Содержание:
Профессия vs Род занятий
С незапамятных времен профессия и род занятий означали работу, обеспечивающую мужчин пропитанием. Человек, подметающий туалеты и полы в торговом центре, говорит, что он работает уборщиком в торговом центре, в то время как врач гордо заявляет, что он работает врачом. Оба человека работают и зарабатывают, и было бы неправильно сказать, что у обоих разные занятия. Однако есть тонкие различия между профессией и занятием, о которых будет рассказано в этой статье.
Профессия
С древних времен существовали определенные профессии, которые были хорошо разграничены и уважались. Например, мужчины, которые излечивали болезни других людей в обществе, пользовались уважением как обладающие магической силой лечить других. Медицина всегда была уважаемой профессией. Еще до медицины богословие считалось благородной профессией, которая вызывала у людей большое уважение, поскольку они считались людьми бога, обладающими божественными силами. Эти двое назывались высокими профессиями. Позже, во времена королей и королевских особ, появилось множество других профессий, которые давали людям работу при королевских дворах. Также была профессия бойца королевской армии.
С течением времени и по мере развития появилось гораздо больше профессий, требующих высшего образования и специализации. Однако даже сегодня профессии, связанные с медициной, юриспруденцией, инженерией и администрацией, считаются превыше других и требуют от людей более высокого образования, чтобы получить работу и высокую зарплату.
профессия
Любая работа, ручная работа или работа, в которой вы задействуете свой мозг, можно назвать занятием. Род занятий — это термин, используемый для обозначения работы, которая обеспечивает средства к существованию. Чаще всего люди, выполняющие работу, не заслуживающую особого внимания, называются профессиями. Как правило, когда мужчину спрашивают о его профессии, от него требуется рассказать о работе, которую он выполняет, или о бизнесе, которым он занимается. Короче говоря, он должен рассказать о деятельности, которая приносит ему и его семье хлеб с маслом.
В чем разница между профессией и занятием? • Профессия более респектабельная и более высокооплачиваемая, чем простое занятие. • Профессия требует получения степени через высшее образование, дающее специальные знания. • Род занятий может быть любым — от вождения грузовика до работы резчиком по дереву на фабрике, в то время как профессия может означать работу врача, юриста, инженера или администратора. • Профессия — это разновидность занятий. |
Что такое профессия?
Это достаточно узкое понятие, которое касается одного вида деятельности. Оно подразумевает владение набором навыков, которые позволят выполнять ту или иную работу. Овладеть профессией можно разными путями. Например, если отец кузнец и ребенок с детства наблюдал за ним, он даже интуитивно сможет ковать металл. С другой стороны можно стать профессионалом в каком-то деле опытным путем, изучая его с помощью проб и ошибок. Также профессию можно получить в учебном заведении или просто от учителя.
Профессия всегда связана с конкретной деятельностью. Например, этим понятием нельзя обозначить слово юрист, так как это слишком «широкое» слово. С другой стороны прокурор или адвокат по делам недвижимости будут названием именно профессий. Они подразумевают узкий набор навыков, которые позволяют делать четко разграниченную работу. В ситуациях, когда юрист занимается одновременно недвижимостью и делами о наследстве можно смело сказать, что он овладел двумя профессиями.
Кроме сказанного, можно утверждать, что профессия не нуждается в доказательствах. Этот термин подразумевает факт – человек умеет делать конкретную вещь и это реальность. Хорошо или плохо он это делает, вопрос скорее квалификации, а не самого понятия профессии.
Источники:
- World Economic Forum. The Future of Jobs: Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution
- McKinsey&Company. A Future That Works: Automation, Employment, and Productivity
- Fast Future Research. The shape of jobs to come
- The National Economic Development and Labour Council (Nedlac). Futures of work in South Africa
- Crimson Education. Top 10 Jobs in 2030: Skills You Need Now to Land the Jobs of the Future
- BusinessTech. These 7 new jobs will exist by 2050 — including an ‘extinct species revivalist’
- Trade-Schools.net. Best Careers for the Future: 51 Jobs for 2020 and Way Beyond!
- Thomas Frey, Futurist Speaker. 20 common jobs in 2040
- Thais Bittencourt, Hotmart.com. 25 jobs of the future: trends that deserve your attention
- Andrew Nusca, ZDNet. Top 20 most popular future jobs of 2030
- Агентство стратегических инициатив, Московская школа управления «Сколково». «Атлас новых профессий»
Профессии будущего в образовании
Теперь мы живем в контексте постоянного непрерывного обучения — концепции lifelong learning. Чтобы постоянно учиться и учить, потребуются новые инструменты и подходы. Общеобразовательная система обучения неизбежно будет уступать место персональному подходу к каждому ученику и студенту. При этом наставники и тьюторы будущего будут распознавать и развивать таланты каждого отдельного человека еще с раннего возраста.
Экономика образования
Почему умение непрерывно учиться — ключевой навык человека будущего
-
Разработчик образовательной траектории
-
Игромастер
-
Автор образовательных курсов на базе ИИ
-
Персональный гид по образованию и карьерному росту
-
Тренер по майнд-фитнесу
-
Эксперт по поиску и развитию талантов
Экономика, бизнес, страхование
|
|
Секретариат и делопроизводство
Безопасность
Страхование
|
Директора и руководители
Кадровое дело и обучение персонала
|
Строительство, архитектура и геодезия
|
Типографское дело, кино и телевидение
|
Информационные технологии
Кем работают математики |
Разное
|
Определение профиля обучения
Профилем обучения называют специализацию, которая входит в определенный сегмент профессиональных навыков и знаний с учетом данной отраслевой специфики. Базовый набор основных предметов у разных профилей по одной специальности всегда одинаковый. Отличия будут только на старших курсах обучения.
Профили имеют тот же код, что специальность, к которой они относятся, но их не нужно путать. Они отличаются по блоку базовых дисциплин, профессиям, принципам и формам обучения, набору практических навыков и т.д. Иными словами, выпускники разных профилей развиваются по-разному.
Пример: специальность «Прикладная математика» состоит из следующих профилей:
- Прикладная информатика в химии;
- Математические методы в информатике;
- Прикладная математика;
- Математическое моделирование в экономике и т.д.
При выборе профессии для обучения в университете абитуриент должен искать не специальность, а профиль обучения. Именно он определяет набор основных профессиональных навыков и знаний, которые в итоге получит выпускник, а также сферу его деятельности для последующего трудоустройства.
Виды профессиональной деятельности по Татищеву и Струмилину
В восемнадцатом веке известный историк и государственный деятель Татищев занимался изучением этого вопроса. Им была предложена своя классификация основных видов профессиональной деятельности:
- Нужные науки в виде образования, здравоохранения, экономики и права.
- Полезные науки, такие как физика, сельское хозяйство, математика и биология.
- Щегольские, или, по-другому, увеселяющие науки, например искусство и литература.
- Тщетные науки в виде алхимии и астрологии.
- Вредительские науки, к которым Татищев приравнял колдовство.
Весьма интересный подход был предложен в двадцатых годах прошлого века крупным советским экономистом Струмилиным, который положил в основу классификации уровень самостоятельности человека в труде. В свое время подход считался довольно прогрессивным, но на сегодняшний день многое устарело.
- Первый тип — это автоматический строго регламентированный труд. К нему были отнесены конвейерные работы, характеризуемые исполнением однотипных операций в течение всего рабочего дня.
- Второй тип – это полуавтоматический труд. К работникам этого типа были отнесены телефонисты и машинисты, в рамках труда которых действия не всегда строго регламентированы.
- Третий тип представляет собой шаблонно-исполнительный труд. Эта категория, пожалуй, наиболее уязвимая во всей классификации Струмилина, в которую он включил почти все типы машинно-ручного труда. Таким образом, сюда относились машиностроители, швеи и так далее.
Следующие два типа, относятся не к рабочим профессиям. Один из них называется «самостоятельный труд». К данной категории относится работа конструкторов и инженеров. Последний тип профессий — это категория свободного творческого труда, в которой имеются в виду работники различных видов искусства.
В целом считается, что в данной классификации присутствует рациональное звено, особенно если рассматривать два первых раздела. Но, разумеется, для современного этапа истории эта классификация сильно устарела.
Разница между профессией и специальностью
Быть или не быть, работать или не работать – этот вопрос занимает человека много веков подряд. Мы можем получить перспективную специальность, но впоследствии освоить совершенно иную профессию
Чем же отличаются эти категории и почему так важно понимать разницу?
статьи
Профессия – это род занятий или трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, квалификации, знаний. Умения могут приобретаться либо в процессе получения образования, либо на практике. Круг профессий предельно широк и объединяется в категории: экономические, технические, педагогические и т.д.
Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретённых в процессе обучения и подтверждённых в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником, полицейским или юрисконсультом, а может превратиться в продавца общепита.
Сравнение
Итак, главное отличие – в объёме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объёмы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки. Профессия может быть освоена и без неё – на практике (певец, актёр).
Выводы TheDifference.ru
- Объём понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
- Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти обучение, сдать экзамены. Овладеть профессией можно и на практике (журналист, писатель, строитель), если она требует либо таланта, либо физических навыков.
- Необходимость подтверждения. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и в большинстве случаев не требует никакой аттестации или экзаменов. А вот специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование.
- Формальное выражение. Профессия приносит человеку реальный доход, а основным её выражением является востребованность персоны. Специализация же подтверждается документом государственного образца, который действует на определённой территории.
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
- Университет.
- Академия.
- Институт.
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.
Профессии будущего в медицине
Чтобы продлить жизнь и улучшить ее качество, потребуются специалисты самого широкого профиля: от врачей, лечащих больных на расстоянии, и персональных менеджеров здоровья до профессионалов в области генетики и трансплантологии.
- Онлайн-терапевт — врач, который проводит предварительную диагностику пациента, чтобы выявить у него признаки болезни и отправить к нужному специалисту. Он проверяет, как идет терапия и рекомендует меры для профилактики заболеваний онлайн.
-
Эксперт по персонифицированной медицине — фактически, обычный лечащий врач, но с углубленными познаниями в генетике: умеет проводить и интерпретировать тесты ДНК.
-
Биоэтик — специалист на стыке медицины, технологий и права. Организует коммуникацию между человеком или его родственниками и врачами, юристами, генетиками, чтобы решать сложные медико-биологические случаи.
-
Разработчик киберпротезов и имплантов — инженер-медик, работающий совместно с дизайнерами и робототехниками над созданием бионических протезов.
-
Специалист по имплантам мозга
-
Медицинский маркетолог
-
Инженер-генетик
-
Специалист по биохакингу и программируемому здоровью
-
Оператор медицинских роботов
Помощь в выборе профессии
Что такое профессия, изучают психологи. Именно они могут помочь сделать трудный выбор. На основании данных об интересах человека и его личных качествах делается подборка наиболее подходящих для него профессий.
Психологические тесты для определения профессии можно пройти не только в кабинете психолога. Множество таких тестов находятся в свободном доступе в сети. Но отдавать предпочтение стоит все-таки профессионалу. Ведь психолог делает выводы не только по результатам теста, но и по поведению человека, его манере общения.
Например, для некоторых профессий большое значение имеет коммуникабельность человека. Психолог оценивает готовность человека к новым знакомствам и то, насколько легко он находит общий язык с чужими людьми
Важно и умение доступно донести до людей ту или иную информацию
Выбираем специализацию и специальность
Выбирать специальность и отдельно специализацию, как правило, приходится довольно редко.
Главное — это выбрать профессию
Ведь большинство ВУЗов страны уже ориентированы на подготовку узкопрофильных специалистов, а значит абитуриентам в готовом виде предлагается набор специальностей, сопровождающихся определенными видами специализаций.
Однако стоит помнить, что существует возможность получения дополнительных навыков и знаний (специализации) при изучении того или иного профессионального курса, не всегда непосредственно связанных между собой (как в случае с учителем математики и дополнительной специализацией – психология).
Для начала необходимо выбрать будущую профессию, а уже с учетом её специфики и собственных возможностей ориентироваться на специальность и специализацию.
Подводя итог, отметим следующее.
Прежде чем отправляться на поиски работы или места для обучения той или иной профессии, стоит быть подкованным в терминологическом плане.
Так, вы мечтаете стать врачом, поступаете в медицинский, но не учитываете, что стоматологов в нашей стране и так предостаточно, хотя есть нехватка стоматологов — хирургов, а вы выбрали в качестве специализации терапевта — отсюда трудности с поиском работы, недовольство заработком и т.д..
Ведь зачастую именно отличия профессии от специальности, а специальности от специализации, являются не только фактором вашего возможного попадания в данную «профессиональную ячейку», но и условием престижа, материального благополучия, профессионального развития и интереса будущего рода занятий.
В этом видео вы узнаете, как выбрать профессию и ВУЗ для обучения:
https://youtube.com/watch?v=hh76r1btddc
Должность и профессия: в чем разница
В современном мире огромное разнообразие профессий. А с развитием науки и техники появляются все новые и новые возможности. Одни становятся невостребованными, другие – популярными. Понятия «профессия» и «должность» тесно взаимосвязаны. Но не стоит их путать. Попробуем разобраться в тонкостях.
Итак, профессия – это вид деятельности человека, род его занятий. Для ее выполнения человек должен иметь определенный набор знаний, умений и навыков. Для их приобретения необходимо пройти специальное обучение и подготовку в соответствующих учебных заведениях.
По окончании учебы человек получает диплом или сертификат. В латинском языке слово «профессия» означает «публичное выступление». Древние римляне называли профессией вид деятельности человека, о котором он публично, открыто заявил, и которому готов посвятить свою жизнь.
Если говорить о должности, то это понятие имеет отношение к положению человека в определенном учреждении и его социальном статусе. Пребывая на должности, он имеет определенные права и обязанности в соответствии с должностной инструкцией, которых обязан придерживаться.
Каждая должность требует определенного образования и профессии, а иногда и опыта работы. Именно должность человека заносится в его трудовую книжку, а не профессия. То есть это структурная единица учреждения, с помощью которой разделены обязанности между сотрудниками.
Причем в пределах одной профессии человек может получать разные должности и делать собственный карьерный рост. Кроме того, существуют должности только для людей определенной профессии, и такие, которые подойдут для разных профессий.
Что же общего у этих двух понятий? Прежде всего, необходимость наличия знаний и навыков для выполнения конкретной работы. Они имеют определенную направленность и являются средством реализации потенциала человека. И в профессии, и в должности следует заниматься саморазвитием, совершенствовать имеющиеся навыки.
Таким образом, понятие «профессия» гораздо шире, чем «должность». Ведь должность легко получить не только за счет профессионализма, но и личных качеств – коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, исполнительность.
Должность дает возможность человеку реализовать себя в конкретной профессиональной направленности максимально. Именно поэтому необходимо ответственно и внимательно подходить к ее выбору. То есть, должность – это статус человека, а профессия – круг его интересов. В идеале эти два понятия совпадают.
Профессия – это род социально-трудовой деятельности человека, требующий определенной подготовки, навыков и знаний. На данный момент выпускники колледжей и высших учебных заведений вместе с дипломом о завершении учебы приобретают профессию. Для этого необходимо усердно и регулярно учиться на протяжении нескольких лет.
Например, секретарь-машинист или ткач. В первом случае компьютеры давно заменили пишущие машинки, а во втором появились автоматизированные ткацкие станки, у которых гораздо выше производительность по сравнению с ручным трудом.
Должность это занимаемое человеком служебное место на предприятии или фирме, которое связано с выполнением определенных служебных обязанностей сотрудником.
Как правило, на предприятиях каждому виду должности соответствует своя должностная инструкция, которую каждый работник должен соблюдать во время своей трудовой деятельности. Это все документально закреплено государственными и корпоративными нормативными актами.
Должность предполагает наличие специальных знаний, умений и навыков. Получить их можно не только в колледжах и ВУЗах, но и путем обучения на специальных курсах и стажировки на предприятии.
Подводя итог, получаем такие выводы:
- Профессия это вид деятельности, а должность – служебное положение лица. Очень часто занимаемая человеком должность не соответствует его профессии. Например, учился на психолога, а работает официантом в ресторане.
- Профессия подтверждается наличием диплома об образовании, а должность записывается в трудовой книжке человека. Занять должность можно пройдя собеседование в компании или курсы повышения квалификации.
- Термин “профессия” обширнее, чем понятие “должность”. Пример: психолог это профессия, а психолог в детском саду это занимаемая им должность.
Следовательно, социальный статус человека и его место в обществе определяется должностью.
Профессиональная принадлежность
Профессиональная принадлежность – это обобщённое направление деятельности, к которому относит себя конкретный сотрудник. Чтобы лучше понять значение этого словосочетания, его можно разбить рассматривать как «направление деятельности, к которому вы себя относите».
Здесь важно понять, что в процессе обучения конкретной специальности, а также получения квалификации, человеку прививаются общие знания, которые можно использовать по этой профессии. Таким образом, при определенном уровне дополнительной подготовки (стажировки, прохождение специальных курсов, тренингов, семинаров), сотрудник сможет быстро адаптироваться и приспособиться выполнять новую работу
К примеру, если после окончания обучения гражданин получил квалификацию «детский психолог», его профессиональная принадлежность будет психология (а иногда и педагогика). Поэтому, ему могут предложить трудоустройство психологом в ВУЗе. В этом случае для получения недостающих знаний не требуется радикальная переподготовка (как в случае, если психолога хотят сделать с инженера, либо юриста со строителя).
Сравнение
Таким образом, специальность – это набор знаний, умений и навыков, а квалификация – уровень мастерства. Объём понятий существенно различается. Специальность – термин предельно широкий, куда входит и квалификация. У человека может быть несколько профессий, и в каждой из них – свой уровень мастерства.
Процесс их присвоения несколько отличается. Так, для получения специальности необходимо пройти обучение, а затем – сдать экзамен на практике. После того, как начинается профессиональная деятельность, можно говорить о наличии квалификации. Сначала это самый низкий уровень (разряд), а потом, по мере улучшения навыков, он начинает расти.
Подводя итог, отметим: специальность – это профессия, а квалификация – уровень мастерства. Как доказать, что соискатель действительно способен справиться с поставленными задачами? Подтвердить специальность можно дипломом, квалификацию – только практикой.
Когда высшее нужно
Высшее образование необязательное и без него можно прекрасно жить, построить успешную карьеру, открыть доходное дело. Но бывает, без него не обойтись.
Вышка необходима:
-
Чтобы освоить профессию, которой невозможно научиться другим способом
Вот пример: когда работала в издательстве, познакомилась с тремя дизайнерами. Все трое окончили разные курсы по верстке или дизайну и отлично справлялись со своей работой, каждый день оформляли газеты, журналы и книги. Стоило ли им получать высшее образование? Скорее всего, нет.Но большинство профессий невозможно, опасно или неэтично изучать вне вуза + квалификационные требования для большинства позиций содержат высшее. Вы не научитесь самостоятельно лечить людей, проектировать машины, исследовать планеты или преподавать в университете сопромат.
-
Попасть «в среду»
Если говорить об очном (и дистанционном, если вуз позаботился), высшая школа погружает в особую академическую среду, где студенты учатся мыслить творчески, критически, исследовательски.
Есть мнение, когда мы взаимодействуем с человеком с высоким уровнем интеллекта, мы считываем и усваиваем его модели и механизмы мышления и поведения. На парах (видеолекциях), семинарах (вебинарах), конференциях и просто в коридорах (чатах, форумах веб-университетов) студент находится в круговороте умных, интересных и заинтересованных людей. Косвенно это взаимодействие дает большой интеллектуальный толчок. Как когда вы едете в другую страну на несколько месяцев и сами не замечаете, как начинаете свободно говорить на иностранном языке.
-
Повысить общую эрудицию
Специализация начинается только со второй трети обучения, первые 1,5-2 года – общее высшее образование в сфере, которое не имеет прямого отношения к профессии. Обычно из-за этого все возмущаются, а студенты считают, что непрофильные предметы святое дело прогулять. Но программа обучения составлена так, чтобы у специалиста было полное представление о том, как его сфера знаний вписывается в мироустройство.
Это хорошо видно на медиках – сначала все получают общее медицинское образование, только на последних курсах выбирают узкую область. Например, чтобы работать со зрением, врач должен знать о нервах, мозге, кровеносной системе. Так же экономист, чтобы оптимизировать процессы в одной организации, должен понимать, как работают деньги, ресурсы, рынки в целом.
-
Повзрослеть
Для выпускников школ это плавный способ перейти к взрослой жизни из детства. Преподаватели отмечают, что первокурсники, иногда и второкурсники – это еще не те студенты, с которыми можно работать как со взрослыми, а наполовину детишки, которых все еще нужно вести за ручку, бранить и воспитывать. К медиуму они постепенно меняют поведение, отношение к учебе и себе. Переход ко взрослой жизни может быть травматичным, но вуз делает процесс более естественным и мягким.
Для многих студенчество – запоминающееся время как продление беззаботной юности, не столько как академическая ступень. Сложно использовать это в качестве причины для поступления, но момент важный и совершенно нормально его учитывать при планировании будущего.
В первую очередь высшее дает квалификацию, надежный способ обеспечить себя работой и заработком. Затем – опыт развития и взросления, контролируемый с разных сторон и отлаженный. Можно выбрать другие пути становления, и не менее эффективные, но для этого нужно больше воли, целеустремленности и осознанности. Эти качества редко сформированы у выпускников школ и даже колледжей.
Выводы сайт
- Объём понятий. Специальность – понятие более широкое, в которое входит и уровень квалификации.
- Получение. Специальность присваивается лицу после того, как оно успешно прошло обучение и выдержало экзамены. Квалификация присваивается при получении профессии.
- Динамика. Специальность, полученная после обучения, остаётся навсегда. Уровень квалификации может меняться: как в лучшую, так и в худшую сторону.
/ Человек и профессия
Глава 2. Человек и профессия
2.1 Профессия — квалификация — специальность
Профессии
— это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.
Профессии порождены разделением труда, которое началось в эпоху возникновения первых цивилизаций (4-6 тыс. лет назад). В настоящее время число профессий достигло нескольких тысяч, причем эти изменения носят динамический характер: одни профессии исчезают, другие — возникают. Например, в конце ХХ века исчезли профессии наборщика типографии и стенографистки, зато возникли профессии логиста и веб-дизайнера. Если постараться дать короткое описание понятия «профессия», то можно прийти к следующему определению:
Человек, обладающей профессией, как правило, должен владеть определенными знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате обучения, специальной подготовки или опыта работы. Диапазон освоения человеком профессии может быть очень широким: так для освоения профессии землекопа достаточно нескольких часов, а приобретение профессии врача требует нескольких лет теоретической и практической подготовки.
Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода, поэтому принято отличать ее от занятия. Занятие
— это тоже деятельность, связанная с получением дохода, но обычно не главная. Кроме того, человек может заниматься какой-либо деятельностью, даже не имея соответствующей профессиональной подготовки (инженер, которого уволили по сокращению штатов, может заниматься временной работой в качестве подсобного рабочего на стройке).
Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру
по :
§
заданные цели, представления о результате труда;
§
заданный предмет труда (система, в рамках которой осуществляется трудовая деятельность: социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);
§
система средств труда;
§
система профессиональных служебных обязанностей;
§
система прав;
§
производственная среда, предметные и социальные условия труда.
Многие широко распространенные профессии подразделяются на более узкие специальности.
Как и профессия, специальность приобретается в процессе специальной подготовки и последующего опыта работы. Например, профессия «инженер» делится на такие специальности, как инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик. В профессии врача выделяют специальности: врач-окулист, врач-хирург, врач-терапевт, врач-инфекционист и пр.
В СССР квалификационные требования, предъявляемые к работникам, жестко определялись Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС). В настоящее время роль ЕТКС при оценке профессионализма работника не столь велика, как прежде. Показателем квалификации работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания и учёной степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). Определение квалификации играет важную роль при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
— ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ