Задание 26. металлургия, правила работы в лаборатории, производство

Советы для подготовки к ЕГЭ по химии

Составьте план

Например, каждую неделю в понедельник и среду два часа вы занимаетесь химией. Кроме того, вы можете воспользоваться нашим планером для подготовки. Записывайте в нём главные задачи дня и вопросы учителю, а также что нового вы узнали, какие темы прошли и какие ещё предстоит разобрать, что нужно поискать дополнительно.

Выберите наставника

Найдите человека, который сможет ответить на все возникающие вопросы. Это может быть учитель или знакомый студент, изучающий химию.

Определите ресурсы для подготовки к ЕГЭ

Это и печатные материалы, и электронные образовательные ресурсы. Помните, что ЕГЭ периодически меняют, и не все пособия могут быть актуальными, даже если выпущены в текущем году. Среди популярных ресурсов для подготовки к экзамену по химии:

  1. Д.Ю. Добротин, «Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ.  Химия», ФИПИ, Москва, 2020 г;
  2. В.Н. Доронькин и др. «ЕГЭ. Химия. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровня сложности» Легион, Ростов-на Дону, 202_г.;  
  3. В.Н. Доронькин и др. «ЕГЭ. Химия. Тематический тренинг. Задания высокого уровня сложности» Легион, Ростов-на Дону, 202_г.;
  4. Д.Ю. Добротина «ЕГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты», Национальное образование, М, 202_г.;
  5. Е.В. Зыкова «Сборник задач и упражнений по органической химии» Феникс, Ростов-на Дону, 2019г.;
  6. Сайт ФИПИ;
  7. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ»;
  8. Сайт «Наука для тебя».

Изучите спецификацию КИМ по предмету

Актуальная информация есть на сайте ФИПИ. Изучайте сначала теорию по каждому вопросу. Помните, что информации из школьного учебника может быть  недостаточно. Выполняйте тематические тесты и только потом общие варианты ЕГЭ. 

Внимательно читайте задания тестовой части

Не трактуйте тексты задач, основываясь на личных ассоциациях или опыте решения аналогичных заданий. Отвечайте на поставленный вопрос. Например, если вас просят записать ответ с точностью до десятых, не нужно записывать получившееся число полностью. Если просят выписать числа, соответствующие кислоте и щелочи, пишите только в той последовательности, которая соответствует кислоте и щелочи, а не наоборот

Особое внимание нужно обращать и на количество требуемых ответов к заданиям. С 2021 года в заданиях 19 и 20 предлагается выбрать все верные ответы

Их может быть два, три или четыре.

Изучите критерии оценивания заданий части 2

За правильно решенное, но неправильно оформленное задание вы можете потерять баллы. При этом некоторые нюансы знают только эксперты ЕГЭ

Например, необходимо обратить внимание, что если в задании №30 (ОВР) допустимо использовать удвоенные коэффициенты в уравнениях реакций, то в сокращенном ионном уравнении (задание №31) удвоенные коэффициенты недопустимы. Или, если ранее в задании №30 была допустима форма записи:

                                 2Cl+2e=2Cl— 1   восстановление, окислитель;

то сейчас:

           2Cl+2e=2Cl— 1  окислитель, восстановление;

т.е. окислитель и восстановитель (можно даже проставить просто буквы О или В) пишутся только спереди (допустимы и другие формы записи).

Если в задании №30 для некоторых химических элементов допустимо поставить и степень окисления, и заряд (S-2 и S2-), то для других элементов этого делать категорически нельзя (N+3, но не N3+, т.к. такой частицы реально не существует).

В задании №33 необходимо обратить внимание, как функциональные заместители или катализаторы влияют на направление химической реакции. Сравните, например, галогенирование алканов на свету и в жестких условиях; гидрогалогенирование несимметричных алкенов при нормальных условиях и в присутствии катализатора H2O2

Не читайте узкоспециализированную литературу

Во-первых, это отнимает время. Во-вторых, помните, что ЕГЭ проверяет школьные знания — они не всегда соответствуют современной науке.

Научитесь работать с непрограммируемым калькулятором

Помните: когда вы считаете в телефоне, он правильно проводит порядок действий. При работе с калькулятором порядок действий вам придется соблюдать самостоятельно. Посчитайте ради интереса в телефоне и на калькуляторе простейший пример: 2+2*2. Сравните ответы.

Проверяйте свои знания

Периодически проверяйте уровень усвоения как новых, так и ранее полученных знаний. Тематические тесты или полные варианты ЕГЭ вы можете найти на сайте ФИПИ. Подготовка к ЕГЭ 2021 по химии будет проще, если под рукой будут все необходимые материалы. Зарегистрируйтесь на нашем сайте и получите доступ к библиотеке полезных материалов для подготовки. 

Приложения для смартфонов

Сложно в наше время представить себе старшеклассника без смартфона в руке

Разработчики приложений просто не могли пройти мимо важной для каждого одиннадцатиклассника темы ЕГЭ и создали продукты, помогающие готовиться к экзамену по химии в любом месте. Рассмотрим топ-5 приложений из Google Play:

  • «ЕГЭ. Химия 2021 + тесты». Один из самых востребованных ресурсов, в котором содержится масса полезных сведений. Здесь есть теория, таблицы, термины, формулы, тесты, разборы задач по неорганике и органике. Кроме того, в онлайн-чате можно общаться с ровесниками.
  • «Химия. Весь школьный курс. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ». Отлично структурированная шпаргалка по химии. Здесь есть информация по всем основным темам, которые пригодятся на экзамене, и таблица Менделеева. Приложение полезно также для подготовки к контрольным и к обычным урокам.
  • «Незнайка». Продукт дает возможность решать тесты по химии. Можно выбирать комплексные варианты, близкие по своей структуре к демоверсии, или же разбирать задания по отдельным темам. Мультяшные герои хвалят за достижения и указывают на ошибки.
  • «Химия от А до Я. Подготовка к ЕГЭ 2021». Удобный справочник, в котором все шпаргалки разбиты на 63 темы, а информация систематизирована в таблицах. Пользователи как преимущество отмечают отсутствие в нем «воды».
  • «Экзамер. ЕГЭ и ОГЭ 2021». По мнению многих учеников, самое крутое приложение. Можно построить собственный план подготовки с учетом поставленной цели, стартовых знаний и прогресса в процессе учебы. Программа указывает на «белые пятна» в знаниях, дает различную полезную аналитику. Чтобы учеба была интересной, предлагают проходить увлекательные квесты и получать награды и бонусы за достижения. Основной минус – бесплатно доступна лишь теория и первый модуль, за все остальное нужно платить, и немало. Каждый сам для себя решает, стоит ли качество денег.

Как видим, времена, когда ученики, готовясь к экзамену, сидели только над школьными учебниками, прошли. Сейчас старшеклассникам доступны самые разные ресурсы, печатные и электронные, при помощи которых можно повторить теорию, необходимую для ЕГЭ, и максимально наработать навык выполнения заданий КИМ. Остается только тщательно продумать траекторию подготовки, выбрать подходящие учебники или сайты, заставить себя настойчиво учиться и сдать экзамен на высокий балл.

Бесплатно

CHEMEGE.RU

Сайт: https://chemege.ru

На сайте вы найдете полный теоретический курс подготовки к ЕГЭ по химии-2021. Приведена теория по каждому заданию в соответствии с кодификатором.

К части тем есть тренировочные тесты и задачи. Также есть раздел с видеоопытами по общей, неорганической и органической химии.

ЕГЭ.рф

Сайт: https://егэ.рф

Сайт предоставляет шанс всем желающим пройти ЕГЭ по химии для оценки текущего уровня подготовки. Тестирование проводится онлайн на реальных вариантах ЕГЭ. Платформа сотрудничает с ФИПИ.

Тестовую часть проверяет компьютер, результат будет доступен сразу. Письменную часть можно отправить на проверку реальному эксперту ЕГЭ. Стоимость услуги: 500 р. — оценка письменной части без комментариев, 1000 р. — с развернутыми комментариями эксперта.

«4ЕГЭ»

Сайт: https://4ege.ru

Здесь вы найдете материалы для подготовки к ЕГЭ по химии по разным темам:

  • Видеоразборы отдельных заданий в ЕГЭ по химии
  • Методические пособия с теорией
  • Записи вебинаров по теоретическим темам
  • Шпаргалки для запоминания

«Синергия»

Сайт: https://synergy.ru

На сайте собраны все актуальные материалы по теме ЕГЭ по химии:

  • Демоверсии и КИМы за 2021 год
  • ЕГЭ предыдущих периодов (2019-2020)
  • Теоретическая часть: по каждому типу заданий ЕГЭ, а также химия в схемах и таблицах, таблица Менделеева, таблица растворимости
  • Практическая часть: подборка задач по каждому типу заданий ЕГЭ с ответами для самопроверки

«РешуЕГЭ»

Сайт: https://chem-ege.sdamgia.ru

Это сайт-тренажер, где каждый месяц появляются новые варианты тренировочных заданий по химии: тестовой части и с развернутым ответом. Варианты генерируются компьютером: из новых заданий и самых сложных заданий по статистике прошлого месяца.

Чтобы проверить свои знания по определенному разделу химии, можно сформировать тест самостоятельно — из каталога заданий по интересующим вас темам.

Яндекс.Репетитор

Сайт: https://yandex.ru

Здесь вы найдете 6 видео-уроков по 45 минут по темам:

  • Решение расчетных задач
  • Классификация неорганических веществ. Химические свойства основных классов неорганических веществ
  • Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз
  • Химические реакции. Скорость химической реакции. Химическое равновесие
  • Строение вещества
  • Строение атома. Периодический закон

Также здесь можно порешать тесты. Варианты похожи на те, что используются на реальном ЕГЭ, потому что их составляют эксперты, в том числе авторы «СтатГрада». Каталог заданий регулярно обновляется.

«Птичка Химичка -Химия с Нуля-«

Сайт: https://www.youtube.com

Автор канала обещает помочь всем желающим разобраться в химии.

Здесь собраны видео по разным темам:

  • Что нужно знать для ЕГЭ
  • Актуальная информация по ЕГЭ 2021
  • Полный курс химии из 92 уроков
  • 71 видео по теме: Общая химия. Понятия. Законы. Формулы
  • Видео по отдельным темам: Органическая химия, Типы химических связей, Классы неорганических соединений, Неорганическая химия

Смотреть видео нужно подряд, не пропуская уроков, и результат не заставит себя ждать.

«examtop»

Сайт: https://www.youtube.com

На канале выходят видеоуроки для подготовки к ЕГЭ по химии с доп. материалами и актуальными заданиями 2021 года.

В плейлистах собраны уроки по темам:

  • Курс: Задание 34 ЕГЭ по химии (на примерах реальных задач). 69 видео
  • Курс: Органическая химия. Подготовка к ЕГЭ. 20 видео
  • Курс: Неорганическая химия. Подготовка к ЕГЭ. 17 видео
  • Видео-разборы отдельных заданий ЕГЭ по химии

«Химия ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»

Сайт: https://www.youtube.com

В бесплатном доступе 129+ видеоуроков с разборами заданий из ЕГЭ по химии и теорией к экзамену. В отдельном плейлисте собраны прямые трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке. Новые уроки выходят 2 раза в неделю.

Шпаргалки по химии Шпаргалки по физике / Шпаргалки по математике, алгебре, геометрии

Химия неметаллов. Галогены. Сера. Азот. Углерод. Инертные газы

Оксиды. Соли. Кислоты. Классификация, свойства, получение. Ряд напряжений металлов. Гидролиз. Основания. Классификация, свойства, получение. Электролитическая диссоциация. Таблица растворимости кислот, оснований и солей. Строение атома, периодическая система Менделлева, таблица Менделеева. Химическая связь. Ионная, ковалентная, металлическая, водородная химические связи. Классификация химических реакций. Реакции – ионного обмена, окислительно-восстановительные, термохимические, обратимые и необратимые.
Органическая химия. Гибридизация. Химические связи в органических веществах, их характеристики. Типы химических реакций – замещение, присоединение, отщепление (элиминирование), перегруппировка (изомеризация), окисления и восстановления. Теория Бутлерова. Виды изомерии. Пространственная изомерия, Структурная изомерия, основные классы органических веществ – углеводороды, кислородосодержащие, серосодержащие, азотосодержащие.
Растворимость оснований, кислот и солей в воде. Относительные молекулярные массы неорганических солей, оснований, кислот, оксидов. Относительные молекулярные массы органических веществ. Ряд электроотрицательностей. Ряд анионов Классификация химических реакций по типам и видам Периодический закон в современной формулировке. Периодическая система. Физический смысл периодического закона. Структура.
Строение вещества. Ядерная модель строения атома. Состояние электрона в атоме. Заполнение электронами орбиталей, принцип наименьшей энергии, правило Клечковского, принцип Паули, правило Хунда Важнейшие классы неорганических веществ. Оксиды. Гидроксиды. Соли. Кислоты, основания, амфотерные вещества. Важнейшие кислоты и их соли. Генетическая связь важнейших классов неорганических веществ.
Химия металлов. Щелочные металлы. Элементы IIА группы. Алюминий. Железо Химия неметаллов. Галогены. Сера. Азот. Углерод. Инертные газы Закономерности течения химических реакций – – – – – – – – –
– – – – – – – – –
Химическая связь. Понятия.Правило октета. Металлы и неметаллы. Гибридизация электронных орбиталей. Валентные электроны, понятие валентности, понятие электроотрицательности. Виды химической связи. Ковалентная связь (механизмы образования, характеристики, полярная, неполярная. Ионная связь. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь

Растворы. Электролитическая диссоциация. Понятия, растворимость, электролитическая диссоциация, теория электролитическoй диссоциации, степень диссоциации, диссоциация кислот, оснований и солей, нейтральная, щелочная и кислая среда

Реакции в растворах электролитов + Окислительно-восстановительные реакции. (Реакции ионного обмена. Образование малорастворимого вещества. Образование газообразного вещества. Образование малодиссоциирующего вещества. Гидролиз водных растворов солей. Окислитель. Восстановитель.)

Важнейшие производные углеводородов: спирты, фенолы, карбонильные соединения, карбоновые кислоты, амины, аминокислоты

– – – – – – – – –
– – – – – – – – –

Тема: «Химическая лаборатория»

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2022 году

Задача 1

Установите соответствие между названием полимера и его классификацией: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ПО…

Задача 2

Установите соответствие между происхождением полимера и его названием: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ПРОИСХОЖДЕН…

Задача 3

Установите соответствие между веществом и процессом/оборудованием, который(-ое) используется для его получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую поз…

Задача 4

Установите соответствие между веществом и способом его промышленного получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕ…

Задача 5

Установите соответствие между веществом и схемой его получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО СХЕМА ПОЛ…

Задача 6

Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО ОБЛАСТ…

Задача 7

Установите соответствие между веществом и технологическим приёмом/оборудованием, который(-ое) используется при промышленном получении этого вещества: к каждой позиции, обозначенной…

Задача 8

Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО ОБЛАСТ…

Задача 9

Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО ОБЛАСТ…

Задача 10

Установите соответствие между аппаратом и процессом, который в этом аппарате осуществляется: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную …

Задача 11

Установите соответствие между смесью веществ и способом разделения данной смеси: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

С…

Задача 12

Установите соответствие между природным источником углеводородов и продуктом, полученным в результате его переработки: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствую…

Задача 13

Установите соответствие между веществом и способом его попадания в окружающую среду: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Задача 14

Установите соответствие между лабораторным оборудованием и его применением: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ОБОРУД…

Задача 15

Установите соответствие между названием полимера и схемой его получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ …

Задача 16

Установите соответствие между веществом и основной областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТ…

Задача 17

Установите соответствие между названием процесса переработки нефти и его результатом: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.…

Задача 18

Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

АППАРАТ ОСУЩЕСТ…

Задача 19

Установите соответствие между схемой процесса и получаемым продуктом: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СХЕМА ПРОЦЕС…

Задача 20

Установите соответствие между мономером, используемым в реакции полимеризации, и схемой реакции его получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую пози…

1

Теория к заданию 26 по химии: Химическая лаборатория

Шпаргалки по химии Шпаргалки по физике / Шпаргалки по математике, алгебре, геометрии

Химия неметаллов. Галогены. Сера. Азот. Углерод. Инертные газы

Шпаргалки по химии
Оксиды. Соли. Кислоты. Классификация, свойства, получение. Ряд напряжений металлов. Гидролиз. Основания. Классификация, свойства, получение. Электролитическая диссоциация. Таблица растворимости кислот, оснований и солей. Строение атома, периодическая система Менделлева, таблица Менделеева. Химическая связь. Ионная, ковалентная, металлическая, водородная химические связи. Классификация химических реакций. Реакции — ионного обмена, окислительно-восстановительные, термохимические, обратимые и необратимые.
Органическая химия. Гибридизация. Химические связи в органических веществах, их характеристики. Типы химических реакций — замещение, присоединение, отщепление (элиминирование), перегруппировка (изомеризация), окисления и восстановления. Теория Бутлерова. Виды изомерии. Пространственная изомерия, Структурная изомерия, основные классы органических веществ — углеводороды, кислородосодержащие, серосодержащие, азотосодержащие.
Растворимость оснований, кислот и солей в воде. Относительные молекулярные массы неорганических солей, оснований, кислот, оксидов. Относительные молекулярные массы органических веществ. Ряд электроотрицательностей. Ряд анионов Классификация химических реакций по типам и видам Периодический закон в современной формулировке. Периодическая система. Физический смысл периодического закона. Структура.
Строение вещества. Ядерная модель строения атома. Состояние электрона в атоме. Заполнение электронами орбиталей, принцип наименьшей энергии, правило Клечковского, принцип Паули, правило Хунда Важнейшие классы неорганических веществ. Оксиды. Гидроксиды. Соли. Кислоты, основания, амфотерные вещества. Важнейшие кислоты и их соли. Генетическая связь важнейших классов неорганических веществ.
Химия металлов. Щелочные металлы. Элементы IIА группы. Алюминий. Железо Химия неметаллов. Галогены. Сера. Азот. Углерод. Инертные газы Закономерности течения химических реакций — — — — — — — — —
— — — — — — — — —
Химическая связь. Понятия.Правило октета. Металлы и неметаллы. Гибридизация электронных орбиталей. Валентные электроны, понятие валентности, понятие электроотрицательности. Виды химической связи. Ковалентная связь (механизмы образования, характеристики, полярная, неполярная. Ионная связь. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь

Растворы. Электролитическая диссоциация. Понятия, растворимость, электролитическая диссоциация, теория электролитическoй диссоциации, степень диссоциации, диссоциация кислот, оснований и солей, нейтральная, щелочная и кислая среда

Реакции в растворах электролитов + Окислительно-восстановительные реакции. (Реакции ионного обмена. Образование малорастворимого вещества. Образование газообразного вещества. Образование малодиссоциирующего вещества. Гидролиз водных растворов солей. Окислитель. Восстановитель.)

Важнейшие производные углеводородов: спирты, фенолы, карбонильные соединения, карбоновые кислоты, амины, аминокислоты

— — — — — — — — —
— — — — — — — — —

Полезные материалы для подготовки

  • Список всех тем ЕГЭ по химии, разделенных по направлениям. Список в виде чек-листа, чтобы можно было отслеживать свой прогресс.
  • Вся неорганика в одном файле
  • Чек-лист по решению ОВР
  • Вся органика в схемах

На самом деле, чтобы получить заветные сто баллов, нужно знать совсем немного: темы, которые предстоит изучить, и время, которое у вас есть. А дальше — целиком и полностью вопрос подготовки.

И раз все необходимое вы уже знаете, пора приступать к практике?

Чтобы получать бесплатные уроки по химии и другие авторские материалы для подготовки от онлайн-школы Умскул, подпишитесь на еженедельную базу знаний ВКонтакте.

Больше статей на про подготовку к ЕГЭ по химии по хэштегам: #ум_егэ_химия #ум_егэ

Ответы ко второй части варианта №25

Задание 30

Zn(ClO3)2 + 12HCl = ZnCl2 + 6Cl2 + 6H2O

5∙ | 2Cl-1 − 2ē → Cl2

1∙ | 2Cl+5 + 10ē → Cl2

хлор в степени окисления -1 (или хлороводород) является восстановителем;

хлор в степени окисления +5 (или хлорат цинка) – окислителем.

Задание 31

Al2(SO4)3 + 3Na2SO3 + 3H2O = 2Al(OH)3 + 3Na2SO4 + 3SO2

2Al3+ + 3SO42- + 6Na+ + 3SO32- + 3H2O = 2Al(OH)3 + 6Na+ + 3SO42- +3SO2

2Al3+ + 3SO32- + 3H2O = 2Al(OH)3 + 3SO2 

Задание 32

1) 4Cr(NO3)3 = 2Cr2O3 + 12NO2 + 3O2

2) 4Cu + 2NO2 = 4CuO + N2

3) 2CuO + 4NaI + 2H2SO4 = 2CuI + I2 + 2Na2SO4 + 2H2O

4) I2 + KHS = KI + HI + S

Задание 34

Навеску смеси ацетата серебра и ацетата меди (II) растворили в воде. Полученный раствор массой 88 г подвергли электролизу с инертными электродами и остановили процесс в момент, когда на катоде начал выделяться газ. Масса раствора при этом уменьшилась на 10%. Определите массовую долю ацетата серебра в исходной навеске, если известно, что для поглощения одного из газообразных продуктов электролиза необходимо минимум 89,6 г 5%-ного раствора гидроксида калия. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

Запишем уравнения происходящих реакций:

2CH3COOAg = 2Ag + 2CO2 + C2H6                 (I)

Cu(CH3COO)2 = Cu + 2CO2 + C2H6               (II)

KOH + CO2 = KHCO3                                     (III)

Вычислим массу и количество щелочи:

m(KOH) = m(p-pa KOH) · ω(KOH)/100% = 89,6 г · 5%/100% = 4,48 г;

ν(KOH) = m(KOH)/M(KOH) = 4,48 г/56 г/моль = 0,08 моль.

Далее определим количество углекислого газа:

ν(CO2) = ν(KOH) = 0,08 моль.

Рассмотрим данные об изменении массы раствора. Процесс электролиза остановили в момент, когда на катоде начал выделяться газ. Это означает, что электролиз воды в процессе не происходил, а соли израсходовались до конца. Поскольку в ходе электролиза соли полностью переходят в газ и осадок, изменение массы раствора по значению равно сумме масс исходных солей. Вычислим их массу:

Δm = m(p-pa)·10%/100% = 88г · 10%/100% = 8,8 г;

m(CH3COOAg + Cu(CH3COO)2) = Δm = 8,8 г.

Пусть в исходной смеси было х моль ацетата серебра и у моль ацетата меди (II) по массе 167х г и 182у г соответственно. Тогда при их электролизе получилось (х + 2у) моль углекислого газа. Составим и решим систему уравнений:

х + 2у = 0,08

167х + 182у = 8,8

х = 0,08 — 2у

167(0,08 — 2у) + 182у = 8,8

х = 0,08 — 2у

13,36 — 334у + 182у = 8,8

х = 0,08 — 2у

4,56 = 152у

у = 0,03

х = 0,02

ν(CH3COOAg) = 0,02 моль;

ν(Cu(CH3COO)2) = 0,03 моль.

Найдем массу ацетата серебра:

m(CH3COOAg) = ν(CH3COOAg) · M(CH3COOAg) = 0,02 моль · 167 г/моль = 3,34 г.

Вычислим массовую долю ацетата серебра в исходной навеске:

ω(CH3COOAg) = m(CH3COOAg)/m(CH3COOAg + Cu(CH3COO)2) · 100% = 3,34 г/8,8 г · 100% = 37,95%.

Ответ: 37,95%.

Задание 35

При сжигании 3,9 г неизвестного органического вещества было получено 2,7 г воды и 6,72 л углекислого газа (н.у.). Известно, что вещество может реагировать с бромом в соотношениях 1:1, 1:2 и 1:3 по молям. На основании данных условия задания: 1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;  2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле; 3) напишите уравнение реакции данного вещества с 1 моль хлороводорода. (используйте структурные формулы органических веществ).

Решение:

1) Представим молекулярную формулу искомого соединения в виде CxHyOz. Определим количества продуктов его сгорания:

ν(CO2) = V(CO2)/Vm = 6,72 л/22,4 л/моль = 0,3 моль;

ν(H2O) = m(H2O)/M(H2O) = 2,7 г/18 г/моль = 0,15 моль.

Далее определим количества и массы элементов в составе органического вещества:

ν(C) = ν(CO2) = 0,3 моль;

ν(H) = 2ν(H2O) = 2 · 0,15 моль = 0,3 моль;

m(C) = ν(C) · M(C) = 0,3 моль · 12 г/моль = 3,6 г;

m(H) = ν(H) · M(H) = 0,3 моль · 1 г/моль = 0,3 г.

Проверим наличие кислорода в составе органического вещества:

m(O) = m(в-ва) — m(C) — m(H) = 3,9 г — 3,6 г — 0,3 г = 0.

Делаем вывод, что искомое вещество представляет собой углеводород CxHy. Далее определим молекулярную формулу вещества:

x : y = ν(C) : ν(H) = 0,3 : 0,3 = 1 : 1, что дает нам (CH)n.

Для установления индекса n обратимся к описанию в задаче. Из общих соображений понятно, что значение индекса может быть только четным. Это дает нам ряд углеводородов C2H2, C4H4, C6H6 и далее. Поскольку вещество может реагировать с бромом в нескольких целочисленных соотношениях, то можно сделать вывод о наличии нескольких кратных связей в молекуле. Подобные рассуждения приводят нас к значению индекса n=4 и структуре винилацетилена.

Молекулярная формула: C4H4.

2) Структурная формула искомого соединения:

3) Запишем уравнение взаимодействия этого вещества с хлороводородородом:

Инфографика

Для лучшего понимания и запоминания учебного материала в школах используются различные средства визуализации. Все мы помним яркие плакаты на стенах химического класса, поглядывая на которые, можно было написать контрольную работу. Не помешают они и при подготовке к ЕГЭ, ведь визуальная информация дополняет изученный текстовый материал и лучше запоминается.

Некоторые ученики сами вычерчивают для себя схемы по отдельным темам. Однако такие материалы, составленные опытными педагогами и нарисованные профессиональными иллюстраторами, можно найти и в интернете в свободном доступе.

Например, портал «Российский учебник» предлагает несколько десятков плакатов, посвященных строению молекул и атомов отдельных веществ, наиболее важным химическим реакциям, таблицы и схемы. Их можно скачать и смотреть на мониторе компьютера или распечатать и развесить на видных местах.

Как спрятать шпаргалки на экзамене девушке и парню

Главное правило: «сокровищница со знаниями» должна находиться в досягаемом для вас месте, чтобы ее можно было легко достать и быстро спрятать. Самыми эффективными тайниками традиционно остаются:

  • канцелярские принадлежности – пенал, пустая туба от маркера, простая шариковая ручка и ластик (о нем мы уже говорили);
  • детали одежды – карманы, воротники (к ним шпора крепится булавкой), широкий пояс (под ним вмещается достаточное количество заготовок; если стоит вопрос, как пронести шпаргалки на экзамен, – высокие сапоги;
  • наручные часы – под широким ремешком может поместиться небольшое собрание формул;
  • украшения – браслет (работает по аналогии с ремешком часов), кулон (маленькая бумажка крепится со стороны, прилегающей к телу);
  • бутылка газировки – с помощью графического редактора техническая информация на этикетке заменяется шпаргалкой на нужную тему.

Наиболее креативны в вопросе о том, куда можно спрятать шпаргалку на экзамене, девушки. Ведь в их распоряжении:

  • Ноги:
    • текст располагается в области выше колен и прикрывается не очень длинной широкой юбкой;
    • маленькие клочки бумаги с текстом прячутся под колготками телесного цвета или крепятся к резинке чулок;
    • модницы могут устроить тайник в высоком каблуке.
  • Ногти. Очень тонкой кистью на них наносят различные формулы, а сверху – прозрачный лак.
  • Грудь. Небольшая шпаргалка подкалывается в области декольте или прячется в лифчик.

Свои хитрости есть и у юношей. В теплое время (да и зимой пойдет) многие парни вспоминают о классическом стиле одежды – рубашке с галстуком:

  • измерьте ширину галстука и на клочках бумаги соответствующего размера напишите шпаргалки, подколите их булавками с внутренней стороны галстука. Обязательно используйте зажим для галстука – чтобы тот не перекрутился, явив миру вашу тайну;
  • к длинному рукаву рубашки прикрепите булавку с привязанной бельевой резинкой. На ее конец прилепите скотч, а на него – бумажный ответ. Последний держим на экзамене рукой, а с приближением преподавателя – отпускаем. Бумажка немедленно спрячется в рукав.

Текст для заветного листочка лучше напечатать в Word максимально мелким шрифтом. Его цвет лучше выбрать белый, фон для шпоры – соответствующий деталям одежды.

Зимой экзамены сдают только в вузах. Наденьте кофту с карманами на животе – в них поместится и останется не замеченным для преподавательских глаз все что угодно. А вопрос о том, как списать на экзамене в универе, решится сам собой. Также можно наклеить шпаргалку на носок или язычок ботинка (с внутренней стороны).