Теория музыки: курс музыкальной грамотности

Простые интервалы

Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:

  • 1 – прима
  • 2 – секунда
  • 3 – терция
  • 4 – кварта
  • 5 – квинта
  • 6 – секста
  • 7 – септима
  • 8 – октава

Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.

Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.

Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:

Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.

Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:

Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:

Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:

Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:

Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:

На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.

Как освоить теорию музыки?

В эпоху доступности практически любой информации многое из того, зачем раньше приходилось посещать музыкальную школу или брать частные уроки, можно освоить самостоятельно. Современные методики позволяют это сделать намного быстрее, чем за 5-7 лет музыкальной школы. Именно для этого разработан и наш курс по основам теории музыки.

Этот курс даст основы знаний как начинающим музыкантам, так и тем, кто уже попробовал свои силы на музыкальном или вокальном поприще и желает развиваться дальше. Уроки составлены таким образом, чтобы материал был понятен абсолютно всем, в том числе людям, никогда ранее не интересовавшимся теоретическими основами музыки.

Наш курс ни в коем случае не замена профессионального музыкального образования, однако это очень действенный первый шаг в освоении теории музыки. Если возникнет потребность в более глубоких знаниях по какой-либо теме, можно воспользоваться списком дополнительной литературы. В списке есть дополнительные материалы по всем затронутым программой курса темам.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава». Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October»! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов. «Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция», пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три».

В русском языке есть слова, похожие на «кварту»: это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал»? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

Мбу до «устьянская детская школа искусств» — основы нотной грамоты

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.
Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу.

Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение.

Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на гитаре).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Составные интервалы

Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:

  • 9 – Нона (интервал в 9 ступеней)
  • 10 – Децима (10 ступеней)
  • 11 – Ундецима (11 ступеней)
  • 12 – Дуодецима (12 ступеней)
  • 13 – Терцдецима (13 ступеней)
  • 14 – Квартдецима (14 ступеней)
  • 15 – Квинтдецима (15 ступеней)

Рассмотрим эти интервалы подробнее.

Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:

Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.

Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:

Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.

Ундецима – Октава + Кварта.

Дуодецима — Октава + Квинта.

Терцдецима — Октава + Секста.

Квартдецима – Октава + Септима.

Квинтдецима – Октава + Октава.

Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.

А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:

Появление нотной грамоты

 

Полностью развитая система создана греками в VII в. Эллины различали цветность, четверть тона и гармонию. Однако изобретатели сильно запутали систему, поэтому путали названия и применяли одни и те же слова для обозначения разных явлений. Знаки были написаны в трех разных позициях: вертикальном, горизонтальном и перевернутом, что в принципе соответствовало современным хроматическим знакам. Инструментальная партия писалась финикийским алфавитом, а вокальная — греческим. Обе записи указывали интервалы, а не высоту исполнения. Были отмечены ритм, размер, паузы, динамика.
 

В средневековье монастыри и церкви были главными центрами развития музыкальной культуры. Начали создаваться теоретические сочинения о музыке. Боэций (470–525) описал двухактавную шкалу и взял для обозначения 15 букв алфавита. Шкала в одну октаву была описана Одо из Клюни, а звуки были названы от а до г. В 11 веке Гвидо из Ареццо создал 6-нотные гаммы — гексахорды, которые должны были облегчить пение. Они обозначались, как C (cdefga), G (gabcde), а затем F (fgabcd). Позже проблема тритона (diabolus in musica) возникла между F и B. Поэтому звук b molle, ниже на полтона, стал использоваться для отличия от старого b, называвшегося b durum.. Для написания использовался определенный графический знак, который в руках невнимательных переписчиков превратился в H. 
 

Современные обозначения были написаны до VIII века монастырскими хорами и использовались для записи григорианских песнопений. Отдельные обозначения (более 20) воспроизводили движения рук кантора и качались примерного направления мелодии. Система носила название хирономической (от греч. «рука”). Подобные приемы использовались и в Древнем Египте, и сегодня, когда певчие не знают музтеории.
 
 

Первые нотные записи

 

Музыкальная теория состоит из нот, знаков и различных символов на итальянском языке (sul tasto, con fuoco), обозначающих паузы, интонацию, темп, ритмический рисунок, длительности и т. п. Упорядоченная система создавалась выдающимися образованными музыкантами на протяжение веков. 
 

Китайские правители были у истоков, создав «императорский кабинет музыки”. Уже тогда исполнение не было импровизировано, а исполнялась по фиксированной, очень сложной системе, которая относилась к цветам, временам года, направлениям мира и т. д. Согласно легенде, начало положил один из пяти мифических императоров Китая — Хуанди. Он должен был установить математические законы, по которым было создано музыкальное письмо.
 

Древняя нотная грамота была примитивна и недостаточно точна. Табулатура использовалась музыкантами, играющими на струнных инструментах. Ритм не записывался и зависел от мелодии произнесенных слов. У евреев был собственный вариант-аналог, где мелодические символы состояли из начальных букв отдельных тропов. В Вавилонии и Абиссинии существовало секретное слоговое письмо. Аналогичное обозначение существовали в Индии.
 
 

Ноты

 

Нота — графический символ, положение которого на письме определяет высоту, а форма указывает на продолжительность. Знаки, используемые сегодня, пришли из средневековья. Диастематическая нотация была создана около 1000 г. и определяла высоту звучания, дифференцируя по вертикали. Постепенно для удобства вводились линейки. Первая была красной, вторая синей. 
 

Основоположником современной письменности считается монах из Тосканы Гвидон Ареццо (990-1050), который ввел 4 строки и клавиши. Пятая была добавлена ​​в 1200. В начале строки музыкант поместил буквы C и F, которые обозначали высоту. Позже буквы превратились в музыкальные ключи (басовый и скрипичный). Ноты имели квадратную форму в результате написания птичьими перьями, поэтому первоначально назвались квадратами .
 

В первом варианте не дифференцировалась длина нот, что не особенно требовалось в хоровой музыке. Было два графических типа диастематической нотации: романский neumes — nota quadrata (употреблялся в XII в.) и готический neumes (употреблялся в XIII — XV вв.). Модальная нотация, разработанная в 1175 году в школе Нотр-Дам, задает точные интервалы и два ритмических значения: лонг — длинный, бревис — короткий. 
 

Мензурная нотация (лат. Mensura — мера) была разработана в начале 13 века Филиппом де Витри. Изобретатель охватил не только интервалы, но и взаимоотношения длин нот. Появились белые и черные ноты и паузы. Гвидо из Ареццо также является автором сольмизации (именования звуков), которую основывает на первых слогах стихов гимна св. Иоанна (покровителя певцов): Ut , Re , Ми, Fa , Sol, La, Сis. В некоторых странах, в основном франкоязычных, до сих пор используется ut .

Развитие нотной грамоты оказало огромное влияние на дальнейшее развитие музыки. В настоящее время существуют попытки улучшить существующую нотацию, которая позволила бы отразить тонкости самой структуры звучания. Речь идет о процессе усиления и затухания, колебаниях, формировании и исчезновении обертонов, мощности. О назревшей необходимости свидетельствует все большее количество рекомендаций, добавляемых современными композиторами в партитуру, чтобы лучше донести свои ожидания до исполнителей.
 

— Уроки игры на скрипке

— Уроки игры на арфе

— Уроки игры на пианино

— Онлайн курсы по музыке

27 января 2021

АсСоль — Сольфеджио – что это и для чего нужно?

Сольфеджио
– что это и для чего нужно?

В музыкальном
искусстве существует такое понятие, как сольфеджио. Что это такое, для чего оно
необходимо и необходимо ли оно вообще? В этой статье мы постараемся ответить на
все эти вопросы более понятным и простым языком.

Говоря более
простыми и понятными словам, без углубления в музыкальную теорию, сольфеджио –
это пение без слов. Вместо слов, здесь используются названия нот, поэтому
фактически это можно называть пением по нотам. Но, несмотря на свою, казалось
бы, простоту, сольфеджио является настоящей дисциплиной, которую проводят в
музыкальных школах и училищах, консерваториях и т.д.

К слову,
далеко не все ученики любят эту дисциплину по той причине, что большинство
других предметов более интересны и основываются на практике и игре на
музыкальных инструментах, например.

А вот сольфеджио более направлено на
изучение нот и нотных символов, поэтому данный предмет может быть не столь
любим, как остальные.

Однако, роль сольфеджио в музыкальном образовании огромна
и неоценима.

Данный предмет
важен для развития музыкального слуха и для того чтобы слушать музыку более
детально. Изучение сольфеджио помогает не просто развить слух, но и дает
возможность научиться раскладывать каждую композицию «по полочкам».

Слушая
определенную песню, ребенок четко формирует в голове аппликатурный рисунок – из
каких нот состоит музыка, и в какой последовательности они располагаются.

Знания, полученные в этой дисциплине, делают из обычного музыканта –
профессионала.

Дисциплина
имеет две подкатегории, впрочем, как и везде – это теория и практика. На
теоретических занятиях изучается музыкальная и нотная грамота. На практических
занятиях изучаются музыкальные отрывки и произведения «на слух». После занятий
ученики сдают музыкальные диктанты, описывая в них ноты из услышанных
произведений.

Программа
музыкальных школ направлена на параллельное изучение теории и практики, в то
время как музыкальные консерватории изучают эти дисциплины отдельно.

Прежде чем
приступить к изучению дисциплины сольфеджио, ученикам необходимо выучить, как
пишутся и читаются музыкальные ноты, таким образом, изучение нотной грамоты
является обязательным условием для занятий.

Курс изучения нот длится порядка
2-3 месяцев, на уроках которого изучаются миноры, мажоры и тональности.

Сольфеджио
проводится по одному разу в неделю (реже, бывает два занятия). Длительность
одного занятия – 1 час. Кроме того, ребенок дополнительно должен заниматься
самоподготовкой в домашних условиях.

Что такое сольфеджио?

Сольфеджио — один из самых недооцененных предметов в музыкальной школе. В то же время, можно сказать, что это целый комплекс упражнений, целью которых является развитие навыков применения теоретической части музыки на практике и изучать такой предмет надо всесторонне и особенно тщательно.

Сольфеджио в широком смысле можно определить как пение по нотам. Кстати, стоит заметить, что данное слово образовано путем сложения названий двух нот — соль и фа, потому и звучит столь музыкально.

Для чего нужны уроки сольфеджио в школах?

Прежде всего — для воспитания музыкального слуха, для тренировки его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? — с помощью практик и специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.

Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу.

К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе).

Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.

В отличии от других музыкальных дисциплин, практический результат курса сольфеджио не так явно заметен. Результат уроков фортепиано или вокала виден практически сразу – это умение играть на фортепиано, или петь.

Результат же курса сольфеджио не настолько очевиден, так как содержание этого предмета очень многогранно. Сольфеджио развивает в целом многие музыкальные навыки – музыкальный слух, чувство ритма, память, чем помогает осваивать другие музыкальные предметы.

Также на сольфеджио изучают основы музыкальной теории.

Но кроме этого результатом курса сольфеджио являются несколько очень нужных, практичных и применимых в жизни навыков.

Итак, какие же навыки могут и должны быть приобретены в результате курса сольфеджио?

1) Умение чисто спеть с листа любую мелодию. Очень полезный для жизни навык, освоив который, Вы сможете спеть мелодию любой песни из нотного сборника. Да и само по себе умение чисто петь доставит удовольствие Вам и окружающим.

3) Умение подобрать и сыграть к любой мелодии акомпанемент. Думаю, полезность этого пункта ни у кого не вызывает сомнения, кстати, этому ученики просят научить их особенно часто.

  • Теория музыки, сольфеджио и нотная грамота — это схожие понятия, однако у них есть и существенные различия.
  • Теория музыки и нотная грамота — это теория, в то время как сольфеджио — это практика.
  • Сольфеджио можно охарактеризовать как:

учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (сольмизацию), музыкальный диктант, анализ на слух.

сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух;

специальные вокальные упражнения для развития голоса, называемые также вокализами;

Как и всякий предмет, сольфеджио подразумевает сначала прохождение теоретической части, однако в музыкальных школах теория неотделима от практики, и потому вскоре после изучения нотной грамоты начинается практическая часть — разучивание и пение гамм, а также номеров и упражнений с дирижированием.

При пении мелодии в сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях

Кому нужна теория музыки?

Выше мы уже начали говорить о том, что теория музыки полезна достаточно широкому кругу людей, кто, так или иначе, соприкасается с музыкой. На самом деле, этот круг заметно шире. Но, начнем по порядку.

Кому нужна теория музыки:

1 Профессиональные певцы и музыканты.
2 Музыканты-любители.
3 Кавер-исполнители.
4 Участники музыкальных групп.
5 Любители петь.
6 Участники музыкальных и вокальных конкурсов.
7 Композиторы и сочинители музыки.
8 Саунд-продюсеры и саунд-дизайнеры.
9 Звукорежиссеры.
10 Все, кто желает гармонично развиваться.

Давно известно, что музыка развивает память, кругозор и мелкую моторику пальцев рук у тех, кто играет хотя бы на одном музыкальном инструменте. Изучение теории музыки, в придачу к этому, поможет развить аналитические способности и способность к генерированию новых идей.

Понимание основ теории музыки всегда стимулирует к написанию собственных мелодий и импровизаций, и наводит на новые мысли относительно улучшения техники игры и приемов исполнительского мастерства. Думается, это вполне достаточный стимул, чтобы с энтузиазмом взяться за изучение теории музыки.

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1

Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей . Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Есть и другие мнемонические техники запоминания. «Рассеченные» ноты на нотном стане можно запомнить по первым буквам английской фразы Every (Е-«ми») Good (G-«соль») Boy (В-«си») Does (D-«ре») Fine (F-«фа»). Ноты, обозначенные цельными не «рассеченными» кружочками можно запомнить с помощью слова FACE: (F-«фа»), (А-«ля»), (С-«до»), (Е-«ми»).

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при такой расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Размер, метр, такт

Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.

Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.

Число из нижней части дроби, обозначает длительность каждой доли; помогает понять, какими нотами следует считать удары пульса – четвертями, восьмыми и так далее. Это число произносят как соответствующее название длительности в родительном падеже: четверти, восьмых, шестнадцатых. Исключением будет размер, где счет осуществляется половинными нотами. Так размер 3/2 читается как «три вторых». А мы рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:

Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.

Метр

Очередность сильных и слабых долей называется метром.

Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.

Такт

Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.

Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.

Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:

Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.


Понятно307Запутался151

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G.   Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» —  знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались

Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку

Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Познавательно89Не интересно13

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.