Эмоциональные состояния

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции играют важную роль в жизни человека. В повседневной жизни одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие – отвращение или бывают безразличны для нас. Жизненные факты во всей их полноте, многообразии их свойств и особенностей могут вызывать у нас радость, грусть, симпатию, гнев, стыд, страх и т.д. Все эти переживания и есть эмоции (чувства ).

Чувства

– это один из видов эмоций.Различия эмоций и чувств заключаются в следующем:

− эмоции носят характер ориентированной реакции, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми; чувства, наоборот, в большинстве случаев предметны и конкретны;

− эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами; чувства – с социальной средой;

− эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного; чувства максимально представлены в нашем сознании;

− эмоции формировались в процессе эволюции как механизм адаптации; чувства возникли и формировались в процессе культурно- исторического развития человека.

В психологии

подэмоциями понимаютпсихические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость иоценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Эмоции отличаются относительной длительностью. В связи с этим возникают различные эмоциональные состояния.

Эмоции представляют собой специфическое состояние психической сферы, одну из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающее многие физиологические системы и обусловленное как определенными мотивами, потребностями организма, так и уровнем возможного их удовлетворения.

Эмоциональное возбуждение теснейшим образом связано с удовлетворением потребностей человека. Эмоции как активное состояние специализированных мозговых структур требует изменения в поведении организма в направлении минимизации или максимализации этого состояния. Удовлетворенная потребность вызывает эмоциональное переживание положительного характера и определяет направление поведенческой деятельности. Положительные эмоции закрепляются в памяти и выполняют важную роль в механизмах формирования целенаправленной деятельности организма.

В физиологии эмоции (лат. «emovere» – возбуждать, волновать) – это рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражители, характеризующиеся субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности.

Существует большое количество психологических, физиологических и психофизиологических теорий эмоций. Однако до настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. На данный момент можно говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны – это субъектные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе и когнитивные процессы. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида. Появление эмоций у человека в онтогенезе есть ни что иное, как проявление механизмов адаптации человека и регуляции его поведения.

В предлагаем учебном пособии рассматриваются виды и функции эмоций, психофизиологические методы изучения и диагностики эмоций, психофизиологические теории эмоций, а также развитие эмоций в онтогенезе. Особенно подробно излагаются вопросы нейроанатомии и нейрофизиологии эмоций.

Описание и значение эмоций

Радость. Помогает сближаться и взаимодействовать с другими людьми, формирует психологическую привязанность. Обостряет чувство причастности и единства с миром. Ответ на удовольствие, оправдание надежд и желаний. Поддерживает положительный настрой и вдохновляет.

Печаль. Реакция на утрату и образовавшуюся внутреннюю пустоту. Выполняет защитную функцию, стимулируя выход негатива и внутреннего напряжения, что, в свою очередь, не позволяет впасть в длительную депрессию.

Страх. Возникает в ситуациях опасности. Личность перестает адекватно оценивать действительность, поэтому не может сконцентрироваться на самой возможности избежать угрозы. Он заставляет человека увеличивать дистанцию между ним и небезопасными факторами. Чем больше расстояние – тем меньше проявления страха. Это мощный стимул и помощник, так как дает возможность одержать верх над опасностью.

Отвращение (омерзение). Реакция отторжения. Может проявляться в отношении предметов, запахов, вкусов, других людей и себя

Подсознательно личность будет стремиться держать дистанцию, что является положительной стороной, так как предупреждает ситуации, которые могут иметь негативные последствия.

Удивление. Помогает лучше ориентироваться в окружающей среде, повышает внимание, налаживает отношения и взаимопонимание. Открывает возможности увидеть что-то новое в привычных вещах или окружении. Но если человек встревожен – превращается в испуг

Но если человек встревожен – превращается в испуг.

Злость. Выполняет важные функции: сигнализирует о появлении врага или угрозы, стимулирует к борьбе за потребности

Дает энергию и подготавливает тело к защите: фокусирует внимание, уменьшает тревогу и эмпатию, чтобы облегчить нападение в случае необходимости

Гнев (ярость). Подталкивает к переменам в неудовлетворительной ситуации. Конструктивен, только если направлен на изменения, в противном случае выступает как разрушитель. Это эмоция «чистого вида». Является сигнальной системой к изменению взаимодействия с определенными личностями. Подталкивает на разрушение старого и строительство чего-то нового.

Презрение. Отрицательная оценка событий или людей. Те, кто испытывает презрение, ощущают свое превосходство. Но если оно направлено на себя, то может спровоцировать затяжную депрессию и суицид. Самое разрушительное эмоциональное состояние для отношений и самого человека. Особо жестокие убийства провоцируются именно ним. Положительными сторонами выступают: стремление личности стать лучше, как способ оценки недостойного поступка.

Стыд (унижение). Заставляет человека чувствовать себя неудачником, беспомощным и несостоятельным. С другой стороны, развивает самоконтроль, побуждает к приобретению новых навыков и развитию.

Горе (страдание). Негативное состояние, связанное с утратой чего-то (кого-то) очень ценного или полной неспособностью удовлетворения крайне важных потребностей. Часто выливается в депрессию.

Из базовых эмоций наиболее важными являются те, которые обеспечивают выживание и стимулируют развитие.
 

Определение чувств в психологии и примеры

Для них характерны глубина и устойчивость. Это не вспышка, а процесс, который проявляется в отношении к людям, ценностям, поведению. Я выделяю высокий и низкий чувственный уровни. Первый связан с социальной жизнью и разделяется на:

Нравственность. Формирование системы ценностей, которая подразумевает отношение к дружбе, верности, любви, порядочности, состраданию. Она воспитывается с годами, складывается под воздействием семьи и окружения, личного жизненного опыта и принципов. 

Интеллектуальность. Проявляется в результате обучения, познавательной деятельности.

Восприятие прекрасного. Осуществляется через искусство, кинематограф и литературу.

Необходимость осознания понятия, его осмысления – это то, чем чувства человека отличаются от его эмоций. Их нельзя представить без глубокого анализа и оценки. Например, чтобы полюбить Родину, нужно знать, что означает это слово, кто такие патриоты, что они переживают и как себя ведут. Объяснить то, что мы чувствуем, нам бывает непросто. Любящая мама закипает от беспорядка в комнате, а влюбленный парень испытывает злость, читая СМС о том, что встреча не состоится.

Эмоциональные состояния человека

Настроение — одно из слабо выраженных устойчивых эмоциональных состояний. Это эмоциональная окраска поведения. Когда человек пребывает в хорошем настроении, он воспринимает что-либо положительно. Настроение зависит от того, как протекает взаимодействие между людьми, как человек воспринимает себя, окружающую его обстановку. Настроение бывает положительным: веселое, приподнятое, жизнерадостное, эйфория и отрицательным: грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия.

Страсть — сильное, глубокое состояние. Характеризуется сосредоточенностью, собранностью, концентрацией на единую цель. Страсть способна захватить всего человека. Бывают пагубные страсти и страсти, ведущие к великим свершениям.

Стресс — состояние, которое возникает при экстремальной ситуации. От человека требуется мобилизация нервно-психических сил. Изначально термин «стресс» возник в физиологии, как неспецифическая биологическая реакция организма в ответ на неблагоприятное воздействие среды. Позднее был выделен психологический стресс, который подразделяется на эмоциональный (угроза, обида, опасность) и информационный (перегрузки информационного плана).

К стрессу приводят только сильные воздействия. Влияние стрессора должно превосходить приспособительные возможности человека. Г.Селье разработал теорию о стрессе и выделил три стадии его развития:

  • мобилизация защитных сил организма;
  • адаптация к стрессу;
  • истощение.

Определение 1

Стресс — это не просто напряжение нервной системы, это комплексная приспособительная реакция всего организма.

Неважно приятна или неприятна ситуация, вызывающая стресс. Выделяют понятия стресса и дистресса

Определение 2

Дистресс — результат объемного стресса, когда исчерпаны адаптационные резервы.

Тяжелейшими стрессорами являются войны, стихийные бедствия, катастрофы, несчастные случаи, пожары. Раздражители стресса не обязательно должны существовать в реальности. Стресс могут вызвать напоминания или угроза. Есть раздражители, которые существуют в реальности, но не несут опасности и все же имеют стрессогенное значение, так как им приписываются угрожающие свойства.

Близко к стрессу состояние фрустрации, когда на пути к цели у человека возникают трудности. Данное состояние сопровождают множество эмоций: озлобленность, подавленность, агрессия. Данные эмоции способны дезорганизовать сознание и поведение человека.

  • https://studopedia.ru/19_292795_klassifikatsiya-emotsiy.html
  • https://psychologist.tips/1086-emotsii-i-chuvstva-v-psihologii-sushhnost-vidy-funktsii-chem-otlichayutsya-emotsii-ot-chuvstv.html
  • https://studopedia.ru/20_1634_klassifikatsiya-emotsiy-i-chuvstv.html
  • https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/funktsii-i-osnovnye-vidy-emotsij/

Что такое эмоциональные состояния (ЭС)

Чувства человека психология предпочитает рассматривать как процесс движения от одного функционального состояния эмоций к другому и возникающие в связи с этим переживания. Эмоции управляют индивидом,  даже если он пытается их скрыть.

Интересно! Отсутствие эмоций психологи считают особенностью поведения и также относят к эмоциональному состоянию.

Эмоциональное состояние – это понятие, объединяющее следующие моменты:

  • настроение;
  • аффект;
  • стресс;
  • фрустрацию;
  • страсть.

Эмоциональные личности переносят своё состояние на окружающих людей, на свою жизнь. Качество жизни таких индивидов целиком зависит от эмоционального фона.

При ближайшем рассмотрении эмоциональных состояний (ЭС) можно выделить их особенности.

Настроение – самое длительное ЭС. Все психические процессы в организме происходят именно на этом фоне. Настроение может быть хорошим или плохим, причём для позитивной его окраски требуется больше времени, чем для того, чтобы его испортить. Настроение – это реакция на происходящие события в свете значимости для человека и его ожиданий. Когда всё идёт по плану, и ожидания оправдываются, настроение отличное, а когда наоборот – ужасное.

Отмечена зависимость настроения от темперамента и характера личности. Например, у холериков настроение меняется по сто раз на дню. Сангвиники преимущественно имеют бодрое настроение, а меланхолики длительно пребывают в негативе.

В своей работе «Психология и педагогика» (курс для студентов социологических факультетов) А.И. Кравченко в разделе «Эмоции и чувства» отмечает, что настроение передаётся от одного человека к другому.

Например, начальник накричал на подчиненного на работе. Вернувшись домой в плохом расположении духа, муж наорал на жену, а та, в свою очередь, – на детей. В результате плохое настроение завладело всей семьёй. И, наоборот, человек с отличным настроем может «заражать» своим позитивом целые коллективы.

Аффект обычно взаимосвязан с шоком, потрясением и торможением сознания. Под воздействием аффекта у человека происходит дезорганизация двигательных функций. Это эмоциональный взрыв, вызывающий бессознательные действия, которые индивид не может контролировать. В состоянии аффекта люди совершают действия, которые в нормальном состоянии даже на ум не могли прийти.

Стресс возникает у людей в экстремальной ситуации. Это сильное, но не длительное ЭС.  В отличие от аффекта, стресс имеет два качества:

  • положительное – мобилизует защитные силы организма для преодоления опасности;
  • отрицательное – может вызвать психические расстройства и заболевания, когда человек длительно находится в таком состоянии.

Если ожидания личности не оправдываются (желания не совпадают с возможностями), то человек может впасть в состояние фрустрации. Она проявляется в негативных переживаниях.

Страсть захватывает индивида целиком. Ей подчиняются все его помыслы, действия и желания. Это сильное и устойчивое состояние может распространяться на духовные и материальные ценности. Страсть может быть как положительной, так и отрицательной, в зависимости от своего объекта и потребности им обладать.

Коррекция

В процессе бытия, деятельности человек ежедневно испытывает множество разнообразных эмоций. Отрицательное психоэмоциональное состояние сообщает о неладном в окружении или поведенческом паттерне человека. Вследствие чего необходимо улучшение психоэмоционального состояния человека.

Обстоятельства, окружающие человека в процессе его жизнедеятельности, в сущности, не имеют положительной либо негативной направленности. Они нейтральные. Именно человек придаёт событиям определённый смысл, следствием чего является эмоциональное реагирование. При этом отрицательные психоэмоциональные состояния переносятся индивидом сильнее, нежели позитивные.

Чтобы избежать перенапряжения и не довести организм до нервного срыва, человеку требуется коррекция психоэмоционального состояния. Ведь ежедневно на него воздействует множество стрессоров, раздирают противоречивые эмоции, возникают аффекты, мучают различные переживания. Всё это может накапливаться и приводить к психосоматическим болезням.

Управление своим психоэмоциональным состоянием принято называть саморегуляцией. Достигается оно при помощи воздействия индивида на собственное сознание при помощи использования позитивных аффирмаций, визуализации, релаксации, медитации, массажа, аромаванны, аутотренинга, умения расслабляться.

При этом очень важно для поддержания собственного психоэмоционального самочувствия на оптимальном уровне соблюдать рациональный режим. Это включает полноценный сон, здоровое питание, разумная организация времени, позитивное отношение к окружению и действительности

Кроме того немаловажным является повышение двигательной активности, полноценный отдых, переключение на иной вид работы, акцентирование на приятных событиях, ежедневные прогулки.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Эмоции в эмоциональных вычислениях

Итак, почему классификация эмоций имеет такое важное значение для эмоциональных вычислений? В начале статьи мы сделали акцент на том, что классификация эмоций и тот подход, которого мы придерживаемся, напрямую влияют на процесс аннотирования — разметки аудиовизуального эмоционально окрашенного контента. Чтобы обучить нейронную сеть распознавать эмоции, необходим набор данных

Но разметка этого набора полностью зависит от нас, людей, и от того, какие эмоций мы ассоциируем, например, с конкретным выражением лица. Сегодня распространены несколько инструментов для аннотирования. Это ANNEMO (Ringeval et al.), используемый для многомерных моделей, ANVIL (Kipp) и ELAN (Институт психолингвистики Макса Планка), используемые для дискретных систем. В ANNEMO аннотирование доступно по 2 аффективным измерениям: активация и валентность, значения которой варьируются от -1 до +1. Таким образом, любому эмоциональному состоянию могут быть присвоены значения, характеризующие его интенсивность и позитивность/негативность. Социальные измерения также можно оценивать по 7-балльной шкале в 5 измерениях: согласие (agreement), доминирование (dominance), заинтересованность (engagement), проявление (performance) и взаимопонимание (rapport).

ANVIL и ELAN позволяют использовать собственные фильтры для разметки аудиовизуального эмоционального контента. Фильтры, или маркеры, могут быть представлены словами, предложениями, комментариями или любым другим текстом, имеющим отношение к описанию аффективного состояния. Эти маркеры имеют статический характер и не могут быть выражены величиной.

Выбор подхода и системы аннотирования зависит от целей. Многомерные модели позволяют избежать известной проблемы, когда некоторые слова существуют в каких-то языках, в то время как в других может не быть слов для описания этих эмоций. Это делает процесс аннотирования контекстуально- и культурно-зависимым. Тем не менее дискретные модели — полезный инструмент для категоризации эмоций, поскольку объективно оценивать изменение величин как валентность или активация, сложно, а разные аннотаторы будут давать разные оценки выраженности этих величин.

Применение шкалы Абрахама Хикса для оценки состояния

Чтобы составить точную психологическую характеристику эмоциональных состояний человека, выявить нарушения эмоциональной сферы, можно воспользоваться шкалой Абрахама Хикса. С ее помощью можно описать обширный диапазон чувств — от негативных до положительных. Чувства в шкале разделяются по цветам.

Важно запомнить особенность шкалы. Невозможно передвигаться по шкале с одной стороны к другой, минуя промежуточные этапы. Например, невозможно перейти от страдания сразу к радости

Цвета идут от красного до фиолетового. Нейтральная зона, которая расположена по центру обозначается зеленым цветом

Например, невозможно перейти от страдания сразу к радости. Цвета идут от красного до фиолетового. Нейтральная зона, которая расположена по центру обозначается зеленым цветом.

Красная зона

Проявления:

  • безнадежность;
  • бессилие;
  • депрессия;
  • отчаяние;
  • неуверенность;
  • горечь;
  • зависть;
  • несчастье;
  • унижение;
  • страх;
  • стыд;
  • заброшенность.

Чтобы продвигаться по негативной зоне, нужно испытать негатив, стараться выражать его, чтобы двигаться к положительным эмоциям.

Оранжевая

Оранжевая зона менее негативная, но ощущения остаются плохими:

  • испуг;
  • отстраненность;
  • возмущенность;
  • недооцененность;
  • злость;
  • жажда мести;
  • вина;
  • недоверие;
  • обида;
  • ненависть;
  • обескураженность.

Важно быть терпеливым при преодолении различных зон шкалы. Чтобы избавиться от негативных чувств, можно пользоваться естественными механизмами психологической защиты, например, перекладыванием вины на других. Это помогает освободиться от негатива.

Это помогает освободиться от негатива.

Желтая

Это зона разочарования. Чувства:

  • беспокойство;
  • грусть;
  • разочарование;
  • раздражение;
  • сомнение;
  • жалость к себе;
  • одиночество;
  • подавленность;
  • тревога;
  • сожаление.

При прохождении этой и следующе зоны психологи рекомендуют перенастраиваться на положительные мысли.

Зеленая

Нейтральная зона. Главное проявление — скука. Чувства становятся смешанными, поскольку происходит переход между положительными и отрицательными эмоциями. Субъект не может точно охарактеризовать свое состояние. Ему не хорошо, но и не плохо. Ему:

  • скучно;
  • пусто;
  • нормально;
  • безразлично.

На этом этапе важно расслабиться, попытаться отречься от любых чувств. Временно появится ощущение усталости. Человек не знает, что ему делать дальше

Главное не поддаваться негативу. Нужно попробовать отдохнуть

Человек не знает, что ему делать дальше. Главное не поддаваться негативу. Нужно попробовать отдохнуть.

Голубая

На этом этапе у субъекта появляется надежда. Характеризуется:

  • доверием;
  • ценностью;
  • благородностью;
  • весельем;
  • принятием;
  • заинтересованностью.

Синяя

С каждым этапом чувства будут становиться лучше. На этом этапе появляется вера в себя. Ее цель — продвинуться от надежды к вере

Важно правильно настроиться, чтобы происходили только хорошие вещи. Синяя зона характеризуется:

  • уверенностью;
  • одобрением;
  • уважением;
  • предвкушением интересных событий.

На этом уровне человек чувствует безопасность, удовлетворение. У него появляется энтузиазм, силы к достижению поставленных целей.

Фиолетовая

Последняя зона — фиолетовая. Для этого этапа характерно чувство непобедимости. Чтобы почувствовать глобальные позитивные изменения, нужно оставаться в этой зоне не менее трех дней подряд. Если подобное состояние будет сохраняться на протяжении месяца и больше, поменяется жизненная позиция, ход мыслей. Скорее всего произойдут материальные изменения — смена работы, переезд на новое место жительства, продвижение по карьерной лестнице.

Психические состояния (Реакции)

Гнев Раздражение Разочарование + Гнев
Гнев Обида Гнев + Жалость к себе
Страх Застенчивость (Стеснительность, Робость, Неловкость) Нерешительность + боязливость + напряжённость + скованность + неловкость
Страх Сомнение Психическое состояние или состояние ума, в котором возникает воздержание от окончательно определённого суждения, или/и раздвоения (троения и т. п.) его становления, из-за неспособности сознания сделать дискретный однозначный вывод
Страх Ошеломленность Состояние замешательства, растерянности своей неожиданностью
Грусть Скука Пассивное психическое состояние, характеризующееся снижением активности, отсутствием интереса к какой-либо деятельности, окружающему миру и другим людям
Грусть Отрешенность Отсутствие чувства эмоционального участия в чём либо, погруженность в себя, безразличие к окружающему
Грусть Отчужденность Отсутствие близости, доверия, понимания, холодность в отношениях.
Грусть Неудача Состояние, не отвечающее желательной или планируемой цели
Грусть Душевная боль Это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека
Радость Спокойствие Безмятежное, уравновешенное состояние души, отсутствие тревоги, сомнения, волнения, забот 

Понятие об эмоциях и чувствах в психологии

Если сказать о чувства и эмоциях в психологии кратко – это переживания индивида, его субъективное отношение к себе и окружающему его миру. Чувства и эмоции являются взаимосвязанными, но в тоже время различающимися явлениями эмоциональной сферы индивида.

Чувства в психологии

Чувство — сложное и постоянное эмоциональное переживание личности, относительно устойчивое и длительное. Чувство включает в себя широкий спектр эмоций.

Переживания чувств свойственны исключительно людям, являются социально обусловленными. Чувство собственного достоинства, стыд и гордость способен переживать только человек.

Виды высших чувств в психологии

Высшие чувства в психологии – это особая группа чувств, отражающая эмоциональное отношение человека к действительности социума. Принято различать:

  1. Нравственные чувства – это то, что личность испытывает при восприятии действительности, в сравнении с общепринятыми социальными нормами.
  2. Эстетические чувства – это переживания, связанные с отношением индивида к прекрасному (либо безобразному).
  3. Интеллектуальные чувства — связанны с возникающими переживаниями в процессе познавательной деятельности.

Эмоции в психологии

Эмоция – это более простая, субъективная реакция индивида на внешние и внутренние раздражители, связанная с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности. Эмоции в отличие от чувств кратковременны, переживаются человеком «здесь и сейчас».

Первичное впечатление носит всегда эмоциональный характер, являясь реакцией на какой-либо раздражитель.

Виды эмоций

Эмоции принято разделять на простые и сложные. К первым относятся эмоции, связанные с удовлетворением первичных потребностей. Они могут вызвать удовольствие или напротив неудовольствие, быть приятны и неприятны. Ко второй группе относят те переживания, которые в процессе жизнедеятельности индивида, превратились в более сложные и связаны с осознанием, пониманием их значимости.

К сложным фундаментальным эмоциям относят:

  • Радость;
  • Удивление;
  • Страдание;
  • Гнев;
  • Отвращение;
  • Стыд.

Формы проявления эмоциональных состояний:

  1. Аффекты – сильные, кратковременные эмоциональные переживания индивида, возникшие неожиданно. Сопровождаются аффекты резкими, бесконтрольными изменениями сердечных ритмов, дыхания, нарушения функционирования секретных желез и т.д.
  2. Стрессы – психологическое перенапряжение, реакция организма на неблагоприятное воздействие и нарушение эмоционального спокойствия человека.
  3. Настроение – относительно длительное состояние, окрашивающее течение психических процессов в определенный период времени.
  4. Страсть – устойчивое и доминирующее переживание, связанное со стремлением к объекту, которым может быть, как человек, так и предмет или идея. Это сложная эмоция, тесно связанная с волевыми качествами человека.

На сегодняшний день учиться на психолога – это не только престижно, но еще и востребовано!

Эмоции, по своему влиянию на организм человека, разделяют на активные (стенические) и пассивные (астенические). Активные способны повысить жизнедеятельность, тогда как пассивные наоборот подавить жизненные процессы организма.

К стеническим относят положительные эмоции — восторг, радость и т.д. В момент переживания таких эмоций, у людей происходит расширение кровеносных сосудов, благодаря чему улучшается питание внутренних органов и мозга. Это в свою очередь способствует улучшению умственной и физической деятельности.

При астенических эмоциях (грусть, печаль и т.д.), происходят противоположные процессы. Сосуды сужаются, самочувствие ухудшается, может возникнуть одышка и озноб. Продуктивность в такие моменты падает и появляется апатия.

Затянувшиеся астенические эмоции способны тормозить все процессы, происходящие в человеческом организме. Чувства и эмоции влияют не только на психические процессы человека, но и на весь организм в целом.

Ах, сантименты…Сантименты…

Что такое эмоции? Определение этого термина — сложное и еще недостаточно открытое психологами явление. Вероятнее всего, будет сложно ответить на такой вопрос буквально. В настоящее время точного толкования этого слова не существует. Однако тем больше просторов для фантазии.

Эмоции – это психические реакции любого индивида, вызванные в ответ на разные раздражающие факторы, которые сопровождаются внешними и внутренними переживаниями. Чаще всего этот процесс средней продолжительности и интенсивности. Природа возникновения их тесно связана с удовлетворением основных потребностей индивида: нравственных, интеллектуальных, эстетических и т. д. Эмоции и чувства отражают отношение человека к самому себе, другим людям, окружающей действительности.

Основные функции эмоций

Отражательно-оценочная функция. Значимость предметов и ситуаций, которые необходимы для достижения целей и удовлетворения потребностей человека оценивается при помощи эмоций. Эмоции — система сигналов, дающая возможность понять значимость событий.

Побудительная функция. Оценивая происходящее, человек побуждает себя к какому-либо действию. С.Л.Рубинштейн утверждал, что эмоция заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него.

Активирующая функция имеет тесную связь с побудительной. Эмоции обеспечивают необходимый уровень деятельности центральной нервной системы человека. На динамику, темп, ритм деятельности влияют различные эмоциональные состояния. Положительные эмоции, такие как радость, уверенность, придают динамику процессам деятельности, побуждают человека к активным, интенсивным действиям. Ученым Д Хеббом доказана зависимость эффективности деятельности человека от уровня его эмоционального состояния. Хебб называет такую зависимость криволинейной, «колоколообразной». Чтобы достичь высокого результата деятельности, нужно иметь оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Нежелательны слишком слабые и очень сильные эмоциональные состояния. Оптимальный уровень обеспечивает максимум эффективности в процессе деятельности. Он зависит от условий выполняемой деятельности, индивидуальных свойств человека, вовлеченного в деятельность.

Замечание 1

Если эмоции слабые, значит человек имеет недостаточную мотивацию. Если эмоции слишком сильные, человек становится неорганизованным, неуправляемым, что разрушает деятельность.

Регулирующая функция. Эмоции регулируют, направляют деятельность человека, ограничивая или, напротив, расширяя ее. Когда возникает эмоциональное отношение к объекту, это оказывает влияние на мотивацию деятельности на всех ее этапах. При помощи эмоций дается субъективная оценка происходящего. Это означает, что одно и то же событие может быть по-разному эмоционально воспринято.

Синтезирующая функция. Отдельные события и факты выстраиваются в одно целое при помощи эмоций. Ученый А.Р.Лурия доказал, что множество образов, которые напрямую или косвенно связаны с объектом, породившим сильное эмрциональное переживание, в сознании человека объединяются в устойчивый комплекс. Если актуализируется один элемент, воспроизводятся в сознании другие составляющие этого комплекса, иногда даже против желания человека.

Смыслообразовательная функция. Действия человека обретают смысл благодаря эмоциям. А.Н.Леонтьев утверждал, что успешные действия, совершаемые за день, могут не удовлетворить человека и даже испортить ему настроение. Отрицательный осадок будет едва прослеживаться на фоне забот в течение дня. Но когда человек начинает мысленно анализировать прожитый день, в памяти возникает определенное событие. Настроение приобретает предметную соотнесенность, возникает сигнал, указывающий на событие, которое оставило неприятные ощущения. Это может быть негативная реакция на чей-то поступок, более успешный. Человек думал и действовал правильно, как ему казалось, и это было главным мотивом его деятельности, но на деле вышло не совсем так.

Защитная функция. Сильные эмоциональные переживания, такие как страх, посылают сигнал человеку об опасности и способствуют тому, чтобы он тщательно продумал свои действия. То есть страх — защита человека от неприятных последствий.

Экспрессивная функция. Все эмоции содержат экспрессивный компонент. За счет него человек устанавливает отношения с другими людьми.

Вопрос функций эмоций разрабатывался многими учеными, существует несколько классификаций, в том числе Симонова, Леонтьева, Вундта.

Значимость эмоций огромна в жизни человека. Ученые психологи сочли необходимым четко дифференцировать их. Немецкий философ И.Кант выделил два вида эмоциональных состояний по степени активации: стенические и астенические эмоции.

Стенические эмоции вызывают повышение активности человека, астенические, напротив, снижают ее. Эмоции могут быть положительного и отрицательного характера, интенсивными, длительными, осознанными и неосознанными.

Замечание 2

Человеческие эмоции можно различать по модальности, качеству переживаний.

Психолог К.Изард выделяет десять главных эмоций, три из них положительные, семь — отрицательные.

Как управлять своими эмоциями?

Умение контролировать свои эмоции необходимо каждому человеку. На это есть свои причины. Эмоции часто возникают в неподходящем месте, в неудобное время. Переживания могут задевать окружающих людей. Переполненные эмоциями люди не могут правильно сконцентрироваться на работе и хорошо отдохнуть. Умение правильно контролировать свои духовные порывы – признак развитой и воспитанной личности. Как управлять своими эмоциями? Специалисты предлагают:

наблюдать за мимикой; контролировать дыхание; управлять настроением; обращать внимание на жестикуляцию; не допускать негативных мыслей