Повышение квалификации библиотекарей

Направления обучения

Анонс программ (122)

Безопасность жизнедеятельности в социальной сфере (23)

Хит!

Бухгалтерский учет (31)

Государственная служба и юриспруденция (19)

Дефектология (59)

Хит!

Дизайн. Программы от партнеров (21)

Документоведение и делопроизводство (9)

Дошкольное образование (71)

Хит!

Индустрия красоты (4)

Хит!

Культура и искусство (16)

Хит!

Логопедия (46)

Хит!

Маркетинг и продажи (3)

Менеджмент и управленческие компетенции (31)

Начальное образование (21)

Охрана труда и жизнедеятельности (2)

Педагогика (24)

Педагогика дополнительного образования (41)

Педагогика профессионального образования (19)

Предметная подготовка учителей (63)

Психология (82)

Хит!

Сельское хозяйство (12)

Социальная работа (14)

Управление персоналом и кадровое делопроизводство (18)

Физическая культура и спорт (38)

Экономика и финансы (8)

Программа даст ответы на вопросы:

  • Какими нормативно-правовыми актами и инструкциями регулируются должностные обязанности педагога-библиотекаря?
  • Какие существуют общие закономерности воспитания, развития и обучения?
  • Что изучает библиотековедение?
  • Что необходимо предпринять для грамотной организации школьной библиотеки?
  • Как можно описать социально-культурную деятельность в качестве целостного явления?
  • Какие перспективные способы и приёмы библиотечно-педагогической работы в сфере воспитания средствами литературы и чтения следует знать и использовать школьному библиотекарю?

Результаты и перспективы:

  • Вы обладаете нужными компетенциями для трудоустройства в библиотечный отдел российской государственной или частной гимназии, лицея, школы, кадетского корпуса.
  • Вы обеспечиваете доступ учащимся и учителям к информационно-справочным ресурсам, которые помогают получить качественное начальное, основное общее, среднее общее образование.
  • Благодаря вашей работе школьники учатся работать с дополнительной литературой, приобретают навыки поиска нужной для учебной деятельности информации, начинают увлекаться чтением художественных произведений.

Специфика

Согласно проекту профстандарта, обучение должно проводиться в течение всего периода работы с периодичностью 1 раз в 5 лет. Оно необходимо для усовершенствования навыков, овладения новыми знаниями и технологиями. Существует несколько важных моментов, о которых стоит упомянуть:

  1. Директор библиотеки обязан направить сотрудника на обучение, если изменились профессиональные стандарты.
  2. Если работник отказывается пройти курсы, администрация вправе провести аттестацию или направить его на независимую оценку. Это необходимо для подтверждения его уровня квалификации.

Обычная трудоемкость курсов повышения квалификации – от 16 до 108 академических часов. Обучение проводится в очной, заочной, очно-заочной и дистанционной форме. По окончанию сдается небольшой экзамен (часто в виде теста). Слушателю курсов выдается удостоверение с указанием даты, темы и места проведения занятий.

Программы

В системе ДПО сегодня существует две основные программы переподготовки библиотекарей, которые разработаны с учётом существующих квалификаций. В их учебных планах акцент делается на разных дисциплинах:

Основные дисциплины для библиотекарей Основные дисциплины для педагогов-библиотекарей
  • библиотековедение;
  • библиографическая деятельность;
  • документология;
  • правовое обеспечение работы библиотек;
  • аналитическая обработка документов и каталоги;
  • культурно-просветительская работа библиотек;
  • формирование библиотечного фонда и т.д.
  • библиотековедение;
  • введение в педагогическую деятельность;
  • возрастная психология;
  • организация библиотечного фонда учреждений образования;
  • школьная библиотека и реализация ФГОС;
  • воспитательные технологии при проведении библиотечных уроков и т.д.

Трудоёмкость программ зависит от образовательной организации, но не может быть меньше 250 академических часов.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

  • Паспорта.
  • Страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  • Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании*.
  • При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
  • Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию

Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.

Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*.  
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

Применение результатов обучения

Основное направление деятельности выпускников данного курса — библиотечное дело. Работа библиотекаря в современных условиях видоизменяется, совершенствуется, приобретает новые формы. С появлением интернета библиотеки утратили монополию на хранение книжной информации, что привело к оттоку читателей. Сегодня на первый план выходит задача привлечения клиентов и поиска путей их эффективного обслуживания. Для этого широко применяются информационные технологии, проводятся промо-мероприятия, способствующие продвижению интереса к книге и чтению. Данный курс позволит освоить эти технологии.

Слушатели программы могут трудоустроиться библиотекарями в библиотеки всех уровней и форм собственности.

Какими личностными качествами должен обладать библиотекарь?

Профессия библиотекаря подразумевает частое и непосредственное общение с самыми разными людьми, поэтому работник библиотеки, в первую очередь, должен быть вежливым, толерантным и коммуникабельным. Не менее важным в работе библиотекаря является опрятный внешний вид и грамотная речь. Кроме того, специфика работы требует от библиотекаря наличия таких личностных качеств, как:

  • хорошая память – помогает легко ориентироваться в лабиринте стеллажей и книжных полок;
  • внимательность и кропотливость – незаменимы при составлении каталогов и картотек;
  • аккуратность и ответственность – необходимы при работе с редкими изданиями из библиотечных архивов.

Необходимо также отметить, что поскольку в современных библиотеках активно внедряются компьютерные технологии (в том числе, оцифровывание библиотечных фондов и каталогов) сегодня библиотекарь должен ко всему прочему обладать еще и склонностью к саморазвитию и освоению новых навыков и инструментов библиотечного дела.

Какие навыки нужны?

В ходе осуществления трудовой деятельности данному специалисту необходимо:

  • ориентироваться в разных жанрах литературы;
  • знать, как осуществляется каталогизация, учет и обработка книжного фонда;
  • уметь работать в компьютерных программах, применяемых в библиотеках;
  • обладать знаниями
  • понимать информацию, содержащуюся в библиографических описаниях;
  • иметь представление о порядке подготовки конференций, выставок,
  • иметь навыки коммуникации с людьми.

Требования к Слушателям

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*. 
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости). 

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

Результаты и перспективы:

  • Вы умеете осуществлять деятельность библиотекаря, компетентны в вопросах культурного обслуживания посетителей.
  • Вы способны работать с посетителями в читальном зале и на абонементе, осуществлять выкладку и выдачу книг, их библиографическое описание, создание каталогов, комплектовать фонд, вносить новые поступления в каталоги и базы данных, организовывать мероприятия по пропаганде книги и чтения.
  • Закончив дистанционный курс обучения на библиотекаря, вы можете трудоустроиться в информационно-библиотечные учреждения. Труд библиотекаря ценен для вовлечения граждан в самообразование и самовоспитание, он способствует культурному росту посетителей библиотек.

Преподаватели


Наши преподаватели результаты научной работы

Важнейшей особенностью обучающих дисциплин Института дополнительного образования РНБ является их тесная связь с практической деятельностью современных библиотек. Читающие лекции и ведущие практические занятия специалисты являются действующими руководителями структурных подразделений РНБ, ответственными исполнителями ее основных научных проектов, активными деятелями Российской библиотечной ассоциации, организаторами международных и всероссийских научных конференций и научно-практических семинаров, ведут методическую и консультационную работу с библиотеками Российской Федерации.

Обучающиеся не только знакомятся с авторскими курсами и методиками, приобретают актуальные знания по основным направлениям деятельности библиотек, но и получают уникальную возможность непосредственного общения с ее лидерами, формирующими основы современного библиотечного сообщества. В процессе обучения формулируются рекомендации и решения по конкретным вопросам повседневной библиотечной работы.

Проблемы, обсуждаемые в процессе обучения, в значительной мере являются общими для учреждений науки и культуры различной ведомственной подчиненности — не только библиотек, но и музеев, архивов, научно-образовательных, научно-исследовательских и других организаций. Сотрудники этих учреждений получают в Институте дополнительного образования РНБ квалифицированное образование по программам, соответствующим их профессиональным запросам.

Где можно получить профессию библиотекаря?

Курсы профессиональной переподготовки библиотекарей в МАСПК. Мы предлагаем пройти дистанционное обучение по индивидуальному графику с выдачей диплома установленного образца.

.

Чтобы получить профессию библиотекаря не обязательно поступать в ВУЗ. Будущие библиотекари могут освоить эту профессию как в профильном колледже или техникуме, так и в высшем учебном заведении, имеющем соответствующий факультет. Правда средне-специальное библиотечное образование накладывает определенные ограничения на карьерное продвижение, поскольку стать заведующим отдела или всей библиотеки можно только при наличии высшего образования.

Поэтому, если у Вас нет амбициозных карьерных планов, и Вы мечтаете просто пополнить ряды «хранителей книг» то Вы можете ограничится обучением в одном из профильных колледжей (например, пройти обучение в Московском Гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств по специальности «Библиотековедение»). Если же вы рассчитываете в дальнейшем возглавить отдел или всю библиотеку, то лучше получить высшее образование в одном из таких ВУЗов, как:

  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
  • Московский государственный университет культуры и искусств
  • Алтайская государственная академия культуры и искусств
  • Белгородский государственный институт культуры
  • Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Московский городской педагогический университет

Москва

Социально-культурная деятельность

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 118 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 295 000,00 ₽

Арктический государственный институт искусств и культуры

Якутск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 268 680,00 ₽
Бакалавриат Заочная 50 000,00 ₽

Социально-культурная деятельность

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 50 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 268 680,00 ₽

Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей

Оренбург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 223 897,00 ₽
Бакалавриат Заочная 30 757,00 ₽

Российский государственный социальный университет

Москва

Социально-культурная деятельность

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 220 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 50 000,00 ₽

Московский государственный лингвистический университет

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 208 200,00 ₽

Хабаровский государственный институт искусств и культуры

Хабаровск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 57 200,00 ₽

Социально-культурная деятельность

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 52 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 205 800,00 ₽

Сибирский федеральный университет

Красноярск

Социально-культурная деятельность

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 199 616,00 ₽

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Калининград

Социально-культурная деятельность

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 80 800,00 ₽
Бакалавриат Очная 191 800,00 ₽

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Екатеринбург

Социально-культурная деятельность

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 191 800,00 ₽
Бакалавриат Заочная 65 800,00 ₽

Томский государственный университет

Томск

Зарплата библиотекаря

Уровень доходов таких специалистов чаще всего не высок. Исключение могут составлять передовые библиотеки в больших городах, получающие хорошее финансирование и/или пользующиеся большой популярностью у читателей, оказывающие платные услуги. Однако библиотекари – это работники государственных учреждений, поэтому не самая большая заработная плата у них компенсируется наличием полного соцпакета.

Карьерный рост

Рядовой библиотекарь со временем может занять руководящую должность, заняться комплектацией фонда, стать заведующим библиотекой.

Профессиональные знания

  1. Библиотековедение.
  2. Библиографоведение.
  3. Библиотечные фонды.
  4. Библиотечно-информационное обслуживание.
  5. Документоведение.
  6. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности.
  7. Справочно-поисковые ресурсы библиотеки.
  8. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности.
  9. Теория и история литературы.
  10. Отечественная литература.
  11. Русский язык и культура речи.

Известные библиотекари

  1. Ярослав мудрый, Великий князь Киевский, ставший создателем первой библиотеки на Руси.
  2. Евфросиния Полоцкая, создательница первых школьных библиотек во времена Древней Руси.
  3. Иоганн-Даниил Шумахер, немец, создавший первую публичную библиотеку в России и первым получивший официальный статус «библиотекаря».

Вы узнаете и научитесь

В процессе обучения будущим библиотекарям предстоит изучить следующие теоретико-практические вопросы:

  • Базовые нормативно-правовые документы, которые определяют процесс формирования библиотечных фондов и регулируют деятельность библиотек.
  • Методы и подходы реализации воспитательных, обучающих и развивающих функций библиотек.
  • Теоретические основы психологии чтения.
  • Основы литературоведения.
  • Библиотечное дело: понятийный аппарат, история, методология, технология.
  • Библиотека как система. Организация библиотечного дела.
  • Тенденции организации современного библиотечно-информационного пространства.
  • Роль библиотекаря в формировании культурной среды в библиотеке.
  • Этические нормы библиотечной работы.

Программы в рамках федерального проекта «Творческие люди»

Актуальные аспекты организации и осуществления деятельности библиотек нового поколения
Продолжительность: 72 ак.часа
Курс представляет из себя комплексную программу, охватывающую актуальные аспекты и направления деятельности библиотек в условиях современного мира, которые важно учитывать для развития библиотек, их продвижения и взаимодействия с аудиторией и партнерами.
Тематика: развитие позитивного имиджа библиотек и их продвижение, исследование аудитории и взаимодействие с ней, инклюзия, культурное волонтерство, проектная деятельность библиотек, персонал библиотеки и формирование команды, взаимоотношение с партнерами, эффективное управление пространством библиотеки.
Форма обучения: заочное обучение с использованием цифровых образовательных технологий.
Целевая аудитория: руководители и специалисты федеральных, региональных и муниципальных библиотек. 
Преподаватели: ведущие специалисты и руководители из федеральных, региональных и муниципальных библиотек и других сфер культуры.  А также эксперты-практики в области фандрайзинга, маркетинга, дизайна и менеджмента.
Контакты: +7 499 557-0470 доб. 14-19info.education@leninka.ru

Основы стабилизации документов

Продолжительность: 36 ак.часов

Курс является базовым, знакомит с основами в области стабилизации фондов.

Тематика: нейтрализация избыточной кислотности бумажной основы документа, дезинфекция, стабилизация кожи переплетов, стабилизация блокированием ионов металлов.

Форма обучения: заочное обучение с использованием цифровых образовательных технологий.

Целевая аудитория: специалисты библиотек, музеев, архивов и других организаций, отвечающих за сохранность документного фонда.

Преподаватели: ведущие эксперты по сохранению и реставрации документов из библиотек, музеев и ключевых реставрационных центров России.

Контакты: +7 499 557-0470 доб. 14-19info.education@leninka.ru

Превентивная консервация документов

Продолжительность: 36 ак.часов

Курс познакомит с основными методами превентивной консервации документов, научит определять виды и причины повреждения документов, методы их устранения и недопущения, а также даст информацию отехнологических процессах по стабилизации и копированию документов, владению методами анализа и оценки состояния книгохранилищ, научит составлять контрольную документацию по условиям хранения документов.

Тематика: сохранность документов (общие понятия) и условия хранения, биологические вредители и повреждения, стабилизация и копирование документов, обследование книгохранилищ и меры безопасности.

Форма обучения: заочное обучение с использованием цифровых образовательных технологий.

Целевая аудитория: заведующие и специалисты библиотек, музеев, архивов и других организаций, отвечающих за сохранность документного фонда.

Преподаватели: ведущие эксперты по сохранению и реставрации документов, микроклимату из библиотек, музеев и ключевых реставрационных центров России.

Контакты: +7 499 557-0470 доб. 14-19info.education@leninka.ru

Квалификации библиотекаря и педагога-библиотекаря

Согласно Единому справочнику должностей, требования к образованию этих специалистов различны:

Библиотекарь Педагог-библиотекарь
  • Для работы на должностях библиотекаря I и II категории, а также ведущего библиотекаря необходимо иметь диплом вуза.
  • Чтобы стать рядовым библиотекарем, достаточно среднего профессионального или даже полного среднего общего образования.
Необходимо высшее образование. Обладателям дипломов колледжей такая квалификация не присваивается.

Этот нюанс стоит иметь в виду, подбирая курсы профессиональной переподготовки библиотекарей. Если за плечами нет оконченного вуза, переучиваться по программе для педагогов-библиотекарей нецелесообразно: администрация школы, где в штатное расписание введена новая должность, может отказать в приёме на работу.

Вы узнаете и научитесь

Учебным планом курса предусмотрено рассмотрение следующих тем:

  • Особенности ведения делопроизводства и документооборота в библиотечно-информационном деле.
  • Теория и практика библиотечного дела.
  • Справочно-библиографическая деятельность в библиотечном учреждении.
  • Менеджерские методы управления процессом привлечения читателей.
  • Основы организации социально-культурной деятельности в библиотеке.

Результаты и перспективы

  • Вы готовы к работе библиотекаря, способны вести обслуживание читателей, осуществлять заказ новой литературы и периодических изданий.
  • Пройдя курс занятий на библиотекаря, вы научитесь вести учет читателей и выданной им литературы, составлять библиографические описания для каталогов, внедрять современные методы работы и информационные технологии в процесс обслуживания посетителей.
  • Вы понимаете значение библиотек в культуре как носителей информации, новых знаний, технологий.

Применение результатов обучения

Основное направление деятельности выпускников данного курса — библиотечное дело. Работа библиотекаря в современных условиях видоизменяется, совершенствуется, приобретает новые формы. С появлением интернета библиотеки утратили монополию на хранение книжной информации, что привело к оттоку читателей. Сегодня на первый план выходит задача привлечения клиентов и поиска путей их эффективного обслуживания. Для этого широко применяются информационные технологии, проводятся промо-мероприятия, способствующие продвижению интереса к книге и чтению. Данный курс позволит освоить эти технологии.

Слушатели программы могут трудоустроиться библиотекарями в библиотеки всех уровней и форм собственности.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

  • Паспорта.
  • Страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  • Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании*.
  • При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
  • Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию

Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.

Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

Востребованность профессии

Профессия библиотекаря стала менее востребованной с того момента, когда активно стал развиваться высокоскоростной интернет. При этом библиотекари все еще требуются в школах, при вузах и колледжах.

Профессия остается востребованной для тех людей, кто не стремиться к постоянному карьерному росту, агрессивным продажам и другим конфликтным способам работы.

В большинстве случаев спад востребованности специалистов этого направления связан с тем, что необходимость в специалистах снижается, но в редких случаях, особенно в регионах это может быть связано с тем, что претендентов на рабочее место остается все еще много.