Что такое ментальная арифметика и как ей научиться

Простые сложение и вычитание

Главное правило счёта на соробане: «считать нужно слева направо», что не соответствует привычному нам способу вычисления.

Внимание: техники счёта могут отличаться, мы используем те, что встречаются в рекомендации японской организации The Abacus Committee. Начинать вычисления стоит с чисел, сумма и разность которых даёт не более 9 при сложении и не менее 1 при вычитании

Начинать вычисления стоит с чисел, сумма и разность которых даёт не более 9 при сложении и не менее 1 при вычитании.

Примеры вроде 1+6, 2+7, 12+24 или 123+432 подойдут на первых порах.

  • Начнём со сложения единиц: для примера 1+2 поднимите на крайней правой спице 1 костяшку вверх, а затем добавьте к ней ещё 2. 
  • Для примера:12+32. Откладываем в колонке десятков — 1 косточку, в единицах — 2. Затем к 1 костяшке придвигаем 3, к 2 костяшкам единиц ещё 2. 

Изучать вычитание также стоит с простых примеров:

  • Рассмотрим вычитание на единицах. Простой пример: 4 — 2 = 2. Из четырёх поднятых костяшек убираем 2 и получаем результат.
  • Простой пример с десятками: 24 — 13 = 11. Из столбца десятков убираем 1 костяшку остаётся 1. Переходим к единицам: от 4 костяшек отнимаем 3, у нас остаётся 1 костяшка. Результат готов.
  • По тому же принципу работаем с сотнями: 432 — 322 = 110. Из столбца сотен от 4 отнимем 3, из 3 вычтем 2 останется 1, из 2 вычтем 2 — все костяшки из столбца единиц возвращаются в нулевую позицию.

Для более сложных вычислений необходимо познакомиться с принципом дополнительных чисел.

Дополнительные числа

Высокая скорость работы на соробане зависит от того, насколько механизированы действия считающего. Смысл заключается в том, чтобы снять лишнюю нагрузку с ума и выполнять арифметические действия механически, без размышлений или колебаний, отсюда и сравнение людей, обладающих этим навыком, с калькулятором. И если со сложением и вычитанием простых чисел всё ясно, то с более сложными примерами нужно освоить концепцию дополнительных чисел. Нужно просто запомнить, что:

  • цифру 5 можно разложить на дополнительные числа: 4 и 1, 5 и 2.
  • цифру 10 можно разложить на дополнительные числа: 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5.

При сложении дополнительное число вычитается. При вычитании — дополнительное число прибавляется. Как это работает на практике рассмотрим далее.

Суть ментальной методики

Вся программа по освоению устного счета построена на последовательном прохождении двух этапов. На первом из них происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием косточек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий. В своей работе ребенок использует абакус. Этот предмет позволяет ему совершенно свободно вычитать и умножать, складывать и делить, вычислять квадратный и кубический корень.

Во время прохождения второго этапа ученики обучаются ментальному счету, который производится в уме. Ребенок перестает постоянно привязываться к абакусу, что также стимулирует и его воображение. Левые полушария детей воспринимают цифры, а правые – образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета. Мозг начинает работать с воображаемым абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счета ассоциируется с движением косточек.

Обучение ментальной арифметике быстрого счета является очень интересным и увлекательным процессом. Он по достоинству оценен сотнями тысяч людей и получил огромное количество положительных отзывов.

Плюсы ментальной математики:

  • развиваются математические способности;
  • улучшается память;
  • усиливается концентрация внимания;
  • появляются нацеленность на успех и умение нестандартно мыслить и находить решение в условиях многозадачности;
  • развиваются образное мышление, логика;
  • растет тяга к новым знаниям и умениям.
    Всего не перечислить.

К минусу можно отнести стоимость обучения по этой методике. Весь волшебный математический фейерверк, в который входят не только счет на счетах, но и прочие сопутствующие занятия — возможно, даже и танцы с пением да стихами (зависит от конкретных курсов), выливается в кругленькую сумму.

История абакуса

Что такое абакус? Это древние счеты для вычислений. Ученые считают, что первый абакус появился в третьем тысячелетии до нашей эры в Месопотамии. Сейчас на её территории находится Ирак, Сирия и части Турции и Ирана. В 5 веке до нашей эры эти счеты узнали в Древнем Риме. Но это лишь предположения. Зато есть четкие доказательства того, что в 17 веке абакус точно был в Европе: в Парижской национальной библиотеке до сих пор хранятся сами счеты абакус и его схема.

В китайских национальных книгах 2 века нашей эры говорится о счетах суаньпань. Это аналог абакуса. Именно в этой стране счёты усовершенствовали, а потом отправили в Японию. Жители страны восходящего солнца убрали одну косточку и назвали счёты по-своему – соробан. Это значит «доска для вычислений». Счёты были очень популярны, потому что тогда в Японии торговля переживала свой расцвет, и знания математики были очень нужны.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*.  
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

Самостоятельное обучение дошкольника дома

Так как занятия в специальных центрах многим не по карману, родители задаются вопросом, можно ли ментальной арифметике для детей обучить самому дома. Как показывает практика, изучить азы вполне возможно самостоятельно. Помимо всего прочего такое обучение отличается рядом преимуществ:

  • В домашней обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно.
  • Родители, зная все особенности своего чада, могут составить план и проводить занятия, исходя из физиологических, умственных и психологических нюансов дошкольника.
  • Отсутствует необходимость оплачивать уроки.
  • Во время занятий с ребенком родители также узнают для себя что-то новое.

Перед тем как заниматься ментальной арифметикой с ребенком дома стоит учитывать не только плюсы таких занятий, но и минусы. Основным считается то, что родители, которые не имеют педагогического образования, в силу любви к своему ребенку могут проявлять чрезмерную требовательность или наоборот закрывать глаза на недочеты. Именно в результате этого многие дети не воспринимают родителей как преподавателей.

Чтобы обучать своего малыша ментальной арифметике в домашних условиях, предварительно необходимо самостоятельно изучить все нюансы. В большинстве случаев, в силу возраста сделать это бывает весьма проблематично. Даже упустив некоторые мелочи, существует риск неправильного обучения. Чтобы избежать ошибок, родители должны тщательно подготовиться, в этом поможет информация, которую можно найти на сайтах и многочисленные ролики.

Обратите внимание! Для достижения результатов важна мотивация и дисциплина. Занятия, несмотря ни на что, должны проводиться постоянно, а не тогда, когда захочется

Секреты арифметики

Мифы о ментальной арифметике

Мифы о ментальной арифметике

Как и о многих других науках, о ментальной арифметике существует много выдумок, которые уж точно не совпадают с реальностью. Вот несколько мифов:

Ментальная арифметики только о быстром счете

Многие родители, которые хоть раз задумывались отдать свое чадо в группу для обучения ментальной математики, думали, что ребенок научится считать примеры любой сложности за пару секунд. Однако цель японской методики не в том, чтобы научится считать как робот, а развить малыша, предоставить ему те навыки, которыми он смог бы пользоваться в будущем.

То есть, такой счет — это средство для дальнейшего пользования и последствие развитых полушарий мозга, а не конечная цель методики.

Счет в уме спустя пару занятий

Важно понимать, что навыки счета не придут мгновенно. Для этого потребуется не пару месяцев, и даже не один год

По мнению нейрофизиологов, для того чтобы мозг освоил какую-либо новую информацию или навык, потребуется минимум год усердных занятий или тренировок.

Ребенок будет получать только пятерки по математике

Нет, нет, и еще раз нет! Это глубочайшее заблуждение. Ментальная арифметика — это не математика как наука, это в первую очередь, комплекс специальных упражнений для развития мозга. Только за счет этого, успеваемость в школе будет расти, ведь кроха начнет развивать свой интеллект, и точно не факт, что его любимым предметом будет математика. В школе детей учат не тому счету, которому учит ментальная математика, поэтому при изучении школьной программы малыш может столкнуться с некими проблемами, с которыми ему нужно помочь справиться. К тому же, часто школьные учителя требуют выполнения той или иной задачи тем методом, которыми они предоставляют.

Это пустая трата времени, не более!

К сожалению, советский союз до сих пор сидит в головах многих людей, и как следствие, они не воспринимают подобных нововведений. Государственные учреждения отказываются внедрять в программу новые методики, каждый год обучая детей тому самому. Только современные преподаватели позитивно относятся к тому, чтобы внедрить ментальную арифметику в школьную программу.

Возможность занятий с детьми в домашних условиях

Изучение ментальной математики возможно дома с родителями, но нужно учитывать плюсы и минусы такого способа обучения.

Достоинства занятий дома:

  • родители хорошо знают своих детей и используют индивидуальный подход при составлении программы;
  • обучение проходит бесплатно, не нужно выделять средства из семейного бюджета на занятия;
  • можно заниматься в удобное время в привычной обстановке, где можно расслабиться;
  • родители вместе с детьми изучают новое, расширяют свои знания.

Недостатком обучения в домашних условиях является отсутствие опыта и знаний у людей, которые не являются профессионалами. Если построить изучение программы неправильно, можно не только не добиться успехов в освоении методики, но и допустить ошибки в развитии ребенка, которые потом сложно исправить.

Основные источники для получения материала – это печатные или электронные учебные пособия, мобильные приложения, обучающие ролики в интернете.

Основные этапы самостоятельных уроков

Самостоятельные занятия состоят из этапов:

  1. Знакомство с предметом. Абакус, набор чисел первого разряда.
  2. Работа с флеш-картами.
  3. Простое сложение и вычитание.
  4. Арифметические действия в пределах 5 и 10.
  5. Методы “Друг” и “Брат”.
  6. Двузначные числа, арифметические действия с ними. Комбинированный метод.
  7. Умножение и деление на одно-, двух-, трех-, четырехзначные числа.
  8. Отрицательные, дробные и последовательные числа.
  9. Сложные случаи арифметических действий.

Основные плюсы для детей

Из всего вышесказанного давайте выделим основные плюсы при обучении детей быстрому счету. Ментальная Арифметика помогает детям:

Во-первых, направлять внимание на главное
Например, посмотрите интервью с любым успешным бизнесменом, ученым или спортсменом. Он расскажет, что прийти к цели ему помогли настойчивость, вера в себя и умение сосредоточиться на одной задаче

Данный вид математики учит деток направлять внимание на одну задачу и за счет этого справляться с ней в считанные секунды. Во-вторых, быстро принимать решения

Во-вторых, быстро принимать решения

Благодаря ежедневным тренировкам навык быстрого решения задач переносится на все сферы: от уроков до выбора профессии

Поэтому в любой кризисной ситуации ваш учение уверенно выберет, что для него важно

В-третьих, быть уверенным в себе

Например, дети быстро справляются с домашними заданиями, легко сдает все контрольные, решает задачки «со звездочкой». Череда успехов закрепляет установку «я победитель» и помогает справляться со сложными задачами в жизни.

В-четвёртых, творчески решать задачи

Во время занятий активно работает воображение. Благодаря этому дети учатся мыслить не шаблонно.

В-пятых, легко общаться

Поскольку ментальная математика развивает оба полушария мозга, в правом активируются центры, которые отвечают за эмоции и общение. Ваш ребенок легко находит новых друзей, учится сопереживать и делиться.

А из минусов в обучении это только постоянный систематический контроль над собой, хотя и это можно отнести к плюсу.

Ментальная математика конечно, это методика, которая сравнительно недавно применяется в России, но уже пользуется большим успехом. Но всё же многие хотят знать, откуда она берёт своё начало.

Углубимся в историю этой науки.

Умножение и деление

Они также не вызовут особых затруднений у тех, кто знает таблицу умножения (от 1 до 10). Рассмотрим пример. Надо умножить 13х3. Сначала пример делится на два действия:

10 х 3 = 30

3 х 3 = 9.

На счетах сначала набирается 30, потом добавляется еще 3. И становится понятно, что ответ на пример – 39.

Деление полностью аналогично, однако результаты не складываются, а вычитаются.

Правила

Специалисты по ментальной арифметике разработали ряд правил, которых следует придерживаться при занятиях с абакусом.

  1. Ставить пальцы необходимо определенным образом. Работают только большой и указательный, остальные сжаты в кулак. Большим поднимаются косточки по одной, указательным – опускаются. Оба движутся по направлению слева направо.
  2. «Набор» чисел ведется одной рукой. Вторая придерживает счеты таким образом, чтобы не закрывать обзор.
  3. Верхнюю косточку поднимает и опускает исключительно указательный палец.

Занятия проводятся дважды в неделю, действовать следует по принципу «от простого к сложному», не допуская переутомления ребенка.

Таков абакус, научиться считать на котором могут как дети, так и взрослые. Самое главнее правило успеха – регулярные занятия.

Плюсы методики

Польза занятий ментальной арифметикой заключается в следующем:

Развивается логика, воображение. После 12–18 месяцев занятий малышу не требуются счеты. Он решает задачи в уме, воображая бусины и передвигая их мысленно. Оперирует многозначными цифрами.

Совершенствуется работа полушарий. Половинки мозга отвечают за разные задачи. Левое – за рациональность действий, логику, правое – за фантазию, воображение. Для успешного прохождения курса необходимо полное взаимодействие полушарий.

Увеличивается объем памяти. Принцип ментальной математики заключается в запоминании большого количества комбинаций цифр, движений пальцами. Без напряжения памяти ребенку просто не обойтись. В результате объем памяти увеличивается в 2–3 раза.

Усиливается концентрация внимания. Сосредоточенность помогает ребенку добиться значительных успехов в обучении. Нужно сконцентрироваться на главном, не отвлекаясь на мелочи.

(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);

window.Ya.adfoxCode.createScroll({ownerId:364275,containerId:’adfox_160551978794352170′,params:{pp:’bgdk’,ps:’emcb’,p2:’gzzo’}},);

Повышается интерес к учебе. Школьник смотрит на уроки как источник знаний, полезных умений. Отношение к школе меняется.

Растет успеваемость. По всем предметам ребенок занимается лучше. Этому способствует развитие памяти, внимания, мышления, логики.

Повышается самооценка. Успешность в учебе, состояние легкости усвоения материала прибавляют уверенности в себе.

Увеличивается скорость принятия решений. Школьник привыкает думать быстро, продуктивно. Скорость реакции пригодится в школе, в повседневной жизни.

Возникает творческий подход. Формируется нестандартное мышление.

Развивается коммуникабельность. Дети объединяются в группы, делают одно дело, проводят много времени вместе каждую неделю. Им приходится находить общий язык, понимать друг друга.

Растет самостоятельность. Малышам в обучающих школах никто не помогает, только подталкивает к правильному решению. Дома родителям запрещено контролировать выполнение заданий. Это учит ответственности, самостоятельности в принятии решений.

Среди положительных результатов занятий ментальной арифметикой многие родители выделяют высокие результаты выпускных экзаменов, предметных олимпиад. По их мнению, занятия ментальной арифметикой помогают вырастить маленького гения, подготовленного к жизни.

Посмотрите, что вытворяют дети, освоившие эту систему.

Физические счеты: что это?

Для изучения ментальной арифметики используют специальный инструмент — древние азиатские физические счеты, более известны как соробан или абакус. Существует много разных вариаций физических счетов, но в японской программе используют именно вышеназванные.

Абакус схож с теми счетами, которые использовали наши родители, только перевернутые на бок. Японский соробан состоит из:

  • Рамы, выполненной из пластика или дерева
  • Горизонтального разделителя — линейки
  • Спиц, на которые нанизаны косточки или бусины

Счеты имеют несложную конструкцию, но каждый элемент в них имеет свое значение. К примеру, на первой спице размещены единицы, на второй — десятки, третья обозначает сотни, четвертая — тысячи и т.д. Специальный разделитель, размещенный на счетах горизонтально, делит спицы на верхние и нижние. На верхних (до разделителя) — «небесные» косточки, на нижних (после разделителя) — «земные».

Во время счета используют большой и указательный палец:

  • Большим поднимают нижние бусины, указательным — опускают.
  • При работе с верхними косточками работает только указательный палец.

Так, при работе со счетами, развивается мелкая моторика рук ребенка.

Список методической литературы для изучения ментальной арифметики

Для получения обширных знаний в данной дисциплине важно приобрести качественную обучающуюся литературу. Топ-10 книг по изучению ментальной арифметики:

Топ-10 книг по изучению ментальной арифметики:

  • Гульназ Сагитдинова – Методика преподавания и достижения результата.
  • Малсан Би – МА для всех.

  • Дмитрий Вендланд – Учим математику при помощи Абакуса, 6+.
  • Анастасия Невзорова – МоМентальная арифметика.
  • Abakus – Ментальная арифметика, умножение и деление (также другие сборники из этого цикла).
  • Куралай Жунисбекова – Методическое пособие для преподавателей и родителей.
  • Артур Бенжамин – Секреты МА.
  • МАМА – Ментальная арифметика, младшая группа.
  • Блокнот-тренажер по изучению МА.
  • Билл Хэндли – Быстрая математика: секреты устного счета.

Учимся вычитать

Отнимать цифры на абакусе тоже несложно. Перед первым уроком посмотрите видео базового курса. Вводное занятие в домашних условиях начните с теории, прочитав соответствующие книги (перечень учебников будет представлен ниже). Объясните ребенку следующие аспекты:

  1. Начинать вычитать нужно с большего разряда.

    В трехзначных цифрах – с сотен, в двузначных – с десятков.

  2. Не нужно забывать пользоваться верхним блоком, костяшками-братьями.

Приведем несколько примеров на вычитание. Для малышей тренировка должна начинаться с однозначных цифр.

От 8 отнимем 3

  1. На первой спице в верхнем блоке опустите костяшку, получится 5.
  2. В нижнем поднимите еще 3 бусины. Так выставляется цифра 8.
  3. Теперь отнимаем 3.
  4. Опускаем 3 костяшки в нижнем ряду.
  5. Остается 5.

От 13 отнимаем 4

  1. Выставляем на абакусе число 13.
  2. В ряду десятков поднимайте 1 косточку. Это 10.
  3. В ряду единиц — 3 бусины. Равно 13.
  4. Отнимаем 4.
  5. В ряду единиц бусин для вычитания не хватает, поэтому опускаем костяшку из блока десятков.
  6. Затем поднимаем бусину верхнего блока, кратного 5, в ряду единиц и 1 бусину в нижнем ярусе.
  7. Ответ – 9.

Примеры расчета представлены на схемах. Их можно распечатать, иметь под рукой во время занятий. Спустя пару уроков выкладывание цифр на счетной доске станет автоматическим. Малышу нужно впервые предложить представлять ментальную карту для решения простых задач. Опорные таблицы для устного счета без абакуса понадобятся только в первое время.

Преимущества использования абакуса и обучения ментальной арифметике

Косточки абакуса, продающегося в наше время, имеют острые концы.  Во время обучения улучшается мелкая моторика рук. На первом занятии ученики сначала узнают, как правильно поставить руки. Чтобы урок не стал скучным, тренер регулярно проводит небольшие игры.

Чем раньше начинаются уроки по данной программе, тем лучше будет переход от использования настоящих счётов к ментальным. Специалисты считают, что лучшее время для этого 5-6 лет. В данный период у детей хорошо развивается фантазия и воображение, они начинают интересоваться учёбой. Постоянные уроки по данному курсу повысят у вашего сына или дочери отметки по всем учебным дисциплинам, а также сформируют у него правильное представление об обучении.

Благодаря ментальной арифметике у ребенка:

  • улучшается память и воображение;
  • развивается образное мышление;
  • формируется усидчивость, сосредоточенность и концентрация внимания;
  • возникают лидерские качества;
  • развиваются аналитические и творческие способности;
  • одновременно работают два полушария мозга.

Основной плюс древних счётов в том, что ребёнок не просто учит конкретные задачи, а запоминает числа в форме изображений. Это мотивирует воображение. Мгновенный устный счёт – отличное дополнение к итогам обучения ментальной арифметике.

Ментальная арифметика в домашних условиях. Возможно ли постичь методику устного счета самостоятельно?

Развивать умственные способности ребенка в любом возрасте необходимо. Заниматься ментальной арифметикой для детей можно и в домашних условиях. В этом есть как плюсы, так и минусы.

К положительным сторонам можно отнести следующее:

  • Отсутствие денежных затрат на педагога и проезд.
  • Не нужно тратить время на дорогу до места занятий.
  • Можно заниматься в любое время.
  • Обучение проходит в привычном месте, с близким человеком.
  • Отсутствие стресса от новых людей и впечатлений.

Но стоит учитывать и негативные факторы, главный из которых – низкая эффективность занятий. Как бы мама не старалась обучить сына или дочь, лучше квалифицированного специалиста она это сделать не сможет. Достичь высоких результатов не получится без системных занятий и без эффективной методики, подходящей для ученика. 

Чтобы не тратить свои усилия и время, лучше обратить внимание на качественные занятия с педагогом онлайн

Можно ли учиться ментальной арифметике самостоятельно в домашних условиях?

При желании и некоторой подготовке ментальной арифметике для детей можно научиться дома.

У детей должен быть наставник, уже освоивший профессиональный курс обучения ментальной арифметике. Все участники процесса должны хотеть регулярно и продуктивно заниматься.

В теории все складывается. Но на практике выявляются моменты, существенно снижающие результативность занятий:

  • дети не воспринимают родственников в качестве педагогов;
  • домашняя обстановка не способствует продуктивности, всегда найдутся отвлекающие факторы: любимый кот, недостроенный конструктор и т. п. В обстановке групповых занятий на курсах это исключено;
  • родителям может не хватить терпения, чтобы добиться закрепления того или иного навыка. Проявление раздражительности сказывается негативно;
  • искажение упражнений наносит вред. У обычных людей, осваивавших методику самостоятельно, без профессионального руководителя, не может быть уверенности в ее доскональном знании.

Обучение в специализированных центрах предполагает также домашнюю подготовку. В рамках программ занятий школьников, дошкольников, подростков создана онлайн-платформа. Задания разбиты на уровни, соответствуют возрасту, разработана система поощрений за успехи, например, просмотр в конце мультфильма. Это хорошая мотивация для ежедневных домашних тренировок.

Достоинства профессиональных курсов

Несмотря на то, что ментальной арифметикой можно заниматься дома самостоятельно, специалисты считают, что лучше отдать ребенка в руки профессионалов. В «Академии развития интеллекта SMARTUM» ребенок попадает в коллектив, получает возможность социальной адаптации, сравнения собственных успехов с достижениями других ребят. Эти условия более благоприятны и действенны, чем домашние.

Другие преимущества:

  • наличие уникальных пособий, не имеющихся в точках продаж;
  • опытные преподаватели. На тренингах и семинарах они постоянно повышают уровень квалификации;
  • отслеживание динамики образовательного процесса.

Резюмируя, можно сделать следующий вывод: организовать домашние занятия ментальной арифметикой возможно, но результат будет разительно отличаться от навыков, приобретенных во время посещения курсов.

Что такое ментальная арифметика

Что такое ментальная арифметика? Это эффективная методика гармоничного развития интеллекта ребенка. Благодаря планомерным тренировкам обоих полушарий мозга, обеспечивается улучшение их взаимодействия между собой. В частности, у человека, занимающегося ментальной арифметикой, появляется возможность равноценно использовать аналитическое и творческое мышление, ведь оба полушария мозга хорошо развиты.

Программа основывается на работе с японскими счетами абакус. С их помощью ученик производит все арифметические вычисления. Затем осуществляется переход ко второму этапу – ребенок представляет абакус в своем воображении и считает на нем в уме. Полное освоение ментального счета позволит учащемуся свободно производить вычисления любой сложности с высокой скоростью.

Помимо указанных преимуществ, методика обучает быстро воспринимать информацию, анализировать ее и незамедлительно проводить необходимые операции с данными. Дети, занимающиеся по этой программе, отличаются гибкостью ума, оригинальностью в своих подходах к выполнению заданий, способностью находить альтернативу и выгодно принимать решения. В данном случае хорошие аналитические способности подкреплены творческим подходом.

Отрицательные стороны ментальной арифметики

Наряду с положительным эффектом, который дает обучение ментальной математикой, есть и отрицательные стороны:

  • Процесс обучения занимает длительное время. Дети испытывают интеллектуальную нагрузку. Для освоения всей программы необходимо 2 года.
  • Финансовые затраты. Даже если вы занимаетесь обучением дома и экономите на оплате школе, вам потребуется приобретение инструментов, методических пособий, предметов для игр.
  • В процессе обучения ребенок овладевает ограниченным количеством знаний, нет гарантии, что прохождение курса поможет освоить другие разделы математики.
  • Ребенок совершает действия по установленным педагогом правилам. Это может помешать разностороннему развитию способностей.

Несмотря на наличие отрицательных сторон методики, ментальная арифметика принесет много пользы для развития ребенка. Она не только укрепит умственные способности, но и научит дисциплине, усидчивости, воле к достижению цели.

Деление

Делимое набирается на спицах в правом конце абакуса, делитель — в левом конце. Результат записывается посередине.

Между делимым и делителем рекомендуют оставить минимум 4 пустых столбца для записи результата.

Также существуют правила размещения первой цифры частного:

  • Если количество цифр в делителе меньше (или равно) количеству цифр в делимом, расположите первую цифру частного, отступив 2 столбца слева от делимого.
  • Если количество цифр в делителе больше, нежели в делимом, начните располагать частное, отступив 1 столбец слева от делимого.

Пример: 72 ÷ 2

  1. Помещаем делитель 2 в левую часть счёт, делимое — 72 — в правую.
  2. Делим первое число 7 на 2. Цифра 2 помещается в 7 полностью три раза — поднимаем 3 костяшки в соответствии с правилом №1, отступив 2 столбца влево от делимого.
  3. Умножим полученное число 3 на делитель — 2. Результат — 6 — вычтем из первой цифры делимого — 7. Убираем лишние костяшки, остаётся единица.
  4. Остаток от делимого — 12 делим на делитель — 2. Полученный результат — 6 помещаем в следующий свободный столбец для записи результата. Получаем в итоге — 36. 

История возникновения

Методика ментального счета имеет древние корни. И это несмотря на то, что разработана она сравнительно недавно ученым из Турции Халитом Шеном. Что же он использовал для своей системы ментального счета? Абакус, который был создан в Китае еще 5 тыс. лет назад. Этот предмет представляет собой счеты, которые внесли огромный вклад в развитие всей мировой арифметики. После изобретения абакус начал свое постепенное распространение по всему миру. В 16-м веке из Китая он попал в Японию. На протяжении четырех сотен лет жители Страны восходящего солнца не только успешно использовали такие счеты, но и тщательно прорабатывали их, пытаясь усовершенствовать такой нужный для совершения арифметических действий предмет. И это им удалось. Японцы создали счеты соробан, которые и до сегодняшнего дня используются для обучения детей в начальной школе.

На протяжении всей истории развития человечества совершенствовалась математическая наука. И сегодня она может предложить нам огромное количество своих достижений. Но, несмотря на это, ученые считают, что использование абакуса приносит больше пользы в обучении детей точному счету.