Мнемотехники для начинающих

Тренировка внимания

Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.

Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле

Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.

Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Мнемотехника для начинающих (упражнения дома можно выполнять несколько раз в день) способствует восстановлению мозговой активности. Во время занятий необходимо сохранять спокойствие

Важно правильно выстроить ассоциации, не смешивая их с излишними эмоциями

Человек может воспринимать информацию в удобной для него форме. Между абстрактными данными создают связь, благодаря этому и происходит кодирование. В слух проговаривают информацию, которую нужно запомнить. Для закрепления результата повторяют материал несколько раз.

Методы мнемотехники для запоминания текстов

Чтобы быстро и легко запоминать даже объемные тексты, необходимо для начала выучить привычный маршрут (дорогу на работу, в учебное заведение). Затем нужно составить список ключевых слов и связать их с ориентирами, которые хорошо запомнились.

https://youtube.com/watch?v=6xtGugdmyeQ

Тексты делят на небольшие части или абзацы. Каждую главу связывают с определенным ключевым словом и несколько раз проговаривают (пересказывают) материал. Также большой текст можно запомнить, если несколько раз переписать его из источника в чистую тетрадь.

Как запоминать списки

Благодаря мнемонике можно научиться быстро запоминать списки. Некоторую важную информацию легче держать в голове, предварительно разделив ее на главы, идущие друг за другом. Слова можно запоминать по принципу схожести по внешнему виду.

Например:

  • фонарь – это столб, столб похож на шест;
  • женщина (фигура) похожа на грушу или гитару;
  • кочерга похожа на клюшку для гольфа или крючок;
  • двойка (цифра) похожа на лебедя.

Также можно запоминать слова, похожие по звучанию:

  • дева – дерево
  • деспот – спорт;
  • пятка – пять – пятак.

Можно запомнить список покупок. Для этого достаточно каждому наименованию присвоить определенное число. Этот метод подходит людям, имеющим хорошую зрительную (фотографическую) память.

Метод историй

Быстрее всего человек запоминает шутливые, смешные истории, поэтому этот метод мнемотехники тренирует креативность и не требует особой подготовки. С его помощью невозможно запомнить объемный текст.

Например, человеку дают конкретные слова, мало связанные друг с другом по смыслу: мясо, кисточка, пластилин, ковер, трактор, тарелка, плащ, горох, орден, почтальон. Ему нужно постараться придумать и визуализировать историю, отталкиваясь от набора слов. Чтобы рассказ получился ярким, можно добавить эмоциональных переживаний.

Метод «Цепочка»

Для запоминания информации посредством метода «цепочка» необходимо составить образы и связать их попарно. Это наиболее простой мнемотехнический прием. Образы должны быть запоминающимися и яркими, одинаковыми по размеру.

Суть метода:

  • первый и второй образ объединяют в пару;
  • второй должен проникнуть в первый;
  • третий и четвертый образы располагают по правой и левой стороне от второго.

Например, человек пытается запомнить список покупок:

  • батон хлеба;
  • пачка масла;
  • батон колбасы;
  • соль;
  • пакет сока.

На столе человек должен мысленно расположить батон хлеба и в деталях визуализировать его. По правую сторону от предмета помещают масло, а по левую – батон колбасы. Соль должна располагаться позади масла, пакет сока – позади колбасного изделия.

Метод Цицерона

Цицерон – великий оратор, разработавший свою собственную методику запоминания текста. Во время публичного выступления он никогда не использовал шпаргалки. Марк Тулий по памяти воспроизводил все имена, исторические события и даты.

Во время подготовки к выступлению он разбивал текст на главы, каждую отдельную часть заучивал в определенная комнате. Повторяя выступление, он прохаживался по своим многочисленным покоям.

Метод Цицерона основывается на построении взаимосвязи между определенной информацией и каким-либо образом. Специалисты рекомендуют заучивать текст, идя по знакомому маршруту. Нужно постараться связать часть информации с определенным ориентиром (дорожный знак, фонарный столб, яркая вывеска).

Немного информации о самом механизме памяти

Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.

Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.

Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.

Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.

Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.

Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.

Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.

В чем суть мнемотехники?

Мнемоника состоит из специально разработанных приемов и упражнений для развития памяти и улучшения способности запоминать большой объем информации. Основной упор делается на взаимосвязь действия с картинкой. Визуализация (образное восприятие) позволяет обработать сведения намного быстрее, а качество запоминания становится намного выше. Вам не придется потом долго бродить в лабиринтах памяти, чтобы отыскать нужный «файл». Это происходит благодаря тесному переплетению нейронных связей и формированию устойчивого воспоминания. Особенностью техники является образность и индивидуальность построенной в мозгу картинки.

Упражнения и приёмы для взрослых

Как мы с вами уже убедились, мнемотехника — не такая уж премудрость, и освоить её может каждый вполне самостоятельно. Почему же ею пользуются лишь немногие? Всё дело в том, что даже простое дело требует тренировки.

Теперь, когда вы знаете методы мнемотехники на все случаи жизни, возьмите за правило ежедневно практиковаться. Пока не сформируется навык пользоваться мнемотехникой на автомате, прибегайте к ней сознательно при любом удобном случае. А чтобы вам легче было это делать — пара советов, где и когда можно тренироваться:

  • Используйте мнемотехнику, когда знакомитесь с новым человеком. Придумайте образ, который бы ассоциировался с его именем и соедините этот образ с самим человеком. Михаил — на плечи новому знакомому уселся медведь, Светлана — на голове вместо волос светильник. Подробнее о том, как запоминать имена, читайте в статье.
  • Каждый раз, когда будете в дороге, запоминайте порядок станций или остановок методом цепочек, локаций или историй.
  • В музеях и на выставках будет приятно и полезно связать названия картин с их авторами. Для этого фамилия автора также должна превратиться в образ по созвучию.
  • Устраивайте небольшие соревнования с друзьями или родными. Например, кто за 3 минуты запомнит больше денежных единиц, перелётных птиц или пресноводных рыб.

А сейчас попрактикуйтесь: запомните с помощью мнемотехники термин, перед которым меркнет даже сказочный филин — гиппопотомомонстросесквиппедалиофобия. Кстати, он обозначает боязнь длинных слов, но нам это не грозит, ведь мы вооружены мнемотехникой.

Мнемотехника: имена и лица, текст выступления, исторические даты, термины и игральные карты

Вам знакомо чувство, когда вы совсем недавно познакомились с человеком, но уже не помните, как его зовут? Или когда вы выступаете с речью и вдруг забыли, о чем должны сейчас сказать? Или вы студент и вам приходится сидеть целую ночь за учебниками, чтобы запомнить те или иные даты событий или новую терминологию? После прочтения статьи, справляться с этими проблемами станет гораздо проще. А еще вы научитесь запоминать колоду игральных карт, или даже несколько. Зачем? Да хотя бы для того чтобы поражать друзей своим мастерством игры в «Дурака», коротая вечер в приятной компании. Читать подробнее…

7

7 упражнений мнемоники для начинающих

№1. Образы цифр

Возьмите лист бумаги, ручку, часы с механическими стрелками или секундомер. Напишите цифры 0—9. Придумайте визуальные образы: ноль напоминает солнце, единица – фонарный столб, восьмерка – снеговика. Проработайте собственную систему ассоциаций с цифрами, запомните.

Когда образы закрепятся в сознании, напишите на листке трехзначные числа. Засеките 10 секунд, постепенно сокращайте продолжительность. Постарайтесь запомнить число с помощью кодовых образов: 810 превращайте в «снеговика у фонарного столба, растаявшего на солнце».

№2. Цепочки ассоциаций

Упражнение помогает развить образное мышления, научиться связывать незнакомую информацию с существующими образами. Возьмите пару не связанных смыслом слов вроде «чай» и «шкаф». Постройте цепочку ассоциаций, соединяющую выбранные единицы: «чай» – «кружка» – «посуда» – «шкаф».

№3. Пары слов

Подготовьте десять пар не связанных смыслом слов. Засеките минуту. Запоминайте пару, мысленно связывая единицы между собой. Для пары «корабль – спираль» представьте закручивающееся водоворотом судно, для «кот – хлеб» вообразите животное с мемов с головой хвостатого и телом буханки. Постепенно сокращайте количество времени, потраченного на сохранение в памяти 10 пар.

№4. Рифмизация

Возьмите любые слова, числа. Подберите рифмы, складывая информацию для запоминания в короткое стихотворение. Такими мнемоническими фразами рассказывают о сложных правилах, понятиях и важных исторических датах.

№5. Описание изображений

Выберите простые, яркие изображения вроде иллюстрации выше – не больше 2 на упражнение. Засеките 3 минуты, постарайтесь составить из деталей картинки связный рассказ. Отложите иллюстрации и с помощью образов из текста воспроизведите изображение в памяти. Повторяйте прием, постепенно сокращая продолжительность запоминания.

№6. Буквенно-цифровое кодирование

Позволяет быстро запомнить любое число. Разберемся, как его использовать.

  • Присвойте цифрам 0-9 букву по началу названия: 1— о, 2 — д, 3 — т. Сделайте карточки с цифрами;
  • Перемешайте;
  • Вытаскивайте одну, быстро называйте соответствующую букву.
  • Когда освоите систему кодирования, возьмите двузначные или трехзначные числа.
  • Попытайтесь запомнить, придумав слово с соответствующими буквами.

№7. Ассоциативные связи для иностранных слов

Составьте список из 10 иностранных слов – выпишите из книги, с рандомных страниц словаря. Попытайтесь придумать визуальную, звуковую ассоциацию, фиксируя данные в памяти. Научитесь выстраивать связи, ограничьте отведенное на упражнение время.

Способы и методы развития памяти

Несмотря на всю динамичность и информационную загруженность нашей жизни, большая ее часть доведена до автоматизма. День за днем мы выполняем одни и те же рутинные действия, используя лишь малую часть памяти. По этой причине человек становится более рассеянным, забывчивым, и для припоминания даже элементарных фактов отправляется на просторы поисковых систем.

Хорошая новость заключается в том, что навык запоминания тесно связан со всеми органами чувств, воображением, мышлением, восприятием, и для его улучшения не нужен спец. курс. Изучение иностранных языков, прогулки новыми маршрутами, новые знакомства (запоминание имен, лиц, дат рождения и т.д.), здоровый сон, спорт, творчество в любом его проявлении – повышает эффективность памяти. Все это ежедневно тренирует ее и поддерживает в тонусе. Любая тренировка памяти (зрительная, слуховая) улучшает когнитивные способности и снижает риск проявления возрастных изменений мозга в будущем. 

Однако, если вы чувствуете, что выполнение обыденных дел не приносит положительный результат на способность запоминания, рекомендуется призвать на помощь дополнительные упражнения.

Бесплатная тренировка памяти (главное правило для которой — регулярность) позволит быстро увидеть результат. Например, исследователи из университета Беркли на протяжении недели тренировали слуховую память пожилых людей (возраст 80-90 лет). И за столько короткий период увидели потрясающий результат: в отличие от первоначального уровня, новые показатели соответствовали уровню людей среднего возраста.

Для улучшения памяти не обязательно идти по примеру исследователей из Беркли и тренировать аудио-память, методы тренировки памяти нужно подбирать, что называется «по интересам». В противном случае регулярности и цикличности будет сложно достичь. 

Методы развития памяти:

  • если запоминание паролей, цифр и важных дат, вызывает сложность, эффективные упражнения мнемотехники позволяют улучшить навык.
  • популярным способом развития памяти считается и метод интервального повторения. Главная его особенность в том, что для запоминания определенной информации потребуется всего лишь 8-10 раз повторить ее в течение одного года, и тогда она никогда не затеряется в глубинных недрах памяти.
  • воображение и память задействуют одни и те же участки мозга, поэтому несколько упражнений «на воображение» — отличный способ развития навыков запоминания. Например, читая книгу, остановитесь, и попробуйте в деталях представить описываемый автором пейзаж или обстановку комнате, лица главных героев.

Как улучшить память: полезные советы по использованию мнемотехники

Улучшить память с помощью мнемотехники можно только при постоянном выполнении техник и упражнений. Начать можно с самых простых вещей: запомните номер телефона, банковской карты, лицевых счетов в ЖКХ.

Заучивайте стихи и прозу, это положительно влияет на развитие ассоциативных связей и памяти в целом.

Запоминайте имена коллег, членов их семей, тренируйтесь, постоянно вспоминая эту информацию. 

Запоминайте события, происходящие с вами в течение дня, присваивайте им ассоциации и вспоминайте детали перед сном. Фиксация образов и действий помогает развить память, используя простые методы мнемоники. 

Читайте еще: Ментализм

Опорными образами считаются не только визуальные, но и запахи, чувства, ощущения, воспоминания, музыка, звуки. Чем лучше они зафиксированы в памяти, тем сильнее запомнятся связанные с ними образы.

Тренировки в системе мнемотехнике следует поначалу проводить в одиночестве и тишине. Так легче сосредоточиться и визуализировать некие образы, выделить опорные понятия.

Если мозг отвлекается, плавно возвращайте мысли в нужное русло и думайте о необходимых вещах.

С чего начать? С себя.

 
Например, стоите на остановке по пути на работу. В этот момент будет приятно вспомнить свой диван или придумать роскошную кровать с периной из «Принцессы на горошине». При этом помните и соблюдайте четыре правила мнемотехнического квадрата. Представляйте кровать в 3D-формате, вертите в разные стороны, не забудьте мелочи вроде неровно заправленной простыни или поцарапанной кошкой деревянной ножки. Наконец, уменьшите кровать до размера мяча и поворачивайте её перед мысленным образом, рассматривая.
 
Также хорошие советы по тренировке воображения даются в данном видео:

https://youtube.com/watch?v=LcxUtMmyO6Q

31 октября 2017

Приемы мнемотехники для запоминания лиц

Мнемотехника – один из самых эффективных инструментов для развития памяти, основанный на правильной организации всех ее процессов. Мнемотехнические упражнения, направленные на улучшение навыка запоминания, легко применимы в тех случаях, когда, пообщавшись с новым человеком, вы совершенно не можете вспомнить его лица.

Процесс восприятия внешности является способом ориентации человека в социуме. Именно поэтому ее запоминание является одной из важнейших функций памяти.

Внешность каждого человека можно условно определить по двум группам признаков:

  1. Общие признаки, присущие всем лицам: нос, глаза, губы, уши и т.д.
  2. Отличительные характеристики, которые выделяют данное лицо среди всех остальных. Например, разрез и цвет глаз, форма носа, овал лица или цвет кожи.

При знакомстве с новым собеседником люди сначала выделяют общие признаки, а затем специфические черты, присущие конкретному человеку. Именно специфические признаки позволяют отличать лица одно от другого и узнавать их.

Происходит данный процесс выделения общих и отличительных признаков непроизвольно и бессистемно. Именно поэтому в результате этого дальнейшее узнавание лица значительно затрудняется. Чтобы избежать данных сложностей, необходимо применять ряд правил к осознанному запоминанию.

Именно мнемотехника, созданная для тренировки памяти, позволяет выстроить определенную систему, цель которой планомерно определять наличие тех или иных особенностей и признаков и запоминать их.

Существует определенный алгоритм запоминания лица:

  1. В течение нескольких секунд рассмотреть лицо, как цельный образ.
  2. Изучить наличие специфических признаков, двигаясь последовательно от одного к другому.
  3. Выделив конкретный признак, запомнить его с помощью мысленного повторения.
  4. Повторить данный алгоритм со следующим признаком.
  5. Закрыть глаза и мысленно представить себе лицо, основываясь на полученных образах.
  6. Сопоставить реальность с нарисованным в голове образом.
  7. Создать ассоциативный ряд между запоминаемым лицом и имеющейся информацией. Например, связать полученный образ с окружающей обстановкой и именем человека.

Мир не стоит на месте, и вместе с ним все более разнообразными становятся коммуникации между людьми. Число людей, с которыми контактирует среднестатистический человек, постоянно увеличивается. Следовательно, умение безошибочно узнавать лица и имена собеседников становится его неотъемлемым навыком. Особенно этот навык необходим всем, кто в силу своей профессиональной деятельности, должен налаживать контакты с новыми людьми.

Слово о важности повторения

Любая информация со временем стирается, если она не применяется в жизни. Особенно если она изучена только недавно. Мнемотехника – прекрасная совокупность приемов, позволяющая упростить запоминание. Но есть еще один процесс памяти, который идет параллельно с запоминанием – забывание. Это норма. Мозг забывает ненужную информацию, чтобы мы могли быть более гибкими и оперативно менять модели поведения и свое мировоззрение.

Учитывая наличие этого процесса памяти, выученную информацию нужно время от времени повторять, чтобы ее закрепить, а также чтобы предотвратить ее дальнейшее забывание.

Очень важный момент – повторять нужно активно. Это значит, что многократное восприятие информации очень неэффективно для запоминания. Повторение в мнемотехнике для эффективного запоминания осуществляется с помощью вспоминания нужного материала. После того, как вы выучили, предположим, билет на экзамен, его нужно повторять еще в течение трех дней.

Инструкция по правильному повторению в мнемотехнике:

  1. После запоминания любой информации методами мнемотехники нужно совершить контрольное припоминание: сверить изученный материал с первоисточником. Это нужно делать всегда, поскольку при кодировании информации могли быть совершены ошибки, особенно если вы новичок в мнемотехнике. Контрольное припоминание дает гарантию, что информация была заучена правильно. Без него вы не можете быть уверены, что правильно знаете материал. Подобные аналогии есть и в других сферах. Например, если человек плохо помнит мелодию, он даже не сможет сказать, что поет неправильно. Просто соответствующих связей нет в мозгу.
  2. Если были допущены ошибки, нужно повторно запомнить ту информацию, которая была заучена неправильно.
  3. И так повторять большое количество раз. Чем больше, тем лучше. Но даже если вы будете делать 5 повторений в день, то через месяц это будет 150 повторений. Информация будет закреплена очень прочно.

Видим, что ничего сложного. Активное повторение в мнемотехнике напоминает обычное повторение информации, которое мы знаем, но при этом главным становится воспроизведение данных, а не их восприятие.

Мнемотехника для дошкольников

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.

Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.

Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра. Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.

Мнемотаблицы в детском саду бывают:

  • Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
  • Таблицы, которые рассказывают истории.
  • Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.

Мнемонические приемы в детском саду:

  • Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
  • Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
  • Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).

После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.

Мнемотехника и приемы запоминания

Создание искусственных ассоциаций

Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

Символизация

Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

  • символ мира — голубь;
  • символ смерти — череп;
  • и так далее.

Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

Запоминание числовой информации

Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

  • 1 – карта;
  • 2 – стакан;
  • 3 – птица.

Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

  • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
  • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
  • 2 – лебедь, шахматный конь;
  • и так далее.

Мнемотехника и память: влияют ли они друг на друга

Конечно, понятие «суперпамять» к мнемотехнике весьма близко, однако надо отдавать себе отчет, что к общему развитию памяти мнемотехника имеет достаточно опосредованное отношение. Например, она определенно не сделает из вас эйдетика (то есть не подарит вам фотографическую память). Мнемотехника – система запоминания информации, поэтому если вы хотите, например, удержать в голове содержание прочитанной книги, вам надо воспользоваться приемами этой системы. Скажем, встроить книгу в дворец памяти, разделив ее на части и привязав их к опорным образам. Также мнемотехника не поможет вам вспомнить, что вы делали неделю назад, если вы специально не поместите эту информацию в свой дворец.

Таким образом, если вас интересует общее укрепление и развитие памяти, вам стоит присмотреться и к другим методикам (некоторые из них описаны в статье «Можно ли развить эйдетическую память»), а мнемотехнику применять по ее прямому назначению – для запоминания конкретных единиц информации. С другой стороны, использование мнемотехник, безусловно, позволит вам развить возможности собственного мозга, в том числе визуальное и ассоциативное мышление, поэтому даром такие тренировки точно не пройдут.

Мнемотехника: запоминание иностранных слов

Важность знания иностранного языка в современном мире трудно переоценить. Для того чтобы путешествовать, вы должны знать язык страны, в которую собираетесь, или хотя бы английский, ведь он является международным языком

В Интернете есть множество иноязычных ресурсов, ключ к которым – знание языка. Все чаще при приеме на работу требуют знание одного или даже нескольких иностранных языков. А его изучение способствует образованию новых нейронных связей в мозге. Главную сложность в освоении языка составляет запоминание слов. Данная статья призвана сделать это процесс в разы интереснее и легче. Читать подробнее…

6

Упражнения для взрослых

Проблемы плохой памяти заложены в отсутствии систематизации. Люди не отфильтровывают нужную информацию, скидывая всё единым потоком.

Другой пример мнемотехники называется «Дворец памяти». Он работает по принципу зрительных образов, как и предыдущие техники.
 
Для применения этой техники в воображении строят дворец.

Его необходимо детально обойти, изучить всю обстановку внутри. Когда сможете гулять по этому дворцу, не упуская детали из виду, можно использовать метод.

Необходимую информацию помещают в одну из комнат, привязывают к обстановке и интерьеру детали. Войдя в свой дворец, вы найдёте там всё необходимое.

Лишнее будет храниться в резервуарах памяти, которые известны ненадёжность. Вся посторонняя информация будет удалена со временем.

Плюсы техники «Дворец памяти»:

  1. Работает безотказно.
  2. Подходит для начинающих.
  3. Пользоваться дворцом можно всю жизнь.
  4. Со временем детали внутреннего интерьера становятся чёткими, будто существуют в реальности.
  5. Технику используют взрослые, но для развитых детей он тоже подходит.
  6. Тренировка памяти по этому принципу даёт результат с первых дней, если удаётся быстро визуализировать дворец.

Интересный факт! Популярный американский сериал «Менталист» показывает эту практику в действии.
 
На примере героя фильма можно научиться приёму «Дворец памяти», увидеть сильные стороны владения этой техникой. Многие удивительные люди безупречно владеют ею.

Мнемотехника: создание опорных образов и увеличение скорости запоминания

В этой статье мы поговорим о расширении дворца памяти и запоминании на скорость. Чем больше у вас в голове есть опорных образов, тем больше информации вы можете запомнить. Также это значительно повысит эффективность ваших тренировок. Если вы ограничены 20-30 локациями, вы вряд ли сможете реализовать весь свой потенциал мнемониста. Да и для запоминания больших объемов информации и частых тренировок нужно значительно больше. Говоря проще, здесь как раз и действует правило «чем больше, тем лучше». И в данной статье мы расскажем, как можно создавать опорные образы без особого труда и очень быстро. Читать подробнее…

9

Мнемотехника для школьников

Современный ученик получает огромное количество информации по разным дисциплинам ежедневно. Запомнить полученный материал в таком объеме очень сложно. Здесь помогут навыки мнемотехники, которые дают возможность накапливать и сохранять информацию.

Мнемотехника для развития памяти ― это сильная тренировка внимания и мышления. Максимально запомнить полученную информацию помогут следующие техники:

  1. «Придумай свою историю». Как запомнить список несвязанных между собой слов? Самое простое ― это придумать историю. Например, словарные слова на букву «л»:
    – лабиринт ― на аттракционах мы запутались в лабиринте;
    – лаборатория ― он проник тайком в секретную лабораторию;
    – лагуна ― голубая лагуна сверкает солнечными бликами.
    Далее ученик читает получившийся текст и пересказывает. Таким образом он запоминает нужные слова.
  2. Ассоциативные карты. Этот способ конспектирования данных помогает запоминать прочитанное. В центре листа прописывается основная тема, а затем от нее в разные стороны, как ветви дерева, отходят второстепенные темы.
  3. Блок-схема. Такой метод помогает структурировать цифры, таблицы, символы, ключевые слова. Стрелками в схеме обозначают связь между собой различных данных.
  4. Еще один проверенный способ запомнить информацию ― это попробовать зарифмовать ее. Необходимо составить несколько строк нужных сведений, зарифмовать их. Таким образом должен получиться небольшой стих. Далее несколько раз повторить.
  5. БЦК ― буквенно-циферный код. Техника применяется для шифрования чисел и цифр в слова.

Видео-лекция на тему: «Что такое мнемотехника» Лидии Львовны Васильевой, кандидата педагогических наук, специалиста по скорочтению:

https://youtube.com/watch?v=zOce08Zdehc

Методы и приемы мнемотехники помогают тренировать память, совершенствовать речь детей, и надолго сохранять полученные знания.