Структура итогового сочинения 2021-2022 года

Алгоритм работы над сочинением:

  1. Внимательно прочитать формулировку темы.
  2. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
  3. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
  4. Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
  5. Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
  6. Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
  7. Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
  8. Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
  9. Запиши их, составляя план.
  10. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
  11. Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
  12. Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!

Преступление и наказание — вечная тема

Комментарий от ФИПИ

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

  • Литература
  • Темы
  • Аргументы
  • Цитаты

План

План итогового сочинения — это то, с чего надо начать неофиту. По нему очень просто раскрыть любую тему и при этом угодить проверяющему.

Вступление (50-70 слов). Здесь нужно обозначить главную мысль сочинения, соответствующую заданной теме. Ее нужно окружить тезисами, обосновывающими ее. Пример вступления для итогового сочинения тут.

Основная часть (состоящая из двух подпунктов) — 200- 300 слов.

Тeзис 1

Логическая связка между вступлением и аргументом 1. Вы начинаете свою мысль с обозначения названия книги и ФИО ее автора.
Текст примера. Не нужно пересказывать сюжет книги

Важно написать именно то из аргумента, что подкрепляет Вашу позицию — главную мысль сочинения. Например, если задача — доказать, что люди любят путешествовать, потому что в пути они видят красивые объекты архитектуры, то нужно привести пример из поэмы А.С

Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и рассказать о том, как восторженно автор описал красоты Ханского дворца и древнего фонтана.
Микpoвывoд — это oбoбщeниe нaписaннoгo. Нужно объяснить, зачем Вы написали этот пример и что он доказывает.
Лoгичeская связка с нoвым аргументом.

Тeзис 2

  • Пpимep.
  • Микpoвывoд.
  • Лoгичeская связка.

Заключение (50-70 слов). Нужно повторить основную мысль, перефразировав ее.

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
  • Кому на Руси жить плохо и почему?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
  • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
  • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
  • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
  • Как научиться ценить свою Родину?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?
  • Кто виноват в бедах русского человека?
  • Почему люди на Руси страдают?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает нам найти счастье на Руси?
  • Какого человека можно назвать патриотом?
  • Что объединяет нас в одну страну?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
  • В чем польза и опасность критики России?
  • Какими качествами обладает русский человек?

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

  1. А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
  2. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
  3. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
  4. А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
  5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
  6. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
  7. А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
  8. А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
  9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
  10. И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
  11. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
  12. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
  13. М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
  14. М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
  15. М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
  16. И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
  17. А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
  18. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
  19. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
  20. Л.Н. Толстой, «Кавказский пленнник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
  21. А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
  22. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
  23. Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
  24. А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
  25. А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
  26. Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.

Как сочинение поможет поступить в вуз

Не все вузы просят предоставить сочинение на проверку, уточняйте этот момент в приёмной комиссии.

Оценивается сочинение примерно по тем же критериям. Некоторые вузы формируют дополнительные критерии высокобалльного сочинения, например опора на более чем одно произведение, подбор нетривиального литературного материала и нестандартные композиционные решения. Обычно критерии приведены на сайте вуза.

Количество дополнительных баллов, которые можно получить за сочинение, также различается от вуза к вузу.

Примерный перечень

  • МГУ — до 2 баллов;;
  • МИФИ — до 2 баллов;
  • Российская экономическая школа — 0, 2 или 5 баллов;
  • Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина — до 10 баллов;
  • Российский государственный гуманитарный университет — .

Критерии оценивания, или как получить незачёт

Чтобы получить зачёт за всё сочинение, необходимо получить зачёт по трём критериям: «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» — в обязательном порядке, а также по одному из других критериев.

Соответствие теме

Здесь проверяют содержание сочинения. Главное — отвечать на вопрос, поставленный в теме, размышлять над проблемой, обозначенной во вступлении.

Незачёт ставится, если сочинение не соответствует теме, нет ответа на поставленный вопрос, нет ясной цели высказывания.

Типичные ошибки

  • Непонимание формулировки темы и, как следствие, — несостоятельная аргументация.
  • Нарушение логики, перескакивание с темы на тему.
  • Неумение сформулировать главную мысль, выдвинуть тезис.

Аргументация. Привлечение литературного материала

Этот критерий позволяет оценить, умеете ли вы строить рассуждение и доказывать свою позицию. Кроме того, так проверяют ваш литературный багаж. Для аргументации используйте художественные произведения, публицистику, мемуары, научную литературу и даже устное народное творчество, за исключением малых форм. Можно брать как отечественных, так и зарубежных авторов.

Требуется не менее двух аргументов. Они могут быть из одного произведения.

Незачёт ставится, если:

  • аргументов нет или они не подтверждают ваш тезис;
  • в аргументе существенно искажается содержание текста;
  • аргумент не подтверждён конкретными примерами, есть только упоминание произведения.

Типичные ошибки

Фактические ошибки — искажение содержания произведения, неправильные исторические даты или имена героев и т. п.

Композиция и логика рассуждения

Здесь оценивается, насколько хорошо вы умеете выстраивать свои мысли.

Незачёт ставится, если:

  • части сочинения не связаны друг с другом;
  • в предложениях допущены логические ошибки;
  • отсутствует тезисно-доказательная часть;
  • вы доказываете несуществующий тезис;
  • вы перескакиваете с мысли на мысль.

Типичные ошибки

  • Отсутствие смысловых связей между частями сочинения.
  • Отсутствие связи между вступлением и заключением. Внимательно следите, чтобы тезис из начала сочинения имел вывод в конце.

Качество письменной речи

Этот критерий оценивает, насколько хорошо вы умеете излагать свои мысли письменно.

Незачёт ставится, если:

  • есть речевые ошибки;
  • вы не понимаете лексическую сочетаемость слов;
  • употребляете слова не в том значении.

Типичные ошибки

  • Неправильно употреблённые слова, например, не в том значении.
  • Обильное использование канцеляризмов, речевых штампов.
  • Неуместное использование эмоционально окрашенных слов или синтаксических конструкций. Например, слова «ужасный», «замечательный», множество вопросительных или восклицательных знаков, многоточий.
  • Немотивированное использование просторечных или устаревших слов.
  • Использование слов-паразитов.
  • Смешение лексики разных исторических эпох.
  • Плеоназмы: употребление лишних слов.
  • Тавтология: повторение или двойное употребление близких по смыслу слов, однокоренных слов.
  • Необоснованный пропуск слова.
  • Неправильный порядок слов, который приводит к неверному пониманию предложения.

Незачёт ставится, если на 100 слов допущено более 5 ошибок любого вида — и пунктуационных, и орфографических.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Комментарий от ФИПИ

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

  • Литература
  • Темы
  • Аргументы
  • Цитаты

Структура сочинения

Во-первых, необходимо познакомиться со структурой сочинения.

Первый абзац – вступление

В нем нужно раскрыть смысл названия сочинения. Если название дано в форме вопроса («Что значит быть добрым?»), необходимо дать на него ответ. Если же название представляет собой утверждение («Доброта как важнейшее качество человека»), необходимо выразить свое согласие или несогласие с ним. Другими словами, нужно сформулировать тезис, который должен быть подтвержден примерами из литературы.

Второй и третий абзацы – аргументы

Подтверждать свою точку зрения, выраженную во вступлении, необходимо именно примерами из литературы. Обращаться можно и к произведениям из школьной программы, и к современной литературе

В данной части сочинения важно прокомментировать тезис с помощью примеров, а не просто пересказать содержание произведения. Например, если вы пишете сочинение по теме «Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?» и в качестве примера берете рассказ А

Платонова «Юшка», то нужно говорить о том, что Юшка был очень добрым. Это подтверждает его отношение к тем людям, которые его обижали: он никогда не отвечал злом на зло. Кроме того он ограничивал себя во всем, отдавая все деньги девушке, которая даже «дочерью ему не была». Из этого следует, что доброта Юшки была безгранична. Третий абзац – это аргумент из другого произведения, написанный по аналогии с первым.

Четвертый абзац – вывод

Прежде чем его формулировать, обратите внимание на тему. Вывод должен соответствовать содержанию сочинения

Вывод к перечисленным выше примерам может звучать так: «Приведенные примеры позволяют сделать вывод, что в русской литературе есть герои, обладающие безграничной добротой».

Оглавление

1. Особенности формулировок тем итогового сочинения (текстов для изложения) . 71.1. Особенности формулировок тем итогового сочинения ………………………………………. 71.2. Особенности текстов для итогового изложения ……………………………………………….. 102. Общие положения …………………………………………………………………………………………………. 102.1. Категории участников итогового сочинения (изложения) ……………………………………… 102.2. Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) ……………. 112.3. Сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения) ……………. 112.4. Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения) ………………………. 122.5. Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения), срок действия итогового сочинения и предоставление итогового сочинения в вузы в качестве индивидуального достижения ……………………………………………………………………………………… 122.6. Организация проведения итогового сочинения (изложения) на федеральном уровне, региональном уровне и на уровне образовательных организаций ………………………………… 133. Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового сочинения (изложения) …………………………………………………………………………………………….. 174. Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях и (или) местах проведения итогового сочинения (изложения) …………. 184.1. Лица, привлекаемые к проведению и проверке итогового сочинения (изложения)194.2. Проведения итогового сочинения (изложения) ………………………………………………… 194.3. Особенности организации и проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов …………………………………………………………………………… 245. Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) ………………… 275.1. Общий порядок ………………………………………………………………………………………………. 275.2. Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами . 305.3. Проведение повторной проверки итогового сочинения (изложения) ………………… 33

  • Что надо знать об итоговом в 2020-2021
  • Готовые аргументы по всем направлениям

Смотреть в PDF:

Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Добавить комментарий

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Этот поступок героя говорит о … Мы видим, что герой поступил так потому..

Автор показывает, к каким последствиям привело… Этому герою/поступку автор противопоставляет… Писатель осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году

Итоговое сочинение (изложение) в 2021 году запланировано на 1 декабря. Резервные дни: 2 февраля и 4 мая 2022 года

Регистрация на участие в экзамене производится на основании письменного заявления учащегося. Заявление на участие в промежуточном экзамене (и на обработку персональных данных) необходимо написать не позднее чем за 2 недели до даты проведения экзамена. В некоторых регионах, например в Москве, подать заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) можно самостоятельно через онлайн-сервис.

Сам экзамен проводится обычно в школе.  Проверка экзаменационных работ осуществляется школьными учителями, но могут быть привлечены и независимые эксперты.

В нормативных документах прописано, что проверка экзаменационных работ должна завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения). Оценивается итоговое сочинение (изложение) по системе «зачёт – незачёт». Если учащийся получает неудовлетворительный результат, то он может переписать работу, но не более двух раз в дополнительные сроки (первая среда февраля и первая рабочая среда мая). Дополнительные сроки предусмотрены также и для того, чтобы итоговое сочинение (изложение) смогли написать те учащиеся, которые отсутствовали на экзамене по уважительной причине, подтверждённой документально.

Секреты и лайфхаки итогового сочинения

  1. Кроме произведений можно посмотреть фильмы и сериалы. Они помогут освежить в памяти прочитанные произведения.
  2. Сочинение ЕГЭ по русскому языку наполовину состоит из итогового сочинения. Отличия лишь в том, что в сочинении ЕГЭ по русскому авторскую позицию мы формулируем самостоятельно, а в итоговом сочинении она уже дана. Готовясь к итоговому сочинению, вы готовитесь и к сочинению ЕГЭ.
  3. Можно не читать 4 тома “Войны и мира”, а обойтись короткими рассказами А.П. Чехова, Рэя Брэдбери и других авторов. Так за несколько вечеров сможешь сделать базу для аргументации в итоговом сочинении.
  4. Ведите литературный дневник. Вписывайте в него все прочитанные произведения и ситуации, которые можно использовать для аргументации.
  5. Не гонитесь за количеством прочитанных произведений. Главное – уметь пользоваться литературным материалом для аргументации. Одно произведение ≠ одно направление итогового сочинения. Используйте каждый текст по максимуму.
  6. Используя план итогового сочинения, не забывайте про творчество. Эксперт выше оценит работу, от которой не будет ощущения, что её писал робот. 

Как писать итоговое сочинение?

Выпускник должен написать сочинение-рассуждение. Оно должно состоять из трёх основных частей:

I. Вступление (60−70 слов). Здесь нужно отразить идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (200−250 слов), включающая несколько подпунктов:

а) Тeзис 1 (20−30 слов):

— дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нecкoлькo);

— микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo);

— лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли.

б) Тeзис 2 (20−30 слов):

— дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нecкoлькo);

— микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo);

— лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли.

III. Заключение (60−70 слов)

https://youtube.com/watch?v=QMhiur0OaeY