Список лучших вузов России, рейтинг 2021 года
Зато в регионах аграрные специальности и сельское хозяйство не теряют своей значимости. Знакомим вас с топ-10 лучшими сельскохозяйственными вузами РФ согласно рейтингу «Национальное признание»-2020:
- Ставропольский государственный аграрный университет. Вуз имеет богатую историю. Был основан в 1930 году в Москве как Московский институт овцеводства. В 1932 году был перемещен в Ставрополь. За время своего существования учебное заведение расширялось путем присоединения других общеобразовательных учреждений и не раз меняло название. В 1994 году институт стал называться академией, с 2001-го университет носит современное название.
- Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (г. Краснодар). Годом основания вуза является 1922-й, когда аграрному отделению при Кубанском политехникуме присвоили звание института. В 1991 году университет получил современное название. Сегодня это одно из крупнейших сельскохозяйственных высших учебных заведений страны.
- Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева. Старейший аграрный вуз России, который был основан в декабре 1865 года в качестве Петровской земледельческой и лесной академии. За время существования учебное заведение неоднократно меняло свое название. В 2017 году вуз был признан основной организацией Минсельхоз РФ по повышению квалификации работников в аграрном секторе.
- Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова. Вуз был основан в 1913 году как Высшие сельскохозяйственные курсы. Сегодня это крупнейшее учебное аграрное заведение Поволжья. Благодаря тому, что в университете в свое время (1917-1921 гг.) преподавал известный генетик Николай Иванович Вавилов, образовательное учреждение позже стало носить его имя.
- Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I. Стал первым высшим учебным заведением в городе, основанным в 1912 году по указу императора Николая II. В истории вуза были не только положительные моменты: так, в 2017-м университет потерял аккредитацию, которая позже была восстановлена. Сегодня это крупнейшее высшее сельскохозяйственное учебное заведение в центральной части России.
- Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа). Возник в 1930 году как Башкирский сельскохозяйственный институт. Звание университета вуз получил в 1993 году.
- Донской государственный аграрный университет (пос. Персиановский). Крупнейший сельскохозяйственный вуз юга России, который находится в Ростовской области. История учебного заведения берет начало в 1840 году, с открытия в Варшаве ветеринарного института, в Первую мировую войну переведенного в Новочеркасск. С 1907 года в станице Персиановская успешно развивается агрономическое отделение вуза. В 1993-м учебному заведению присвоен статус университета.
- Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина. Учебное заведение возникло в Великую Отечественную войну, с образованием в 1943 году Ульяновской области, на базе эвакуированного из Воронежа зооветеринарного института.
- Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина. Учебное заведение было основано в 1975 году, спустя 20 лет вуз получил статус академии. В 1999 году академия была преобразована в университет. В истории вуза были как светлые, так и темные времена. Так, вуз в 2007 году стал победителем среди высших учебных заведений, занимающихся внедрением инноваций в образовательные программы. А спустя 10 лет получил запрет от Рособрнадзора на прием студентов, который, впрочем, был снят в апреле того же года после устранения вузом ранее выявленных нарушений.
- Пензенский государственный аграрный университет. Вуз основан в 1950 году как Пензенский сельскохозяйственный институт. В 1995 году получил название Пензенской государственной сельскохозяйственной академии. Современное название университет приобрел в 2016 году.
Лицензированные специальности
Код | Специальность | Квалификация |
---|---|---|
08.01.05 | Мастер столярно-плотничных и паркетных работ | Паркетчик. Плотник. Столяр строительный. Стекольщик. |
08.01.06 | Мастер сухого строительства | Штукатур. Маляр. Столяр строительный. Монтажник каркасно-обшивных конструкций. Облицовщик плиткой и синтетическими материалами. |
08.01.08 | Мастер отделочных строительных работ | Маляр. Штукатур. Столяр строительный. Монтажник каркасно-обшивных конструкций. Облицовщик плиткой, мозаикой, мрамором и другими материала |
08.01.25 | Мастер отделочных строительных и декоративных работ | Маляр строительный. Монтажник каркасно-обшивных конструкций. Облицовщик плиткой и мозаикой. Штукатур. |
09.01.03 | Мастер по обработке цифровой информации | Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин |
13.01.10 | Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) | Слесарь механосборочных работ. Электромонтер: по ремонту обмоток и изоляции; обслуживанию электрооборудования. Водитель автомобиля. |
15.01.05 | Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) | Сварщик: ручной дуговой сварки плавящимся и неплавящимся электродом; полимерных материалов; механизированной сварки; термитной сварки. Га |
15.01.35 | Мастер слесарных работ | Слесарь: инструментальщик; механосборочных работ; ремонтник. |
19.02.10 | Технология продукции общественного питания | Техник-технолог. Старший техник-технолог. Помощник машиниста тепловоза; электровоза; электропоезда. Слесарь по ремонту подвижного состава |
23.01.03 | Автомеханик | Слесарь по ремонту автомобилей. Водитель автомобиля. Оператор заправочных станций. Электрогазосварщик. |
23.01.17 | Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей | Водитель автомобиля. Слесарь по ремонту автомобилей и подвижного состава. |
23.02.03 | Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | Старший техник. Техник. Специалист. |
29.01.05 | Закройщик | Закройщик. Портной. |
35.01.10 | Овощевод защищенного грунта | Овощевод. Цветовод. |
35.01.11 | Мастер сельскохозяйственного производства | Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм. Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования. Тракторист- |
35.01.13 | Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства | Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Водитель автомоб |
35.01.19 | Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства | Рабочий зеленого хозяйства. Садовник. Цветовод. |
35.02.07 | Механизация сельского хозяйства | Техник-механик. Старший техник-механик. |
35.02.16 | Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования | Техник-механик. Старший техник-механик. |
36.01.01 | Младший ветеринарный фельдшер | Санитар ветеринарный. Оператор по ветеринарной обработке животных и искусственному осеменению животных и птицы. |
38.01.02 | Продавец, контролер-кассир | Кассир торгового зала. Продавец продовольственных и непродовольственных товаров. Контролер-кассир. Повар. Кондитер. |
38.02.01 | Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | Бухгалтер. Специалист по налогообложению. Кассир. Техник. |
38.02.04 | Коммерция (по отраслям) | Менеджер по продажам. Менеджер с углубленной подготовкой. Менеджер. |
38.02.07 | Банковское дело | Специалист банковского дела. Специалист банковского дела с углубленной подготовкой. |
43.01.09 | Повар, кондитер | Повар. Кондитер. |
46.01.01 | Секретарь | Секретарь-машинистка. Секретарь. Секретарь-стенографистка. |
Факультеты и специальности аграрных вузов
Основными направлениями подготовки специалистов сельскохозяйственного профиля являются:
- «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»;
- «Ветеринария и зоотехнологии».
Список специальностей, по которым проводят обучение аграрные вузы:
- агрономия;
- агроинженерия;
- агрохимия и агропочвоведение;
- ветеринарно-санитарная экспертиза;
- ветеринария;
- гидромелиорация;
- зоотехния;
- ландшафтная архитектура;
- лесное дело;
- технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- экология и природопользование;
- природообустройство и водопользование;
- продукты питания из растительного сырья;
- садоводство;
- продукты питания животного происхождения и др.
Проходной балл для поступления
Проходной балл даже в столичных аграрных вузах сравнительно не высок (от 133 до 208 баллов, в зависимости от специальности). Связано это с тем, что сельскохозяйственные специальности не пользуются большой популярностью у абитуриентов, конкурс в эти вузы не такой большой, как на экономические и юридические факультеты. В регионах проходной балл на бюджетное отделение еще ниже.
Стоимость обучения в профильном вузе по сельскохозяйственной специальности также сравнительно невысокая. Заочное годовое обучение в региональных вузах стоит всего 20000-30000 рублей, что значительно ниже других, более популярных в России специальностей.
Будущее сельского хозяйства
В информационную эпоху изменения происходят очень быстро, они не обходят стороной и аграрную сферу, создают новое сельское хозяйство. Уже сейчас во многие современные хозяйства вполне органично вписываются «умные технологии» и эти технологии будут продолжать совершенствоваться. Отчасти это связано с тем, что новое время диктует новые задачи. Теперь растущий спрос на продукты питания необходимо удовлетворять, снижая негативное воздействие на окружающую среду
А это немаловажно, если учитывать, что экологическое состояние планеты – одна из ведущих проблем будущего
В будущем будет распространяться использование различных датчиков, которые измеряют, например, уровень влажности почвы и при необходимости подают сигнал в систему полива. Так же датчики могут измерять влажность воздуха и температуру, регулируя и эти условия автоматически.
Искусственный интеллект и различные типы роботов будут совершенствоваться и брать на себя больше функций: от очистки помещений скота до сбора урожая плодовых культур.
LED-лампочки позволяют заниматься растениеводством не только в местах с достаточным количеством солнца. Теперь теплицы смогут себе позволить и в регионах с меньшим количеством солнечных дней. Уже сейчас есть удачные эксперименты создания теплиц и вовсе в подвальных помещениях.
Генная инженерия будет набирать обороты. Станет создаваться больше растений на генетическом уровне защищённых от вирусов и паразитов. Ещё одной задачей генной инженерии является создание различных видов микроорганизмов, которые будут положительно влиять на производительность культур.
Различные технологии будут постепенно освобождать людей от физически тяжёлого и грязного труда. А производство делать более эффективным за счёт исключения «человеческого фактора».
К тому же датчики и счётчики, GPS-навигация – всё это поможет делать производство более экологичным, ведь при таком подходе исключается нецелевое расходование воды, топлива, удобрений, посадочного материала. Не зря этот новый подход к сельскохозяйственным работам называют «точным земледелием». Экологические проблемы так же будут решаться за счёт использования альтернативных источников энергии. Ветряные станции и солнечные батареи в разы снизят негативное воздействие на окружающую среду
Конечно, всё это приведёт к сокращению количества людей, задействованных в сельском хозяйстве. Но нужно понимать, что вовсе без человека эта сфера не обойдётся. Работники будут необходимы не для выполнения мелких монотонных работ, а для контроля над устройствами.
Профессии, которые можно получить в аграрном колледже
В следующей таблице представлены сельхоз профессии, которые вы можете получить в техникуме или колледже:
Профессия | Специализация в колледже |
Животновод | 36.01.02 Мастер животноводства |
35.01.16 Рыбовод | |
35.01.21 Оленевод-механизатор | |
35.01.20 Пчеловод | |
Цветовод | 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства |
35.01.09 Мастер растениеводства | |
35.01.10 Овощевод защищенного грунта | |
Инженер-эколог | 33.02.00 Инженерная защита окружающей среды |
Тренер-наездник лошадей | 36.01.03 Тренер-наездник лошадей |
Гринкипер (специалист, отвечающий за правильный уход и содержание газона) | 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство |
Флорист | 43.02.05 Флористика |
Егерь | 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству |
Тракторист-машинист | 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства |
Кинолог | 35.02.15 Кинология |
Как видите, выбор программ в аграрных учебных заведениях велик. Вы сами решаете какую профессию выбрать и где учиться.
Факультеты и специальности
Принимая решение о поступлении в сельскохозяйственный университет, студент получает шанс освоить одну из востребованных и перспективных на современном рынке специальностей. Список факультетов может видоизменяться в зависимости от конкретного заведения. Наиболее распространенные представлены в таблице:
Факультет | Специальности |
---|---|
Агротехнологический | агрономия, земельный и городской кадастр |
Ветеринарный | ветеринария, ветсанэкспертиза |
Землеустроительный | землеустройство, геодезическое обеспечение кадастра |
Зоотехнический | зоотехния, технология производства и переработки сельхозпродукции, продуктов питания |
Агрохимии, почвоведения, экологии и водопользования | агрохимия и агропочвоведение, водные биоресурсы и аквакультура |
На сегодняшний день подготовка кадров для сельскохозяйственной отрасли ведется по 70 направлениям и более 120 специальностям (бакалавриата и магистратуры). Общее число учащихся аграрных институтов (включая очников и аспирантов) превышает 400 тыс. человек. Причем стать профессионалом в агропромышленной области можно, обучаясь как на очном, так и заочном отделении, а также дистанционно.
Вредная работа в сельском хозяйстве
- Должности, связанные с пестицидами и ядохимикатами. Обычно это работа с удобрениями, опрыскиванием растений от вредителей или сорняков, дезинфекцией помещений.
- Обслуживание хряков и крупных бычков. Это очень сильные животные, которые могут быть беспокойными и небезопасными.
- Любая деятельность, связанная с трупами животных. Исключение в этом пункте, разве что, пчеловодство. Ведь погибшие пчёлы безвредны, из них даже производят лекарства.
- Тракторист-машинист, если он работает на машине советских времён, где высокий уровень шума и пыли. Современные трактора и комбайны, оборудованы всем необходимым для комфортной работы, там даже есть кондиционеры.
Факультеты и специальности аграрных вузов
Основными направлениями подготовки специалистов сельскохозяйственного профиля являются:
- «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»;
- «Ветеринария и зоотехнологии».
Список специальностей, по которым проводят обучение аграрные вузы:
- агрономия;
- агроинженерия;
- агрохимия и агропочвоведение;
- ветеринарно-санитарная экспертиза;
- ветеринария;
- гидромелиорация;
- зоотехния;
- ландшафтная архитектура;
- лесное дело;
- технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- экология и природопользование;
- природообустройство и водопользование;
- продукты питания из растительного сырья;
- садоводство;
- продукты питания животного происхождения и др.
Проходной балл для поступления
Проходной балл даже в столичных аграрных вузах сравнительно не высок (от 133 до 208 баллов, в зависимости от специальности). Связано это с тем, что сельскохозяйственные специальности не пользуются большой популярностью у абитуриентов, конкурс в эти вузы не такой большой, как на экономические и юридические факультеты. В регионах проходной балл на бюджетное отделение еще ниже.
Стоимость обучения в профильном вузе по сельскохозяйственной специальности также сравнительно невысокая. Заочное годовое обучение в региональных вузах стоит всего 20000-30000 рублей, что значительно ниже других, более популярных в России специальностей.
Список лучших вузов России, рейтинг 2021 года
Зато в регионах аграрные специальности и сельское хозяйство не теряют своей значимости. Знакомим вас с топ-10 лучшими сельскохозяйственными вузами РФ согласно рейтингу «Национальное признание»-2020:
- Ставропольский государственный аграрный университет. Вуз имеет богатую историю. Был основан в 1930 году в Москве как Московский институт овцеводства. В 1932 году был перемещен в Ставрополь. За время своего существования учебное заведение расширялось путем присоединения других общеобразовательных учреждений и не раз меняло название. В 1994 году институт стал называться академией, с 2001-го университет носит современное название.
- Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (г. Краснодар). Годом основания вуза является 1922-й, когда аграрному отделению при Кубанском политехникуме присвоили звание института. В 1991 году университет получил современное название. Сегодня это одно из крупнейших сельскохозяйственных высших учебных заведений страны.
- Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева. Старейший аграрный вуз России, который был основан в декабре 1865 года в качестве Петровской земледельческой и лесной академии. За время существования учебное заведение неоднократно меняло свое название. В 2017 году вуз был признан основной организацией Минсельхоз РФ по повышению квалификации работников в аграрном секторе.
- Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова. Вуз был основан в 1913 году как Высшие сельскохозяйственные курсы. Сегодня это крупнейшее учебное аграрное заведение Поволжья. Благодаря тому, что в университете в свое время (1917-1921 гг.) преподавал известный генетик Николай Иванович Вавилов, образовательное учреждение позже стало носить его имя.
- Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I. Стал первым высшим учебным заведением в городе, основанным в 1912 году по указу императора Николая II. В истории вуза были не только положительные моменты: так, в 2017-м университет потерял аккредитацию, которая позже была восстановлена. Сегодня это крупнейшее высшее сельскохозяйственное учебное заведение в центральной части России.
- Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа). Возник в 1930 году как Башкирский сельскохозяйственный институт. Звание университета вуз получил в 1993 году.
- Донской государственный аграрный университет (пос. Персиановский). Крупнейший сельскохозяйственный вуз юга России, который находится в Ростовской области. История учебного заведения берет начало в 1840 году, с открытия в Варшаве ветеринарного института, в Первую мировую войну переведенного в Новочеркасск. С 1907 года в станице Персиановская успешно развивается агрономическое отделение вуза. В 1993-м учебному заведению присвоен статус университета.
- Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина. Учебное заведение возникло в Великую Отечественную войну, с образованием в 1943 году Ульяновской области, на базе эвакуированного из Воронежа зооветеринарного института.
- Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина. Учебное заведение было основано в 1975 году, спустя 20 лет вуз получил статус академии. В 1999 году академия была преобразована в университет. В истории вуза были как светлые, так и темные времена. Так, вуз в 2007 году стал победителем среди высших учебных заведений, занимающихся внедрением инноваций в образовательные программы. А спустя 10 лет получил запрет от Рособрнадзора на прием студентов, который, впрочем, был снят в апреле того же года после устранения вузом ранее выявленных нарушений.
- Пензенский государственный аграрный университет. Вуз основан в 1950 году как Пензенский сельскохозяйственный институт. В 1995 году получил название Пензенской государственной сельскохозяйственной академии. Современное название университет приобрел в 2016 году.
Условия поступления
Для поступления в аккредитованные государственные учебные заведения необходимо набрать достаточное количество баллов по ЕГЭ. Список вступительных экзаменов изменяется в зависимости от вуза и выбранной специальности, причем от абитуриентов может потребоваться знание как точных, так и гуманитарных наук. Однако чаще всего для зачисления придется сдать:
- русский язык;
- биологию;
- математику;
- географию;
- обществознание.
Детальную информацию о вступительных испытаниях можно узнать на официальных сайтах учебных заведений.
Проходные баллы в сельхозакадемии относительно невысоки и составляют от 43 до 63 в зависимости от вуза. В прошлом году лидером вступительной кампании в аграрные университеты страны стал Башкирский ГАУ. Средний балл ЕГЭ абитуриентов этого вуза, – 62,7. Второе место занял Российский ГАУ им. К. А. Тимирязева с показателем 59,7.
Низкие проходные баллы свидетельствуют о невысоком интересе абитуриентов к сельхозуниверситетам, но аграрные специальности постоянно востребованы на современном рынке труда.
Основные отрасли специализации сельского хозяйства: растениеводство и животноводство
Растениеводство
Растениеводство – это главная отрасль, ведь она является основой сельского хозяйства, включающая в себя возделывание культур, которые удовлетворяют потребности человека в пище, а также производит корма для животных и сырьё для перерабатывающей промышленности.
Подразделяют растениеводство на подвиды:
Зерновое хозяйство. Именно зерновые составляют значительную часть рациона человека, поэтому они занимают большую часть посевных площадей. Лидерами производительности являются такие культуры, как пшеница, рожь, ячмень, рис, кукуруза.
Садоводство и виноградарство. Главной целью выращивания многолетних деревьев и кустарников является производство фруктов и ягод
Однако побочным действием создания садов является выделение деревьями кислорода, что немало важно для преодоления экологических проблем.
Овощеводство и бахчеводство. К этому направлению сельского хозяйства относятся очень разнообразные культуры: от картофеля, свёклы, моркови до различных видов капусты, помидоров, огурцов, перца
В зависимости от природы растения выделяют два способа выращивания: в теплице или в открытом грунте.
Кормопроизводство. Без этой отрасли невозможно развитие другой – животноводства. В качестве кормов для животных выращивают зерновые, бобовые, корнеплоды, многолетние и однолетние травы.
Технические культуры. Прядильные (хлопчатник, лён-долгунец, джут и конопля), масличные культуры (рапс, масленичная пальма, кокосовая пальма), сахароносы (сахарный тростник, сахарная свёкла, кокосовая пальма), красильные растения (марена, гармала, лавсония неколючая, гранат, грецкий орех), каучуконосы (деревья рода Гевея, в частности Гевея бразильская).
Животноводство
Животноводство – сфера сельского хозяйства, включающая в себя содержание животных для обеспечения населения продуктами питания.
Подразделяют животноводство на подвиды:
- Скотоводство. Содержание крупного рогатого скота – одна из самых популярных отраслей сельского хозяйства России. Выделяют молочное и мясное направление.
- Свиноводство. Второе по популярности направление – разведение свиней для производства мяса, сала и бекона.
- Птицеводство. Третья по объёмам производства отрасль, которая производит мясо, яйца, пух и перья. Это направление может быть связано не только с разведением куриц, но и с перепелами, индюками, утками и даже страусами.
- Коневодство. Лошадей разводят, как для участия в скачках и выставках, так и для употребления в пищу.
- Оленеводство. Направление сельского хозяйства достаточно редкое, распространенное в отдалённых северных регионах, где другие виды сельскохозяйственных животных не могут выживать. От этих животных получают мясо, мех, рога и шкуру (которая может применяться не только для пошива одежды, но и как строительный материал)
- Верблюдоводство. Древнейшее занятие кочевников. На сегодняшний день верблюдоводство распространено в регионах пустыни, полупустыни и сухой степи. От верблюдоводства получают мясо, молоко и шерсть.
- Рыболовство. Эта отрасль подразумевает как вылов рыбы, выросшей в диких условиях, так и разведение рыбы в искусственных водоёмах.
- Пчеловодство. Наиболее необычное направление в животноводстве, так как речь идёт прежде всего о насекомых, которые не поддаются приручению. Эта отрасль обеспечивает людей мёдом, продуктами пчеловодства, сырьём для изготовления лекарств.
- Овцеводство. Разведение овец и баранов для получения шерсти, мяса, молока, жира. Это направление особенно развито в предгорьях, где условия менее подходящие для крупного рогатого скота.
Какие отрасли сельского хозяйства наиболее распространены в России, читайте в статье «Типы сельского хозяйства»
Библиотека
Со времени открытия Петровской земледельческой и лесной академии 3 декабря 1865 года согласно её Уставу появилась и библиотека. Открытию её предшествовал ряд организационных мероприятий, и прежде всего формирование фонда. В основном фонд составили пожертвования учреждений и частных лиц; из частных лиц самое крупное пожертвование было сделано первым директором Н. И. Железновым; среди крупных дарителей — библиотека Академии наук, Императорская публичная библиотека, Императорское Вольное экономическое общество, Санкт-Петербургский лесной институт. Первым библиотекарем был назначен профессор В. Н. Андреев; была выбрана библиотечная комиссия из трёх профессоров под председательством профессора Э. Б. Шене; 9 апреля 1866 года в штате библиотеки появился ещё один сотрудник — слушатель академии Г. Гофман.
С 1877 года по решению Совета академии начала действовать учебная библиотека; главная библиотека стала именоваться фундаментальной, а учебная — библиотекой учебных пособий. В неё из главной библиотеки было передано 238 учебников и учебных пособий и выделен один читальный зал. Только с 1895 года у библиотеки учебных пособий появились денежные средства для самостоятельного комплектования. Однако на протяжении всех лет значительным источником пополнения книжных фондов были пожертвования профессоров и воспитанников академии; в разное время библиотека получила ценнейшие дары: в 1867 году по завещанию профессора И. Д. Ауэрбаха почти 800 томов; от профессора М. И. Придорогина 830 томов по зоотехнии; по завещанию профессора В. Ф. Болдарева многочисленное собрание книг по сельскохозяйственной энтомологии; от профессоров Московского университета А. П. Богданова и Н. Ю. Зографа — более 6000 томов книг по биологии и зоологии.
В 1894—1919 годах директором библиотеки был Карл Фёдорович Арнольд.
В начале января 1915 года в фундаментальной библиотеке насчитывалось 62986 томов научных книг, включающих более 20 тысяч названий, 52 % — на русском языке; библиотека имела несколько каталогов: алфавитный книг, систематический книг, алфавитный периодических изданий на русском языке и иностранных (английском, немецком).
К 1917 году библиотека заняла почти весь первый этаж главного здания и значительную часть подвального помещения. В это же время на ряде кафедр стихийно стали возникать кафедральные библиотеки из пожертвований преподавателей и слушателей кафедр, состоявшие из рукописных лекций, отчетов, книг, периодических изданий.
В первые годы существования посещаемость библиотеки не превышала 800 человек в год. Это в значительной мере объяснялось жёстким режимом, установленным в правилах пользования книгами библиотеки. Лишь в 1905 году был отменён тройной залог, который должны были вносить студенты при получении книг. Отменено было также запрещение студентам получать на дом периодические издания. Библиотека стала работать ежедневно и более продолжительное время, не закрывалась и во время каникул.
Какие профессии можно освоить в сельхоз академии
Сельскохозяйственная отрасль – это не только выращивание овощных и фруктовых культур. Она предлагает множество разных и интересных профессий. Вы можете выбрать на кого пойти учиться исходя из своих интересов и способностей. Получить высшее образование в области сельского хозяйства несложно, средний проходной балл ЕГЭ сравнительно низкий. Сельхоз академии выпускают следующих специалистов:
Агроном, в точном смысле этого слова, занимается посадкой и сбором урожая, заготовкой удобрений, борьбой с вредителями. Он должен разбираться в биологии, химии, ботанике, современных технологиях в области сельского хозяйства и климатических условиях. Зарплата агронома сильно колеблется — от 25 000 до 150 000 рублей. Чтобы получить эту профессию, нужно поступить на бакалавриат по программам 35.03.04 Агрономия и 35.03.05 Садоводство.
Ландшафтный дизайнер занимается разработкой и созданием садов, парков и прочих участков. Он должен обладать художественным вкусом, любить природу, разбираться в ботанике и уметь рисовать. Зарплата ландшафтного дизайнера от 30 000 и выше. Для получения этой профессии, поступайте по программе подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура.
Агроинженер – это специалист по сельскохозяйственной технике и оборудованию. Он должен обладать техническим мышлением, иметь рациональный подход к использованию ресурсов и общие знания в области биологии и ботаники. Зарплата агроинженера от 20 000 до 45 000 рублей. Получить эту профессию можно, поступив на бакалавриат по программе подготовки 35.03.06 Агроинженерия.
Агрохимик, почвовед занимается изучением состава, свойств, развития и рационального использования почвенного покрова. Он должен знать биологию, землеустройство, почвоведение, разбираться в географии и геологии, уметь отбирать пробы грунта и удобрений. Зарплата агрохимика от 15 000 до 60 000 рублей. Обучиться этой профессии можно по программе подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение.
Ихтиолог-рыболов работает на рыбном производстве, то есть искусственное разведение рыб. Он должен уметь выращивать не только саму рыбу, но и ее корм. Зарплата ихтиолога-рыболова может достигать 120 000 рублей. Получить эту профессию можно по программам подготовки 35.03.09 Промышленное рыболовство и 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура.
Зоотехник более известен под названием животновод. Занимается он уходом и разведением домашнего скота и птицы. Помимо самой зоотехнии, специалист должен знать основы ветеринарии, уметь составлять оптимальный рацион питания скота и владеть технологиями заготовки кормов. Зарплата зоотехника составляет от 20 000 до 90 000 рублей. Этой специальностью можно овладеть, поступив на бакалавриат по программе подготовки 36.03.02 Зоотехния.
Ветеринар более понятная профессия, особенно для любителей домашних питомцев. Он, как Айболит, лечит животных. Ветеринар по роду своей деятельности должен любить живность. Зарплата у ветеринара начинается от 25 000 рублей и достигает 120 000 рублей. Получить эту специальность можно по программе подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза.
Технолог деревообработки – одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий. Он занимается обработкой древесины с помощью различных технологий. Еще он отвечает за разработку новых методов деревообработки, контроль качества их выполнения и ищет способы снижения бракованной продукции. Минимальная зарплата технолога деревообработки составляет 30 000 рублей и достигает 150 000 рублей. Получить эту профессию можно по программам подготовки 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств и 35.03.01 Лесное дело.
Сельхоз-технолог – это специалист широкого профиля, он занимается как выращиванием сельхоз культур, так и разведением домашнего скота. Он должен иметь знания в области, биологии, зоологии, животноводства, ветеринарии и ботаник. Зарплата сельхоз технолога от 25 000 рублей до 100 000 рублей. Эту профессию можно освоить, поступив на бакалавриат по программе подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Оставить нельзя модернизировать
Стремительный прогресс технологий затрагивает все отрасли экономики, в том числе и сельскохозяйственную. Облик и условия развития мирового агропромышленного комплекса (АПК) кардинально изменятся уже в ближайшее десятиления, прогнозируют учёные.
Новый этап технологического развития в мире получил название «АgroTech 4.0» (АПК 4.0). Его основы — внедрение «умных» решений, био- и нанотехнологий, робототехники, растущее влияние потребителей и новых ценностных ориентиров, изменения в структуре ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности.
Всё это меняет структуру занятости — с одной стороны снижается зависимость от низкоквалифицированной рабочей силы и ставится под вопрос актуальность отдельных профессий, с другой — растут и быстро меняются требования к ключевым компетенциям.
В результате одним из трендов трансформации мирового АПК становится формирование новой модели аграрного образования. Её основные черты: междисциплинарность и развитие на стыке разных областей научных знаний, растущий в геометрической прогрессии объём научной информации, переход к «экономике знаний», главным ресурсом которой являются компетенции. Университеты, управляющие созданием этого ресурса, приобретают новую ролевую характеристику, преобразуясь в «предпринимательские университеты», которые совмещают научно-образовательную, инновационную и бизнес-функцию.
Зарубежный опыт
Кадровый дефицит в АПК и престиж аграрных профессий — проблема не только России. Она характерна для всех развитых стран, и, как отмечают авторы, вызвана общим набором предпосылок, связанных с трансформацией общественно-экономического уклада.
Американская образовательная модель имеет, например, свои проблемы — недостаточная «пропускная способность» университетов. Она вызывает количественный дефицит. Качественный также есть, но формулируется в перспективном контексте — дефицит кадров может проявиться при быстром переходе отрасли на новый технологический этап. Россия имеет и количественный, и качественный дефицит специалистов «здесь и сейчас».
Чтобы сформулировать рекомендации по модернизации российского аграрного образования, авторы доклада проанализировали опыт США, представляющий, как они отмечают, уникальный пример комплексного подхода и включающий наиболее широкий набор инструментов, которые используются в мировой практике преодоления подобных проблем.