Концепции выготского: современная актуальность и актуальная современность

Лев Выготский: биография

Лев Семенович Выготский родился в 1896 году в семье коммерсанта и учительницы, получил хорошее домашнее образование, позволившее ему сдать экзамены за 5 классов и поступить сразу в 6-й класс гимназии. В студенческие годы он успел поучиться на медицинском и юридическом факультете Московского университета, и, в конце концов, сделал выбор в пользу историко-философского факультета университета Шанявского.

Его научные интересы были чрезвычайно многогранны, а опыт преподавательской работы весьма разнообразен. В разное время он читал лекции в профтехшколах, педагогическом техникуме, на курсах переподготовки воспитателей дошкольных учреждений и даже в консерватории.

Пик научной активности Льва Выготского пришелся на 20-е и начало 30-х годов ХХ столетия, однако многие его изыскания актуальны до сих пор. Его работы выдержали множество переизданий, и издаются по сей день. В целом научное наследие Выготского можно сгруппировать по трём основным направлениям, в которых он добился наиболее впечатляющих результатов, актуальных и востребованных до настоящего времени.

Основные концепции Выготского:

  1. Культурно-историческая концепция и учение о высших психологических процессах.
  2. Эстетическая искусствоведческая концепция.
  3. Педагогическая концепция.

Интересно, что еще в юности Выготский изменил одну букву своей фамилии, чтобы, выражаясь современным языком маркетинга, «отстроиться» от биографии и успехов своего двоюродного брата Давида Выгодского. Как показало время, ему это удалось в полной мере. После его смерти популярность работ ученого стала настолько велика, что многие современники называли это явление не иначе, как «культ Выготского».

Представление

Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Представления памяти – представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом к.л. предмета или явления.

Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и её творческой переработки.

Представления характеризуются на: наглядность, фрагментарностью, неустойчивость, непостоянство.

Функции п-я: сигнальная, регулирующая, настроечная.

Классификация основных видов пре-й: по видам анализаторов (зрительные , слуховые, обонятельные, осязательные), по степени обобщённости(единичные, общие), по степени волевых усилий(непроизвольные. произвольные).

Влияние на развитие науки

В мировой психологии теория Выготского о культурно-историческом развитии личности приобрела популярность в 70-х годах, когда книги ученого начали издаваться на Западе. Появилось множество трудов, посвященных осмыслению и развитию его идей.

Американские и европейские психологи применяют находки Выготского для разработки методик изучения иностранных языков и даже исследования современных компьютерных технологий. В контексте культурно-исторической теории рассматриваются возможности новых форм обучения: дистанционного и электронного. Ученые Д. Париси и М. Миролли предложили использовать достижения советского психолога для придания роботам более «человечных» черт.

В России теории Выготского развивали и переосмысляли ученики и последователи. Среди них выдающиеся ученые П. Гальперин, А. Леонтьев, В. Давыдов, А. Лурия, Л. Божович, А. Запорожец, Д. Эльконин.

В 2007 году издательство Кембриджского университета опубликовало крупное исследование работ Л. С. Выготского. В его создании принимали участие ученые из десяти стран мира, включая Россию.

Распространение и популярность идей Выготского

После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов.

Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.

Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.

Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.

Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития.

Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования.

В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей.

Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.

По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.

Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.

Культурно-историческая теория. Суть

Основная психологическая теория Выготского начала складываться с его ранних публикаций в журналах и приобрела законченную форму в 30-х годах. Ученый настаивал на том, чтобы рассматривать социальную среду, в которой находится ребенок, как главный фактор в развитии личности.

Лев Семенович считал, что причина кризиса современной ему психологии состояла в том, что исследователи рассматривали только примитивную сторону человеческого сознания, при этом игнорируя высшие функции. Он различал два уровня поведения:

  • натуральный, непроизвольный, сформировавшийся путем эволюции биологических процессов;
  • культурный, основанный на историческом развитии человеческого общества, управляемый.

Выготский считал, что сознание имеет социокультурную, знаковую природу. Знаки формируются обществом в историческом контексте и влияют на перестройку психической деятельности ребенка. Ученый утверждал, что речь — важнейший фактор психологического развития. Она объединяет физический, культурный, коммуникативный и смысловой уровни сознания.

Высшие психологические функции при помощи знаков (в основном, речи) перенимаются извне и только потом становятся частью внутреннего мира человека. Выготский вывел понятие социальной ситуации развития. Оно может быть ступенчатым, эволюционным или кризисным.

Соотношение обучения и развития

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности. Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.

Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:

  1. Обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса. Развитие рассматривается как процесс, протекающий по типу созревания, а обучение — как чисто внешнее использование возможностей развития. Обучение надстраивается над развитием и ничего не меняет в нем по существу. При анализе умственного развития стараются разделить то, что идет от развития, и то, что идет от обучения.
  2. Обучение и развитие – два тождественных процесса. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Ребенок развит настолько, насколько обучен.
  3. Обучение и развитие – тесно связанные между собой процессы. Развитие понимается дуалистически: есть развитие как созревание и есть развитие как обучение. С одной стороны, развитие мыслится как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, отождествляется с развитием. Развитие (созревание) подготавливает и делает возможным процесс обучения, а обучение как бы стимулирует процесс развития (созревания). Процессы обучения и развития разводятся, и одновременно устанавливается их взаимосвязь.

Этим теориям Выготский противопоставляет свою, согласно которой обучение и развитие — не два независимых процесса или один и тот же процесс; существует «единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития «. По мнению Выготского, неверно ни отождествлять процессы обучения и развития, ни предполагать, что процесс развития совершается независимо от процесса обучения. Он утверждает, что между обучением и развитием существуют сложные отношения.

Лев Выготский: биография

Лев Семенович Выготский родился в 1896 году в семье коммерсанта и учительницы, получил хорошее домашнее образование, позволившее ему сдать экзамены за 5 классов и поступить сразу в 6-й класс гимназии. В студенческие годы он успел поучиться на медицинском и юридическом факультете Московского университета, и, в конце концов, сделал выбор в пользу историко-философского факультета университета Шанявского.

Его научные интересы были чрезвычайно многогранны, а опыт преподавательской работы весьма разнообразен. В разное время он читал лекции в профтехшколах, педагогическом техникуме, на курсах переподготовки воспитателей дошкольных учреждений и даже в консерватории.

Пик научной активности Льва Выготского пришелся на 20-е и начало 30-х годов ХХ столетия, однако многие его изыскания актуальны до сих пор. Его работы выдержали множество переизданий, и издаются по сей день. В целом научное наследие Выготского можно сгруппировать по трём основным направлениям, в которых он добился наиболее впечатляющих результатов, актуальных и востребованных до настоящего времени.

Основные концепции Выготского:

  1. Культурно-историческая концепция и учение о высших психологических процессах.
  2. Эстетическая искусствоведческая концепция.
  3. Педагогическая концепция.

Интересно, что еще в юности Выготский изменил одну букву своей фамилии, чтобы, выражаясь современным языком маркетинга, «отстроиться» от биографии и успехов своего двоюродного брата Давида Выгодского. Как показало время, ему это удалось в полной мере. После его смерти популярность работ ученого стала настолько велика, что многие современники называли это явление не иначе, как «культ Выготского».

Выготский развитие высших психических функций pdf. 126

РИМЕЧАНИЯ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ высших ПСИХИЧЕСКИХ
ФУНКЦИЙ

Эта работа была написана Л. С. Выготским в 1930—1931 гг. как
общетеоретическая часть большого (оставшегося ненаписанньм) исследования. В этой части автор останавливается на наиболее важ. ных для него теоретических ‘положениях о социальном происхождении и опосредствованной структуре высших психических функций,
а также рассматривает основные принципиальные пути их исследования, выдвигая мысль об анализе на «единицы», сохраняющие все
черты, специфические для высших психических функций, и ипротивопоставляя этот метод анализу на «элементы», при котором эта специфичность теряется и который в конечном итоге приводит лишь к
выделению наиболее общих, неспецифических для психологии человека закономерностей.

Противопоставляя во многих` местах «культурное» и «натуральное» развитие психических процессов, автор понимает перзое как
возникающее в процессе общественно-исторического развития, под
влиянием усвоения общечеловеческого опыта, которое и приводит ко
формированию высших психических функций. Поэтому выражения
«культурная» и «высшая психическая» функции во многих отношениях являются синонимами. |

Противопоставление «культурного» и «естественного» развития
психических процессов не раз встречало критику и не принималось
многими советскими психологами; справедливо указывалось,
что такое противопоставление является слишком схематичным и что
в понятии культурного развития еще не раскрывается вся конкретная сущность общественно-исторических влияний, под воздействием
которых развиваются психические процессы. Однако при всем этом
введение указанных понятий Л. С. Выготским было первой полыткой
подойти к анализу высших психических процессов как результату
общественно- -исторического развития.

В дальнейших (в ненаписанных) главах труда Л. С. Выготский
предполагал дать анализ развития отдельных высших психических
функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и т. д.). Данная
работа печатается по рукописи и публикуется впервые. В авторском
экземпляре книга посвящена сотруднику и другу Л. С. Выготского Леониду Соломоновичу Сахарову.

Теоретические предпосылки

Культурно-исторической психологии как таковой не было при жизни Выготского. Он так и не разработал собственную теорию развития и, по его собственному признанию, умер на пороге новой психологической теории сознания .

Выготский верил в « нового человека », которого он называл «сверхчеловеком» будущего коммунистического общества, и выступал за психологическую теорию, которая объясняла бы переход от фактического уровня человеческого развития к потенциальному уровню «сверхчеловека». . С этой целью он утверждал, что развитие «высших психологических функций» является результатом воздействия общества (включая, согласно марксистским принципам , его экономическую основу и производственные отношения) и культуры в целом. Эта идея была хорошо известна по крайней мере за пятьдесят лет до Выготского, поддерживалась рядом других психологов и часто обсуждалась под названием « социогенез ». В отличие от фрейдовской и фрейдистской « глубинной психологии » и бихевиористов (и многих других) «поверхностной психологии» обычных людей в их повседневной среде, Выготский постулировал собственную «пиковую психологию», которая фокусировалась бы на высшем, «пиковые» показатели людей в их реальной жизни и потенциале, будущие «сверхчеловеческие» способности. Эта «пиковая психология» так и не была реализована и в значительной степени оставалась интересным и многообещающим, но утопическим научным проектом, представляющим значительный интерес в современном контексте психологических исследований 21 века.

Выготский и язык

Выготский считал, что язык развивается из социальных взаимодействий с целью общения. Я видел язык как лучший инструмент для людей, способ общения с внешним миром. По словам Выготского, язык играет две важнейшие роли в когнитивном развитии:

  1. Это основной способ передачи информации взрослым детям..
  2. Сам язык становится очень мощным инструментом интеллектуальной адаптации.

Выготский различает три формы языка:

  • Социальная речь, которая является внешним общением, используемым для общения с другими людьми (обычно в возрасте двух лет).
  • Частная речь (типично для трехлетнего возраста), который направлен на себя и имеет интеллектуальную функцию.
  • Внутренняя речь, которая является менее слышимой частной речью и имеет саморегулирующуюся функцию (типичная в возрасте семи лет).

Для Выготского мысль и язык — это две системы, изначально отделенные от начала жизни, которые объединяются в возрасте около трех лет..

На этом этапе речь и мысль становятся взаимозависимыми: мысль становится словесной, а речь становится репрезентативной. Когда это происходит, монологи детей усваиваются, чтобы стать внутренней речью. Интернализация языка важна, так как она ведет к когнитивному развитию..

Выготский был первым психологом, который задокументировал важность частной речи, рассматривая ее как точку перехода между социальной речью и внутренней речью, моментом развития, в котором язык и мысль объединяются для формирования вербальной мысли.. Таким образом, личная речь, с точки зрения Выготского, является самым ранним проявлением внутренней речи

Несомненно, частная речь больше похожа (по своей форме и функциям) на внутреннюю речь, чем на социальную речь

Таким образом, личная речь, с точки зрения Выготского, является самым ранним проявлением внутренней речи. Несомненно, частная речь больше похожа (по своей форме и функциям) на внутреннюю речь, чем на социальную речь.

Доказательства, которые демонстрируют теории Выготского

Лиза Фрейнд — эволюционный психолог и когнитивный нейробиолог, которая проверила теории Выготского в 1990 году. Для этого я провожу исследование, в котором группа детей должна была решить, какую мебель им поставить в определенных местах кукольного домика..

Некоторым детям разрешалось играть со своими матерями в аналогичной ситуации, прежде чем пытаться выполнить задачу самостоятельно (зона ближайшего развития), в то время как другим разрешалось работать в одиночку с самого начала..

Последний известен как «обучение на открытии», термин, введенный Пиаже для определения идеи, что дети учатся больше и лучше, активно изучая и делая что-то одно. После первой попытки обе группы детей предприняли вторую попытку в одиночку.

Фрейнд обнаружил, что те дети, которые ранее работали со своими матерями, то есть те, кто работал в зоне ближайшего развития, показали значительное улучшение, сравнивая свою первую попытку в задании со второй.

Дети, которые работали в одиночку с самого начала, получили худшие результаты по заданию. Вывод этого исследования заключается в том, что управляемое обучение в зоне ближайшего развития привело к лучшему решению задачи, чем обучение путем открытия.

Личностно-деятельный подход

Лев Семенович Выготский считал, что человеческая личность формируется в процессе сложного взаимодействия со средой. Не существует немотивированной деятельности. Ее мотив происходит из определенной потребности. Психическое развитие индивида направлено на формирование внутренних действий, направленных на достижение сознательных целей.

Теория личности Выготского ставит в центр процесса обучения самого учащегося, его цели, мотивы, индивидуальные психологические особенности. Учитель определяет направление и методы обучения, исходя из интересов и перспектив ребенка.

Жизненный путь Льва Семёновича Выготского

Настоящим его именем было Лев Симхович Выгодский. Одну букву в своей фамилии он впоследствии поменял, чтобы его не путали с двоюродным братом – известным советским литератором Давидом Исааковичем Выгодским.

Родители Л. С. Выготского были довольно обеспеченными евреями, жившими в городе Орша (Могилёвская губерния). Всего у них было восемь детей; кроме того, в качестве девятого был принят упомянутый выше Давид Исаакович, у которого рано умер отец.

Начальное образование Выготский получал дома, у частного педагога. После этого он поступил сразу в шестой класс государственной гимназии, а старшие классы заканчивал уже в частной еврейской школе. С частными учителями изучил несколько языков, в том числе и английский. Самостоятельно он изучил даже эсперанто – «модный» в те годы искусственный язык.

После школы Выготский поступил в Московский университет. Вначале учился на медицинском факультете, но затем перевёлся на юридический. Вскоре, будучи студентом, он начинает публиковать свои первые научные работы, а также писать статьи для журналов. Это были, в частности, еврейский журнал «Новый путь», созданный М. Горьким журнал «Летопись», а также «Новый мир». В своих статьях Выготский рассуждал, в частности, об антисемитизме в Российской империи. Примечательно, что в своих статьях он выражал резкое неприятие идей социализма и коммунизма.

В 1917 году Выготский оставил Московский университет и перебрался в располагавшийся в Москве муниципальный Университет имени Шанявского, где и окончил своё обучение. После революции работал на различных должностях в разных городах, в том числе в Киеве, Гомеле, Самаре. Он был учителем, заведующим в культурных учреждениях, издавал литературный журнал «Вереск» и сборник стихов Ильи Эренбурга.

С 1922 года работал преподавателем в Гомельском педагогическом техникуме, а также занимался организацией психологических лабораторий в Гомеле и Москве. В 1923 – 1924 годах Выготский представил результаты своих работ на Всероссийском психологическом съезде. Там же он встретил Александра Лурию – известного психолога, с которым начал тесное сотрудничество. Впоследствии вокруг двух этих психологов собрался своеобразный интеллектуальный кружок – «Круг Выготского – Лурии».

Всё последнее десятилетие своей жизни Выготский прожил в Москве. Тогда же он предпринял свой единственный выезд за границу: посетил Лондон, где проходила Международная конференция по просвещению глухонемых детей.

Педагогическая концепция

И, пожалуй, наиболее значимое научное наследие, оставленное Выготским, это его работы в области детской психологии. Можно даже сказать, что сам факт выделения детской психологии в отдельную науку во многом является личной заслугой Льва Выготского.

Так, он исследовал взаимосвязи между обучением и развитием, мышлением и речью, творчеством и воображением, социальной средой и задержками умственного развития. Он вывел основные принципы воспитания глухонемых и незрячих детей, детей с признаками умственной отсталости, а также предложил свою классификацию в дефектологии.

Основные дефекты развития (по Выготскому):

  1. Дефекты воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота).
  2. Дефекты частей ответного аппарата, отсутствие рабочих органов (калеки).
  3. Дефекты центральной нервной системы (слабоумие).

Значение предложенной Выготским классификации чрезвычайно велико, так как от типа дефекта напрямую зависит тип компенсации и развитие компенсаторного механизма у детей в будущем. Все эти нюансы тщательно рассмотрены в работах Выготского и оформлены в виде конкретных рекомендаций и педагогических приемов по работе с детьми, имеющими дефекты развития. Заметим, что наличие прикладных и методических материалов повышает ценность инноваций в образовании.

Эти рекомендации находят применение в специализированных учебных заведениях и интернатах, а также обретают особую актуальность в связи с развитием инклюзивного обучения, то есть совместного обучения детей с обычными и особыми образовательными потребностями в обычных общеобразовательных школах. Также работы Выготского полезны родителям, желающим разобраться в педагогических и психологических проблемах воспитания детей.

Интересно, что, исследуя развитие как нормотипичных детей, так и детей с дефектами развития, Выготский нашел общие закономерности в работе с обеими категориями. Как оказалось, обучение и развитие нормотипичных и имеющих отклонения детей подчиняются общим принципам.

Основные принципы обучения и развития:

  1. Обучение не тождественно развитию.
  2. Обучение должно опережать развитие.
  3. Обучение должно проходить в «зоне ближайшего развития».

Таким образом, Выготский ввел в детскую психологию понятие «Зона ближайшего развития». В двух словах, это то, что ребенок уже в состоянии осознать и понять, но еще не может сделать полностью самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Например, ребенок понимает необходимость завязывать шнурки на ботинках, но не может завязать их сам, ребенок знает цифры, но пока не умеет их складывать и вычитать. Если в этот момент взрослые придут на помощь и покажут, как завязывать шнурки, расскажут, что такое сложение и вычитание, то очень скоро ребенок сможет справляться с этими задачами самостоятельно.

Показательно, что принцип обучения в «зоне ближайшего развития» следует применять и к детям с дефектами развития. В противном случае, если обучение будет потакать текущему уровню и физическому состоянию ребенка, то он рискует остаться на том же уровне, либо развиваться очень медленными темпами. Вот таковы основные концепции Выготского, сохранившие актуальность по ситуации на сегодняшний день. Заметим, что это далеко не полный перечень направлений, в которых Лев Выготский проводил научные исследования.

Тем, кто хотел бы дать своим детям больше и воспитать их гармонично развитыми личностями, были бы интересны работы ученого, посвященные сенситивным периодам развития, то есть периодам максимальных возможностей для наиболее эффективного формирования какого-либо знания, навыка, чувственного восприятия. Зная особенности разных сенситивных периодов, можно выбрать оптимальное время для начала обучения детей музыке, рисованию, математике.

Тем, кого пугает привычка ребенка разговаривать с самим собой, стоит прочитать книгу Выготского «Мышление и речь», чтобы понять, насколько этот этап необходим для формирования внутренней, а затем и грамотной письменной речи. Поэтому читайте, узнавайте больше и обязательно применяйте полученные знания на практике!

Советуем также прочитать:

Зона ближайшего развития
Метод изучения психологии Вундта
Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра
Как развивать мышление ребенка
«Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
Философия конвенционализма
Критерии личности
Внимание человека: что это и как оно работает
Теории и концепции Эмиля Дюркгейма
Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Зона ближайшего развития (ЗБР)

Для объяснения вопроса о влиянии обучения на развитие Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка:

  1. Зона актуального развития – уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития.
  2. Зона ближайшего развития (ЗБР). Обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи. Это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. ЗБР – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития. И потому Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться  не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития ребенка). То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно. Таким образом, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка.

Патология мышления

Есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников), а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

Один из видов необычного мышления получил название аутизма.

Аутистическое мышление продолжает иллюзии, а не истины.

Однако аутизм, считал Блейлер, имеет определенную ценность. Он снимает излишнюю напряженность у человека, успокаивает его, иногда усиливает стремление к позитивной цели. «Нужно представлять себе цель более желанной, чем она есть на самом деле, чтобы повысить свое устремление к ней; не нужно детально представлять себе все трудности и их преодоление, в противном случае человек не сможет приступить к действию… и его энергия ослабеет».

Расстройство формы ассоциативного процесса: нарушения темпа мышления, нарушение подвижности мышления , нарушение целенаправленности мышления, нарушение грамматического строя речи.

Расстройство содержания мышления: навязчивые идеи, свехценные идеи, бред.