Африканский музыкальный инструмент калимба

История

В культовых обрядах африканцы использовали различные приспособления с щипковым устройством для извлечения звуков. Поэтому считать мбиру древнейшим инструментом нельзя. Это лишь разновидность других, появлявшихся и исчезавших представителей, их реинкарнация и усовершенствованные варианты.

Колонизация Африки Америкой привела к большому оттоку порабощенного народа с территории континента на берега Антильских островов и Кубы. Рабам не позволялось брать с собой личные вещи, но маленькую калимбу надсмотрщики у них не отбирали. Так мбира получила распространение, исполнители внесли в ее устройство изменения, экспериментировали с материалом, размерами, формами. Появились новые типы похожих инструментов: ликембе, лала, санза, нданди.

В 1924 году американский исследователь этнической музыки Хью Трейси во время экспедиции в Африку познакомился с удивительной калимбой, звучание которой очаровало его. Позднее, вернувшись на родину, он откроет фабрику по изготовлению аутентичных инструментов. Делом его жизни стала адаптация музыкального строя, который отличался от привычного западного и не позволял исполнять европейскую музыку в раскладке «до», «ре», «ми»…Экспериментируя, он создал более 100 экземпляров, позволявших создавать изысканные гармонии известных композиторов с удивительным африканским акцентом.

Хью Трейси стал инициатором проведения фестиваля африканской музыки, который проходит в Грэхемстауне, он создал международную библиотеку с произведениями народов континента, сделал десятки тысяч записей. В его семейной мастерской до сих пор вручную изготавливают калимбы. Дело Трейси продолжают его сыновья.

Калимба, изготовленная из кокосового ореха

Звучание

Каждая калимба и сансула звучит по-разному, каждый инструмент уникален, но, кроме этого, существует различие и по народным модификациям, речь идет о том, что в каждом африканском народе используют свой особый инструмент, который и настроен своеобразно, такое встречается в мировой практике, и удивляться тут не стоит.

Перечислим основные виды звучания:

  • лемба;
  • баквена;
  • бакве.

Звучание зависит от корпуса, от модификации, от язычков и их количества. Например, начинающий может приобрести инструмент с несколькими резонаторами и попробовать себя на нем, далее переходя на более серьезные модификации. Заказывать, разумеется, лучше все у производителей, но это не всегда дешево, поэтому приобретают подделки, которые несколько хуже звучат, но зато стоят гораздо дешевле. Калимбу иногда «поздвучивают», то есть устанавливают микрофон в непосредственной близости для снятия звука, в дальнейшем звук обрабатывается и усиливается, далее выводится на колонки или другую звуковоспроизводящую аппаратуру. Сансула сейчас также применима, как и её предок, особенно это касается европейских стран. Некоторые известные музыканты считают, что именно эта разновидность калимбы перспективна и будет набирать востребованность и популярность с течением времени.

Виды

Как уже упоминалось, можно подразделить калимбы на цельные и полные, первый вид бюджетный и простой, а второй профессиональный, более дорогой. Но есть и другое разделение. Можно сказать, что один немецкий изобретатель и музыкант П. Хокема сконструировал новый инструмент на базе первичного, который стал называться Сансула. Его заводик в Гамбурге, Германия, стал производить подобные и иные виды калимбы, марка бренда Hokema. Сансула отличается только тем, что язычки располагаются на барабане.

Основные плюсы бренда:

  • качественная сборка;
  • мощный сбалансированный звук;
  • точная настройка;
  • гарантийное обслуживание;
  • лучшая фабрика по производству сансулы.

Второй вид калимбы производят в Африке, фирма Хью Трейси – это традиционные модели, при изготовлении которых стремятся соблюсти все оригинальные природные стандарты, то есть использовать как можно меньше синтетики, в основном применяют различные сорта дерева, черепашьи панцири, орехи и другие природные материалы. При этом каждый инструмент аутентичен. Также сказывается то, что африканское дерево очень ценится своей крепостью и хорошими акустическими свойствами. То есть инструмент будет не только «звучащим», но и надежным, долговечным.

Отметим плюсы данного бренда:

  • аутентичность каждого инструмента;
  • оригинальность сборки, звучания;
  • природные компоненты;
  • возможность дистанционного заказа;
  • применение африканских пород дерева.

История происхождения калимбы

Археологи нашли подтверждения того, что калимба имела распространение на африканском континенте около двух тысяч лет назад. Народы, проживающие в Центральной и Южной Африке, использовали его в качестве инструмента для проведения различных культовых обрядов. В эпоху колонизации Америки он перебрался вместе с рабами сначала на Антильские острова, а затем и на побережье Южной Америки. Благодаря своим небольшим размерам, калимба была чуть ли не единственной вещью, которую рабы имели возможность взять с собой.

Кубинцы считают калимбу своим национальным музыкальным инструментом. На родине у него несколько десятков названий: лала, нданди, мбила, ликембе, санза. В европейском обществе закрепилось название Thumb piano, что означает «пианино для больших пальцев», на Западе – «калимба», а русские чаще всего употребляют слово «цанца».

Этномузыковед Хью Трейси в первой половине XX столетия проводил исследования на юге Африки. Ученого очаровывает звучание калимбы. Он выявил интересную особенность: в зависимости от местности инструменты отличаются по форме, размерам и характеру игры. Во второй половине столетия он основывает компанию, занимающуюся производством и продажей в Европу калимбы. В начале 70-х появляется большое количество производств, что расширяет возможности и окраски тональности.

Виды калимб

Производят музыкальный инструмент в Германии и в Южной Америке. Конструктивно разновидности разделяются на цельные – простой и бюджетный вариант, и полые – используются профессионалами. Точно воспроизведение живых басовых тембров африканской музыки возможно на больших экземплярах. Маленькие звучат изысканно, нежно, прозрачно.

Самые известные фабрики, производящие ламмелафоны – это бренды немецкого музыканта П. Хокема и фирма Х. Трейси. Калимбы Хокула почти утратили свое первоначальное название, теперь это сансулы. Их отличие от малимбы в круглом корпусе. Выглядит сансула, как металлофон, поставленный на барабан.

Калимбы Трейси более традиционные. При производстве здесь стремятся соблюсти оригинальные стандарты, применяют только природные материалы. Корпус-резонатор выполняют из древесины, произрастающей только на африканском континенте. Поэтому инструмент сохраняет аутентичность звучания.

Разновидность с цельным корпусом

Применение инструмента

Калимба остается традиционной для народов Южной Африки, Кубы, Мадагаскара. Ее используют на всех мероприятиях, во время культовых обрядов, на праздниках, фестивалях. Самые маленькие экземпляры легко помещаются в карман, их носят с собой и развлекают себя и публику в разных местах. Калимба без резонатора – один из распространенных «карманных» видов.

«Ручное фортепиано» применяют для аккомпанемента в ансамблях и сольно. Этнические коллективы используют профессиональные мбиры с возможностью подключения к компьютеру, усилителю. Существует пятиоктавная калимба, ширина «клавиатуры» которой почти не уступает фортепианной.

История происхождения

В наше время распространение «калимба» получил преимущественно в Африке – в центральной и южной, также можно встретить его на острове Мадагаскар. В Северную Америку и в страны Латинской Америки инструмент попал следующим образом: африканские рабы привезли первые примитивные модели на Кубу, где местные мастера занялись модернизацией и перевезли устройство на континентальную часть Америки. Сейчас многие профессиональные оркестры, группы и одиночные профессиональные музыканты используют калимбу для записи и исполнения своих композиций. Дело в уникальном звуке – недаром инструмент называют «ручным пианино». На нем можно играть аккордами, а также исполнять несложные мелодические рисунки. Нередко используется в медитативных целей, особенно в странах Востока.

Определим основные преимущества:

  • оригинальное звучание;
  • широкий спектр применения;
  • простота использования;
  • уникальность в своем роде;
  • популярность, востребованность;
  • компактность и др.

Как звучит калимба

Музыкальный инструмент относится к семейству щипковых язычковых идиофонов. Звучание зависит от материала изготовления, размера корпуса, длины и количества язычков. Настройка инструмента хроматическая, позволяет играть как отдельными нотами, так и аккордами.

Пластины напоминают клавиши пианино, поэтому мбиру еще называют «африканское ручное фортепиано». Звук зависит от размера язычка, чем он больше, тем ниже звучание. Короткие пластины имеют высокое звучание. Гамма берет начало в центре, где находятся самые длинные пластины. В привычной фортепианной аппликатуре высота нот повышается слева направо.

Как выбрать калимбу

При выборе инструмента нужно учитывать как внешнее эстетическое восприятие, так и возможности звучания. Начинающему музыканту лучше выбирать небольшой экземпляр с маленьким коробом или полностью цельный. Научившись играть на нем, можно переходить к более большому сложному инструменту.

Звукоряд зависит от количества язычков. Поэтому начинающему, чтобы выбрать калимбу, нужно определиться, собирается ли он играть сложные произведения или хочет музицировать для души, исполняя простые мелодии. Новичку поможет играть специальный молоточек, не лишним будет приобрести самоучитель и наклеивающиеся стикеры на язычки – они помогут не запутаться в нотах.

https://youtube.com/watch?v=kSG6W0RelN4

https://youtube.com/watch?v=p1E_kTUeTwU

Устройство музыкального инструмента

Самые большие настольные калимбы могут достигать размеров 120 см, размеры самых маленьких примерно 3 см. Существуют полые и сплошные музыкальные инструменты, что также влияет на музыкальное звучание. По форме выделяют прямоугольные и круглые калимбы.

Резонаторный корпус африканского инструмента калимба имел разную форму. От простого прямоугольного до затейливой фигуры животного или рыбы.

В прошлом чаще использовались бамбуковые или деревянные язычки пластин, теперь металлические находят большее применение. Пластины крепят на порожек, сам корпус делают из тыквы, дерева, панциря черепахи. Количество язычков варьирует от 4 до 100. Чем больше их число, тем сложнее в применении и искуснее игра. Диапазон звучания зависит и от полости внутри инструмента и количества пластин. Язычки могут быть от 2 см до 10 см.

Удивительное сочетание простоты и красоты звуков. Уникальность музыкального инструмента заключается в том, что несмотря на уровень познаний в музыке, любой человек сможет извлечь фантастические, чарующие звуки из калимбы. Импровизировать и играть может каждый, доверясь своей интуиции.

Устройство

Родина калимбы – африканский континент. Местный народ считает ее национальным, поддерживает традиции предком посредством использования в культуре. В переводе с местного диалекта название инструмента означает «маленькая музыка». Устройство незамысловатое. В качестве резонатора выступает деревянный корпус с круглым отверстием. Он может быть цельный или полый, изготавливается из дерева, высушенной тыквы или панциря черепахи.

На верхней части корпуса расположены язычки. Раньше их изготавливали из бамбука или других пород дерева. Сегодня чаще встречается инструмент с металлическими язычками. Стандартного количества пластин нет. Их число может варьироваться от 4 до 100. Размер и длина тоже различны. Язычки крепятся на порожек. Форма корпуса может быть прямоугольной или квадратной. Встречаются необычные формы, выполненные в виде голов животных или рыб.

Конструкция

Инструмент может иметь различную форму, все зависит от производителя и мастера. На корпусе, который является резонатором, находится ряд пластин, которые выполняют роль язычков, они и являются источником звука. Изготавливаются пластины классически из бамбука, а сейчас все чаще из металла. Резонатор может быть плоским и наполненным, а может быть полым, выполненным из панциря черепахи, выдолбленного дерева, тыквы – речь идет о профессиональных инструментах, более дорогих и хрупких. Количество язычков может варьироваться от 4-5 до 25-30. Чтобы ограничить звучащую часть у язычков устанавливают высокий порожек. Нотный ряд и количество нот, октав, будет зависеть от конкретного инструмента, каждый раз количество пластин может быть своим.