Робототехника в школе: что это такое и для чего она нужна

Cyber Class

Город: Москва

Стоимость обучения: от 5500 рублей за 4 групповых занятия

Используемые платформы: LEGO Wedo, LEGO Mindstorms EV3

Возраст: от 4 до 16 лет

Cyber Class продвигает индивидуальный подход к ученикам даже на групповых занятиях: школа предоставляет индивидуальные конструкторы и ноутбуки для каждого ребенка. Программу составляли эксперты с практическим опытом работы и выпускники МГТУ им. Баумана, а в обучение интегрированы реальные задачи крупных промышленных корпораций России и мира. Помимо индивидуальных и групповых занятий в Cyber Class есть отдельные соревновательные группы. Преподаватели Cyber Class готовят учеников к проектным олимпиадам, благодаря которым можно поступить в вуз без ЕГЭ. А в конце обучения всем студентам выдается официальный сертификат от международной ассоциации соревновательной образовательной робототехники.

История образовательной робототехники в России

Первым роботом, созданным для образовательных целей, стал BBC Buggy – результат экспериментального проекта BBC Computer Literacy Project, проводимого в Великобритании компанией Economatics. Робот был разработан на базе конструктора Fischertechnik и представлял из себя мобильную тележку, программируемую на компьютере с помощью языка Logo, который, кстати, после множества изменений дошел до нас, но уже под именем Scratch. Разработка получилась впечатляющей и очень перспективной и вот уже в 1985 году немецкая компания Fischertechnik запускает собственную линейку наборов для изучения робототехники – Fischertechnik Computing. Робототехника начинает входить в школу.  

В Россию образовательная робототехника пришла значительно позже и в отличие от Европы тут ее появление связано со знаменитой датской компанией LEGO. Именно конструктор LEGO Mindstorms в 1998 году появился в нескольких пилотных школах Москвы, а еще через пару лет начались его массовые поставки, были разработаны первые учебные методические материалы.

В 2002 году в Москве прошли первые соревнования с робототехническими конструкторами «Международные состязания роботов», в которых участвовали 15 школ Москвы и одна из Санкт-Петербурга.

Начиная с 2005 года, робототехнические конструкторы появляются в классах за пределами двух столиц, осенью 2008 года для популяризации направления запускается программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Ее цель – обеспечение равного доступа к новейшим технологиям детей и молодежи, вне зависимости от региона проживания. 

В дальнейшем робототехническое образование начинает набирать популярность, уже начиная с 2010-х годов, появляются кружки, сайты, региональные программы развития и поддержки, а также первые отечественные производители. Робототехника попадает во ФГОС и становится обязательным элементом школьного образования:

«Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность: …проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования»

ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)

В 2014 г. утверждается «Концепция развития дополнительного образования детей», подготовленная рабочей группой под руководством А. Г. Асмолова. Среди прочего Концепция предусматривала «создание в системе дополнительного образования детей сети ресурсных центров для обеспечения технологической подготовки обучающихся, организации научно-технического, художественного творчества и спорта». Концепция оказала наибольшее влияние на развитие отрасли, поскольку в ней напрямую была указана робототехника. 

Важным этапом развития робототехники в образовании, связанным с участием государства, стала программа создания детских технопарков «Кванториум». Она стартовала в рамках Федеральной целевой программы развития образования в 2017 г. С 2019 года робототехника включена в состав оборудования для оснащения различных образовательных организаций и центров дополнительного образования по направлениям Нацпроекта Образование.

Как мы видим, буквально за полтора десятка лет робототехника прочно вошла в школу и продолжает развиваться. Но почему же робототехника так важна для современного образования и зачем она приходит уже даже в детские сады? Давайте разберемся.  

Что это такое?

Занятия по робототехнике представляют собой творческий процесс, в рамках которого ребенку удается создать собственный продукт – робота. Не надо думать, что появляется нечто сложное, некий искусственный разум, – нет, малыши, по сути, работают со специальными конструкторами, создавая фигуры и машины, используя подсказки педагога и собственную фантазию. Суть занятий состоит в изучении механизмов, упрощенной работе с моторами, рычагами, колесом, создании моделей по схемам или даже придумывании своих. Такие виды деятельности по силам детям 5-6 лет. Ребята постарше начинают знакомство с программированием – их задача усложняется: нужно не просто собрать модель, но и написать для нее простейшую программу на ПК. Такие развивающие упражнения дают возможность сформировать у детей интерес к технике и получить важнейшие навыки.

Сами занятия помогают развить усидчивость, целеустремленность, умение искать альтернативные пути решения проблемы, а эти качества, в свою очередь, очень помогут и в школе, и в дальнейшей жизни ребенка. Вот почему вопрос о занятиях робототехникой в детских садах поднимался на государственном уровне – такая форма работы позволяет сформировать творческую личность, готовую фантазировать и воплощать свои идеи в жизнь, наделенную пространственным и конструктивным мышлением.

Виды

Робототехника может быть подразделена на 3 вида:

  • спортивная;
  • образовательная;
  • творческая.

Спортивная разновидность направлена на решение олимпиадных задач, помогает ученикам, которые увлекаются данным направлением, продемонстрировать свои успехи. В ней ярко выражен соревновательный элемент, в течение определенного периода юный робототехник создает свой продукт, а после принимает участие в соревнованиях.

Творческая разновидность представляет собой конструирование робота «для себя», без ориентации на соперничество, создание продукта и есть самоцель.

Наконец, образовательная робототехника – главный объект нашего внимания – это интеграция математики, физики, информатики, технологии, позволяющая сформировать и развить в ребенке важнейшие качества гармоничной творческой личности. Она выявляет технические склонности у дошкольника на ранних этапах, что делает возможным их дальнейшее совершенствование. На таких занятиях дети будут конструировать машинки, погрузчики, самолеты – все то, с чем они хорошо знакомы в реальной жизни. Кроме того, дошкольникам будет интересно создавать из деталей своих любимых сказочных персонажей (такую возможность дают некоторые производители обучающих конструкторов).

Занятия в IТ-школе влияют на успеваемость? Родители не говорят, что, например, ребёнок полюбил какой-то школьный предмет?

Оксана. Влияют, однозначно. Во-первых, ИТ-школа развивает в детях усидчивость, упорство и логику, умение доводить начатое до конца. А это большинство моментов, которые влияют на успеваемость в школе. К сожалению, наша система образования построена так, что на это обращают мало внимания. А навыки, что я перечислила, не врождённые, они формируются со временем. Математика действительно развивает человека, но школьная математика не учит логике. Программа составлена с расчётом на то, что у ребёнка логика уже развита. И мы восполняем недостающие навыки.

Чтобы собрать машинку или робота и запустить его в движение по написанной программе, понадобятся и логика, и воображение

Как выбрать курсы

Прежде чем сделать выбор, стоит обратить внимание на важные аспекты:

Выдают ли курсы сертификат об окончании обучения. Подобный документ может понадобится в дальнейшем.
В программе должно уделяться достаточно внимания каждому модулю

Важно чтобы ребенок получал максимально полную информацию. Курсы должны учитывать особенности восприятия для конкретного возраста

Оценить это можно на пробном уроке. Если информация будет подаваться непонятно ребенок не вынесет для себя ничего полезного.
Педагог должен иметь профессиональное образование и обладать навыками работы с детьми.


изучение робототехники на курсах

Стоит понимать, что программа большинства курсов рассчитана на работу с конструкторами, поэтому она пропускает значительную часть необходимых знаний, и их придется заполнять. Родитель может это сделать самостоятельно, но необходимо время и понимание темы. Еще один вариант записать ребенка на узкоспециализированные курсы, которых может быть достаточно много.

Это накладывает определенные проблемы. Для их посещения необходимо значительно времени, да и денег. Кроме того, занятия из разных узкоспециализированных курсов могут повторяться. Выходом из ситуации может стать подбор курсов, которые не основаны на готовом конструкторе.

Что такое робот?

Существует множество определений робота и никакого реального консенсуса пока не достигнуто. Дадим такое определение робота:

Это означает, что тостер, лампа, или автомобиль не будет рассматриваться как роботы. Прежде всего они не имеют возможности воспринимать свое окружение. С другой стороны, пылесос, который может перемещаться по комнате или солнечная панель, которая направлена на солнце и изменяет угол наклона в зависимости от положения солнца, могут быть  рассмотрены как роботизированные системы.

Важно также отметить, что “роботы” участвующие в войнах роботов, или какие-либо исключительно дистанционно управляемые устройства не подпадают под это определение. Скорее всего они будут ближе к более сложной радиоуправляемой машине

Также можно создать дистанционно управляемого робота на базе известных робототехнических конструкторов. Одним из таких конструкторов является Lego EV3.

Это определение является достаточно общим. Хотя оно может понадобиться в будущем для того чтобы понимать самые последние достижения в этой области. Робототехника в наше время стремительно развивается. Следовательно будет требоваться все больше специалистов для разработки, наладки, программирования и обслуживания роботов и роботизированных линий.

Есть 10 статей.

Каждая статья проведет вас через один шаг к созданию универсального мобильного робота. Это позволит вам создать своего собственного мобильного робота для выполнения задач по вашему выбору. Каждый урок будет проиллюстрировано примером из опыта. Статьи предназначены для того, чтобы быть изучены одна за другой и опираются на информацию, полученную раньше.

Что развивают занятия по робототехнике и программированию и чем полезны современному ребёнку?

Оксана. Любое программирование происходит параллельно с развитием логики. Как и математика, русский язык и другие школьные предметы, программирование учится долго, медленно, упорно. Ведь это большая наука, в ней очень много различных деталей, и всё это нужно постепенно усваивать. Потому что мы живём в таком мире, когда чего ни коснёмся, — это всё программирование

И понимать, как устроен мир технически, — очень важно для ребёнка и вообще для любого взрослого человека. К примеру, зачем человеку нужна биология? Чтобы знать, как устроен его организм

В современном мире всё связано с программированием: кодовые замки разблокируются по отпечатку пальцев, холодильники программируют, беспилотные машины по городу ездят. Как устроен беспилотник и почему он так работает? А потому, что в нём заложен алгоритм.

Анастасия. IТ — это же не только программисты, но и много сопутствующих профессий, о которых люди даже не знают. Человек, который приходит в IТ, должен быть гармонично развит в разных сферах, а не только набирать циферки. Именно такую гармонично развитую личность мы и стараемся сформировать. На занятиях мы изучаем логику, скульптинг (лепка из глины), 3D-дизайн, обычный дизайн, пишем сценарии (это язык, общая грамотность). Присутствует связь со школьной программой, у нас такая цель была: провести параллели со школой и показать строение окружающего мира. Плюс ко всему дети пробуют себя в разных профессиях, что поможет им в дальнейшем сделать один из самых главных выборов в жизни.

На скульптинге дети лепят из глины персонажей для игры

Возраст детей

В кружках робототехники могут обучаться дети примерно от 5 лет и до 15-17. Разумеется, программы у них разные.

Если говорить о платформе робототехники LEGO, то  младшие (дошкольники и учащиеся начальной школы) фактически играют с простейшим конструктором для конструирования роботов LEGO WeDo, познавая окружающий мир, учась взаимодействовать друг с другом. Детали робота довольно легко соединяются и похожи на детали традиционного конструктора LEGO, который есть у многих дошкольников. Программа для движения робота, которую создают обучающиеся, тоже несложная и пишется из готовых «блоков» под руководством преподавателя. Но робот у них получается самый настоящий.

Ребята постарше пользуются конструктором LEGO Mindstorms; он более сложный, с другим принципом крепления. Этот конструктор позволяет создать более сложную модель, нежели в LEGO WeDo. На занятиях вводятся элементы программирования на языке Scratch, С++, либо визуальном языке программирования.

Робототехникой занимаются и студенты, и взрослые. Но платформы и задачи, которые ставят перед собой взрослые, отличаются от детских занятий.

Отвлечение от непродуктивных занятий

Социальные сети пользуются огромной популярностью. В жизни современных детей они занимают огромное место. Однако это непродуктивные занятия, как и многочасовые игры на компьютере. Нельзя ограничивать досуг только интернетом и просмотрами фильмов. Нужно расширять кругозор и получать обширные знания. Этому может поспособствовать школа робототехники и программирования для детей.

Знания из разных областей

Занимаясь в кружке, ребенок получит знания из различных сфер:

  • Физика. Однако это будут не примитивные школьные опыты и скучные формулы, а применение законов на практике
  • Математика. Дети не станут зубрить аксиомы с теоремами. Они будут вести реальные расчеты, помогающие получить работающее изобретение
  • Проектирование, программирование. Только реальная практика, а не сухая теория

Опытные школьные педагоги всегда отмечают, что самое скучное для школьников – что-то учить. Просто так. В кружках робототехники они увидят результат того, что изучали. Дети получают наглядный пример! Поэтому ребенок развивается разносторонне, гармонично и у него не будет проблем с точными науками.

Работа в команде

Чуть выше мы уже говорили о соцсетях и их популярности. Однако они снижают у детей и подростков коммуникативные навыки и умения командной работы. А ведь при трудоустройстве важным аспектом является коммуникация. Поэтому возможны проблемы в будущем при реальном общении.

Занимаясь в кружках роботехники, можно научиться:

  • Работать вместе с другими людьми
  • Быть членом одной команды
  • Находить оригинальные решения
  • Выходить из сложных ситуаций
  • Брать ответственность за себя и проект

Кроме того, серьезное увлечение роботехникой – это отличные перспективы в будущем

Закончив школу, можно легко поступить в технические ВУЗы, создав технику, — привлечь внимание солидных компаний

Школа Roboschool

Теперь посмотрим, чему учит детей и подростков в СПб школа программирования на Scratch, Python, Minecraft и робототехники Робоскул.

В школе создаются группы. Численность детей не превышает 12 человек. Ребята обучаются в классах, оснащенных необходимым оборудованием для качественной подготовки. К услугам детей:

  • Интерактивные доски
  • Ноутбуки
  • Видеопроекторы
  • Конструкторы
  • Первоклассные учебники и учебная программа

Поэтому дети быстро и хорошо усваивают материал, применяя знания на практике. Опытные преподаватели способны быстро найти подход к детям, применяя в обучении игровые и интерактивные методы.

В школе дети изучают законы математики/физики на практике и основы:

  • Роботехники
  • Программирования
  • Моделирования

Стоимость обучения зависит от конкретного курса (смотрите ниже). Диапазон цен колеблется в пределах 2 800 — 4 500 рублей. Количество занятий от 16.

Первый урок полноценный (60 минут), но носит ознакомительный характер. Родители могут не платить. Занятие пройдет в онлайн режиме. За это время ребенок сможет собрать
первого робота либо создаст полноценную программу!

Преподаватели на первом пробном бесплатном уроке:

  • Расскажут о профессиях, которые можно освоить в школе
  • Оценят навыки детей в сфере робототехники/программирования
  • Подберут им оптимальный курс обучения
  • Совместно с учеником создадут робота/игру либо напишут программу

Для проведения первого урока надо оставить заявку на сайте Roboschool Pro. Менеджер компании позвонит и можно будет договориться о времени проведения первого урока.

Курсы школы Roboschool и их стоимость

Roboschool предлагает в СПб обучение для детей и подростков в возрасте 5-17 лет.

Начиная с 10 лет и до завершения школы (17 лет), разрешается совершенствоваться на курсах Python.

Надо отметить, что занятия могут проводиться как дистанционно, так и в офисах компании.

Заключение или преимущества школы Робоскул

Подведем итог и соберем вместе преимущества школы Робоскул:

  • Первое занятие бесплатное
  • С детского возраста можно получить неплохие знания по программированию и робототехнике
  • Уроки могут быть в классах и в онлайн режиме
  • Много практических занятий
  • Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде
  • Качественно оборудованные помещения
  • Опытные преподаватели

Шаг 1

Первый шаг в начало робототехники — это определить, что ваш робот должен делать (т.е. какова его цель в жизни). Роботы могут быть использованы практически в любой ситуации, и в первую очередь предназначены для того, чтобы помочь людям в некотором роде. Если Вы пока не определились какого робота и для каких целей Вы хотите сделать, то вот некоторые идеи:

Знания и Обучение

Lego Mindstorms EV3

Заказать Lego Mindstorms EV3 для создания все более сложных роботов. Большинство профессионалов и любителей использует знания, которые они приобрели при создании предыдущих роботов. Вместо создания одного робота, вы сможете научиться использовать отдельные компоненты. В результате у вас появиться собственная “библиотека знаний”. Дополнительно вы сможете её использовать, чтобы собрать более сложные конструкции в будущем.

Развлечения и Общение

Например, гуманоидный робот-игрушка, который предназначен для развлечения пользователя WowWee MiP. Он может передвигаться по дому самостоятельно, ориентируется в пространстве, узнает человека. Настраивается робот со смартфона и может использоваться как личный помощник. При необходимости сообщает последние новости, может проверять почту пользователя, озвучивать прогноз погоды и многое другое.

Робот игрушка

Робототехника включает в себя аспекты многих наук.  В том числе инженерных (механических, электрических, компьютерных). Также точных наук (математики и физики) и искусства (эстетика). При этом пользователи могут свободно использовать свое воображение. Забавляя окружающих своими творениями (особенно если они являются удобной и интерактивной) помогает другим, чтобы и их заинтересовать этим  увлекательным видом деятельности.

Соревнования и Конкурсы

Различные типы роботов для большого множества соревнований, которые проводятся на различных уровнях. Например, соревнования по футболу для роботов андроидов.


Соревнования роботов по футболу

Многие соревнования проводятся специально для студентов и школьников как начало робототехники. Так существуют и открытые конкурсы, где взрослые и профессионалы смогут конкурировать друг с другом.

Автономная форма жизни

Это малые автономные роботы, предназначенные для выполнения простой работы.При необходимости могут объединяться в общую систему и создавать одного большого робота, управляемым объединенным мозгом. Как только пропадает необходимость в одном из роботов, он тут же покидает общую группу. Затем этот робот продолжает работать по своему прямому назначению.


Модульный робот

Следующим большим нововведением станет создание полностью автономной формой жизни.В начале развития робототехники сложно сказать какой будет эта жизнь. Возможно не уступающей или превосходящей нас в способностях и может быть в творчестве. Эта цель по-прежнему совершается мелкими шагами физических лиц, научно-исследовательских организаций и специалистов.

Бытовые или профессиональные задачи

Самые распространенные бытовые роботы, которых можно купить практически в любом торговом центре – это роботы пылесосы различных марок и видов. Бытовые и профессиональные  роботы помогают освободить человека от неприятных или опасных задач.


Бытовой робот пылесос

Они дают людям больше свободы и  безопасности. Профессиональные и сервисные роботы используются в различных областях применения на работе. Прежде всего в общественных местах, в опасных средах, в таких местах, как глубоководные, зараженные местности и так далее.

В дополнение к таким областям как уборка, видеонаблюдение, осмотр и техническое обслуживание, мы используем этих роботов там, где ручное выполнение задач опасно, невозможно или недопустимо. Профессиональные и сервисные роботов более функциональны, прочны и часто дороже, чем бытовые роботы.

При этом они идеально подходят для профессионального и/или коммерческого использования. Часто мобильные роботы используются, чтобы рисковать в местах, куда люди не должны или не могут пойти. Роботы различных размеров (с дистанционным управлением, полуавтономные или полностью автономные) являются идеальным выбором для этих задач.

Преимущества робототехники для детей

Современные дети уже с дошкольного возраста ловко управляются практически с любыми гаджетами, так почему бы не направить тягу к современным технологиям в полезное русло? Польза занятий:

  • постепенное соединение деталей, следование инструкциям (и эксперименты на тему «что будет, если сделать по-другому»), 3D моделирование и программирование формируют и развивают логическое мышление.
  • ребенок учиться анализировать действия. Итог его работы (программа, робот или машинка) зависит от правильности принятых решений, и если результат не оправдывает ожиданий, маленький инженер робототехник будет анализировать и находить решения: на каком этапе нужны корректировки.
  • изучение точных наук. Зазубренные теоремы и аксиомы (что может быть скучнее?) моментально забываются после написанной контрольной, а на практических занятиях ученики смогут увидеть и испытать законы физики, математики и химии в действии.

  • работа в команде. Занятия часто строятся таким образом, чтобы дети делились на группы, и каждая занималась своей частью проекта, а после результат будет объединен в общее творение.
  • развиваются творческие способности. Кажется, это невозможно в столь техническом направлении, но занятия робототехникой способствуют творческому развитию. Ведь творение каждого юного специалиста будет в той или иной степени отличаться от работ остальных ребят. Оригинальность технического мышления, воспитанная с детства, может способствовать будущему профессиональному успеху в масштабных проектах. Например, конструировании космического шаттла, кто знает.

С какого возраста принимают в робототехники?

Робототехника для детей рассчитана, как правило, на аудиторию от 8 до 16 лет. Однако, есть и курсы для детей 4-6 лет. На таких занятиях дети учатся и развивают инженерные навыки, проектирование и получают первое представление о робототехнике.

Чтобы проверить способности и интерес ребенка к этому направлению вовсе не обязательно покупать дорогостоящие конструкторы или оплачивать годовые курсы. Зачастую первое занятие проводится бесплатно. Учитель продемонстрирует, что ребенок сможет самостоятельно создать после прохождения обучения, и предложит поучаствовать в процессе. Стоимость обучения варьируется от 10 до 25$ за один урок. Курс длиться от одного до нескольких месяцев. Все зависит от возраста группы и направления. Обычно проводится одно занятие в неделю, что позволяет не перегружать ребенка лишней информацией и к тому же не успевает надоесть.

На курсах робототехники для детей внедряется STEM-подход. Название является аббревиатурой слов Science (естественные науки), Technology (технологии), Engineering (инженерное дело), Math (математика), что позволяет всесторонне развивать детей. Это не гарантирует поступление в Гарвард или получение «на выходе» супер-инженера, но позволит провести время с пользой, даст практическое представление о дисциплине, и поможет сделать выбор будущей специальности: увлечет ли его инженерия или же окажется, что ближе работа в сфере 3D дизайна или программировании и алгоритмах. Обучение построено таким образом, что вне зависимости от степени увлеченности роботами и инженерией, каждый ребенок смог найти свое место в общем проекте.

Польза от обучения

Основы робототехники напрямую связаны с навыками, предоставляемыми STEM-образованием. На подобных занятиях ребенок не просто проводит время с пользой, но и получает фундаментальные знания по множеству технических дисциплин, таких как физика, математика, программирование, моделирование и т. д.

Stem образование

Вся эта информация сопровождается практическими занятиями, что помогает усвоить материал намного проще. Благодаря таким курсам ребенок будет получать фундаментальные знания, весело проводить время, у него улучшится ситуация с точными науками в школе. Они станут более понятными и интересными.

Во время обучения вырабатывается навык усидчивости, внимательности и креативного мышления. Занятия подходят и детям с техническим мышлением, одаренным, которые скучают на уроках в школе. С помощью этого курса им потом намного проще будет поступить в технический вуз и развить навыки, необходимые для работы в науке.

Итак, зачем ребенку нужна робототехника?

Это перспективное направление в ближайшем будущем. Хотя уже сейчас есть много открытий в сфере робототехники. Наука стремительно развивается, и эта область обретает все большую популярность во всем мире. За примерами не надо далеко ходить.

Уже сейчас существуют:

  • Существуют беспилотные летающие аппараты (дроны)
  • Высокотехнологичные протезы
  • Роботизированные автомобили
  • Специальные работы, предназначенные для работы в специфических условиях и выполнения опасных работ

С каждым годом роботы становятся все более совершенными и «умными». Вот зачем нужна роботехника, и почему данная сфера науки будет интересна и полезна детям.

Куда пойти

Можно устроить робототехнический кружок дома. Для этого сегодня есть все возможности, но это вовсе не значит, что будет дешевле. Конструкторы и платформы имеются в наличии и зарубежные, и отечественные, и ценовая категория у них разная.

Для дошкольников и детей 8-11 лет обычно специалисты советуют всем известные Lego и  Fischertechnik. Так, в  Lego яркие детали и они легки в сборке. Конструкторы Fischertechnik уже посерьёзнее, так как в их комплекты входят проводочки со штекерами, дающие возможность познакомиться со сферой робототехники значительно ближе.

После 13-ти лет можно попробовать силы и поработать с базами ТРИК либо Arduino и Raspberry. Они от пользователей потребуют основ программирования.

Однако, нужно иметь ввиду, что при домашнем конструировании обойтись без помощи взрослых не удастся. Потому родителям придётся тоже вникнуть в суть дела, поискать что-то из серии «Занимательная робототехника» либо он-лайн обучение и начинать с нуля вместе с ребёнком, если вы с роботами «на Вы».

И всё-таки, специфика робототехники, при желании освоить все её азы и стать докой, предполагает помощь специалистов-практиков, которые могли бы поделиться опытом. Потому при наличии явного интереса к технике рекомендуют отдать ребёнка на кружок в «надёжные знающие руки».

Там вам и куча единомышленников, разговаривающих между собой на одном языке, и участие в соревнованиях, и проектная деятельность.

При выборе курсов стоит обратить внимание на то, что ведёт их знаток робототехники, ею болеющий, а не тот, который лишь молча выдаёт задания и технику для их выполнения. Важна и материально-техническая база, которая должна позволять не только конструировать, но и обучать написанию программ, созданию проектов, давать основы механики и электроники

Если в секции у каждой пары свой комплект, да ещё с шестерёнками, колёсами да каркасами, будьте уверены – тут занимаются серьёзно и готовятся к соревнованиям. Обычно в таких кружках по 6-8 человек, не больше. Когда сбор роботов происходит в командах, в секцию ходит человек 20, то скорее всего, всё ограничится поверхностными знаниями на уровне хобби.

Лучший возраст для старта

Отметим, что целью занятий по робототехнике для дошкольников является прежде всего развитие личности малыша, его творческих и интеллектуальных способностей, а не создание какого-то технически сложного уникального продукта. Дети в 5 лет начинают испытывать интерес к механизмам и конструированию, что и необходимо использовать для их продуктивного развития.

Для самых маленьких «робототехников» предлагается использовать особый вид конструктора – с крупными деталями, интуитивно понятными механизмами, которые легко соединить между собой. Первый успех очень важен, поскольку помогает ребенку обрести уверенность в своих силах и желание заниматься дальше. При желании малыша занятия можно продолжить и в школе, в этом случае они выйдут на новый уровень и будут не только развивать общие умения и навыки, но и помогут ребенку обрести специфические знания.

Роботы с пеленок

Последнее время робототехника становится все более популярным способом для практического знакомства с информатикой даже самых маленьких детей. Наборы робототехники в этом случае выступают как инструменты, с помощью которых дети могут создавать, строить или программировать, повышая технологическую грамотность. Существуют различные наборы, каждый из которых поддерживает разные виды деятельности и стили обучения, в том числе заранее сконструированные роботизированные системы (например, Bee-Bot) и системы, которые дают детям возможность участвовать в создании робота (например, Lego Education WeDo 2.0).

С помощью игры обучающие роботы помогают детям в раннем возрасте развить одну из основных познавательных компетенций математического мышления: вычислительное мышление. То есть они помогают развивать мыслительный процесс, который мы используем для решения различных проблем, посредством упорядоченной последовательности действий – алгоритма.

Конечно, роботы для малышей — это не те конструкторы, которые они встретят в школе, их не нужно долго и кропотливо собирать, они довольно просты в использовании и обычно умеют делать не так много, например, ходить вперед-назад и поворачиваться (как Bee-Bot). Но этого уже достаточно для того, чтобы дети начали понимать принципы алгоритмики и в будущем смогли легко справляться с более сложными задачами.