Теория гуманной педагогики амонашвили

Педагогика Шалвы Амонашвили

В чем секрет феномена преподавателя и ученого из Грузии? Почему одни учителя его боготворят, а другие считают чуть ли не сектантом? Гуманная педагогика Шалвы Александровича призывает к пробуждению сердца, развитию интуиции, уделяет внимание творчеству, фантазии, свободному самостоятельному мышлению школьников с самого первого класса. Цель гуманной педагогики простая и величественная – воспитание благородного человека, высокодуховного, культурного, этичного

Который стремится к совершенствованию и расширению познания. Который ставит перед собой задачу принести как можно больше пользы окружающим и направляет свой талант на служение общему благу

Цель гуманной педагогики простая и величественная – воспитание благородного человека, высокодуховного, культурного, этичного. Который стремится к совершенствованию и расширению познания. Который ставит перед собой задачу принести как можно больше пользы окружающим и направляет свой талант на служение общему благу.

Кстати, идеи гуманной педагогики не новы. Они отражены в творческом наследии Пирогова, Макаренко, Сковороды, Сухомлинского, Льва Толстого, Ушинского, Коменского, Узнадзе, Гессена, Песталоцци и многих других выдающихся учителей. Но Амонашвили предоставил им современное звучание, связал с проблемами сегодняшнего дня, разработал соответствующие методики и рекомендации.

Родители и учителя — последователи гуманной педагогики

Система воспитания и обучения по Амонашвили — это «педагогика целостной жизни детей и взрослых», где родители тоже выступают в качестве педагогов. Они должны понимать и принимать основные принципы гуманной педагогики, воспринимать ребенка как великий дар, как ими самими приглашенного гостя. Любовь родителей к ребенку не может стать причиной вседозволенности и бесконтрольности. Она должна стать основой воспитания, «питание оси», оси духовной. Поэтому родительское воспитание выливается в процесс духовного становления личности ребенка.

При этом Шалва выделяет несколько видов воспитания:

  • стихийное — что будет, то будет;
  • традиционное — основано на традициях семьи;
  • идейное — на основе некоей идеи (например, коммунистическое);
  • системное — синтез методов и систем, которые дают гармоничное развитие.

Гуманная педагогика основывается только на системном воспитании, которое содержит в себе:

  • Взгляд на ребенка (кто он? зачем пришел в эту семью? к чему стремится? какова моя ответственность? что я могу вложить в него?).
  • Цель воспитания.
  • Подход к ребенку (правила, которые никогда нельзя нарушать, даже если очень хочется).
  • Личность воспитателя (достойный ли я воспитатель своего ребенка?).
  • Образ нашей жизни (может ли дать ваша семья ребенку доброту, любовь, уважение?).

Только учитывая все эти элементы, родители в содружестве с учителем смогут дать детям гармоничное воспитание. Оно позволит ребенку более полно познать себя и мир. Но надо помнить, что воспитание должно всегда идти впереди получения знаний.

Профессиональная деятельность

Своими учителями ученый считает таких выдающихся гуру как Хачапуридзе, Гогебашвили, Ушинский, Коменский, Руссо. Сегодня в один ряд к ним можно поставить и самого Амонашвили Шалву Александровича.

Педагогическую деятельность начал в Грузии, затем переехал в Москву, где активно перенимал опыт и щедро делился своим с такими же талантливыми преподавателями. Особенно ученый сдружился с будущим академиком АПН СССР Давыдовым. Система гуманной педагогики, разработанная Шалвой Александровичем, хоть и приносила выдающиеся результаты, жестко критиковалась официальными органами.

С конца 1950-х до начала 1990-х Амонашвили работал в Научно-исследовательском институте педагогики Грузинской ССР, где прошел путь от простого лаборанта, до гендиректора Научно-производственного педагогического объединения. В 1989 году, благодаря выдающимся заслугам, ученого избирают народным депутатом СССР, которым он был до развала страны. Проработав 8 лет на кафедре начального образования Тбилисского педуниверситета, в 1998 году Шалва Амонашвили перебирается в Московский городской педуниверситет, где ему предложили возглавить лабораторию гуманной педагогики.

Заслуги уважаемого учителя не остались незамеченными. С 1985 года он являлся действительным членом АПН СССР, с 1993-го – Российской академии образования. Профессор ведет активную просветительскую деятельность, выступает в школах, научных центрах, университетах, издает книги и альманах. Часто бывает в Украине, где его система весьма популярна. Впрочем, часть специалистов критически относятся к его идеям и подходам, что нормально для академической среды.

Краткие биографические сведения

Год рождения Амонашвили – 1931, место – город Тбилиси. Шалва Александрович успешно окончил один из университетов Тбилиси и начал свою карьеру в грузинском НИИ педагогики, сотрудником которого являлся вплоть до начала 90х годов. 1958 год – дата окончания аспирантуры. Два года спустя прошла успешная защита диссертации. Позже ученый отказался от своего труда по той причине, что изложенная в нем информация шла вразрез его текущим убеждениям. В это же время Амонашвили работал над исследованием книг по религии и психологии. Проделанная работа позволила ему представить широкой общественности авторскую методику, названную гуманной педагогикой. На экспериментальном уровне ее внедрение прошло уже в 1961 году в тбилисской «Школе радости».

В 1964 году Амонашвили руководил проектом внедрения образовательной программы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании». Позже им была получена степень доктора наук в области педагогической психологии. Дата этого события в жизни ученого – 1972 год. Позже он стал преподавателем одной из столичных школ. 1980 год оказался знаменательным для Шалвы Александровича, т.к. в это время он заслужено пополнил ряды профессоров Московского педагогического университета. В 1987 году Амонашвили вернулся на родину, где занял пост генерального директора экспериментального НПО, созданного министерством образования. В 1993 году ученый стал участником проекта под названием «Школа 2010». В 2001 году ученый становится главой Международного Центра Гуманной Педагогики, созданного при центре Рерихов в российской столице.

Отличительные особенности методики Амонашвили

Новаторский подход к психологии позволил Шалве Александровичу стать первым ученым, который на практике начал использовать педагогику сотрудничества. Разработанная им методика впитала в себя черты, взятые из трудов других известных педагогов. Ее главная особенность – принятие личности ребенка такой, какая она есть.

Амонашвили пришел к выводу, что работа с представителями подрастающего поколения должна быть построена на трех принципах, а именно на:

• Любви и уважении к ребенку;

• Проживании в воспитаннике собственного детства, понимании его проблем и получении взаимного доверия;

• Сохранении душевного равновесия ребенка.

Перечисленные выше принципы хороши тем, что их использование приводит к тому, что педагог начинает чувствовать психологическое состояние ребенка, который начинает доверять своему учителю. Это приводит к тому, что эффективность образовательного процесса значительно повышается. Дети легко идут на контакт и задают интересующие их вопросы, т.к. понимают, что им будут даны честные ответы, которые повлияют на их чувства и вызовут огромное желание изучать окружающий мир. Это приводит к тому, что дети всесторонне развиваются и познают незнакомые ранее истины.

Шалва Александрович неоднократно заявлял, что в разработанном им методе огромную роль играет личность воспитателя. Согласно его мнению, хороший педагог должен:

• Верить детям и стараться понять их, не забывая о снисходительности;

• Позитивно смотреть на вещи;

• Быть развитой личностью с высокоморальной системой ценностей.

Если все условия будут соблюдены, ребенок увидит в лице педагога верного товарища, который поможет ему понять мир духовности. Это объясняется тем, что проявление гуманности по отношению к представителям подрастающего поколения, приводит к тому, что они начинают активно развиваться в нравственном плане.

В ситуации, когда ребенок сотрудничает с воспитателем, последний получает какое-то подобие энергии, которую ему нужно направить в правильное русло. Амонашвили считает, что детей, которые отстают в развитии, нет. Он полагает, что некоторые из них могут попросту испытывать недостаток любви, который может быть компенсирован за счет общения с педагогом.

Критика

Как уже отмечалось, не все специалисты одобряют предлагаемые автором принципы воспитания. Шалва Амонашвили не раз оказывался в центре скандалов. Порой его обвиняют в культе самого себя и даже в сектантстве.

Основные аргументы оппонентов ученого сводятся к его свободной интерпретации текстов «Евангелия» и «Жития святых», сопоставлении себя как учителя с Христом, который также наставлял своих учеников. В пример приводят слова Шалвы Александровича: «Я учитель. И Христос Учитель. В чем разница между мной и Христом?» При этом фразу «Я носитель света!», которую ученый советует троекратно произносить перед зеркалом для уверенности и собранности, оппоненты из церковных кругов трактуют не иначе как магическое заклинание. Между тем такие кодовые фразы являются типичными в психологии и повсеместно применяются, например, в аутотренинге.

Биография Шалвы Александровича Амонашвили

Родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси (Грузия). Отец погиб на фронте в Крыму (1942 г.). Мать сама воспитывала Шалву и его сестру. Она привила детям сердечность, справедливость и верность. Шалва Александрович женат, у него двое взрослых детей. Его жена (профессор-педагог) — его верный соратник и помощник.

С 1950 – 1955 гг. он учился в Тбилисском университете и параллельно преподавал в школе труд и историю. После получения диплома Шалва стал сотрудником НИИ педагогики Грузии, где проработал до 1991 г., а с 1983 — 1991 г. был его директором.

В 1958 г. закончил аспирантуру НИИ педагогики Грузии, а в 1960 г. защитил диссертацию по педагогике, от которой потом отказался, ибо она противоречила его новым педагогическим взглядам. В это время он проводил исследования и обобщение первоисточников религии, педагогических трудов Сухомлинского, Выготского, Давыдова, Эльконина, философии Бердяева, Флоренского, Рерихов. На основании этого создал новую гуманную педагогику.

Уже в 1961 г. началось экспериментальное внедрение его методик в тбилисской «Школе радости» с 6-летними детьми. Целью эксперимента было в воспитание гармоничных людей. С 1964 г. с Шалва стал участником, а затем руководителем эксперимента во многих грузинских школах по внедрению новой педагогической системы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании».

В 1972 году получил докторскую степень по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии (АПН СССР). Тогда же он начал преподавание в московской школе, которую из отстающей превратил процветающую за два года.

С 1980 г. стал профессором Московского педуниверситета, а с 1987 г. по совместительству — гендиректором экспериментального НПО Минобразования Грузии. В эти годы Амонашвили продолжает эксперимент совместно с Давыдовым, который его публично поддерживал (новатора нещадно критикуют, пытаются уволить).

В 1988 – 1989 гг. Шалва Александрович сотрудничает с Леонтьевым во ВНИК «Школа», а с 1993 г. он активно работает в проекте «Школа 2100». Здесь идет разработка и апробирование методологии его системы для внедрения в сфере образования. Вскоре ВНИК, закрыли, разработки остались не у дел, но основа будущих перемен в образовании была положена.

 С 1991 по 1998 год был завкафедрой начального образования в Тбилисском педуниверситете.  С 1998 года по сей день возглавляет созданную им лабораторию гуманной педагогики в Московском педуниверситете. С 2001 г. возглавляет Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов в Москве.

Его деятельность признана во многих странах мира. Об этом говорят его ученые степени и награды:

  • д-р психологических наук (1973)
  • профессор Московского педуниверситета (1980)
  • ч. к. АПН СССР (1985 – 1989)
  • д. ч. АПН СССР (1989 – 1991)
  • п. ч. РАО (1993 – 2001)
  • д. ч. РАО (2001)
  • иностранный ч. АПН Украины (2006)
  • почетный доктор Софийского университета (Болгария) и Хмельницкого, Одесского, Киевского, Тюменского, Дагестанского, Уральского, Челябинского и др. педуниверситетов
  • награжден: медалями: Ушинского и Учитель Великой России, орденом Буратино, премией Правительства РФ (2013).

Ныне он ректор своей Академии педагогического искусства и социализации в Москве и завлаборатории гуманной педагогики при Московском педуниверситете. Несмотря на возраст, Шавла Александрович проводит авторские семинары, конференции, читает лекции, координирует работу многочисленных лабораторий гуманной педагогики в России и других странах.

Безусловная любовь

Многим родителям Шалва Амонашвили  открыл целую вселенную — вселенную детства и счастливой жизни в ней. Там нет подавления детской личности, оценочной системы, авторитарного воспитания. Но там есть принятие ребенка, помощь в раскрытии талантов и безусловная любовь. Шалва Александрович Амонашвили —  педагог-психолог, автор педагогической методики, основанной на гуманном отношении к детству. По мнению педагога, детство — самый важный период в жизни человека, когда ему необходимо максимум внимания и участия со стороны родителей и других взрослых. Именно к педагогам больше обращается Амонашвили. Он считает, какие бы образовательные реформы не проводились, любовь к детям должна оставаться неизменной.

А ведь сам Шалва Александрович начал работать с детьми еще в советское время. Он родился в Тбилиси 8 марта 1931 года. И свою работу детьми начал еще на втором курсе Тбилисского государственного университета, где он учился на факультете востоковедения.  Летом он работал пионервожатым в детском лагере и так загорелся идеей изучения детской психологии, что впоследствии защитил кандидатскую диссертацию по педагогике.

После Шалва Амонашвили работал в НИИ педагогики Грузии, сначала простым лаборантом, а потом прошел всю карьерную лестницу вплоть до генерального директора. Все это время педагогические идеи Амонашвили подвергались жесткой критике. В стране, привыкшей жить в авторитарном режиме, идеи о внутренней свободе человека, тем более ребенка, не поддерживались. При этом он написал и издал более 30 книг в России и за рубежом.

Новаторство

Шалву Амонашвили по праву называют педагогом-новатором. Каким-то шестым чувством он ощущает детей, вселяет в них уверенность, раскрепощает, а те отвечают доверием и любовью. Уроки выдающегося учителя в корне отличаются от скучного повествования многих преподавателей

Он контактирует с аудиторией, привлекает внимание детей к себе и, соответственно, к излагаемому материалу. Учебный процесс сопровождается разминкой и релаксацией

Недаром Международная Ассоциация Детских фондов удостоила его почетной золотой медали имени Льва Толстого, и это далеко не единственная награда. Но самой почетной Шалва Александрович считает благодарные глаза своих воспитанников.

Названия авторских программ говорят сами за себя: уроки любви, мудрости, терпения, увлечения. Опираясь в основном на творчество, они дают толчок к раскрытию личности. Амонашвили говорит о том, что дети любят трудности, поэтому надо опережать события, чтобы стать для них действительно помощником. Он предлагает ученикам задания, которые заставляют задуматься даже взрослых. А дети через несколько минут уже выдают ответы. Он — сторонник домашних заданий, но задает он их не детям, а семье — родители решают задачки вместе со своим чадом. Педагог убежден, что с помощью взрослого ребенок становится умнее.

Шалва Амонашвили / Книги

  • Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. — М. : Знание, 1980. — 96 с . — (Педагогика и психология).
  • Амонашвили, Ш. А. В школу – с шести лет. -1986./Воспитание и обучение. /Библиотека учителя.
  • Амонашвили, Ш. А. Как живете, дети? Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.:ил.
  • Амонашвили, Ш. А. Единство цели. (В добрый путь, ребята!). Пособие для учителя — М.: Просвещение,1987. – 208 с.
  • Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя.- 1988
  • Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- 1996
  • Амонашвили, Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно – личностной педагогики.- 1998./Творческая лаборатория учителя.
  • Амонашвили, Ш. А. Педагогические притчи/ Ш.А. Амонашвили. – 4 — е изд. – М.: Амрита, 2012. – 240 с.: ил. /Любовь и мудрость.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 3. Школа жизни / Шалва Амонашвили– М.: Свет, 2015. – 320 с. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 4. Об оценках. В 20 кн. Кн. 4. Об оценках / Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2015. – 368 с. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Учитель. В 20 кн. Кн. 5. Учитель / Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2015. – 288с. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Часть 1. Здравствуйте, Дети! / Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2016. – 320 с. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 1. Улыбка моя, где ты?/ Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2017. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 2. Как любить детей. / Шалва Амонашвили — М.: Свет, 2017. – 176 с. — /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А., Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Часть 2. Как живете, Дети? / Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2017. – 256с. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Часть 3. Единство цели/ Шалва Амонашвили.– М.: Свет, 2017. – 304с. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Кн. 7. Легко быть садовником, трудно быть уроком семени / Шалва Амонашвили.– М.: Свет, 2017. – 400с. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А., Искусство семейного воспитания. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 8. Искусство семейного воспитания / Шалва Амонашвили.– М.: Свет, 20 /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 9 Разговор с сердцем / Шалва Амонашвили.– М.: Свет, 2018./Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 10. Воспитание и развитие личности / Шалва Амонашвили. – М.: Свет, 2017 – 288с./Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 11 Родной язык и развитие письменной речи / Шалва Амонашвили. — М.: Свет, 2017 – 304с./Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.12 Учитель от бога / Шалва Амонашвили. — М.: Свет, 2019 – 400с./Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.13. Речь. Развитие речи / Шалва Амонашвили. – М.: Свет, 2020 — 240./Школа жизни.
  • Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.14. Амон – Ра. Легенда о камне / Шалва Амонашвили. — М.: Амрита – Русь, 2020 – 352с./ Песнь великой любви.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.16. Саломея / Шалва Амонашвили. — М.: Амрита – Русь, 2020 – 288с. / Песнь великой любви.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.16. Воин света / Шалва Амонашвили. — М.: Амрита – Русь, 2020./ Песнь великой любви.
  • Амонашвили, Ш. А. Песнь великой любви: Воин света. Тысячу лет спустя. Ш. А. Кн. 3 — 2019 М.: Свет, 2019.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Кн. 17. Тысячу лет спустя. – М.: Амрита – Русь, 2020./Песнь великой любви.
  • Амонашвили, Ш. А. Как любить детей. Опыт самоанализа.- М.: Свет, 2017./Воспитание и образование. Школа жизни. – 2020.

Теория гуманно-личностной педагогики

Исследования в области педагогической психологии дали жизнь новой педагогической идее — гуманно-личностной педагогике.  Она является основой для образования будущего, раскрывает духовную и часть земной природы ребенка — психику.

Основу этой теории составляет синтез идей, основанных на аксиомах и выводах:

  • о реальности Высших Сил;
  • на бессмертности души;
  • о земной жизни как небольшого пути по совершенствованию своей души.

На этих идеях построен фундамент гуманно-личностной педагогики. Он был заложен святыми писаниями всех религий, учениями Бердяева, Соловьева, Флоренского, Рериха, педагогикой сотрудничества.

На основе педагогической психологии строится особое отношение к ребенку:

  • это особое явление в земной жизни;
  • носитель своего предназначения (миссии) на Земле;
  • в нем неограниченная энергия духа.

Это позволяет в обучении и воспитании ребенка опираться на его природное стремление к развитию и личной свободе. Учитель становится лишь образцом духовности и проводником в самопознании ребенка.

Работа по зову сердца

После развала СССР Шалва работал в Педагогическом Университете в Тбилиси, где заведовал кафедрой начального образования. Вся семья Амонашвили так или иначе связана с педагогикой. Жена Валерия Гивиевна – доктор педагогических наук, сын Паата – психолог и социолог, помогает отцу в научной работе, дочь Нино – филолог. И даже сестра Натеэлла Александровна работает учителем в школе.

В 1998 году семья переезжает в Москву, где Шалва Александрович занимает должность заведующего лабораторией гуманной педагогики МГПУ, где и работает по сей день. Педагогическая деятельность Амонашвили признана во всем мире. Об этом свидетельствуют не только многочисленные награды и премии, но и звания. Сейчас Амонашвили, несмотря на возраст, активно работает. При этом он успевает читать лекции и проводить семинары для родителей по всему миру. Его основная работа направлена на детей младшего школьного возраста. Начинать учиться, по мнению педагога, надо с шести лет, а не раньше. Здесь его методика сильно отличается от новомодного раннего развития. Не наполнить знаниями, а дать ребенку самому дотянуться до них и сделать свой выбор. Родитель же может только направлять, наблюдать и подсказывать. В этом и есть наивысшая родительская мудрость и любовь.

Слово в защиту гуманной педагогики

Методика Амонашвили в настоящее время получила широкое распространение. Она близка многим учителям и родителям, потому что дает ответы на простые вопросы: «Как установить контакт с ребенком? Как правильно наказывать за проступки? Как прививать трудовые навыки? и т.п.». Взрослые имеют возможность увидеть суть проблемы.

Ученики школ Амонашвили учатся радостно, без всякого диктаторства взрослых, без соперничества. Они имеют чувство собственного достоинства, по-взрослому размышляют над проблемами, умеют оценивать свой труд и происходящие события. В школах Амонашвили детям всячески помогают преодолевать трудности в овладении знаниями.

Все больше родителей ищут школы или детсады с гуманной педагогикой, а учителя осваивают методику Амонашвили. Однако в последнее время появилось много публикаций с нападками на гуманную педагогику, которую приравнивают к оккультизму. Это в корне неверно, ибо в основе педагогики Амонашвили лежат два кита: духовность и гуманность. Вера в высшее, любовь к ближнему, совесть, доброта расширяют сознание ребенка и дают опору развивающейся личности, помогают противостоять низшим ценностям.

Гуманный педагог ведет ученика к духовному совершенствованию. Над этим работали известные педагоги Корчак, Сухомлинский, Ушинский, Макаренко, Песталоцци, а Ш.А. Амонашвили лишь продолжатель вековой мудрости. Отрицание гуманной педагогики — это отрицание возможности оздоровления нашего общества, отрицание существования духовных ценностей.

Педагог свою систему основывал и на знаниях из Библии, на вере. Это многих настораживает. Но в основу его методик первостепенно заложена любовь и уважение к детям, независимо от веры. При этом Библия — это сокровенное знание и нельзя ее причислять к оккультизму. Такое знание для многих открывается по готовности сознания.  А гуманная педагогика направлена именно на формирование нового сознания ребенка. Амонашвили выступает в роли Спасателя Детства.

Образовательный процесс в школах Амонашвили

Школы, созданные Амонашвили, ставят перед собой следующие цели:

• Подталкивание детей к духовному саморазвитию;

• Перенаправление детской энергии на образовательный процесс;

• Постоянное поддержание у учащихся стремления к познанию;

• Наполнение занятий полезной информацией, получение которой постепенно подталкивает детей к взрослению.

В описываемых школах нет системы оценок, ведь она, по мнению ученого, способна привести к унижению достоинства ребенка. Учащемуся не нужен соревновательный процесс с одноклассниками, ведь в его сознании идет постоянное соревнование с самим собой. Если он при помощи педагога одержит в нем победу, то в будущем будет радоваться за других детей. Примечательно то, что в данных учебных заведениях школьники принимают непосредственное участие в формировании образовательного процесса. Это касается самостоятельного написания учебников и организации уроков.

Методика Амонашвили хороша тем, что в процессе познания воспитанник плотно контактирует с педагогом и это приводит к развитию духовности на высоком уровне. Учитель, руководствующийся в работе принципами гуманизма, помогает ребенку правильно понять те или иные нравственные ценности, что позволяет ему сформироваться, как личности.

Биографическая справка

Родился Амонашвили Шалва Александрович в столице Грузии, Тифлисе, 8 марта 1931 года. Отец, Александр Дмитриевич, погиб на фронте в 1942 году, поэтому вся тяжесть воспитания легла на плечи матери – Марии Ильиничны.

По окончании школы Шалва Александрович поступает на факультет востоковедения Тбилисского госуниверситета. Попав на 2 курсе вожатым в пионерлагерь, он понял, что его призвание – учить детей. В 1958 году Амонашвили заканчивает аспирантуру НИИ педагогики, а два года спустя защищает кандидатскую. В 1972-м становится дипломированным психологом, защитив докторскую диссертацию.

Гуманная педагогика и система обучения Амонашвили

«Господи, благодарю тебя за то, что доверил воспитание своего чада!», — эти слова советует ежедневно произносить  педагогам и родителям Шалва Александрович.

Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:

  • любить ребенка;
  • очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
  • проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.

Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка.

Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:

  • уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
  • быть деятельным оптимистом, верить в результат;
  • обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.

Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью.  Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.

При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.

Поэтому школы Шалввы всегда ставят перед собой такие задачи:

  • дать толчок культурному саморазвитию ребенка;
  • сделать уроки познавательными, развивающими общение, позволяющими детям взрослеть (уроки счастья);
  • энергию детей умело перенаправить на занятия;
  • подстегивать познавательный инстинкт детей.

В таких школах нет оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Успехи детей не сравниваются. Он соревнуется только сам с собой, собственными достижениями. Исчезает соперничество, на его место приходит взаимопомощь и взаимовыручка, которые очень поощряются. Дети учатся вместе с учителем радоваться чужим успехам.

Ученики привлекаются к выстраиванию учебного процесса: составляют задания, создают собственные учебники, строят уроки. Все это вместе дает уникальный результат. Познание идет добровольно и на очень высокой духовной ноте. В процессе обучения гуманный педагог не только дает знания, но и помогает осваивать моральные и духовные ценности общества, помогает понять целостность взрослой и детской жизни. Система Амонашвили рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.