Как самому создать звуковой дизайн игры
Но не только профессионалы могут создавать звуковые эффекты. Да, не у каждого дома есть дорогостоящие микрофоны и звуковые карты, но в целом получить простой звук может практически каждый. Всего существует три способа создания звукового дизайна для игр.
Первый и самый очевидный — поиск лицензионных стоковых звуков в интернете. Такой метод пользуется огромной популярностью, и в то же время это его существенный минус, ведь чрезмерное использование стоковых звуков лишает игру индивидуальности. Но бывают такие ситуации, когда вы просто не сможете превзойти звук из интернета своим собственным.
Например, вам нужен львиный рык, но записать его явно затруднительно. Тогда просто оплатите лицензию на уже записанный звук и используйте его на своё усмотрение. А некоторые саунд-дизайнеры вообще распространяют свои работы бесплатно — как раз для начинающих разработчиков.
Второй способ создания звуков — использование виртуальных инструментов и синтезаторов. Данный метод подойдёт не каждому, ведь он требует знания основ музыкальной грамоты и понимания, как в принципе формируется звуковой сигнал, чтобы в дальнейшем редактировать его входные и выходные параметры для получения необходимого вам звука.
Что такое саунд-дизайн?
Саунд-дизайн — искусство создания звуков, шумов и эффектов. Его используют для творческого создания новых звуков для видеоигр, фильмов, голосов и музыки. Звук — важный финальный элемент для погружения аудитории в атмосферу происходящего. Для его создания есть неограниченное количество способов. Вот наиболее популярные из них:
-
Фоли (Foley) — искусство создания звуков в студии, которые имитируют звуки, существующие в выдуманном мире, мире кинематографа.
-
Запись реальных звуков и их полное изменение в Digital Audio Workstation (DAW) — программе для работы со звуком на компьютере, с использованием различных аудиоэффектов для получения желаемого звучания.
-
Использование различных синтезаторов и эффектов — как аппаратных, так и программных.
Особенности профессии
Как и любая специальность, саунд дизайн имеет ряд характерных особенностей и ключевых характеристик, которые необходимо учитывать при выборе данной профессии. К их числу относятся следующие.
- Саунд дизайн связан с творчеством художественного характера, а также созданием тех объектов, которые относятся к категории нематериальных.
- Выполнение непосредственных обязанностей требует учета общей концепции площадки или проекта, а также пожеланий к создаваемым звукам и музыке.
- Применяемые в индустрии технологии и подходы постоянно модернизируются и развиваются, что требует регулярного обучения.
- Работа требует особого набора навыков, а также хорошей подкованности в области современных технологий.
- В последнее время саунд-дизайнер выделен в самостоятельную профессиональную единицу. Она находится на пересечении таких профессий, как звукорежиссер, звукооператор, и монтажер звука.
- Основной задачей специалиста подобного уровня является поиск адекватных решений для оформления визуального ряда посредством соответствующего звукового сопровождения.
- Дизайнер звука должен соблюдать не только общую концепцию проекта, но и особые технологические требования для дальнейшего использования продукта (формат, длительность, параметры аудио-файлов и прочие).
На основе специфика данной профессии складываются определенные ее преимущества и недостатки.
Плагины и программы для саунд-дизайна
В саунд-дизайне применяется множество разных плагинов, но самые яркие их представители – решения от SoundToys, Sugar Bytes и AudioThings. Вряд ли найдется музыкант электронной и не только электронной сцены, который не слышал об EchoBoy или Looperator. В нашей статье «6 необычных плагинов для крутого саунд-дизайна» ты найдешь самые сумасшедшие инструменты обработки.
Для более плавного вхождения в тему можно начать с использования специальных библиотек для сэмплера – чаще всего это Kontakt или его бесплатная версия Kontakt Player. Под него существуют оболочки, которые помогают дизайнить звук.
В таких библиотеках есть возможность подбирать тональность и редактировать некоторые составляющие будущего семпла: атаку, релиз, дикей, менять структуру семпла и другое, в зависимости от интерфейса конкретного продукта. Это менее гибкий подход, чем самостоятельный лееринг с нуля, но все же позволяет получить уникальный звук для дальнейшей обработки. Принцип хорошо проиллюстрирован в библиотеках по типу Whoosh Maschine (она бесплатная и работает под бесплатным Kontakt Player):
Подобные инструменты с легкостью применяются в электронной музыке для создания интересных SFX. Существует бесчисленное множество интерактивных библиотек под разные задачи:
Продвинутые оболочки под Kontakt, Reaktor и другие сэмплеры могут сочетать в себе несколько синтезаторов, ревербераторы, эквалайзеры, динамическую обработку, бинауральные/стерео процессоры и прочее-прочее. По сути своей, это собранные в одном месте инструменты, которые наиболее удобны и актуальны под свою задачу.
Применять их не гнушаются известные музыканты и композиторы не только из электронной, но и из кинематографической музыки: Hans Zimmer и другие. Значительная часть саундтреков, которые можно услышать в фильмах, были созданы с использованием сэмплеров и готовых библиотек для них.
Помимо библиотек, в дизайне саунда применяются продвинутые спектральные редакторы с дополнительными блоками на борту. Например, iZotope Iris 2:
Такие инструменты позволяют вытащить из обыденной живой фактуры, записанной на диктофон, нечто интересное для дальнейшей обработки. Саму обработку можно сделать прямо в интерфейсе Iris – это спектральный редактор, модульный синтезатор, сэмплер, фильтр и динамический процессор в одной оболочке. Концепция Iris 2 можно описать как урезанный iZotope RX с уклоном в саунд-дизайн. Подобное хорошо подходит для создания сюрреалистичных эффектов из обычных записей.
Чаще всего в создании звука применяются не семплеры и standalone-программы, а специальные плагины. Описанные выше продукты это скорее экзотика, чем распространенные решения. Плагины меньше нагружают систему и предлагают большую свободу обработки и универсальность: плагин можно применить к любому семплу или партии, в то время как вшитый в оболочку библиотеки функционал может работать только с ней.
Использование готовых семплов
Отправной точкой для накрутки своего звука вполне может стать и готовый семпл, взятый из библиотеки. В дизайне звука это распространенный и допустимый метод, потому как от исходного звука мало что остается: мы не просто берем из библиотеки звук и используем его «как есть», а кардинально его меняем. При должной обработке из семпла легко можно сделать совершенно новый звук, который и близко не будет похож на свой исходный вариант.
Для изменения готовых семплов применяют различные техники морфинга по времени, динамике, тональности и спектру – все это можно сделать без единого внешнего плагина. Простой набор инструментов, встроенный во все современные DAW, легко справится с трансформацией звука в новый вид.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СПЕЦИАЛИСТ?
Профессия Sound Designer предполагает и творческий, и технический склад ума. Специалист должен уметь мыслить креативно, опираясь при этом на физику звука. Хороший саунд-дизайнер обладает абсолютным слухом, в данной сфере приветствуется музыкальное образование. К необходимым навыкам и знаниям стоит отнести:
- Умение генерировать звуковые и шумовые эффекты;
- Создание звукозаписей в высоком качестве;
- Владение технической аппаратурой и параметрами звука;
- Навык работы с программами, например, с Ableton Live, FL Studio, Reaper, Adobe Audition, Adobe Premiere Pro, AudioThing и др.;
- Умение владеть инструментами для записи, обработки и моделирования голоса;
- Понимание, как создать чистый звук без посторонних шумов;
- Понимание тенденций в музыке и современных жанров.
Помимо профессиональных компетенций, саунд-дизайнеру необходимо иметь набор определенных личных качеств. Одним из главных является коммуникабельность, так как работа подразумевает постоянный контакт с другими специалистами: маркетологами, режиссерами, продюсерами, экспертами по гейм-дизайну, звукооператорами. Также, как и в любой сфере деятельности требуется интерес к своей работе, готовность к критике, желание осваивать новые технологии и самодисциплина.
С чего начать обучение саунд-дизайну?
Для комфортного погружения в процесс важно обустроить свой творческий уголок, рабочее место. 1
Проверьте, что ваш компьютер соответствует требованиям DAW:
1. Проверьте, что ваш компьютер соответствует требованиям DAW:
-
установлен современный процессор — например, Intel i5, i7 или аналоги от AMD.
-
достаточно оперативной памяти — 16 ГБ хватает для большинства задач.
-
есть SSD-накопитель, который экономит время загрузки звуков и софта.
2. Купите звуковую карту и хорошие наушники. Если позволяет помещение, то можно дополнить ваш сетап парой студийных мониторов.
3. Скачайте и установите программы, которые мы будем изучать на курсе:
-
Native Instruments Kontakt 6, FM8, Guitar Rig 6.
-
Xfer Serum, OS X.
-
Izotope Ozone, Stutter Edit.
Что должен уметь
Sound designer создает многопластовые звуковые эффекты, а из них — цельную композицию. Для этого он должен уметь:
-
разрабатывать общую концепцию звукошумового оформления проекта,
-
подбирать звуки в специальных библиотеках,
-
записывать голос, музыкальные инструменты и различные шумы,
-
обрабатывать звук,
-
создавать электронную музыку,
-
сводить звуковые дорожки,
-
проводить мастеринг.
Профессионалу также необходим широкий кругозор, знание основ композиции, теории музыки, а также современных стилей и трендов. Полезно освоить азы психологии, PR-технологий, это особенно актуально для тех, кто работает с рекламными продуктами, мобильными приложениями.
Поскольку саунд-дизайнер, как правило, работает в команде, к тому же творческой, ему необходимы прокаченные soft skills — умение достигать взаимопонимания, договариваться, при этом отстаивать свою позицию.
И, конечно, как любой представитель творческой профессии, дизайнер звука должен быть немного провидцем, чтоб сделать точно то, что хочет заказчик, даже если в ТЗ указаны иные вводные. 🙂
Использование живых фактур
Это область, в которой переплетается музыка и полевые записи. Применение записей бытовых предметов в музыке практикуется давно, еще в альбомах Pink Floyd и их современников можно услышать различные шумы улицы, звуки падающих монеток, колокола и прочее-прочее – тогда на это смотрели достаточно открыто и легко применяли.
Поиск нужной живой фактуры выглядит примерно так:
Это увлекательный процесс, не требующий особенно дорогого оборудования. Начать можно с любого девайса, который умеет записывать звук: смартфон, видеокамера, простейший микрофон – в контексте электронной музыки, учитывая, что полученный звук будет множественно обработан и утоплен в микс, о сверхвысоком качестве записи можно не беспокоиться.
Если применение живых фактур покажется интересным занятием, можно расширить свой набор инструментов до портативного рекордера и одного или нескольких микрофонов. Для записи материала под SFX крайне желательно обзавестись контактным микрофоном – это может быть простейший пьезоэлемент за 100 рублей и самодельный предусилитель – такой микрофон позволяет записывать вибрацию предметов и в дальнейшем подмешивать её к акустическому сигналу с основного микрофона. Вибрация даст особенные низкие частоты, которых не получится записать привычным акустическим методом.
Живые фактуры особенно хорошо применять в виде слоев для SFX. Записанные вживую фактуры легко сводятся с синтетическими, так как последние имеют узкий частотный спектр, которые еще и заранее известен и может корректироваться в любой момент в синтезаторе.
Старое видео Никиты Дримсталкера из 2011 года, которое хорошо показывает простоту поиска звука вокруг себя:
https://www.youtube.com/watch?v=21M8G3sycsc
Источником вдохновения или даже готовым материалом для вставки в трек может стать любой бытовой предмет, интересного звучания которого обычно не получается заметить в повседневной жизни.
Из чего состоит курс
Обучение саунд-дизайну занимает 4 месяца. За это время студенты рассмотрят 6 модулей и изучат 11 видеоуроков.
Модуль 1. Введение в звуковой дизайн
- из каких слоев состоит аудиофайл;
- особенности каждого слоя;
- примеры саунд-дизайна с разбором;
- звуковое оформление, его необходимость.
Модуль 2. Техника и программы для создания звуков
- необходимое техническое оснащение для звукозаписи;
- программы для записи звуков;
- что такое audio engine и какие они бывают;
- все, что надо знать звуковому дизайнеру.
Модуль 3. Запись и обработка
- подготовка к записи звуков;
- акустика и помещение;
- как создать шумоизоляцию в помещении;
- техника для качественной звукозаписи;
- синхронные шумы;
- предметы и фактуры для записи.
Модуль 4. Звуковые спецэффекты
- понятие и создание спецэффектов;
- соответствие аудио и видео картины;
- атмосферы, как с ними работать;
- фонограммы, как их очищать;
- техника для звукозаписи в полевых условиях;
- готовые решения sound-дизайна;
- саунд-дизайнер в действии.
Модуль 5. Интерактивный саунд-дизайн
- понятие интерактивной звуковой среды;
- звуковой дизайн в видеоиграх;
- что такое баланс звука;
- работа с библиотекой FMOD;
- имплементация и сеттинг.
Модуль 6. Музыка в саунд-дизайне
- как саунд-дизайнер видит музыку;
- восприятие музыки аудиторией;
- музыка в видеороликах;
- примеры удачных кейсов студентов;
- распространенные ошибки новичков;
- самые важные моменты в озвучке.
Где нужен саунд-дизайн?
Для начала поговорим о сферах применения саунд-дизайна. Сегодня термином «sound design» принято обозначать едва ли не все, что звучит в медиа-пространстве. А еще все звуковое сопровождение электронных и компьютерных устройств, в том числе бытовой, автомобильной и медицинской техники.
Сферы применения саунд-дизайна:
- Художественные фильмы.
- Сопровождение театральных постановок.
- Мультипликация.
- Оформление спецэффектами песен и саундтреков.
- Телевизионные передачи, радио и ТВ-реклама.
- Реклама в Интернете и видео для соцсетей.
- 360-видео, интерактивные инсталляции.
- Компьютерные игры.
- Звуковое оформление мобильных приложений.
- Звуковое оформление работы бытовых устройств.
К слову, последнее – звуковое оформление работы бытовых устройств – это целая индустрия внутри индустрии. Опытная хозяйка по звуку, изданному стиральной машиной, заранее знает, пора ли доставать постиранное белье или нужно остановить стирку, т.к. жидкое средство для стирки деликатных тканей дало избыток пены. А уж разнообразие звуковых откликов для использования разных режимов мультиварки – вообще настоящая «кухонная симфония».
Как видим, понятие «sound design» в какой-то степени является частью звукорежиссуры. С другой, оно заметно шире, чем термин «звукорежиссура». Это не только о том, как сделать более качественный звук из того, что есть. Это в большинстве случаев о том, как создать нечто новое, чего не было (не звучало!) раньше, будь то биты для рэпа или мелодия загрузки компьютерной программы, саундтрек к фильму или мелодия для любительского видео на YouTube.
Сегодня термин «саунд-дизайн» интуитивно понятен большинству людей и не вызывает особых вопросов. А всего каких-то 10-12 лет назад его не понимали даже Google и «Яндекс», упорно предлагая заменить поисковый запрос «саунд-дизайн» на «дизайн сауны». С чего же начинался sound design в России?
Направления саунд-дизайна
Сейчас саунд-дизайном называют все, что звучит в медиаполе. При этом sound design — это одно из направлений в звукорежиссуре. Индустрии трансформируются, изменяется медиарынок, возникают новые запросы. Как следствие — появляются новые профессии. Видео-контента становится все больше, а в аудиовизуальной индустрии 50% восприятия идет через звук. В целом, классическая — это нечто всеобъемлющее, описывающее и запись звука на съемочной площадке фильма, и работу в музыкальной студии, и создание спецэффектов для анимационных фильмов или инфографики.
Режиссура звука — это тонкая работа по управлению эмоциями зрителя через правильные звуковые образы. Каждый раз, когда вы слышите на экране монстра, пролетающий космический корабль, или человека, пробирающегося через заросли джунглей — это работа профессионалов, искусственно создающих звуки под изображение.
Благодаря развитию моушн-дизайна, компьютерной графики и интерактивных медиа, таких как компьютерные игры, появилось большое количество новых рабочих мест.
Сейчас словосочетание «саунд-дизайн» не вызывает удивления. Когда в 2008 году, в кризисное время, я открывал студию звукового дизайна SoundDesigner.Pro, это был определенный риск. Даже поисковые системы не знали об этом направлении и выдавали «сауна-дизайн». Пришлось проводить лекции и рассказывать о том, как звук влияет на восприятие визуальной информации.
На тот момент направление звукового дизайна было незнакомо аудитории, многие думали, что это и есть звукорежиссура. Классический образ — пузатый дядька крутит какие-то ручки на пульте и попивает пиво. Именно это и расстраивало.
Возникла сумасшедшая смелая идея о создании индустрии в России, как бы громко это ни звучало. Многие коллеги в тот момент отвернулись от меня со словами: «Зачем? Работы и так мало. Это очень узкая ниша». Но я видел большие перспективы развития: набирали популярность небольшие ролики, youtube-видео и компьютерные игры. Мобильные гаджеты проникали в наш мир все больше и больше, а они ведь должны быть озвучены.
Однажды я создавал звучание первого в мире телефона с двумя экранами для Yota. Это была уникальная задача, sound design мобильного телефона — это мир противоречий. Например, что такое звук будильника? Это сигнал, который должен вводить в состояние микростресса, раздражать, иначе вы не проснетесь. Однако если же он будет неприятным, вы просто выключите этот будильник и больше не включите. Если пользователь меняет мелодию, пытается заменить назойливый эффект — работа саунд-дизайнера выполнена некачественно. Я решил, что необходимо обучать как можно больше специалистов в этой сфере, чтобы звуки радовали людей. Обучение — это огромные эмоциональные затраты. Однако сколько бы ты ни отдавал, получаешь гораздо больше.
В 2013 году я выбрал Московскую школу кино как площадку для появления первого в России факультета по направлению «Саунд-дизайн». Сначала отказали, так как это направление не показалось существенным для школы. Но через год мы начали сотрудничать. Через два года после этого наши дороги разошлись, я видел большие перспективы развития, нежели один факультет.
В 2015 году я сделал Sound Sunday — День звука в России. В киноцентре «Октябрь» летним жарким днем нас посетили более полутора тысяч человек. Оказалось, что люди интересуются всем, что связано с синтезаторами, музыкой в кино, образованием. Тогда же было объявлено об открытии Института звукового дизайна. Сначала мы запустили 2 направления: звуковой дизайн в кино и музыкальную звукорежиссуру. Через два года количество программ увеличилось вдвое.
Учитывая стремительные изменения рынка, появление интереса к новым формам медиа — компьютерным играм и графике — требуется постоянно обновлять и улучшать программы. Виртуальные миры, 360-видео и интерактивные инсталляции со звуком выглядят гораздо лучше.
КУРСЫ GEEK BRAINS SOUND-ДИЗАЙН
Название курса |
Срок обучения |
Сертификат |
Рассрочка |
Цена |
12 мес. |
Да |
Да |
От 4153 руб. |
ДИЗАЙН ЗВУКА – Перейти на сайт
Информация о курсе
Курс «Саунд-дизайн» от Школы креативных профессий GeekBrains — это уникальная возможность получить научиться писать электронную музыку, создавать саунд-дизайн или просто прокачать уже имеющиеся навыки. Данный курс даёт возможность научиться писать музыку с нуля — уже с первых занятий можно начинать практиковаться в саунд-дизайне.
Курс универсален и подходит для большой аудитории. Он предназначен как для новичков, так и для музыкантов-фрилансеров или начинающих саунд-дизайнеров.
Что входит в программу обучения
- Инструменты и функции Ableton Live;
- Сольфеджио, продвинутая и базовая музыкальная теория, современная теория музыки;
- Синтез;
- Аранжировка;
- Введение и основные законы саунд-дизайна, основы психоаккустики, эффекты;
- Сведение и мастеринг;
- Завершающая часть — работа с портфолио.
Преподаватели
- jBenji — автор курса и преподаватель, электронный музыкант, имеющий 12-летнюю музыкальную карьеру и опыт работы с мировыми брендами: HTC, МТС, Samsung, Marlboro и многими другими.
- Николай Мищенко — преподаватель, саунд-дизайнер, пианист и композитор, создавший много успешных медиа-проектов.
- Bad Zu — автор курса, преподаватель, сайнд-дизайнер и продюсер. Владелец студии звукозаписи и автор успешных музыкальных проектов.
- Александр Горячев — преподаватель, саунд-дизайнер, продюсер и электронный артист. Опытный специалист, работающий с ведущими радиостанциями мира.
- Yokaze — саунд-дизайнер и мультижанровый музыкант, гост-продюсер в EDM Ghost Production.
- IIya Showtime — преподаватель, композитор, звукорежиссёр, продюсер. Имеет 10-летний опыт в продюсировании, автор альбомов неоклассической музыки.
Формат курса
Курс обучения проходит в режиме онлайн, рассчитан на 12 месяцев. Обучение проходит в следующем формате:
- Работа с Ableton Live и разбор темы в режиме реального времени;
- Выполнение домашних заданий;
- Выполнение практических работ;
- Работа над собственным проектом.
Занятия проходят в онлайн-формате два раза в неделю в 20.00 по Москве. Начало занятий 9 августа 2021 года.
Стоимость
Стоимость курса составляет 4153 рубля в месяц, рассрочка 36 месяцев. При оплате курса одним платежом предоставляется скидка 10%.
Преимущества
- Помощь ведущих мировых специалистов саунд-дизайна на протяжении всего обучения;
- Гибкий график занятий;
- Возможность получения знаний с нуля;
- Низкая стоимость обучения;
- Получение диплома, который востребован в сфере саунд-дизайна.
Недостатки
Скидка возможна только при полной оплате курса.
Отзывы
Очень понравились проверки домашних заданий — все ошибки разбирали подробно и терпеливо. К концу обучения реально набиралась знаний и ушла во фриланс. Рекомендую эту программу обучения! Анна Юкина, отзыв с официального сайта |
Огромная благодарность преподавателям за грамотное изложение сольфеджио. Тяжёлая тема для меня оказалась доступной и понятной. Аранжировка так же порадовала — благодаря программе смог вникнуть в тему и разобраться в ней окончательно. Антон Чуркин, отзыв с официального сайта |
Аbleton Live наконец-то освоен! Обучение было лучше и интереснее, чем ожидалось. Понравился формат и процесс преподавания — всё очень понятно и доступно. Игорь Потоцкий, отзыв с официального сайта |
Интерактивный саунд-дизайн
Интерактивный sound design – это, в первую очередь, звуковое оформление компьютерных игр, приложений для мобильных и прочих технических устройств. Другими словами, всего, с чем может непосредственно взаимодействовать человек (от английского interaction – взаимодействие). Дизайнер обязан предвидеть, как будет восприниматься тот или иной звук. Именно поэтому, помимо собственно технической части, будущие саунд-дизайнеры изучают психологию, коммуникации, PR-технологии и даже основы драматургии.
Да и по части техники дизайнер должен разбираться не только в программах обработки звука, но еще и в аудиопрограммировании и видеосъемке, понимать основы операторского мастерства. Даже если ему никогда не придется заниматься этим лично (это работа смежников и коллег по команде), такие знания помогут прийти к общему видению и сделать конечный продукт более качественным для потребителя.
Пояснить это можно простым примером. Практически у каждого владельца смартфона установлено несколько популярных мессенджеров. Как минимум, Viber и WhatsApp. А еще большинство пользуется несколькими почтовыми ящиками и общается в соцсетях. Поэтому нужно, чтобы пользователь по звуку мог мгновенно определить, куда именно ему пришло сообщение: на Viber, WhatsApp, почту или в Facebook. Разнообразие и узнаваемость серии коротких звуков – задача не такая уж простая, как может показаться на первый взгляд. Однако ее реализация заметно повышает удобство пользования гаджетом.
Классика жанра – компьютерные игры
Чтобы не терять динамику, важно не просто видеть то или иное движение на экране. Важно, чтобы прыжок был обозначен одним звуком, взрыв – другим, выстрел – третьим
Так игра воспринимается намного интереснее, да и реагировать на изменение игровой ситуации удобнее.
Что же касается автомобилей, тут речь не только об удобстве, но и о безопасности. Такие моменты как неплотно закрытая дверь или неполадки в работе двигателя должны идентифицироваться моментально, и звуковое предупреждение играет в этом не последнюю роль. Таким образом, правильно подобранный и настроенный звук упрощает пользование устройством, будь то смартфон, автомобиль или стиральная машина.
С чего начинался саунд-дизайн в России?
В России у истоков sound design как индустрии стоял Василий Филатов, основавший вышеупомянутый Институт звукового дизайна и студию SoundDesigner.Pro. Он решил организовать студию в 2008 году, когда призрак кризиса был уже очевиден, и многие его, мягко говоря, не поняли. Однако Василий видел, что, невзирая на кризис, YouTube становится все более популярным, электронные гаджеты получают все большее распространение, компьютерными играми увлекается все больше людей.
А значит, для все большего количества видео будет требоваться отображающее суть происходящего аудио, будут выходить новые игры и новые версии старых компьютерных игр, рынок электронных устройств будет расти и, как мы уже выяснили, для программного наполнения электроники тоже нужен будет саунд-дизайн.
Актуальными становятся курсы саунд-дизайна, где всему этому можно было бы научиться. Изначально Василий Филатов решил предложить свои услуги в создании факультета саунд-дизайна Московской школе кино. Там его тоже не сразу поняли, и в 2013 году просто отказали. Однако уже в 2014 началась совместная работа, которая продлилась 2 года.
В июле 2015 года Филатов провел первый Sound Sunday в России, где желающие могли бесплатно посетить мастер-классы по семплингу от Александра Лейфа, синтезу звука от Глеба Рогозинского, лекцию о создании музыки из подручных средств и многие другие . Площадкой для проведения был выбран Музей Москвы . Невзирая на жаркий воскресный день и множество альтернатив его проведения на свежем воздухе на берегу любого из многочисленных подмосковных водоемов, на Sound Sunday собралось полторы тысячи посетителей.
Первый День звука в России показал, что россиян интересуют самые разные аспекты работы со звуком: от создания саундтреков к фильмам до написания электронной музыки и получения профильного образования. Там же, во время Sound Sunday, Филатов объявил о том, что Институт звукового дизайна открывает для абитуриентов двери двух своих факультетов: звукового дизайна кино и музыкальной звукорежиссуры.
Сейчас в Институте можно еще выбрать специализацию в области дизайна интерактивного звука, саунд-дизайна в визуальных и аудиовизуальных медиа . В общем, это охватывает все основные сферы sound design-индустрии. Поэтому будет логичным чуть подробнее рассказать, что представляет собой каждая из них.
Советы. С чего начать?
Если Вы чувствуете, что работа со звуком – это прям Ваше кредо, то начинать следует с азов.
Обзаведитесь базовым оборудованием. Вам следует в первую очередь приобрести простой (ключевое слово – простой, но не плохой!) микрофон и аудиокарту
Также очень важно, на чем вы будете слушать свои работы, поэтому понадобятся мониторы. Мониторы – это специальные профессиональные колонки с максимально ровной амплитудно-частотной характеристикой. Ровная АЧХ позволяет воспроизводить звук «без прикрас», таким, какой он есть, с минимальными искажениями
Существуют также бесплатные аудиоредакторы, которые позволяют получить качественный результат. Основам работы в них можно учиться самостоятельно, изучая видеоуроки
Ровная АЧХ позволяет воспроизводить звук «без прикрас», таким, какой он есть, с минимальными искажениями. Существуют также бесплатные аудиоредакторы, которые позволяют получить качественный результат. Основам работы в них можно учиться самостоятельно, изучая видеоуроки.
Старайтесь слушать мир. Слушать музыку, слушать фильмы, раскладывать по полочкам всю их звуковую картину. Подобная аналитическая деятельность – очень полезна для развития профессионального слуха.
Следите за развитием технологий, читайте больше актуальной литературы. То, что было актуальным вчера, может устареть завтра, а хороший специалист всегда шагает в ногу со временем.
Наши современные реалии таковы, что базового образования в ВУЗах по соответствующим специальностям бывает недостаточно. И профессия саунд-дизайнера – яркий тому пример. В отечественных ВУЗах готовят звукорежиссеров, но из-за несовершенства и устаревания программы, молодой специалист выходит из своего учебного заведения заведомо с пробелами в важных областях знаний. В такой ситуации без самообразования и самостоятельного штудирования материала не обойтись.
Учится всегда легче и приятнее, если кто-то опытный помогает разбираться в незнакомых вопросах. Подробнее о льготах для студентов заочной формы обучения вы можете узнать в нашей статье. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам нашей компании . Мы поможем Вам стать настоящим профессионалом своего дела!
Синтез
Это важнейшая часть саунд дизайна, которая нужна для точного и детального создания слоев для будущего звука. Только через его применение можно максимально тонко настроить нужное звучание. Конечно, для слоения можно использовать и готовые фактуры, но при таком подходе мы снова упираемся в рамки кем-то созданных звуков, по аналогии с готовыми семпл-паками.
Самостоятельный синтез позволяет детально точно и бесконечно кастомизируемо создавать каждый слой будущего семпла, не ограничивая себя ничем. Здесь нет рамок и правил, а возможности тонкой работы со звуком по-настоящему широки, кроме того, изменить уже сделанные шаги и вмешаться в звучание можно в любой момент – в этом огромное преимущество синтеза перед любыми другими методами. Еще сильнее потенциал синтезированных фактур раскрывается при комбинировании их с живыми записями, ресемплингом и другими приемами – сделанное в синтезаторе может стать любым слоем звука, в отличии от той же живой записи.
XFer Serum – популярнейший инструмент в электронной музыке. Это синтезатор таблично-волнового типа, имеющий логичный и дружелюбный интерфейс с относительно низким порогом вхождения. Под него существует много пресет-паков, на которых удобно тренироваться. Serum не является самым сложным и функциональным синтезатором, но начинать следует именно с него. Переход на более мощные инструменты должен происходить тогда, когда предыдущие уже не устраивают или их возможности не соответствуют задачам. С Serum у новичка это произойдет не скоро.
На портале есть подробный видеокурс по синтезатору: «XFer Serum: видеоинструкция
Ознакомиться с основами синтеза можно в специальном материале. Этот материал рассказывает об общих моментах работы в разных синтезаторах и о том, как быстро переходить с одного инструмента на другой. Осцилляторы, ручки, графики и огибающие – не такая сложная тема, какой она кажется новичкам.
Перспективы саунд-дизайнеров в России
По сложившейся традиции, в России все новое пробивает себе дорогу под истошные вопли типа «да кому это нужно», «да ты ничего не заработаешь и разоришься», «людям есть нечего, а ты со своими глупостями» и т.д. Масла в огонь подливают постоянные кризисы, экономическая нестабильность, падение рубля по каждому поводу и без оного, а вот теперь еще и пандемия.
Впрочем, пандемия – это аргумент, скорее, в пользу развития сферы мультимедиа, а значит, и sound design. Многие виды деятельности уходят в онлайн. Даже те, которые еще в 2019 году было вообще тяжело представить в онлайне. А, главное, незачем. Сейчас все изменилось, и, похоже, надолго.
Онлайн – шанс выжить для многих сфер. В онлайн идут концерты известных певцов и дни открытых дверей в различных вузах, театральные постановки и лекции, есть даже первые онлайн-бары, куда «можно со своим», в отличие от обычных питейных заведений. Разумеется, все это требует определенного аудиовизуального оформления. Согласитесь, как-то нелогично пить в тишине или даже ждать начала театральной онлайн-постановки – нужно какое-то звуковое оформление.
А уж индустрия онлайн-игр будет только расти, потому что, во-первых, заядлым игрокам постоянно нужно что-то новенькое, во-вторых, армию игроманов пополнят оставшиеся без работы и сидящие в самоизоляции соотечественники, которым попросту скоро будет нечем заняться. Для компьютерных игр тоже, как мы выяснили ранее, нужно звуковое оформление, и не абы какое, а чтобы создавало настроение.
Учитывая, что саунд-дизайном вполне можно заниматься, сидя дома за компьютером и пересылая готовые задания через облачные сервисы, специалистам в области дизайна звука никакой карантин не помеха. Даже если он затянется. Итак, чем же может заняться саунд-дизайнер в России в ближайшие годы?
Области приложения усилий для саунд-дизайнеров:
- Кинопроизводство.
- Телевидение.
- Радио.
- Театр.
- Создание и сведение музыкальных треков.
- Видеоблоги.
- Создание интерактивного продукта.
- Компьютерные игры.
- Постпродакшн.
Уточним, что постпродакшн – это этап производства аудио- и аудиовизуального контента, который следует за съемкой либо записью отдельных частей программы, фильма, видеоролика и т.д. Таким образом, вы можете попробовать войти в команду, уже работающую над каким-нибудь мультимедийным проектом.
А если вы почему-либо испытываете неуверенность в своих способностях освоить что-то новое, мы вас ждем на нашем курсе «Лучшие техники самообразования». Мир вокруг нас уже перенасыщен визуальными образами, а звуковой дизайн может облегчить их восприятие, поэтому поле деятельности для саунд-дизайнеров практически безграничное. Мы желаем вам творческой решимости, успехов и вдохновения!
Заключение
Современный мир обогатился большим количеством новых профессий. Одна из самых интересных, востребованных и полезных — саунд дизайнер. Создателей новых звуков и оформителей звукового пространства ждут не только в музыкальной, радио, рекламной или киноиндустрии. В специалистах испытывают недостаток и крупные холдинги — автомобильные, строительные, проектные. Разработчики мобильных приложений и игр нуждаются в саунд дизайнерах едва ли не больше, чем в программистах. И это только начало. Перспективы у профессии самые радужные. Но и требования к профессионалам высокие. Необходимо обладать не только развитым слухом и музыкальным вкусом, но и знаниями в самых разнообразных областях — от физики до психологии.