Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
1. Человек и общество
- Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
- Мировоззрение, его виды и формы
- Виды знаний
- Понятие истины, её критерии
- Мышление и деятельность
- Потребности и интересы
- Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
- Системное строение общества: элементы и подсистемы
- Основные институты общества
- Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
- Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
- Образование, его значение для личности и общества
- Религия
- Искусство
- Мораль
- Понятие общественного прогресса
- Многовариантность общественного развития (типы обществ)
- Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
2. Экономика
- Экономика и экономическая наука
- Факторы производства и факторные доходы
- Экономические системы
- Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
- Постоянные и переменные затраты
- Финансовые институты. Банковская система
- Основные источники финансирования бизнеса
- Ценные бумаги
- Рынок труда. Безработица
- Виды, причины и последствия инфляции
- Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
- Роль государства в экономике
- Налоги
- Государственный бюджет
- Мировая экономика
- Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
3. Социальные отношения
- Социальная стратификация и мобильность
- Социальные группы
- Молодёжь как социальная группа
- Этнические общности
- Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
- Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
- Социальный конфликт
- Виды социальных норм
- Социальный контроль
- Семья и брак
- Отклоняющееся поведение и его типы
- Социальная роль
- Социализация индивида
4. Политика
- Понятие власти
- Государство, его функции
- Политическая система
- Типология политических режимов
- Демократия, её основные ценности и признаки
- Гражданское общество и государство
- Политическая элита
- Политические партии и движения
- Средства массовой информации в политической системе
- Избирательная кампания в Российской Федерации
- Политический процесс
- Политическое участие
- Политическое лидерство
- Органы государственной власти Российской Федерации
- Федеративное устройство Российской Федерации
5. Право
- Право в системе социальных норм
- Система российского права. Законотворческий процесс
- Понятие и виды юридической ответственности
- Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
- Законодательство Российской Федерации о выборах
- Субъекты гражданского права
- Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
- Имущественные и неимущественные права
- Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
- Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
- Особенности административной юрисдикции
- Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
- Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
- Споры, порядок их рассмотрения
- Основные правила и принципы гражданского процесса
- Особенности уголовного процесса
- Гражданство Российской Федерации
- Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
- Права и обязанности налогоплательщика
- Правоохранительные органы. Судебная система
Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ЕГЭ
Знать и понимать:
- Биосоциальную сущность человека;
- Основные этапы и факторы социализации личности;
- Место и роль человека в системе общественных отношений;
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- Основные социальные институты и процессы;
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- Особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
- Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Демоверсия ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ
Спецификация ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ
Решай задания и по обществознанию с ответами
Изучай кодификаторы ЕГЭ 2022 по:
- истории
- русскому языку
- литературе
- биологии
- химии