Описание профессии океанолог — зарплата, где нужно учиться и чем заниматься

Зачем и как изучают океан?

Для чего нужен такой человек как океанолог, как он умудряется изучать глубинные воды океана, недоступные для обычного человека?

Совсем недавно для изучения океана отправляли морские экспедиции с морскими судами, оснащёнными специальными приборами. Такое оборудование меряло температуру воды, определяло химический состав, забирало с доступной глубины грунт для исследований, определяло скорость течений. Приборы опускались в воду на специальных тросах с борта судна.

Сегодня на помощь простым технологиям пришли электронные устройства и компьютеры. Искусственные спутники Земли тоже стоят на службе у учёных, передавая картинку из космоса, по которой можно судить об изменениях движения вод, при помощи электромагнитных излучателей мерять температуру водной поверхности, скорость ветров, а также вычислять другие показатели, которые нужны для океанологов в их работе.

Кому нужна полученная учёными информация? Она служит для того, чтобы разработать меры по защите окружающей среды. Ведь от того, насколько хорошо чувствует себя Мировой океан, зависит жизнеспособность проживающих там животных и растений. Учёные помогают сохранить природные богатства, предупредить исчезновение представителей флоры и фауны.

Исследования океанологов показывают степень загрязнённости океанических вод выбросами нефтеперерабатывающих предприятий и химической промышленности, чтобы вовремя принять соответствующие меры, предотвратить экологические катастрофы.

Полученные практические знания учёных могут использоваться в биологии, рыболовстве и даже в военной области.

Где работать и как строить карьеру

Свыше 67% выпускников ВУЗов, решивших работать по специальности, заняты в добывающей промышленности. Преимущественно это нефтехимические и металлургические предприятия. Ключевая задача специалистов – принимать участие в разработке новых месторождений, осуществлять поиск полезных ископаемых, составлять специализированные карты и планы, исследовать рельеф и оценивать целесообразность добычи. Здесь спелеологи преимущественно работают на территории искусственных объектов – шахт, туннелей в горных породах.

Вторая по популярности сфера занятости специалистов – это научно-исследовательские институты. Здесь спелеологи выступают в роли ученых, которые занимаются не только теорией, но и полноценно задействованы в практических исследованиях. Они совершают экспедиции, изучают естественные и искусственные объекты, нередко отправляются в командировки. При этом открытия ученых могут быть востребованы не только со стороны научного сообщества, но и для все тех же промышленных компаний. Особое значение имеют локальные исследования, проводимые в масштабах конкретного региона.

Многие студенты решают всецело посвятить себя науке и остаются работать в университете. Они становятся аспирантами, позже защищают диссертации и получают степени. Специалисты могут вести преподавательскую деятельность, реализуя себя именно как педагоги. Также они могут проводить серьезные научные исследования, связанные, в частности, с практической спелеологией.

Здесь вполне реально защитить докторскую диссертацию уже через 10-15 лет. Разница в доходах между аспирантами и профессорами существенная. Что же касается спелеологов, занятых на добывающих предприятиях, то здесь карьерный рост возможен только при смене специализации. Так исследователь пещер и шахт может получить дополнительное образование, после чего вполне реально стать инженером или высококвалифицированным технологом производства.

Где работают океанологи и куда пойти учиться?

Получить увлекательную специальность океанолог есть возможность в ведущих вузах России. Обойти на судах весь мир, изучая тайны морских глубин, можно пройдя обучение на кафедре океанологии МГУ им. Ломоносова, в университетах Владивостока и Санкт-Петербурга, в Российском гидрометеорологическом университете или институтах ВМФ. Выпускники этих учебных заведений работают в самых интересных местах.

  • Гидрографические и метеорологические институты. Обеспечивают безопасное судоходство, составляют навигационные и топогеодезические карты для военного и гражданского флота.
  • Научно-исследовательские и академические институты. Проводят комплексное изучение морей и океанов, ведут научную и экспериментальную работу.
  • Морские станции, береговые и подводные лаборатории. Берут образцы воды, грунта, отслеживают вредные выбросы, осуществляют экологический мониторинг, ведут экспериментальную деятельность.
  • Океанические суда. Это плавучие лаборатории, оборудованные по последнему слову техники. Современные приборы позволяют брать пробы прямо с борта корабля. Батискафы дают возможность погружаться на большие глубины для исследования придонных слоёв.
  • Туристические агентства. Разрабатывают маршруты водных путешествий и обеспечивают их безопасность. Знакомят отдыхающих с обитателями подводного царства.
  • Прикладные отрасли. Разведывают полезные ископаемые, составляют карты миграции косяков промысловой рыбы и её запасов.

Знаменитые океанологи

Становление океанологии, как самостоятельной науки проходило постепенно, по мере накопления необходимых знаний. Россиянин Ю. Шокальский и голландец Б. Варениус входят в число основоположников. Огромный вклад в изучение Мирового океана внесли выдающиеся исследователи-океанологи.

  • Лев Александрович Зенкевич (1889-1970 годы). Родоначальник биологической океанологии. Изучал эволюцию морской фауны. Работал в 1949 г. в экспедиции на корабле «Витязь». Первым поднял для изучения с глубины 8 км придонных животных.
  • Француз Жак-Ив Кусто (1910-1997). Стал известнейшим исследователем океанических глубин благодаря серии научно-популярных фильмов, снятых о его путешествиях. Изобретатель акваланга, подводных камер и осветительных приборов, автор книг и научных трудов. Путешествовал на легендарном корабле «Калипсо».
  • Николай Николаевич Зубов (1885-1960). Инженер, морской офицер (контр-адмирал), основал кафедру океанологии МГУ в 1953 году. Профессор, доктор географических наук, известный полярник, автор фундаментальных монографий о льдах и морских водах Арктики, проливах Мирового океана. Создал «Океанографические таблицы», без которых ни одно научное судно не выходило в море. Многие ученики академика стали известными учёными.
  • Трёшников Алексей (1914-1991 годы). Советский полярник, изучавший океаны и прибрежную зону Арктики и Антарктики.
  • Виктор Робертович Фукс. Профессор ЛГУ, исследователь гидросферы, автор многочисленных научных трудов, создатель атласов для промысловиков и метеорологов. Расшифровывает спутниковые снимки для изучения течений, перемещения водных масс.
  • Жак Пиккар (1922-2008). Отважный швейцарец, в 1960 году первым на знаменитом батискафе «Триест», разработанном его отцом, опустившийся на дно Марианской впадины (10,915 тыс. м), самой глубоководной в мире, и пробывший там 20 минут.

Океанолог – не просто работа, это призвание, погружение в интересный мир неизведанных, плохо изученных глубин, новые открытия, завораживающая красота подводных пейзажей.

Профессия требует самоотречения, всего свободного времени и подходит тем, кому не жалко посвятить свою жизнь науке.

Напоследок предлагаем вам убедиться в желании освоить данную профессию, посмотрев несколько интересных тематических видео.

ветви

Океанографические фронтальные системы Южного полушария

Изучение океанографии делится на эти пять разделов:

Биологическая океанография

Биологическая океанография изучает экологию и биологию морских организмов в контексте физических, химических и геологических характеристик их океанской среды.

Химическая океанография

Химическая океанография — это исследование химии океана. В то время как химическая океанография в первую очередь занимается изучением и пониманием свойств морской воды и ее изменений, химия океана фокусируется в первую очередь на геохимических циклах . Ниже приводится центральная тема, исследуемая химической океанографией.

Закисление океана

Подкисление океана описывает снижение океана , вызванное антропогенным углекислым газом ( CO2) выбросы в атмосферу . Морская вода имеет слабощелочную реакцию и доиндустриальный уровень pH составлял около 8,2. В последнее время антропогенная деятельность неуклонно увеличивала содержание углекислого газа в атмосфере; около 30-40% добавленного CO 2 поглощается океанами, образуя угольную кислоту и понижая pH (сейчас ниже 8,1) за счет подкисления океана. Ожидается, что к 2100 году pH достигнет 7,7.

Важным элементом скелета морских животных является кальций , но карбонат кальция становится более растворимым под давлением, поэтому карбонатные раковины и скелеты растворяются ниже глубины карбонатной компенсации . Карбонат кальция становится более растворимым при более низком pH, поэтому закисление океана, вероятно, затронет морские организмы с известковыми раковинами, такие как устрицы, моллюски, морские ежи и кораллы, а глубина компенсации карбоната будет увеличиваться ближе к поверхности моря. Затронутые планктонные организмы будут включать птеропод , кокколитофорид и фораминиферы , которые играют важную роль в пищевой цепи . В тропических регионах кораллы , вероятно, серьезно пострадают, поскольку они теряют способность строить свой каркас из карбоната кальция, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на других обитателях рифов .

Текущие темпы изменения химического состава океана кажутся беспрецедентными в геологической истории Земли, поэтому неясно, насколько хорошо морские экосистемы будут адаптироваться к меняющимся условиям ближайшего будущего. Особое беспокойство вызывает то, каким образом сочетание подкисления с ожидаемыми дополнительными факторами стресса в виде более высоких температур и более низких уровней кислорода повлияет на моря.

Физическая океанография

Физическая океанография изучает физические характеристики океана, включая структуру температуры и солености, перемешивание, поверхностные волны , внутренние волны, поверхностные приливы , внутренние приливы и течения . Ниже приведены основные темы, исследуемые физической океанографией.

Океанские течения

Начиная с первых океанских экспедиций в океанографии, большой интерес вызывало изучение океанских течений и измерения температуры. Эти приливы , тем эффект Кориолиса , изменения направления и силы ветра , солености и температуры являются основными факторами , определяющими океанических течений. Термохалинная циркуляция (ТНС) ( термо- со ссылкой на температуру и -haline со ссылкой на содержание соли ) соединяет океанские бассейны и в первую очередь зависят от . Эту систему все чаще называют «меридиональной опрокидывающейся циркуляцией», поскольку она более точно учитывает другие движущие факторы, помимо температуры и солености.

Примерами устойчивых течений являются Гольфстрим и Куросио, которые являются управляемыми ветром западными пограничными течениями .

Теплосодержание океана

Теплосодержание океана (OHC) относится к теплу, хранящемуся в океане. Изменения тепла океана играют важную роль в повышении уровня моря из-за теплового расширения . На потепление океана приходится 90% энергии, накопленной в результате глобального потепления в период с 1971 по 2010 год.

Палеоокеанография — это изучение истории океанов в геологическом прошлом с точки зрения циркуляции, химии, биологии, геологии и закономерностей седиментации и биологической продуктивности. Палеоокеанографические исследования с использованием моделей окружающей среды и различных заместителей позволяют научному сообществу оценить роль океанических процессов в глобальном климате путем реконструкции климата прошлого в различные промежутки времени. Палеоокеанографические исследования также тесно связаны с палеоклиматологией.

Зачем и как изучают моря и океаны?

Чем занимается учёный-океанолог, каким образом ему удаётся исследовать недоступные районы океана, и какая от этого практическая польза?

До недавнего времени на исследование океанских глубин отправляли экспедиции на морских судах, оснащённых механическим оборудованием

. Приборы применяли для забора проб воды и определения её состава и температуры, измерения скорости течений. Пробы донного грунта поднимали на борт, опуская в воду на тросах специальные поворотные грунтозаборные цилиндры. Представителей животного мира для изучения отлавливали мелкоячеистой сетью.

На смену трудоёмким технологиям пришли компьютеры, электронные технологии, эхолоты

. Снимки из космоса с искусственных спутников Земли дают полную картину перемещения водных масс, эхолокаторы помогают изучать рельеф морского дна, эхолоты отслеживают передвижение косяков промысловых рыб. Электронные излучатели фиксируют скорость и направление ветра, температурные колебания воды.

Изучая степень загрязнения океанических масс химическими отходами, учёные позволяют избежать экологической катастрофы и вовремя принять меры по очистке вод.

Результаты исследований океанологов носят не только глобальный, но и прикладной характер

. Они позволяют обеспечить безопасное судоходство, в том числе военное (подводные лодки), давать более точные прогнозы погоды, использовать минеральные и биологические ресурсы подводного мира, задействовать энергетические ресурсы при строительстве приливных электростанций.

Что объединяет океанолога и спелеолога?

Океанолог, спелеолог – это кто, и чем они занимаются? Неосведомленным людям может показаться, что это совершенно бессмысленная работа, больше похожая на хобби, предусматривающая интересное времяпровождение или съемку документальных фильмов под водой или в пещерах. На самом деле труд как спелеологов, так и океанологов, используется многими отраслями науки. Благодаря профессионалам открываются новые факты из прошлого, более ясно представляется настоящее, делаются достоверные прогнозы на будущее. Океанолог и спелеолог – это экстремалы, обожающие опасные приключения и риск.

Физическая установка

Внешний образ

Перспективный вид на морское дно Атлантического океана и Карибского моря. Пурпурное морское дно в центре обзора — желоб Пуэрто-Рико .

Примерно 97% воды на планете находится в океанах, и океаны являются источником подавляющего большинства водяного пара, который конденсируется в атмосфере и выпадает на континенты в виде дождя или снега . Огромная теплоемкость океанов смягчает климат планеты , а поглощение ею различных газов влияет на состав атмосферы . Влияние океана распространяется даже на состав вулканических пород в результате метаморфизма морского дна , а также на вулканические газы и магмы, образовавшиеся в зонах субдукции .

С уровня моря океаны намного глубже, чем высокие континенты ; Изучение гипсографической кривой Земли показывает, что средняя высота суши Земли составляет всего 840 метров (2760 футов), в то время как средняя глубина океана составляет 3800 метров (12500 футов). Хотя это очевидное несоответствие велико как для суши, так и для моря, соответствующие крайности, такие как горы и траншеи, встречаются редко.

Площадь, объем плюс средняя и максимальная глубины океанов (без прилегающих морей)
Тело Площадь (10 6 км 2 ) Объем (10 6 км³) Средняя глубина (м) Максимум (м)
Тихий океан 165,2 707,6 4282 -11033
Атлантический океан 82,4 323,6 3926 -8605
Индийский океан 73,4 291,0 3963 -8047
Южный океан 20,3 -7235
Арктический океан 14.1 1038
Карибское море 2,8 -7686

Преимущества и недостатки профессии

Океанолог (океанограф) — это сложная профессия, которая подойдёт далеко не каждому. При этом она имеет множество положительных моментов, привлекающих тысячи людей к изучению морей и океанов.

Основные преимущества:

  • возможность стать знаменитым учёным;
  • развитие физической силы;
  • укрепление здоровья;
  • высокая заработная плата;
  • созерцание морских пейзажей вживую, а не на картинке.

Главные минусы:

  • высокая степень опасности;
  • длительный период подготовки;
  • необходимость досконального изучения различных дисциплин;
  • большие затраты сил и времени;
  • риск возникновения серьёзных проблем со здоровьем.

Кто может стать специалистом

Для специалиста важно полностью соответствовать тем требованиям, которые помогут ему безопасно для себя и окружающих заниматься выполнением своих обязанностей. Для начала, стоит рассказать о том, кто не может стать спелеологом

Так как профессия является одной из самых сложных и даже опасных, то у него не должно быть:

  • заболеваний, связанных с опорно-двигательным аппаратом;
  • заболеваний, связанных с центральной нервной системой;
  • различных аллергических реакций;
  • недопустима бронхиальная астма, а также иные заболевания системы дыхания;
  • никаких болезней сердечно-сосудистой системы;
  • работа под землей, в узких проходах не располагает людям, страдающим от панических атак.

Кроме того, специалист должен обладать:

  • выносливостью;
  • крепким здоровьем;
  • не должно быть медицинских противопоказаний;
  • он должен быть готовым к частым командировкам с последующим погружением в пещеры;
  • обладать хорошим зрением и слухом;
  • обладать аналитическим умом;
  • иметь желание делать открытия;
  • быть ответственным и целеустремленным;
  • обладать грамотной речью;
  • иметь навыки журналиста или гида;
  • уметь находить истину в деталях.

Обязанности и обязанности морского биолога

Обязанности морского биолога аналогичны обязанностям любого биолога и обычно требуют умения выполнять следующую работу:

  • Изучение морской жизни в естественных или контролируемых средах
  • Собирать данные и образцы
  • Изучение характеристик вида
  • Оценить влияние человека
  • Мониторинг и управление населением
  • Выводы отчета
  • Учат

То, что делают морские биологи, может широко варьироваться в зависимости от того, работают ли они в основном в научных исследованиях, научных кругах или в частном секторе. Почти все морские биологи проводят, по крайней мере, часть своего времени, занимаясь исследованиями в этой области, работая в окружающей среде, от болот или водно-болотных угодий до океана. Они используют оборудование, включая лодки, подводное снаряжение, сети, ловушки, гидролокаторы, подводные лодки, робототехнику, компьютеры и стандартное лабораторное оборудование.

Морские биологи, участвующие в исследованиях, пишут заявки на гранты для получения финансирования, сбора и анализа данных своих исследований, а также публикуют статьи для рецензирования в научных журналах. Путешествия являются стандартным компонентом жизни исследователей.

Морские биологи, которые преподают, должны готовить и читать лекции, консультировать студентов, планировать лабораторные занятия, а также выпускные экзамены и экзамены. Большинство профессоров также участвуют в научных исследованиях и публикуют свои выводы в научных журналах. Морские биологи в частной промышленности могут играть более консультативную роль и не обязательно связаны с активными исследованиями.

Зачем и как изучают океан?

Для чего нужен такой человек как океанолог, как он умудряется изучать глубинные воды океана, недоступные для обычного человека?

Совсем недавно для изучения океана отправляли морские экспедиции с морскими судами, оснащёнными специальными приборами. Такое оборудование меряло температуру воды, определяло химический состав, забирало с доступной глубины грунт для исследований, определяло скорость течений. Приборы опускались в воду на специальных тросах с борта судна.

Сегодня на помощь простым технологиям пришли электронные устройства и компьютеры. Искусственные спутники Земли тоже стоят на службе у учёных, передавая картинку из космоса, по которой можно судить об изменениях движения вод, при помощи электромагнитных излучателей мерять температуру водной поверхности, скорость ветров, а также вычислять другие показатели, которые нужны для океанологов в их работе.

Кому нужна полученная учёными информация? Она служит для того, чтобы разработать меры по защите окружающей среды. Ведь от того, насколько хорошо чувствует себя Мировой океан, зависит жизнеспособность проживающих там животных и растений. Учёные помогают сохранить природные богатства, предупредить исчезновение представителей флоры и фауны.

Исследования океанологов показывают степень загрязнённости океанических вод выбросами нефтеперерабатывающих предприятий и химической промышленности, чтобы вовремя принять соответствующие меры, предотвратить экологические катастрофы.

Полученные практические знания учёных могут использоваться в биологии, рыболовстве и даже в военной области.

Океанология: занятие для романтиков

Сегодня наш Мировой океан и его жители изучены менее чем на 50%. Подводные глубины трудно даются человеку для исследования. С каждым годом разрабатываются всё более новые технологии для того, чтобы заглянуть в неизведанный водный мир. Помогает разузнать, чем живёт Мировой океан, что происходит в морских глубинах, как раз океанолог.

Люди такой интересной специальности наблюдают за тем, как развивается подводный мир, исследуют жизнь проживающей там флоры и фауны, а также изучают дно.

В зависимости от того, какую цель носят исследования, в океанологии разделяют несколько направлений.

  • Биологическое. Изучает жизнь океанических растений и животных, их взаимодействие между собой, экологические цепочки.
  • Химическое. Приглядывает за изменением химического состава вод Мирового океана, а также материковой суши.
  • Геологическое. Наблюдает за переменами на дне, движением тектонических плит.
  • Физическое. Исследует свойства воды, происходящие в Мировом океане процессы, например, течения, приливы, направление волн, а также структуру водных масс.
  • Взаимодействие атмосферы с Мировым океаном. Изучает климатические изменения.
  • Промысловое. Наблюдает за поведением промысловых животных, живущих в водах Мирового океана, а также отвечает за правильное использование океанических ресурсов.
  • Техническое. Разрабатывает специальное оборудование, которое использует океанология для своих исследований, осуществляет его ремонт и применение в экспедициях.

Самое загадочное место на нашей планете — Марианская впадина?

Катя: в открытом космосе побывало больше людей, чем в Марианской впадине. Непонятно, что там происходит, потому что нужен гигантский кабель-трос из суперпрочного материала, который сможет спуститься на такую глубину.

Интуитивно кажется, что ничего особенного там не происходит.

Меня, например, куда больше завораживают Саргассово море, в котором происходят непонятные океанологические явления, и долина реки Амазонки, в которой сохранились древнейшие на планете виды животных. Страшная рыба арапаима, похожая на динозавра, и птица гоацин, которая появилась 150 млн лет назад в Юрском периоде и с тех пор не эволюционировала.

На самом деле в любом море или части океана происходят уникальные явления. Сколько бы лет учёные ни изучали одно море, они никогда не смогут сказать, что теперь о нём известно всё. Условия постоянно меняются и приносят тем самым новые задачи и трудности.

Отрицательная сторона

Как и в любой профессии у океанологии есть и свои минусы. При желании связать с вою жизнь с этим родом деятельности стоит учитывать:

  • Тяжелую предварительную физическую подготовку. Профессия сопряжена с подводными погружениями. Придется часто испытывать влияния холодной воды, давления, непредсказуемое поведения некоторых живых организмов.
  • Потребуется знания во многих сферах науки и техники.
  • Признание. Не многим океанологам удаются великие открытия. Придется потратить много времени и сил в дальних экспедициях. Зачастую молодые океанологи в начале карьеры работают в лабораториях. Придется участвовать в мелких экспедициях, как правило, не связанных напрямую с выбранной профессией.
  • Вред здоровью. Есть опасность утонуть, заболеть, получить обморожение, оказаться на территориях конфликтующих государств. Океанологи часто подвержены болезням подводников.
  • Финансовая сторона. При всей своей востребованности и огромной необходимости океанография не высокооплачиваема. Особенно на начальных этапах становления молодых океанологов. В основном зависит в какой исследовательской группе предстоит работать. Если это мелкие региональные экспедиции, то рассчитывать на огромные месячные гонорары не придется. Может быть доплата за вредность, за повышенную опасность, обычные командировочные.

Зачем изучать океан

Для чего нужен такой человек как океанолог, как он умудряется изучать глубинные воды океана, недоступные для обычного человека?

Совсем недавно для изучения океана отправляли морские экспедиции с морскими судами, оснащёнными специальными приборами. Такое оборудование меряло температуру воды, определяло химический состав, забирало с доступной глубины грунт для исследований, определяло скорость течений. Приборы опускались в воду на специальных тросах с борта судна.

Сегодня на помощь простым технологиям пришли электронные устройства и компьютеры. Искусственные спутники Земли тоже стоят на службе у учёных, передавая картинку из космоса, по которой можно судить об изменениях движения вод, при помощи электромагнитных излучателей мерять температуру водной поверхности, скорость ветров, а также вычислять другие показатели, которые нужны для океанологов в их работе.

Кому нужна полученная учёными информация? Она служит для того, чтобы разработать меры по защите окружающей среды. Ведь от того, насколько хорошо чувствует себя Мировой океан, зависит жизнеспособность проживающих там животных и растений. Учёные помогают сохранить природные богатства, предупредить исчезновение представителей флоры и фауны.

Исследования океанологов показывают степень загрязнённости океанических вод выбросами нефтеперерабатывающих предприятий и химической промышленности, чтобы вовремя принять соответствующие меры, предотвратить экологические катастрофы.

Полученные практические знания учёных могут использоваться в биологии, рыболовстве и даже в военной области.

Навыки и компетенции морского биолога

Общие навыки морских биологов должны быть хорошими в работе, которую они выполняют:

  • Критическое и аналитическое мышление: Чтобы сделать выводы, необходимы надежные научные методы, которые требуют допроса и проверки всего.
  • Наблюдательные навыки: Изучение морской жизни, особенно животных, требует способности распознавать малейшие изменения в поведении и любые изменения в окружающей среде, которые могли бы привести к этим изменениям.
  • Физическая и эмоциональная выносливость: Полевые работы могут быть физически сложными, особенно если они проводятся в воде или под водой, а также эмоционально требовательными, если от исследователя требуется побыть в одиночестве в среде, где обитают только местные морские обитатели.

Работа в команде: Большая часть исследований проводится в рамках большой команды. Ожидается, что студенты, все еще работающие на получение ученой степени, будут сотрудничать с другими членами команды, если они помогают профессору или другому руководителю группы в проведении исследований.

Где получить профессию спелеолога

Для быстрого карьерного роста лучше получить профессиональное образование. Однако специальность редкая и присутствует в образовательных программах лишь нескольких российских университетов. Преимущественно это учебные заведения, располагающиеся в Москве, Санкт-Петербурге и регионах, в которых развита добывающая промышленность.

ТОП-5 ВУЗов, готовящих спелеологов в России:

  1. Университет нефти и газа им. Губкина.
  2. Национальный исследовательский технологический университет.
  3. МГУ им. Ломоносова.
  4. Государственный университет «Дубна».
  5. Геологоразведочный университет им. Орджоникидзе.

Если ни один из ВУЗов в вашем городе не проводит подготовку студентов по специальности «спелеология», не стоит отчаиваться. По возможности попробуйте поступить в один из центральных университетов – практически все они принимают абитуриентов по результатам ЕГЭ. Второй вариант – поступить в местный ВУЗ по смежной специальности (геология, гидрология и другие). В дальнейшем вы сможете пройти профильные курсы и начать работу на желаемой должности.

Насколько специальность перспективна и востребована

В сфере спелеологии не наблюдается катастрофической нехватки кадров. Прежде всего, ввиду небольшого количества рабочих мест на территории России. Новые месторождения ищут и стремятся разрабатывать, но не так интенсивно, как это делали 30-40 лет назад. Соответственно и специалисты требуются не так часто, как раньше. Рабочие места есть, но их не так много. На высокие зарплаты в момент начала карьеры рассчитывать не стоит. Ключевые критерии успеха в данной отрасли:

  • Искренняя любовь специалиста к своей профессии.
  • Готовность к невысокому доходу в первые 3-4 года работы.
  • Желание постоянно развиваться и проявлять инициативу.
  • Понимание необходимости совершенствоваться, искать новые места для работы.
  • Умение находить контакт не только с руководством, но и с коллегами.

Отдельную категорию составляют спелео-туристы, которые часто посещают подземелья и нередко совершают открытия локального значения. Однако они не обладают достаточными профессиональными навыками, чтобы выполнять стоящие перед квалифицированными специалистами задачи. Базовую подготовку можно получить в спелео-клубах. Профессионалу же требуется длительное профильное образование или обучение на месте работы.

Удивительные профессии, связанные с водой

Охрана окружающей среды, рациональное использование водных ресурсов – задачи, которые решают представители разных профессий. Сферы изучения, методы деятельности отличаются, однако специалистов в этой области объединяет одно – предотвращение и ликвидация негативного воздействия на ОС, в том числе – водные объекты естественного и искусственного происхождения. Ниже представлен Топ-5 удивительных профессий, связанных с водой:

  1. Гидромелиоратор. Назначение этой профессии – улучшение водного баланса земель методами их обводнения или же осушения. В процессе работы разрабатываются мероприятия по безопасности гидротехнических сооружений, оптимизируется их обслуживание, контролируется качество проведения мелиоративных процессов.
  2. Специалист по тонкой очистке воды. Сам процесс подразумевает очищение питьевой и технической воды от мелкофракционных загрязнений, которые значительно снижают ее показатели качества. Специалисты разрабатывают и модернизируют фильтрационные системы, учитывая основные требования к воде разного назначения.
  3. Гляциолог. Представители этой профессии занимаются исследованием снежного покрова, всех форм льда, в том числе – подземного, на поверхности планеты. Основные направления изучения – условия развития ледников, взаимодействие с ОС, свойства, строение, состав. Гляциологи контролируют распространение оледенения планеты, выявляют воздействия климатических изменений, предотвращают катастрофы, основной причиной которых может стать изменение поведения ледников. Помимо этого одной из основных задач стоит разработка мероприятий по рациональному использованию воды озер, рек, сформированных из-за таяния льда.
  4. Специалист по изучению морских, океанических глубин. Основные направления деятельности – сбор и дальнейший анализ материалов вод Мирового океана, а также всех процессов, происходящих в них. Люди этой профессии могут заниматься исследования на океанографических судах, в лабораториях, в том числе – подводных, а также институтах. Исследовательская работа сопряжена с экспедициями, длительным нахождением на океанических базах.
  5. Специалист по преодолению системных экологических катастроф. Это инженеры, которые работают с катастрофическими явлениями, растянутыми во времени: вечная мерзлота, подверженная таянию, масштабные промышленные загрязнения, вырубка лесов, радиационные свалки, пятна мусора в Тихом океане и др. Основная цель такого специалиста – не допустить повторения подобных катастроф, преодоление их последствий путем разработки и реализации эффективных программ.

Многогранность профессии защитника окружающей среды и водных ресурсов позволяет выбрать любое направление деятельности. Это может быть проектно-производственная, исследовательская, педагогическая, экспертная. Опасность антропогенных факторов с каждым годом увеличивается, поэтому специалисты в рассматриваемой области являются востребованными как в России, так и в странах Запада.