, попадающего в отверстие инструмента. Обычная нота берется при условии, что поток направлен прямо. Бенд – это воздух, идущий по диагонали. 

Блокировка языком – наиболее сложная техника звукоизвлечения, поэтому приступать к ней лучше всего, когда вы сможете научиться играть на губной гармошке очень хорошо. Данный метод игры помогает быстро и точно перемещаться между отверстиями и гарантированно попадать в них, не задевая соседние. Суть техники tongue blocking заключается в том, чтобы закрыть языком два левых отверстия (если брать аккорд, то три). В результате получается звук, похожий на бульканье, как призвук

По-прежнему важно следить за чистотой каждого одиночного звука. 

И желаем успехов каждому, кто решит научиться играть на губной гармошке. Несмотря на простоту освоения, все же потребуется потратить некоторое время в самом начале пути, а уже дальше вы легко сможете овладеть этим небольшим духовым инструментом с красивым звучанием. 

Автор текста: Николай Емцев

Отредактировано: харпер Алекс Соловьев, артист Hohner

Рекомендуем: Интервью с Алексом Соловьевым

Эффекты вау-вау и тремоло на губной гармошке

·

Три способа создания резонаторной камеры руками:

  • Лодочка.
  • Чаша.
  • Профессиональный.

Раз вы уже научились, как правильно держать губную гармошку, а также играете одиночными нотами на гармонике, пора научиться играть основные эффекты на губной гармошке, которые делаются при помощи рук.

Эффект «вау-вау» (англ. wah-wah).

Название говорит само за себя. При помощи этого эффекта вы сможете издавать звуки на губной гармошке, похожие на произношение звуков «уау», «вау». Гитаристы для этого используют специальную примочку, которая тоже называется эффект «вау-вау» или просто — «квакушка».

1) Для того чтобы научиться воспроизводить этот эффект, необходимо создать ладонями резонаторную камеру. Постарайтесь минимизировать количество щелей между ладонями, чтобы эта камера была герметичной, на сколько это возможно сделать. Теперь вам надо приловчиться открывать вашу камеру, причем так, чтобы это была не маленькая щель, а полноценное отверстие, через которое будет выходить звук.

2) Важно, чтобы ладони открывались не во все стороны, а только в одном направлении – в сторону слушателя. Следите за тем, чтобы поверхность вашей резонаторной камеры, которая повернута к вам – ни капельки не открывалась, иначе звук будет рассеиваться в разные стороны, а ведь вы его четко должны направить в сторону слушателя

3) Еще один важный пункт: сначала надо начать воспроизводить какую-то ноту на губной гармошке, а уже потом открывать руки, то есть сначала наполняем звуком нашу резонаторную камеру, а затем быстро приоткрываем ладони и позволяем звуку выйти наружу. Если начинать играть ноту и одновременно открывать резонаторную камеру, то эффект будет минимальный, либо его вообще не будет.

Лучше всего поначалу тренировать эффект «вау-вау», стоя в углу (почти впритык) так, чтобы лучше слышать себя, ведь вы направляете звук наружу от себя, а многим людям сложно бывает услышать, получается ли у них данный эффект, когда звук направленный наружу. Стоя в углу, звук, который будет отбиваться от стен, будет вам хорошо слышен.

 Эффект тремоло.

По сути, эффект тремоло – это быстрый эффект «вау-вау»

Но здесь уже не так важно плотно закрывать вашу резонаторную камеру. Более того, вы можете правой рукой даже не прикасаться к левой, а просто быстро очень близко подносить и забирать правую ладонь – эффект все равно будет слышен

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.

Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4, на каждой ноте делая по одному эффекту вау-вау.

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.

Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4, на каждой ноте делая по два эффекта вау-вау.

Цель:

Научиться делать эффект тремоло непосредственно во время игры.

Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4 с  эффектом тремоло.

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.

Сыграть музыкальную фразу: -3+4-3-4 _ _ _+4-3-2, на каждой ноте делая по одному эффекту вау-вау.

Нижнее подчеркивание — это повторяющийся эффект вау-вау на той же ноте.

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.

Сыграть музыкальную фразу -3_+4-3-4_ _ _ _+4-3-2, делая эффект вау-вау в указанных местах. В остальное время резонаторную камеру, созданную руками, держать закрытой.

Нижнее подчеркивание — это эффект вау-вау.

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно в контексте игры музыкальных фраз.

Сыграть музыкальную фразу -2-3-4+5+6_ _ _ _ _ _ _, делая эффект вау-вау в конце музыкальной фразы. В остальное время резонаторную камеру, созданную руками, держать закрытой.

Нижнее подчеркивание — это эффект вау-вау.

Цель:

Использовать эффект вау-вау и тремоло во время игры одной из выученных Вами мелодий, причём вставляя эффекты руками именно там, где Вам хочется, чтобы они прозвучали.

Техника игры на губной гармошке

Чтобы играть на губной гармонике, вам необходимо овладеть тремя основными техниками постановки языка и губ: свистом, u-образной блокировкой и блокировкой языком.

Правильное положение рук при игре на гармонике

  • Самая простая из них – техника свиста, с нее обычно и начинают учиться, но она является ограничивающей. При такой технике игры необходимо сжать губы так, как вы это делаете при свисте, затем задержать губы на одном отверстии в гармошке и направить туда поток воздуха.

  • При технике U-блокировки нужно свернуть свой язык в букву U (трубочкой), когда левая и правая стороны языка блокируют крайние отверстия.

  • При блокировке языком необходимо использовать язык и губы. Это самая популярная техника, так как позволяет легко перестроиться с ноты на аккорд.

Музыкант должен держать гармонику именно так

Новичку занятия лучше начинать с медленной игры аккордами и придерживаться при этом диафрагмального дыхания. Затем можно переходить к мелодиям, которые лучше «снимать» на слух с записей профессионалов. Крайне полезным будет выучить несколько мелодий по нотам, играть под минусовку, записывать и прослушивать собственную игру. Выбирайте, учитесь, играйте, и у вас все обязательно получится!

Выбор инструмента

Чтобы приступить к занятиям, в первую очередь, вам потребуется выбрать губную гармошку, или гармонику, как правильно называется этот инструмент. Существует две разновидности гармоники: диатоническая, с более узким звуковым диапазоном, и хроматическая – полная по звучанию гармоника, на которой можно играть в любой тональности.

Если вы не планируете исполнять композиции в блюзовом окрасе, то начинать лучше с диатонической гармошки с десятью отверстиями. К тому же цена такого инструмента не слишком высока. Из исполнителей вы можете послушать Литтла Уолтера и Сонни Бой Вильямсона. Диатонические губные гармошки часто кастомизируют, и на них играют с передуваниями – это техника, похожая на бенды, только наоборот. Про приемы игры на губной гармошке читайте в статье ниже. На ней играют сложную музыку, джаз, фьюжн и т.д. Кастомизированные гармошки значительно выше в цене. 

Рекомендуем: Лучшие блюзовые исполнители всех времен и народов

Также в блюзе используют хроматические губные гармошки. Обычно харперы играют в нескольких позициях с похожим ощущением инструмента, как, например, в 3-й позиции на диатонике звук более напряжённый. Если вы предпочитаете исполнение более сложной музыки, другого темперамента, то отдавайте предпочтение хроматической гармошке. Вам понравится музыка Стиви Уандера и Тутса Тилеманса.

Использование хроматики происходит так же, как на клавишах фортепиано. Во время игры на хроматической губной гармошке не получится использовать приемы, подходящие для диатонической. Если говорить о стоимости, то ее приобретение обойдется вам дороже.

Блюзовая губная гармоника