Ноты современных песен для фортепиано

Ключи

Ключ определяет диапазон высоты тона или тесситуру нотоносца , на котором он расположен. Ключ обычно является крайним левым символом на посохе, хотя другой ключ может появиться в другом месте, чтобы указать на изменение регистра. Исторически сложилось так, что ключи можно было разместить на любой строке нотоносца (или даже в пространстве), но в современной нотации почти исключительно используются скрипичный, басовый, альтовый и теноровый ключи.

Ключ G ( Скрипичный ключ ) Спираль ключа G показывает, где на нотоносце расположена буква G над средним C. Ключ AG со спиралью на второй линии нотоносца называется скрипичным ключом . Скрипичный ключ — наиболее часто встречающийся ключ в современной нотации.
Альтовый ключ Теноровый ключ Ключ C ( ключи альта и тенора ) Центр ключа C указывает на линию, представляющую среднюю C. Первая иллюстрация здесь сосредоточена на третьей линии на нотоносце, что делает эту строку средней C. так называемый альтовый ключ , который в основном используется для альта, но иногда используется для других инструментов. На второй иллюстрации показан ключ с центром в четвертой строке — этот ключ называется теноровым ключом . Теноровый ключ используется для фагота , виолончели , тромбона и контрабаса, когда ноты становятся очень высокими, избегая использования чрезмерных строк гроссбуха. До классической эры ключи C часто видели указывающими на другие линии (его иногда называют «подвижным ключом»), в основном в вокальной музыке, но это было вытеснено повсеместным использованием скрипичных и басовых ключей. Современные издания музыки таких периодов обычно переписывают оригинальные партии C-ключа либо на высокие (женские голоса), либо на высокие октавы (теноры), либо на басовый ключ (теноры и басы). Ключ C иногда помещался на третье место посоха (эквивалент октавного скрипичного ключа), но это использование необычно, поскольку все другие современные ключи размещены на линиях.
F-ключ ( басовый ключ ) F-ключ размещает F ниже средней C на линии между точками. При размещении F ниже средней C на четвертой строке, как показано здесь, он называется басовым ключом , что, безусловно, является его наиболее распространенным использованием. Басовый ключ появляется почти так же часто, как и скрипичный в современной нотной записи. В более старых нотах, особенно для вокальной музыки, F-ключи иногда были сосредоточены на третьей строке ( баритонный ключ ), но это использование по существу устарело.
Октавный ключ Скрипичный и басовый ключи могут быть изменены по номерам октавы. Цифра «8» под ключом (как на схеме) указывает, что высота звука будет на октаву ниже, чем с неизмененным ключом. Цифра «15» ниже указывает на сдвиг на две октавы. Эти числа могут также использоваться над ключом для обозначения высоты звука на одну или две октавы выше. Скрипичный ключ с восьмеркой ниже является наиболее распространенной версией, обычно используемой в музыке для гитары или тенора.
На 5-строчном посохе На однолинейном посохе Нейтральный ключ Используемый для инструментов без высоты звука, таких как ударные , это не настоящий ключ — линии и пробелы не указывают высоту звука . Вместо этого они указывают на конкретные инструменты, например, на отдельные инструменты в барабанной установке. Его также можно нарисовать однострочным нотоносцем для одиночных ударных инструментов.
Табулатура Также не настоящий ключ — линии и пробелы не представляют высоту звука — табулатура используется вместо обычной нотной записи для некоторых струнных инструментов, таких как гитара. Линии представляют собой струны инструмента (для стандартных 6-струнных гитар используются шесть линий). Цифры на линиях показывают, какой лад использовать. Поскольку линии представляют собой строки, а не высоту звука, пробелы между строками никогда не используются.

Ноты из мультфильмов

Разные

  1. Абракадабра
  2. Антошка (Антошка)
  3. Белые кораблики  (Площадь картонных часов)
  4. В лесу родилась ёлочка
  5. Весёлая Карусель
  6. Весёлые гуси (Два весёлых гуся)
  7. Ведет дорога (Вагончик)
  8. Все козлята любят петь (Волчья шкура)
  9. Дождь пойдет по улице (Речка, которая течет)
  10. Кабы не было зимы (Каникулы в Простоквашино)
  11. Колыбельная медведицы (Умка)
  12. Кораблик (Первые встречи)
  13. Край, в котором ты живешь (Край в котором ты живешь)
  14. Крейсер Аврора (Аврора)
  15. Лягушачья ламбада (Лягушка-путешественица)
  16. Мы живем в гостях у лета (Шапка-невидимка)
  17. Настоящий друг (Тимка и Димка)
  18. Не волнуйтесь понапрасну (Бюро находок)
  19. О Робин Гуде  (Отважный Робин Гуд) 
  20. Огромный собачий секрет (Большой секрет для маленькой компании)
  21. Облака ( Трям – здравствуйте!)
  22. Песенка Винни Пуха (Приключения Винни Пуха)
  23. Песенка зайца и волка на карнавале (Ну погоди!)
  24. Песенка Лошадки (Лёгкий хлеб)
  25. Песенка Свистулькина (Незнайка в Солнечном городе)
  26. Песенка о лете (Дед Мороз и лето)
  27. Песенка о мечте (Лоскутик и облако)
  28. Песенка деда мороза (Дед Мороз и лето)
  29. Песенка Мамонтенк (Мама для Мамонтенка)
  30. Песенка ослика (Большой секрет для маленькой компании)
  31. Песенка львенка и черепахи  (Как львенок и черепаха пели песню)
  32. Песенка Пишичитая (Наш друг Пишичитай)
  33. Песенка про кузнечика (Приключения Незнайки)
  34. Песенка слона (Споры и раздоры)
  35. Песенка четырех друзей (Кораблик)
  36. Песенка Умки (Умка ищет друга)
  37. Песня о счастье (Буренушка)
  38. Песня солдат (Каша из топора)
  39. Улыбка (Крошка Енот)
  40. Хорошо и плохо ( Кто, ребята, у нас хороший?)
  41. Чунга-чанга (Катерок)

“Бременские музыканты”

  1. Песенка друзей
  2. Баюшки-баю
  3. Говорят, мы бяки-буки
  4. Дуэт короля и принцессы
  5. Придворная песня Трубадура
  6. Песня охраны
  7. Песня разбойников
  8. Песня Гениального сыщика

“Голубой щенок”

  1. Вступление
  2. Паника
  3. Дразнилка
  4. Песня черного кота
  5. Песня рыбы-пилы
  6. Песня бывалого моряка
  7. Песня Злого пирата
  8. Песня голубого щенка

Про Кота Леопольда

  1. Неприятность эту мы переживем (Лето кота Леопольда)
  2. Если добрый ты (День рождения Леопольда)
  3. Песенка о дружбе ( Леопольд и Золотая рыбка)

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1

Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей . Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Есть и другие мнемонические техники запоминания. «Рассеченные» ноты на нотном стане можно запомнить по первым буквам английской фразы Every (Е-«ми») Good (G-«соль») Boy (В-«си») Does (D-«ре») Fine (F-«фа»). Ноты, обозначенные цельными не «рассеченными» кружочками можно запомнить с помощью слова FACE: (F-«фа»), (А-«ля»), (С-«до»), (Е-«ми»).

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при такой расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Что это такое?

Расположенные по терциям минимум три или больше звуков — это аккорды. Высота не ключевой показатель. До мажором считаются ноты «до», «ми», «соль» каждой октавы.

Гамма имеет иное расположение, от C до H или B, соответственно от «до» — «си».

Для начинающих важно знать название аккордов, тональность песни, определять звуки по терциям, что позволит дальше самостоятельно подбирать мелодии. Аккорды также объединяются в определенные группы, категории. Они даются в цифро-буквенном виде, универсальны для любых клавишных инструментов

Аккорды также объединяются в определенные группы, категории. Они даются в цифро-буквенном виде, универсальны для любых клавишных инструментов.

Играются чаще левой рукой, правая отвечает за основное звучание на фортепиано песни.

Какие же бывают?

  • минорные, мажорные (за интервалом);
  • увеличенные, уменьшенные;
  • устойчивые, неустойчивые (место в тональности);
  • диатонические, хроматические(в системе музыки).

Знакомство с музыкальными инструментами и пение

Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:

  • дудочка;
  • детская гитара;
  • барабан.

Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.

После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту

Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот

Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:

  1. Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
  2. Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.

5 этап – работа с «музыкальной азбукой»

Что представляет собой детский букварь? Изображение букв и предметов, названия которых с этих букв начинаются. Если освоение нотной грамоты идёт тяжело (например, если возрастом ребенок еще совсем малыш), то имеет смысл на некоторое время отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.

Музыкальную азбуку вы можете изготовить вместе с ребенком. Каждой ноте можно посвятить отдельный листок альбома – на нем нужно красиво написать название ноты, ее положение на нотном стане рядом со скрипичным ключом, а затем дополнить эту основу чем-нибудь интересным – стихами, словами, которые начинаются с названий нот, рисунками. При необходимости музыкальную азбуку можно использовать и на более ранних этапах обучения.

Пример карточки для музыкальной азбуки:

Скачать готовую музыкальную азбуку: СКАЧАТЬ

Современная музыка

Мы принадлежим к этому поколению. На наших глазах вершится история, и возможно, нынешние песни станут достоянием классики. Кто знает…

Ну а пока это просто хиты. Все их знают, все любят, подпевают, пока никто не видет.

И вообще, если сравнивать музыку разных времен — она отличается, и сильно.

Возможно, через 100-150 лет наши самые известные песни уже не будут так популярны среди другого поколения. Мир меняется и все вместе с ним!

Представляем легкие ноты самых известных современных песен для фортепиано.

Beyoncé. «Sweet Dreams»: ноты для фортепиано

Кто не знает эту певицу? Только тот, у кого нет интернета. Песне уже 12 лет! Страшная цифра.

С английского переводится как «Сладкие сны». Она про девушку, которая ждет наступления ночи, чтобы окунуться в мир грез и мечтаний. Как романтично.

Billie Eilish. «Lo Vas A Olvidar»: ноты для фортепиано

Она стала известной в очень молодом возрасте. Первую свою песню записала со старшим братом в гараже. Популярность чуть ли «не подхватила» ее. Ну и конечно, сам образ певицы: зеленые корни у волос, туманный взгляд, стиль в одежде.

В переводе с испанского означает «Ты это забудешь?».

В песне девушка спрашивает парня, сможет ли он отпустить ее, забыть, променять на кого-то. Верит ли он еще в то, что их чувства можно спасти.

Все возможно, просто не все хотят!

https://youtube.com/watch?v=zvgGAsnIrVE

Taylor Swift. «Don’t Blame Me»: ноты для фортепиано

«Не вини меня» — гласит название песни.

Эта американская исполнительница просто взорвала интернет исполнением. Она сама пишет свои песни, снимается в фильмах.

Первый ее сингл вышел в 2006 году — вот тогда и пришла известность.

Здесь, в этой песне, Тейлор поет своему любимому, что кроме него ей никто не нужен, а роман с другими — это просто забава, ничего серьезного: «Для меня они просто игрушки, которыми можно пользоваться».

Sia. «Unstoppable»:

Когда-то начинала выступать совсем молодой девочкой, и вот уже сейчас ей 45 лет. Сия — австралийская певица, имеет много песен-хитов.

Одна из них — Unstoppable — «неудержима». В ней девушка, точнее, женщина, рассказывает, что ее никто не сможет остановить на пути к достижению цели, показать — она непобедима!

Radiohead. «No Surprises»

Радиохед — британская рок-группа. Существует она и по сей день. Название группы переводится как «одержимые»  в данном случае, они имели в виду одержимую любовь к музыке.

«Без сюрпризов» — поют парни, говоря о том, что просто хотят спокойно жить, не ввязываясь в проблемы, не ссорясь ни с кем. Просто жить! Какие прекрасные слова.

Песни ВОВ

    1. 22 июня
    2. А годы уходят
    3. А туман на луга ложится
    4. Аджимушкай
    5. Азовская партизанская
    6. Александровский сад
    7. Алёша
    8. Баксанская
    9. Баллада о красках
    10. Баллада о ледовой трассе
    11. Баллада о матери
    12. Баллада о Матросове
    13. Баллада о моем солдате
    14. Баллада о надежде
    15. Баллада о солдате
    16. Баллада о солдатском сне
    17. Баллада о Тане Савичевой
    18. Баллада о фронтовом кинооператоре
    19. Белорусская партизанская
    20. Бомбардировщики
    21. Бывалый моряк
    22. Была судьба
    23. Вечер на рейде
    24. Где ж ты, мой сад
    25. Где же вы теперь, друзья-однополчане
    26. Где-то около Бреста
    27. Где-то под Бекетовкой
    28. Годы огневые
    29. Горячий снег
    30. Грозой овеянные сны
    31. Грустные ивы
    32. Давай, дружище, помечтаем
    33. Давай закурим
    34. Давно мы дома не были
    35. Далеко иль недалечко
    36. Далеко родные осины
    37. Два солдата
    38. Двадцать пятое августа
    39. Две подруги
    40. Девятая застава
    41. Девятое мая
    42. День Победы
    43. Держитесь, ветераны!
    44. Дни войны
    45. Довоенный вальс
    46. Дубрава
    47. Дунай-голубой
    48. До свиданья, города и хаты
    49. Дороги
    50. Ехал казак воевать
    51. Ехал я из Берлина
    52. Если б не было войны
    53. Если отец герой
    54. Жди меня
    55. Заветный камень
    56. Играй, мой баян
    57. Когда песню поешь
    58. Моя любимая
    59. Моя Москва
    60. На солнечной поляночке
    61. Огонек
    62. Ой, туманы мои, растуманы
    63. Песня о Днепре
    64. Пришла и к нам на фронт весна
    65. Священная война
  1. Синий платочек
  2. Смуглянка
  3. Темная ночь

Определенные особенности записи нот

Для записи очень высоких или очень низких нот можно использовать не дополнительные линейки, а знак восьмерки.

Знак восьмерки

В случае расположения специального знака восьмерки выше обычного нотного стана, все ноты, расположенные под пунктиром следует играть на октаву выше. Если знак восьмерки расположен ниже нотного стана – ноты играются на октаву ниже.

Пунктир и сама восьмерка должны быть расположены или над нотоносцем, или под ним.

Длительность нот

Ноты способны отражать не только высоту звука, но и его длительность – протяженность во времени. Самая продолжительная нота называется «целая». Остальные виды протяженности происходят за счет деления целой.

Виды длительности ноты:

  • Целая. Обозначается в виде прозрачного овала. Например, протяженность ее 4 секунды.
  • Половинная. Обозначается в виде прозрачного овала со штилем. Эта нота будет звучать уже 2 секунды.
  • Четвертная. Обозначается в виде закрашенного овала со штилем. Звучит в четыре раза короче, чем целая – 1 секунду.
  • Восьмая. Обозначается также как и четвертная, только штиль на конце имеет специальный флажок в виде хвостика. По длительности занимает всего полсекунды.
  • Шестнадцатая. Имеет два флажка. Для того чтобы заполнить время целой, таких нот нужно будет шестнадцать.
  • Тридцать вторая. Имеет три флажка. Для заполнения времени целой ноты понадобится уже тридцать две таких нот.
  • Шестьдесят четвертая. Имеет четыре флажка. Шестьдесят четыре таких ноты заполняют одну целую.

Ноты могут группироваться между собой, образуя ребро (похоже на букву П). В зависимости от количества флажков объединенных нот формируется и количество ребер.

Ноты с точкой

Использование точки рядом с нотой необходимо для отображения увеличения или уменьшения продолжительности звучания.

Если точка располагается правее от ноты, на половину от ее обычной длительности должна быть увеличена и продолжительность звучания. Также можно увеличить и паузы.

Динамика и музыкальные штрихи

Также как и в человеческой речи, для того чтобы придать музыке эмоциональности, необходимо увеличить или уменьшить силу звука. Это достигается с помощью специальных динамических оттенков.

Еще одним способом придания музыкальной композиции тех или иных оттенков является метод звукоизвлечения, именуемый штрихом. Для каждого музыкального инструмента он индивидуален

Так, для придания оттенка во время игры на фортепиано, внимание обращено на особый образ прикосновения к клавишам. Во время игры на скрипке – на прикосновение смычка

Такие приемы называются «туше».

В музыкальной грамматике используется два основных вида штрихов:

  • Легато. Обозначается в виде нарисованной под нотами дуги. Извлекаемый звук должен быть плавным и перетекаемым;
  • Стаккато. Обозначается в виде точек, расположенных над каждой нотой. Извлекаемый звук должен быть точным, кротким и прерывистым.

Раз, два, три, четыре, пять! Начинаю я играть! Первые уроки маленького пианиста. Т. Донченко, Л. Захарова

В предлагаемом издании обобщен опыт работы преподавателей ДМШ по классу фортепиано нескольких поколений с начинающими учащимися дошкольного периода (5-6 лет). Наглядное и доступное изложение материала позволит ученику освоить музыкальную грамоту и приобрести начальные игровые навыки на фортепиано, а последовательно выстроенное содержание поможет преподавателю в его работе.

Новости сайта!

Всем привет! Дорогие наши читатели и посетители! Эта новость для тех, кто любит вампиров, ведьм, экстрасенсов, киллеров и всех прочих, кто отличается от обычных людей.!!! Нарыли мы отличный сериал Миднайт Техас. Это не сериал, а огонь просто!!!! Советуем посмотреть!

Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?

Для начала подготовим все, что нам понадобится:

  • нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
  • вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.

Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.

Обучение должно проходить в несколько этапов:

  1. Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
  2. Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
  3. Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
  4. После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
  5. На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
  6. После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.

Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G.   Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» —  знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались

Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку

Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Познавательно89Не интересно13

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Как читать ноты

Ноты — это своеобразный алфавит. Они обозначают длительность и высоту звука.

Как быстро выучить ноты?

Существует также международный музыкальный алфавит, где ноты обозначаются латинскими буквами. Расшифровка нот:

  • C — до;
  • D — ре;
  • E — ми;
  • F — фа;
  • G — соль;
  • A — ля;
  • H — си.

Как читать ноты для фортепиано? Чтобы научиться читать ноты нужно также познакомиться с нотным станом.

Скрипичный ключ использую для написания всех нот, начиная с первой октавы, то есть высоких. На нотном стане в скрипичном ключе снизу вверх на линиях располагаются ноты: ми-соль-си-ре-фа, а на промежутках: фа-ля-до-ми.

Басовый ключ — это нижний регистр. Также как и в скрипичном ключе, ноты басового ключа на нотном стане читаются снизу вверх, только имеют другое значение. Ноты басового ключа на линиях: соль-си-ре-фа-ля, в промежутках: ля-до-ми-соль.

Оба знака следует писать вначале нотного стана слева.

Если мы изучаем нотную грамоту для начинающих для фортепиано, то нужно запомнить, что часто  ключи объединяют в систему во время написания нот для инструмента.

Вы также можете встретить знаки — диез и бемоль.

Диез — повышение на полтона. Так, например, если необходимо повысить ноту «ми» на полтона, то необходимо написать — ми диез, а если понизить, то ми бемоль.

Бемоль — понижает звук на полтона.

Бекар — знак, который отменяет диез и бемоль.