«Специалист подобен флюсу»
Однонаправленность воздействий при профильном обучении, когда усилия концентрируются на узком круге предметов, когда и внеурочная работа подчинена специфике этих предметов, когда (спонтанно и осознанно) ребенку навязывается образ «физика», «лирика», «естественника», «технаря», — все это провоцирует разрушение целостности развития ребенка.
Педагог переходит в режим функциональной подготовки — ребенок для него становится обучаемым, а себя педагог представляет в роли реализатора программы.
Из всего многообразия педагогической деятельности учитель выбирает лишь одно направление — специалист в предметной области. Недаром для преподавания зачастую в школы стремятся приглашать представителей спецкафедр вузов с научными степенями.
В педагогической науке эту тенденцию провоцирует официальный подход: сведение оценки результативности работы школы к проценту победителей олимпиад и поступивших в вуз выпускников школы.
Направления высшего образования в РФ
В нашей стране существуют следующие направления высшего образования:
- математические и естественные науки;
- гуманитарные науки;
- образование и педагогические науки;
- науки об обществе;
- инженерное дело, технологии и технические науки;
- здравоохранение и медицинские науки;
- сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
- искусство и культура;
- военные науки.
Каждое из этих направлений включает в себя разделения на конкретные науки и дисциплины. Например, направление «Математические и естественные науки» включает в себя:
- математику и механику;
- физику и астрономию;
- компьютерные и информационные науки;
- химию;
- науки о земле;
- биологические науки.
В рамках каждого раздела предусмотрены специальности как для бакалавриата, так и для специалитета. Так раздел «Физика и астрономия» предлагает три специальности для бакалавриата:
- прикладная математика и физика;
- физика;
- радиофизика.
И две специальности для специалитета:
- астрономия;
- фундаментальная и прикладная физика.
«Теперь сходитесь!»
В своей рабочей практике профессии – это не замкнутые миры. Эффективно общаться профессионалам – как в своем кругу, так и вне его – как раз и позволяет феномен междисциплинарности.
Участие в любой конференции – это гуманитарное умение; доказательства в выступлениях должны быть точными; но всё это лишь простейший минимум.
Возможны также двусторонние встречи – например, аграриев и юристов; и те, и другие должны ориентироваться в общей теме обсуждения, а для того – иметь навык освоения непрофильных предметов еще со студенческой скамьи.
Возможно желание подобных двусторонних встреч: так, генным инженерам хотелось бы, чтобы закон разрешал им более смелые эксперименты в том, чем они занимаются.
Возможно волонтерство – например, по своей специальности в другой стране (а там портрет вашей профессии может быть несколько другим) или на родине – на особо важном участке, что тоже потребует навыков специалиста другого склада. Возможно неформальное общение: оно развивается за счет технических разработок – социальных сетей для профессионалов; а за ответ на вопрос, как заявить о себе там, отвечает уже ваше гуманитарное начало
Возможно неформальное общение: оно развивается за счет технических разработок – социальных сетей для профессионалов; а за ответ на вопрос, как заявить о себе там, отвечает уже ваше гуманитарное начало.
Возможны просто случайные встречи: допустим, экономисту и педагогу будет о чем поговорить друг с другом за одним столом в гостях, если учитель узнает в бизнес-тренингах и маркетинге, о которых толкует его собеседник, старую добрую педагогику, – а экономист, в свою очередь, вспомнит, что люди не сразу становятся платежеспособными потребителями, а сначала растут и учатся.
К тому же не будем забывать, что на пересечении специальностей всегда есть возможность видеть и осуществлять совместные проекты.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
- естественные и математические науки;
- гуманитарные науки;
- технологии;
- социально-экономические науки.
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
Опасности подготовки с 10 класса
Конечно же, я не могу не рассказать вам о рисках, с которыми можно столкнуться, если начать готовиться заранее. Я выделю одну самую большую опасность – экзамен может поменяться!
Хотя ЕГЭ по математике не менялся уже 5 лет (с 2016 года) и в 2021 году изменений не будет, ФИПИ ведут разговоры о том, что в 2022 году ЕГЭ по математике профильного уровня изменится:
Первые 3 задания планируют убрать, потому что проценты решаемости довольно высокие, а ЕГЭ – это в первую очередь способ «отрейтинговать» поступающих.
Добавят новые задания на анализ функции и комплексные числа. И если первое ещё немного пересекается со старым №7, то второе – абсолютно новое задание. Так ФИПИ хотят повлиять на изучение тем в школах, чтобы в старших классах не опускались важные для высшего образования темы.
Задание на вероятность разделят на 2 – базового и повышенного уровня сложности.
Планируется упростить №13 (убрать отбор корней), но сделать сложнее №15 (вернуть системы из уравнения и неравенства и повысить максимальный балл с 2 до 3).
Ещё раз хочу обратить ваше внимание, что это только предполагаемые изменения в ЕГЭ, что нас будет ждать на ЕГЭ в 2022 году мы, по традиции, узнаем только на последней неделе августа. Однако, я хочу опровергнуть опасение десятиклассников по поводу последнего аргумента
Несмотря на то, что экзамен может поменяться, наработанную в 10 классе базу можно будет легко адаптировать под новый формат заданий. Более того, готовиться в 11 классе к 3 новым заданиям гораздо проще, чем ко всем 19 с нуля!
Однако, я хочу опровергнуть опасение десятиклассников по поводу последнего аргумента. Несмотря на то, что экзамен может поменяться, наработанную в 10 классе базу можно будет легко адаптировать под новый формат заданий. Более того, готовиться в 11 классе к 3 новым заданиям гораздо проще, чем ко всем 19 с нуля!
Подведём итог, 11 класс – всегда очень сложный период в жизни учеников. Нужно хорошо учиться и параллельно готовиться к экзаменам, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл. Усложняется это всё бессонными ночами, дополнительными конкурсами и олимпиадами, в которых ученики любят принимать участие, чтобы повысить шансы на поступление. В итоге мы имеем эмоциональное выгорание и результаты хуже ожидаемых. Однако, этого можно избежать, если начать подготовку к ЕГЭ по математике заранее. Основной целью следует поставить не большое количество баллов в 10 классе, а закрытие пробелов, которые есть даже у сильных учеников. Именно поэтому наш курс подготовки к ЕГЭ по математике для 10 класса учитывает все вышеперечисленные аспекты. В первую очередь мы разберёмся со всеми базовыми темами и закроем пробелы, потом будем закреплять успех повторением, проверим результат под конец 10 класса, и дадим рекомендации каждому ученику на следующий год. В общем, мы сделаем всё, чтобы 11 класс принес как можно больше баллов и как можно меньше стресса.
Если ты хочешь готовиться к ЕГЭ с 10 класса, но не знаешь, с чего начать, мы предлагаем начать с составления индивидуальной стратегии поступления. На бесплатной консультации «Как выбрать вуз?» мы подберем для тебя лучшую специальность и учебное заведение, а также расскажем все о том, как сдать ЕГЭ на нужный для поступления балл. Скорее записывайся!
Практика профильного обучения за рубежом
Во многих развитых странах мира система профильного образования уже давно прочно вошла в жизнь. В Великобритании, США, Германии, Франции, Швеции и прочих государствах такое ведение обучения считается наиболее эффективным, поэтому доля учащихся по этой системе растет каждый год.
Как правило, за рубежом деление на профили происходит за два-три года до окончания школы, то есть в старших классах. При этом организация обучения может варьироваться. В таких странах как Франция и Германия школьники изучают дисциплины по четко прописанной программе. В Великобритании и США дети сами выбирают дисциплины, которые хотят изучать. Также есть и обязательные для посещения предметы, например, физкультура.
Зачем нужен документ о неполном высшем образовании
Справка о незаконченном высшем образовании – это документ, который покажет, сколько курсов отучился студент, какие предметы прошел и в каком количестве. А это значит, что работодатель сможет увидеть прямое доказательство вашей учебы и определенных знаний.
Он может понадобиться в одном из следующих случаев:
- Нужно внести в трудовую книжку период обучения в вузе. И это подходит не только для полного, но и для неполного высшего образования.
- В будущем студент захочет продолжить обучение. При наличии справки он сможет восстановиться на курс, с которого был отчислен.
- Студент хочет учиться в другом вузе. Наличие справки позволит ему не проходить обучение по уже пройденным дисциплинам.
Виды программ
Система дополнительного профессионального образования представлена следующими формами обучения:
- повышение квалификации – обновление и углубление знаний, умений и практических навыков, совершенствование деловых качеств работников;
- профессиональная переподготовка – расширение компетенций на базе полученного образования или обучение другой специальности ввиду отсутствия спроса на уже имеющуюся на рынке труда;
- тренинги, семинары, конференции, консультации, мастер-классы – интенсивные курсы освоения передового практического опыта.
Программы дистанционного дополнительного профессионального образования разрабатываются учебным учреждением на основе соответствующих ФГОС, квалификационных требований и профстандартов.
Повышение квалификации
Продолжительность курсов бывает разной, но по законодательству она не должна быть меньше 16 академических часов. Стоимость учебы зависит от престижности профессии и учебного заведения и в среднем составляет от 1 до 8 тысяч рублей. После успешной сдачи итоговой аттестации слушателю вручают документ о повышении квалификации:
- прошедшему курс менее 16 часов – сертификат;
- проучившемуся более 16 часов – удостоверение.
Удостоверения действительны неограниченный период, если по закону для определенной профессии или должности не предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.
Профпереподготовка
Условно программы профессиональной переподготовки делятся на 2 вида:
- получение дополнительной смежной квалификации – длительностью в 1,5–6 месяцев;
- приобретение новой компетенции, необходимой для ведения другого вида деятельности, – продолжительностью 1–2 года.
По окончании учебы выдается диплом о профессиональной переподготовке. Обучение в среднем стоит от 5 до 180 тысяч рублей.
Другие формы дистанционного обучения для получения дополнительного профессионального образования представляют собой виртуальное индивидуальное и групповое общение, в ходе которого участники курса обмениваются мнениями, идеями, информацией по определенному вопросу. Сертификаты, выдаваемые по окончании тренингов или семинаров, которые проходили в форме вебинаров, редко имеют значение при оценке работодателем профессионального уровня сотрудника. Как вариант – они учитываются в «накопительной системе», как у медиков, к примеру, когда за определенный период времени надо пройти установленное количество часов повышения квалификации, в том числе дистанционно.
Для дополнительного профессионального образования дистанционное обучение подходит как нельзя лучше
Обычно прием заявлений для поступления на онлайн-курсы ведется круглый год, что немаловажно для работающих специалистов. Занятия начинаются сразу после внесения слушателем оплаты – не надо дожидаться формирования группы или начала семестра
Учиться можно без отрыва от работы. Выпускники дистанционных программ получают стандартные дипломы о профессиональной переподготовке, не отличающиеся от документов, которые выдаются слушателям аналогичных очных курсов.
Каждый человек должен непрерывно развиваться и совершенствоваться: этот тезис особенно актуален применительно к его трудовой деятельности. Чтобы быть востребованным, строить успешную карьеру, нужно постоянно повышать квалификацию, расширять кругозор. Получение дополнительного профессионального образования дистанционно – наиболее экономный и удобный способ достижения этих целей.
Недостатки профильного обучения в школе
К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:
- Сложность перехода в случае необходимости из одного профильного класса в другой, из-за сильного отличия программ. А поскольку ребенок 14-16 лет не всегда четко уверен в том, чем хочет заниматься в будущем, и сможет ли он идти по выбранному пути, переходы из одного профильного класса в другой не редкость.
- Сложность, а зачастую невозможность такого обучения в сельских и деревенских школах с маленьким количеством учеников, где отсутствуют как необходимые для организации учебного процесса современные устройства и технологии (не проведен интернет, нет интерактивных досок и проектора и т.д.), так и соответственно подготовленные педагоги.
- Необходимость постоянного повышения квалификации учителей.
- Необходимость наличия профессионального психолога в школе.
- Еще большая временная загруженность старшеклассника.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных «доработках». При этом «довести» профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.
Относится ли неполное высшее к профессиональному образованию
У студентов часто возникает недопонимание, с какого момента образование начинает считаться полным. Например, чтобы стать бакалавром, достаточно отучиться 4 курса. И в этом случае бакалавриат – это неполное высшее или все же полное?
Специалисты утверждают, что бакалавриат – это уровень пройденной первой ступени высшего образования, и последняя ступень здесь – магистратура. Впрочем, отличия бакалавриата от магистратуры есть и во многом другом. Но помнить нужно только одно: бакалавриат – это законченное высшее образование (согласно Болонской системе).
Стоит отличать бакалавриат и от среднего профессионального образования, после которого в свет выходят полноценные специалисты с квалификацией «рабочих или служащих и специалистов среднего звена». Такие люди потом могут работать по полученному профилю без необходимости получать дополнительную квалификацию. При этом неоконченное высшее не дает вам право ни на какую квалификацию и принимается к рассмотрению только по желанию нанимателя.
В любом случае вы должны помнить: работодатель хоть и смотрит на наличие высшего образования по предмету, но все же ставит практические навыки прежде всего. Но первое впечатление все же создает обложка. Если на этом сложном пути у вас иссякли или вот-вот иссякнут последние силы, если вы потеряли стойкость духа и напористость, не переживайте: сервис студенческой помощи поможет донести эту ношу до конца.
Какие ещё вопросы волнуют родителей и учеников?
1. Планируется ли медицинский профиль?
Да, заниматься по медицинскому профилю тоже возможно, но зависит от специальности обучения. Для уточнения подробностей свяжитесь с нашими специалистами.
2. Есть ли общежитие для иногородних учеников.
Нет. Вопрос жилья и регистрации ученики решают самостоятельно.
3. Есть ли школьная форма?
Единой формы нет, но принят деловой стиль в одежде.
4. Есть ли дополнительные школьные сборы?
5. Нужны ли репетиторы?
Мы не рекомендуем пользоваться услугами репетиторов, поскольку обучение в школе ведётся на высоком уровне по всем предметам, и ученики вполне могут успевать самостоятельно.
6. Как обстоит дело с английским языком?
Преподавание английского языка в школе №1501 проводится на высоком уровне, кроме того, именно преподаватель английского является руководителем профильного класса.
7. Большая ли учебная нагрузка? Можно ли совмещать с другими занятиями?
Учебная нагрузка в профильном классе серьёзная – по 7-9 уроков, это учёба с 8.30 и до 17 часов 5 дней в неделю. Совмещать с дополнительными занятиями можно, если они не сильно интенсивные. Но совместить с профессиональным спортом, например, скорей всего не выйдет.
Недоодаренность
Как это ни парадоксально звучит, профильное обучение провоцирует учителей на применение преимущественно репродуктивных методов обучения, не развивающих, а снижающих уровень способностей учеников.
Профильное обучение провоцирует учителей на применение репродуктивных методов обучения
В профильных классах учитель предполагает, что в учениках развиты способности, необходимые для освоения соответствующих предметов, поэтому не заботится об использовании развивающих методов обучения. Вместо этого многократно увеличивается объем выполняемых заданий (к примеру, вместо двух задач за урок предлагается решить восемь – десять). Причем этот объем постоянно возрастает, доходя до таких размеров, при которых дети физически не успевают выполнить предлагаемые задания. От учеников требуется, чтобы они выполняли эти задания «как семечки щелкали», а если они не успевают сделать это или затрудняются в выполнении, учитель обвиняет их в неспособности: «Зачем тогда шли в гуманитарный (физико-математический, естественно-научный) класс, если нет способностей?! Тупых понабирали, что мне с вами делать?»
А в непрофильных классах учитель сразу же объявляет учеников неспособными к усвоению своего предмета («Вы же гуманитарии, какая вам математика!»). Если методика углубленного изучения предмета хоть сколько-нибудь разработана, то методика непрофильного преподавания (типа «математики для гуманитариев») остается экзотикой.
Оставить заявку
В случае, если Вы хотите, чтобы мы выполнили работу:
Выберите из списка инересующий вас вид работАудит промышленной безопасностиИдентификация и классификация ОПО, получение лицензии на эксплуатацию ОПОРазработка ПЛА, планов мероприятий, документации, связанной с готовностью предприятий к ГОЧС и пожарной безопасностиОбследование и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооруженийРаботы на подъемных сооруженияхРаботы на объектах котлонадзора и энергетического оборудованияРаботы на объектах газового надзораРаботы на объектах химии и нефтехимииРаботы на объектах, связанных с транспортированием опасных веществРаботы на производствах по хранению и переработке растительного сырьяРаботы на металлургических литейных производствахРаботы на горнорудных производствахОценка соответствия лифтов, техническое освидетельствование лифтовРазработка обоснования безопасности опасного производственного объектаРазработка документации системы управления промышленной безопасностьюРазработка деклараций промышленной безопасностиРаботы на объектах Минобороны (ОПО воинских частей) и объектах ФСИН России (ОПО исправительных учреждений)ПроектированиеРемонтно-монтажные работыЭлектроремонтные и электроизмерительные работыРазработка и производство приборов безопасности для промышленных объектовРазработка и изготовление нестандартных металлоизделий и оборудованияНегосударственная экспертиза проектной документации (инженерных изысканий)Предаттестационная подготовка по правилам и нормам безопасностиПрофессиональное обучение (рабочие профессии)Обучение по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, теплоэнергетикеСпециальная оценка условий труда (СОУТ) (до 2014г. аттестация рабочих мест)Аккредитация и аттестация в системе экспертизы промышленной безопасностиСертификация оборудования, декларирование соответствияЭнергоаудитРазработка схем теплоснабжения и водоснабженияДругие работыПовышение квалификации, профессиональная переподготовкаОсвидетельствование стеллажейперсональных данных
Бакалавриат
Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.
Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно.
Как учиться и поступить
Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год.
Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.
Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.
На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.
Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:
- фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
- наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
- фармации (33.00.00);
- экранных искусств (55.00.00).
Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .