Вузы для биофизиков по направлению «Биология»
- МГУ им. М. В. Ломоносова.
- МГАВМиБ им. К. И. Скрябина.
- ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Вузы
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Биология (Институт фундаментальной медицины и биологии КФУ)
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Биология (Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова)
Вятский государственный университет
Биология (Институт биологии и биотехнологии ВятГУ)
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Биология (Институт естественных наук и математики УрФУ)
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
Биология (Факультет зоотехнии и биологии РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)
Направление: Профессии науки
Логично, что биофизика объединяет две науки: биологию и физику, поэтому и занимается изучением физических процессов в живых организмах. Полномасштабное развитие этой науки началось в XX веке. Среди исследователей можно отметить Эрвина Шрёдингера, Луиджи Гальвани, Герда Биннига, Бернарда Каца. В настоящее время современной областью исследования биофизики выступают математическое моделирование, нанобиология, фотобиологические процессы, а также физика белковых и мембранных структур. Все эти сложные направления осваивает биофизик.
Деятельность биофизика представляет собой работу с применением знаний естественнонаучных дисциплин. Чтобы провести исследование процессов и явлений, специалисту необходимо обладать математической подготовкой и навыками лабораторной работы. В процессе работы он применяет экспериментальную аппаратуру и электронику. Эксперименты, которыми занимаются биофизики, — это сложный процесс, требующий уточнения методик. И специалисты должны понимать всю возлагаемую на них ответственность. Биофизики могут работать как в образовательных учреждениях, так и на предприятиях по разработке и внедрению новых технологий.
Основной работой биофизика является исследование биологических проблем во взаимосвязи с физическими и химическими процессами. Интересна работа этого специалиста ещё и тем, что он занимается изучением влияния на организм факторов вибрации, ускорения и невесомости. Полученные знания в ходе исследований специалист применяет в сфере медицины, сельского хозяйства, биотехнологии и экологии.
Специальности:
- Биология
- Квалификация: Магистратура
Обучение в магистратуре подразумевает 2-х годичный период. Во время него вы не только освоите основы учебной программы, но посетите большое количество с…
- Биология
- Квалификация: Бакалавриат
На данном направлении студент получает основные сведения. В частности, изучается размер клетки, ее свойства и многие другие моменты. Изучаются как класс…
- Медицинская биофизика
- Квалификация: Специалитет
Медицинская биофизика включает в себя три основные дисциплины, -это математика, биология и физика, которые по усмотрению вуза являются основными вступит…
- Радиофизика
- Квалификация: Магистратура
Магистратура по специальности «Радиофизика» представляет собой высшее профессиональное образование, позволяющее специалистам продолжить обуч…
- Радиофизика
- Квалификация: Бакалавриат
Слушатели, поступившие на бакалавриат по специальности «Радиофизика», пройдут базовое обучение по физическим дисциплинам: механика, электрич…
Преимущества обучения в аспирантуре
Молодые специалисты, которые выбирают путь погружения в науку, поступая в аспирантуру, открывают для себя новые перспективы. В программе обучения весомую роль играет практика, участие в реальных лабораторных исследованиях, серьезное изучение иностранного языка.
Программа подготовки предполагает знакомство со всеми новинками из области медицины, физики и биологии. В том числе, обязательно происходит ознакомление с мировыми достижениями. Поэтому выпускник курса становится компетентным профессионалом, способным претендовать на ведущие позиции в корпорациях международного уровня. Он может выбирать также путь научного ученого или же занимать преподавательские должности в учебных заведениях.
Почему биология – наука будущего
Человек всегда ставил перед собой невероятные задачи. И за последние 50 лет мы научились с нуля выращивать внутренние органы, делать пересадки, сложнейшие операции и вылечивать людей с онкологией. Всему этому человек научился, изучая природу и самого себя.
Развитие медицины сегодня достигло таких высот, что врачи ещё на этапе вынашивания ребёнка могут узнать о нём всё: потенциальные болезни, предрасположенности к чему-то, всё это записано в наших генах словно на флешке, главное научиться обрабатывать эти данные.
Всё это говорит только о том, что биология – это не просто наука будущего, а наука, которая создаст это будущее.
Биологические профессии и специальности
↑бБЕДЕМХЕ
рЕНПЕРХВЕЯЙХЕ ОНЯРПНЕМХЪ Х ЛНДЕКХ АХНТХГХЙХ НЯМНБЮМШ МЮ ОНМЪРХЪУ ЩМЕПЦХХ, ЯХКШ, РХОНБ БГЮХЛНДЕИЯРБХЪ, МЮ НАЫХУ ОНМЪРХЪУ ТХГХВЕЯЙНИ Х ТНПЛЮКЭМНИ ЙХМЕРХЙХ, РЕПЛНДХМЮЛХЙХ, РЕНПХХ ХМТНПЛЮЖХХ. щРХ ОНМЪРХЪ НРПЮФЮЧР ОПХПНДС НЯМНБМШУ БГЮХЛНДЕИЯРБХИ Х ГЮЙНМНБ ДБХФЕМХЪ ЛЮРЕПХХ, ВРН, ЙЮЙ ХГБЕЯРМН, ЯНЯРЮБКЪЕР ОПЕДЛЕР ТХГХЙХ – ТСМДЮЛЕМРЮКЭМНИ ЕЯРЕЯРБЕММНИ МЮСЙХ. б ЖЕМРПЕ БМХЛЮМХЪ АХНТХГХЙХ ЙЮЙ АХНКНЦХВЕЯЙНИ МЮСЙХ КЕФЮР АХНКНЦХВЕЯЙХЕ ОПНЖЕЯЯШ Х ЪБКЕМХЪ. нЯМНБМЮЪ РЕМДЕМЖХЪ ЯНБПЕЛЕММНИ АХНТХГХЙХ – ОПНМХЙМНБЕМХЕ Б ЯЮЛШЕ ЦКСАНЙХЕ, ЩКЕЛЕМРЮПМШЕ СПНБМХ, ЯНЯРЮБКЪЧЫХЕ НЯМНБС ЯРПСЙРСПМНИ НПЦЮМХГЮЖХХ ФХБНЦН.
яРЮМНБКЕМХЕ Х ПЮГБХРХЕ АХНТХГХЙХ РЕЯМН ЯБЪГЮМН Я ХМРЕМЯХБМШЛ БГЮХЛНОПНМХЙМНБЕМХЕЛ ХДЕИ, РЕНПЕРХВЕЯЙХУ ОНДУНДНБ Х ЛЕРНДНБ ЯНБПЕЛЕММНИ АХНКНЦХХ, ТХГХЙХ, УХЛХХ Х ЛЮРЕЛЮРХЙХ.
Что изучает медицинская биофизика?
Медицинская биофизика – интересная и современная отрасль науки, которая поставила на службу людям достижения сразу трех дисциплин: физики, биологии и медицины. Биология дает знания о том, как функционирует живой организм, физика создает технологии, а медицина – методику их применения.
Выпускник университета, получивший такую профессию, становится ценным специалистом. Он может вести исследования в медицинских лабораториях, заниматься практической диагностикой, подбором новейших методов лечения, преподавательской деятельностью.
В процессе обучения специалист получает широкий спектр компетенций, от правильной постановки диагноза до оказания первой помощи в экстренных случаях.
Навыки, получаемые в процессе обучения
Что же умеет делать выпускник, освоивший программу и успешно сдавший все экзамены? В его компетенции:
- вести прием больных в отделениях терапии, хирургии и невропатологии
- принимать меры по экстренной помощи
- проводить обследование пациента
- использовать современную диагностику: генетическую, медицинскую, биофизическую, иммунологическую
- рекомендовать методику лечения
- анализировать результаты обследования
- составлять родословную
- обновлять и совершенствовать методики постановки диагноза
- контролировать процесс восстановления больных
- изучать возникновение патологий
- использовать современную аппаратуру диагностики и лечения
- контролировать функционирование медицинских приборов, исправлять ошибки
- проводить профилактику заболеваний, экологические мероприятия
- преподавать специальные дисциплины в университете
- руководить работой медперсонала
- составлять литературу для учебного процесса
- свободно владеть иностранным языком.
Биологические профессии и специальности будущего
Но не медиками едиными… В той же медицине появилось много новых профессий. Технологический прогресс сделал возможным работу в абсолютно неизвестных ранее областях.
Генная инженерия
Стоит сказать, что генетика состоит из множества направлений.
Генный инженер – это учёный, который работает над изменениями живых организмов путём изменений в генах. Специалисты данной категории способны развить в организме необходимые им качества, а главное – притупить ненужные.
Без генных инженеров развитие фармацевтики не было бы таким стремительным. Именно благодаря этой профессии становится возможным диагностировать и лечить многие болезни.
Генная инженерия — наука новая, поэтому по этой специальности ведут набор совсем немного вузов. Помимо биологии в программе обычно много математики и информатики, студенты изучают клонирование и трансплантацию клеток, биоинженерию и разные виды химии.
Сколько получают генные инженеры?
Неонатология
Медицина для новорожденных. Хирургия, наблюдение, реанимирование, восстановление недоношенных детей – это малая часть того, чем занимается неонатолог.
Такие врачи присутствуют на родах и полностью обследуют новорожденного для быстрого выявления патологий, а позднее – лечения. Их можно назвать врачами широго профиля: от неврологии до хирургии. Однако работают они именно с младенцами.
Чтобы стать неонатологом, нужно поступить в любой понравившийся вам медицинский вуз на факультет педиатрии.
Сколько получают неонатологи?
Биотехнология
Это наука об использовании живых организмов и биологических процессов для производства ценных продуктов, возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач. Биотехнология находится на стыке клеточной и молекулярной биологии, молекулярной генетики, биохимии и биоорганической химии.
В медицине биотехнологи играют важную роль в создании новых лекарственных препаратов для ранней диагностики и лечения сложных болезней.
Сколько получают биотехнологи?
Медицинская биофизика
Медицинские биофизики – это необыкновенные люди, их профессия включает в себя одновременно медицину, физику и биологию. Такие специалисты – большая ценность в наши дни, ведь когда в одном человеке сочетаются сразу три направления, то он становится универсальным.
Медбиофизики специализируются в большей части на медицине, поэтому могут оказывать медицинскую помощь и диагностику.
Медицинская физика относится к необычным подвидам профессий физика.
↑яНБПЕЛЕММЮЪ ЙКЮЯЯХТХЙЮЖХЪ АХНТХГХЙХ, ОПХМЪРЮЪ хчоюа
йКЮЯЯХТХЙЮЖХЪ, ОПХМЪРЮЪ лЕФДСМЮПНДМШЛ ЯНЧГНЛ ВХЯРНИ Х ОПХЙКЮДМНИ АХНТХГХЙХ (1961), ЙНРНПЮЪ НРПЮФЮЕР НЯМНБМШЕ АХНКНЦХВЕЯЙХЕ НАЗЕЙРШ Б НАКЮЯРХ АХНТХГХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ, БЙКЧВЮЕР ЯКЕДСЧЫХЕ ПЮГДЕКШ: ЛНКЕЙСКЪПМСЧ АХНТХГХЙС, Б ГЮДЮВС ЙНРНПНИ БУНДХР ХЯЯКЕДНБЮМХЕ ТХГХВЕЯЙХУ Х ТХГХЙН-УХЛХВЕЯЙХУ ЯБНИЯРБ ЛЮЙПНЛНКЕЙСК Х ЛНКЕЙСКЪПМШУ ЙНЛОКЕЙЯНБ; АХНТХГХЙС ЙКЕРЙХ, ХГСВЮЧЫСЧ ТХГХЙН-УХЛХВЕЯЙХЕ НЯМНБШ ФХГМЕДЕЪРЕКЭМНЯРХ ЙКЕРЙХ, ЯБЪГЭ ЛНКЕЙСКЪПМНИ ЯРПСЙРСПШ ЛЕЛАПЮМ Х ЙКЕРНВМШУ НПЦЮМЕКК Я ХУ ТСМЙЖХЪЛХ, ГЮЙНМНЛЕПМНЯРХ ЙННПДХМЮЖХХ ЙКЕРНВМШУ ОПНЖЕЯЯНБ, ХУ ЛЕУЮМХВЕЯЙХЕ Х ЩКЕЙРПХВЕЯЙХЕ ЯБНИЯРБЮ, ЩМЕПЦЕРХЙС Х РЕПЛНДХМЮЛХЙС ЙКЕРНВМШУ ОПНЖЕЯЯНБ; АХНТХГХЙС ЯКНФМШУ ЯХЯРЕЛ, Й ЙНРНПШЛ НРМНЯЪР НРДЕКЭМШЕ НПЦЮМЕККШ, ЖЕКШЕ НПЦЮМХГЛШ Х ОНОСКЪЖХХ; АХНТХГХЙС ОПНЖЕЯЯНБ СОПЮБКЕМХЪ Х ПЕЦСКЪЖХХ, ЙНРНПЮЪ ГЮМХЛЮЕРЯЪ ХЯЯКЕДНБЮМХЕЛ Х ЛНДЕКХПНБЮМХЕЛ ОПХМЖХОНБ СОПЮБКЕМХЪ Б АХНКНЦХВЕЯЙХУ ЯХЯРЕЛЮУ. бШДЕКЪЧР РЮЙФЕ ПЮГДЕКШ АХНТХГХЙХ: ЯРПНЕМХЕ АХНОНКХЛЕПНБ ( АЕКЙХ, дмй, КХОХДШ), АХНЛЕУЮМХЙЮ, АХНКНЦХВЕЯЙЮЪ НОРХЙЮ, АХНЛЮЦМЕРХГЛ, АХНКНЦХВЕЯЙЮЪ РЕПЛНДХМЮЛХЙЮ. й АХНТХГХЙЕ НРМНЯЪР Х НАКЮЯРХ МЮСЙХ, ХГСВЮЧЫХЕ ЛЕУЮМХГЛШ БНГДЕИЯРБХИ МЮ АХНКНЦХВЕЯЙХЕ ЯХЯРЕЛШ ПЮГКХВМШУ ТХГХВЕЯЙХУ ТЮЙРНПНБ (ЯБЕР, ХНМХГХПСЧЫЮЪ ПЮДХЮЖХЪ, ЩКЕЙРПНЛЮЦМХРМШЕ ОНКЪ Х ДП.).
30.05.02 Медицинская биофизика
Квалификация специалист
Форма обучения
очная
Сроки обучения
6 лет
Стоимость обучения на 2017/2018 уч. год
187 580
Экзамены
математика / русский язык
Город
Архангельск
Медицинская биофизика — это прикладная наука на стыке физики, биологии и медицины.
Современная медицина является высокотехнологичной. Появление сложной техники требует новых специалистов для ее грамотного применения и полноценного, более эффективного использования.
В настоящее время потребность в таких специалистах в медицинских учреждениях очень велика.
Поскольку упор сделан на медицинскую составляющую, то миссией направления можно считать врачебную деятельность. Но подразумевается, что выпускник курса будет иметь широкие полномочия.
Он будет компетентен и для оказания первой медицинской помощи, и для осуществления грамотной диагностики.
Подготовка высококвалифицированных врачей-биофизиков, способных к внедрению и эксплуатации современной электронной медицинской диагностической и вычислительной техники, к внедрению количественных методов диагностики для научно-исследовательской деятельности с целью разработки и внедрения в медицинскую практику достижений медико-биологических наук.
Врач-биофизик — специалист с высшим медико-биологическим образованием, подготовленный для внедрения и эксплуатации современной электронной медицинской диагностической и вычислительной техники, для внедрения количественных методов диагностики, для научно-исследовательской деятельности с целью разработки и внедрения в медицинскую практику достижений медико-биологических наук, а также для педагогической деятельности в медицинских вузах.
Перспективы:
- Выпускники курса смогут занимать серьезные должности в медицинских учреждениях, стоять во главе исследований, нацеленных на усовершенствование лечебной, восстановительной и врачебной помощи в целом.
- Выпускник курса сможет работать с новейшей медицинской и лабораторной техникой. Он будет углубляться в насущные проблемы медицины и искать пути к их решению.
- С полученной специальностью у выпускника не возникнет вопросов, кем и где ему работать. Такая профессия является сравнительно молодой, а потому очень востребованной. Она позволяет заниматься педагогической либо научной деятельностью. Также бывший студент может выбирать путь практикующего врача, преподавать или выпускать медицинскую аппаратуру Его примут на работу в лаборатории, где занимаются биофизическими исследованиями.
- Еще одно место трудоустройства — научно-исследовательские институты. Можно рассчитывать на вакансии в фармацевтических компаниях, в медицинских учреждениях. Специалисты широкого профиля необходимы на предприятиях сельскохозяйственной отрасли и на заводах, где выпускается новейшее медицинское оборудование.
Такая профессия считается высокооплачиваемой.
Так как новые технологии лечения и диагностики зарождаются быстрыми темпами, то специалист, который оперативно их осваивает, ценится очень высоко, соответственно, растет и его зарплата.
Где можно работать?
- государственные и коммерческие лечебно-профилактические, клинико-диагностические медицинские учреждения
- высшие учебные заведения
- научно-исследовательские учреждения и организации
Должности, которые могут занимать выпускники
- врач-рентгенолог
- врач-радиолог
- врач ультразвуковой диагностики
- врач функциональной диагностики
- врач клинической лабораторной диагностики
- врач-лаборант
- старший лаборант
- научный сотрудник
- преподаватель
- исследователь
- биофизик
- иммунолог
- медицинский технолог
- биолог
- генетик
Особенности и преимущества обучения
Область профессиональной деятельности выпускника включает совокупность технологий, средств, способов и методов биофизики, медицинских биотехнологий, клинической лабораторной диагностики, методов функциональной диагностики в человеческой деятельности, направленной на развитие лечебно-диагностической системы и улучшение здоровья населения.
По данному направлению студентам преподается широкий круг дисциплин по таким разделам, как:
- Информатика, медицинская информатика
- Физика
- Химия
- Биология, эволюционная биология
- Морфология
- Физиология
- Общая патология
- Биохимия
- Общая и клиническая иммунология
- Гигиена, экология человека
- Экспериментальная клиническая хирургия
- Неврология и психиатрия
- Общая биофизика, медицинская биофизика, биофизические основы функциональной диагностики
- Общая и медицинская генетика
Специальность биотехнолог
Такая профессия востребована и перспективна. Она подходит молодым людям, которые хорошо учились и сдавали экзамены в школе по предметам: химия, биология, физика и математика. Обучение может быть направлено на изучение БТ в целом или в одном из ее направлений. Личные качества, которыми желательно обладать, чтобы получать профессии, связанные с БТ:
- Высокий интеллект и аналитический склад ума.
- Любознательность и эрудированность.
- Нестандартное мышление.
- Терпение и наблюдательность.
- Целеустремленность и ответственность.
- Коммуникабельность.
В высших учебных заведениях можно получить основную профессию или прослушать дополнительный курс для получения второго образования уже состоявшимся профессионалам, например, врачам, по специальности биотехнология. Вуз лучше выбрать государственный, с высоким уровнем преподавания на ведущих кафедрах и хорошими материально-техническими ресурсами — оборудованными лабораториями, налаженными контактами в научном сообществе и возможных местах прохождения практики. Список университетов в Москве, имеющих биотехнологический факультет:
- МГУ им. М. В. Ломоносова.
- Аграрный университет им. К. А. Тимирязева.
- РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина.
- Исследовательский университет им Н. И. Пирогова.
- РУДН.
- РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Вакансии и места работы
Биотехнологи могут работать в научно-исследовательских институтах, которые занимаются глобальными проектами по бионике, биофизике, микробиологии, генной инженерии и другим направлениям БТ. Исследования и разработки могут выполняться по заказу специализированных компаний или в чисто научных целях. Начинающий специалист обычно начинает карьеру с должности лаборанта химического анализа.
Имея склонность и стремление к научным открытиям можно зарекомендовать себя в научном мире. Особое направление БТ — биоинформатика, занимающаяся математическим и компьютерным анализом биологических процессов. Специалисты этого направления требуются во всех областях, связанных с БТ. В медицине все более широко применяются достижения БТ — от лечения генетических заболеваний до разработки новых методик хирургических операций. Вакансии, доступные для биотехнологов — микробиолог или вирусолог.
На фармацевтическом, косметологическом и пищевом производстве и на предприятиях агропромышленного комплекса всегда требуются специалисты, работающие с живыми организмами, — биофармакологи, лаборанты, контролеры технологического процесса, биотехнологи липидов и белков, биоинженеры клеток и тканей. Довольно большой процент выпускников вузов получает дополнительно педагогическое образование и осваивает педагогическую деятельность в области обучения специалистов по БТ.
Биотехнология актуальна и как прикладная наука, сконцентрированная на теоретических исследованиях и разработках.
Плюсы и минусы профессии
Основными положительными моментами при выборе специальности БТ являются актуальность и многозначность — возможность попробовать себя в самых разных сферах и компаниях, в том числе и иностранных, так как российские ученые высоко ценятся за рубежом. Профессионалы этого направления востребованы на рынке труда постоянно и есть вероятность появления новых отраслей человеческой деятельности, которые только формируются или еще даже не существуют. К другим плюсам можно отнести:
- респектабельность и престижность;
- высокую оплату труда при достаточном уровне квалификации;
- хорошие карьерные перспективы;
- моральное удовлетворение — возможность улучшить или спасти жизни многих людей;
- если есть талант и упорство — самореализация в науке.
Некоторые отрицательные моменты тоже присутствуют. Перспективы сильно зависят от места работы и руководства организации-работодателя — карьерный рост и зарплата могут не соответствовать желаемым. Не все специалисты могут осилить сложность заданий и повышенную ответственность на занимаемой вакансии. Некоторые сферы БТ, в частности, генная инженерия, испытывают негативное отношение религиозных деятелей и общественности.
Главными центрами развития БТ являются США и Европа. В России эта отрасль крайне привлекательна для инвесторов, но сложности состоят в выводе новых продуктов на рынок и большой длительности цикла от начала разработки проектов до запуска в производство. Тем не менее на рынке уже существует немало компаний, специализирующихся сугубо на биотехнологиях — Ohmygut, CardioQVARK, Инсилико, 3Д Биопринтинг Солюшенс и другие. Возможно, будущему специалисту-биотехнологу выпадет возможность работать именно в них.
Почему биология никогда не устареет как наука
Если вас интересуют живые организмы, биология – лучшая сфера профессиональной деятельности. За последние годы достижения человечества непостижимы: выращивание внутренних органов, крайне сложные пересадки и операции, вылечивание даже безнадежно больных онкологией – всех этих чудес людям удалось достичь благодаря постоянному изучению человеческой и окружающей природы.
Современная медицина позволяет нам получить максимум информации о еще не родившемся ребенке: пол и цвет глаз, потенциальные болезни и предрасположенности. Все эти данные записаны в человеческом гене – вечном носителе информации, который только нужно уметь интерпретировать и обрабатывать полученную информацию.
И биология как наука будет востребованной все то время, пока на планете будут живые существа и организмы.
Навыки, получаемые в процессе обучения
Что же умеет делать выпускник, освоивший программу и успешно сдавший все экзамены? В его компетенции:
- вести прием больных в отделениях терапии, хирургии и невропатологии
- принимать меры по экстренной помощи
- проводить обследование пациента
- использовать современную диагностику: генетическую, медицинскую, биофизическую, иммунологическую
- рекомендовать методику лечения
- анализировать результаты обследования
- составлять родословную
- обновлять и совершенствовать методики постановки диагноза
- контролировать процесс восстановления больных
- изучать возникновение патологий
- использовать современную аппаратуру диагностики и лечения
- контролировать функционирование медицинских приборов, исправлять ошибки
- проводить профилактику заболеваний, экологические мероприятия
- преподавать специальные дисциплины в университете
- руководить работой медперсонала
- составлять литературу для учебного процесса
- свободно владеть иностранным языком.
Особенности профессии
Биофизики отлично знают все естественнонаучные дисциплины: биология, физика, география, экология, физиология и иные. Они являются увлеченными научными сотрудниками, которые опираются исключительно на результат проведенных экспериментов и лабораторной работы. Биофизик проводит много времени в кабинетах и лабораториях, используя сложное оборудование, а также базовые принципы химии, прикладной математики и иных дисциплин. Он выполняет следующий объем работ:
- проводит исследования, ставит научные эксперименты;
- использует профессиональное оборудование, компьютерные программы, инновационные технологии;
- фиксирует и анализирует результаты, занимается написанием научных трудов;
- изучает влияние окружающих факторов как на отдельные живые организмы, так и на биологические системы в целом;
- работает с пациентами;
- занимается исследованием физико-биологической структуры организмов;
- производит физический анализ внутренних органов, рассматривает вопросы прочности тканей.
Круг обязанностей зависит от сферы деятельности, а также от полученного образования. Профессия подходит для женщин и мужчин, отличающихся склонностью к естественнонаучным дисциплинам. Биофизики получают солидный оклад, могут попробовать свои силы не только в научной, но и в коммерческой деятельности.
Что изучает медицинская биофизика?
Медицинская биофизика – интересная и современная отрасль науки, которая поставила на службу людям достижения сразу трех дисциплин: физики, биологии и медицины. Биология дает знания о том, как функционирует живой организм, физика создает технологии, а медицина – методику их применения.
Выпускник университета, получивший такую профессию, становится ценным специалистом. Он может вести исследования в медицинских лабораториях, заниматься практической диагностикой, подбором новейших методов лечения, преподавательской деятельностью.
В процессе обучения специалист получает широкий спектр компетенций, от правильной постановки диагноза до оказания первой помощи в экстренных случаях.
Профессиональное трудоустройство
Профессия специалиста-биофизика относится к числу востребованных на рынке труда. Потенциальные работодатели остро нуждаются в специалистах, способных совмещать исследовательскую и консультативную деятельность, использовать новейшие достижения современных технологий.
Даже в отраслях, напрямую не связанных с медициной, таких как сельское хозяйство или косметология, необходимы инженеры, способные внедрять новые биотехнологии.
Перечень предлагаемых выпускникам должностей очень разнообразен. Выпускник может работать:
- врачом
- врачом-лаборантом
- старшим лаборантом
- исследователем
- научным сотрудником
- преподавателем
- биологом
- генетиком
- биофизиком
- иммунологом
- медицинским технологом
Стартовый уровень оплаты труда для молодого специалиста составляет около сорока тысяч рублей. Для сотрудников, умеющих прогрессивно овладевать новыми технологиями, высоки перспективы карьерного роста.
Преимущества обучения в аспирантуре
Молодые специалисты, которые выбирают путь погружения в науку, поступая в аспирантуру, открывают для себя новые перспективы. В программе обучения весомую роль играет практика, участие в реальных лабораторных исследованиях, серьезное изучение иностранного языка.
Программа подготовки предполагает знакомство со всеми новинками из области медицины, физики и биологии. В том числе, обязательно происходит ознакомление с мировыми достижениями. Поэтому выпускник курса становится компетентным профессионалом, способным претендовать на ведущие позиции в корпорациях международного уровня. Он может выбирать также путь научного ученого или же занимать преподавательские должности в учебных заведениях.
Где нужны профессии, связанные с физикой
Научное поле физиков очень обширно – от субатомных частиц до черных дыр.
Физики исследуют мир вокруг и объекты, из которого этот мир состоит, а также то, как они взаимодействуют. Объекты его исследования – физические тела, в способы их взаимодействий – физические явления.
Его деятельность включает: проведение экспериментов, построение математических моделей физических явлений, описание базовых свойств мира. Так они могут открывать законы, которые будут использоваться в науке и технологиях.
Физики имеют большие возможности для трудоустройства – университеты, научные лаборатории, технические центры. Молодые специалисты могут получать зарплаты от очень низких, как лаборанты при университетах, так и очень высокие, если устроятся в крупную компанию.
Молодому физику сложно найти высокооплачиваемую должность, для начала ему нужно попрактиковаться в ВУЗе или в государственном учреждении.
В своей работе прибегают к анализу, сравнению и интерпретации данных, вырабатывают абсолютно новые решения. Физикам сложно организовать фриланс, но они могут иметь собственные лаборатории или производить патенты, или оборудование.
Обучение фундаментальной физике есть во многих университетах России и зарубежья. Многие вузы предлагают варианты дистанционного образования.
Преимущества обучения в аспирантуре
Молодые специалисты, которые выбирают путь погружения в науку, поступая в аспирантуру, открывают для себя новые перспективы. В программе обучения весомую роль играет практика, участие в реальных лабораторных исследованиях, серьезное изучение иностранного языка.
Программа подготовки предполагает знакомство со всеми новинками из области медицины, физики и биологии. В том числе, обязательно происходит ознакомление с мировыми достижениями. Поэтому выпускник курса становится компетентным профессионалом, способным претендовать на ведущие позиции в корпорациях международного уровня. Он может выбирать также путь научного ученого или же занимать преподавательские должности в учебных заведениях.
https://youtube.com/watch?v=zs3GENEh9aU
Вузы для биофизиков по направлению «Биология»
- МГУ им. М. В. Ломоносова.
- МГАВМиБ им. К. И. Скрябина.
- ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Вузы
Московский гуманитарный университет, МосГУ
Биология для учащихся 9 классов и лиц, имеющих основное общее образование (Московский гуманитарный университет, МосГУ)
Московский государственный университет пищевых производств
Биология (Институт ветеринарии, ветеринарно-санитарной экспертизы и агробезопасности)
Российский университет дружбы народов
Биология (Сочинский филиал Российского университета дружбы народов)
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Биология (Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова)
Оренбургский государственный университет
Биология (Химико-биологический факультет)
Оплата труда
Ступеньки карьеры и перспективы
Биотехнологи могут работать на позициях биохимика, биолога, вирусолога, микробиолога. Начинающие специалисты, как правило, устраиваются лаборантами химического анализа в фармацевтических компаниях или на предприятиях пищевой промышленности. На заводах по производству лекарств и пищевых добавок можно работать контролером производства. Карьеру можно сделать по вертикали, повышая профессиональный уровень и, соответственно, разрядность должности, вплоть до руководителя производства. Работая в НИИ, при стремлении к научным открытиям, можно сделать карьеру в научном мире.
Знаменитые биотехнологи
Ю.А.Овчинников – один из самых известных ученых в биотехнологии, ведущий ученый в сфере мембранной биологии. Автор множества научных работ (более 500), в том числе «Биоорганическая химия», «Мембрано-активные комплексоны». Его именем названо Общества биотехнологов России им. Ю.А.Овчинникова.
Интересные факты о профессии
Новости трансгенной инженерии. Учёные скрестили попугая и сахарный тростник. Теперь сахар сам говорит, сколько его класть в чай.
История возникновения биотехнологии как науки:
В самые давние времена люди, сами того не осознавая, применяли биотехнологии в выпечке хлеба, в производстве вина и кисломолочных продуктов.
Научную основу под все подобные процессы подвел Л.Пастер в XIX веке, доказав, что процесс брожения обусловлен микроорганизмами. Но в современном виде биотехнология как наука возникла не сразу, а пройдя несколько этапов:
- В 40-50-е годы ХХ века в результате биосинтеза пенициллина была создана микробиологическая промышленность.
- В 60-70-е годы произошло развитие клеточной инженерии.
- В 1972 году создание первой гибридной молекулы ДНК «in vitro» в США повлекло за собой возникновение генетической инженерии. После этого стало возможным преднамеренное изменение генетической структуры живых организмов. В 70-е годы возник и сам термин «биотехнология».
Поэтапность появления биотехнологии обусловило её неразрывную связь с клеточной и молекулярной биологией, биохимией, молекулярной генетикой и биоорганической химией.
Автор статьи Флюра Ягофарова.
Криобиология и криомедицина
Криобиология (от греч. κρύος — холод, bios — жизнь и logos — наука) — раздел биологии,
в котором изучаются эффекты воздействия низких температур на живые организмы.
На практике, в рамках криобиологии занимаются исследованиями биологических объектов или систем при температурах ниже нормальных.
В качестве объектов могут служить белки́, клетки, ткани, органы, или целые организмы.
Используются диапазон температур от умеренно низких до криогенных.
Научные основы криобиологии были заложены в конце XIX века П. И. Бахметьевым — выдающимся русским учёным,
изучавшим переохлаждение у насекомых и анабиоз у летучих мышей.
Важнейшие направления исследований:
- Исследование адаптаций к холоду микроорганизмов, растений и животных (см. спячка).
- Криоконсервация клеток, тканей, гамет и эмбрионов животного и человеческого происхождения для длительного сохранения в медицинских целях.
Это обычно требует использования веществ, защищающих клетки во время замораживания и размораживания (криопротекторы). - Сохранение органов в гипотермических условиях для трансплантации.
- Лиофилизация фармацевтических препаратов.
- Криохирургия — хирургия с использованием криогенных газов/жидкостей для разрушения тканей.
Литература
- Аккерман Ю. Биофизика. — М.: Мир, 1964. — 684 с.
- Биофизика / Под общ. ред. акад. АН СССР П. Г. Костюка. — К.: Выща шк. Головное изд-во, 1988. — 504 с.
- Волькенштейн М. В. Биофизика: Учебное руководство, 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988. — 592 с. — ISBN 5-02-013835-5
- Кудряшов Ю. Б., Перов Ю. Ф. Рубин А. Б. Радиационная биофизика: радиочастотные и микроволновые электромагнитные излучения. Учебник для ВУЗов. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. — 184 с. — ISBN 978-5-9221-0848-5
- Рубин А. Б. Биофизика (учебник) в 2-х т.т. — М., 1999, 2002.
- Владимиров Ю.А., Рощупкин Д.И., Потапенко А.Я., Деев А.И. Биофизика. — М.: Медицина, 1983. — 272 с.
Навыки, получаемые в процессе обучения
Что же умеет делать выпускник, освоивший программу и успешно сдавший все экзамены? В его компетенции:
- вести прием больных в отделениях терапии, хирургии и невропатологии
- принимать меры по экстренной помощи
- проводить обследование пациента
- использовать современную диагностику: генетическую, медицинскую, биофизическую, иммунологическую
- рекомендовать методику лечения
- анализировать результаты обследования
- составлять родословную
- обновлять и совершенствовать методики постановки диагноза
- контролировать процесс восстановления больных
- изучать возникновение патологий
- использовать современную аппаратуру диагностики и лечения
- контролировать функционирование медицинских приборов, исправлять ошибки
- проводить профилактику заболеваний, экологические мероприятия
- преподавать специальные дисциплины в университете
- руководить работой медперсонала
- составлять литературу для учебного процесса
- свободно владеть иностранным языком.