Гаммы и аккорды
Музыку сочиняют талантливые люди. Знают они ноты, или нет, никого не касается. Здесь же идет речь не о творчестве, а о записи. Прочитав эту страничку, Вы не научитесь писать музыку или придумывать аккомпанемент. Но Вы по крайней мере будете понимать, как строятся аккорды, из чего они состоят и как записываются. За более глубокими знаниями надо идти на более серьезные сайты.
C |
C# Dь |
D |
D# Eь |
E |
F |
F# Gь |
G |
G# |
A |
B |
H |
C |
C# Dь |
D |
D# Eь |
E |
F |
F# Gь |
G |
G# |
A |
B |
H |
До |
До# Реь |
Ре |
Ре# Миь |
Ми |
Фа |
Фа# Сольь |
Соль |
Соль# Ляь |
Ля |
Ля# Сиь |
Си |
До |
До# Реь |
Ре |
Ре# Миь |
Ми |
Фа |
Фа# Сольь |
Соль |
Соль# Ляь |
Ля |
Ля# Сиь |
Си |
Вы видите таблицу. На самом деле это не просто таблица, это кусок лестницы. Хроматической лестницы. Вы как бы смотрите на нее сверху. Каждая ступенька – нота. Каждая следующая нота выше предыдущей на полтона. Или ниже следующей на полтона. Поэтому некоторые ноты имеют по два названия.
Пример. Первая ступенька – до, третья – ре. Вторая – выше на полтона, чем до, т.е. до-диез, и ниже на полтона, чем ре, т.е. ре-бемоль.
До-диез и ре-бемоль – одна и та же нота.
У нот несколько названий. Можно сказать До, а можно C. Можно сказать Си, а можно – Н. Американцы вместо H могут написать В. Это их дело.
Вы, наверное, замечали, что музыка каждого народа имеет свои отличия. Как бы на свой лад. Венгры поют не так, как грузины, арабы – не так, как корейцы. У каждого народа свой набор излюбленных, привычных для слуха нот. Этот набор так и называется – лад народной музыки. Если в каждом ладу его ноты поставить по порядку, будет гамма этого лада.
Некоторые лады из народных стали международными, например, мажор или минор. Причем и мажоров, и миноров несколько. Когда–то каждый лад принадлежал какому-то народу, потом пути их разошлись, сошлись, немножко изменились и стали общими.
Итак, гамм, то-есть упорядоченных наборов нот данного лада, довольно много. Гамму каждого лада можно представить как гребенку с частично выломанными зубьями. Иногда оставшихся зубьев семь, иногда пять. И расположены они по-разному.
Иногда в гамме ноты идут вверх по одной гребенке, а вниз – по другой.
Вот гребенка одного из мажорных ладов. Гамма натурального мажора. В отличие от нашей таблицы здесь ступени разные. Причем нумерованные. Первая ступень – тоника. К какой ноте на лестнице эту гребенку единичкой приложишь, так и будет называться и тоника, да и вся гамма. Еще раз прошу заметить, что расстояния между ступенями гаммы разные. И еще раз напоминаю, что никто эту гребенку не изобретал, она сама такой стала. И то не сразу.
Гамма мажорного лада Мажорная |
|||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Приложим эту гребенку к нашей лестнице, например, к ноте до. Получим гамму до мажор. Доремифасоль, как говорится. Лестница та же, что и наверху, только в ней меньше ненужной сейчас информации. Итак, прикладываем гребенку мажора:
Гамма мажорного лада Мажорная |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Теперь приложим приложим к ноте фа-диез. Получим гамму фа-диез мажор
Гамма мажорного лада Мажорная |
|||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Обратите внимание: седьмая ступень гребенки попала на ноту фа. Но в данном случае это не фа, а ми-диез
Звучит, впрочем, одинаково. Даю еще несколько гамм для разных ладов. Просто для ознакомления.
Гамма фригийского лада |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Вот гребенка гаммы фригийского лада.
Гамма миксолидийского лада |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Вот гребенка гаммы миксолидийского лада
Ну, и так далее. Следует помнить, что специальной гребенки для музыкальной рекламы памперсов пока нет. Хотя люди, которым другой музыки не требуется, уже есть.
Сейчас владеть разными ладами престижно. Некоторые успешные рок-музыканты похваляются, что знают все. И все употребляют.
В гамме не все звуки равны. Первый, нижний, – главный. Какой первый звук, такая и гамма. Между остальными звуками тоже есть иерархия. Одни звуки как бы тянутся к другим.
Про гаммы пока все. Играть их надо, но это – для особо продвинутых. Для тех, кто хочет уметь играть на гитаре.
Цветные ноты для малышей
А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты — сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.
Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.
Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “Тайны семи нот”.
Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках
А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.
Эволюция нотной записи
Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.
Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.
Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.
В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.
Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.
Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.
Поиски решения продолжались
Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку
Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.
После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.
Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.
Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.
Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.
Познавательно89Не интересно13
Кому принадлежат названия нот
Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.
Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.
Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.
Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:
Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.
Для чего мне учить расположение нот на грифе?
Ответ на это такой же, как и на вопрос – зачем вообще учить ноты? Вся музыка состоит из них, как язык состоит из букв, поэтому без знания нот вы просто не сможете придумывать действительно интересные и сложные композиции. Конечно, вы будете способны учить любые композиции по аккордам, однако импровизировать, сочинять красивые соло, придумывать интересные последовательности аккордов – совершенно точно нет. Вы не будете знать, когда надо играть ту или иную ноту, или вообще где находится нужный звук. Знание того, где на грифе находится нота – а еще лучше то, как она звучит – позволит свободно играть на гитаре произведения любого уровня сложности.
Поем и запоминаем
Как разобраться, где какая нота находится на пианино , мы уже поняли. Но ведь это не самое главное.
Если вы уже пробовали играть на пианино какую-нибудь даже самую простенькую мелодию по нотам, то вы, несомненно, поняли, что совершенно необходимо выучить расположение нот на нотном стане. Подсчитывать каждый раз линеечки довольно трудно, это раздражает и отбивает всякое желание играть.
Поэтому сегодня мы разберемся, как выучить ноты, причем, естественно, желательно запомнить ноты быстро и легко.
Можно просто взять чистый нотный лист и рисовать на нем нотки до умопомрачения. Или попросить кого-нибудь диктовать вам ноты в разнобой, устроить своеобразный «нотный диктант». У этого метода есть один существенный минус, о котором я напишу ниже, к тому же таким способом вряд ли получится выучить ноты ребенку.
Итак, что вообще собой представляет изучение нот на пианино? Чего мы хотим достичь? Мы хотим увидеть записанную ноту и знать, какую именно из имеющихся клавиш нажимать. В ту же самую секунду, безо всякой задержки, вообще не задумываясь. То есть, образно говоря, должна установиться прочная связь Глаз – Мозг – Рука (Вижу ноту – играю её). Именно поэтому способ простого рисования ноток на нотном стане несостоятелен. Работает только связь Глаз-Мозг. (Вижу ноту – называю ее или слышу – записываю). Но нам-то надо играть, надо руки задействовать.
Это похоже на чтение. Сейчас, когда вы читаете этот текст, вы ведь не думаете над каждой буквой. Вы читаете целиком слова и предложения, безо всякой трудности. Но когда дети учатся читать, они сначала выучивают буквы, и не сразу у них получается составлять их в слова, то же самое и с нотами. Просто рисовать ноты все равно что выучить отдельные буквы. Кстати, недаром игра по нотам называется чтением с листа.
Хороший способ выучить ноты
Вспомним, как дети учат буквы? По азбуке. Там не просто так нарисованы картинки. Как ребенку запомнить, что вот этот символ «А» — это буква А. Он видит, нарисован Аист и Арбуз, и запоминает (связь Глаз – Мозг прочно укрепляется). Потом аист с арбузом забудутся (а может, и нет), а буква и звук запомнятся.
Мы предлагаем нечто подобное использовать для запоминания нот. Веселые песенки-запоминалки. В каждой песенке используется только одна нота, которая играется в двух октавах. Играть их очень легко, сможет каждый, это же для запоминания нот, так что уровень самый-самый начальный.
Может, тексты у них не слишком интеллектуальные, а мелодии не очень замысловатые, но этот способ работает! Это такая своеобразная музыкальная азбука.
Итак, я хочу выучить ноты, что мне делать?
Инструкция:
- Скачать и распечатать лист с упражнениями
- Сесть за пианино
- Играть и петь эти простенькие песенки (проще некуда, поверьте)
ВАЖНО! Постоянно на клавиатуру смотреть нельзя! Смотрим на распечатанные ноты! Только так можно выучить ноты по-настоящему. В начале, конечно, можно и нужно «прицелиться», на что сейчас будем нажимать
Но постоянно смотреть на клавиатуру не нужно.
Петь песенки обязательно. Даже если у вас напрочь нет голоса, все равно пойте, текст песен содержит названия нот, именно это помогает запоминать их. Конечно, вряд ли вы дотянете голосом до высоких нот, но хотя бы просто проговаривайте их.
У этого способа есть еще один плюс – вы запомните не только расположение нот, но и то, как они звучат. Если будете много упражняться, то сможете определять ноты на слух.
В обучении игре на пианино это вам очень поможет! Ну что, распечатать
как запомнить ноты» (PDF)и вперед, за пианино!
Ритм
Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.
Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:
Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.
Суть басового ключа
Второе название басового ключа – ключ ФА. Так его прозвали за то, что своим положением на нотном стане (а он привязан к четвертой линейке) он указывает на ноту ФА малой октавы. Нота ФА малой октавы является своеобразной точкой отсчета в системе басового ключа, и расположение всех остальных нот можно вычислить, если запомнить, где пишется эта самая ФА.
Так, ближайшие ступени, которые окружают ФА, это МИ (снизу) и СОЛЬ (сверху). Соответственно, и на нотном стане эти ноты будут располагаться вокруг ФА. Если известно, что ФА занимает, словно бусинка на ниточке, сидит на четвертой линейке, то нетрудно догадаться, что адрес ноты МИ – под четвертой линейкой (точнее – между третьей и четвертой), а постоянное место пребывания СОЛЬ – выше четвертой линейки (она помещается в промежутке между четвертой и пятой линейками). Таким же образом можно выяснить, где писать все остальные ноты. Например, ноты РЕ и ЛЯ будут занимать, соответственно, третью и пятую линейку нотного стана.
Посмотрите на картинку и запомните главное!
Обучающие карточки для музыкального развития
- «Карточки для обучения»
- Пояснительная записка
- Представленный комплект карточек разработан для работы с детьми любого дошкольного возраста.
Карточки могут использоваться для работы над ритмом в музыкальной деятельности, развития музыкального слуха детей, для самостоятельных игр детей, а также быть полноценным музыкальным пособием для музыкальных руководителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования. Кроме того, могут быть дополнением музыкальной картотеки музыкального уголка группы.
Инструкция:
Карточки (фото1-11) можно использовать для ритмической работы на фланелеграфе. Маленькие картинки (кружочки) прохлопываем быстро (говорим «ти» отрывисто). Большие картинки (кружочки) прохлопываем (говорим «Та» протяжно).
Начать можно с обычных кружочков (фото 7). Постепенно заменяя различными вариантами рисунков (животных; сезонных явлений – капелек, солнышек и др.; различных предметов и т.д.).
В каждом комплекте карточек картинки должны быть двух размеров (условно – большие и маленькие).
Карточки (фото 10-13) – Демонстрационный материал к пособию И.Новоскольцевой и И.Каплуновой «Этот удивительный ритм».
Карточки с изображением животных (фото 12-13) вставляются в паровоз, выбирается машинист. Дети проговаривают и прохлопывают ритмослогами машиниста и всех пассажиров.
Карточки (фото 14-16) можно применять для дидактических игр с детьми для развития музыкального слуха, памяти, развития речи, для обогащения словарного запаса.
Карточки (фото 15) можно сделать в большом количестве. Я раздавала детям по 3 произвольных картинки, включала известные песни. Детям необходимо было угадать героя из прослушанной песни и поднять карточку с изображением угаданного персонажа, если таковой есть у ребёнка
Карточки (фото 16) можно использовать для определения звучания того или иного инструмента. Данный вариант нарисованных мной картинок. Их кстати могут создать сами дети. Это будет особенно ценно.
Карточки (фото 17-18) могут быть использованы детьми старшего дошкольного возраста (начинающие читать). Дети смогут узнать названия нот, выкладывая карточки в порядке расположения названий нот музыкального диатонического звукоряда. Также дети могут одновременно выложить на нотном стане фланелеграфа (фото 19) ноту, название которой написано на карточке.
Игры с такими карточками могут придумать сами дети. И даже педагоги. Я, например, в этом году, проводила музыкальную игру для педагогов. Чтобы разделить педагогов на команды-участников предложила выбрать каждому любую карточку (повернув их нотками вверх, а названиями – вниз).
И педагогов, у которых были нотки «До» и «Фа» были в первой команде, с нотками «Ре» и «Соль» во второй команде, «Ми» и «Ля» — в третьей команде.
Карточки (фото 20) являются пазлами для детей младшего дошкольного возраста. Могут быть использованы в том числе и на музыкальных досугах и развлечениях. После того, как дети собирают картинку-загадку, все танцуют весёлый танец «Танец маленьких утят».
Время отведённое для работы с карточками может варьироваться от 2-х минут до 20-30 минут в зависимости от поставленных задач педагогом и заинтересованности детского коллектива.
Буду очень рада, если мой материал будет полезен! Спасибо!
Обучающие карточки ZIP / 64.14 Мб
Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества
И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности
Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.
Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!
Ноты для детей: картинки и видео
Доброе утро, дорогие друзья! Сегодня хотелось бы познакомить наших детей с понятием ноты и рассказать, как они звучат.
Видео
Благодаря небольшой презентации для детей «Учим ноты» ваш ребенок узнает, что такое скрипичный ключ, басовый ключ, ноты — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до а также вся гамма До мажор целиком. Презентацию можно показывать малышам, начиная с возраста 3 месяцев. Желательно, чтобы малыш просмотрел ее 3 раза в день 5 дней.
В презентации есть не только картинки и карточки с нотами для детей, скрипичный ключ, музыкальные инструменты и их фото. Ноты представлены цветные на белом фоне.
Также здесь можно рассмотреть клавиши на фортепиано и узнать, как они звучат. После этого рекомендую поиграть в игры на развитие слуха, описанные мною в предыдущих статьях.
Можно почитать здесь — игры на развитие слуха у малышей. Приятного просмотра.
Другие материалы
На нашем сайте можно отдельно распечатать карточки и картинки с нотами. Они представлены цветные на белом фоне, а также в виде клавиш фортепиано. Есть здесь и фото, на которых можно найти музыкальные инструменты.
Нотная гамма: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до Отдельные карточки с нотами для детей.
Картинки взяты с сайта Сташиной Таисии. Больше картинок Вы можете скачать здесь.
Использовать картинки и карточки можно в группах эстетического развития, детских садах, начальных классах школы, где проводятся уроки музыки и есть фортепиано.
Сначала стоит рассказать малышам, что такое скрипичный ключ и чем он отличается от басового. Затем показать цветные ноты на белом фоне. Дети лучше запоминают названия и звучание нот, если каждая из них ассоциируется с каким-либо цветом. Когда ноты на фортепиано немного освоены, можно показать фото различных музыкальных инструментов и послушать, как звучит каждый из них.
Даже если у вашего малыша нет ярко выраженного музыкального таланта, необходимо, чтобы он был знаком с музыкальными инструментами и знал музыкальную грамоту на начальном уровне. Это поможет ему в будущем показать себя эрудированным человеком, разбирающимся в разных видах искусства.
Пусть он не будет отличать на слух «до» от «ми», но иметь представление о нотах и порядке их расположения на стане, о скрипичном и басовом ключе он должен. Теория музыки развивает логику, мышление, обогащает человека внутренне.
Полезные советы родителям
Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:
- использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
- играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
- устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
- в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
- хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.
Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.
https://youtube.com/watch?v=VXhS7TIj7mQ
Первый день. Открытые струны
Гриф гитары содержит множество нот, запомнить которые сразу невозможно. В первую очередь следует приступить к определению нот, присущих третьему ладу. Эти струны соединены с открытыми струнами, на которых по две октавы. В общем насчитывается 3, 5 октав.
Игра должна проходить на открытых струнных рядах, а чтобы лучше усвоить выученное, звуки повторяют вслух. Устное произношение позволит быстрее обучиться игре на гитаре за считанный период времени благодаря активизации памяти.
Первыми для разучивания должны быть: ми, си и соль
Чтобы запомнить ноты, в ходе обучения можно не уделять внимание изложенным ритмам — играйте на свое усмотрение. После первичного ознакомления переходим на струны для басового звучания: ре, ля, ми, прописанных на линейке муз формул
Буква (Р) фиксируется большим пальцем.
Для лучшего усвоения информации следует учесть, что первые три лада служат нажатием последней и предпоследней струн. Поняв это, будет проще разбираться в нотных рядах.
Картинки ритмические карточки
Пояснительная записка.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка»)
Цель. Развитие чувства ритма.
Задачи. Закрепить длительности, освоить ритмические фигуры.
Для старшего дошкольного возраста.
Игра в оркестре по ритмической партитуре – один из любимых видов музыкальной деятельности у дошкольников. Очень много ритмических партитур для малышей мы можем найти на разных музыкальных форумах. Авторы этих работ используют доступную дошкольникам музыку: детские песни, вальсы, польки, русскую народную музыку.
Я стараюсь знакомить детей с музыкой родного края – Мордовии – во всех видах музыкальной деятельности, и с этой целью создаю музыкально-ритмические партитуры на основе мордовской музыки. Так появилась партитура к «Танцу с колокольцами» В. Белоклокова.
Но, прежде чем дети начнут играть по ритмической партитуре, они должны усвоить ритмические фигуры, которые в ней используются. Для этого они предварительно прорабатываются по карточкам.
Так пляшет мишка.
Так пляшет зайка.
Так пляшет белка.
Так пляшет ёжик.
Так пляшет лиса.
Одновременно с работой над ритмическими фигурами, дети знакомятся с музыкальным произведением В. Белоклокова. После того, как дети научатся ориентироваться в разных ритмах, им предлагается исполнить музыку вместе с оркестром, глядя на видео. Инструменты на усмотрение педагога или по желанию детей.
«Танец с колокольцами», муз. В. БелоклоковаMP4 / 59.87 Мб
Карточки с нотами на все случаи жизни
Для начинающих музыкантов хороши самые разные способы запоминания нот. Один из них – карточки с нотами на быстрое узнавание. Нотные карточки хороши не только для тренировки быстрого определения нот вразброс, но и для проверки того, как усваивает ноты кто-либо из учеников. Поэтому музыкальные карточки – незаменимый и очень эффективный инструмент любого преподавателя.
Изготовить такие материалы к уроку не так уж и трудно, тем не менее, для экономии времени предлагаю воспользоваться моей разработкой – вы можете прямо с этого сайта.
Файл в формате pdf – – который вы скачаете, содержит 108 нотных карточек, размеченных на 12 страницах, которые остаётся только распечатать на белой или цветной бумаге и разрезать по линиям на отдельные карты.
Диапазон нот, которые встречаются на карточках – четыре октавы в скрипичном и басовом ключах (от ноты «до» большой октавы до ноты «до» третьей октавы), плюс все эти ноты с альтерацией (отдельные нотные карточки для диезов и бемолей). Целый блок карточек посвящён записи на дополнительных линейках.
Размер карточек – 6х8 см – специально рассчитан так, чтобы можно было показывать их как с близкого расстояния, так и издалека. Повторюсь, что весь набор карточек умещается всего на 12 страницах. Карточки с нотами не имеют подписей, поэтому, если вы изучаете ноты самостоятельно, то сначала можно подписать на обороте ответы.
Итак, скачать карточки с нотами вы можете (размер 150 кб, размещено на «народе»). Пользуйтесь на здоровье! Успехов в применении!
P.S. Для того чтобы быстро запомнить ноты и научиться их мгновенно распознавать приглашаю вас пройти упражнения вот этого практического тренинга – “Как быстро и лекго выучить ноты”.