Системный анализ
Определение 2
Системный анализ – это исследование, главной цель которого является помощь руководству организации, которое принимает решение касательно той либо иной проблемы, в выборе перечня действий путем систематического изучения его действительных целей, количественного сравнения (там, где это становится возможным) затрат, эффективности и риска, которые связаны с каждой из альтернатив политики или стратегии достижения целей, а также путем формулирования дополнительных альтернатив, если рассматриваемых недостаточно.
Системный анализ ориентирован на всестороннее изучение перечня проблем, которые стоят перед организацией, и обнаружение последствий в будущем от их решения в условиях настоящего. Системный анализ подразумевает разработку и подробную оценку всевозможных альтернатив решения проблемы, которые ведут к достижению намеченной цели
Системный анализ большое внимание уделяет выбору критерия, с которым производится сопоставление каждого варианта. Издержки при реализации разных вариаций сопоставляют с результатом, который можно получить от каждого из них
Системный анализ — это фундамент прогнозирования, где изначально школа науки управления занималась составлением прогнозов отдельных явлений, объектов, факторов, а уже в настоящее время, делается акцент на теоретической разработке разного рода прогнозирующих систем. Были созданы модели планирования, программирования и разработки бюджета, модели прогнозирования научно-технического и экономического развития и многие другие.
Исследователи, основываясь на синтезе идей, выдвинутых в предыдущие периоды, пришли к выводу о необходимости комплексного подхода к управлению. Более того, оформилась идея о том, что управление – это не только наука, но и своего рода искусство.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Системный подход
При системном подходе организация изучается в качестве единой системы, которая состоит из перечня элементов, взаимно связанных друг с другом. (рис. 1).
Замечание 1
Изначальна данная теория систем была применима в точных науках и технике, а уже в сфере менеджмента начала применяться только 1950-х годов, что явилось выдающимся достижением школы науки управления. Системный подход основывается на общей теории систем, а ее основателем принято считать Людвига фон Берталанфи (1901–1971).
Рис. 1- Системный подход
Отправной точкой работы системного подхода является такое понятие как цель. Первый, а также самый главный признак той или иной организации – присутствие в ее работе цели.
Этот признак данной системы отличает ее от других систем. А задача управления заключается в комплексном процессе для достижения целей, которые поставлены перед системой.
Системный подход подразумевает, что каждый из элементов, которые образуют цельную систему, обладает своими определенными целями. Системный подход ориентирован на увеличение эффективности работы всей компании в целом.
Смысл всего системного подхода содержится в следующих тезисах:
- конкретное определение целей и построение дерева целей;
- достижение наивысших результатов с помощью наименьших затратах: применяя сравнительный анализ выбора вариаций путей, достигать намеченных целей;
- широкая во всех отношениях оценка всех возможных результатов деятельности на базе количественной оценки целей, методов и средств их достижения.
Системный подход также подразумевает активное и повсеместное применение системного анализа.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Школа науки управления изучает вопросы, не рассматриваемые прежними школами, а также самые важные подсистемы, характер их взаимодействий, структуру и цели системы, согласование всех элементов системы.
Определение 1
Система – это некоторая целостность, которая состоит из взаимозависимых друг от друга частей, каждая из которых делает свой вклад в характеристики целого. В случае выхода из строя любого элемента всей системы — возникают нарушения во всей её работе. В контексте менеджмента все организации изучаются в качестве систем.
В свою очередь, системы можно разделить на два типа:
открытые;
Теория социальных систем изучают организацию в качестве данного вида системы, многофакторного и многоцелевого образования.
закрытые.
Закрытые системы относительно не зависят от окружающей их среды, в то же время, на открытую систему воздействуют факторы внешней среды.
Ключевыми составляющими системы можно назвать людей, цели, задачи, структуру, технику и технологию. Все эти составляющие имеют между собой многосторонние связи, которые влекут за собой изменения в поведении людей о всей организации. Вместе все это обозначается как организационная система, которая направленна на достижение поставленных целей.
Замечание 2
Стоит также отметить, что важное значение в менеджменте имеет такой термин как подсистема, которые взаимозависимы и складываются вместе в организацию. Например, в составе производственной организации всегда можно найти социальную и техническую подсистемы
Однако подсистемы также могут дробиться на еще более мелкие подсистемы. А в связи с тем, что все они находятся в тесной связи друг с другом, ошибочное функционирование даже самой мелкой подсистемы может негативно отразиться на работе всей системы в целом.
Школа количественных методов
Данное направление в теории управления стало возможным благодаря развитию таких наук, как математика, кибернетика, статистика.
Представителями этой школы являются: Л.В. Канторович (лауреат Нобелевской премии), В.В. Новожилов, Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Гольдбергер и др.
Школа количественных методов исходит из того, что математические методы и модели позволяют описывать различные бизнес-процессы и отношения между ними. Поэтому целесообразно проблемы, возникающие в бизнес-процессах организации, решать на основе исследования операций и математических моделей.
Тезис «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» является основанием для присвоения этой школе другого названия: «школа науки управления». Эта школа применила экономико-математические методы, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и подобное для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления.
Исследование операций — применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. При этом подходе вначале исследования уточняется проблема. Затем разрабатывается модель ситуации. После ее создания переменным задаются количественные значения и находится оптимальное решение.
В настоящее время количественные методы управления получают новое развитие в связи с широким использованием компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые в большей мере приближаются к реальности и, следовательно, являются наиболее точными.
Ключевой характеристикой школы является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.
Дальнейшее развитие методов математического моделирования нашло свое отражение в возникновении теории принятия решений. Первоначально это теоретическое направление основывалось на использовании алгоритмов выработки оптимальных решений. Позднее начали применяться количественные (прикладные и абстрактные) модели экономических явлений, таких как модель затрат и выпуска продукции, модель научно-технического и экономического развития и т.п.
Вклад школы науки управления в теорию менеджмента:
- Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, в том числе экономико-математических.
- Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
- Использование информационных технологий в управлении.
- Разработка общей теории управления.
Влияние школы науки управления растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.
Школа научного управления
Данная школа подразумевает то, что менеджмент базируется на точных сведениях, которые получают при помощи замеров и хронометража. В рамках данной школы сотрудники организации рассматриваются как механизм достижения определённых целей компании, по этой причине принимаются лишь их физиологические потребности и особенности.
По мнению Ф. Тейлора, при сотрудничестве администрации и рабочих способствует увеличению эффективности производства, а трудовую деятельность необходимо оплачивать на сдельной основе, другими словами оценке подлежит конкретно выполненная работа. Также основатель школы научного управления полагал, что необходимо введение системы распределения трудовой деятельности совместно с персонализированной ответственностью за выполнение порученных рабочих задач.
Значение школы научного управления для современного менеджмента
Основной вывод, касающийся повышения производительности труда, который был сделан в рамках школы научного управления:
За большой вклад в развитие школы научного управления Ф. Тейлора называют «отцом научного менеджмента». Главным достижением данной школы является концепция организации труда по Тейлору: «существует единственный наилучший путь выполнения работы и задача состоит в том, чтобы с помощью научных методов открыть этот путь».
Школа научного управления в качестве своей «миссии» определяла повышение уровня экономического развития и улучшение условий жизни для всех членов общества. Впервые была научно обоснована идея, что лидеры бизнеса несут социальную ответственность, как перед обществом, так и перед интересами частного капитала.
Основной вклад теории Тейлора и школы научного управления в современную практику управленческой деятельности:
- Оплата труда должна зависеть от результатов труда;
- За одинаково выполненную работу должна быть выплачена одинаковая награда;
- Размер оплаты труда должен устанавливаться на основе точных данных.
Из теории Тейлора данной научной школы наиболее ценными для современного управления являются положения о том, что необходимо платить человеку за его работу, а не за занимаемую должность и единообразие расценок. Сегодня материальное стимулирование считается одним из самых серьезных стимулов к эффективной трудовой деятельности, когда работник напрямую заинтересован в результатах своего труда. А использование одинаковых расценок не допускает недовольства в коллективе.
Развитие идей классической школы менеджмента в современную эпоху
Английский исследователь Л
Урвик, как и Файол, уделил большое внимание
развитию основных функций администрирования, среди которых были планирование,
организация, укомплектование кадрами, руководство, координация, отчетность и
бюджетирование
Урвик разработал принципы построения формальной организации, которые актуальны и по сей день: Приверженность человека к структуре, т.е. сначала следует.
Разработайте структуру, а затем переходите к набору персонала.
Создать специальный и «генеральный» штаб. Основной функцией специальных сотрудников должна быть подготовка рекомендаций руководителю. Задачей «генерального» штаба является подготовка и передача приказов руководителю, контроль и координация текущей работы.
Сопоставимость прав и обязанностей, т.е. каждый руководитель должен иметь полномочия, соизмеримые с ответственностью.
Степень контроля (количество людей, которые подчиняются непосредственно
менеджеру). Сфера контроля в значительной степени зависит от личных
характеристик и навыков менеджера,
Следовательно, это не может быть строго регламентировано. Рекомендуемая
норма управляемости Урвика — 5 — 6 человек.
Специализация. Урвик выделил три вида специализации управленческой работы: в соответствии с назначением, характером
Конечно. Для обеспечения определенности в деятельности организации каждая должность должна иметь письменные права, обязанности и ответственность (прототип сегодняшних должностных инструкций).
Файоль считает предложенные им принципы универсальными, однако отмечает,
что их применение должно быть гибким и учитывать ситуацию, в которой
осуществляется управление. Он отметил, что система принципов никогда не может
быть завершена, наоборот, она всегда остается открытой для дополнений и
изменений благодаря новому опыту, их анализу, пониманию, обобщению.
Основной вклад представителей административной школы в теорию управления
заключается в том, что они рассматривают управление как универсальный процесс,
состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и обрисовывают основные
принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организацией, выделив управление
как особый вид деятельности.
Принципы управления Файоля
Принципы управления Файоля заключаются в следующем:
Разделение труда подразумевает расширение специализации, что влечет за собой повышение уровня квалификации работников, а следовательно, к росту объема производимой продукции и ее качества
Специализация дает возможность сократить количество цепей, на которые должны быть направлены усилия и внимание персонала.
Под властью и ответственностью работника понимается, что, при выполнении своих прав отдавать приказы и распоряжения. передавать и предоставлять полномочия, он вместе с этим принимает на себя ответственность.
Дисциплина означает соблюдение соглашений, которые достигнуты между наемным работником и предприятием
Дисциплина формируется рядом факторов, в том числе санкциями.
Единоначалие предполагает, что работник во избежание конфликтов при исполнении распоряжений, должен подчиняться лишь одному начальнику.
Единство направления действия подразумевает следование одной единой цели всех занятых в одной сфере деятельности, деятельность по одному плану.
Подчинение индивидуальных интересов общим заключается в том, что управляющий должен обеспечить подчинение интересов работника интересам организации. Постановка своих целей выше целей организации недопустима.
Вознаграждение персонала – справедливая оплата туда является важным стимулом к труду (однако Файоль подчёркивал, что идеальной системы стимулирования не существует).
Централизация и децентрализация – сущность принципа заключается в обеспечении оптимального соотношения между централизацией и децентрализаций, которая может изменяться в зависимости от ряда условий
Важность имеют ряд мер, которые могут обеспечить наилучший результат.
Скалярная цепь является иерархической зависимостью, следовательно, подчиненность руководителей организации различных уровней (сверху вниз). Вместе с этим, необходимо соблюдать необходимое соотношение между количеством уровней управления и количеством подчиненных одному руководителю.
Порядок подразумевает соблюдение как материального, так и социального порядка
Материальный порядок подразумевает сведение к минимуму потерь рабочего времени и рационального распределения и использования материалов. Социальный порядок – эффективную организацию труда.
Принципом справедливости должны сопровождаться отношения между сотрудниками и руководителями.
Стабильность рабочего места персонала. Успех деятельности любой организации зависит от наличия стабильных кадров.
Принцип инициативы заключается в том, что у всех сотрудников организации должна быть возможность для проявления активности, самостоятельности, способности к поиску.
Корпоративный дух. Благоприятная корпоративная среда формируется благодаря гармоничным отношениям персонала организации.
Файоль писал
«Необходим настоящий талант, чтобы координировать усилия, поощрять увлеченность, использовать возможности каждого работника и награждать каждого по его заслугам без принуждения возможной зависти и нарушения гармоничных отношений»
Формальная логика Муни и Рейли
Основная идея Mooney и Reilly заключается в том, что
эффективная организация — это система, построенная на строго формальных
принципах. Только в этом случае это сработает хорошо. Более того, они не
понимали термин «формальные принципы» в узкопрагматическом смысле,
как набор математических абстракций, которые могут быть применены к любой
ситуации. Будучи опытными практиками и инженерами, они стремились разработать
модель организации, как построить машину, т.е. основанную на логически
последовательных и непротиворечивых принципах.
Для формализации принципов организации они использовали
логические законы, которые были открыты в 1929 году немецким ученым Левисом Ф.
Андерсоном. Согласно теории Андерсона, каждый принцип описывается процессом и
результатом. В свою очередь, каждый процесс и каждый результат также имеет свой
собственный принцип, процесс и результат. Используя такую логическую систему,
Mooney и Reilly следующим образом трансформировали структуру организационного управления.
Согласно подходу Муни и Райли, первым и наиболее важным
принципом организации является координация. Потенциально он содержит все другие
принципы. Если логически развернуть принцип координации, то получается, что он
включает в себя скалярный процесс и функциональный результат. Последняя
налагает некоторые обязанности на каждого члена организации и определяет место
и функцию человека в иерархической пирамиде. Таким образом, принцип координации
имеет 1) процесс (скаляр) и 2) результат или функцию. Аналогичным образом
расшифровываются и другие принципы, подчиненные принципу координации.
Давайте взглянем поближе на концепцию Муни и Райли. Как мы
уже видели, основная концепция здесь — это «принцип». Этот термин
используется в двух значениях — описательном и нормативном. С одной стороны,
принципы описывают наиболее характерные и общие черты современных организаций.
Они словно впитывают лучшее из практического опыта успешных компаний. Каковы бы
ни были цели той или иной организации — прибыль, благотворительность или услуги
— она не может обойтись без координации. Это универсальная и типичная
особенность организации любого размера и вида — в бизнесе, религии, армии,
образовании, правительстве.
Изучая различные учреждения, предприятия и государственные
организации, Муни и Рейли были убеждены, что действия людей должны иметь
предписанный набор обязанностей и быть взаимосвязаны. Люди работают вместе
более эффективно, чем по отдельности. Так говорит принцип координации.
Это описательная часть принципов. Нормативная часть
заключается в том, что принципы, каждый в своей области, требуют конкретных и
строго согласованных действий между собой. Принцип координации требует в
качестве нормы не только горизонтального, но и вертикального выравнивания
рабочих функций. Например, при поднятии тяжелого предмета, что невозможно для
каждого в отдельности, группа работников координирует свои действия в
направлении общей цели и общего блага. Такая координация является сильной
стороной организации.
Школа научного управления в СССР
В СССР идеи школы научного управления развивались применительно к социалистической системе хозяйствования. Основной вклад внесли А.А. Богданов, И.А. Витке, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Е.Ф. Розмирович и многие другие.
Научное управление в СССР было сфокусировано на организации труда. В начале 1920-х годов было создано множество институтов и лабораторий по научной организации труда (НОТ) при различных ведомствах и на предприятиях.
Развитие идей школы научного управления в СССР привело к обоснованию принципов управления с учетом специфики социализма и новой экономической системы.
Принципы научного управления в СССР
На основе данных принципов в СССР формировались структуры управления и на научной основе организовывались процессы управления на предприятиях и в государственных органах.
Ситуационный подход
Ситуационный подход напрямую связан с системным и процессным подходами и увеличивает область их применения на практике. Зачастую данный подход называют ситуационным мышлением об проблемах организации и путях их решениях.
Сущность ситуационного подхода состоит в выявлении понятия ситуации, под которой предполагается четкий перечень обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в определенный промежуток времени. Изучение каждой конкретной ситуации дает возможность руководству выявить и выбрать лучшие способы и методы достижения целей организации, которые применимы в данной ситуации.
Основными внутренними переменными организации можно назвать ситуационные факторы, которые действуют внутри организации: люди, цели, задачи, структура, техника и технология. Внутренние переменные есть результат принятия людьми управленческих решений. Внутренние переменные были предметом изучения различных школ, при этом каждая из которых делала акцент на отличающихся факторах внутренней среды всей компании. Согласно мнению представителей данных школ, достижение целей организации всецело зависит от внутренних переменных, в связи с этим, они не уделяли должного внимания факторам, которые находятся за рамками организации.
Ситуационный подход позволил расширить взгляд на организацию в качестве системы управления, которая подвержена воздействию и внутренних факторов, и извне. Потребность в учете изменений во внешней среде особенно актуальна в наши дни. Успешная работа организации, а также умение сохранить эффективность ее работы в превалирующем количестве случаев зависит от того, сумеет ли организация адаптироваться к преобразованиям окружающей ее среды.
С помощью ситуационного подхода были определены внешние переменные, то есть факторы, которые находятся за рамками организации, однако, в серьезной мере влияют на успешность ее деятельности. Со временем все факторы внешней среды разделили на две группы:
- Переменные прямого воздействия – поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы.
- Переменные косвенного воздействия – состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы (жизненные установки, традиции, обычаи и др.), политические факторы, события на международной арене.
Школа науки управления выяснила, что все эти переменные и внутренней, и внешней среды взаимосвязаны между собой, а также зависят друг от друга. Более того, изменения в одной из них влечет за собой изменения во всех остальных.
Как отмечалось ранее, второе направление школы науки управления напрямую связано с развитием точных наук, прежде всего математики. Это объясняется широким использованием в сфере управления количественных методов, которые известны под общим названием «изучение операций».
Предметом изучения операций в теории управленческих решений стоит назвать сам процесс принятия решений, для которого широко применимы элементы математического моделирования, в том числе модели теории игр, модели теории очередей, управления запасами, линейного и имитационного программирования и прочие.
Теория управленческих решений есть самостоятельная комплексная дисциплина, где ведущая отводится системному подходу, который, в свою очередь, для решения проблемы требует от каждого руководителя применения системного анализа.
Направления и итоги развития
Институциональное функциональное направления являются главными векторами развития рассматриваемой школы. Функциональное направление представлено работами А, Файоля, в то время как институциональное трудами М. Вебера и Г. Форда.
Главное достижение классической школы управления и ее приверженцев заключается в формулировки процессного подхода к менеджменту, по которому под процессом управления подразумеваются собой изолированные, но не самостоятельные действия. Они являются взаимосвязанными и реализуемыми в определенной последовательности функциями управления. В соответствии с этим, главная задача менеджмента — это обеспечение непрерывного процесса их реализации.
Замечание
Развитие классической управленческой школы поспособствовало смене парадигмы управления. А именно подразумевается переход парадигмы от упора на самостоятельность конкретных организационных компонентов к их взаимной обусловленности.
Параллельно с этим идеи рассматриваемой школы, не смотря на весомые плюсы, имеют не определенные недостатки. Обычно к ним относят рациональное и индивидуальное поведение людей. Также к недостаткам можно отнести и экономизм. Идеи данной школы управления способствуют росту количества формальных моментов, а управленцы воспринимают людей исключительно как машин, а не личностей.