Первые уроки игры в шахматы

Содержание

Важность начала партии

Разнообразный дебютный репертуар — атрибут всех успешных игроков. Базовые перемещения фигур описываются несколькими шахматными терминами. Их расшифровка приведена в таблице.

Термин Пример ходов Описание
Начало 1.е4, 1.g3 и другие Первый ход, совершаемый белыми
Дебют 1.Kf3-d5 2.g3 (дебют Рети), 1.Kf3-d5 2.b3 (дебют Нимцовича) Второй ход белых, определяющий дальнейшее расположение фигур на доске
Партия 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. d2-d4 (Шотландская партия) Третий ход белых, который определяет ответные действия черных
Защита 1. e2-e4 c7-c5 (Сицилианская защита) Становится результатом идейного замысла черных, которые вынуждены защищаться от атаки белых
Гамбит 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 (Королевский гамбит) Общее название для дебютных построений, по ходу которых один из игроков жертвует свой материал для получения тактического преимущества

Правила турниров

Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.

Тронул – ходи

Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.

Часы и Таймеры

Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:

  • Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
  • Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
  • Ограничение по времени уточнять перед началом партии.

Это основные правила того, как играть с контролем времени.

Как научить ребенка играть в шахматы

Чтобы научиться играть в шахматы детям, нужно идти от простого к сложному, без спешки, обучение должно проходить в формате игры, это не должен быть изнурительный труд. Запаситесь терпением

Шахматы это один из самых эффективных способов развивать – внимание, концентрацию, усидчивость, повысить мозговую активность и интеллект. 

Для начала пускай ребенок усвоит основы, если его заинтересует игра, прогресс будет идти очень быстро. Если в начале вы будете поддаваться, чтобы поддерживать интерес, то потом будете вынуждены играть на пределе своих возможностей. Главное не торопите события, шахматы это всего лишь игра, помните и запаситесь терпением.

Как правильно играть в шахматы?

Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.

Давайте рассмотрим пример:

В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.

Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной — короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» — x.

Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:

  1. Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход — одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
  2. Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу — возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.

При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру — ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход — не прикасайтесь к фигуре.

Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.

Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .

5 способов, как научиться играть в шахматы взрослому: когда возраст не помеха!

  1. Смотрим лучшие видеоуроки в Сети, чтобы научится играть в шахматы:

    • The Chess Website.

      Прелесть этого канала в том, что здесь учат играть в шахматы так, как будто разговаривают с первоклассником – все предельно просто;

    • iChess.net.

      Вдохновит осваивать азы игры даже тех, кто начинал, но быстро «сдулся»;

    • «ШахМатКанал».

      Канал устраивает шахматные онлайн-поединки всех желающих с блогерами. В конце каждой партии обязательно проводиться «разбор полетов» — кто, где и в какой момент игры «натупил».

  2. Играем онлайн.

    Самым «козырным» среди и опытных, и начинающих считается портал Chess.com. Но начинающему шахматисту подойдут и обычные шахматы, «встроенные» в компьютер или ноутбук.

    Это же «вечная тема», как пасьянс «Косынка» или «Змейка», так что не увиливайте от занятий.

  3. Научиться классно играть в шахматы и «давить» соперников интеллектом помогут хорошие книги:

    № п/п Название книги Автор
    1 «Сборник шахматных комбинаций» С. Д. Иващенко
    2 «Учебник шахматной игры» Х. Р. Капабланка
    3 «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха
    4 «Моя система» А. И. Нимцович
    5 «Стратегические приёмы в шахматах» А. И. Терехин
    6 «По следам дебютных катастроф» Я. И. Нейштадт
    7 «Переход в эндшпиль» Ю. Разуваев, Г. Несис
    8 «Шахматы как модель жизни» Г.Каспаров
  4. Что ж вы зря новый смартфон купили? Пора научится играть в шахматы с помощью бесплатных приложений для мобильного телефона:

    • «Stockfish Chess»;

    • «DroidFish Chess»;

    • «Chess Light»;

    • «Play Magnus — шахматы»;

    Все они помогут не просто не умереть от скуки в очереди в супермаркете или в ожидании рейса в аэропорту, но и немного расшевелить ваше серое вещество.

  5. Если вы не совсем закостенели в своей взрослости и «сурьезности», то также можете брать уроки у частного преподавателя или того, кто уже освоил игру в шахматы.

    И не надо стесняться: автор статьи лично знает взрослого 45-летнего мужчину, который решил осуществить свою мечту – научиться играть на саксофоне.

    Он упросил учителя детской музыкальной школы заниматься с ним индивидуально и очень скоро стал настоящей звездой корпоративов на своей на работе.

    А должность у Олега, надо сказать, «нехилая» — начальник юридического отдела в крупной строительной фирме.

Чесифай: сканер, анализ, игра

Приложение может просканировать позиции на шахматной доске с другого устройства или носителя: экрана компьютера, планшета, телефона или фотографии, книги. Для анализа игры предлагают несколько движков (в основном, они отличаются по скорости). Можно посмотреть, как отсканированную партию проигрывает компьютер – так можно увидеть возможные сильные ходы. То есть программа даст вам подсказки для реальной игры с соперником. 

Здесь можно и сразиться с компьютером, причем не только загрузить новую партию, а продолжить ту, что вы просканировали. На выбор – 5 уровней, от новичка и любителя до профессионала и гроссмейстера; цвет шахмат и счетчик времени. 

Для тех, кто хочет научиться шахматам, отличная возможность анализировать любые варианты игры, учиться видеть ходы для себя и предугадывать планы соперника. Еще тут есть шахматные часы на одного и двух игроков. База данных с отсканированными досками. 
Оценки: по 4,5 поставили за геймплей и графику, 4,4 за управление.

Скачать для Android. 
 

Немного истории

Как гласит наиболее распространенная версия, предтечей шахмат являются игры чатуранга и шатранж. Игра чатуранга предполагала использование игральной кости, но имела практически идентичные фигуры, но без ферзя.

Шатранж не использовал игральные кости и являлся практически идентичным современным шахматам, но некоторые фигуры ходили по-другому по сравнению с современными шахматами.

Появление ферзя в составе шахматных фигур

Наиболее интересной в истории шахмат является, пожалуй, эволюция ферзя, которого изначально вообще не было на шахматной доске. Ведь шахматные фигуры представляли собой символы существующих войск, но ферзь не мог символизировать отряд кавалерии или слонов.

Ферзь, вероятнее всего, появился в Средневековье и изначально не был такой мощной фигурой, но потом приобрел теперешнее значение, вполне возможно по политико-историческим причинам. Вспомните, какое значение в средневековье имели разные кардиналы, тайные советники и подобные фигуры, которых на шахматной доске, собственно, и олицетворяет ферзь.

Рекомендации для начинающих шахматистов

Правила расстановки фигур являются первым шагом для каждого начинающего шахматиста. Изучить все нюансы нужно перед изучением способов перемещений единиц, общих принципов игры. Есть несколько рекомендаций опытных шахматистов, которые пригодятся каждому новичку, помогут быстрее усвоить секреты игры, не допускать ошибок:

  • при установке доски нужно помнить, что крайнее правое положение должна занимать белая клетка;
  • можно устанавливать главные фигуры в любой последовательности, ферзь обязательно должен занять клетку своего цвета;
  • на этапе подготовки следует внимательно изучить ценность каждой фигуры, чтобы избежать неоправданных потерь;
  • обязательно нужно запомнить обозначение фигур, символику, правила определения адреса поля для изучения литературы, грамотной записи ходов.

Одним из привлекательных качеств этой игры являются неограниченные возможности в выборе тактики, стратегии, возможность вырабатывать свои комбинации. Однако на первых порах не стоит рассчитывать на свои математические способности. На первый взгляд шахматы могут показаться простой игрой из-за конкретных правил. Однако каждый новичок быстро убеждается в том, что эта игра обладает высокой сложностью.

Начинающим шахматистам необходимо выделить время для изучения литературы, в которой содержатся рекомендации по тактике и стратегии, детально разбираются традиционные партии. Это позволит быстрее понять особенности игры. Новичок, внимательно изучивший знаменитые дебюты, вряд ли допустит промах, получит простой мат в три хода. Позже придет умение, начнут вырабатываться собственные варианты, комбинации, которые помогут поставить в тупик даже опытного мастера.

Как научить правилам игры в шахматы

Чтобы ребенок начал играть с нуля, необходимо разъяснить ему правила игры в шахматы. Он должен знать, что нарушать их запрещено. Производить ознакомление следует постепенно, родитель обязан сам играть и иметь неплохие знания шахмат. В самом начале нужно рассказать о доске:

  • На игровом поле присутствуют 64 клетки черного и белого цветов.
  • Располагают доску так, чтобы квадрат черного цвета находился в нижнем углу слева по отношению к игроку.
  • Доска пронумерована по горизонтали от 1 до 9 и имеет буквенные обозначения по вертикали от A до H.

Следующим шагом необходимо подать информацию о шахматных фигурах, дать определение, рассказать, как они могут ходить:

  • Армия каждого игрока состоит из 16 фигур, из которых 8 – это обычные пешки (солдаты).
  • Фигуры могут передвигаться по шахматной доске, съедая фигуры противника.
  • Пешки. Маленькие солдаты, которых много. Ходят на одну клетку вперед, но в начале партии могут переместиться на две позиции. Убивают противника вперед по диагонали, а в том случае, когда пешка дошла до противоположного края доски, она превращается в любую другую фигуру.
  • Ладья. Располагается на крайней клетке ближнего к игроку ряда. Ходит и бьет только по горизонтали и вертикали на любое число квадратов.
  • Конь. Занимает следующую позицию после туры. Ход конем осуществляется буквой «Г» – на две позиции вперед и на одну вбок или на одну клетку вперед и две вбок. Может перескакивать через свои и чужие фигуры.
  • Слон. Может перемещаться только по диагонали. Один офицер ходит по черным клеткам, другой по белым.
  • Ферзь. Самая сильная фигура, которая может ходить и бить противника в любом направлении. Размещается в начале игры возле короля на клетке, соответствующей ее цвету.
  • Король. Главная фигура шахматной партии. Может ходить в любом направлении, но только на одну клеточку. Короля нельзя съесть, можно только окружить и лишить хода, поставив мат.

Чтобы ребенок быстрее запомнил фигуры, можно в конце игры делать специальное упражнение. Малыш отворачивается, а взрослый прячет одну из фигур за спиной. После этого он обязан сообразить, какой фигурки не хватает на шахматной доске. Также хорошо помогают запомнить правила игры видеоролики и мультфильмы тематической направленности.

Шахматы с подсказками для начинающих

Условия игры «Шахматы с подсказками» для начинающих детей и взрослых равны. Каких-либо возрастных ограничений нет. И это выделяет столь мудрый и старинный интеллектуальный поединок среди всех прочих.

Шахматы – одно из самых интеллектуальных развлечений, придуманных когда-либо человеком. Один поединок может длиться до нескольких часов и включать миллионы разных комбинаций, которые приведут игрока к победе. На сегодняшний день и каждый ребенок сможет представить себя знаменитым шахматистом и поиграть в столь увлекательную игру. И сделать это можно, даже если он абсолютно не знает ее правил и у него нет соперника. Ведь в таком поединке будет участвовать сам компьютер.

Само собой, одержать победу над электронным противником будет непросто, но реально. Тем более что у игрока будут подсказки, появляющиеся при нажатии на определенную фигуру. Они показывают все возможные ходы, которые могут совершить шахматы

Но, помимо подсказок, нужно будет терпение и внимание, которое даст уловить все хитрости соперника. Для игры в шахматы нужно использовать мышку

При потере фигуры из своего войска она автоматически станет перемещаться в левую сторону экрана. Так что всегда возможно увидеть и свои потери, и потери соперника.

Гроссмейстеры уже продолжительное время не стремятся победить устройство, но применяют его в качестве незаменимого помощника для подготовки к поединкам с другими людьми.

Наилучший вариант — это состязаться с теми, кто несколько опытнее вас. Так игрок станет обучаться у соперника и, в то же время, оказывать ему серьезное сопротивление. Но если играть против заведомо более сильного шахматиста, то шансов на победу не будет вовсе, и это лишь убьет интерес к игре. На первом этапе есть смысл играть партии с длинным контролем: по 30 минут или хотя бы по 15 минут с добавлением 5-10 секунд на ход.

Одноходовки

Интерфейс очень простой. Сразу попадаете в игру, решаете задачу – нужно поставить мат в 1 ход. Всего упражнений тут 150, на каждое дается семь попыток. Правильный ход подсвечивает зеленым, неправильный – красным. Здесь нет подсказок, а задачи попадаются нелегкие, над некоторыми придется подумать не одну минуту.

В приложении всего три кнопки: настройки, информация, следующая задача. В информации прописаны ваши результаты. В настройках можно включить блокировку экрана с помощью игры – выбираете, сколько задач нужно решить, чтобы разблокировать телефон, устанавливаете число попыток, временной интервал до блокировки. 

Скачать для Android. 
 
 

Лучшие самоучители по шахматам

В настоящий момент существует большое количество самоучителей и пособий для игры в шахматы. Мы решили выбрать для вас достойные материалы, которые в самом деле принесут пользу, позволят овладеть теорией и необходимыми навыками, помогут решать типовые задачи на шахматной доске. Вот лучшие самоучители по шахматам по мнению редакции (переходите по ссылкам в описании, чтобы скачивать книги):

Авербах, Бейлин. «Путешествие в шахматное королевство»

Хорошо структурированное пособие для начинающих, которое особенно понравится детям. Материал изложен просто и доступно. Помогает быстро овладеть теорией и необходимыми знаниями, чтобы сразу их применить на практике. Есть раздел, посвященный истории шахмат. Самоучитель подойдет для самостоятельного овладения искусством шахматной игры.

Василий Панов. «Первая книга шахматиста»

Эта книга является одним из лучших пособий для новичков и игроков среднего уровня. Удобство изучения материала дополняется наглядными графиками и диаграммами. У постигающего искусство игры формируется правильное понимание логики. Попеременное сочетание текста с рисунками делает усвоение материала удобным, эффективным и увлекательным.

Фишер, Гуфельд. «Бобби Фишер учит играть в шахматы»

Эта книга состоит из двух частей. Первая посвящена самому знаменитому шахматисту, игра которого вызывает восхищение, а вторая погружает в саму суть и правила шахмат. Пособие написано в соавторстве. Его можно использовать в качестве учебника для начинающих.

Александр Котов. «Как стать гроссмейстером»

Когда игрок овладеет игрой в шахматы на начальном уровне и решит продвинуться дальше, ему стоит познакомиться с книгой Александра Котова «Как стать гроссмейстером». Автор книги сам выдающийся шахматист середины XX века и талантливый писатель. Он был очень неординарной личностью, и это нашло отражение в пособии. Данный самоучитель формирует у читателя особый взгляд на игру, как на определенную систему, где происходит взаимодействие ее элементов.

SkillBox

154 комплекса по освоению профессии, 339 курсов по приобретению конкретных навыков, 7 программ бакалавриата и магистратуры – ассортимент предложений платформы Skillbox, находящейся в авангарде отечественного онлайн-образования. Сотрудники сервиса внимательно отслеживают пользовательские запросы, поэтому тема обзора нашла отражение сразу в нескольких кейсах.

5-месячный онлайн-комплекс по шахматным основам будет интересен клиентам разной степени готовности. Неофиты познакомятся с правилами и стратегией, получат представление о профессиональном этикете, отработают ключевые приёмы, примут участие в студенческих соревнованиях. Любители под руководством наставника изучат новые дебюты и научатся реализовывать игровое преимущество. Опытные пользователи повысят свой уровень, проработав эксклюзивные многоходовки и решив сложные задачи. Программа состоит из двух блоков: «с нуля» и «middle», каждый из которых можно проходить как в рамках данного комплекса, так и отдельно.

8 с половиной месяцев – продолжительность онлайн-курса «Шахматы с нуля до PRO», где к модулям вышеназванного кейса добавлен и раздел для продвинутых игроков. На индивидуальных и коллективных занятиях у студентов будет возможность разобраться в приёмах и тактиках, научиться анализировать ход партии и держать уровень на протяжении всей игры. В качестве итоговых проектов значится участие в турнире на официальный рейтинг FIDE Online Arena, решение авторских задач от гроссмейстера на розыгрыш различных типов дебютов и эндшпилей, отработка тактики использования преимущества и создание собственного дебютного репертуара.
 

Что такое шахматная доска

Игровое поле или шахматная доска представляет собой плоскость, разбитую на одинаковые квадратные клетки (поля). В традиционной игре размер доски ограничен: она состоит из 64 клеток, расположенных одинаковыми рядами по 8 клеток в каждом. А вот математики в своих задачах могут использовать шахматную доску любого размера, даже бесконечную.

Сколько клеток на шахматной доске?

Поскольку мы говорим о классических шахматах, на нашей шахматной доске всегда будет ровно 64 клетки

Важно знать, что в зависимости от контекста шахматным полем может называться как вся игровая плоскость, так и отдельная ячейка

Черные и белые поля на шахматной доске

Игровые поля окрашены в два типа цветов: темные и светлые. Это могут быть сочетание темно-коричневых и светло-золотистых клеток, черных и белых, шоколадных и светло-бежевых. В электронных вариациях цвета могут быть любыми, обязательно лишь сохранение контраста светлого и темного. Светлые и темные поля чередуются через одно. Такое расположение в честь самой игры получило название «В шахматном порядке».

Вертикали, горизонтали и диагонали

Клетка на доске — основная единица игрового поля. Совокупность из восьми клеток — ряд, который в зависимости от расположения на доске называют вертикальным («вертикаль») или горизонтальным («горизонталь»). Горизонтальным рядам присваиваются номера от 1 до 8, а вертикальные принято обозначать буквами латинского алфавита от A (a) до H (h). Таким образом появляется возможность дать каждой клетке уникальный адрес (номер), состоящий из цифры и буквы. Позиция клетки определяется сочетанием номера горизонтального и вертикального ряда, на пересечении которых располагается ячейка: a1, d6, e8 и так далее. Если рассматривать шахматное поле в целом, можно найти общее с обычной системой координат, в которой по осям располагаются шахматные клетки (поля).

Шахматы с часами

Для того, чтобы сделать турниры более интересными и немного разнообразить данный спорт, было придумано использование временных ограничений в партиях. Такие партии предполагают наличие некоторого общего количества минут, которые игрок может использовать по собственному усмотрению.

Строго говоря, в любом спортивном шахматном соревновании используются часы и контроль времени, но для простого матча ограничение по времени является весьма условным, так как на первые 40 ходов дается пара часов и час — на следующие 20.

Помимо этого, могут использоваться различные прибавки времени. В общем, для современных профессиональных шахмат ситуации с выигрышем по времени наблюдаются нечасто, хотя и могут фиксироваться.

Совершенно по-другому дела обстоят, если речь идет о турнирах с ограничением по времени.

Две самые популярные разновидности таковых рассмотрим далее:

  1. Рапид. На партию каждому игроку предоставляется полчаса. Таким образом, на ход игрок имеет примерно минуту-полминуты.
  2. Блиц. Каждый игрок имеет только пять минут на партию, поэтому тут многое может решить нехватка времени. Такие соревнования имеют свою специфику и требуют особенной подготовки. Как правило, в блиц-турнирах игроки проводят между собой сразу серию блицевых матчей по 10-12 игр, которые выполняются подряд.

 
Как для профессионального шахматиста, так и для опытного любителя требуется уметь играть по времени.

Безусловно, если рассматривать только теоретический аспект шахмат, то вполне возможно вести и длительные шахматы, но, если рассматривать шахматы как спорт, который требует концентрации и волевых усилий, то временное ограничение является неотъемлемой частью соревновательного процесса.

 
Прочтение данного материала позволит вам составить начальное понимание шахматной игры и узнать некоторые интересные особенности. Надеемся, эти сведения были для вас полезными.

Занимайтесь шахматами и развивайтесь!

Как ходят шахматные фигуры?

Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:

Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.

Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.

Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.

Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.

Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали — то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.

Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение — стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.

Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.

Кто как ходит

Итак, пехота, она, конечно, царица полей, но больно медленная. Пока построятся, передислоцируются, окопаются. Это потом – ура! И в бой.

Здесь точно так же. Пешка ходит только вперед и только на одно поле. Исключением является начало движения. Можно перескочить и сразу оказаться на 4-й и 5-й горизонтали соответственно. Атакует она только наискосок. Если дойдет до противоположного конца доски, превращается в любую фигуру, кроме короля. Вот такой скрытый потенциал.

А вообще, в умелых руках и с наметанным глазом, пешками можно сделать очень многое!

Схожим образом двигается и король. Он у нас особа царственная, ему спешить не пристало. Поэтому только одна клетка, господа, правда, в любую сторону. Исключением является долгая рокировка, но об этом позже.

Как научиться играть в шахматы, если не знать, что конь всегда ходит буквой «Г»? Малышей обычно учат присказке – «скок, скок и в бок», то есть 2 поля прямо и одно в сторону. Присмотритесь к рисунку, на нем кавалерия изображена внизу.

Самый сильный герой этой стратегии – ферзь. Советник, визирь, серый кардинал. В его руках вся власть в государстве. Поэтому и полномочия наивысшие. Он спокойно ходит в любую сторону на неограниченное количество клеток. Гляньте на чертеж, выше на странице. Корона на нем обозначает ферзя.

Слон, он же офицер, достаточно экстравагантный персонаж. Он может двигаться только по диагонали, причем исключительно того цвета, на котором стоял в начале игры. По силе он сравним с конем, правда, немного быстрее в плане реакции. Пока тот допрыгает зигзагами, слон уже все закончит.

Ходы фигур[]

  • Король — за исключением рокировки передвигается со своего поля на одно из свободных смежных полей, что не находится под ударом фигур соперника. Рокировкой называется переход короля через одно поле с одновременным движением ладьи на это поле, выполняется за один ход (короля). Рокировка выполняется следующим образом: король перемещается по горизонтали на две клетки. Ладья при этом устанавливается на поле, которое пересёк король, а король оказывается за ладьёй, с которой он сделал рокировку. Рокировка окончательно невозможна, если король во время партии двигался. Также рокировка невозможна с ладьёй, которая уже двигалась. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором находится король или поле, которое он должен пересечь или занять, находится под ударом фигуры соперника. Также рокировка невозможна, если на горизонтали между королём и соответствующей ладьёй есть другая фигура — собственная или фигура соперника.
  • Ферзь — ходит по вертикалям, диагоналям и горизонталям, на которых она находится.
  • Ладья — ходит по вертикалям и горизонталям, на которых она находится.
  • Слон — ходит по диагоналям, на которых он находится.
  • Конь — ход конём складывается из двух перемещений:на одно поле по вертикали или горизонтали, затем удаляясь от исходного поля на одно поле по диагонали. Для более простого представления его ход напоминает букву «Г». Конь может перескакивать через фигуры, стоящие на его пути, а именно на клетках ножки воображаемой буквы «Г».
  • Пешки — передвигаются на одно поле только вперёд, за исключением взятия. Со стартовой позиции пешка может пойти как в одну, так и на две клетки. Пешка может взять любую фигуру соперника, которая расположена впереди неё на одну клетку по диагонали. Если пешка делает первый ход сразу на две ячейки и после хода оказывается в одной горизонтали рядом с пешкой соперника, то она может быть взята этой пешкой; тогда последняя переходит на поле, через которое перешла сбитая пешка. Это взятие называется «Взятие на проходе». Оно может быть осуществлено только сразу после того, как соперник сделал такой ход. Любая пешка, достигающая крайней горизонтали, должна быть заменена тем же ходом на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета, что и пешка.

Шаг 2. Найдите преподавателя

Можно обучаться игре в шахматы самостоятельно по книгам и видеоурокам, но вначале будет трудно «считывать» тактику соперников на доске и разрабатывать собственную. Опытный наставник способен за час объяснить то, до чего вы сами будете додумываться несколько дней.

Где взять преподавателя?

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть два курса по шахматам: для начального уровня и для продвинутого, по 30 занятий и 50 интерактивных задач в каждом.

Секретами мастерства с учениками делится кандидат в мастера спорта по шахматам, обладатель тренерской лицензии «С» Немецкой шахматной федерации Алексей Ерофеев.

Шахматные курсы не входят в базовую программу «Экстерната Фоксфорда», но ими можно дополнить свой образовательный маршрут.

Теория игры

Вы все еще спрашиваете, как научиться играть в шахматы? Не торопитесь. После того, как будет освоена база, переходим к более глубоким познаниям. Без них вам гарантированно обеспечен провал на этом поприще.

А теории очень много, тем более что всю ее придется прорабатывать на практике. Разделов мало, но накопленной информации – море!

Итак, существует деление партии на три части. Дебют – начало, миттельшпиль – середина и эндшпиль – конец. Каждую из них изучают отдельно, а после в игре стараются разыграть знакомую ситуацию.

Второй раздел – как взаимодействуют фигуры. От простых (атака, поддержка, ограничение, перекрытие) до сложных тактических и виртуозных стратегических сюжетов. Последние начинаются в дебюте, а понятными могут стать только в эндшпиле.