Направления обучения
Анонс программ (122)
Безопасность жизнедеятельности в социальной сфере (23)
Хит!
Бухгалтерский учет (31)
Государственная служба и юриспруденция (19)
Дефектология (59)
Хит!
Дизайн. Программы от партнеров (21)
Документоведение и делопроизводство (9)
Дошкольное образование (71)
Хит!
Индустрия красоты (4)
Хит!
Культура и искусство (16)
Хит!
Логопедия (46)
Хит!
Маркетинг и продажи (3)
Менеджмент и управленческие компетенции (31)
Начальное образование (21)
Охрана труда и жизнедеятельности (2)
Педагогика (24)
Педагогика дополнительного образования (41)
Педагогика профессионального образования (19)
Предметная подготовка учителей (63)
Психология (82)
Хит!
Сельское хозяйство (12)
Социальная работа (14)
Управление персоналом и кадровое делопроизводство (18)
Физическая культура и спорт (38)
Экономика и финансы (8)
Программа даст ответы на вопросы:
- Какими нормативно-правовыми актами и инструкциями регулируются должностные обязанности педагога-библиотекаря?
- Какие существуют общие закономерности воспитания, развития и обучения?
- Что изучает библиотековедение?
- Что необходимо предпринять для грамотной организации школьной библиотеки?
- Как можно описать социально-культурную деятельность в качестве целостного явления?
- Какие перспективные способы и приёмы библиотечно-педагогической работы в сфере воспитания средствами литературы и чтения следует знать и использовать школьному библиотекарю?
Результаты и перспективы:
- Вы обладаете нужными компетенциями для трудоустройства в библиотечный отдел российской государственной или частной гимназии, лицея, школы, кадетского корпуса.
- Вы обеспечиваете доступ учащимся и учителям к информационно-справочным ресурсам, которые помогают получить качественное начальное, основное общее, среднее общее образование.
- Благодаря вашей работе школьники учатся работать с дополнительной литературой, приобретают навыки поиска нужной для учебной деятельности информации, начинают увлекаться чтением художественных произведений.
Специфика
Согласно проекту профстандарта, обучение должно проводиться в течение всего периода работы с периодичностью 1 раз в 5 лет. Оно необходимо для усовершенствования навыков, овладения новыми знаниями и технологиями. Существует несколько важных моментов, о которых стоит упомянуть:
- Директор библиотеки обязан направить сотрудника на обучение, если изменились профессиональные стандарты.
- Если работник отказывается пройти курсы, администрация вправе провести аттестацию или направить его на независимую оценку. Это необходимо для подтверждения его уровня квалификации.
Обычная трудоемкость курсов повышения квалификации – от 16 до 108 академических часов. Обучение проводится в очной, заочной, очно-заочной и дистанционной форме. По окончанию сдается небольшой экзамен (часто в виде теста). Слушателю курсов выдается удостоверение с указанием даты, темы и места проведения занятий.
Программы
В системе ДПО сегодня существует две основные программы переподготовки библиотекарей, которые разработаны с учётом существующих квалификаций. В их учебных планах акцент делается на разных дисциплинах:
Основные дисциплины для библиотекарей | Основные дисциплины для педагогов-библиотекарей |
---|---|
|
|
Трудоёмкость программ зависит от образовательной организации, но не может быть меньше 250 академических часов.
Требования к Слушателям:
Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:
Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:
- Паспорта.
- Страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
- Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании*.
- При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
- Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию
Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.
Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.
Требования к Слушателям:
Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
- Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*.
- Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
- Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
- Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
- Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.
Применение результатов обучения
Основное направление деятельности выпускников данного курса — библиотечное дело. Работа библиотекаря в современных условиях видоизменяется, совершенствуется, приобретает новые формы. С появлением интернета библиотеки утратили монополию на хранение книжной информации, что привело к оттоку читателей. Сегодня на первый план выходит задача привлечения клиентов и поиска путей их эффективного обслуживания. Для этого широко применяются информационные технологии, проводятся промо-мероприятия, способствующие продвижению интереса к книге и чтению. Данный курс позволит освоить эти технологии.
Слушатели программы могут трудоустроиться библиотекарями в библиотеки всех уровней и форм собственности.
Какими личностными качествами должен обладать библиотекарь?
Профессия библиотекаря подразумевает частое и непосредственное общение с самыми разными людьми, поэтому работник библиотеки, в первую очередь, должен быть вежливым, толерантным и коммуникабельным. Не менее важным в работе библиотекаря является опрятный внешний вид и грамотная речь. Кроме того, специфика работы требует от библиотекаря наличия таких личностных качеств, как:
- хорошая память – помогает легко ориентироваться в лабиринте стеллажей и книжных полок;
- внимательность и кропотливость – незаменимы при составлении каталогов и картотек;
- аккуратность и ответственность – необходимы при работе с редкими изданиями из библиотечных архивов.
Необходимо также отметить, что поскольку в современных библиотеках активно внедряются компьютерные технологии (в том числе, оцифровывание библиотечных фондов и каталогов) сегодня библиотекарь должен ко всему прочему обладать еще и склонностью к саморазвитию и освоению новых навыков и инструментов библиотечного дела.
Какие навыки нужны?
В ходе осуществления трудовой деятельности данному специалисту необходимо:
- ориентироваться в разных жанрах литературы;
- знать, как осуществляется каталогизация, учет и обработка книжного фонда;
- уметь работать в компьютерных программах, применяемых в библиотеках;
- обладать знаниями
- понимать информацию, содержащуюся в библиографических описаниях;
- иметь представление о порядке подготовки конференций, выставок,
- иметь навыки коммуникации с людьми.
Требования к Слушателям
Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
- Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*.
- Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
- Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
- Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
- Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.
Результаты и перспективы:
- Вы умеете осуществлять деятельность библиотекаря, компетентны в вопросах культурного обслуживания посетителей.
- Вы способны работать с посетителями в читальном зале и на абонементе, осуществлять выкладку и выдачу книг, их библиографическое описание, создание каталогов, комплектовать фонд, вносить новые поступления в каталоги и базы данных, организовывать мероприятия по пропаганде книги и чтения.
- Закончив дистанционный курс обучения на библиотекаря, вы можете трудоустроиться в информационно-библиотечные учреждения. Труд библиотекаря ценен для вовлечения граждан в самообразование и самовоспитание, он способствует культурному росту посетителей библиотек.
Преподаватели
Наши преподаватели результаты научной работы
Важнейшей особенностью обучающих дисциплин Института дополнительного образования РНБ является их тесная связь с практической деятельностью современных библиотек. Читающие лекции и ведущие практические занятия специалисты являются действующими руководителями структурных подразделений РНБ, ответственными исполнителями ее основных научных проектов, активными деятелями Российской библиотечной ассоциации, организаторами международных и всероссийских научных конференций и научно-практических семинаров, ведут методическую и консультационную работу с библиотеками Российской Федерации.
Обучающиеся не только знакомятся с авторскими курсами и методиками, приобретают актуальные знания по основным направлениям деятельности библиотек, но и получают уникальную возможность непосредственного общения с ее лидерами, формирующими основы современного библиотечного сообщества. В процессе обучения формулируются рекомендации и решения по конкретным вопросам повседневной библиотечной работы.
Проблемы, обсуждаемые в процессе обучения, в значительной мере являются общими для учреждений науки и культуры различной ведомственной подчиненности — не только библиотек, но и музеев, архивов, научно-образовательных, научно-исследовательских и других организаций. Сотрудники этих учреждений получают в Институте дополнительного образования РНБ квалифицированное образование по программам, соответствующим их профессиональным запросам.
Где можно получить профессию библиотекаря?
Курсы профессиональной переподготовки библиотекарей в МАСПК. Мы предлагаем пройти дистанционное обучение по индивидуальному графику с выдачей диплома установленного образца.
.
Чтобы получить профессию библиотекаря не обязательно поступать в ВУЗ. Будущие библиотекари могут освоить эту профессию как в профильном колледже или техникуме, так и в высшем учебном заведении, имеющем соответствующий факультет. Правда средне-специальное библиотечное образование накладывает определенные ограничения на карьерное продвижение, поскольку стать заведующим отдела или всей библиотеки можно только при наличии высшего образования.
Поэтому, если у Вас нет амбициозных карьерных планов, и Вы мечтаете просто пополнить ряды «хранителей книг» то Вы можете ограничится обучением в одном из профильных колледжей (например, пройти обучение в Московском Гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств по специальности «Библиотековедение»). Если же вы рассчитываете в дальнейшем возглавить отдел или всю библиотеку, то лучше получить высшее образование в одном из таких ВУЗов, как:
- Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
- Московский государственный университет культуры и искусств
- Алтайская государственная академия культуры и искусств
- Белгородский государственный институт культуры
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Московский городской педагогический университет
Москва
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 118 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 295 000,00 ₽ |
Арктический государственный институт искусств и культуры
Якутск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 268 680,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 50 000,00 ₽ |
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 50 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 268 680,00 ₽ |
Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей
Оренбург
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 223 897,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 30 757,00 ₽ |
Российский государственный социальный университет
Москва
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 220 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 50 000,00 ₽ |
Московский государственный лингвистический университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 208 200,00 ₽ |
Хабаровский государственный институт искусств и культуры
Хабаровск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 57 200,00 ₽ |
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 52 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 205 800,00 ₽ |
Сибирский федеральный университет
Красноярск
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 199 616,00 ₽ |
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Калининград
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 80 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 191 800,00 ₽ |
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Екатеринбург
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 191 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 65 800,00 ₽ |
Томский государственный университет
Томск
Зарплата библиотекаря
Уровень доходов таких специалистов чаще всего не высок. Исключение могут составлять передовые библиотеки в больших городах, получающие хорошее финансирование и/или пользующиеся большой популярностью у читателей, оказывающие платные услуги. Однако библиотекари – это работники государственных учреждений, поэтому не самая большая заработная плата у них компенсируется наличием полного соцпакета.
Карьерный рост
Рядовой библиотекарь со временем может занять руководящую должность, заняться комплектацией фонда, стать заведующим библиотекой.
Профессиональные знания
- Библиотековедение.
- Библиографоведение.
- Библиотечные фонды.
- Библиотечно-информационное обслуживание.
- Документоведение.
- Менеджмент библиотечно-информационной деятельности.
- Справочно-поисковые ресурсы библиотеки.
- Маркетинг библиотечно-информационной деятельности.
- Теория и история литературы.
- Отечественная литература.
- Русский язык и культура речи.
Известные библиотекари
- Ярослав мудрый, Великий князь Киевский, ставший создателем первой библиотеки на Руси.
- Евфросиния Полоцкая, создательница первых школьных библиотек во времена Древней Руси.
- Иоганн-Даниил Шумахер, немец, создавший первую публичную библиотеку в России и первым получивший официальный статус «библиотекаря».
Вы узнаете и научитесь
В процессе обучения будущим библиотекарям предстоит изучить следующие теоретико-практические вопросы:
- Базовые нормативно-правовые документы, которые определяют процесс формирования библиотечных фондов и регулируют деятельность библиотек.
- Методы и подходы реализации воспитательных, обучающих и развивающих функций библиотек.
- Теоретические основы психологии чтения.
- Основы литературоведения.
- Библиотечное дело: понятийный аппарат, история, методология, технология.
- Библиотека как система. Организация библиотечного дела.
- Тенденции организации современного библиотечно-информационного пространства.
- Роль библиотекаря в формировании культурной среды в библиотеке.
- Этические нормы библиотечной работы.
Программы в рамках федерального проекта «Творческие люди»
Актуальные аспекты организации и осуществления деятельности библиотек нового поколения
Продолжительность: 72 ак.часа
Курс представляет из себя комплексную программу, охватывающую актуальные аспекты и направления деятельности библиотек в условиях современного мира, которые важно учитывать для развития библиотек, их продвижения и взаимодействия с аудиторией и партнерами.
Тематика: развитие позитивного имиджа библиотек и их продвижение, исследование аудитории и взаимодействие с ней, инклюзия, культурное волонтерство, проектная деятельность библиотек, персонал библиотеки и формирование команды, взаимоотношение с партнерами, эффективное управление пространством библиотеки.
Форма обучения: заочное обучение с использованием цифровых образовательных технологий.
Целевая аудитория: руководители и специалисты федеральных, региональных и муниципальных библиотек.
Преподаватели: ведущие специалисты и руководители из федеральных, региональных и муниципальных библиотек и других сфер культуры. А также эксперты-практики в области фандрайзинга, маркетинга, дизайна и менеджмента.
Контакты: +7 499 557-0470 доб. 14-19info.education@leninka.ru
Основы стабилизации документов Продолжительность: 36 ак.часов Курс является базовым, знакомит с основами в области стабилизации фондов. Тематика: нейтрализация избыточной кислотности бумажной основы документа, дезинфекция, стабилизация кожи переплетов, стабилизация блокированием ионов металлов. Форма обучения: заочное обучение с использованием цифровых образовательных технологий. Целевая аудитория: специалисты библиотек, музеев, архивов и других организаций, отвечающих за сохранность документного фонда. Преподаватели: ведущие эксперты по сохранению и реставрации документов из библиотек, музеев и ключевых реставрационных центров России. Контакты: +7 499 557-0470 доб. 14-19info.education@leninka.ru |
Превентивная консервация документов Продолжительность: 36 ак.часов Курс познакомит с основными методами превентивной консервации документов, научит определять виды и причины повреждения документов, методы их устранения и недопущения, а также даст информацию отехнологических процессах по стабилизации и копированию документов, владению методами анализа и оценки состояния книгохранилищ, научит составлять контрольную документацию по условиям хранения документов. Тематика: сохранность документов (общие понятия) и условия хранения, биологические вредители и повреждения, стабилизация и копирование документов, обследование книгохранилищ и меры безопасности. Форма обучения: заочное обучение с использованием цифровых образовательных технологий. Целевая аудитория: заведующие и специалисты библиотек, музеев, архивов и других организаций, отвечающих за сохранность документного фонда. Преподаватели: ведущие эксперты по сохранению и реставрации документов, микроклимату из библиотек, музеев и ключевых реставрационных центров России. Контакты: +7 499 557-0470 доб. 14-19info.education@leninka.ru |
Квалификации библиотекаря и педагога-библиотекаря
Согласно Единому справочнику должностей, требования к образованию этих специалистов различны:
Библиотекарь | Педагог-библиотекарь |
---|---|
|
Необходимо высшее образование. Обладателям дипломов колледжей такая квалификация не присваивается. |
Этот нюанс стоит иметь в виду, подбирая курсы профессиональной переподготовки библиотекарей. Если за плечами нет оконченного вуза, переучиваться по программе для педагогов-библиотекарей нецелесообразно: администрация школы, где в штатное расписание введена новая должность, может отказать в приёме на работу.
Вы узнаете и научитесь
Учебным планом курса предусмотрено рассмотрение следующих тем:
- Особенности ведения делопроизводства и документооборота в библиотечно-информационном деле.
- Теория и практика библиотечного дела.
- Справочно-библиографическая деятельность в библиотечном учреждении.
- Менеджерские методы управления процессом привлечения читателей.
- Основы организации социально-культурной деятельности в библиотеке.
Результаты и перспективы
- Вы готовы к работе библиотекаря, способны вести обслуживание читателей, осуществлять заказ новой литературы и периодических изданий.
- Пройдя курс занятий на библиотекаря, вы научитесь вести учет читателей и выданной им литературы, составлять библиографические описания для каталогов, внедрять современные методы работы и информационные технологии в процесс обслуживания посетителей.
- Вы понимаете значение библиотек в культуре как носителей информации, новых знаний, технологий.
Применение результатов обучения
Основное направление деятельности выпускников данного курса — библиотечное дело. Работа библиотекаря в современных условиях видоизменяется, совершенствуется, приобретает новые формы. С появлением интернета библиотеки утратили монополию на хранение книжной информации, что привело к оттоку читателей. Сегодня на первый план выходит задача привлечения клиентов и поиска путей их эффективного обслуживания. Для этого широко применяются информационные технологии, проводятся промо-мероприятия, способствующие продвижению интереса к книге и чтению. Данный курс позволит освоить эти технологии.
Слушатели программы могут трудоустроиться библиотекарями в библиотеки всех уровней и форм собственности.
Требования к Слушателям:
Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:
Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:
- Паспорта.
- Страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
- Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании*.
- При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
- Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию
Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.
Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.
Востребованность профессии
Профессия библиотекаря стала менее востребованной с того момента, когда активно стал развиваться высокоскоростной интернет. При этом библиотекари все еще требуются в школах, при вузах и колледжах.
Профессия остается востребованной для тех людей, кто не стремиться к постоянному карьерному росту, агрессивным продажам и другим конфликтным способам работы.
В большинстве случаев спад востребованности специалистов этого направления связан с тем, что необходимость в специалистах снижается, но в редких случаях, особенно в регионах это может быть связано с тем, что претендентов на рабочее место остается все еще много.