Как появились первые университеты в мире?

Итак…

Особенностью российской системы образования по сравнению с другими европейскими странами являлось многообразие форм образовательных организаций, их организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности, состава учредителей и источников финансирования. Наряду с общеобразовательными учреждениями, гимназиями и университетами, находившимися в подчинении Министерства просвещения (созданного в 1802-04 годах), существовало еще несколько важных научно-образовательных подсистем, игравших не меньшую роль, но ориентировавшихся на другие модели и находившихся в подчинении других ведомств. Еще в конце XVIII – начале XIX века были созданы образовательные, художественные и научные учреждения, которые курировали непосредственно члены царской  фамилии. Часть этих учреждений были объединены позже в Ведомстве Императрицы Марии (институты и гимназии) и Министерстве Императорского Двора (Высшее художественное училище, Училище живописи, ваяния и зодчества и другие художественные и театральные учебные заведения).

Министерству промышленности и торговли подчинялись высшие политехнические, горные и коммерческие учебные заведения.

В процессе столыпинских реформ под руководством начальника департамента в сельскохозяйственном ведомстве графа П.Н. Игнатьева в 1909 – 1914 годах была создана стройная система начальных, средних и высших сельскохозяйственных учебных заведений, подчинявшихся Главному управлению землеустройства и земледелия.

Целый ряд учебных заведений был подчинен Министерству внутренних дел, Министерству путей сообщения, Министерству юстиции, Министерству финансов, Его Императорского Величества Канцелярии.

Количество студентов в высших учебных заведениях России (в тысячах человек) на 1914 год

Университеты

Факультеты:

Богословский  0,13;  Историко-филологический 3,4; Физико-математический 9,9; Юридический 15,3; Медицинский 9,4; Восточных языков 0,18; Всего: 38,2.

Технические институты   26,5; Медицинские и ветеринарные институты 6,8; Духовные академии 0,8; Педагогические 2,1; Юридические 2,7; Сельскохозяйственные и лесные 7,0; Высшие женские учебные заведения 33,8 .

Славяно-греко-латинская академия

Первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1687 году, носило название Эллино-греческой академии, с 1701 по 1775 год — Славяно-латинской, а с 1775 по 1814 год — Славяно-греко-латинской академии. Из Славяно-греко-латинской Академии образовались Императорский Московский университет (1755) и Московская духовная академия (1814).

Славяно-греко-латинская академия

Инициаторами создания Славяно-греко-латинской академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С. Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту), в которой выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С. Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов.

В 1682 через два года после смерти Полоцкого, Привилея была, наконец, принята  к утверждению царем Федором Алексеевичем. В Академии должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов.

Симеон Полоцкий

Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык – основный язык русских богослужебных книг.

Первыми преподавателями Академии были братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику.

Преподавание велось также и монахами Заиконоспасского монастыря, светскими профессорами. Академия была всесословным учреждением. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви. В годы расцвета, в начале XIX века, в академии обучалось свыше 1600 человек.

Социальный состав учащихся был пестрым: сын конюха, купца мог соседствовать с сыном церковнослужителя высоко ранга и даже с сыновьями столичной знати (князей Одоевских, Голициных). Этим Академия разительно отличалась от других образовательных учреждений, придерживавшихся сословного принципа обучения. Помимо русских, в Академии обучались также украинцы, белорусы, выходцы из Речи Посполитой, крещеные татары, литовцы, молдаване, грузины и греки, был в списках даже один македонец. Ученики старших «классов» учительствовали у младших, помогая преподавателям. Несмотря на то, что Академия принимала людей «всякого чина и сана», стипендии у обучающихся были разные: княжеские дети получали в месяц по золотому, а простые – по полтине.

Поэт В. Тредиаковский

В академии в разное время учились многие, ставшие известными в будущем люди — поэты, ученые, священнослужители: Амвросий (Протасов), Антиох Дмитриевич Кантемир, Михаил Васильевич Ломоносов, Иннокентий Иркутский, Ефимий Болховитинов (Евгений, митрополит киевский), Федор Григорьевич Волков (будущий актер и режиссер), Василий Тредиаковский, Василий Владимирович Петров, Леонтий Филиппович Магницкий, Иван Иванович Комов, Степан Петрович Крашенинников, Василий Иванович Баженов, Фёдор Поликарпович Поликарпов-Орлов, Н. И. Попов, Карион Истомин, П. В. Постников, Н. Н. Поповский, Антон Барсов, Алексей Барсов, Дмитрий Виноградов, П. В. Победоносцев (писатель,    профессор Московского университета, отец обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева), В. И. Ромодановский.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Этот вуз — безусловный лидер в сфере высшего образования в России. Он удостоился даже попадания в мировой рейтинг высших учебных заведений, что в принципе говорит о престижности диплома МГУ в мире. Шанхайский университет ставит МГУ на 86-е место в мире (по данным на 2015 год, хотя еще 10 лет назад МГУ был на 20 позиций выше). Британский рейтинг также снизил позиции МГУ в последние 5-6 лет, выбросив его из сотни лучших. По последним данным QS Quacquarelli Symonds, у МГУ только 120-е место. А вот “Эксперт РА” оценивает уровень подготовки выпускников МГУ как исключительно высокий. Эту категорию не имеет больше ни один вуз в СНГ.

МГУ — это легендарное учебное заведение, основанное еще в 18-м веке М. В. Ломоносовым, чье имя и носит университет. Его библиотека насчитывает свыше 9 миллионов экземпляров изданий, а сам классический университет — это 41 факультет, 15 НИИ и 5 зарубежных филиалов. Число учащихся (вместе с аспирантами, соискателями и слушателями) превышает 50 тысяч человек, передают знания которым почти 10 тысяч научных сотрудников и преподавателей.

Но и попасть сюда совсем непросто — университет имеет наиболее высокие проходные баллы и большой конкурс, особенно на престижные факультеты, такие как юридический и экономический. Чтобы попасть сюда на бюджетное отделение, нужно набрать 350-360 баллов. Менее популярные факультеты зачисляют абитуриентов примерно с 300 баллами (филология, геология, социология).

Наши технические университеты…

Трехсотлетние традиции высшей технической школы России развивались в тесной связи с естественными факультетами университетов. Это повышало теоретический уровень обучения, способствовало выпуску энциклопедически образованных специалистов и привело к отказу от узкопрактического подхода к подготовке инженеров.

Первые технические университеты появились в 60-70-х годах ХХ столетия. В настоящее время система университетского технического образования в России объединяет более 103 технических университетов с контингентом студентов дневного обучения более 330 тыс. В технических университетах работают более 62 тыс. человек профессорско-преподавательского и научного состава, в числе которых более 5 тыс. докторов наук, 45 тыс. кандидатов наук.

Нынешние выпускники технических университетов обладают не только высоким уровнем инженерной культуры, но и соответствуют высокому уровню социально-психологической и физической культуры человека.

Технические университеты — именно та форма высшего учебного заведения, которая призвана готовить кадры для возрождающейся промышленности нашей страны.

В связи с юбилеем технического образования хочется посвятить несколько теплых слов Иркутскому государственному техническому университету, которому в 2000 году исполнилось 70 лет. Созданный в период становления индустриализации на базе Сибирского горного института, он развивался вместе со страной. Университет всегда выполнял свою главную задачу-обеспечение практически всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными специалистами. За 7 десятилетий нашим вузом было подготовлено свыше 80 тыс. инженеров, в т.ч. около 1,5 тыс. специалистов для зарубежных государств. Наряду с глубокими инженерными знаниями студенты получают ценную подготовку по фундаментальным наукам, финансам, государственному управлению, экономике, иностранным языкам, гуманитарным наукам. Будучи первенцем высшего технического образования Восточной Сибири, он дал «»путевку в жизнь»» другим техническим вузам региона, которые возникли на базе его филиалов. Это Читинский государственный технический университет, Братский индустриальный университет, Ангарский технологический институт.

Учитывая историческую значимость 300-летия профессионального инженерно-технического и военного образования, библиотека ИрГТУ, как одно из крупнейших фондохранилищ технической литературы в Восточной Сибири, с 27 по 31 марта 2001 года организует развернутую книжно-иллюстрированную выставку, посвященную юбилею. Первые технические словари, справочники, энциклопедии, журналы «»Горное дело»», записки императорского русского технического общества, Горного института императрицы Екатерины II и другие издания XIX и XX веков займут почетное место в будущей экспозиции. Один из разделов выставки будет посвящен истории развития золотодобывающей промышленности России. Здесь впервые читателю и книголюбу будет представлена уникальная книжная коллекция из редкого фонда библиотеки ИрГТУ «»Русское золото»». К участию в выставке приглашены факультет военного обучения и музей истории ИрГТУ.

Посетив нашу выставку, вы станете невольным свидетелем того времени, когда зарождалась, развивалась история инженерного образования и какое место оно занимает в современной России, а наш Иркутский государственный технический университет по праву подтверждает свой статус как центр образования, науки и культуры. И невольно вспомнятся слова Петра Великого: «»Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы.»»

Р. Красикова ,библиограф библиотеки ИрГТУ.

Информация с сайта: library.istu.edu/hoe/publ/teched.htm

Вузы Северной столицы

Стандартно вузы Санкт-Петербурга ненамного отстают от московских по уровню образования и популярности. Основные вузы Северной столицы на высших позициях топа:

Санкт-Петербургский государственный университет — 5-е место;

  • Политехнический университет имени Петра Великого — 11-е место;
  • Университет ИТМО — 19-е место.

Кстати последний, университет информационных технологий, механики и оптики, показал в 2016 году наилучшую динамику по программе повышения конкурентоспособности. Благодаря тому, что университет за год вдвое увеличил число студентов, стажирующихся за рубежом, он смог впервые войти в первую двадцатку рейтинга.

История Московского государственного университета

Московский государственный университет (или МГУ) был основан в 1755 году по инициативе известного интеллектуала и эрудита Михаила Ломоносова и до 1917 года назывался Императорским Московским университетом. На момент открытия он состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Лекции читались либо на латыни, — языке образованных людей того времени, — либо на русском. Университет изначально располагался в главном медицинском магазине на Красной площади, место которого сейчас занимает Государственный Исторический музей.

Императорский Московский университет сыграл выдающуюся роль в демократизации образования в России. Михаил Ломоносов отмечал, что европейские университеты ценили прежде всего академические достижения студента, а не его социальное положение или семейное происхождение. Со дня основания элитарность была чужда духу университетского сообщества. В ряды студентов принимали не только дворян. К учебе не допускались только крепостные. К концу XVIII века большинство студентов и профессоров не имели дворянского происхождения.

Первоначально обучение в университете было бесплатным для всех студентов, а позже стипендии финансировались богатыми купеческими семьями, которые являлись покровителями университета. Лекции были открыты для публики, как и университетская библиотека, которая в течение столетия оставалась единственной публичной библиотекой Москвы. В 1756 году на территории кампуса открыли издательство и книжную лавку, печатающую самую популярную в императорской России газету «Московские ведомости».

К XVIII веку Императорский Московский университет стал образовательным, научным и культурным центром России и прочно вошел в мировое сообщество. Это продолжалось и в XIX веке, так как университет был плавильным котлом для всех слоев общества и привлекал свободомыслящих людей, озабоченных будущим России. Он стал настоящим полем битвы между западниками и славянофилами (сторонниками западных идей и теми, кто считал, что у России есть свой уникальный путь развития). С отменой крепостного права университет пережил период реформ, так как стране требовались высококвалифицированные специалисты во всех отраслях труда. Во второй половине XIX — начале XX веков Императорский Московский университет основал большое количество научных и интеллектуальных обществ, учебных, исторических и культурных учреждений, в том числе Зоологический сад, антропологический музей, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве и Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Будучи мощным центром знаний, который внимательно следил за интеллектуальными достижениями в других частях Европы, МГУ становился все более политизированным. Это проявилось в начале XX века, когда появление социал-демократических организаций вынудило царское правительство пригрозить закрыть университет, ввести войска в университетский городок и изгнать профессоров и студентов. Этот конфликт продолжался вплоть до начала Первой мировой войны.

Организация

Управление

Здание Двенадцати коллегий

Университет является федеральным государственным высшим учебным заведением, управляемым Правительством Российской Федерации . В его составе 24 факультета и института, которые далее подразделяются на кафедры и другие основные структурные подразделения, в том числе спортивный отдел, ректорат, научную библиотеку им. М. Горького, академическую гимназию, издательство и клинику.

Высшим органом самоуправления университета является его собрание, которое избирает ректора и ученый совет университета сроком на пять лет. Ассамблея Университета состоит из членов Ученого совета Университета и сотрудников, делегированных общими собраниями основных структурных подразделений в соответствии с квотами, установленными Ученым советом Университета. Общее руководство университетом возложено на Ученый совет, который состоит из возглавляющего его ректора, а также президента университета, проректоров и представителей основных структурных подразделений.

Аналогичным образом, общее руководство факультетом возлагается на его соответствующий академический совет, избираемый собранием факультета на пять лет. Порядок избрания и квоты на кафедры определяются самим ученым советом факультета. Декан, который возглавляет факультет и председательствует на его ученом совете, избирается ученым советом факультета сроком на пять лет.

Академический год

Учебный год в Санкт — Петербургского государственного университета в соответствии с повседневными правилами , обычно начинается с 1 сентября. Один урок обычно длится полтора часа (два академических часа). Как и в других вузах России, учебный год делится на два семестра. Первый семестр (семестр) заканчивается к концу декабря, второй начинается в середине февраля и длится до конца мая. За каждым семестром следует серия предварительных тестов (в последнюю неделю декабря / мая) и экзаменов (в январе / июне).

Кампусы

Санкт-Петербургский государственный университет. Вид со стороны Исаакиевского собора .

Университет имеет два основных кампуса: на Васильевском острове в историческом центре города и в Петергофе (бывший Петродворц), юго-западном пригороде, до которого можно добраться по железной дороге от Балтийского вокзала . Главный корпус университета, Двенадцать коллегий , находится на Васильевском острове и включает в себя библиотеку, биологический факультет и Институт наук о Земле. Факультет филологии и факультета востоковедения совместно близлежащий 18-го века Петровское барокко здание на Университетской набережной на Большой Неве , разработанный Трезини и первоначально построен как дворец Петра II в России . Новый Гостиный двор, спроектированный Джакомо Кваренги и построенный в 19 веке в этой части острова, занимает Институт истории, Институт философии. Напротив него на набережной Адмирала Макарова на Малой Неве — факультет психологии . Высшая школа менеджмента, Школа журналистики и массовых коммуникаций, Медицинский факультет, Факультет стоматологии и медицинских технологий, Юридический факультет и Факультет военных исследований находятся на Васильевском острове, но дальше на запад. Четыре других факультета социальных наук находятся к востоку от центра города на южном берегу Невы : экономический факультет находится недалеко от станции метро Чернышевская , а факультет социологии, факультет политологии и Школа международных отношений занимают исторические здания Смольного монастыря .

Новый загородный кампус состоит из факультета прикладной математики и процессов управления, Института химии, механико-математического факультета и физического факультета, которые расположены в современных зданиях Петергофа. Рядом с кампусом Петергофа находится красивая парковая зона — Сергиевка. В парке Сергиевка — корпуса биологического факультета. Одна из парковых достопримечательностей Сергиевки — вырезанная из валуна голова героя.

Участники рейтинга из Москвы показать весь рейтинг

1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
2. Московский физико-технический институт (государственный университет)
3. Национальный исследовательский ядерный университет `МИФИ`
5. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
6. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
8. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
11. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
15. Финансовый университет при Правительстве РФ
17. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
18. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
19. Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
20. Российский университет дружбы народов
22. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
23. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
24. Национальный исследовательский университет `МЭИ`
25. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
29. Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации
34. Московский государственный лингвистический университет
35. Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
37. Московский государственный строительный университет
45. Московский педагогический государственный университет
48. Российский государственный гуманитарный университет
51. Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева
60. Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
61. Московский государственный технологический университет `СТАНКИН`
63. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
64. МИРЭА — Российский технологический университет
71. Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
74. Московский государственный областной университет
75. Государственный университет управления
80. Московский городской педагогический университет
95. Российский новый университет

Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило ежегодный рейтинг 100 лучших вузов России. Рейтинг выявил противоречие между приоритетами вузов и ожиданиями студентов: руководство вузов озадачено тем, как нарастить количество научных публикаций, для студентов же главная проблема – слабая связь университетов с работодателями.
Полная версия рейтинга: https://raex-a.ru/rankings/vuz/vuz_2019

Главный кампус

Главный кампус МГУ расположен на Воробьевых горах — самой высокой точке Москвы. Он включает в себя более 1000 зданий, в том числе главный университетский корпус, построенный Львом Рудневым. Он является самым большим учебным корпусом в мире. Хотя само здание закрыто для публики, посетители могут исследовать обширную и зеленую территорию кампуса, а также посетить смотровую площадку на вершине холма перед университетом, откуда открывается панорама Москвы и великолепный вид на главное здание через 500 метров садов. Вы можете организовать частную экскурсию на открытую 360-градусную смотровую площадку на 32-м этаже главного здания.

И напоследок…

В стране есть еще 9 университетов, которые вошли в топ-100 университетов стран БРИКС:

  • Томский политехнический университет (71-е место)
  • Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (74-е место)
  • Казанский федеральный университет (79-е место)
  • Уральский федеральный университет (84-е место)
  • Российский университет дружбы народов (86-е место)
  • Южный федеральный университет (89-е место)
  • Воронежский государственный университет (91-е место)
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ» (97-е место)
  • Дальневосточный федеральный университет (99-е место)

США — Гарвард

Самый старый университет в США основали в 1636 году в штате Массачусетс. Учреждение носит имя первого мецената — Джона Гарварда, завещавшего преподавателям и студентам половину имущества и библиотеку, фонд которой с годами вырос до 18,9 млн томов.

На первых порах в Гарварде училось девять студентов, а преподавал им один профессор. Сегодня университет возглавляет мировые списки. Отсюда выпустились 40 лауреатов Нобелевской премии, а также изобретатели и политики. Здесь учились Теодор Рузвельт, Билл Гейтс и Марк Цукерберг.

В Гарварде хранится традиция — главные ворота закрыты. Студенты должны перешагивать это место дважды — когда поступают и выпускаются отсюда. Восемь Отцов-основателей США, которые подписали Декларацию независимости, учились здесь. Также страной управляли восемь президентов — выпускников Гарварда, поэтому число 8 здесь считают мистическим.

В какую эпоху появились первые университеты

В каком веке появились первые университеты? Официальные источники утверждают, что подобные типы учебных заведений возникли в Европе в эпоху Средневековья, то есть в XI — XII веках.

В какой стране официально появился первый университет? Это была Византийская Империя. Там в IX веке на базе ещё более древней школы византийский регент Ванда и учёный Лев Математик основали Магнаврскую школу, или Константинопольский университет.

В стенах Магнаврской школы изучали основные дисциплины того времени — философию, риторику, медицину и юриспруденцию. История университета трагически оборвалась после того, как турки захватили Константинополь.

А когда же появился самый первый университет в мире? Самым старейшим учебным заведением называют образовательное учреждение Аль-Азхар, расположенное в египетском Каире. Его основали в 970 году, однако статус университета заведение получило лишь в 1961.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Первым в списке лучших является Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Основанный в 1755 году, он является одним из старейших и крупнейших университетов России с более чем 40 000 студентов-бакалавров и магистров. Большинство факультетов расположены в 5 км от центра Москвы на Воробьевых Горах, с которых открывается потрясающий вид на Москву-реку.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова занимает почетное 3-е место в рейтинге QS University Rankings: BRICS. Он набрал большинство баллов по многим из 8 критериев, а именно за академическую репутацию, соотношение преподавателей и студентов, репутацию работодателей, количество международных студентов и количество сотрудников со степенью доктора философских наук.