Задачи и особенности профессиональной деятельности военного психолога

Список военно-медицинских заведений РФ

До 2010 год в РФ существовало 4 военно-медицинских института (Приволжский, Самарский, Саратовский и Томский), но 3 были расформированы, а Самарский институт реорганизован в Институт ФСБ РФ (Нижний Новгород).

Этот институт на программу высшего образования не принимает выпускников школ, а его студенты переводятся из гражданских медицинских ВУЗов, проучившись не менее 3-х курсов.

В настоящее время поступить в высшее военное учебное заведение сразу после окончания школы можно только, пройдя отбор в Военно-медицинскую академию в г. Санкт-Петербурге.

В то же время существует альтернативный вариант. Специализацию военврача обеспечивают военные кафедры в некоторых гражданских медицинских ВУЗах:

  1. Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) — биомедицина.
  2. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (ПМГМУ) — лечебное дело, военная радиология, токсикология, эпидемиология, медицинское обеспечение войск.
  3. Тихоокеанский медицинский университет г. Владивосток (ТГМУ) – лечебное дело в наземных войсках и ВМФ.
  4. Московский Государственный стоматологический медицинский университет имени Евдокимова (МГСМУ) – стоматология, с присвоением звания лейтенант медицинской службы.
  5. Тульский Государственный университет (ТулГУ) – биотехнические системы с подготовкой сержантов запаса.
  6. Санкт-Петербургский Государственный университет (СпбГУ) – психология с подготовкой сержантов запаса, радиационная защита с подготовкой командиров отделения радиационной химразведки.

Выпускники указанных гражданских ВУЗов имеют возможность поступить на воинскую медицинскую службу по контракту.

Институты МЧС

Специальные медицинские специальности по направлению техносферная и пожарная безопасность можно получить в следующих институтах МЧС:

  • Санкт-Петербургский университет МЧС ГПС России;
  • Ивановский институт МЧС ГПС России;
  • Уральский институт МЧС ГПС России;
  • Воронежский институт МЧС ГПС России.

Эти высшие учебные заведения специализируются на таких направлениях, как сохранение жизни и здоровья в критических ситуациях, биологические и медицинские основы безопасности, психологическая помощь в экстремальных условиях, медицина катастроф. Выпускники получают воинское звание лейтенант.

Институты МВД

Определенное медицинское образование дают высшие учебные заведения МВД:

  1. Московский университет МВД РФ имени Кикотя. Филиалы в Московской области, г. Рязань и Тверь.
  2. Краснодарский университет МВД РФ. Филиалы расположены в г.г. Новороссийск, Ставрополь, Нальчик, Симферополь.
  3. Санкт-Петербургский университет МВД РФ. Филиал находится в г. Калининграде.

В указанных ВУЗах производится обучение по специальностям «Психология» и «Судебная экспертиза».

Какие есть военные академии?

Основным высшим военно-медицинским заведением России можно считать Военно-медицинскую академию (ВМА) имени С.М. Кирова в г. Санкт-Петербурге. Она готовит военных врачей для сухопутных, ракетных, десантных войск, ВМФ и ВВС. Имеются факультеты для подготовки руководящего военно-медицинского состава, усовершенствования врачей, обучения специалистов для иностранных армий. В академии можно получить и среднее профессиональное образование (СПО).

Московский филиал ВМА им. Кирова также занимается подготовкой армейских медицинских специалистов. Он набирает студентов только из граждан, имеющих высшее или специальное среднее медицинское образование, полученное в гражданских учебных заведениях. Обучение ведется по программе ординатуры. Выпускники средней школы могут претендовать только на получение СПО по специальности «Сестринское дело».

Среди академий других силовых ведомств выделяется Академия МЧС ГПС России, находящаяся в Москве. Это ведущий ВУЗ России для подготовки специалистов в области пожарной безопасности. В системе МВД действует Академия управления МВД РФ (г. Москва), а также Волгоградская, Омская и Нижегородская академии МВД РФ.

Почему девушки хотят в армию

Оказывается, есть довольно много молодых женщин, готовых стать защитницами Отечества. В военных учебных заведениях часто образовывается большой конкурс на «дамские» специальности: до 10 претенденток на место. Какие мотивы чаще всего побуждают представительниц слабого пола становиться военнослужащими?

1. Многие девушки желают вступить в ряды армии, потому что являются настоящими патриотками России. Они хотят защищать Родину и считают военное дело своим призванием.

2. Некоторые представительницы прекрасного пола рассматривают службу в рядах вооруженных сил как способ продвинуться вверх по социальной лестнице. Этот мотив особенно распространен среди женщин, планирующих строить политическую карьеру.

3. Супруги защитников Родины, живущие в частях и закрытых городках, часто осваивают военные профессии. Для них, как правило, нет другой возможности пойти работать.

4. Часть молодых девушек поступает в вузы военного профиля по настоянию родителей, желающих воспитать в дочерях высокий моральный облик. Матери и отцы справедливо полагают, что обучаясь армейскому искусству, их дочери приобретут такие ценные качества, как целеустремленность, сила воли, строгость к себе. Как правило, в этом случае родители не настаивают, чтобы девушки после окончания учебного заведения оставались на военной службе. Тем не менее, многие молодые женщины «втягиваются» и продолжают на добровольной основе работать по специальности.

5. Для некоторых девушек освоение военного дела становится единственным способом получить высшее образование, если в населенном пункте нет вузов другого профиля.

6. Многие молодые женщины, поступающие на службу, стремятся таким образом повысить свои шансы на замужество

В они работают вместе с юношами и часто бывают окружены вниманием поклонников

Некоторые представительницы прекрасного пола на форумах отмечают, что женщины, наравне с мужчинами должны подлежать обязательному призыву в армию. Дамы считают, что это поможет им получить необходимые навыки самообороны, научиться управляться с оружием и оказывать первую медицинскую помощь. Кроме того, многие молодые девушки готовы проходить службу потому, что в случае необходимости представительницам прекрасного пола также придется защищать Родину.

В какое военное училище можно пойти девушке после 9 класса – ваш юридический консультант по трудовому праву

На сегодняшний день все больше девушек проявляют интерес к специальностям, связанным с военной службой. Обучение данному направлению ведется в училищах и вузах. При этом училищ, в которых выпускницы 9-х классов могут пройти профессиональную военную подготовку, не так уж и много, и свои двери для девушек они открыли только в 2013 году.

В военных училищах девушки проходят так называемую школу жизни. Именно в этих образовательных учреждениях они могут научиться выдержке, внимательности и самодисциплине, а также узнать все особенности выбранной профессии.

Чтобы поступить в военное училище, девушки должны соответствовать целому ряду требований: обладать отменным здоровьем, быть физически подготовленными, иметь высокие результаты по ЕГЭ по профильным дисциплинам.

Несоответствие хотя бы одному из этих пунктов закроет дорогу в выбранное учреждение.

Девушки, прошедшие обучение в военных училищах, после их окончания могут продолжать учебу в ВУЗах или начинать работать по специальности, трудоустроившись в войсках связи, ПВО, штабах, в профильных медицинских или других организациях.

Перечень военных училищ

Отдельных военных училищ для девушек нет, но есть профильные образовательные организации, в которые им разрешается поступать.

К таким учреждениям относятся:

  • Суворовское военное училище;
  • Нахимовское военно-морское училище;
  • Военный космический кадетский корпус;
  • Ракетно-артиллерийский кадетский корпус;
  • Кадетский корпус радиоэлектроники;
  • Кронштадтский морской кадетский корпус;
  • Военный технический кадетский корпус;
  • Московское военно-музыкальное училище.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Не все специальности, по которым ведется обучение в указанных учреждениях, доступны для девушек, но все же, выбор направлений достаточно большой.

Приведем только некоторые из них: картография, метеорология, медицинские специальности, технологии связи, автоматизированные информационные системы, радиоэлектронные и другие системы.

Что необходимо для поступления

Отбор претенденток в военные училища достаточно строгий, но если иметь желание и хорошую физическую подготовку, можно достичь поставленной цели. Для поступления важны результаты, полученные выпускницами во время ЕГЭ. Для разных специальностей важны разные предметы (для картографических направлений – география, для медицинских специальностей – биология и химия, и т. д.).

Для поступления девушкам необходимо:

  • предоставить заявление на поступление;
  • предоставить письменное согласие родителей на прохождение обучения в военном училище;
  • предоставить пакет документов, в который входит автобиография, медицинская справка, копия гражданского паспорта, копия и оригинал школьного аттестата, характеристика с места учебы.

Перечисленные документы обычно подаются в учебные учреждения в течение июля. После этого назначается время для проведения медосмотра, психоэмоционального тестирования и физических испытаний.

Девушки, которые стремятся быть зачисленными в военное училище, должны постараться сдать положенные нормативы как минимум не хуже юношей, а в идеале – даже лучше, чем они.

Условия обучения

Девушки, поступающие в военные училища, должны быть готовы к сложным условиям не только физически, но и психологически.

Так, во время обучения им придется столкнуться:

  • с сильными физическими нагрузками;
  • с жесткой дисциплиной, отсутствием свободного графика;
  • с редкими днями отдыха и встречами с родными.

Во время обучения курсантки проживают в обстановке, приближенной к армейской. Они должны строго соблюдать действующий распорядок дня.

https://youtube.com/watch?v=QvItXdDJZnA

Во время учебы им придется участвовать в тактических занятиях, строевой подготовке, изучать устав и осваивать много другой информации и навыков. При этом процесс обучения не ограничивается изучением военного искусства и гуманитарных дисциплин. Учеба подразумевает прохождение различных курсов для всестороннего развития личности (этикета, музыки, иностранных языков и т. д.).

В военных училищах девушек обучают военному делу, самоорганизованности и ответственности. Получив в училищах базовые знания и умения, обучившись дисциплине, выпускницы впоследствии смогут продолжать обучение в более престижных военных вузах.

Список военных вузов для девушек

Сюда могут поступить только физически выносливые девушки, кто прошел соответствующий отбор и психологический тест.

Поступление допускается после 9 и 11 класса.

Для этого должны иметься хорошие школьные результаты и отсутствовать медицинские противопоказания.

Следует учесть:
в учреждениях такого типа обучаться сложнее, чем в стандартных. Тут присутствуют дисциплина, которой далеко не все могут похвастаться.

К таким заведениям можно отнести:

  1. Академия Кирова, которая располагается в Петербурге.
    Прием ведется на бесплатной основе.
  2. Академия Буденного — также находится на территории представленного субъекта.
  3. Можайского, которая подготавливает космические войска как в аналогичном субъекте, так и в Ярославле.
  4. Маргелова. Представлена инстанция на территории города Рязани. Это воздушно–десантное училище, которое позволяет отучиться не только юношам, но и девушкам на бюджетной основе.

Здравствуй, город Уссурийск!

Знаете, друзья, а Уссурийск мне очень понравился, даже несмотря на то, что вокзал был свиду слегка мрачноват. Я буквально наслаждался морским свежим воздухом, дующим со стороны Владивостока. Улочки в Уссурийске тоже интересные — будто в клетку расположены. Сам городок очень зелёным мне показался на тот момент. И девушек красивых там было немало!

Я без особых проблем добрался до места абитуры – Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище. Туда прибыл примерно в то же время и парнишка Заур вместе с отцом, который поступал в Военный университет на прокурорско-следственный факультет. Заур вообще парнишка умный, окончил школу у себя с серебряной медалью. Спортсмен — каратист, призер региональных соревнований и просто парень — рубаха.

На КПП нам сказали, что оказывается абитуру перенесли на день позже, а это значит, что нам нужно где-то ночь перетусоваться. Я уж думал на вокзал вернуться и там переночевать, но Заур вместе с отцом позвали меня в гостиницу. Деньгами я был не особо богат, батя Заура оплатил за меня. Они очень хорошими людьми оказались. Мы много говорили о жизни, о современном обществе, о ситуации в стране, происходившей на тот момент. Батя Заура очень хотел, чтобы мы вместе с его сыном поступили в этот вуз.

Как условия боевых действий влияют на физическое и психическое здоровье солдата?

Нарушение жизненного ритма (невозможность соблюдать режим сна и приема пищи, потребность учитывать смену погодных условий) оказывает на организм дополнительную нагрузку. Испытывая сильную перегрузку, солдаты часто оказываются на пределе физических возможностей. Это быстро истощает организм: иммунная система не справляется с инфекциями, а дополнительная антисанитария делает даже незначительные ранения смертельными.

Причиной психологической дезадаптации может стать смерть близкого товарища или собственное ранение. Вторая мировая война показала, что треть военнослужащих, попав на поле боя, спустя 20–25 дней начинают проявлять признаки психических расстройств.

Чем занимаются специалисты по психологии служебной деятельности

Те, кто выбрал и освоил специальность Психология служебной деятельности, в дальнейшем трудится в учреждениях различного профиля. Выпускник будет знаком с методами психологического обеспечения кадров правоохранительной, армейской систем, диагностики, профилактики и коррекции. Сфера применения навыков это также реабилитация после психических травм, помощь семьям военнослужащих. При изучении студентами дисциплин преподаватели делают упор на исследовании поведенческих факторов в критических обстоятельствах. Либо при ситуациях, предполагающих стресс.

Профессионалы, специализирующиеся на деятельности людей в учреждениях, осуществляют следующее:

  • проводят консультации для тех, кто служит в силовых структурах,
  • осуществляют реабилитационные мероприятия,
  • оценивают персонал и участвуют в его подборе,
  • корректируют общий психологический настрой в коллективах.

В ходе обучения студенты осваивают гуманитарные и естественные науки, управленческие дисциплины. Акцент делается на специальные предметы. Учебный план включает свыше десятка предметов по психологии, таких как:

  • реабилитация, корректирующие мероприятия,
  • конфликты,
  • контакты, переговоры,
  • массовые беспорядки в психологическом аспекте,
  • менеджмент относительно кадров,
  • психологическое обеспечение служб,
  • безопасность,
  • стресс и устойчивость к нему,
  • другие направления.

Психолог-консультант весьма востребован в государственных либо частных организациях медицинского, образовательного и воспитательного профиля. В нем нуждаются центры по подбору персонала и оказанию психологической помощи. Можно привести ряд примеров реализации в коммерческой сфере.

  1. Термин хед-хантер в переводе с английского дословно означает охотник за головами. Этот человек ищет высококвалифицированные кадры для своего предприятия. Как правило, он переманивает их по заказу компании из других организаций. Отыскав ценного сотрудника, подобный специалист убеждает уйти от конкурентов, хотя тот не был ранее заинтересован в перемене места работы.
  2. Другой подобный профессионал своего дела именуется рекрутером. Он занимается выбором кандидатов из множества соискателей. Оба указанных типа специалистов действуют, принося пользу своему предприятию. Их услуги основаны на знании психологии людей, умении анализировать, принимать верные решения. Хотя западные компании берут на такую должность людей с любым образованием, исходя из набора нужных качеств, навыки психолога делают его идеальным для данной роли.
  3. Еще один тип деятельности, пришедший к нам под американским термином, коучинг (coaching). Это способ проведения тренинга, при котором знаток психологии людей помогает обучающемуся лицу достичь целей в жизни или профессии. Подобные тренеры (коучи) тоже зачастую весьма хорошо оплачиваются и востребованы. Обычно подобная деятельность, как и бизнес-тренинг проводятся в рамках частной практики. Но и государственные организации также нуждаются в высококвалифицированных специалистах данной сферы.

Профессиональные обязанности

Работа психолога в армии направлена на повышение эффективности военнослужащих и поддержания у них устойчивого морально-психологического состояния. Нормативные документы определяют следующие служебные обязанности:

  • анализ происходящих в полку и подразделениях социально-психологических процессов,
  • изучение психологических качеств личного состава,
  • разработку предложений, направленных на укрепление дисциплины и профилактику правонарушений,
  • оказание психологической помощи тем солдатам и офицерам, которые имеют признаки нервно-психической неустойчивости,
  • помощь военнослужащим и членам их семей в психологической адаптации к условиям военной службы,
  • проведение работы по поддержанию боевой готовности,
  • психологический отбор личного состава,
  • взаимодействие с медицинской службой,
  • методическую работу для обеспечения психолого-педагогической подготовки военнослужащих,
  • создание условий для противодействия негативному психологическому влиянию на личный состав,
  • информирование о проделанной работе и проведённых мероприятиях вышестоящих должностных лиц.

В идеале для решения всех этих многообразных задач психолог должен собрать и обработать информацию об индивидуально-личностных качествах и психологическом состоянии каждого военнослужащего. Это знание, помимо прочего, позволяет ещё и оценить профессиональные возможности военнослужащего, что даёт возможность уточнить для него наиболее продуктивный вид воинской специализации. О своих наблюдениях психолог докладывает начальству, однако распространение информации не должны быть использовано в ущерб военнослужащим и членам их семей.

Военные институты войск национальной гвардии (бывшие внутренние войска МВД)

Указанные военные заведения Министерства внутренних дел ведут приём не только юношей, но и девушек. Институты есть в Санкт-Петербурге, Саратове, Новосибирске. Обучение ведётся на командном факультете («Правовое обеспечение национальной безопасности»), выпускникам которого присваивается квалификация «Юрист», и факультете морально-психологического обеспечения («Психология служебной деятельности»), – с присвоением квалификации «Психолог».

Минимальное количество баллов ЕГЭ: по русскому языку – 36; по истории – 32; по обществознанию – 42; по математике – 27; по биологии – 36.

Адреса: 198206 г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1.
410023, г. Саратов, ул. Московская, 158.
630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2.

Интеграция женщин в российские Вооружённые силы продолжается. В последние годы заметно прибавилось девушек и женщин в курсантских и офицерских погонах, а также выпускниц школ, которые очень хотят связать свою жизнь с военной службой.

Одним из инициаторов процесса постепенной феминизации военных профессий в нашей армии стал министр обороны Анатолий Сердюков. В ходе его реформирования военного ведомства, в 2008 году начался масштабный эксперимент с набором курсантов женского пола в семнадцать высших учебных заведений Минобороны.

Эту политику продолжил и стал развивать далее следующий глава МО – Сергей Шойгу. Он распорядился открыть набор девушек даже на лётные специальности в боевую авиацию, чего раньше никогда не было в отечественных военных вузах. По личному приказу Шойгу в Краснодарское военное училище лётчиков имени Серова в 2017 году была зачислена Анна Щербакова из Перми. Девушке не хватило одного балла, чтобы войти в число 15-ти курсанток первого курса, и её ходатайство министру было удовлетворено: Анна стала 16-й.

Определение цели участия в боевых действиях: правильная мотивация военнослужащих

Выделяют 3 группы причин, по которым солдат стремится к участию в боевых действиях:

  1. Общественные — общесоциальные мотивы, продиктованные чувством долга. К ним относится любовь к стране, активное проявление патриотизма, ненависть к противнику как к захватчику.
  2. Групповые — мотивы малых коллективов, выработанные внутри общности. К ним относятся взаимовыручка товарищей, чувство принадлежности к определенной группе, страх отвержения, .
  3. Личные — индивидуальные мотивы. К ним относятся амбициозные притязания: стремление выделиться, заслужить награды, заработать деньги, проверить свои способности.

Пассивность или активность солдат в бою — показатель их отношения к самой войне, как к явлению. В зависимости от хода войны, степени подготовки, уровня обеспечения личного состава эмоциональная окраска образа войны меняется. Солдаты, получившие преимущество, более успешны в ведении боевых действий.

Войска, имеющие более сильную мотивацию, воспринимают противника как непримиримого врага

Важное значение имеет общественная поддержка: образ военного конфликта внутри страны. Использование социальных мотивов возможно, если в обществе поддерживают военные настроения

Антимилитаристические стремления подрывают боевой дух солдат, снижают уровень личной мотивации.

Какими качествами должен обладать военный психолог

Работать военным психологом очень сложно и не подвластно каждому. Чтобы стать настоящим профессионалом своего дела, нужно обладать массой характерных качеств. Психолог должен быть наблюдательным, интуитивным, уравновешенным, обладать достойными педагогическими и организаторскими способностями. Кроме этого, данный специалист должен хорошо владеть военными знаниями, уметь пользоваться современными технологиями, грамотно писать и формулировать рапорты вышестоящим должностным лицам в понятной и доступной форме. Чтобы не допускать возможных ошибок при работе, потребуется хорошая концентрация внимания.

Военный психолог при необходимости проводит тематические тренинги, анкетирование и тестирование личного состава. На основании полученных результатов, выясняет имеющиеся проблемы и ищет способы для их качественного решения. Иногда ему приходится устраивать лекции перед сержантами, офицерами и прапорщиками, в целях психологической разгрузки.

Для получения должности военного психолога, необходимо пройти серьезный отбор, иметь крепкое здоровье и соответствующее образование, которое предоставляется в высших учебных заведениях военного дела.

Подготовка к вступительным испытаниям

Как сдать профотбор в военное училище так, чтобы из абитуриента превратиться в слушателя вуза? Для каждого вступительного экзамена организуется в учебных корпусах самоподготовка. От нее освобождаются выпускники общеобразовательных учреждений, которые имеют сертификаты о сдаче единого государственного экзамена. Остальным абитуриентам для подготовки к каждому вступительному испытанию предоставляют 2-3 дня.

Но на этом не заканчивается профотбор в военное училище. Тесты психологического плана проводятся в обязательном порядке, чтобы выявить устойчивость психики соискателя, возможность обучения в профильном вузе. Если абитуриент успешно проходит профессиональный отбор, по итогам конкурса он зачисляется на обучение в военный вуз. Есть определенные категории поступающих, которых принимают вне конкурса, либо у них есть преимущественное право на зачисление при составлении конкурсных списков.

Те абитуриенты, которым не удалось успешно пройти все категории профотбора в военные училища, выбывают из вуза. Причиной может стать неудовлетворительная отметка по одному из сдаваемых предметов либо непригодность по состоянию здоровья. В строевом отделе вуза абитуриенту выдают перевозочные воинские документы, чтобы у него была возможность вернуться домой.

У соискателя есть право на подачу апелляции по итогам вступительных испытаний. Начальником вуза создается специальная апелляционная комиссия, которая занимается рассмотрением заявлений от абитуриентов во время проведения профессионального отбора. В некоторых случаях решение принимается в пользу потенциального слушателя военного вуза.

Перспективы профессии

Если военным психологам вернут погоны и принятые в армии оклады, профессия сможет быстро восстановить былую привлекательность. Интерес к ней со стороны выпускников профильных ВУЗов и сейчас не ослабевает. А программа реорганизации армии в части обеспечения психологической подготовки личного состава делает эти перспективы реальными. С учётом того, что от готовности и мотивированности солдата в современной армии в повседневной службе и особенно во время ведения боевых действий по-прежнему зависит успех проведения тактических мероприятий, для развития профессии открываются неплохие возможности.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия военный психолог подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Должностные обязанности психолога воинской части

Должность «психолога полка» была введена в Вооруженных силах России в середине 90-х годов в целях совершенствования воспитательной работы с личным составом на основании приказа министра обороны РФ «О совершенствовании воспитательной работы в ВС РФ» № 226, 1995 г., дирек­ тивы министра обороны РФ «О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ» Д-18, 1996 г., приказа министра обороны РФ «Об органах воспитатель­ ной работы в ВС РФ» № 50, 2000 г.

Работа психологической службы в военной части направлена на по­ вышение эффективности деятельности военнослужащих, поддержание их психологической устойчивости и морально-психологического состояния.

Согласно нормативным документам обязанности психолога полка включают:

— знание психологических качеств военнослужащих полка;

— изучение социально-психологических процессов в полку и подразде­

лениях;

— выработку предложений по укреплению военной дисциплины и про­

филактике правонарушений;

— организацию и проведение психологической работы по поддержа­

нию боевой и мобилизационной готовности;

— оказание психологической помощи военнослужащим с признаками нервно-психической неустойчивости;

— проведение мероприятий по психологической адаптации военнослу­

жащих к условиям военной службы;

— участие в профессиональном психологическом отборе личного со­

става полка;

— организацию психологической помощи военнослужащим и членам их семей;

— организацию взаимодействия с медицинской службой полка;

— методическое обеспечение занятий по психолого-педагогической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами;

— проведение мероприятий по противодействию негативному психоло­

гическому влиянию на личный состав;

— участие в развитии материально-технической базы психологической работы;

— информирование о проводимых мероприятиях вышестоящих долж­

ностных лиц.

Психолог несет ответственность за выполнение перечисленных обя­

занностей.

Для решения этих многообразных задач специалисты психологической службы военной части должны собрать информацию о психологическом со­ стоянии и индивидуально-личностных качествах каждого отдельного воен­ нослужащего, уметь определить их профессиональные качества с целью уточнения воинской специализации. Эта информация передается психологом командирам подразделений.

Психолог исследует и социальные процессы в подразделениях полка, учитывает сложившуюся ситуацию, разрабатывает предложения, мероприя­ тия по организации психологической помощи.

Составление документов, отчетов психологической службой происхо­ дит согласно директиве начальника ГУВР ВС РФ «Об информации по пси­ хологической работе в ВС РВ» Д-3, 1998 г.

Обмен информацией и ее распространение не должны использоваться в ущерб военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу, рабо­ тающему в военной части, и происходит в основном во взаимодействии пси­ холога с заместителем командира полка по воспитательной работе, а также со всеми командирами и другими органами воспитательной работы.

Экспертные процедуры по анализу проступков военнослужащих осу­ ществляются специалистами психологической службы при совместном уча­ стии всех органов воспитательной работы.