Олимпийская страна
|
|
|
Преподаватели
Учебные лекции длились с сентября по апрель, с апреля по июнь мы были предоставлены сами себе, но, на самом деле, это время для работы над дипломом. Тему диплома и научного руководителя ты выбираешь самостоятельно. Твоя задача – заинтересовать профессора в своем исследовании и договориться о наставничестве. Хотя особо кого-то упрашивать не приходилось – за каждого дипломника преподавателям хорошо доплачивают. Как и в любом универе, есть преподаватели, которые радеют за своих подопечных и всячески им помогают, и есть такие, которым откровенно наплевать, и никакой помощи от них не дождешься. У меня был второй вариант. Однажды я попросила своего научника прислать специализированную литературу и редкие статьи (большинство из которых платные), и он велел мне обратиться за помощью к гуглу. В итоге я написала другому преподавателю, он накидал мне больше 30 статей по теме в пдф-формате, попросил прислать черновик и посоветовал, над чем еще поработать, хотя я не его дипломница, это все было на чистом энтузиазме. Мой же научник ограничился рецензией, которую мне зачитали уже на защите.
Диплом на английском
Писать диплом на английском было сложно. На Западе совершенно другая структура исследования, огромный пласт занимает обзор литературы, на котором держится вся твоя работа. В России очень мало хороших исследований по коммуникациям в спорте, ссылаться особо не на кого, получается, что любая твоя работа в этой сфере – это уже научный прорыв. Для того, чтобы сделать подобное исследование на английском, я проработала очень-очень-очень много литературы, пожалуй, это был первый правдивый список использованной литературы в моей скромной научной карьере. Я очень гордилась собой, когда читала какую-то мудреную статью о теории коммуникаций в спорте на английском и понимала всё без словаря. Эффект был почти как от лекций Джима Перри.
История РМОУ
21 октября 2009 года в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики РФ состоялось общее собрание учредителей АНО «Российский международный олимпийский университет», на котором было принято официальное решение о создании РМОУ. В число учредителей университета вошли Минспорта РФ, Олимпийский комитет России, Оргкомитет «Сочи-2014» и компания «Интеррос».
24 декабря 2009 года РМОУ был зарегистрирован Минюстом РФ.
25 февраля 2010 года в Ванкувере состоялась первая официальная презентация университета, в которой приняли участие вице-премьер правительства РФ Александр Жуков, глава МОК Жак Рогге, президент Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко, принц Монако Альберт и президент «Интерроса», председатель наблюдательного совета РМОУ Владимир Потанин.
7 июня 2010 года в Сочи прошла торжественная церемония закладки первого камня в основание РМОУ. В ходе церемонии председатель Правительства РФ, председатель Попечительского совета РМОУ Владимир Путин и президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге заложили в памятный куб капсулу с обращением к будущим студентам. Участие в церемонии приняли заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак, президент Олимпийского комитета России Александр Жуков, министр спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко, президент Оргкомитета «Сочи 2014» Дмитрий Чернышенко, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, глава города Сочи Анатолий Пахомов, президент компании «Интеррос», председатель Наблюдательного совета РМОУ Владимир Потанин.
11 июня 2010 года Международный паралимпийский комитет, оргкомитет «Сочи 2014» и РМОУ подписали Меморандум о взаимопонимании. Соглашение было подписано в рамках конференции по подведению итогов Игр-2010, последний день которой был посвящен организации Паралимпийских игр. В торжественной церемонии подписания принимали участие генеральный директор МПК Хавьер Гонсалес, президент Оргкомитета «Сочи 2014» Дмитрий Чернышенко и генеральный директор РМОУ Иван Линьков. Стороны договорились о реализации образовательной программы «Совершенство «Сочи 2014» (Sochi 2014 Excellence). РМОУ приступил к реализации более 10 образовательных программ по заказам Оргкомитета «Сочи 2014».
С 2011 года университет проводит специальные курсы повышения квалификации для региональных руководителей спорта России, сотрудников компании «Олимпстрой» и служащих муниципалитета г. Сочи.
В июле 2012 года РМОУ представил в олимпийском Лондоне на площадке Russia.Sochi.Park новую образовательную программу — годичный курс MSA (Master of Sport Administration / Мастер Спортивного Администрирования). Разработкой курса занимались ведущие российские и зарубежные эксперты в области спортивного менеджмента. Комплексная подготовка спортивных менеджеров по специальной программе MSA (Master of Sport Administration) началась в 2013 году.
16 сентября 2013 года состоялось открытие корпуса университета с участием президента РФ В.Путина.
Учебные программы университета
Программы охватывают основные направления спортивного образования: управление объектами и инфраструктурой, организация соревнований, массовые коммуникации, дипломатия и администрирование, управление карьерой.
Основной образовательный продукт РМОУ — годичная программа MCA (Мастер спортивного администрирования) / MSA (Master of Sport Administration). Разработана также ее дистанционная версия. В дальнейшем университет планирует открытие магистратуры ExМSA (Executive Master of Sport Administration) и аспирантуры.
РМОУ предлагает и краткосрочные программы повышения квалификации по таким направлениям, как: спортивный менеджмент, адаптивный спорт, доступная среда, экономика и менеджмент спортивных сооружений, современные стандарты гостеприимства, менеджмент спортивных соревнований, маркетинг в спорте.
О комитете
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поступление
У РМОУ есть несколько образовательных курсов: долгосрочные, краткосрочные и дистанционные. Самая главная программа университета – «Мастер спортивного администрирования», или МСА. Это аналог MBA, только в спорте. Учиться можно на русском и английском, на бюджете и по контракту. Программа длится девять месяцев с сентября по июнь.
Для того, чтобы поступить в университет, нужно заполнить огромную анкету и рассказать про свой спортивный опыт, написать четыре эссе по проблемным темам в индустрии спорта, составить мотивационное письмо и пройти собеседование по скайпу. Если все хорошо, с вами оформят договор, вы заплатите 395 000 рублей, и вэлком ту Сочи. Жилье вам придется искать самим: университет предоставляет скидки на проживание в апарт-отеле Brevis, но за девять месяцев нужно выложить около полумиллиона рублей при двухместном размещении (при одноместном цена увеличивается вдвое), поэтому гораздо выгоднее найти жилье самому.
Для тех, кто платить не хочет, существует система грантов. Для русскоязычной версии программы гранты на обучение предоставляет «Фонд поддержки олимпийцев России». Принять участие в конкурсе могут только бывшие профессиональные спортсмены с подтвержденными достижениями, преимущество отдается кандидатам и членам сборных команд страны по олимпийским видам спорта. Грант покрывает расходы на обучение и проживание в Brevis. Для англоязычной версии МСА гранты выдает Благотворительный фонд Владимира Потанина. В конкурсе принимают участие абитуриенты, которых одобрит приемная комиссия РМОУ. По сути, никаких ограничений, кроме высшего образования, знания английского и высокой мотивации учиться, нет. Грант покрывает расходы на обучение и проживание в Brevis, а также предоставляет ежемесячную стипендию в 10 000 рублей.
Инфраструктура
14-этажный кампус университета находится в самом центре Сочи в пяти минутах ходьбы от морпорта. Кампус – одно из четырех зданий единого архитектурного комплекса, в соседних находятся пятизвездочный отель Pullman, четырехвездочный Mercury и апарт-отель Brevis. Студенты живут в Бревисе по двое. В каждом номере балкон, ванна, туалет, кладовка, гладилка, утюг, холодильник. В апартаментах две комнаты: спальная и гостиная, совмещенная с кухней. Места много, мебели хватает на всех, все новое, красивое, в светлых тонах. Студентов обычно селят на втором и третьем этажах. У нас был номер с видом на море, и море было отлично видно даже со второго этажа. В общем, общагой это назвать сложно. А главное – для «грантовиков» всё абсолютно бесплатно.
Учебный корпус находится в соседнем здании, от двери до двери нужно пройти метров 50. Внутри всё тоже на высшем уровне: новые светлые аудитории, в каждой – проектор и звуковая система. Для студентов круглосуточно открыты читальные залы с компьютерами и доступом в интернет, каждый день работает библиотека с очень редкой и ценной литературой по спорту на английском и русском. Для студентов созданы все условия – учись, не хочу.
Практика
Помимо учебных лекций у нас была практика: осенняя и весенняя. Осенняя практика совпала с XIX Всемирным фестивалем молодежи и студентов, который проходил в Олимпийском парке. Организаторам Фестиваля мы были особо не нужны, главная задача была не мешать, поэтому все с радостью слились с 20-тысячной толпой участников и наслаждались всеми плюшками ивента. Весенняя практика не сильно отличалась от осенней — мы ездили на экскурсии по олимпийским объектам, и по итогу должны были сделать небольшое групповое задание по одной из ледовых арен. Самое запоминающееся в этой «практике» — катание на тренировочном бобе по санно-бобслейной трассе.
Философия спорта
Больше всего мне запомнился курс по философии спорта от профессора Карлова университета в Праге Джима Перри. Мне всегда нравилась философия, но этот курс просто перевернул сознание: сначала Джим приводил кучу аргументов о вреде допинга, а потом с легкостью опровергал каждый свой аргумент и доказывал, что допинг – это хорошо. И все это было так органично, просто и логично, что взрывался мозг. Главной целью Джима было заставить нас думать по-настоящему и сомневаться во всем. Я тогда поняла, может, вполне очевидную вещь, что мы очень зациклены на собственном мнении. Сейчас все советуют оберегать свои границы, иметь на всё собственную точку зрения, но наш мозг в этом костенеет и начинает видеть «тоннельно», не замечает, что там по сторонам. Когда ты начинаешь сомневаться и придумывать контраргументы к собственным устоявшимся принципам, то видишь, на сколько узко мыслишь, и как, на самом деле, широк мир.
Лекции на английском
Кампус РМОУ
Рассчитан на единовременное обучение до 500 студентов по всем программам, включая краткосрочные курсы.
В основе архитектурной концепции кампуса РМОУ заложены такие принципы, как многофункциональность, мультимедийность, трансформируемость и технологичность. На площади более 90 тыс. кв. м расположились 4 высотных здания — учебно-административный корпус с подземной стоянкой на 270 машиномест, апартаменты и гостиницы для преподавателей и студентов, уровня четырех и пяти звезд. На всей территории комплекса развернуты сети по стандартам Wi-Fi и LTE, организована видеоконференцсвязь. Территория Российского международного олимпийского университета учитывает все требования безбарьерной среды.
Кампус РМОУ является образцом самых современных строительных технологий и передовых экологических стандартов. В период ведения строительства он прошел сертификацию по международному экологическому стандарту «BREEAM», получив высшую оценку «Very Good». Это первый из российских олимпийских объектов, качество которого получило международное признание.
Учёба
Все предметы разделены на пять тематических модулей: экономика, управление и менеджмент, спорт как бизнес, маркетинг и коммуникации, методы исследования в спорте (специальный блок для написания дипломной работы). Каждую неделю к нам прилетали новые преподаватели, которые читали свои курсы. Кстати, география стран и университетов профессоров была качественно выше, чем география студентов. Среди преподавателей были как мастодонты теории, например, профессор Владимир Андрефф из Сорбонны, который придумал понятие экономики спорта и первым расписал её основные принципы, так и крутые практики, которые на примерах из собственного портофолио рассказывали очень ценные лайфхаки, к которым можно прийти только опытным путём.
В течение недели мы слушали лекции и разбирали реальные кейсы. В конце недели – итоговая проверка, чаще всего это была групповая презентация, иногда мы выполняли тесты или писали эссе. В самом начале нас делили на группы сами преподы, но эти «деления» не были удачными, и позже мы распределялись по группам самостоятельно
Очень важно, в какую группу ты попадешь, ведь от вашей групповой презентации зависит твоя индивидуальная оценка. Если группа получает 6 из 10, то и ты получаешь 6
Но на моей памяти никто не получал низкие оценки за презентацию – у нас был очень амбициозный поток. Еще важно, чтобы со всеми в группе у тебя были хорошие отношения, и вы были на одной волне – тогда вся подготовка пройдет быстро и без споров. Обычно мы собирались в середине недели, распределяли задания, и каждый готовил свой кусок. От группы мог презентовать как один человек, так и все разом. Конечно, к концу курса от презентаций уже тошнило. Помимо итоговых групповых, мы делали небольшие «презы» среди недели, а некоторые преподы задавали еще и индивидуальные. За курс мы сделали около 100 презентаций, и навык их создания у нас у всех отшлифован на «ура». Но стоит отдать должное – презентации научили грамотно структурировать материал и отсекать лишнее.
Иностранцы и русские
Отношения с инострами, как мы нежно именовали иностранцев, стоят отдельной главы. У нас было две группы: наша иностранная и русская группа, в которой учились спортсмены и ребята по контракту. Обе группы сразу сдружились и даже смогли пронести хорошие отношения через весь курс, хоть и не без трений. Конечно, мне из-за языка и общих интересов было интереснее и комфортнее общаться с русскими ребятами. У нас сразу сформировалась русская коалиция, и мы взяли шефство над инострами: помогали, просвещали, развлекали и знакомили со всеми аспектами русской культуры. Поначалу мы все ходили огромной интернациональной толпой, и всё старались делать вместе: от походов на рынок до тусовок. Но через пару месяцев внутри нашей огромной бригады начали формироваться небольшие группки по интересам, что вполне естественно в большом коллективе.
Общаться с иностранцами всегда было интересно, особенно здорово слушать рассказы о том, как они живут. У нас был классный китаец Юра из Гонконга, которому 37 лет, он неплохо зарабатывает, но живет в маленькой однокомнатной квартире с родителями и сестрой и спит с ней на двухъярусной кровати. Был африканец из Уганды, который работает учителем и дает уроки английского двум тысячам детей одновременно. От ганца я узнала, что у них нет пластиковых бутылок, а питьевую воду они хранят в полиэтиленовых квадратных литровых пакетиках-мешочках. Колумбиец пытался склеить всех русских девушек и с удовольствием давал мастер-классы по бачате всем желающим. Такое интернациональное ежедневное общение очень расширяет горизонты. Вообще, иностранцы совершенно другие, очень отличаются даже способом мышления. Вы можете решать одно и то же задание, прийти к одинаковому ответу, но способ решения всегда будет отличаться и вызывать удивление у обеих сторон.
Мы очень сильно отличаемся отношением к деньгам. Траты на наши тусовки и совместное времяпрепровождение распределялись так: каждый платит сам за себя, но если на тусовке есть что-то общее, то это точно купили русские. Иностры приходили на вечеринки всегда со своим алкоголем: со своей банкой пива или чашкой вина. Один чувак покупал бутылку вина, наливал себе в чашку, и, если ему надо было освежить свой импровизированный бокал, он шел к себе в комнату, доливал и возвращался. Русские всегда или скидывались, или каждый приносил свою тару с топливом и все с радостью делились друг с другом. Конечно, не все русские были такими щедрыми, как и не все иностранцы «жмотились». Однажды к нам приезжала по обмену делегация из Финляндии, и на очередную тусовку они притащили 10 литров какого-то алкогольного замеса в двух пятилитровых баклажках, сами они называли эту жидкость антифризом. Еще одна девчонка из Суринама по имени Ильсида закатила на свой день рождения офигенную вечеринку с бюджетом около 40 000 рублей и еще подарила каждому подарочки на память.
Что в итоге?
Сегодня, оглядываясь назад, я хочу передать себе в 2017-й огромное спасибо за то, что не побоялась и отправила заявку на поступление. Это действительно был один из самых ярких и запоминающихся годов моей жизни, и, я уверена, у моих однокурсников тоже. Мы подарили себе еще один крутой студенческий год, и я поняла, что быть студентом, когда тебе за 25, у тебя есть работа, деньги и какие-то зачатки мозга в голове, гораздо прикольнее, чем когда тебе 18.
В РМОУ я нашла новых друзей, настоящих друзей, и это удивительное чувство, когда в сознательном возрасте ты совпадаешь с людьми, доверяешься им. Нашей русской бандой мы общаемся до сих пор, и скоро ребята прилетят ко мне на свадьбу в Приднестровье (я родом оттуда).
Я не могу сказать, что получила очень много уникальных знаний, но обучение в РМОУ совершенно точно расширило мои горизонты. Университет заявляет, что 97% выпускников находят хорошую работу в спорте. И у нашего курса действительно все хорошо. Конечно, сам университет мало чем помогал в поиске работы, все искали сами. Но главное то, что в РМОУ ты обретаешь кучу связей, а в спортивной индустрии хорошая работа ищется в основном через знакомства.