Тамбовский педагогический институт

История

Педагогический институт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина располагается в здании учебного корпуса №9 по адресу: г. Тамбов, улица Советская, 181 -И

Структура института в своем нынешнем виде существует с 15 июля 2015 года. Однако, само подразделение и основные образовательные программы, подготовка по которым ведется в стенах института, прошли длительный путь развития.

29 декабря 1994 г. Тамбовский государственный педагогический институт и Тамбовский государственный институт культуры указом Президента России № 2229 были объединены в ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина». Переход на университетское образование дал возможность вести обучение по университетским стандартам и планам.

Факультеты психологии и педагогики и социальной работы были созданы на основании решения Ученого Совета Тамбовского государственного университета 7 июня 1996 года (приказ № 104 от 14 июня 1996 года). В 1999 году был создан факультет социальной работы с двумя выпускающими кафедрами (социальной работы и социальной педагогики). В 2001 году в целях совершенствования учебно-методической и научной работы были созданы Институт социальной работы (в его состав вошли три выпускающих кафедры: социальной работы, социальной педагогики, социологии) и институт психологии и педагогики (психология и педагогика и методика начального образования).

18 июня 2004 года согласно Постановлению Администрации Тамбовской области N 552 «О развитии системы непрерывного педагогического образования в Тамбовской области», в целях создания механизма эффективного и динамичного развития системы педагогического образования, руководствуясь приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.04.2003 N 1313 «О программе модернизации педагогического образования», и во исполнение областной целевой подпрограммы «Модернизация непрерывного педагогического образования» областной программы «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 года», утвержденной Законом Тамбовской области от 29.10.2003 N 164-З, на базе ГОУ ВПО «Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина» и педагогического колледжа N 1 им. К.Д.Ушинского была создана Академия педагогики и социальной работы. Приказом № 243 от 16 августа 2004 г. была утверждена структура Академии: включившая в себя Институт социальной работы и педагогический колледж N 1. Приказом № 912-3 от 6 сентября 2004 года Институт социальной работы был переименован в Институт педагогики и социальной работы.

В июле 2010 года в целях создания механизма эффективного и динамичного развития системы педагогического образования Институт педагогики и социальной работы переименован в Академию социальных и образовательных технологий (приказ №344 от 12 июля 2010 года). В августе 2010 года в целях повышения эффективности управленческих решений и оптимизации управления структурными подразделениями вуза в составе Академии социальных и образовательных технологий были созданы отделения психологии, социальной работы и социальной педагогики, допрофессионального, начального и среднего образования (приказ № 1196-3 от 24 августа 2010 года).

Педагогический институт был создан 15 июля 2015 года на базе Института психологии и педагогики.

История

Официально история учебного заведения начинается с 1918 года, когда в Тамбове был открыт Государственный университет, первое высшее учебное заведение на Тамбовской земле. Лекции читались в основном приезжими профессорами и преподавателями Московского университета. Просуществовав три года, университет был закрыт, но он оставил след в развитии образования края: при вузе были организованы кооперативные курсы, пункты по ликвидации неграмотности, Институт народного образования. Институт народного образования также был закрыт в 1923 году и с 1924 года в Тамбове существовал лишь Тамбовский межрегиональный рабочий факультет который в 1931 году был присоединён к, открытому в 1930 году, Агропедагогическому институту в качестве его подготовительного отделения. В результате в 1932 году был образован Тамбовский государственный педагогический институт (ТГПИ).

Тамбовский государственный университет был создан Указом президента РФ 29 декабря 1994 года путём слияния Тамбовского государственного педагогического института и Тамбовского государственного института культуры.

В декабре 1995 года единогласным решением конференции профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов и сотрудников на должность ректора ТГУ им. Г. Р. Державина был избран Юрьев Владислав Михайлович, впоследствии занимавший эту должность двадцать лет.

6 марта 1995 года ему было присвоено имя Гавриила Романовича Державина — великого российского поэта и государственного деятеля.

Профессиональные кадры готовились на факультетах: физико-математическом (декан А. А. Слетков), романо-германской филологии (декан Н. П. Дронова). В сентябре 1995 года на филологическом факультете (декан Н. Л. Потанина) открыто отделение «Журналистика». Кафедра русского языка стала одним из учредителей Российского гуманитарно-политологического лицея, открывшегося в 1994 году. Кафедра истории русской литературы (называемая так с 1998 года), возглавляемая доктором филологических наук, профессором Л. В. Поляковой (ученицей Н. И. Кравцова), стала одним из общепризнанных отечественных научных центров по изучению и исследованию творчества Е. И. Замятина.

Слияние с институтом культуры расширило специализацию университета на факультетах художественного народного творчества (декан Б. С. Гейко), культурологии (декан В. А. Каримов), информационно-библиотечном (декан Б. В. Борисов).

Факультет физической культуры, перешедший в 1990 году на 5-летний срок обучения, предоставлял студентам следующие специальности: учитель физкультуры и школьный психолог, физическая культура и лечебная физкультура.

В университете в -е годы работало более 40 профессоров, докторов наук; около 20 профессоров, кандидатов наук, которые проводили инициативные научные исследования и совершенствовали образовательно-воспитательную работу вуза.

15 декабря 2015 года новым ректором был избран кандидат юридических наук, доцент Стромов Владимир Юрьевич.

Сегодня в Державинском университете реализуются более 200 образовательных программ. В стенах ТГУ обучается 13 тысяч студентов — будущих специалистов, бакалавров и магистров. Около 95 % преподавателей имеют степени кандидата или доктора наук.

Научная инфраструктура университета включает в себя 4 Научно-исследовательских института, 42 научные школы и направления, признанные в российском и зарубежном научном сообществе, более 75 научных центров и лабораторий, охватывающих широкий спектр общественных, естественных и технических наук, объединённый студенческий научный совет. В вузе успешно функционируют 4 диссертационных совета по 11 научным специальностям.
За последние годы преподавателями Тамбовского государственного университета создано более 200 объектов интеллектуальной собственности, получено 20 патентов на изобретение и свидетельств о государственной регистрации.

Научно-исследовательский институт «Нанотехнологии и наноматериалы»

Научно-исследовательский институт «Нанотехнологии и наноматериалы» был преобразован в 2015 г. из научно-образовательного центра «Нанотехнологии и наноматериалы», созданного в 2007 г. в рамках реализации Тамбовским государственным университетом имени Г. Р. Державина приоритетного национального проекта «Образование».[источник не указан 577 дней]

Оборудован за счет средств Приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ», других грантов и программ, а также собственных средств университета. Стоимость оборудования превышает 300 млн руб.[источник не указан 577 дней]

ТГУ имени Г.Р. Державина

Важнейшим направлением работы стало создание адекватной материальной базы, развитие новых и традиционных направлений подготовки, повышение качества ППС и преподавания. Студенческий контингент: 1995 г. – 7,4 тыс., 1999 г. – 10,2, середина 2000 гг. – 12,7, конец 2000 гг. – свыше 14 тыс., 2018 г. – 13 тыс. Некоторый спад отражает демографическую ситуацию. Вместе с тем, потери компенсируются обучением иностранных студентов (2,4 тыс. в 2018 г.). Университетская учебная структура сегодня – это 6 институтов, 3 факультета, 58 кафедр, более 700 человек ППС.

Достоинством Державинского университета является региональная монополия по подготовке специалистов в области физико-математических, естественных, гуманитарных, социальных, политических наук, в сфере педагогического образования, здравоохранении и многом другом.

Роль ТГУ никогда не замыкалась на собственно основной деятельности. Он играл и играет огромную культуртрегерскую роль, выполняет функцию ключевого социального института региона. ТГУ им. Г.Р. Державина достойно держит интеллектуально-культурную планку – незаменимый атрибут прогрессивного развития области.

Очная форма обучения

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЕ

44.02.04 Специальное дошкольное образование 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

БАКАЛАВРИАТ/СПЕЦИАЛИТЕТ

37.03.01 Психология 2 курс

37.05.01 Клиническая психология, профиль «Психодиагностика и психологическое консультирование» 1 курс

37.05.01 Клиническая психология, профиль «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение» 2 курс, 3 курс, 4 курс, 5 курс, 6 курс

39.03.02 Социальная работа, профиль «Социальная работа в системе социальных служб» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Английский язык» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Педагогика и психология» 1 курс, 3 курс

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Дошкольное образование и иностранный язык» 5 курс

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «История и обществознание» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «История и культура конфессий» 5 курс

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Русский язык и литература»  1 курс, 2 курс, 5 курс

45.03.02 Лингвистика, профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

МАГИСТРАТУРА

37.04.01 Психология, профиль «Психология развития» 2 курс

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Высшее образование» 2 курс

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Нейропедагогика» 1 курс

44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение в образовании» 1 курс, 2 курс

45.04.02 Лингвистика, профиль «Прикладная лингвистика и лингводидактика» 1 курс, 2 курс

АСПИРАНТУРА

37.06.01 Психологические науки, профиль «Психология развития, акмеология» 2 год обучения

37.06.01 Психологические науки, профиль «Педагогическая психология» 2 год обучения

44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» 1 год обучения, 2 год обучения, 3 год обучения

44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)» 1 год обучения, 2 год обучения, 3 год обучения

Мы рады приветствовать Вас на сайте факультета истории, мировой политики и социологии!

Являясь одним из структурных подразделений Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, наш факультет сегодня сохраняет лучшие традиции высшего классического гуманитарного образования в Тамбовской области. Формировались эти традиции на протяжении всей почти столетней истории университета, в различных форматах которого, как правило, были представлены те или иные направления подготовки в области общественных наук. Уже в 1934 г. в структуре действовавшего тогда Тамбовского педагогического института был создан самостоятельный исторический факультет. За несколько десятилетий его существования были подготовлены тысячи высококвалифицированных специалистов, которые успешно трудились и трудятся ныне практически во всех учебных заведениях, органах государственной и муниципальной власти, правоохранительных структурах, средствах массовой информации и других сферах общественно-политической жизни Тамбовской области.

В наши дни факультет представляет собой своеобразный кластер по подготовке специалистов в области гуманитарных и социальных наук, в котором ведется подготовка по следующим направлениям:

— история;

— международные отношения;

— музеология и охрана объектов культурного и природного наследия;

— политология;

— религиоведение;

— социология;

— теология;

— философия.

Большинство из указанных направлений являются уникальными для региона, поскольку подготовка по ним не ведется ни в одном другом высшем учебном заведении Тамбовской области кроме Державинского университета. Каждое из указанных направлений отличается высочайшим уровнем профессионального образования, который определяется авторитетом преподавателей выпускающих кафедр, современным оснащением учебных аудиторий, лабораторий и компьютерных классов, тесным взаимодействием факультета с ведущими отечественными и зарубежными университетами и научными центрами, постоянной связью с работодателями, необходимой инфраструктурой для всестороннего развития научного и творческого потенциала студентов. В силу этого выпускники всех программ подготовки отличаются большой конкурентноспособностью и востребованностью на рынке труда.

Словом, наш факультет по-прежнему остается отличной площадкой для получения качественного гуманитарного и социального образования, позволяющего сделать успешный старт в будущее!

С наилучшими пожеланиями,

Декан факультета истории, мировой политики и социологии, доктор исторических наук, профессор В.В. Романов.

Ректоры

  • Тамбовский государственный университет (1918—1921) — врио ректора — Бунаков А. Н. (1918 г.), ректоры — Никифоров М. К. (1918—1920), Шлезингер Н. А. (1920—1921), Андреев В. Д. (1921).
  • Тамбовский практический институт народного образования (ТПИНО) (1921—1923)- ректор — Абиндер Алексей Иванович (1921—1923).
  • Тамбовский сельскохозяйственный институт (ТСХИ) ректор — Пуссеп А. И. (1921—1923)
  • Агропедагогический институт (1930—1932) — директора — Михаил Игнатьевич Суслин (1930—1931), Постановлениями ЦК ВКП(б) 25 августа 1932 года институт был назван Педагогическим, директор Кондратьев Ф. И. (1931—1932).
  • Тамбовский государственный педагогический институт (ТГПИ) (1932—1935) — директора — Кондратьев Ф. И. (1932), Басов А. С. (1932—1933), Серов И. И. (1934), Кудряшов А. Т. (1934—1935), Хаустов А. А. (1935)
  • Тамбовский государственный педагогический институт (ТГПИ) (1938—1994) — директора — Духовский С. И. (1938), Онуфриев Н. М. (1938—1941), Михалев Г. М. (1941—1951), Стащук Н. И. (1951—1955), Леонюк Л. С. (1955—1959), директор/ректор Винокуров С. В. (1959—1968), ректоры — Виноградов В. Д. (1968—1973), Рузаев В. А. (1973—1979), Василий Михайлович Зубец (1973—1994)

Заочная форма обучения

БАКАЛАВРИАТ

39.03.02 Социальная работа, профиль «Социальная работа в системе социальных служб» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Физика» 2 курс, 3 курс

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Педагогика и психология» 1 курс, 2 курс, 3 курс

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика» 4 курс

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Начальное образование и информатика» 4 курс, 5 курс

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Физика и математика» 1 курс, 4 курс, 5 курс

МАГИСТРАТУРА

39.04.02 Социальная работа, профиль «Социальная инженерия: проектирование, организация и управление процессами в социальной сфере» 1 курс

39.04.02 Социальная работа, профиль «Организация и управление в социальной работе» 2 курс

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Педагогическая инноватика» 1 курс, 2 курс

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Светская этика и культура конфессий» 2 курс

44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение в образовании» 1 курс, 2 курс

44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Современные технологии инклюзивного образования» 1 курс, 2 курс

45.04.02 Лингвистика, профиль «Прикладная лингвистика и лингводидактика» 1 курс, 2 курс

АСПИРАНТУРА

37.06.01 Психологические науки, профиль «Психология развития, акмеология» 2 год обучения

37.06.01 Психологические науки, профиль «Педагогическая психология» 2 год обучения

44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» 1 год обучения, 2 год обучения

44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)» 1 год обучения, 2 год обучения, 3 год обучения

Литература

  • Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф.Р-2775 — Тамбовский государственный педагогический институт.
  • ГАТО. Ф.Р-1424 — Высшие учебные заведения Тамбовской области.
  • ГАТО. Ф.Р-1425 — Тамбовский государственный рабочий факультет.
  • ГАТО. Ф.Р-5344 — Тамбовский государственный институт культуры.
  • Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф.Р-955 — Первичная организация ВКП(б) — КПСС ТГПИ.
  • А.Л. Аврех История Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. — Издательский дом ТГУ имени Г. Р. Державина. — Тамбов, 2016. — С. 336.

Очная форма обучения

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЕ

44.02.04 Специальное дошкольное образование 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

БАКАЛАВРИАТ/СПЕЦИАЛИТЕТ

37.03.01 Психология 2 курс

37.05.01 Клиническая психология, профиль «Психодиагностика и психологическое консультирование» 1 курс

37.05.01 Клиническая психология, профиль «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение» 2 курс, 3 курс, 4 курс, 5 курс, 6 курс

39.03.02 Социальная работа, профиль «Социальная работа в системе социальных служб» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Английский язык» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Педагогика и психология» 1 курс, 3 курс

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Дошкольное образование и иностранный язык» 5 курс

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «История и обществознание» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «История и культура конфессий» 5 курс

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Русский язык и литература» 2 курс, 5 курс

45.03.02 Лингвистика, профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс

МАГИСТРАТУРА

37.04.01 Психология, профиль «Психология развития» 2 курс

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Высшее образование» 2 курс

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Нейропедагогика» 1 курс

44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение в образовании» 1 курс, 2 курс

45.04.02 Лингвистика, профиль «Прикладная лингвистика и лингводидактика» 1 курс, 2 курс

АСПИРАНТУРА

37.06.01 Психологические науки, профиль «Психология развития, акмеология» 2 год обучения

37.06.01 Психологические науки, профиль «Педагогическая психология» 2 год обучения

44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» 1 год обучения, 2 год обучения

44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)» 1 год обучения, 2 год обучения, 3 год обучения

Создание ТГУ

В начале XX в. обширная Тамбовская губерния испытывала, как и вся империя, нужду в квалифицированных специалистах. Губернское земское собрание в январе 1918 г. приняло решение открыть в Тамбове университет. Всей текущей деятельностью занималось временное бюро (правление) «Общества Тамбовского университета» (первый председатель – Е.И. Бунин).

Первоначально обязательства по содержанию вуза взяли на себя губернские власти. Университету были выделены здания под размещение администрации и учебные корпуса. 4 июля 1918 г. будущий Тамбовский университет, как и все высшие учебные заведения России, получил статус государственного. В июле – сентябре 1918 г. он организационно подчинялся Народному комиссариату земледелия, а с 1 сентября 1918 г. перешел в ведение отдела высших школ Народного комиссариата просвещения.

30 сентября 1918 г. Губернский исполком разрешил Коллегии по управлению делами Тамбовского университета изготовить круглую печать и штамп с государственной символикой.

15 октября 1918 г. в университете начались занятия на двух факультетах – педагогическом (гуманитарная, естественно-научная специализации и дошкольное воспитание) и аграрном.

19 октября 1918 г. Коллегии по управлению делами Тамбовского университета назначила дату его торжественного открытия. 27 октября 1918 г. в театре «Колизей» (ныне – областной театр драмы) прошло торжественное учреждение университета.

16 декабря 1918 г. Наркомпрос постановил обратиться в Совет народных комиссаров (СНК) с представлением издать декрет об учреждении государственного университета в Тамбове.

21 января 1919 г. соответствующий Декрет СНК был подписан В.И. Лениным, что завершило институционализацию университета. Тамбовский государственный университет, в ряду нескольких других университетов, учреждался СНК с 7 ноября 1918 г. – к годовщине Октябрьской революции.

Профессорско-преподавательский состав (ППС) формировался за счет приезжих (среди них – будущие академики филолог П.Н. Сакулин и историк В.И. Пичета) и местных специалистов, закончивших столичные вузы.

Контингент: 1918-1919 учебный год – более 2,6 тыс. слушателей; в т.ч., более 1,4 тыс. – педфак. 2 ноября 1919 г. при университете создан рабфак (к лету 1920 г. – 166 слушателей). В ноябре – декабре 1919 г. педфак реорганизуется в Тамбовский практический институт народного образования имени Н.К. Крупской (ТПИНО). Тяготы гражданской войны стали причиной оттока части столичных совместителей и сокращения контингента: 1920-1921 учебный год – 280 слушателей – агрофак, 198 – ТПИНО, 175 – рабфак.

8 августа 1921 г. Наркомпрос закрыл ТГУ с 1 сентября 1921 г. Попытки ректората и местных властей сохранить вуз успехом не увенчались.

Тамбовский государственный педагогический институт (ТГПИ)

В 1930 г. местные власти открыли в Тамбове агропединститут с трехлетним очным сроком обучения и с заочным отделением. В связи с переменами в образовательной политике Центра институт несколько раз менял статус: 1932-1935 гг. – четырехлетний педагогический, 1935-1938 гг. – двухгодичный учительский, 1938-1994 гг. – четырёх-, а затем пятилетний педагогический. Восстановлению полноценного статуса способствовало образование в 1937 г. Тамбовской области в составе РСФСР.

Перемены сопровождались пересмотром структуры, учебных планов, подстраивающими основную деятельность вуза (подготовка учителей-предметников для общеобразовательных школ) к потребностям сферы образования. Бурно рос контингент: 1930 г. – 77 первокурсников, 1940 г. – почти 1200, 1941 г. – 1,5 тыс. Постепенно укреплялся ППС, первоначальное ядро которого составили преподаватели воронежских вузов: 1930 г. – 24 преподавателя (17 совместителей), 1940 г. – 78, в т.ч. один профессор и 10 доцентов.

Коллектив ТГПИ пережил репрессии (репрессированы ректоры А.И. Абиндер, А.И. Пуссеп, А.А. Хаустов) и выдержал тяготы 1941-1945 гг. Ударная работа по сбору средств в фонд обороны – 151561 руб. на строительство торпедных катеров – в апреле 1944 г. удостоилась приветствия Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

После окончания Великой Отечественной войны ТГПИ обеспечил непрерывный рост контингента: 1945 г. – около 1 тыс., 1950-1980 гг. – примерно по 4 тыс. студентов, продолжил стационарную, заочную и вечернюю подготовку учителей. В 1980 г. в связи с пятидесятилетием ТГПИ награжден орденом «Знак Почета». Перемены 1980-1990 гг. институт встретил в составе 8 факультетов (исторического, иностранных языков, русского языка и литературы, физико-математического, начальных классов, химико-биологического, естественно-географического, физического воспитания), пятидесятипроцентной остепененностью, планово стабильным контингентом.

Ректоры ТГУ, ректоры/директора его институциональных преемников, директор ТФ МГИК, ректоры ТГИК и ТГУ имени Г.Р. Державина

ТГУ (1918-1921): врио ректора – Бунаков А.Н. (1918 г.), ректоры – Никифоров М.К. (1918-1920), Шлезингер Н.А. (1920-1921), Андреев В.Д. (1921).

ТПИНО (1921-1923): ректор – Абиндер А.И. (1921-1923).

ТСХИ (1921-1923): ректор – Пуссеп А.И. (1921-1923).

Агропедагогический институт (1930-1932): директора – Суслин М.И. (1930-1931), Кондратьев Ф.И. (1931-1932).

ТГПИ (1932-1935): директора – Кондратьев Ф.И. (1932), Басов А.С. (1932-1933), Серов И.И. (1934), Кудряшов А.Т. (1934-1935), Хаустов А.А. (1935).

Тамбовский государственный учительский институт (1935-1938): директор – Хаустов А.А. (1935-1938).

ТГПИ (1938-1994): директора – Духовский С.И. (1938), Онуфриев Н.М. (1938-1941), Михалев Г.М. (1941-1951), Стащук Н.И. (1951-1955), Леонюк Л.С. (1955-1959), директор/ректор Винокуров С.В. (1959-1968), ректоры – Виноградов В.Д. (1968-1973), Рузаев В.А. (1973-1979), Зубец В.М. (1973-1994).

ТФ МГИК (1967-1990): директор – Баранов В.П. (1967-1990).

ТГИК (1990-1994): ректоры – Баранов В.П. (1990-1994), Окатов В.Н. (1994).

ТГУ имени Г.Р. Державина (1994 – наст. вр.): ректоры – Зубец В.М. (1994-1995), Юрьев В.М. (1995-2015), Стромов В.Ю. (2015 – наст. вр.).