Как научить ребенка рисовать в 5 лет: поэтапно простые рисунки

Рисование для детей 4-7 лет

В таком возрасте ребята умеют чертить разные геометрические фигуры, а их детские рисунки по природным мотивам уже достаточно узнаваемы. Сейчас непоседа в состоянии осмыслить, как пошагово рисовать животных.

Схема не особо сложная: учимся рисовать несколько кругов (голова и туловище зверей), которые послужат основой; затем схематично изображаем лапы (ноги), после добавляем детали и ластиком стираем вспомогательные линии.

Вам стоит учить начинающих художников тому, что первым этапом работы должно стать определение композиции: где будет располагаться главный объект, какие предметы будут на переднем плане, а какие — на заднем.

Как видите, рисунки животных все еще достаточно упрощены, не отягощены деталями. Все эти нюансы нужно будет объяснить рыцарям карандаша и бумаги, когда они немного подрастут. Понятно, что в возрасте 3 лет малыши могут создавать лишь самые простые рисунки. А по мере взросления изображения животных будут усложняться.

Что купить ребенку для рисования

Залог хороших занятий по рисованию – правильная подготовка процесса. Дети ждать не любят, и если случится творческий порыв, нужно быть готовым на 100%:

  • Бумага. Берите листы формата А3. Дети в 4-6 только развивают свой глазомер и, увлекшись рисованием головы зверя, забывают оставить место для туловища.
  • Простой карандаш. Дети им пользуются для создания базовых контуров. Берите с пометкой НВ, он не крошится и не слишком жирный.
  • Ластик. Это незаменимая вещь для стирания лишних границ и черточек. Можно купить, а можно сделать эксклюзивный, при помощи специального пластилина. За одно вспомните занятия по —лепке из пластилина—, что неплохо для разнообразия деятельности.
  • Цветные карандаши и фломастеры. Чем шире их палитра, тем счастливее ребенок.
  • Точилка. Не экономьте, купите хорошую, профессиональную. Так малыш не будет сердиться, что она не точит, ломает стержень и т. п., а будет с удовольствием рисовать.
  • Восковые мелки. Ими хорошо контуры закрашивать.
  • Краски. Если малышу 4-5 лет – это гуашь. В 6 лет можно дать малышу акварель. Эти краски прозрачные, живые, но требуют определенных навыков.
  • Кисти. Выберите большую (для фона), среднюю (для широких линий) и маленькую (для прорисовки контуров). Диаметр древка подберите такой, как у пишущей ручки – пальцы ребенка начнут готовиться к начертанию букв и цифр.
  • Баночка для воды. Можно использовать обычный стакан или купить специальный.
  • Палитра. Ребенку непременно понадобится смешать цвета.
  • Цветные мелки. Кто знает, вдруг вдохновение посетит ребенка на прогулке?
  • Мыло и полотенце. Каким бы аккуратным не был ребенок, если он работает с красками, в них будут и руки по локоть, и щеки, и нос. Вы уж поверьте.

Когда все куплено, внимательно отнеситесь к творческому уголку ребенка:

  • Освещение. Место для рисования должно хорошо освещаться – проблемы со зрением в столь юном возрасте никому не нужны.
  • Доступность. Все художественные принадлежности ребенок должен доставать, не вставая со стула.
  • Практичность. Позаботьтесь о том, чтоб все поверхности поддавались легкой очистке и чтоб ребенок был в состоянии сам убрать за собой.

Когда все готово, можно приступать к работе!

Начало рисования – подбор рисунков

В рисовании нужно действовать поэтапно – переходить от легкого к сложному. Мама может давать малышу «уроки» рисования сразу, как только он будет в состоянии держать руками разные предметы. Вначале желательно предложить ребенку карандаш, предварительно показав, как с его помощью на бумаге делают линии. Поняв смысл работы, малыш будет относиться к ней с интересом.

С 1,5 лет ребенок уже может выполнять самые простые рисунки – черточки, подобие фигур. Постепенно задачи, цели усложняются, но строгих требований малышу не предъявляют. Напротив, желательно прохождение им «фазы марания», которая заканчивается около двухлетнего возраста. Далее рекомендации по созданию рисунков будут такими:

  • 2-3 года – начальные навыки работы с кистью, рисование цветов, геометрических фигур, первого снега и т. д.,
  • 4-5 лет – закрашивание, заштриховывание, работа с карандашами, кистью,
  • 6-7 лет и старше – рисование композиций, картин-пейзажей, леса, животных, изучение портретной техники.

https://youtube.com/watch?v=vpEshAFyCiM

Польза рисования для детей

О том, для чего необходимо поддерживать в ребенке желание рисовать, можно говорить бесконечно. Однозначно и неоспоримо то, что рисование приносит только пользу, причем не только детям, но и их родителям.

Недаром, чтобы понять и проанализировать внутренний мир малыша, найти его уязвимые стороны, чтобы в дальнейшем помочь ему, психологи проводят тестирование посредством рисунка. Выражая в рисунках свои чувства и эмоции, дети подсознательно дают понять свое мировосприятие, что для них главное, а что второстепенное.

Благодаря умению рисовать у детей формируется их собственное «Я». Малыш уже понимает, что не только мама и папа могут что-то сделать, но и он сам, выражая при этом реальность, основанную на личном восприятии – «у меня есть свое мнение», «я вижу это так».

Когда ребенок учится рисовать, у него активно развиваются и левое, и правое полушарие мозга. Он одновременно и экспериментирует, и играет

Это способствует развитию речи, внимания, памяти, мышления, зрительных и осязательных навыков, мелкой моторики, совершенствует воображение, вырабатывает в детях самоорганизацию, дисциплину и усидчивость, что очень важно для подготовки к школьному учебному процессу

Замечательным фактором в процессе рисования является ориентация ребенка на результат, его желание доводить дело до конца, что во взрослой жизни станет неоценимым качеством для достижения успехов в любом начинании.

И еще важно отметить то, что для деток рисование по вечерам является альтернативой активным играм, помогая тем самым привести в спокойствие нервную систему, что благоприятствует здоровому сну

Чем и как может рисовать малыш

В младшем дошкольном возрасте для рисования можно использовать разнообразные художественные материалы:

  • цветные карандаши;
  • фломастеры;
  • краски (гуашь, акварель);
  • восковые мелки.

Следует обратить внимание и на дополнительные средства для детского творчества:

  • готовые шаблоны (их можно приобрести в отделе игрушек);
  • коктейльные трубочки;
  • печати и штампики (самодельные и приобретенные в отделе канцелярских товаров);
  • засушенные веточки и др.

Способы рисования могут быть самыми разнообразными. От традиционного варианта – карандашом и красками – до нанесения краски пальчиком, ребром ладони, ватной палочкой, «по стеклу» и т.д.

Техники рисования должны соответствовать возрасту ребенка. В 3 года достаточно упражняться с цветными карандашами и красками. А с 4-летним ребенком уже можно экспериментировать с различными изобразительными техниками.

Миша, 3 года. «Лес»

Карандаши

Ребенку подойдут цветные и простые графитные карандаши. При работе с карандашом детская ручка чувствует сопротивление материала, поэтому чертить по листу дошкольнику сложнее. В этом возрасте рекомендуется использовать трехгранные карандаши с мягким грифелем. Ими можно очерчивать контур изображаемых предметов, обводить базовый шаблон, и просто рисовать всякие черточки и завитушки.

Важно следить за тем, чтобы малыш правильно держал карандаш. Помогите трехлетнему художнику взять карандаш должным образом, определите местоположение пальчиков, чтобы они с первых проб привыкали к максимально удобному пользованию карандашом и в дальнейшем шариковой ручкой

Кисточка и краски

При рисовании красками с детьми необходимо сначала объяснить малышу, как пользоваться кисточкой. Добавьте игровой момент: «Погладим бумагу кисточкой». При знакомстве с красками покажите «волшебное превращение». Добавьте в нее воды, объясните, что краска начинает «дружить с кисточкой», и тогда на бумаге получается рисунок. Покажите, как это происходит.

Рисование кисточкой не требует сильного нажима, рука не устает. Рисуя красками, легко покрыть цветом большие поверхности рисунка, что очень нравится детям.

Аня, 3 года. «Небо и солнце»

Еще один плюс картинки, нарисованной краской, – это яркость, которая вызывает особое положительное восприятие у трехлеток. Вместе с тем движение руки гораздо свободнее. Линия контура при рисовании краской получается не очень четкой и расплывчатой.

Рисунки пальчиками

Дети очень любят рисовать пальчиками. Это просто и интересно. Сначала используйте один цвет, предложив нарисовать дождик или одуванчики. Можно вырезать из бумаги платье и украсить его, нарисовав горошек. В дальнейшем задания усложняются. Взрослый рисует контур предмета (солнце, елка, яблоко, цыпленок, банка), а ребенку необходимо тыкать пальчиком с краской только внутри заданной области.

Очень интересное и сложное задание заключается в рисовании пальчиком на одной линии. Например, «Бусы», «Птички на ветке», «Белка сушит грибочки».

Можно нанести краску пальчиком и на рисунок, где сначала поупражнялись кистью.

Аня, 3,5 года. «Луг, котики, цветочки»

Печати и штампики

С удовольствием малыши рисуют печатями и штампиками, воспринимая этот процесс как игру. Печати и штампы можно сделать самим. Самый простой вариант — это намотать кусочек поролона на палочку, закрепить и промокнуть в краску.

Можно сделать штамп, используя пластилин, лист дерева, губку для мытья посуды или овощи (свеклу, морковь, картофель). Например, на поверхности половины картофелины вырезаем рисунок (листочек, цветок, звездочку), удаляем по контору лишнее, и штампик для малыша готов. Интересный вариант – штамп из сельдерея. Острым ножом отрезаем кочерыжку от сельдерея, или поперек делим стебель. Срез должен получиться очень гладким, и тогда отпечаток будет ровным.

Восковые мелки

Восковой мелок ребенок должен научиться держать тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть кончик мелка. В младшем возрасте этот художественный материал используется как альтернатива цветным карандашам.

В 3-4 года использование мелков еще затруднительно, хотя первые пробы вполне возможны. Активное рисование восковыми мелками рекомендуется детям с 5 лет.

Как научить ребенка рисовать поэтапно, какую тематику выбрать в этом возрасте

Чтобы малыш смог научиться держать карандаш, нужно оказать ему помощь. Родители или педагог должны взять ручку с карандашом в свою руку, после чего вместе выполнять прямые и волнистые линии. Изначально лучше всего сделать несколько простых форм. Как только дошкольник научиться выполнять простые крупные формы, можно усложнять задания.

Как научить малыша рисовать поэтапно

Что касается обучения работе с красками, то оно состоит из нескольких этапов. Пошаговый пример:

  1. подготовить кисточки из мягкого ворса, стакан-непроливайку, акварельные краски и палитру;
  2. научить ребенка держать кисточку и пользоваться ею;
  3. на первом этапе малыш должен водить сухой кистью по бумаге, определить степень нажима и правильность движений.

Как научить ребенка рисовать карандашами

Советы:

  • Карандаш нужно держать тремя пальцами.
  • Когда педагог начинает учить малыша рисовать линию сверху-вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда создается линия слева-направо, рука — в низу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как создается рисунок. Тогда можно получить прямую линию.
  • Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не стоит проводить одну линию несколько раз.
  • Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
  • Предметы округлой формы нужно рисовать одним движением, без остановки.
  • Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.
  • При закрашивании рисунка штрихи стоит накладывать в одном направлении: сверху-вниз, слева-направо или по косой.
  • При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
  • Закрашивать рисунок нужно без просветов.
  • Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее, если хочешь поярче, и слабо, если нужно посветлее.

https://youtube.com/watch?v=eLAe4BggDno

Обучение ребенка рисовать красками

Рисование красками для детей от 4-5 лет доставляет огромное удовольствие. Чтобы нарисовать интересный рисунок, нужно учесть советы профессионалов. Поэтапный мастер-класс:

  1. Чтобы держать кисть правильно, нужно взять ее тремя пальцами.
  2. Выполняя линии на бумаге, кисть следует вести боком ворса, соответственно, рука с кистью должна двигаться впереди линии.
  3. Выполняя широкие линии, нужно опираться на весь ворс кисти. Палочку рекомендовано держать под наклоном к бумаге.
  4. Создать тонкую линию нужно так, чтобы кисть находилась палочкой вверх. Данный предмет должен касаться бумаги.
  5. Делая рисунки кистью, линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом).
  6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
  7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Приёмы изображения

Поэтапный онлайн мастер класс по рисованию в детском саду проводится с использованием приемов показа для разъяснения некоторых способов работы. Воспитатель выбирает программу, при помощи которой ребята проводят анализ форму предмета, а также уточняют знания о нем. Обучение приемов осуществляется с применением словесного, игрового метода, а также дидактических игр.

Обучение приемов

Перед выполнением задания педагог знакомит детей с материалами. Для этого применяется карандаш, гуашь, краска, палочки, губка, салфетки, бумага, перо, тушь. После составления программы ребята также знакомятся с такими понятиями, как мелодия, линии горизонта, фон, шаблон, иллюстрации.

С целью закрепления памяти ребята регулярно повторяют пройденный материал. Со временем воспитатель усложняет программу. При помощи такого подхода можно познакомить детей с новым для них жанром, например, портретом, пейзажем, натюрмортом.

Обратите внимание! Все занятия делятся по категориям (месяцам). Каждая программа имеет свое название и включает предметное, сюжетное рисование

С чего следует начинать при обучении ребенка рисованию

Как показывают исследования, обучение живописи лучше начинать в раннем возрасте. Прежде всего нужно научить малыша правильно держать в руке карандаш и лишь потом переходить непосредственно к рисованию. Вначале можно помогать ребенку — водить его руку своей. Лучше всего обучение начинать с освоения прямых и волнистых линий, простых геометрических фигур (круг, квадрат). Постепенно можно переходить к усложнению рисунка, к примеру, рядом с домом нарисовать дерево, а на нем яблоки.

Техники для рисования

Основные техники рисования:

  • Штриховки и зарисовки. Целью данной техники является обучение закрашиванию какой-либо области, не заходя за контур.
  • Точки. Эта техника, пожалуй, легче всего дается детям. С помощью нее можно нарисовать зиму, дождик. Точки можно делать с помощью пальчика, который предварительно малыш опускает в краску. Также рекомендуется использовать ватные палочки, которыми, к примеру, ребенок без труда может нарисовать листочки на дереве.

Рисование палочками

Интересные идеи для рисования

Можно выбрать разные идеи для рисования, например, такие:

  • Штампы из пластилина. Подготовка для работы в данной технике не займет много времени. Достаточно из куска пластилина сделать штамп, придав ему нужную форму, украсить узорами и окрасить в нужный цвет. Для окрашивания можно использовать кисть или губку.
  • Штампы из листьев. Для этой техники подойдет любая краска. Сторона листа с прожилками покрывается обильно краской, а затем этой стороной нужно приложить его к бумаге. После нескольких секунд аккуратно убирать лист. С помощью этой техники можно сделать вместе с малышом картину «Осень в лесу».

Рисование листом

Отпечатки овощей. Разрезав овощ на две части, нужно покрыть его поверхность подходящей по цвету краской, а затем сделать отпечаток на бумаге.

Учим ребенка рисовать карандашами

При знакомстве малыша с карандашами очень важно сделать правильный выбор. Первые карандаши не должны быть очень маленькими и тонкими, лучше всего отдать свое предпочтение трехгранным карандашам, на которых пальчики малыша располагаются в правильном положении

Обратите внимание! По мере освоения этого предмета рисования ребенка можно обучать новым техникам. Но для начала он должен научиться рисовать точки, линии и штриховать

Учим рисовать красками детей 3-4 лет

Рисование красками для детей 3-4 лет — очень увлекательное занятие. Для него лучше выбрать акварель или гуашь, потому что они безопасны и их легко отстирать с одежды. Лучше всего приобрести стаканчик-непроливайку и мягкие кисточки разного размера.

Прежде всего, начиная работу с красками, нужно научить малыша держать правильно кисть, смачивать ее в воде и набирать краску. Можно предложить ребенку поводить сухой кисточкой, чтобы потренировать степень нажима и четкость движений.

Начинать лучше работу с одного цвета и простых форм. Можно попросить малыша нарисовать линии, волны, круг, а потом закрасить его по контуру.

Когда рисунки одним цветом будут освоены, можно добавить второй цвет. Постепенно трёхлетка научится не смешивать цвета, вовремя промывать кисточку, не выходить за контур картинки.

В три года картины малыша еще довольно хаотичны и схожесть с предметами пока минимальна, но если поощрять ребенка, то со временем рука малыша привыкнет, и рисунки станут реалистичнее.

https://youtube.com/watch?v=uIUDHllBn8Y

Как научить ребёнка рисовать поэтапно

При обучении малыша поэтапному рисованию важно озвучивать сюжет. Для этого отлично подойдут сказки или стихи

Во время занятий рисуются простейшие линии и фигуры, а затем поэтапно модифицируются на глазах у малыша. Так, из квадрата получается домик, а из треугольника крыша, а из круга на небе появится солнышко.

Обратите внимание! Ребенку быстро надоедают монотонные и однообразные занятия, поэтому родители должны постоянно показывать новые приемы и подсказывать идеи для закрепления умений по пошаговому рисованию. Поэтапное рисование для 4-летних детей приобретает более сложные формы и темы

Родители, используя различный методический материал, могут подобрать темы, интересующие его малыша. К примеру, научить рисовать машину или самолет

Поэтапное рисование для 4-летних детей приобретает более сложные формы и темы. Родители, используя различный методический материал, могут подобрать темы, интересующие его малыша. К примеру, научить рисовать машину или самолет.

«Поэтапно самолет»

Темы и построение уроков рисования поэтапно

Поэтапное рисование для детей – это несложная методика для детского обучения. Любой ребенок благодаря ей может рисовать самые простые вещи.

И именно поэтому темы для занятий тоже должны быть известны детям. Но не стоит сразу изображать сложные натюрморты или пейзажи, а нужно вначале учиться рисовать те простые объекты и предметы, что видят дети дома или в саду.

Поэтому среди актуальных тем выделяют следующие:

Человек и семья – дети видят вокруг себя других детей и родителей, именно поэтому для их развития важно научиться нарисовать себе подобных и свою семью. А поэтапное рисование учит их правильно изображать пропорции частей тела, что в дальнейшем сильно пригодится;

Животные – дети очень любят братьев младших, особенно домашних питомцев, птичек и зверюшек с фермы

Именно поэтому попробовать изобразить кошку, собаку, сову, поросенка или лошадку для них интересно. Но если показать лесных или морских обитателей, то детям будет в удовольствие изобразить и их. А зайчик, лиса, медведь, дельфин и черепашка – станут одними любимейших детских персонажей;

Растения – простые цветочки и деревья из леса или сада дети могут с легкостью пошагово изобразить. А если нарисовать их рядом друг с другом, то дети научаться создавать композицию;

Объекты вокруг дома – нарисовать свой дом ребенку проще всего, но родители на занятиях могут расширить детский кругозор. Для этого они могут предложить нарисовать такие простые объекты как забор, клумба, качели, деревья вокруг дома;

Транспорт – в повседневной жизни дети путешествуют с родителями, поэтому транспортные средства детям вполне под силу изобразить. Машина, поезд, корабль, самолет очень хорошо подходят для поэтапного рисования у детей;

Герои мультфильмов – нет такого ребенка, который не любит мультики. Поэтому отличная идея для поэтапных изображений – это мультипликационные герои. У девочек это могут быть, к примеру, единорожки, мультяшные девочки, феи, а у мальчиков – ожившие машинки и танки, динозавры и роботы;

Времена года – рисуя природные сезоны дети передают свои впечатления от окружающего мира, а пошаговая живопись помогает в этом. Главное родителям при этом выбирать узкое количество предметов для изображений, не усложняя композицию, и тогда дети с легкостью будут рисовать их.

Кроме того построить любой урок пошагового рисования также не сложно, опираясь на заданную тему. Ведь главное вначале разбудить интерес детей к занятию. И для этого надо оживить как карандаши, так и краски и помочь им в их волшебной работе.

Ну а как совместно проводить такие уроки, можно увидеть из следующих видеозанятий:


Помимо показанных видеоуроков освоить поэтапное рисование достаточно просто благодаря некоторым полезным мастер-классам.

Уроки рисования с 4 лет

По мере взросления ребенок уже рисует более сложные картинки – осень или зиму, подводный мир и космос, конечно, исходя из своего видения. Вначале результаты могут получаться угловатыми, растекающимися, но в 5-6 лет дети, начавшие тренироваться в малом возрасте, обычно хорошо рисуют такие картинки

Очень важно говорить с детьми об их творчестве – что изображено, какие герои, чем они занимаются и т. д

Нужно обязательно хранить работы малыша, это придаст ему уверенности в значимости своего дела.

Популярным рисунком в 4-5 лет является осеннее дерево или зимняя елочка. Техника рисования елки такова:

  • выполнить вертикальную линию;
  • провести немного изогнутые линии – ветки;
  • обрисовать веточки зелеными иголками, сделав их пушистыми;
  • ствол прорисовать коричневым;
  • после высыхания среди зелени сделать отметины белой краской.

Также дети любят рисовать сову, ослика, кошек и собачек. За основу можно брать геометрические фигуры, к которым после пририсовываются лапы, хвосты. Несложно будет нарисовать и человека – достаточно круга, овалов и удлиненных прямоугольников. Дети с 7-10 лет при наличии желания могут попробовать себя в портретах, натюрмортах и прочих сложных рисунках. Если есть потребность и способности, нужно обязательно отдать ребенка на специализированное обучение, где его таланты проявятся в полной мере.

Как научить ребенка рисовать в 5 лет?

  • Если к пятилетнему возрасту малыш уже прошел обучение владением карандашом, описанное выше, можно приниматься за следующие этапы развития навыков рисования
  • Теперь можно расширить возможности творчества крохи с помощью цветных карандашей, фломастеров и красок. Нужно объяснить ребенку, что сделав эскиз рисунка карандашом, он может разукрасить его
  • На большом листе бумаге малыш теперь может создавать целые композиции и взаимосвязанные сюжеты
  • Прекрасным подспорьем для развития фантазии ребенка может стать обычная прогулка на улице. Нужно попросту попросить кроху запечатлеть в памяти интересные ему картины для последующего отображения их на листе бумаге. Малыш тогда будет очень внимательно и пристально рассматривать окружающие его предметы с целью их запоминания. Родители могут давать своему чаду некоторые подсказки. Для этого можно задавать ему наводящие вопросы по типу: «Какого цвета тот или иной предмет? Каковые его размеры? Каково соотношение размеров нескольких предметов, приглянувшихся малышу? Каковы наощупь, по мнению крохи, предметы?»
  • Все это поможет ребенку, как можно лучше отпечатать в его памяти интересные моменты, а затем выразить их на бумаге
  • По приходу домой с прогулки желательно без лишних отлагательств выдать крохе все необходимые для рисования предметы и предоставить ему удобное для творчества место
  • Если у малыша вдруг будут какие-то вопросы, нужно обязательно помочь ему найти на них ответы
  • Родителям можно и самим задавать крохе вопросы по поводу того, что он намеревается изобразить. Можно поинтересоваться, какие ощущения испытывает ребенок, стараясь нарисовать увиденное им ранее
  • На подобных занятиях можно давать малышу право выражать свои эмоции и проявлять их через рисунок. К примеру, можно попросить кроху нарисовать его любимое животное в разных настроениях. То есть задание ребенка заключается в том, чтобы показать, как собачка смеется, как она злиться, как она чего-то боится. Такие уроки будут развивать фантазию малыша и заодно выражать состояние его психики

Рисуем портрет человека

Один из важных жанров для обучения рисованию детей – это портретная живопись, где не только можно отобразить внешний облик, но и характер, и внутренний мир человека.

Именно поэтому детям важно освоить этот жанр, ведь он помогает им не только нарисовать портрет индивидума, но и выразить свое отношение к нему. Но как же школьнику научиться рисовать человека? Это можно сделать поэтапно с подсказками от родителей

Но как же школьнику научиться рисовать человека? Это можно сделать поэтапно с подсказками от родителей.

И даже если не с первого, со второго или даже третьего раза он получится, то все равно это станет толчком для дальнейшего художественного развития.

Итак, рисование портрета пошагово проводится так на примере портрета мамы:

  1. Возьмем бумагу, простой мягкий карандаш и ластик;
  2. Нарисуем овал на бумаге, заняв 3/5 объема листа;
  3. Для симметричного расположения частей лица тонкой штрихпунктирной линией поделим овал лица пополам по вертикали и на три ровные части двумя штрихами по горизонтали;
  4. Первыми нарисуем тонкие брови на равном расстоянии друг от друга. Они должны занять место над первой горизонтальной штрихпунктирной линией;
  5. Затем опустимся ниже к глазницам и займемся процессом посложнее, который покажет как рисовать глаза. А глаза стоит рисовать по дугам, одну из которых делаем сверху и немного задваиваем, а другую снизу. Посередине добавляем два круга, один из которых – это радужка, а второй – зрачок. Пририсовываем ресницы к дугам – подлиннее сверху и покороче снизу. Несмотря на кажущуюся простоту – выполнить симметрично глаза не всегда легко, и ребенок потратит на это продолжительное время;
  6. От глаз перейдем к носу, который расположим от посередине спускаясь от дуг бровей вниз до нижней горизонтальной штрих-линии. Нос изображают плавной линией с закруглением внизу и выемками ноздрей;
  7. Отступаем небольшое расстояние от носа и приступаем к губам. Прорисовываем сверху две дугообразные линии, соединенные посередине, а снизу проводим лишь одну выгнутую дугу;
  8. Затем убираем штрих-линии ластиком;
  9. Начинаем рисовать уши, которые располагаем по бокам овала с исходной точкой от глаз. В ухе добавляем внутреннюю часть;
  10. К нижней части овала лица добавляем плечи при помощи двух дугообразных линий. Для ровного эффекта можно также нарисовать штрих-линии для ровного уровня, а позже стереть их;
  11. Пририсовываем волосы, которые могут быть как короткими, так и длинными, прямыми или волнистыми;
  12. Дополняем образ родинками, ямочками и завершаем портрет мамы, придав ему цвет.

Действуя по данной схеме школьник может нарисовать портрет не только мамы, папы и родственников, но также других людей, сказочных героев и даже свой собственный автопортрет.

Знакомство с карандашами

Держать в руке карандаш каждый малыш может также, как и кисточку. Но вот творчески работать с этим инструментом немного сложнее.

И поскольку карандаши отличаются по объему и плотности, то выбирать для рисования с детьми стоит тонкие карандаши с мягким грифелем. Такой инструмент будет легко наносить рисунок на бумагу, а ребенку будет не сложно его держать.

Однако при знакомстве детей с этим инструментом для рисования родителям, в отличие от знакомства с кисточкой, нужно будет выделить несколько важных моментов:

  1. Замотивировать малыша воспользоваться карандашом, ведь пользоваться им сложнее, чем кисточкой. Для этого нужно представить этот инструмент волшебным кораблем, пальчики пятью матросами, а самого малыша капитаном, который может ими управлять;
  2. Показать, на примере взрослых, как пользоваться волшебным предметом. Папа становится волшебников, а мама волшебницей и они оживляют рисунок при помощи несложных движений;
  3. Показать, что карандаш, как и кисточка, может создавать красивые черточки, линии, точечки, кружочки. Также можно предложить ребенку пофантазировать и попытаться нарисовать, что он хочет при помощи волшебного предмета;
  4. Познакомить малыша с правильной позицией карандаша в руке. Ведь сложнее рисовать инструментов в ладошке, чем в трех пальчиках. Для этого среди матросов стоит выделить боцмана и двух помощников, которые помогают правильно управлять кораблем;
  5. При усталости ребенка при рисовании карандашом проводить забавную пальчиковую зарядку. И после небольшого отдыха, если ребенок хочет снова порисовать, дать ему эту возможность.

Эти моменты помогут быстро освоить ребенку простое рисование карандашами. А если инструмент вдруг перестал рисовать потому, что сломался грифель, то родителям нужно показать, что его легко оживить при помощи волшебной точилки в виде какой-либо игрушки или зверушки.

Ну и научившись слегка пользоваться карандашом, родители могут предложить детям интересные, но простые творческие занятия.

Какие техники рисования подойдут

Есть некоторые ориентировочные нормы, чему необходимо научить 3 –летнего ребенка:

  • рисовать разнообразные линии: пересеченные, слева направо, сверху вниз;
  • использовать несколько цветов для раскрашивания;
  • изображать предметы, включающие соединение двух разнообразных частей (например, лучи у солнышка) и ритмичное повторение одной и той же формы (например, ветки у елки);
  • использовать в рисунке несколько однородных форм (например, снеговик).

Аня, 3,5 года. «Цыплята»

Можно научить ребенка рисовать в 3 года перечисленные элементы, используя традиционные и нетрадиционные техники (отпечаток ладони, пальцеграфия, штампы, линии, кляксы, брызги, штриховки и другие).

Закраска

Закрашивание используется, чтобы научить ребенка не выходить за контуры рисунка. Можно нарисовать вместе с ребенком шарики (обвести стаканчик, пририсовать ниточки) и предложить закрасить круги в разные цвета.

Можно тренироваться как красками, так и штриховать карандашом. Для трехлетки это непростая задача. Но с каждой попыткой будет все меньше выходов за контуры, а рисунок будет приобретать аккуратность.

Линии, черточки, спирали

С различных черточек и загогулин начинаются художества детей. Однако и в изображении каракуль следует стремиться к прогрессу, способствовать развитию графических навыков. Линии – прямые, волнистые, прерывающиеся – являются основой любого изображения.

В 3-4 года даются задания в игровой форме. Предлагайте ребенку нарисовать зеленую травку (подобные между собой косые штрихи), дорогу для машины (длинную относительно прямую линию), как плывет кораблик по морю (волнистые линии), улитку (спиральки) и пр.

Миша, 3 года. «Море»

Точки

С помощью точек можно нарисовать много интересного: снег, падающие листочки, дождик, горошек, ягодки. Используется краска (акварель или гуашь) и «инструмент» для нанесения точек. Это пальчики ребенка, ватные палочки, штампики из поролона.

Брызги и кляксы

Если на большую кляксу осторожно подуть трубочкой для коктейля, то она разбежится необычным цветным узором. Это техника «кляксография»

Из такой кляксы в процессе дорисовывания деталей, может получиться облако, крона дерева, лужайка. Детям постарше можно задать вопрос: «На что похоже?»

Очень интересна дошкольникам техника «набрызг», которую организует взрослый. Он держит в левой руке зубную щетку и набирает на нее немного краски. Затем любой плоской палочкой быстро проводит по щетинкам по направлению к себе. На бумаге появляется много мелких точек, которыми можно заполнить шаблон или создать эффект снега или дождя на уже готовом рисунке.

Тематические мастер-классы для обучения школьников

Помимо представленных приемов для работы в пейзажной, натюрмортной или портретной живописи родители особое внимание должны отводить и тематике занятий

  1. Виды изображений вокруг нас – это и линии, и объем предметов, и краски;
  2. Времена года – не только пейзажи, но и живой мир, связанный с любым временным периодом;
  3. Постройки и дома – вся архитектура, которая нас окружает;
  4. Реальность и фантазии – соединение элементов реального мира и сказочных героев;
  5. Украшения и узоры – красота нашего мира порой отображается в интересных природных предметах и узорах, например, паутине, снежинках или структуре листьев;
  6. Обитатели лесов, полей, морей и неба – весь животный мир;
  7. Любимые животные – те, кто живет рядом с нами.

Уделяя внимание этим тематикам, ребенок-школьник сможет развить свои художественные способности. Ну а примеры некоторых художественных работ по предложенным темам можно увидеть  в следующих видеозанятиях:

Ну а примеры некоторых художественных работ по предложенным темам можно увидеть  в следующих видеозанятиях:



Мелки + гуашь

 

Видеоролик Николая Аржаева обучает рисованию с применением смешанной техники, визуальным делением чистого листа на две зоны: земля – небо. Предварительно черным простым карандашом для правильного размещения наносятся контуры туловища, головы, ног цыплят. Показано, как правильно объединить небольшие линии для получения целой композиции, аккуратно работать с кисточкой. Сюжетом выбран разговор обращенных друг к другу, нарисованных в различных позах цыплят. Небо, трава и земля закрашиваются разноцветными мелками. Для экономии времени и захвата большей площади Николай пользуется не заостренной, боковой стороной. Правильная растушевка в вертикальном, горизонтальном положении производится при помощи обычной тряпки. Для получения различных оттенков, нужной яркости рекомендуется смешивать гуашь разных цветов (белую, желтую с охрой).