Лайфхак абитуриента: как сдать егэ по русскому языку на 100 баллов

Бесплатно

Stepik

Сайт: https://stepik.org

На сайте есть несколько бесплатных курсов для самостоятельной подготовки:

Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» — для подготовки к тестовой части экзамена. Если вы знаете свои слабые места, можете сразу приступить к шагам, которые вам интересны. Если не знаете с чего начать – начните с начала.

В курсе есть:

  • Теория по каждому заданию отдельно
  • Лёгкие задания на проверку усвоения теории
  • Сложные задания-ловушки
  • Задания формата ЕГЭ (настоящие задания ЕГЭ прошлых лет)

Всего:

  • 125 уроков
  • 13 часов видео
  • 845 тестов

Если вам нужна обратная связь, у автора есть новый (платный) курс «Соточка по русскому». В него включены доп. модули с теорией по сочинению ЕГЭ и итоговому сочинению.

Также на сайте можно найти и другие курсы, которые помогут в подготовке:

«ЕГЭ по русскому: нормальные варианты» — это не курс в прямом смысле слова, а подборка демоверсий и доступных вариантов реальных ЕГЭ (2019-2021).

Плюсы этих вариантов: наличие пояснений к каждому заданию и уровень сложности, сопоставимый с тем, что будет на реальном экзамене.

В курс входят:

  • 25 уроков
  • 208 тестов

В курс входят:

  • 10 уроков
  • 53 теста

ЕГЭ.рф

Сайт: https://егэ.рф

На платформе можно пройти пробное тестирование по русскому языку. Здесь вы найдете реальные варианты экзаменов 2021 года от ФИПИ по всем основным предметам. Первая (тестовая) часть экзамена проверяется автоматически и результат появляется мгновенно, это бесплатно.

При желании можно заказать проверку письменных заданий — самими экспертами ЕГЭ. За это придется заплатить: 500 р. за проверку без комментариев специалиста или 1000 р. за проверку с развернутыми комментариями.

По результатам тестирования ученик сможет сравнить полученный балл с проходными и оценить свои шансы на поступление в тот или иной вуз.

«4ЕГЭ»

Сайт: https://4ege.ru

На сайте собраны отдельные вебинары, которые посвящены:

  • Отдельным заданиям из ЕГЭ по русскому языку
  • Написанию сочинения
  • Типичным ошибкам
  • Обзору изменений в экзамене
    и т.д.

Помимо видео, к урокам даются тестовые задания для практики.

«Синергия»

Сайт: https://synergy.ru

На сайте собраны теоретические материалы, которые помогут в подготовке к экзамену по русскому языку:

  • Демоверсии, КИМы, ЕГЭ предыдущих периодов
  • Теория по отдельным типам заданий
  • Орфоэпический словарь ЕГЭ и словарь выразительных средств лексики и фразеологии
  • Теория о том, как писать сочинение на ЕГЭ
  • Официальная информация и новости

Также здесь есть обширная подборка практических заданий — по каждому типу вопросов в ЕГЭ с ответами. Плюс примеры сочинений.

«РешуЕГЭ»

Сайт: https://mathb-ege.sdamgia.ru

На сайте каждый месяц автоматически формируются новые тренировочные варианты ЕГЭ по русскому. Они состоят из новых заданий и самых сложных заданий прошлого месяца. Проверяется тест автоматически. Также можно создавать тесты по определенным темам, которые нужны вам для самопроверки.

Кроме этого, на сайте есть спец. раздел: Всё об итоговом сочинении 2021.

Здесь собраны следующие материалы:

  • Темы
  • Структура
  • Клише
  • Советы
  • Шпаргалка

Яндекс.Репетитор

Сайт: https://yandex.ru

На сайте 15 теоретических видеоуроков по темам ЕГЭ по русскому языку от экспертов. Также на сайте собрана большая подборка тестовых заданий.

Все задания аналогичны тем, что будут использоваться на экзамене. Их составляют эксперты, в том числе авторы «СтатГрада». Тренировочные варианты включают ответы с разборами. Каталог заданий ЕГЭ обновляется каждую неделю.

«Ясно Ясно ЕГЭ»

Сайт: https://www.youtube.com

Ютуб-канал образовательного проекта, который предоставляет качественную подготовку к экзаменам от экспертов ЕГЭ.

Плейлист «ЕГЭ по русскому 2021 с экспертом» содержит видео с разбором отдельных экзаменационных заданий. В отдельном плейлисте собраны видеоуроки про написание сочинения, которые помогут научиться выполнять это задание без ошибок и соблюдать все критерии ЕГЭ.

«Русский язык ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»

Сайт: https://www.youtube.com

Канал подготовки к ЕГЭ по русскому от онлайн-школы «Академия ЕГЭ №1».

Здесь ты сможешь:

  • Посмотреть понятные видео-разборы заданий, сложных моментов и теории ЕГЭ. Видео выходят каждый день, их уже 330+
  • Посещать бесплатные занятия: live-трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке

«Школково ЕГЭ, ОГЭ, олимпиады»

Сайт: https://www.youtube.com

На канале два плейлиста с видеоуроками, посвященными ЕГЭ по русскому 2021:

  • Разборы тестовой части экзамена
  • Советы и правила написания сочинения

Ко всем видео прописаны тайм-коды. Также можно подписаться на рассылку полезных материалов (Вконтакте).

Обществознание

Скиданов Владимир Алексеевич, преподаватель обществознания с 25-летним опытом: «За год подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно. Если ученик занимается 1 раз в неделю, то его результат на экзамене, как правило, около 60 баллов. При регулярных ежедневных занятиях и работе с репетитором 1-2 раза в неделю результат может быть около 90 баллов. Так в прошлом году готовилась к экзаменам моя лучшая ученица — Киселёва Маша, которая получила 98 баллов за ЕГЭ и победила в олимпиаде СПБГУ».

Преподаватель обществознания в Учебном центре «Эврика»: «При желании к ЕГЭ по обществознанию подготовиться за год возможно. Следует помнить, что ОГЭ и ЕГЭ — это проверка системных знаний и умений по предмету, поэтому осваивать его лучше постепенно, поэтапно накапливая фундаментальные знания, развивая общую эрудицию и кругозор.

Оптимальный вариант качественной подготовки — 2 занятия в неделю с педагогом и самостоятельная работа по той тематике, которую разбираете с учителем в данный момент. Также нужно читать научную, научно‑публицистическую и нормативную литературу по политике, экономике, праву, например, Конституцию.

На наших занятиях ученик получает дополнительные материалы в разных форматах: в видео- и аудиофайлах, распечатанных текстах, таблицах, ссылках на сайты. Так мы развиваем способность к творческому мышлению и умение применять знания для ответа на нестандартные вопросы.

Примерный план годичной подготовки к ЕГЭ по обществознанию выглядит так:

  • повторение пройденного материала с увеличением его объёма: базовые понятия, факты, структурные модели и т.п.;
  • при изучении новой темы обязательно нужно делать конспекты в тетради в виде схем, таблиц, графиков материала с выводами;
  • закрепление материала: решение экзаменационных заданий от простых к сложным на изученную тему;
  • выполнение заданий блока С или написание эссе на изученную тему, после полного овладения теоретическим материалом».

С запятыми все просто!

Возможно, кому-то лёгкими кажутся задания по пунктуации. Этот блок, кстати, тоже существенно усложнили в 2018 году, добавив задание, связанное с пунктуационным анализом предложений. Материал, подбираемый для других заданий, также далёк от примитивности.

Где-нибудь в школьном учебнике оговариваются подобные случаи? Нет. Каждый ли носитель русского языка распознает в слове «будучи» деепричастие? Тоже нет.

Вместе с тем школьники, приученные «вырезать» обособленный оборот из состава предложения, чтобы проверить правильность расстановки знаков, на экзамене оказались в патовой ситуации: в данном примере «вырезать» определение «склонным к анализу» не получится — фраза потеряет смысл. Несмотря на то что факультативность знака на месте цифры 2 была учтена составителями КИМов и в качестве правильных были засчитаны оба варианта ответа — 123 и 13, вывод напрашивается однозначный: включение подобных примеров в варианты реального ЕГЭ означает, что подготовка к экзамену не может ограничиваться рамками школьных учебников. Выпускник, претендующий на высокий балл, должен уверенно применять правила пунктуации, понимать внутренние синтаксические закономерности, быть в курсе актуальных научных проблем и дискуссий. Тогда подобные задания не заведут его в тупик и он не потратит драгоценное время на сомнения и метания, сбережет нервы. Может ли при грамотной подготовке к такого рода заданиям идти речь о «натаскивании на запятые»? Наверное, если считать глубокое погружение в теорию с последующей отработкой навыка — «натаскиванием»…

Как появилась экзаменационная система и что в ней не устраивало общество

Экзаменационная система начала формироваться только четверть века спустя после появления гимназий — в 1830–1840-е годы. Это было связано с ростом количества желавших поступить в университеты — вместе с тем возникла необходимость в конкурсном отборе абитуриентов.

Экзамены тогда назывались «испытаниями» и использовались как для перевода в следующий класс, так и для подтверждения успешного окончания гимназии.

После 1896 года переводные экзамены для наиболее успевающих учеников отменили. Интересно, что связано это было с коронацией Николая II, в честь которой всем гимназистам сделали послабления. Довольно быстро стало понятно, что эта мера снизила успеваемость и породила представление об экзамене как о наказании. Поэтому в 1907 году Министерство народного просвещения вернуло переводные экзамены для всех гимназистов.

Выпускные экзамены назывались испытаниями зрелости. При этом главным критерием успеха провозглашалось не заучивание дисциплин наизусть, а способность ученика мыслить самостоятельно и понимать суть предмета. Однако это декларативное требование мало соответствовало реалиям. На деле, чтобы сдать экзамены, молодым людям вполне хватало удовлетворительных познаний, блестящих не требовалось. Это видно из системы оценок, о которой расскажем чуть позже.

С 1870-х годов в адрес системы экзаменов, как и гимназического образования в целом, поступало много критики. В основном, она была связана с сочувствием к ученикам, которым физически и психологически тяжело давалось окончание учёбы.

Но звучали и более практические замечания. Например, великий русский химик Дмитрий Менделеев замечал из своего богатого опыта сдачи и приёма экзаменов, что их отмена сократила бы время обучения на год. Учёный предлагал оставить только вступительные испытания в университеты, как «неизбежную необходимость», применяемую в зависимости от количества абитуриентов.

Также критики подчёркивали, что часто экзамены не достигают своей цели — проверки усвоения знаний учащимися. То есть дети учатся не для того, чтобы приобрести знания, а чтобы научиться сдавать экзамены. Что-то знакомое, правда?

Научить учиться

— Как вы считаете, какая форма экзаменов лучше: ЕГЭ или устные, как было раньше?

— Было бы лучше, если бы мы устно беседовали с детьми, как раньше. Но, с другой стороны, тот же ЕГЭ по литературе позволяет выяснить уровень понимания текста, в принципе, этого достаточно.

Но есть дети, которым письменная речь дается очень сложно, устно они могут изложить свои мысли, а оформить их на бумаге — проблематично. Это становится камнем преткновения, и поэтому литературу они не выбирают. Вообще, литература — один из самых невыбираемых предметов, потому что нужно владеть огромным объемом информации. Чтобы сдать ЕГЭ по литературе в 11-м классе, нужна программа с 6-го класса, это предельно сложно. Очень многое нужно не просто знать, но и прочитать.

Статья по теме

К учебе готовы: новый предмет и контроль питания

— А можно наверстать упущенное перед экзаменами?

— Практически нет. Если у ученика нет базы, то просто нереально. Если она есть, но на каком-то этапе он просто что-то пропустил, то наверстать упущенное при желании можно. Прежде всего должна быть хорошая база начальной школы и 5-6 класса, когда закладываются основы изучения языка. Но без стараний самого ребенка ничего не сделать.

— А что подразумевается под базой, это набор каких-то правил или навыков?

— База закладывается в начальной школе

И здесь очень важно, к какому учителю ты попал, сумеет ли он заинтересовать, направить. Речь идет не о том, чтобы с первого класса и до конца жизни запомнить правила, а о том, какие навыки ученик обретет

Он должен научиться трудиться, быть усердным, уметь найти информацию, сначала сделать уроки, а потом развлекаться. Именно эти дети, которых научили учиться, и успешны в дальнейшем.

— Можно ли подготовиться к экзамену без репетитора?

— Можно, сейчас есть много пробных работ, сайтов в интернете, в конце концов можно просто обложиться книгами. Все зависит от желания ребенка. Да, помощь учителя ему тоже нужна, но для проверки, подсказки, чтобы направить в верную сторону.

У меня были такие случаи, когда дети сами занимались и успешно сдавали экзамен. В прошлом году из всего 11 класса всего три человека ходили к репетитору, остальные готовились сами и все сдали хорошо.

Статья по теме

Куда идем? Ждут ли школу большие потрясения в этом учебном году?

— Лилия Владимировна, как сдать ЕГЭ и не сойти с ума?

— ЕГЭ — это не так страшно, как преподносят. Если человек идет к нему целенаправленно, знает, что его ждет, готовится, то это абсолютно нормально. Я считаю, что чаще всего нагнетают обстановку родители, которые иногда даже не знают, как проходит экзамен. Детей к нему готовят, репетируют и относятся спокойнее. Да, они волнуются, но это нормальное состояние перед любым экзаменом. Тем более если не сдал ЕГЭ, то можно пересдать, подать апелляцию, если не согласен с результатами. Все же это больше истерия бывает у родителей, которые говорят ребенку: «Вот ты не сдашь, не поступишь в вуз и будешь работать дворником», но, с другой стороны, хороший дворник — тоже нужная профессия, без нее никак. А если не в вуз, то можно поступить в техникумы.

Чтобы сдать ЕГЭ — нужно работать еще и дома, а не только в школе. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

— Сейчас многие просто уходят после девятого класса, чтобы не сдавать экзамен, это выход из ситуации?

Отличники и аутсайдеры

Самый сильный прирост показала профильная математика. Это связывают с тем, что задания, которые были в КИМах, наконец-то обошлись «сюрпризов».

Задачи второй части были простыми и понятными, поэтому каждый, кто готовился к ЕГЭ , имел возможность набрать 80+. Если в прошлом году количество высокобалльников по
стране составляло лишь 3%, то в этом году их число возросло до 7,1%.

Напомним, что именно с 2019 года ученикам запретили сдавать профильную и базовую математику одновременно, каждому выпускнику пришлось делать выбор. В итоге 6,7% выпускников не смогли сдать «профиль» и перейти порог в 27 баллов.

Неплохой прирост показал английский язык

К 2022 ЕГЭ по иностранному языку планируется ввести в число обязательных, так что всем нынешним девятиклассникам советуем обратить внимание на этот предмет

Сложно ли сдавать ЕГЭ?

Наиболее значительные изменения в прошлом году претерпел ЕГЭ по русскому языку: его очень сильно усложнили. Несмотря на это, средний балл снизился не слишком заметно.

Это говорит о том, что ученики стали более ответственно подходить к подготовке к экзамену. Именно поэтому они справились даже со сложными заданиями.

При этом целых 812 школьников было удалено с ЕГЭ-2019 за использование шпаргалок или телефонов. С ними мы увидимся только в 2020 году на пересдаче.

Выбрать стратегию подготовки

Здесь всё зависит от уровня ученика и сопутствующих обстоятельств. Варианты стратегий:

Готовиться самостоятельно. Ребёнку понадобятся дисциплина, организованность и чёткий план. Для облегчения задачи можно использовать тематические сайты, печатные пособия, разбор заданий на YouTube-каналах и приложения «Решу ЕГЭ».

Заниматься с репетитором. Он поможет определить уровень, заполнить пробелы в знаниях, разобрать типовые задания и учесть все нюансы оформления и содержания ответа. 

Отрабатывать с репетитором конкретные задания, а остальное учить самому или в школе. Например, можно отдельно готовиться с преподавателем к эссе или решению задач повышенной сложностей по математике и физике. 

Как заработать свои баллы

Выпускники задаются вопросом: «Как сдать ЕГЭ на высокий балл»? Действительно, каждый год в единый госэкзамен вносятся некоторые изменения (заметьте, речь не идет обязательно о его усложнении). Может меняться порядок заданий, слова в формулировке, количество вариантов ответа и подобное. Само же содержание остается в целом прежним, как и сама школьная программа. На сегодняшний день даже в тестовой части ЕГЭ нужно не просто указать какую-либо букву или цифру из нескольких предложенных вариантов, а обдумать и записать правильный ответ (например, по обществознанию – найти термин, «выпадающий» из общего ряда перечисленных) или даже несколько ответов (при этом уточнить, сколько их должно быть).

Зачем? Это делается для того, чтобы свести к минимуму «угадывание» ответов на экзамене. От учеников требуется более серьезный подход к решению заданий. Но серьезный не означает непосильный. Как обычно, в любом тесте есть более и менее сложные вопросы.

Для вас не составит большого труда пройти базовое тестирование, если у вас есть основные знания по предмету, главное — очень внимательно прочитать задание (например, найти необходимое значение на графике в тесте по математике). Решив такие задания, вы можете рассчитывать на минимальное количество баллов ЕГЭ и получить аттестат, но стать претендентом на поступление в вуз явно не получится. Всегда найдутся ученики, чьи баллы будут приближаться к 100, а не к нижней границе.

Поэтому хорошенько подумайте, какую вы ставите перед собой цель и сколько баллов потребуется для ее достижения. Например, можно посмотреть проходные баллы прошлого года на сайте вузе, в который вы хотите поступать. Может, конкурс на вашу специальность не так велик? Сдать ЕГЭ – это лишь промежуточная задача, основная же – поступление в вуз.

Какие предметы можно сдать в 10 классе

Все десятиклассники могут сдать ЕГЭ по трём предметам, освоение которых в полном объёме заканчивается в конце 10 класса:

русский язык,

математика (базовый уровень),

география.

Чтобы сдать ЕГЭ по любому другому предмету на год раньше, необходимо завершить изучение этого предмета досрочно.

Для этого закон предусматривает несколько возможностей:

Обучение в школе по индивидуальному учебному плану

Право на ИУП имеет каждый ученик независимо от состояния здоровья или успеваемости. Для получения ИУП необходимо отсутствие академической задолженности. Теоретически возможно, продолжая учиться в школе, перейти по конкретному предмету на такой индивидуальный план, который предусматривает ускоренное прохождение программы к концу 10 класса. На практике, однако, школы не всегда соглашаются на такие условия: учителям трудно выделять время для обучения одного ученика по отдельной программе.

Очно-заочное обучение

Эта форма обучения, при которой ученик получает право осваивать часть предметов в школе, а часть — заочно, то есть без посещения школы. При этом со школой понадобится заключить договор об очно-заочном обучении. В этом же договоре будет прописан индивидуальный план обучения и порядок аттестаций по «заочным» предметам. Для перехода на очно-заочную форму один из родителей должен написать заявление на имя директора школы.

Заочное обучение

Эта форма обучение предусматривает, что ученик продолжает числиться в школе, но не посещает уроки, а учится самостоятельно. Для перехода на заочное обучение нужно заявление родителя и заключение договора со школой, в котором будет прописан порядок и сроки аттестаций по всем предметам.

Семейное обучение

Эта форма обучения означает, что ученик получает образование вне школы, самостоятельно, а в школу зачисляется только для прохождения аттестаций. При этом аттестацию можно сдавать в любое время по мере освоения предметов. Для перехода на семейное обучение одному из родителей нужно написать соответствующее заявление на имя директора школы и уведомить органы местного самоуправления о выборе семейной формы обучения.

Самообразование

Самообразование — то же самое, что семейная форма обучения, но перейти на неё может сам ученик без участия родителей. Такая возможность предусмотрена с 15 лет при условии успешной сдачи ОГЭ за 9 класс. Для перехода на самообразование достаточно заявления от ученика. Со школой нужно заключать договор о прохождении аттестаций. Это может быть та же школа, в которой вы учились, или любая другая по вашему выбору. На самообразование нельзя перейти, если вы уже подали заявление о ЕГЭ как учащийся школы.

Порядок действий

Если вы планируете сдавать русский язык, базовую математику или географию, заявление на сдачу ЕГЭ необходимо подать до 1 февраля того года, когда вам предстоит экзамен. Например, если вы в сентябре 2019 года начали обучение в 10 классе, то к 1 февраля 2020 года вам необходимо определиться, будете ли вы сдавать ЕГЭ в конце года и по какому предмету, после чего подать соответствующее заявление на имя директора школы.

Если вы хотите сдавать какой-либо другой предмет школьной программы, начинать подготовку к досрочной сдаче экзамена нужно заранее, в самом начале 10 класса, а лучше ещё раньше, в 9 классе. Эта подготовка предусматривает переход на индивидуальный план и/или на другую форму обучения плюс досрочное освоение программы по предмету.

Идеально, если у вас получится успешно (минимум на тройку) сдать аттестацию за 11 класс по выбранному предмету до 1 февраля. В этом случае вам будет достаточно подать заявление и приложить к нему документы о прохождении аттестации.

Если вы планируете сдавать аттестацию за 11 класс позже 1 февраля, например, весной, подать заявление всё равно можно. Окончательное решение о допуске к ЕГЭ педсовет школы принимает 25 мая. К этому времени сведения об успешной аттестации необходимо предоставить в обязательном порядке.

Как быстро подготовиться к экзамену по русскому

Подготовиться за короткий срок можно, выучив только самые важные темы и активно решая тестовые задания по ним. Но помните, что со слабыми знаниями получить высокий балл на ЕГЭ крайне сложно.

Нужно распланировать обучение на оставшееся время до экзамена и строго следовать каждому пункту, а лучше позаниматься с преподавателем, наняв репетитора или записавшись на онлайн-курсы — тогда быстрая подготовка будет качественной.

Достаточно ли 2 месяцев на эффективную подготовку

За два месяца эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ получится, но на высокий балл рассчитывать не стоит. Например, минимальная продолжительность онлайн-курсов по русскому — 3 месяца. Уроки можно смотреть в записи и заниматься хотя бы через день — тогда вы быстрее освоите школьную программу.

В онлайн-школах обучают опытные преподаватели. Они подробно разбирают все темы, которые вы изучали с 5 по 11 класс. Учитель также даст полезные советы, как избавиться от страха и волнений на экзамене. На дистанционном курсе вы успеете сдать пробный ЕГЭ и будете знать, на какой балл можно рассчитывать во время экзамене.

Что можно успеть выучить за неделю

Ударения. Не нужно заучивать все. Специалисты по ЕГЭ подготовили для школьников сборник с теми словами, которые входят в экзамен — его можно посмотреть на сайте ФИПИ.
Паронимы. Перечень нужных слов также есть на сайте ФИПИ.
Лексические нормы

Важно знать, как убирать из словосочетания или предложения ненужные слова, которые не несут смысла, делают выражение некорректным.
Морфология. Изучите, как правильно образовывать формы слов.
Синтаксис

Подразумевает правильно построение предложений и словосочетаний, соблюдение порядка слов.
Орфография. Нужно разобраться с правильным написанием слов, чередующихся корней, приставок, суффиксов, а также знать все глаголы-исключения, отличать отглагольное прилагательное от причастия.
Пунктуация. Сложная часть русского языка, но на экзамене играет значимую роль. Изучите правила постановки запятых при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах, вводных словах. Не забудьте разобраться, где уместно ставить тире, дефис и двоеточие.
Типы речи. Выучите всю классификацию, научитесь анализировать текст.
Языковые средства выразительности. Вспомните все существующие средства, к примеру, метонимию, синекдоху, оксюморон.

За одну-две недели эти темы русского языка можно вспомнить, если есть хороший багаж знаний. Если с этой дисциплиной у вас большие трудности, повторите только те правила, задания по которым дают максимальные баллы на ЕГЭ.

Реально ли подготовиться к ЕГЭ по русскому за 1 день или ночь

Начать готовиться за один день или ночь до экзамена — не самая лучшая идея. Вы можете повторить основные правила, но рекомендуется выделить на это хотя бы 2-3 дня.

Что делать, если до экзамена остался час

Не стоит искать чудо-способы, как подготовиться к ЕГЭ по русскому за час. Это нереально. Если вы начнете второпях пересматривать все темы, только больше запутаетесь и будете паниковать. Успокойтесь и идите на экзамен, где уже по ходу выполнения заданий постарайтесь вспомнить правила.

Изменения в Задании №16

Задание №16 всегда приносило два самых легких балла в разделе пунктуации. Видимо, составители экзамена тоже это поняли. Поэтому в ЕГЭ по русскому 2022 года это задание приносит только один балл, а вот подходящих предложений, вместо однозначно двух, может быть неограниченное количество.

Так, в этом задании из ЕГЭ по русскому 2022 не указано ни минимальное, ни максимальное количество возможных вариантов, поэтому разобрать придется все предложения:

  • в первом ставится одна запятая перед второй частью составного союза, то есть перед «так и»;
  • во втором ставится одна запятая между первым и вторым однородными прилагательными, между которыми нет союзов, то есть перед «простой»;
  • в третьем запятая не нужна, так как «мелкий» и «клейкий» характеризуют разные признаки, а значит, эти прилагательные не являются однородными;
  • в четвертом запятая не нужна, так как союзы не повторяющиеся, они либо относятся к разным группам слов (в преемственности и верности, успеха и популярности), либо служат для усиления (и содержится);
  • в пятом одна запятая между частями сложносочиненного предложения с основами «лес отдыхает» и «степь обдает», то есть перед «и».

Таким образом, в этом задании три предложения с одной запятой — 125.

Чтобы проверять ЕГЭ, учителя сами сдают экзамен

— Как вы попали в проверяющую комиссию — по своему желанию, или это такое предложение, от которого обычно «нельзя отказаться»?

— Я уже очень давно проверяю ОГЭ, с самого начала его появления, а вот в комиссию по проверке ЕГЭ решила пойти только два года назад. Туда попадают по личному желанию — я пошла совершенно осознанно. Заявка на отбор в эксперты подаётся в начале учебного года (через завуча своей школы). Чтобы стать экспертом ЕГЭ, учителю нужна определённая экспертная квалификационная категория — первая или высшая. Учитывают педагогический стаж и работу в выпускных классах. Потом надо пройти обучение (в январе-марте) и сдать итоговый экзамен.

Кстати, экспертов ЕГЭ не так уж много, в отличие от экспертов ОГЭ (в ОГЭ бывает и так, что все учителя школы сидят на проверке экзамена). Связано это с тем, что одиннадцатиклассников меньше, чем девятиклассников, соответственно — экзаменационных работ тоже меньше. К тому же ЕГЭ — это более серьёзная подготовка и оценивание, потому что на кону поступление в вуз, конкуренция.

— Если учитель хочет стать экспертом ЕГЭ, он соответствующее обучение проходит единоразово или каждый год заново?

— Каждый год заново — с учётом всех поправок и нововведений в ЕГЭ. Есть очные и дистанционные занятия, и там нам дают много самостоятельных и проверочных работ, по которым оценивают, насколько мы готовы к проверке. Каждый раз в конце обучения проводится итоговая аттестация, и по её результатам принимается решение, может ли учитель стать экспертом ЕГЭ на этот год.

— Почему вы стали заниматься проверкой ЕГЭ — что вас мотивирует? Это же дополнительная нагрузка.

— Долгое время я готовила детей к экзамену, просто читая все необходимые материалы, и этого было достаточно, чтобы быть в теме. Но требования к сочинению начали усложнять, поэтому в первую очередь я записалась на проверку потому, что мне захотелось понять, как изнутри выглядит этот процесс, какие детали необходимо знать проверяющему. Без этого взгляда изнутри было не всегда понятно, чему нужно учить детей.

Во-вторых, мне это просто интересно. Для практикующего учителя это возможность посмотреть, что получается на выходе не только у своих, но и у других выпускников, какой уровень интеллекта, рассуждений, насколько сильнее или, наоборот, слабее получился выпуск. Какой-то год кажется выпуском сплошных интеллектуалов, а в какой-то видишь сплошь провальные сочинения.

— Доплачивают ли за эту нагрузку педагогам? И даёт ли эта работа ещё какие-то преимущества?

— За саму проверку платят по количеству проверенных работ. Время учёбы на курсах не оплачивается. В школе эта моя занятость никак не учитывается, это моё личное дело

Но есть такой плюс: на курсах по подготовке к проверке ЕГЭ нам выдают удостоверения о повышении квалификации, то есть для аттестации учителей это важно

В чем сложность экзамена ЕГЭ по русскому?

Основная проблема, мешающая сдать русский на 100 баллов ЕГЭ, — это ограничивающая установка «сдам как сдам». Нет. Эту дисциплину не нужно сдавать, надеясь на пороговый балл.

Русский язык — это спасательный круг в мире экзаменов. Мы говорим и пишем на нем, мы умеем различать сарказм и понимаем, что волосы Златовласки сделаны не из золота. И этого вполне достаточно, чтобы претендовать минимум на 90+ баллов. 

Представьте, если сдать русский язык на 100 баллов ЕГЭ, а два других предмета на 70, усредненный результат — 80 баллов. При этом, набрать максимум за эту дисциплину проще, чем за профильную математику или химию. Отличная возможность отыграть возможные потери!

Вторая же проблема — это чрезмерная уверенность в собственных силах. Перейти порог на ЕГЭ по родному языку — это действительно легко, даже если не готовиться. А вот с целью 90+ баллов придется попотеть. Экзамен ежегодно усложняется, для него требуются все более специфичные знания и владение критериями, структурой ЕГЭ. Выпускники должны понимать, что именно хотят от них эксперты, а дойти до этого самому бывает сложно. При этом, родной язык сдают все, и провал на этом экзамене может стоить поступления: 70 за русский — и бюджет любого топового вуза для вас закрыт даже с сотками по другим предметам.

Можно ли подготовиться к ЕГЭ на 100 баллов без репетитора?

Практика показывает, что по подготовиться к ЕГЭ самостоятельно вполне реально. Главное – серьезно подойти к процессу и составить себе план подготовки. Вот несколько советов для тех, кто собирается готовиться самостоятельно:

  1. Поставь себе четкую цель. Определи, куда ты будешь поступать после школы и сколько баллов тебе необходимо набрать, чтобы достичь целей. Если ты заранее выберешь факультет и специальность, тебе проще будет составить план подготовки.
  2. Основной фактор успеха – время подготовки к экзамену.Готовиться к ЕГЭ лучше начать с сентября.
  3. Не откладывай на потом.Если в школе прошли новую тему или разобрали новую форму, сразу старайся самостоятельно порешать задания, чтобы отработать новый материал.
  4. Не бойся задавать вопросы.Если чувствуешь, что до конца не разобрался в задаче, не бойся попросить у преподавателя объяснить еще раз.

Распространенные ошибки при подготовке и советы, как их избежать

Самая распространённая ошибка, которую совершают 9 из 10 выпускников при подготовке к ЕГЭ — изучение и прорешивание КИМ от начала к концу. Лучше это делать в соответствии со следующей группировкой заданий:

  • не нуждающиеся в специальной подготовке — задания 2−5, 9−21, 24 и 26 (здесь эффективнее будет ежедневная тренировка с применением логического мышления);
  • связанные с анализом текста на разных уровнях — задания 1, 22 и 23;
  • задания на соответствие — 8 (правильное определение типа грамматических ошибок) и 26 (нужно разбираться в изобразительно-выразительных средствах языка).

В целом, больше всего времени стоит уделить на подготовку к последнему типу заданий и сочинению.