Конспект логопедического занятия «знакомство с детьми и органами артикуляции»

Как работают специалисты: упражнения, игры, пособия

Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков — несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.

Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.

  • «Окошко» — самое простое упражнение, в котором малыш сначала должен разинуть рот как можно шире («жарко, открываем окошко!»), а потом закрыть его («холодно!»).
  • «Чистим зубы» — ребенку нужно улыбнуться и в таком состоянии приоткрыть рот, после чего языком пройтись по верхним и нижним зубам, как будто зубной щеткой.
  • «Чашка» — снова открыть рот в улыбке, высунуть язык подальше и придать ему форму чаши, приподняв кончик и края.
  • «Дудочка» — старательно вытянуть губы, как будто с намерением посвистеть, зубы при этом сжаты.
  • «Красим потолок» — улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка поводить по небу, словно закрашивая его кисточкой.

Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера. Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий). В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.

В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки — для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.

Какие домашние задания дают логопеды

Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.

Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:

  • гимнастику для языка;
  • упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
  • подбор соответствующих наклеек или рисунков;
  • лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
  • обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить — упражнения для подготовки к письму;
  • составить предложение и рассказ по серии картинок.

Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.

https://youtube.com/watch?v=xoKgRxTd-NY

Куколка.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука А; аморфного слова ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСЕНКУ и др.

Ход игры: Раздайте детям кукол и предложите игру.Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куколку спать: покачаем и споем ей песенку: А-А-А!Прижав куколку к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом. Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева.Проснулась куколка. Смотри, как куколка танцует!Кукла «танцует и кланяется».А теперь куколка поет песенку: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песенку.При необходимости помогите детям совершать игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: Кто это? Что делает куколка? Как куколка поёт песенку? и т.д.

Используйте имеющиеся пособия по максимуму

В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.

Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркальца для каждого ребенка, медицинские перчатки и принтер. В качестве инструментов можно использовать подручные материалы, а картинки распечатывать самостоятельно.

Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.

Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Принципы коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста

Работа с младшими дошкольниками требует особого подхода. Занятия с данной возрастной категорией отличаются не только объемом и содержанием материала, но и особыми приемами:

В этот период малыш познает мир, подражая окружающим. Поэтому в занятия необходимо включить упражнения с подражательными элементами.
Совмещение обучения и игровой деятельности

Дети младшего дошкольного возраста лучше усваивают материал в ходе игры, потому что эта деятельность – ведущая.
Для закрепления навыка необходимо его повторять несколько раз.
В речевом материале должны быть предметы и ситуации, соответствующие детскому опыту.
Уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту.
У детей данной возрастной группы внимание еще непроизвольно и кратковременно. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
Структура занятия: начало, основная часть и конец

Начало и конец не занимают много времени, основная часть – дидактическая игра по теме занятия.
Нужно задействовать несколько видов деятельности – тогда малышу будет интересно, и он захочет заниматься дальше. Необходимо чередовать активные игры со спокойными занятиями.
Знания и умения, полученные на занятии, малыш должен применять на практике. Поэтому логопед взаимодействует с воспитателем и родителями ребенка.
Создание ситуации успеха.

При соблюдении принципов работы с детьми раннего возраста, коррекционные занятия будут результативными.

Логопедические упражнения после инсульта

Постинсультное состояние требует логопедического вмешательства, поэтому современная медицина предлагает такие упражнения:

  • цоканье языком;
  • шипение змеи при максимально высунутом языке;
  • разработка широкой улыбки;
  • создание оскала зубами без сопровождения звуков;
  • распев звука «о»;
  • сворачивание языка трубочкой;
  • доставание языком до носа и подбородка;
  • громкое целование ладошки с причмокиванием (губы трубочкой).

При помощи логопедических упражнений можно добиться потрясающих результатов как взрослым, так и детям. Единственное правило – строгое соблюдение требований к каждому занятию и постоянство их проведения. Чтобы точно выполнять тренировки, лучше проконсультироваться с логопедом.

Как составить конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия составляется в несколько этапов.

Первый этап можно назвать подготовительным. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Определение темы, программного содержания с опорой на программу, перспективное планирование, план индивидуальной работы.
  2. Формулировка программного содержания. На этом этапе определяется цель занятия. Это может быть автоматизация какого-то звука, нормализация мышечного тонуса, закрепление знаний, развитие фонематического слуха.

В соответствии с целью определяются задачи. Они обычно делятся на коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные.

  • Образовательные или обучающие предполагают перечисление того, чему ребенок будет учиться на этом занятии.
  • Развивающие связаны с психическими процессами, закреплением изученного.
  • Воспитательные задачи направлены на морально-волевые качества.

Задач не должно быть много. Каждую из них маркируют отдельно, не совмещая в одном пункте. При формулировке слова «учить», «формировать» следует заменять более конкретными «упражнять», «знакомить», «расширить», «уточнить», «систематизировать».

Подбор игр, упражнений.

Каждое из заданий должно решать одну из поставленных задач.

Подбор материала.

Выбирают материалы, которые пригодятся для проведения игр, заданий, упражнений. Их перечисляют в начале конспекта после целей и задач.

Второй этап предусматривает непосредственно описание хода образовательной деятельности.

  1. Оргмомент. Привлечение внимания ребят, напоминание правил поведения. Можно использовать сюрпризный момент. Приветствуется, когда образовательная деятельность имеет сюжетно-игровую форму.
  2. Основная часть включает игры, задания, упражнения, связанные общим сюжетом, одной целью. Необходимо просчитать время. Перед выполнением упражнения следует мотивировать детей. Например, расскажем кукле Даше, поможем медвежонку.

Задания располагают так, чтобы присутствовала смена деятельности. Они должны быть разными по степени активности.

Рекомендуется анализировать деятельность. Например, слушайте, как произносите, контролируйте силу вдоха.

В ход образовательной деятельности включается минимум одна физминутка.

Оформить конспект можно в виде таблицы.

Содержание основной части Цель
1. Ребята, к нам сегодня прилетела бабочка. Она совсем без сил.

Как вы это поняли? (повисли крылышки). Она рассказала, что у них на лугу повяли все цветочки, бабачки не могут собирать нектар.

Почему цветы вянут? (нет воды). Как можно помочь бабочке? (посадить новые цветы).

У нас есть много цветочков, но чтобы они выросли на лугу, нужно выполнить задания, которые на них написаны.

2. Чтобы расцвел первый цветок, нужно сделать артикуляционную гимнастику «Хоботок». Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
  1. Подведение итогов. Следует вспомнить, чем занимались, похвалить ребят, указать на недостатки и сказать, как их исправить.

Логопедическая дыхательная гимнастика

При правильной артикуляции звука «ж» посередине языка проходит теплая воздушная струя, когда малыш выдыхает воздух. При неправильном произношении этой струи нет. Поэтому цель гимнастики — научить этому ребенка.

При выполнении упражнений нужно следить за телом: плечи неподвижны, грудь при вдохе не сильно поднимается, а при выдохе — умеренно опускается. Вдыхать нужно через рот, вдох мягкий и короткий, выдох — медленный и плавный. После вдоха сразу начинаем говорить (но при выдохе).

Вот упражнения для дыхательной гимнастики.

Упражнение №1. Детям предлагают сдуть с ладошки бумажную снежинку. У кого дальше улетит, тот молодец.

Упражнение №2. Сделай сильный прерывистый выдох, будто гасишь свечу, и одновременно скажи «фуууу».

Упражнение №3. К нижней губе поднеси бутылочку с узким горлом и подуй. Должен появиться шум.

Упражнение №4. Улыбнись, кончик языка спрячь за нижние зубы, а спинку языка подними вверх. Выдохни.

Логопедические упражнения для детей 2-3 лет

Во второй, третий годик с ребенком можно проделывать специальные логопедические упражнения в домашних условиях. Они развивают движения губ, языка и нижней челюсти. Они помогают укрепить мышцы артикуляционных органов, за счет чего появление звуков происходит быстрее. Все упражнения производятся перед зеркалом.

Дома можно делать следующие задания:

  • лопание пузыря: щеки максимально надуваются. Прижать ладонью сначала одну потом другую щеку;
  • широкая улыбка: губы вытягиваются трубочкой, затем необходимо широко улыбнуться, показав зубы;
  • покажи язык: необходимо быстро высунуть язык, а затем убрать.

Проведение логопедических упражнений

Логопедические песенки для детей 2-3 лет

Логопедические песенки для детей 2 3 лет направлены на автоматизацию звуков и четкости речи. Тексты и ноты песен заинтересовывают детей, создают для них радостное и благоприятное настроение. Малыш с удовольствием подпевает, занятие приобретает веселую и ненавязчивую атмосферу. Чтобы проводить занятия дома достаточно скачать онлайн сборники песенок из Интернета.

Еще актуально: Автоматизация звука Ж.

Артикуляционная гимнастика

Логопедические занятия для 5-6-летних детей обязательно должны включать артикуляционную гимнастику, представляющую собой комплекс упражнение на разогрев языка и губ. От того, насколько натренированы и развиты язык и губы, зависит возможность малыша выполнять некоторые движения, необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы занятия с ребенком были эффективными, обязательно используйте зеркало подходящего размера. Малыш должен видеть, как работают его органы речи. Не нужно быть логопедом, чтобы показать ребенку как правильно выполнять упражнения:

«Качели». Улыбнитесь, показав все зубки. Сначала опустите кончик языка к нижним зубам, затем поднимите его и спрячьте за верхними. Получаются своеобразные качели. Попросите ребенка в процессе игры повторить за вами упражнение 4-5 раз.
«Чистим зубы». Малыши к 5 годам уже умеют самостоятельно поддерживать чистоту в ротовой полости. В этом упражнении нужно имитировать чистку зубов и процесс их полоскания, но без использования зубной пасты и щетки. Исходное положение: улыбнуться, широко открыв рот. Далее необходимо напрячь кончик языка и изо всех сил очистить нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять кончик вверх и тщательно проработать верхние зубы

Важно, рот закрывать нельзя. Повторите упражнение 8-10 раз

Теперь попросите ребенка закрыть рот и «пополоскать» его.
«Варенье». Нужно улыбнуться, слегка приоткрыв рот. Теперь попросите малыша облизать сначала верхнюю, а после нижнюю губу кончиком языка. Спустя 10 повторений нужно сменить направление движения.

Регулярные повторения этих несложных логопедических упражнений активно поспособствуют развитию речи у 5 6 летнего малыша.

Звукоподражание и логоритмика

Занятия с логопедом в клинике часто включают блок упражнений на формирование правильного слуха. В домашних условиях вы легко можете создать схожие условия, чтобы развить у ребенка речь и слуховое восприятие при помощи незатейливых упражнений. Все, что потребуется – это время, телефон или компьютер с колонкой, подручные приспособления.

Игры, направленные на развитие слуха:

  • «Ушки». Возьмите несколько предметов, изготовленных из различных материалов. Подойдут металлические и деревянные ложки, стеклянные и хрустальные бокалы. Предложите ребенку послушать как звучат эти предметы, затем попросите его закрыть глаза и отгадать, что это за вещь только на слух.
  • «Мяу». Найдите в сети запись с голосами известных малышу животных. Включите ее и попросите малыша отгадать, кому из зверей принадлежит голос.
  • «Улица». Скачайте запись со звуками различного транспорта. Предложите ребенку ее прослушать и сказать, какой транспорт проехал. Для узнаваемости лучше взять знакомые виды средств передвижения – грузовик, авто, мотоцикл, трактор.
  • «Где шумят?». Отличная игра на развитие пространственного слуха. Посадите ребенка в центре комнаты и завяжите ему глаза. Возьмите колокольчик и бесшумно ходите вокруг него, периодически побрякивая. Малышу необходимо на слух определить источник шума и указать рукой в его сторону.

Логопеды для развития слуха и речи часто просят малышей подражать голосам животных и птиц, а также бытовым шумам. По очереди проговаривайте с ребенком «тик-так», «чик-чик», «кап-кап», «гав-гав», «ж-ж-ж» и подобное.

Логоритмика – комплекс упражнений, включающий одновременное задействование движения, речи и музыки (не обязательно). С помощью таких игр сформировать у ребенка речь проще простого. Вспомните про бычка, который идет и шатается. Проговаривайте текст, показывайте движения. Пусть малыш повторяет за взрослыми. Весело будет и ребенку, и вам.

Расширение словарного запаса и развитие речи

Для ребенка игры по развитию речи, в первую очередь, должны быть интересными. Скороговорки – то, что нужно для полезного и продуктивного общения в игровой форме. Короткие рифмованные фразы легко запоминаются, что позволяет серьезно расширить словарный запас малыша. Ребенок 5 лет использует пассивный и активный словари. Первый состоит из слов, которые он понимает, второй – из тех, что часто использует. Чтобы улучшить оба словаря, обязательно включите в игры для развития речи упражнения со скороговорками.

Виды и особенности логопедических занятий

Логопедические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми

С одной стороны, как более эффективные себя зарекомендовали занятия один на один, когда все внимание специалиста направлено на конкретного ребенка. С другой — в группе малыши чувствуют себя более комфортно

Чаще всего положительный результат достигается чередованием этих двух видов деятельности: на групповых, или фронтальных, занятиях дети закрепляют навыки, полученные на индивидуальных.

Индивидуальные занятия

Самое главное для логопеда здесь — найти подход к ребенку, суметь его увлечь, «расшевелить». Малыш должен чувствовать себя непринужденно, играть, показывать язык перед зеркалом, повторять за специалистом все, что он попросит. Поэтому и настрой занятию дается соответствующий: все это просто игра. Чтобы научиться произносить трудные звуки, ребенку даже не обязательно знать, для чего он сюда пришел. Для каждого такого звука у логопеда имеется подборка специальных игровых упражнений, выполняя которые, маленький ученик незаметно для себя совершенствует речевые навыки. Дыхательная гимнастика, песенки, скороговорки, «зарядка» для языка — все это эффективные средства в арсенале специалиста.

Групповые (фронтальные) занятия

Если индивидуальные занятия логопеда с детьми чаще всего направлены на исправление отдельных звуков, то фронтальные подразумевают работу с более широким спектром отклонений в развитии речи. Это могут быть как дефекты звукопроизношения, так и нарушения слуха, и грамматические проблемы, и заикание. Группы подбираются небольшие, в идеале — 7 человек, дети должны быть примерно одного возраста и с похожими речевыми нарушениями. Занятию всегда задается какая-то интересная тема, дающая много возможностей для расширения словарного запаса детей и тренировки устной речи. Например, зимой актуальна тема «Новый год»: помещение украшается соответствующим образом, создавая у детей праздничное, приподнятое настроение, которое способствует результативности упражнений.

Как и в индивидуальных занятиях, здесь многое зависит от личности специалиста, от его умения создать нужную обстановку, вызвать у детей желание проявить себя. Для детей 3-4 лет, у которых процесс социализации еще только начинается, непросто создать такие условия. Многие из них бывают стеснительными и замкнутыми именно в силу своих речевых нарушений. Чтобы групповые логопедические занятия приносили плоды, малыши на них должны чувствовать себя уверенно и свободно.

Построение домашнего занятия

Выполнять логопедические упражнения и заниматься речевой гимнастикой следует дома, это поможет закрепить полученные у дефектолога умения и навыки, сделает речь более четкой и понятной. Проводить их лучше всего в игровой форме, чтобы не утомлять малыша, – это поможет ему не утратить интерес, не устать, получать удовольствие от полезного времяпрепровождения.

Первый этап любого занятия (если логопед не предложил иного) – артикуляционная гимнастика, которая подготовит речевой аппарат к дальнейшей работе, поможет размять язык и связки. Выполняя упражнения, малыши одновременно тренируют те мышцы, которые активно участвуют в процесс произнесения звуков.

Все упражнения делаются сидя, желательно перед зеркалом, чтобы малыш мог контролировать себя. Каждое повторяется по несколько раз, в зависимости от индивидуальной подготовки ребенка.

Родители могут выполнять большое число упражнений с детьми 5-6 лет, помогая им справиться с речевыми проблемами.

  • Произносить чистоговорки, в которых присутствует и проблемный звук, и похожие на него звуки. Например, при постановке звука можно использовать такую: «Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу». В данной чистоговорке много слов именно с этим звуком.
  • Проговаривание стишков с проблемными звуками.

Для улучшения произнесения звука подойдет такое стихотворение:

Ра-ра-ра – резвится детвора!

Ро-ро-ро – раздаем добро!

Ру-ру-ру – мы рисуем кенгуру!

Ры-ры-ры – пес вылез из норы!

В логопедических энциклопедиях можно познакомиться с большим количеством всевозможных стишков для постановки каждого звука и выбрать те, которые подходят конкретному ребенку. Такова общая структура занятия.

Бьём в барабан.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ.

Ход игры: Предложите детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее. А как мы бьем в барабан? ТА-ТА-ТА! При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: ТА-ТА-ТА!  А теперь по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! А теперь вот так: БАМ-БАМ-БАМ! Повторяйте за мной!  Когда дети хорошо запомнят игру на барабане, дудочке, колокольчике и балалайке, можно предложить выполнять необходимые движения и речевые конструкции по словесной инструкции без показа:Бьем в барабан! Поиграем на дудочке! Позвеним колокольчиком! Поиграем на балалайке!

Птички.

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям поиграть в птичек. Комментируйте свои действия словами:Делайте как я. Полетим как птички! Машем крыльями вверх и вниз!Бегая по комнате, делаем взмахи руками как крыльями. Если кто-то из малышей не выполняет движение, поднимите его руки, помогите выполнить движение. Затем присаживаемся на корточки и стучим рукой по полу: Теперь птички присели на землю отдохнуть, и стали клевать зернышки – вот так! Предложите детям разный темп выполнения движения – птички могут лететь быстро или медленно.Снова полетели! Медленно машем крыльями… А теперь быстро полетели! Игру можно варьировать, придумывать новые движения для птичек.

Уроки дикции для детей: бесплатные видео для занятий на дому

Дикция лучше всего формируется в возрасте 4-5 лет, когда многие вещи воспринимаются в форме игры. Но начинать тренировать лучше с года, как только малыш научился выговаривать первые слова. Если ребенок
не очень хорошо разговаривает для своего возраста, не стоит спешить обращаться к неврологу, логопеду. Проблему можно решить регулярными неутомительными занятиями: делать артикуляторную гимнастику, логопедические упражнения и массаж, произносить короткие скороговорки с трудно сочетаемыми звуками. Главное делать
акцент на проблемных звуках: шипящих, рычащих, глухих.

ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН собрали в статье лучшие видео уроки по тренировке дикции для детей, по которым можно заниматься самостоятельно в домашних условиях.

Нормы речевого онтогенеза в возрасте 3-4 лет

В этот период ребенок должен говорить развернутыми фразами и простыми предложениями. Он должен правильно произносить свистящие и шипящие группы звуков, сонорные являются исключением, потому что у них сложная артикуляция. В речи появляются двух- и трехсложные слова.

В 3-4-летнем возрасте словарный запас резко возрастает. В экспрессивном словаре к четырем годам должно быть около 2 000 слов. Трехлетний малыш объединяет предметы по общему признаку, называет их одним словом. К четырем годам он понимает сложные предложения вне определенной ситуации. Ему нравится слушать сказки и рассказы, ребенок понимает смысл услышанного текста.

Дошкольник 3-4 лет начинает овладевать простыми грамматическими категориями, согласовывает слова во фразах и предложениях. В речи чаще появляются местоимения и числительные. Он все больше задает вопросов взрослым, сам дает развернутые ответы. Высказывает свое мнение, делится впечатлениями.