Общение с помощью жестов: изучаем основные

Описание программы

Благодаря современным технологиям сегодня у нас появляется возможность дистанционно обучать даже таких ответственных специалистов, как дефектологи. Программа – уникальная, очень насыщенная, концентрированная, яркая и интересная. Онлайн вы познакомитесь с опытными педагогами-психологами, посвятившими свою жизнь работе с глухими детьми, овладеете методиками и приёмами, о которых даже не подозревали, разработаете собственные планы работы, зарядитесь энтузиазмом и желанием помогать.

Весь процесс проходит на специальной платформе дистанционного обучения в интернете, организован предельно просто и доступно. Экзамены проходят в удобной форме тестирования.

Какие еще бывают языки жестов?

Жесты широко применяются не только во время общения со слабослышащими и для передачи информации глухим:

  1. В особых случаях жесты являются объектом искусства, к примеру, в пантомиме. Такую невербальную коммуникацию с телодвижениями можно использовать для поэтических воспроизведений определенных ситуаций из жизни, передачи чувств или настроения.
  2. Некоторые виды классического театра в Индии сопровождаются символическими жестами, которые обозначают определенные действия, явления, эмоции или предметы.
  3. Классические драматические театры Японии вовсе используют язык жестов как равноправную часть выражения, которые имеют строго установленные формы и значения.
  4. В системе ПДД также активно применяются жесты – регулировщиками, работниками ГАИ и водителями. Сигналы жестами могут применять водители в ситуациях, когда отказали световые индикаторы и поворотники. Жесты от машинистов в поездах могут предупредить об опасной ситуации.
  5. Есть установленные жесты в армии, которые используют в ситуациях с невозможностью подачи команд с помощью голоса, чтобы управлять строем и давать распоряжения.
  6. Жесты помогают во время спортивных мероприятий и судьи используют знаки, установленные международными нормами.

Язык жестов автомобилистов

Жесты для тригонометрических терминов

Рейтинг:  5 / 5

При переводе лекций по математике переводчики жестового языка сталкиваются с большими проблемами при обозначении математических функций.

Основываясь на многолетнем опыте перевода образовательных учреждениях, автором была разработана система жестовых терминов для тригонометрических функций. Данные жесты отличаются лаконичностью, уникальностью пластического рисунка, логичностью и общей системой.

При исполнении данных жестов у переводчикане будет возникать задержек относительно речи преподавателя, а глухие легко считают ясную графику жеста.

Комментарии: Жесты для тригонометрических терминов

Вячеслав Вячеславович Кузьмин ответил в теме

4 года 9 мес. назад

Эта находка совершенно уникальна и отвечает всем требованиям предъявляемым к терминологическим жестам.
Особенность данного набора, заключающаяся в статичности левой руки, облегчает как работу переводчика, так и глухого. Жесты понятны, лаконичны и подходят в том числе и для скоростного перевода.
Алексей Евгеньевич, Вы как всегда поражаете лингвистическими находками!

Подробнее…

ЗАПИСЬ НА 2 КУРС : ЗДЕСЬ

ГДЕ МОЖНО ВЫУЧИТЬ ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК???
Этот вопрос можно слышать с завидным постоянством, хотя информацию об этом при желании можно найти. Наш Центр проводит курсы русского жестового языка (РЖЯ) с 1991 года. Первоначальная программа обучения была разработана совместно со специалистами Бристольского университета (Великобритания) и соответствует современным европейским стандартам обучения ЖЯ как второму (иностранному) языку. Преподавание ведут квалифицированные глухие преподаватели прямым беспереводным методом. 
ДЛЯ КОГО ЭТИ КУРСЫ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА?
Наши курсы русского жестового языка рассчитанны на родителей глухих детей, тех, кому базовый жестовый язык нужен для работы с глухими и слабослышащими, а так же всех, кому русский жестовый язык глухих интересен по каким-либо причинам: лингвистам, психологам, специалистам социальной сферы, логопедам, тем, у кого есть глухие родтсвенники, однокурсники, сотрудники или соседи.
Курсы рассчитаны на взрослых (с 14 лет), не владеющих жестовым языком и изучающих язык впервые. Возможно, Если Вы имеете какие-то навыки владения жестовым языком и не уверены, какой уровень обучения Вам подходит, необходимо предварительно пройти собеседование с преподавателями курсов.

Курс не подходит для тех, кто собирается сдавать аттестацию на переводчика жестового языка (сурдопереводчика). (см. информацию «Для будуших переводчиков» внизу страницы»)

Если Вам нужено корпоративное обучение, или некоторый специальный крус — пишите нам на почту.

Следует помнить, что для получения свидетельства переводчика жестового языка в любом случае необходимо проходить независимую аттестационную комиссию.  Курсы не готовят переводчиков жестового языкаа (в старой терминологии — «сурдопереводчиков»), однако после 3-й ступени обучения можно пробовать свои силы. Вы же не станете называть себя переводчиком французского языка после полугода занятий! А выучить хорошо жестовый язык не легче, но и не труднее, чем любой другой язык! 
О КУРСАХ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА:
Есть следующие программы: 
 — 1-ый уровень (базовый курс для начинающих, основная лексика и навыки общения) (44 — 50 академических часов аудиторных занятий в зависимости от размера группы, рассчитан на 3 месяца) 
 — 2-ой уровень (курс для имеющих некоторые навыки общения на ЖЯ с элементами перевода) (44 — 50 академических часов аудиторных занятий в зависимости от размера группы, рассчитан на 3 месяца)
 — 3-ий уровень (курс предлагает более глубокие знания по лингвистике РЖЯ и задания на последовательный и синхронный перевод) 
— «1+» и «2+» уровни — предназначены для тех, кто по уровню заний «не дотягивает» до следующего, например, учился давно и многое забыл, решил повторить, решил подготовиться к следующему уровню или просто соскучился по ЖЯ. Это группы для расширения коммуникативных навыков, они проводятся по мере необходимости. Обычно занятия проходят два раза в неделю по 2 академических часа, в будни по вечерам (после 18.00).
В конце каждого уровня обучения курсанты сдают экзамен внешним экзаменаторам и получают свидетельство Центра. 
Количество обучаемых в одной группе — не более 16 человек. 
КОГДА БУДЕТ СЛЕДУЮЩИЙ КУРС?
1-ый и 2-ой курс проходят 2 раза в год регулярно. Есть «Осенний» и «Весенний» курс. Осенний курс начинается с первых чисел октября и идет до нового года, запись на него открывается после 15 сентября. Весенний курс начинается с первых чисел февраля и продолжается до майских праздников, запись на гешл открывается после 15 января.
Занятия проводятся вечером, после 18.00 в будние дни.
Иногда дополнительно собирается дневная группа 1-го курса, или бывает летний интенсив 1-го курса в июне — это 4 занятия в неделю в течение месяца (по мере необходимости).
3 курс собирается по мере необходимости.

Остальные подробности узнавайте по почте центра, есть на странице «контакты».

Для будущих переводчиков:

Если Вы хорошо знаете жестовый язык, и хотите прийти к нам на курсы, чтобы получить документ переводчика жестового языка (сурдопереводчика) — мы Вас переадресуем на аттестацию переводчиков в РОО «Объединение переводчиков жестового языка» — аттестацией переводчиков занимаются они.

 Ждем Вас!!! 

Интересные факты

Даже не факты, а просто несколько моментов, которые нужно знать. Или интересно знать, если вам хочется ознакомиться с жестовым языком.

Язык жестов в разных странах разный

Есть международный язык жестуно, но он мало используется.
Глухие читают по губам, так что для них важно видеть ваши губы, которые проговаривают слова. Не закрывайтесь и четко проговаривайте фразы, чтобы они смогли понять вас.
В языке жестов используется иная грамматика и порядок слов

К примеру, вопросительные слова ставят в конце предложений.
В ЖЯ свои лингвистические особенности, структура и грамматика. Нельзя сказать, что это просто калька с обычного языка, перенесенная на жесты.
В Новой Зеландии язык жестов – третий государственный язык.

Для людей с проблемами слуха адаптируют фильмы, сериалы, песни и выступления. Все данные материалы можно найти в интернете, в частности на ютубе.

Выучить язык жестов не только полезно, но и интересно. Можно открыть для себя много нового, посмотреть на мир немного иначе, помочь незнакомцу в сложной ситуации.

Произношение одних лишь гласных

Чтобы научиться разговаривать на следующем языке, придется приложить немалые усилия. Ведь в этом случае необходимо будет произносить слова, выкидывая из них согласные. Помимо того что такой язык будет довольно сложно запомнить, еще и в некоторых случаях о смысле, содержании того или иного предложения придется догадываться не один час.

Например, далеко не каждый может понять, что же скрыто в такой фразе: я е ыуи уо, оои е. Мастерство придет лишь со временем, поэтому многие ребята не желают утруждать себя зубрежкой. Ведь она надоедает в школе. Поэтому мучиться с предложением, в котором зашифровано «я не выучил урок, помоги мне», мало кто захочет разбираться. Однако даже у такого, по мнению некоторых друзей, неадекватного секретного языка есть свои почитатели.

ASL Connect из Университета Галлоде

Gallaudet University, частная школа для глухих и слабослышащих, имеет эту программу ASL Connect, чтобы помочь вам выучить язык жестов из дома. Существует более 20 видеороликов, которые помогут вам узнать все от цветов, букв и цифр до тем, касающихся спорта, семьи, погоды, основных потребностей, мест и многого другого.

Есть также базовые интерактивные уроки языка жестов, в которых вы можете принять участие. Они включают в себя три модуля — Личная информация , Создание встречи и Люди — каждый со своим собственным набором уроков, таких как приветствия, произнесение вашего имени, введение, словарный запас. , и больше.

Структура обучения языка глухонемых

Выделяются 3 уровня освоения жестуно со следующими навыками:

  • На 1 уровне для всех начинающих разбираются азы, алфавит, нормы лексики с практическими занятиями;
  • 2 уровень подойдет для тех, кто уже имеет базовые навыки и желает приобрести умения по переводу с жестуно на обычный;
  • А уже 3-й уровень позволяет совершенствовать навыки в лингвистике и углубленно изучать перевод в синхронном и последовательном виде.

Каждый уровень длится 3 месяца или 50 академических учебных часов. В конце курсов вы будете иметь на руках специальное свидетельство, подтверждающее ваш уровень. Однако его не стоит расценивать как свидетельство о квалификации жестового переводчика, для которого нужно пройти специальную комиссию. Попробовать пройти это можно после второго курса.

Как выучить жестовый язык слов

Теперь можно разучивать самые распространенные слова и фразы. Выучить весь язык будет сложно, но постепенно вы расширите свой словарный запас.

В целом обучение языку жестов мало чем отличается от других языков. Первым делом запоминай самые ходовые слова, которые будут требоваться чаще других.

Как правило, хватает 500-1000 слов, чтобы понимать и общаться с людьми на иностранном языке на базовом уровне. Здесь принцип тот же. Найдите список таких слов и фраз, которые рекомендуют изучать в первую очередь, и переложите на язык жестов.

Первым делом изучите слова, которые используете чаще всего. Приветствие, прощание, извинения, благодарность, популярные вопросы. Потом самостоятельно определите вектор движения в зависимости от того, на какие темы вы чаще всего общаетесь.

Добрый день

Погладьте тыльную сторону левой руки дважды по направлению к себе. После этого сложите пальцы обоих рук в мордочку уточки, направьте ее «носик» наверх, тыльной стороной пальцев к собеседнику.

Меня зовут…

Покажите указательным пальцем на себя правой рукой. А потом несколько раз погладьте тыльную сторону левой руки быстрым движением.

Для обозначения имени используйте дактильную азбуку – составьте свое имя из отдельных знаков.

Пожалуйста

Данное слово означает просьбу о помощи. Довольно простой и очевидный жест, который даже не придется запоминать. Сложите руки, соединив ладони. Немного подвигайте им, как во время мольбы.

Спасибо

Жестовый язык сопровождается артикуляцией, и движения должны совпадать со следующими слогами:

  1. «спа» – правую руку сожмите в кулак, и коснитесь лба костяшками.
  2. «сибо» – рука костяшками касается подбородка.

Мне нужна помощь

Здесь уже сложнее – нужно сделать три движения:

  1. Покажите указательным пальцем правой руки на себя.
  2. Сделайте жест из мизинца, среднего и указательного пальца, ударьте рукой в воздухе перед собой.
  3. Раскрытыми ладонями ударьте друг об друга – их ребра должны стукнуться, как будто вы показываете крестик.

Надеемся, что эта фраза никогда вам не пригодится, но если увидите подобный жест – придите на помощь нуждающемуся.

Который час?

Формально вы должны проговаривать губами время сколько».

Поднимите раскрытые пальцы ко рту и пошевелите ими, потом постучите ими по левому запястью, где обычно бывают часы.

Потом поднимите правую руку перед собой с раскрытыми пальцами, кончики которых направлены вверх. И пошевелите ими.

Я люблю тебя

Простая фраза, которая будет понятна и без перевода. Покажите на себя, на собеседника, потом поцелуйте кончики пальцев и прикоснитесь ими к сердцу.

До свидания

Еще один очевидный жест, которому вы научитесь за секунду. Поднимите правую руку на уровень лица, а потом помашите рукой. Но не в стороны, а как бы сжимая в ней резиновый шарик.

https://youtube.com/watch?v=MViIx9n0EHI

В данном видео вы найдете все фразы, описанные выше – посмотрите как они выглядят и проверьте насколько правильно вы выполняли жесты.

Язык жестов с нуля: с чего нужно начать?

Язык жестов читать и понимать сначала кажется достаточно тяжелым делом. Из-за того, что универсального языка жестов нет (их насчитывают более ста в мире), нужно определиться с тем, который желаете знать. В статье рассмотрим базовые слова Русского языка жестов, использующиеся для общения.

Выучить основные фразы на языке жестов

Самое главное для обучения – это понимание того, что знаки занимают пространство возле разговаривающего. В отличие от звукового языка, который доносит информацию последовательно, язык для глухонемых воспринимают и показывают одновременно. Буквально один жест может передать много информации.  Именно поэтому вначале лучше изучать язык жестов алфавит для начинающих.

Знакомимся с дактилологией и значимостью мимики

Чтобы понять язык жестов, обучение необходимо начать с базовых знаний. Русский язык жестов имеет отличие в богатстве словарного запаса и его непросто использовать без навыков и знаний. Жесты состоятся из «хирем», которые не имеют определенной нагрузки по смыслу.  Главные принципы жестов:

  • как расположен жест по отношению к телу;
  • какую форму имеет рука, выполняемая жестикуляцию;
  • движения рук во время жестикуляции;
  • движения рук в пространстве в соотношении с корпусом или между людьми.

Язык жестов имеет схематических характер, придуманный во время общения, а также отличительную связь с визуальными значениями слов.

Чтобы пройти курс язык жестов обучение с нуля, необходимо потратить столько же времени, сколько и для изучения обычного иностранного языка. Язык жестов учить нелегко, поэтому помимо теории необходимо иметь много практики, без которой овладеть базовыми знаниями тяжело. Самое тяжелое это правильно понимать собеседников, чем самостоятельно показывать жесты

 Именно поэтому важно научится разграничивать дактильный алфавит и язык жестов, ведь дактилемы передают слово по букве, а жесты – целые слова или предложения. Также важно во время разговора правильно выбирать мимику, чтобы донести информацию в правильном окрасе

Научиться языку жестов

Счет и числа

После того, как полностью выучите алфавит, необходимо ознакомится с цифрами и их правильным показом. Чтобы расширять свои знания, необходимо научиться показывать числа и цифры до ста. Язык жестов в плане цифр достаточно сложный, поэтому уделите этому моменту достаточное количество внимания и практики.

Научиться числам на языке жестовКак научиться показывать числа на языке жестов

Техника постановки пальцев и рук

В Русском языке жестов важную роль играют скорость движения и положения рук. Именно поэтому нужно язык жестов учить не спеша, прорабатывая тщательно технические аспекты постановки рук и пальцев. Изучайте алфавит пошагово, чтобы проработать правильную постановку.

В первое время конечности будут быстро уставать, поэтому обязательно делайте перерывы и паузы во время изучения. Уже несколько тренировок помогут приспособиться к таким движениям, поэтому появится выносливость. Начинающие часто вначале сталкиваются с деревянностью жестов. Занимайтесь специальной гимнастикой для рук и пальцев, чтобы они стали гибкими и выносливыми.

Для четкого языка жестов есть несколько принципов:

  • оставляйте прямыми пальцы, не задействованные в жестах;
  • в конфигурациях каждый из пальцев должен действовать самостоятельно;
  • не используйте промежутки между конфигурациями;
  • дефектами считаются смазанные и нечетки конфигурации.

Скорость постановки жестов

Язык жестов требует отточки техники и точности в постановке рук, поэтому со временем увеличивайте свою скорость движений. Определитесь, каким словам желаете обучиться первоочередно, чтобы проговаривать на дактиле. Например, можно проговаривать свое имя.

Расположитесь перед зеркалом, чтобы видеть свои телодвижения и начинайте тренироваться. Сначала просто повторяйте движения, чтобы запомнить и постепенно ускоряйте свою жестикуляцию. Не нарушайте точности телодвижения для скорости. Трепетно относитесь к каждому жесту, чтобы их полноценно использовать и не делать элементарные ошибки.

Что такое язык жестов

Русский жестовый язык (РЖЯ) – это самостоятельный язык, который используют для общения люди с нарушением слуха.

Он состоит не только из статичных фигур, но и динамической компоненты. Руки двигаются определенным образом, занимают определенное место по отношению к лицу. Во время жестикуляции принято дополнительно «проговаривать» губами слова.

https://youtube.com/watch?v=AkoV7XAb9go

В ЖЯ важны любые детали, в том числе в каком месте показывается жест (у лба и груди одинаковые движения трактуются по-разному), характер движений (поворот тела и головы, мимика). Можно сказать, что в разговоре участвует все тело.

Во время общения на языке жестов роль играет любая мелочь, так что нужно следить за своей позой и непроизвольными движениями рук. Все ваши действия могут быть неверно истолкованными.

Жестовая речь

  • Русская жестовая речь используется для общения между глухими и слабослышащими людьми России. Она отличается от калькирующей жестовой речи тем, что не сопровождается устной речью, а используется для непринужденного общения.
  • Калькирующая жестовая речь применяется в деловом общении и сопровождается устной речью.

Интересно, что КЖР состоит не только из жестов, напрямую обозначающих слово, в нее входят слова, состоящие из комбинаций лексических единиц с жестами, например, слово «кабинет» будет представлено так: к+а+б (буквы дактильного алфавита) + жест, означающий слово «комната». Так же в КЖР присутствуют слова, полностью состоящие из дактилем – дактильные слова, пример: к+о+н+с+е+р+в+а+т+о+р – «консерватор».

Чтобы овладеть жестовой речью, свободно общаться на языке глухих, используйте все источники информации – видеоуроки, видеословари, тесты, смотрите фильмы на языке жестов и, конечно, практикуйте общение.

Список полезных сервисов, литературы, курсов и мероприятий для изучения языка жестов:

  • Сурдосервер – простой помощник для изучения языка жестов, включающий дактильные азбуки на разных языках, разговорник, тесты, а также ребусы. Имеет мобильную версию.
  • Г.Л. Зайцева «Дактилология. Жестовая речь», «Русский жестовый язык. Курс для начинающих» — среди обучающей литературы выделены работы Зайцевой. Из её книг вы узнаете историю формирования жестового языка, его особенности, поймете язык на структурном уровне и освоите множество жестов.
  • А.А. Игнатенко «Сборник упражнений и тестов по жестовой речи».
  • «Центр образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой» проводит курсы освоения жестового языка по трем уровням: базовый курс; курс, для имеющих первичные навыки общения на ЯЖ; углубленный курс. Первые два курса рассчитаны на срок в 3 месяца, после которых вы сумеете излагать свои мысли глухим.

Помимо обучающих занятий, для закрепления своих знаний просматривайте фильмы для глухих.

  • Санкт-Петербургская кинокомпания «Ковчег» снимает видео и фильмы для глухих, а также выпускает видеословарь христианских жестов. Отдельные фильмы для глухих ищите на Youtube.
  • Посетите «Театр мимики и Жеста» в Москве, в котором спектакли играются глухими актерами, а для слышащих людей на протяжении программы ведется перевод. Актеры играют выразительно, живость выступлений заряжает энергией, показывает богатство жестового языка, а главное – такой спектакль будет одинаково приятно смотреть как глухим, так и слышащим людям.

Неважно, какова причина изучения языка жестов, предайте обучению увлекательную игровую форму, тем самым облегчая, а также ускоряя процесс. Глухие люди, будь то ваши родственники, друзья или коллеги, любят общаться так же, как вы

Овладев русской жестовой речью, вы расширите круг общения и поможете людям с ограниченным слухом.

https://youtube.com/watch?v=C0rRwjGkZ-I

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы стать сурдопереводчиком, необходимо пройти специальный курс обучения в высших или средних специальных учебных заведениях. Для получения высшего образования надо выбирать вузы со специальностью «Сурдопедагогика», в колледжах обычно преподают курс «Организация сурдокоммуникаций».

Есть еще один способ, как стать сурдопереводчиком. Чтобы получить необходимые знания и навыки, нужно предоставить диплом о среднем специальном или высшем образовании гуманитарного профиля (психология, социология, педагогика) и пройти специальные курсы длительностью 3-6 месяцев при региональных или городских учебных центрах для глухих.

Учебных заведений подобного профиля в России не так много, чтобы удовлетворить потребность в сурдопереводчиках: вузов, где предлагается специальность «Сурдопедагогика» всего около полутора десятков, среди них ведущие:

  • Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
  • Московский городской педагогический университет,
  • Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова и его филиал в г. Томске,
  • Волгоградский государственный педагогический университет,
  • Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,
  • Уральский государственный педагогический университет,
  • Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина.

Среднее профессиональное образование по направлению «Организация сурдокоммуникации» можно получить в таких учреждениях:

  • Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (г. Павловск). Это старейшее в России заведение подобного профиля, которое функционирует более 200 лет. Срок обучения здесь 1 год и 10 месяцев.
  • Институт социальных технологий и реабилитации Новосибирского государственного технического университета дает квалификацию «Сурдопереводчик»;
  • Пермский педагогический колледж №1 предлагает заочное обучение длительностью 2 года и 10 месяцев.

Абитуриенту нужно перед поступлением внимательно пересмотреть официальные веб-сайты учебных заведений, поскольку специальности «Сурдопедагогика» и «Сурдокоммуникации» начинают постепенно добавлять в учебные планы вузов и ссузов.

Особенности профессии

Сурдопедагогика – это раздел специальной педагогики (раньше её называли коррекционной педагогикой и дефектологией). Но суть сурдопедагогики – не исправление недостатка слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром. Сотни тысяч людей по всему миру не слышат звуков музыки, человеческих голосов, звуков природы и работающих машин. Этим людям сложно адаптироваться в мире. Не все из них глухи с рождения, и трудно сказать, кому приходится тяжелее: тем, кто оглох, будучи взрослым, или тем, кто не слышал никогда.

Если глохнет взрослый человек, у него есть одно важное преимущество: он умеет говорить, читать и писать, а порой он уже владеет профессией, при которой глухота – дополнительная трудность, но не катастрофа. И самое главное – он уже умеет учиться, целенаправленно нарабатывая новые умения, облегчающие жизнь. У ребёнка – всё иначе

Глухой ребёнок должен осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные школьные занятия, сказки по телевизору, непринуждённые разговоры с ребятами во дворе

У ребёнка – всё иначе. Глухой ребёнок должен осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные школьные занятия, сказки по телевизору, непринуждённые разговоры с ребятами во дворе.

В России обучать людей с нарушением слуха начали XVIII – начале XIX века. В это же время появились и первые учителя для глухих и слабослышащих детей.

И таким детям нужна помощь сурдопедагога. Он учит малыша, который не слышит ничего или слышат плохо, правильно произносить слова, читать книги, «считывать» чужую речь по губам, обучает его азбуке жестов и дактильной азбуке (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах).

Слабослышащему человеку может помочь слуховой аппарат. Но иногда и он уже бессилен, и тогда требуется другая помощь – кохлеарная имплантация (в ухо вживляется устройство, стимулирующее слуховой нерв).

В последнее воскресенье сентября отмечается Международный День глухих. Он учрежден по инициативе ООН в 1951 г. В России День глухих отмечается с 1998 г.

Но даже если кохлеарный имплантат установлен, человек может остаться  глухим: ему ещё нужно научиться слышать. Без привычки мозг воспринимает окружающие звуки как сплошной поток шумов, не различая ни звуков речи, ни весенней капели, ни шума автомобиля. И на этом этапе ребёнку тоже нужен сурдопедагог.

Высококвалифицированный сурдопедагог выполняет ряд профессиональных задач:

  • выявляет снижение слуха у детей;
  • проводит углубленное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха;
  • разрабатывает индивидуальные программы по тренировке остаточного слуха и по компенсации нарушений (обучение жестовой речи и пр.)
  • создает условия для всестороннего развития детей с нарушением слуха с учетом их индивидуальных особенностей;
  • консультирует детей и их родителей и т.д.

Сначала алфавит

Для тюменки Инессы Княжевой язык жестов — как второй родной, родители девушки глухонемые. После школы над будущей профессией долго не думала, решила стать сурдопереводчиком. Сегодня она студентка первого курса новой специальности в Тюменском колледже производственных и социальных технологий.

«Языком жестов я владею с детства, но, несмотря на это, в учебе узнаю для себя много нового. Сложнее всего в моей будущей профессии — не объясниться с глухим, слабослышащим человеком, а найти к нему подход

Я бы сказала, что знание психологии не менее важно, чем умение объясниться жестами», — говорит девушка


В своем мире. Почему глухие чувствуют себя иностранцами в родной стране?
Подробнее

Как и в изучении любого другого языка, чтобы научиться говорить «на пальцах», нужно приложить усилия. У глухих есть свой алфавит, свой сленг и жаргонизмы.

«Изучение языка жестов начинается с алфавита — дактиля, где каждая буква обозначается определенным жестом. Чаще всего дактиль нужен, когда необходимо представиться, сказать свою фамилию, имя или какие-то названия. После этого изучается целая система отдельных жестов, в том числе молодежный сленг, жаргонизмы и т.д., — рассказывает сурдопереводчик и преподаватель языка жестов Валерия Багаева. — Новые слова в речь глухих привносят слабослышащие».

Языком глухих Валерия владеет уже несколько лет. По первой профессии она коррекционной педагог, по второй — дефектолог. При получении второго образования девушка и столкнулась с сурдопереводом, это было одной из дисциплин.


«Особые» студенты. Какие профессии получают подростки с инвалидностью?
Подробнее

«Меня заинтересовал язык жестов, начала искать курсы, педагогов, чтобы овладеть им в совершенстве. Жизнь свела с пожилой женщиной, которая, вопреки всему, научила своего глухонемого сына читать, писать и разговаривать на английском. Она сделала так, что для ее сына был открыт весь мир. Ее пример вдохновил меня», — делится Валерия.

Обучение русскому жестовому языку

Для изучения жестового языка понадобится столько же времени как для любого другого языка, пригодятся специальные видео курсы. Помимо теоретической части обязательно нужна практика. Без нее овладеть языком не возможно. Понять глухонемых людей намного сложнее, чем показать что-либо самому. В тестовой речи присутствуют слова или выражения, не имеющие перевода на русский язык.

По видео урокам легче усвоить и запомнить информацию, понять, как правильно выполнить жест, потренироваться, повторяя движения. Изучение языка глухих, с помощью словарей, лекций или видео уроков решает следующие задачи:

Совершенствование речевых навыков, с помощью использования средств жестового языка;
Расширение знаний о лингвистической составляющей языка;
Формирование знаний о языке глухих как естественной форме общения людей, наличие схожих и отличительных характеристик с другими языками;
Ознакомление с историей возникновения языка и этапами развития;
Формирование важности изучения языка и понимание роли русской и жестовой речи в жизни общества.

Изучение языка с помощью специальной программы или видео урока способствует развитию общения в разных жизненных условиях, при неофициальном общении с друзьями, родителями, малознакомыми людьми или при беседе в официальной обстановке.

https://youtube.com/watch?v=GdhWeOJga18

Практика

Где-то через восемь месяцев с начала изучения РЖЯ я поехал с моим саратовским неслышащим другом в Латвию. Мы бродили по рижским улицам, тихому побережью Юрмалы, выпивали, покупали сувениры, фотографировались и болтали — конечно, на жестовом. Оказалось, что на бытовом уровне моего РЖЯ достаточно, а где нет — включал эмпатию. Разумеется, есть соблазн превратить общение с неслышащим человеком в урок по РЖЯ, но это неправильно и я стараюсь так не делать — найти новые жесты можно и в словарях.

Недавно я вышел встречать подругу к метро и увидел, как она общается с незнакомцем. Подруга заметила, что парень в затруднении, и предложила помощь. Парень оказался неслышащим. Он должен был забрать какую-то вещь у продавца с «Авито», но уточнить место не мог — текстом ему не отвечали. Я объяснился с продавцом по телефону, а с парнем жестами, разобрались, где находится магазин. Конечно, я сделал тысячу ошибок во время диалога, но в итоге все друг друга поняли. Магазин был недалеко, и мы проводили парня. Убедились, что он нашел, что искал, попрощались и отправились домой. Я испытал восторг неофита. Впрочем, испытываю его каждый раз, когда удается применить РЖЯ в жизни.

 Однажды на его телефон при мне позвонила социальная служба. Непонятно, зачем звонить неслышащему человеку, если уже изобрели письменность.

Знакомых носителей РЖЯ у меня совсем немного, но смол-токи иногда случаются. Например, мама старого друга недавно рассказала, как работала десять лет на заводе одна среди неслышащих и тоже выучила жестовый. Мы тут же поболтали с ней жестами. Приятно, когда кассир в «Ашане» перестает переживать из-за зависшего терминала, потому что я говорю на РЖЯ, что все в порядке, подожду.

Иногда мой неслышащий друг просит куда-нибудь для него позвонить, если туда нельзя написать. Так мы искали ему квартиру и работу. Однажды на его телефон при мне позвонила социальная служба. Непонятно, зачем звонить неслышащему человеку, если уже изобрели письменность. Другой раз сервис доставки перепутал номера квартир и отправил посылку друга его соседям в другом подъезде. Связаться с ними можно было только через домофон — без разговора не обойтись.

История происхождения

Доподлинно неизвестно кто создал жестовый язык, он существует уже много веков. Но только в 18 веке его стали систематизировать.

Во время индустриализации европейских городов, в них сосредоточились группы глухих, которые нуждались в обучении.

Итальянский доктор Ж. Кардано первым вызвался обучать глухонемых детей при помощи жестов. В качестве основы использовали языки глухонемых с национальными особенностями. Они стали базой для основания жестовой интерпретации.

В современном мире жестовый язык развивается, трансформируется и популяризируется. Все больше людей хотят научиться языку жестов, чтобы общаться с коллегами, друзьями или родственниками.