Простое и эффективное омоложение: самомассаж лица еленой земсковой

К юбилею Революции

Книга «Творчество народов СССР» была подготовлена к двадцатилетию Октябрьской революции 1917 года. Идею ее создания предложил Максим Горький и поддержал отдел агитации и пропаганды ЦК партии. При газете «Правда» была организована редакция «Две пятилетки», которая и отвечала за выход книги. Руководил процессом литературный критик Георгий Корабельников, художественной обработкой переводов занималась поэтесса Аделаида Адалис.

В сборник вошло 255 произведений, в основном поэтических. Некоторую иерархию можно проследить уже в количественном соотношении представленных языков: 71 текст был на русском и не требовал перевода, за ним следовали переводы украинского фольклора — 37 текстов. Далее: 13 — с белорусского языка, 12 — с армянского, 12 — с грузинского, 14 — с казахского (казахский устный эпос, восхваляющий Сталина, часто публиковался в центральных советских газетах и был образцом в этом жанре). Кроме того, в меньшем количестве были представлены переводы с таджикского, туркменского и азербайджанского языков, а также творчество народов Кавказа, Поволжья, Севера и Алтая.

— Помимо самого перевода, меня заинтересовала нетипичность советской истории по сравнению с историями переводов в других империях, где, как пишут исследователи постколониальных стран, в основном если и переводили книги, то только с языка метрополии на колониальный. Обратное направление встречалось редко. У нас же этот сборник, который включает множество переводов с языков разных, в том числе и малочисленных, народов страны, демонстрирует культурное разнообразие,  объясняет свой выбор темы Елена Земскова. — Другое дело, что, когда смотришь, как это все было организовано, понимаешь, что результат не предлагал настоящего разнообразия фольклора, по крайней мере, на момент 1937 года.

Культура имитации

Редакция, состоявшая исключительно из русскоязычных сотрудников, не сама принимала решение о включении тех или иных фольклорных текстов в сборник. Этим занималось руководство «Правды», однако оно старалось заручиться поддержкой республиканских партийных органов и союзов писателей. Также редакция отправляла тексты на рецензирование советским ученым-фольклористам и поэтам-переводчикам. Не все отзывы были хвалебными, встречались и довольно критические замечания. Критики в основном отмечали тенденцию к русификации источника и использованию канонизированных русских стихотворных форм, о чем, например, в своем отзыве писал фольклорист Юрий Соколов. Между тем редакция оставляла переводы без изменений, так как ориентировалась в большей степени не на близость перевода к оригиналу, а на его художественные достоинства. Фактическая проверка аутентичности текста сводилась к формальной процедуре.

— В начале проекта мы видим большое стремление редакции поставить всю работу на «научные» рельсы и привести доказательство подлинности каждого текста. Для этого организуются специальные экспедиции, проводятся записи, составляются подстрочники. Однако жесткие идеологические установки делают эту работу в итоге бесполезной. Наличие или отсутствие оригинала игнорируется, особенности фольклорного стиха не берутся в расчет, а литературная форма русского переводного текста упрощается до набора клише из канона русской поэзии, — заключает Елена Земскова.

IQ

Автор исследования:

Елена Земскова, доцент факультета гуманитарных наук Школы филологии НИУ ВШЭ

Автор текста:

Тарасова Алёна Юрьевна,

29 мая, 2018 г.

Литература

исследования

книги

лингвистика

профессиональные переводчики

СССР

Подпишись на IQ.HSE

Правила проведения

Елена Земскова утверждает, что только строгое следование всем правилам и требованиям позволит добиться положительных результатов. Важную роль здесь играет определенный настрой, особая подготовка. Обязательное условие — проводиться самомассаж должен в комфортных условиях. Первые манипуляции непременно проводить перед зеркалом, в сидячем положении. После того как все движения будут выполняться автоматически, можно проделывать их на удобном диване или в кресле.

Перед тем как приступить к оздоровительному самомассажу, обязательно провести простую подготовку:

  1. Тщательно очистить кожный покров с помощью скраба.
  2. Умыться с применением моющих неагрессивных препаратов.
  3. Распарить лицо — использовать для этого влажное горячее полотенце.
  4. Подсушить кожу, можно применить успокаивающее средство — лосьон, домашний тоник на растительной основе.

При проведении подготовки следить за тем, чтобы кожный покров не был раздражен — это отрицательно отразится на проведении процедуры. Если это случилось, использовать средства, способные успокоить дерму, только после этого приступать к манипуляциям.

Противопоказания

Несмотря на безопасность и безвредность процедуры, есть ряд женщин, которым нежелательно прибегать к этому способу омолаживания. Придется подыскать другой метод избавления от морщин в таких случаях:

  • проблемы с нервной системой;
  • воспалительные процессы на кожном покрове;
  • раны, трещины, ссадины на лице;
  • обильные высыпания;
  • герпес.

Во время беременности, вскармливания малыша грудью разрешено проводить технику самомассажа — опасности для ребенка процедура не несет. Побочные эффекты при проведении манипуляций не возникают. Если появился дискомфорт на кожном покрове, чувствуются болезненные ощущения, то лучше на некоторое время отказаться от омолаживания и позволить мышцам отдохнуть.

Техника самомассажа Елены Земсковой — простой и доступный способ избавиться от старости и дефектов, возникающих на лице. Главное: внимательно изучить особенности проведения процедуры, придерживаться советов и рекомендаций косметолога. Результаты не заставят себя долго ждать и порадуют после нескольких сеансов.

Техника выполнения массажа

Начальным этапом проведения самомассажа по Земсковой является воздействие на нервную систему, а только затем на сосудистую и мышечную.

Для выполнения понадобиться масло, обладающее целебными свойствами, желательно, с приятным запахом (миндальное, с виноградных косточек). Если такого масла в доме нет, то можно использовать оливковое, тыквенное или даже подсолнечное. При использовании любого из них руки буду легко скользить по поверхности кожи, не травмируя её.

Самомассаж лица Елены Земсковой состоит из пяти основных приёмов:

Поглаживание

Поглаживание благоприятно действует на нервную систему, успокаивает её и способствует регенерации кожи.

На первом этапе следует выполнять следующие манипуляции:

  1. Тыльной поверхностью ладоней без нажима необходимо гладить лицо, начинать с шеи, затем переходить к щекам и лбу, а после этого — от центра лица в стороны. Количество повторений: 2-3 раза.
  2. Затем необходимо повторить всё в обратном порядке: лоб, щёки, шея и т. д. Медленно поглаживать область лопаток и плеч, меняя поочерёдно руки, а дальше перейти к боковой стороне шеи. Количество повторений: 2-3 раза.
  3. Отдельно проработать области лба и щёк.

Суть второго этапа заключается в воздействии на сосудистую систему и лимфоток. Для этого необходимо выполнить поглаживания, как на первом этапе, сделав движения более интенсивными, но не настолько, чтобы не было смещения кожи. Направление движений — по ходу лимфы.

Разминание пальцами

Разминание пальцами положительно влияет на состояние нервной, лимфатической и венозной систем. Благодаря этому мышцы приходят в тонус, а мимические морщины становятся менее заметными.

Завершающий этап — поглаживания для успокоения кожи и предотвращения болезненных ощущений. Такие ощущения часто появляются на следующий день при несоблюдении правил выполнения самомассажа.

Разминание фалангами пальцев

Глубокое воздействие на мышечную систему возможно с помощью этого упражнения. Его Елена рекомендует выполнять с нарастающей интенсивностью, как и предыдущие манипуляции. Это необходимо для того, чтобы кожа была подготовлена к интенсивному воздействию и при этом не травмировалась.

Все действия с помощью фаланг пальцев должны выполняться не спеша, очень аккуратно и без малейшего нажима. При правильном воздействии фаланги должны быть согнуты в сторону мизинца.

Участки где морщины выражены сильнее, можно обработать интенсивнее, задержавшись в этом месте подольше. Например, скорректировать овал лица можно разминанием фалангами пальцев области двойного подбородка.

Пальцевый душ

Одним из финальных этапов самомассажа лица от Елены Земсковой выступает пальцевый душ. В основу техники заложено воздействие подушечками пальцев постукивающего характера, осуществляющееся по направлению линий с наибольшим натяжением мышечных тканей, продвигаясь от центральной части к периферии. Это упражнение способно повысить тонус мышц и упругость кожи.

Пощипывания

Пощипывания также относятся к финальному этапу самомассажа, благодаря которому достигается эффект лифтинга. Для этого придерживайтесь основных правил:

  • Совершать пощипывания по линям натягивания мышц лица;
  • Защипывать складку кожи с мышцей между большим (неподвижным) и указательным пальцем, плавно передвигаясь;
  • Наращивать темп выполнения, защипывая небольшие участки — это делает лифтинговый эффект более выраженным;
  • Повторять упражнение 2-3 раза, завершив поглаживанием.

При выполнении упражнений не должно быть болевых ощущений или сильного дискомфорта. Наличие неприятных ощущений может свидетельствовать о допущенных ошибках в процессе самомассажа, их нужно устранить.

Завершение массажа

Правильное завершение сеанса самомассажа является залогом успеха. Заканчивать процедуру необходимо полным расслаблением ранее обработанных областей с помощью лёгких, едва ощутимых касаний ладонями. Лучше всего это делать с закрытыми глазами.

После завершения всех манипуляций необходимо провести детальный осмотр лица для определения произошедших изменений, а также их оценки.

Как закрепить результат

Начинать следует с непродолжительных сеансов. Вполне достаточно всего пяти минут на начальных этапах. Со временем увеличивать длительность самомассажа, но более четверти часа лучше им не заниматься. Результаты ощущаются уже после первых манипуляций, но на лице можно будет их заметить не раньше чем через неделю.

Можно повысить эффективность процедур, используя профессиональные препараты (крем, маску, лосьоны) или домашние процедуры с самостоятельно приготовленными составами. Есть немало рецептов домашней косметологии с применением доступных простых продуктов.

Для завершения самомассажа применяется такая маска:

  1. Потереть на терку небольшое яблоко.
  2. Смешать кашицу из фрукта с натуральным йогуртом.
  3. Добавить несколько капель масла миндаля (для жирной кожи лучше взять жожоба).
  4. Нанести смесь на кожный покров лица ровным слоем.
  5. Удалить прохладной водой через четверть часа.

Маска оказывает омолаживающее воздействие, успокаивает, способствует исчезновению дефектов в виде дряблости, освежает и возвращает здоровый оттенок.

Подготовка к массажу

Подготовительные процедуры состоят из нескольких этапов:

  1. Очистка лица: удаление остатков макияжа и тонизирование кожи.
  2. Создание комфортной обстановки, в которой легко можно расслабиться, настроившись на выполнение упражнений. Сюда относится зажигание свеч, благовоний, включение любимой расслабляющей музыки и др.
  3. Выбор удобной позы возле зеркала (чтобы можно было легко контролировать движения).

Подготовительные упражнения для повышения эффективности процедуры:

  1. Сделайте несколько глубоких медленных вдохов и выдохов через сложенные ладони у лица.
    Количество — 5-10 раз.
  2. Закройте лицо ладонями и расслабьте мышцы. В такой позе задержаться на 10-20 секунд.
  3. Расположите ладони по обе стороны шеи и удерживайте их так до 20 секунд.

Не стоит начинать массаж с интенсивных упражнений без предварительной подготовки, поскольку это грозит появлением побочных эффектов в виде сильного покраснения, зуда или болевых ощущений.

Как создавался фольклор

В Российском государственном архиве литературы и искусства сохранилось много документов, иллюстрирующих работу над сборником «Творчество народов СССР». В том числе оригинальные записи, подстрочники, переводы с правкой редакторов, переписка, материалы о заседаниях, планы научно-исследовательских организаций, с которыми редакция сотрудничала. Такой массив данных представляет особую исследовательскую ценность.

В идеале схема сбора материала для сборника должна была выглядеть следующим образом: собиратель, владеющий местным языком, записывает фольклор, затем он передаёт свои записи подстрочкинисту, который делает дословный перевод «строка в строку» и указывает характеристики стихотворной формы (размер, ритм, рифмовку и т.п.). И уже в Москве поэты-переводчики создают художественный перевод текста на русском языке для публикации в сборнике. Однако исследование показало, что на каждом из этапов работы происходили фальсификации.

— Путь от источника к тем текстам, что мы имеем в сборнике, — это адаптация исходных материалов к образу советского фольклора, который редакции кажется правильным. Тем более, что это редакция при газете «Правда», — там наиболее идеологически подкованные и заточенные люди.

Делали они следующее. Например, есть носитель народной традиции, женщина, которая поёт поминальные песни на похоронах. Ее просили исполнить что-то на смерть Ленина, и она исполняла свою импровизацию. Нельзя сказать, что это выдуманная вещь, это фольклор, потому что текст имеет фольклорные признаки. Но он не будет воспроизводиться дальше, потому что никто не будет петь плач по Ленину. Поэтому исследователи стали использовать термины «псевдофольклор» или fakelor, — поясняет Земскова.

В полученные записи подстрочникист, который на практике мог оказаться в одном лице и собирателем, нередко вносил изменения, чтобы приукрасить текст, придав ему дополнительные образы, и тем самым нарушал оригинальную структуру произведения.

После этого уже в Москве поэт-переводчик получал задание создать аналог на русском языке на основе имеющихся материалов. Поэты, которые брались за художественный перевод, старались удовлетворить в первую очередь ожидания редакции и не чувствовали большой ответственности перед оригиналом, поэтому позволяли себе отступления от подлинных текстов и подстрочников.

— Для поэтов эти переводы были вроде халтуры, за которую хорошо платили. Главное условие — не столько точная передача оригинального текста, сколько удовлетворение запроса редакции. Поэтому была уместна некая надуманность, совершенствование оригинала и даже работа безо всякого оригинала. В частности, за такую подработку брались поэты Исаковский, Бедный, Голодный и многие другие.

В мемуарах советского филолога, поэта и переводчика Александра Ромма много говорится о том, что он долгое время мечтал о публикации собственных стихотворений, но издательства отказывались его печатать. Зато охотно принимали его псевдопереводы с разных языков. Он стремился к репутации самостоятельного писателя, но в то же время ему было сложно отказаться от хорошего заработка, — комментирует Земскова.

В сборнике фамилии переводчиков не указывались, что облегчало моральную нагрузку для самих поэтов и избавляло редакцию от возможных политических вопросов, в случае если кто-то из указанных литераторов вдруг впадет в немилость.

Автор методики

Среди женщин, предпочитающих хранить молодость с помощью простых процедур самомассажа кожного покрова, Земскова — известная личность. Огромный опыт в работе массажистом, собственная массажная школа, курсы, созданные Еленой, — только часть заслуг женщины, ставшей легендой в мире косметологии.

Ученики Земсковой считают регулярные процедуры, проводимые по разработанной косметологом технике, могут заменить дорогие сеансы по омоложению в салоне или постоянное применение препаратов по уходу за лицом.

Массажные приемы, разработанные Еленой, помогут избавиться от таких проблем:

  • отечность лица;
  • провисание щек;
  • дряблость и нездоровый оттенок кожного покрова;
  • мелкие морщинки;
  • глубокие складки.

Единственное условие для достижения положительных результатов — строгое соблюдение правил и требований.

Правильная подготовка к проведению самомассажа лица по Земсковой

Конечно же, как и любом ином деле перед началом проведения самомассажа по Земсковой необходима правильная подготовка к процедуре и даже некий специальный настрой. К примеру, перед началом проведения процедуры самомассажа по Земсковой настоятельно рекомендуется помедитировать, включить спокойную, приятную для вас музыку, а также обязательно максимально тщательно очистить лицо и конечно же постараться полностью расслабиться.

https://youtube.com/watch?v=9AI8g1zOf8M

Первоначально для этого рекомендуется закрыть глаза, после чего соединить ладони воедино и немного подышать через ранее сложенные руки. Детальнее – нужно сделать один максимально глубокий вдох, после чего должен последовать не менее спокойный медленный выдох опять же через сведенные вместе ладони (это упражнение рекомендуется повторить не менее пяти или даже десяти раз).

Принято считать, что благодаря таким, казалось бы, простым и даже элементарным манипуляциям организм человека может быть полностью настроен на дальнейший самомассаж по Земсковой. Более того именно эти простые упражнения способны сделать так, что ладони полноценно будут заряжаться необходимой им энергией.

Перевод переводу рознь

В архиве сохранилось немного оригинальных текстов и подстрочников, что свидетельствует о том, что редакция не всегда обращалась к ним при решении о допуске готовых переводов к публикации в сборнике. Однако есть два примера, которые особенно наглядно показывают картину редакторской работы с текстом.

Стихотворение на смерть Ленина, которое в 1928 году было опубликовано в газете «Красный Крым», а записано якобы со слов старика-садовника, крымского татарина в Бахчисарае, редакцией было решено использовать в качестве подстрочника и включить его художественный перевод на русском языке в сборник. Обработку текста поручили Арсению Тарковскому, который в своем переводе изменил стихотворную форму до более-менее равных строф и добавил новые эпитеты. В результате его вариант стихотворения зазвучал более пафосно и величественно, что видно на примере изменения простых «рыбацких яликов» на «черноморские корабли».

Между тем в сборник это стихотворение вошло уже в редакции Аделаиды Адалис, которая, видимо, вдохновившись общей картиной морской бури и полетом над морем буревестника, придала тексту стихотворную форму, сильно напоминающую известное произведение Горького. 

Другой пример — адаптация армянской «Песни о тракторе…». Поэт Василий Гатов сдал в редакцию перевод, который отличался от подстрочника количеством строф (на три меньше) и использованием вместо трехударного дольника четырехстопного хорея, так часто встречаемого в русских песнях. Кроме того, для сохранения ориентального колорита песни Гатов оставил без перевода слова «джан» (с армян. милый, любимый) и «матах» (с армян. жертва). 

В свою очередь, Адалис придала тексту восторженную песенную форму, усилив его повторениями и восклицаниями, при этом убрав все армянские слова. 

Пошаговая инструкция

Для проведения массажа непременно использовать масло — полезные элементы проникнут глубоко в слои дермы, обогатят необходимыми веществами, влагой. Нанести небольшое количество средства на кожный покров, позволить впитаться, только после этого переходить к проведению манипуляций.

Пошаговое проведение самомассажа Елены Земсковой:

  1. Поглаживание, способствующее успокоению нервной системы. Ладонями рук гладить лицо начиная с нижней части и до самого лба, затем повторить процесс в нисходящем порядке. Аналогично поглаживать шею, участки плеч, лопаток — снизу вверх и обратно.
  2. Разминание. Проводить пальцами. Начинать со средней части лица, двигаясь к контурам. Первые процедуры осуществлять медленно, только через неделю можно ускорять.
  3. Разминание при помощи фаланг. Применяется на нижней части лица, шее. Движение направлено на избавление от дряблости и провисаний, второго подбородка. Проводить согнутыми фалангами пальцев, с силой, но без болезненных ощущений нажимая на мышцы.
  4. Душ пальцами. Легкими хлопками кончиков пальцев пройтись по всему лицу. Движение лучше начинать с центра лица, от носа, двигаясь к щекам. Завершить поглаживанием, которое поможет расслабиться.
  5. Пощипывание. Завершающий этап процедуры. Его особенность: чем быстрее выполнять движения, тем большего эффекта можно добиться. При пощипывании захватывать кожный покров двумя пальцами — большим и средним. Именно среднему пальцу здесь отводится главная роль — большой двигаться не должен. Завершить курс легким успокаивающим поглаживанием.

Завершить процедуру расслаблением. Ладони непременно положить на лицо, стараясь охватить как можно большую зону. Обязательно сосредоточиться именно на этом движении, стараясь почувствовать все изменения, которые произошли во время массажа. Именно в этом состоит главная особенность процедуры — в продолжение курса непременно нужно каждой частичкой кожного покрова ощущать перемены, происходящие с лицом.