Лучшие пищевые и кулинарные вузы россии и москвы

Кто такой технолог пищевого производства

Что конкретно делает технолог пищевого производства? Прежде чем рассказать подробнее об обязанностях и профессиональных задачах таких специалистов, давайте дадим определение:

Такой специалист оценивает не только готовый результат. Его задача удостовериться, что все этапы пищевого производства соответствуют утверждённой инструкции и технологическим нормам: от получения сырья до финальной упаковки продукта.

Изготовление вкусных колбасок — это целая технология

Направления специализации пищевых технологов

Один специалист не может разбираться во всех нюансах пищевого производства. Поэтому на старших курсах колледжа или университета технологи должны сделать выбор и определиться со специализацией. У них есть следующие варианты:

  • мясная и молочная промышленность;
  • макаронное и кондитерское производство;
  • виноделие и бродильные технологии;
  • консервное производство;
  • рыбная промышленность;
  • детское питание.

Технологи пищевого производства не только следят за качеством продукции, но и влияют на него. Как? Они разрабатывают и внедряют эффективные технологии, которые повышают конкурентоспособность российских продуктов.

Где работают выпускники вузов пищевой промышленности

Выпускники вузов, получившие диплом по пищевой специальности, проблем с трудоустройством не имеют. Но для того, чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу, помимо теоретических знаний, нужны практические навыки. Часть студентов пищевых вузов начинают работать, еще не окончив учебу, именно по этой причине. 

Вероятными местами для трудоустройства являются: 

  • кондитерские фабрики; 
  • хлебокомбинаты; 
  • ликеро-водочные заводы;
  • пивоваренные заводы;
  • НИИ;
  • предприятия, на которых осуществляется производство мясных, рыбных, плодоовощных и молочных консервов;
  • другие компании пищевой промышленности.

С дипломами российских вузов можно устроиться в рестораны, но придется доказать свои экстраклассные кулинарные способности.

Также выпускники могут открыть свой бизнес в сфере общественного питания, при наличии такой финансовой возможности. 

Вместе с этим, молодые специалисты, получившие пищевую квалификацию, могут работать в смежных областях:

  • закупщиком продуктов и сырья;
  • биотехнологом;
  • инженером пищевой промышленности;
  • лаборантом-микробиологом;
  • управляющим ресторана;
  • заведующим производством;
  • товароведом;
  • ресторатором;
  • экспертом, который производит оценку качества товаров.

Технолог общественного питания и его обязанности

Технология продукции общественного питания считается наиболее востребованной профессией наших дней. Колледжи и техникумы уже более полувека готовят специалистов данной профессии.

Индустрия общественного питания постоянно видоизменяется. Появляются рестораны национальной кухни, то суши-бары, то стейк-хаусы, то пекарни или отделы готовой продукции. Также распространены кофейни, пиццерии, точки фастфуда.

Популярны и востребованы специалисты, которым под силу организовать производство продукции для отдельных прослоек населения. Среди них дети, спортсмены , вегетарианцы, любители оригинальных блюд с национальным уклоном. И везде необходимы профессионалы своего дела.

Технолог общественного питания способен воплощать кулинарные идеи и фантазии на практике. Его знания могут превратить набор определённых продуктов в блюдо высокого качества.

В обязанности технолога входит:

  • Поддержание в норме санитарного состояния ресторанов, столовых или кондитерских.
  • Разработка рецептов новых блюд для меню.
  • Контроль за нормами выхода готовых блюд.
  • Составление меню и его периодическое обновление.
  • Отбор качественного сырья для приготовления еды.
  • Определение количества нужных ингредиентов и их закладка.
  • Знание способов обработки и хранения определённых продуктов.
  • Оценка вкусовых качеств приготовленной продукции.

Технолог общественного питания – повар высшего уровня. Для него не составит труда создать необычное блюдо из самых простых продуктов, при этом эффектно его представить. Его квалификация влияет на престиж заведения, а профессионализм гарантирует высокое качество пищи.

В обязанности технолога входит и организация производственного процесса.

Она включает:

  • Комплектацию помещения необходимой бытовой техникой, её размещение и контроль за исправностью.
  • Обучение персонала навыкам использования специального оборудования.
  • Координацию работы сотрудников и объёмы её выполнения.
  • Контроль за санитарными нормами хранения, обработки и приготовления продуктов.
  • Сопровождение позиций меню технологическими картами с расчётом калорийности и объёма нужных продуктов .
  • Ведение соответствующей документации.
  • Проведение работы по поиску и привлечению подходящих рабочих кадров, повышению их профессионализма.
  • Внедрение передовых технологий для совершенствования работы заведения.

Где работают выпускники

Молодые специалисты с дипломами институтов пищевой промышленности особых проблем с трудоустройством по профессии не имеют. Весь вопрос в том, где именно будет работать вчерашний студент, ведь нужно убедить нанимателя в собственных навыках, а для этого необходим практический опыт работы, поэтому многие студенты начинают трудиться по специальности, еще не завершив учебу.

В число возможных мест трудоустройства входят:

  • кондитерские фабрики;
  • пивоваренные и ликеро-водочные заводы;
  • НИИ;
  • хлебокомбинаты;
  • предприятия, занимающиеся изготовлением плодоовощных, молочных, рыбных или мясных консервов и прочие компании пищевой промышленности.

Те, кому удается зарекомендовать себя первоклассным кулинаром, устраиваются в рестораны. При наличии финансовой возможности можно открыть собственный бизнес, связанный с продуктами питания, или стать ресторанным критиком. Наряду с этим есть масса и других должностных перспектив:

  • биотехнолог;
  • винодел (он же технолог виноделия);
  • заготовитель продуктов и сырья;
  • инженер пищевой промышленности;
  • кондитер;
  • технолог хлебопекарного производства;
  • лаборант-микробиолог;
  • завпроизводством;
  • менеджер ресторана (или другого заведение общепита);
  • повар;
  • ресторатор;
  • товаровед;
  • эксперт качества потребительских товаров.

Так что пищевые институты России создают хороший фундамент для последующего карьерного развития выпускников. К сожалению, большая часть информации, полученная в стенах институтов, направлена на ознакомление с технологиями и стандартами, а не на обучение поварскому искусству. А именно этот аспект наиболее ценен в самых престижных отечественных и зарубежных ресторанах. Утешает тот факт, что руководство вузов осознает проблему и совершенствует образовательный процесс в нужном направлении.

Обучение на технолога общественного питания

Курсы технологов-калькуляторов общественного питания также дают право на работу в должности технолога общепита и позволяют освоить самые современные технологии приготовления пищи (низкокалорийной, диетической, кухни народов мира и т.п.).

Курсы

Высшая школа поварского искусства

Высшая школа поварского искусства проводит курс: «Технолог-калькулятор общественного питания». Программа курса: 1. Введение в профессию (Должностные обязанности технолога-калькулятора; понятие технологии и технологических процессов в общественном питании; санитарные требования к хранению и кулинарной обработке продуктов; расчет сезонных отходов, виды разморозки; практические занятия в программе Store House). 2. Работа с документами (правильность оформления документов; акты списания; акты порчи; инвентаризационные ведомости; практические занятия в программе Store House). 3 Работа со сборником рецептур (технологические карты; калькуляционные карты; акты проработки; работа с таблицами; расчет сырья на полуфабрикаты и готовые блюда; потери при тепловой обработке, минимизация расходов).

МАЭО (Международная Академия Экспертизы и Оценки) (дистанционно, без отрыва от работы)

На этом курсе можно получить профессию техника-технолога по продукции общественного питания за 3 месяца и 10 000 руб — Одна из самых доступных цен в России; — Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца; — Обучение в полностью дистанционном формате; — Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!; — Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Средне-специальное образование

  • Московском кооперативном техникуме МСПК имени Г.Н. Альтшуля, Московская область, г. Мытищи. Факультет: Легкой и пищевой промышленности. Кафедра: Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров. Специальность: Технология продукции общественного питания
  • Торгово-технологическом колледже. Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Вузы

Московский государственный университет пищевых производств

Технология продукции и организации общественного питания (Институт пищевых систем и здоровьесберегающих технологий)

Оренбургский государственный университет

Технология продукции и организация общественного питания (Факультет прикладной биотехнологии и инженерии)

Тольяттинский государственный университет

Технология продукции и организация ресторанного дела (Институт химии и инженерной экологии)

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Технология и организация ресторанного сервиса (Институт технологий пищевых продуктов и технологического менеджмента МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ))

Тюменский индустриальный университет

Технология продукции и организация общественного питания (Институт дополнительного и дистанционного образования)

Права

Технолог общественного питания имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

Читать дальше: Договор найма квартиры образец 2021 между физическими

3.2. Оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.

3.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию

3.9. .

Приобретаемые навыки

Молодой специалист сможет со всей ответственностью и компетентностью решать следующие задачи:

  • контроль качества сырья, его обработка, хранение и переработка;
  • производство полуфабрикатов;
  • создание реальных проектов предприятий и их реконструкция;
  • оформление разрешительной документации;
  • разработка планов и программ по введению инноваций;
  • контроль качества и соблюдения стандартов в сфере реализации;
  • документооборот, организация работы коллектива;
  • поиск недостатков в работе предприятия и решений по их устранению;
  • формирование потребительского спроса и прогнозы по вопросам объемов продаж.

Личные качества

Чтобы успешно работать в сфере продукции и общественного питания, технолог должен:

  1. Свободно ориентироваться в запахах и вкусах.
  2. Правильно различать цвета.
  3. Иметь хороший глазомер и зрительную память.
  4. Быть эмоционально выдержанным, стрессоустойчивым.
  5. Уметь быстро переключаться с одного процесса на другой.
  6. Быть аккуратным, чистоплотным.
  7. Обладать эстетическим вкусом и творческими способностями.
  8. Не бояться кулинарных экспериментов и ответственности за результат.
  9. Обладать лидерскими качествами и организаторскими способностями.
  10. Иметь хорошее здоровье и физическую выносливость.

Военные страницы

Вечная память павшим смертью храбрых!

А.Н. Каслинский, И.П. Королев, А. Безин, В.И. Вербицкий, В.И. Воскобойников, С А. Гончаров, Г. И. Добролюбов, С.И. Игнатьев, А.А. Иванов, Н.С. Колганов, А.И. Лелеков, С.И. Литвиненко., И.М. Малыхин, В.Г. Миловидов, Б.А. Миронов, И.С. Мутников, М.И. Розин, П.А. Тумаев, Н.И. Хрипач, С. Чистов.

В первые месяцы Великой Отечественной войны из стен МТИПП ушли на фронт и вернулись с Победой, а затем долго и плодотворно работали в вузе: проф. В.Е. Донсков, доц. Я.Г. Ильюхин, проф. Е.Д. Казаков, проф. В.В. Красников, ст.преп. А.И. Шамин, проф. О.Д. Шумский, проф. Н.И. Назаров, доц. А.И. Романов.

Вместе со своими учителями ушли на фронт свыше сорока студентов МТИПП. Восемнадцать из них пали смертью храбрых на полях сражений.

По заданию правительства в годы войны было налажено производство хлеба для населения в условиях огромного дефицита сырья. Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт рабочего хлеба, который специальными приказами, распоряжениями, инструкциями доводился до руководителей предприятий общественного питания. В условиях недостаточной обеспеченности мукой при выпечке хлеба широко использовались картофель и другие добавки.

Несмотря на колоссальные трудности, страна в 1941-1945 гг. обеспечивала армию и тружеников тыла хлебом, подчас решая самые сложные задачи, связанные с отсутствием сырья и производственных мощностей.

За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны по обеспечению армии продуктами питания орденами и медалями СССР были награждены профессора Л.Я. Ауэрман, Н.Ф. Гатилин, М.Л. Герасимов, H.П Козьмина, Я.М. Куприц, A.M. Островский, А.Л. Рапопорт, П.М. Силин, Л.Я. Соколов, Л.Л. Трисвятский, А.М. Фролов-Багреев, Д.В. Шумский, Ф.Г. Шумаев, Б.В. Эпштейн, Ф.В. Фролов и др.

Демобилизовавшись из армии после войны, поступили, успешно окончили МТИПП и стали ведущими учеными доц. Н.М. Бабьев, доц. Л.Л. Буров, проф. Ю.М. Грачев, проф. В.С. Гейштор, доц. А.Г. Гинзбург, доц. В.М. Душин, проф. Г.А. Егоров, доц. В.Ф. Журавлев, проф. A.M. Жигалов, доц. И.Л. Зайченко, проф. Ф.Г. Зуев, проф. В.Т. Любушкин, А.Б. Лукьянов, доц. В.Л. Митрофанов, академик РАСХН В.В. Красников, проф. З.М. Кишковский, проф. М.Л. Попов, проф. А.Т. Птушкин, доц. В.Ф. Ратобыльский, доц. В.И. Сыроедов, доц. В.Л. Серба, доц. М.С. Тульский. 

Важными событиями в годы войны были:
1942г. открытие кафедры технологии сахарного и крахмалопаточного производства, создание кафедры пищевых концентратов;
1943г. создание кафедры технологии виноделия;
1943г. начало подготовки специалистов в области технологии витаминных препаратов, а позднее была открыта специальная кафедра витаминных препаратов.

Ветеранская организация МГУПП в настоящее время объединяет более 250 ветеранов войны и труда.

Преимущества поступления в магистратуру

Если студент продолжит учебу и приступит к освоению магистерской программы, он более детально погрузится в сферу, а впоследствии станет ценным и востребованным специалистом. Здесь уже детальнее изучаются вопросы, как построить и организовать работу предприятия, проконтролировать все нюансы, которые влияют на его эффективность.

Весомую роль играет практика, без которой невозможна магистратура. Студенты работают в лабораториях и на существующих предприятиях, отрабатывая конкретные навыки. Поэтому они умеют решать разнообразные задачи, включая нестандартные. Такие выпускники могут претендовать на посты директоров предприятий, заниматься преподавательской деятельностью.

Обучение на технолога пищевого производства: где учиться?

Образование технолога пищевого производства можно получить как после 9, так и после 11 классов общеобразовательной школы. На территории РФ представлено большое количество профильных колледжей и университетов, которые принимают учащихся. Давайте рассмотрим, в каких учебных заведениях есть профильные образовательные программы для технологов пищевого производства.

Технолог пищевого производства: обучение в Москве

Где учиться на технолога пищевого производства в Москве? Вот список колледжей и вузов столицы, которые позволят получить высшее образование по специальности:

Колледжи:

  • : «Технология хлеба, макаронных и кондитерских изделий»;
  • Московский технологический колледж питания Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова;
  • ;
  • Первый Московский образовательный комплекс;
  • Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно».

Университеты:

  • Московский государственный университет пищевых производств: Продукты питания животного происхождения (Институт прикладной биотехнологии имени академика РАН И.А. Рогова);
  • Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева: Продукты питания животного происхождения (Технологический факультет РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева);
  • Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет):
  • Продукты питания животного происхождения (Институт технологий пищевых продуктов и технологического менеджмента МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ).
  • Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии — МВА имени К.И. Скрябина: Факультет товароведения и экспертизы сырья животного происхождения.

Есть у профессии сложности, которые необходимо учитывать, прежде чем подавать документы в профильный вуз. Среди них высокая ответственность за работу всего производства, интенсивный режим работы, постоянные переработки и часто сменный график.

Технолог пищевого производства: обучение в Санкт-Петербурге

Где учиться на технолога пищевого производства в СПб? Держите список профильных колледжей и университетов.

Колледжи:

Университетский политехнический колледж при Санкт-Петербургском университете имени Петра I;Колледж Санкт-Петербургского аграрного университета.

Пройти обучение на технолога пищевого производства можно даже дистанционно. Такой формат предлагают многие колледжи и университеты. Помимо этого также есть дистанционные профильные курсы.

Технолог пищевого производства: обучение в других городах России

Живёте далеко от Москвы и Санкт-Петербурга? Рассмотрите колледжи и университеты в других городах.

Колледжи:

  • Технологический колледж казанского КНИТУ (Казань);
  • Колледж агробизнеса ОмГАУ (Омск);
  • Техникум мясной и молочной промышленности (Омск);
  • Саратовского университета имени Вавилова (Саратов);
  • Агропромышленный техникум (Пермь);
  • Красноярский технологический техникум пищевой промышленности (Красноярск);
  • Колледж отраслевых технологий (Уфа);

Университеты:

  • Оренбургский государственный университет (Оренбург);
  • Факультет дистанционных образовательных технологий: Продукты питания из растительного сырья (Оренбург).

Также по специальности технолог пищевого производства можно получить второе высшее образование. Такие обучающие программы предлагают Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Москва), Московский филиал Российской международной академии туризма (Москва) и Казанский кооперативный институт Российского университета кооперации (Казань).

Регионы с этой специальностью

Алтайский край7Архангельская область6Астраханская область1Белгородская область3Брянская область5Владимирская область2Волгоградская областьВологодская область1Воронежская область1Забайкальский край1Ивановская область1Иркутская область1Кабардино-Балкарская Республика1Калужская область2Кемеровская область3Кировская область1Костромская область1Краснодарский край15Красноярский край3Крым2Курганская область1Курская область2Москва11Московская область1Мурманская область6Нижегородская область2Новгородская область1Новосибирская область2Омская область4Оренбургская областьОрловская область4Пензенская область3Пермский край4Приморский край1Псковская область2Республика Башкортостан3Республика Бурятия1Республика Карелия1Республика Марий ЭлРеспублика Саха (Якутия)2Республика ТатарстанРостовская область2Рязанская областьСамарская областьСанкт-Петербург7Саратовская областьСахалинская область1Свердловская область9Смоленская область4Ставропольский край12Тверская областьТомская область1Тульская область3Тюменская область3Удмуртская Республика3Ульяновская область2Хабаровский край2Челябинская областьЧувашская РеспубликаЯрославская область3

Города с этой специальностью

Актаныш1Анапа1АнапскаяАрмавир1Архангельск2Астрахань1Аша1Бакал1Барнаул4БашмаковоБелгород2Бийск3Благодарный1Богородицк1Брянск3Вельск1Верхняя Пышма1Владимир1Волгоград3ВолжскВологда1Воронеж1Геленджик1Георгиевск1Глазов1ГубкинГулькевичи1Двинской1Донской1Ейск1Екатеринбург1Заозёрск1Златоуст1Иваново1Ижевск1Ирбит1Иркутск1Казань3Калуга2Каргополь1Касимов1Керчь1Кизел1Киров1Кировград1Кисловодск1Ковдор1Кола1Комаричи1Кореновск1Коркино1Кострома1КотласКочубеевское1Краснодар3Красноуральск1Красноярск3Крестцы1Кропоткин1Крымск2Кузоватово1Курсавка1Курск2Ленинградская1ЛенинскийЛермонтов1МагнитогорскМинеральные Воды1Мокшан1Москва11Московское1Мурманск2Мценск1Наро-Фоминск1Невинномысск1Нижний Новгород2Нижний Тагил1Новокузнецк3Новосибирск2Новоузенск1Новочебоксарск1Октябрьский1Омск3Орел3Оренбург2Осташков1Пенза2Первоуральск1Пермь1Петрозаводск1Петушки1Полярные Зори1Псков2Пятигорск1Реж1Ростов-на-Дону2РяжскРязань5Самара3Санкт-Петербург7СапожокСараи1Сарапул1Саратов5Саргатское1Сасово1Сафоново1Светлоград1Севастополь1Серов1Скопин1Смоленск2СнежинскСпас-Клепики1Ставрополь1Старая РуссаСураж1Сургут1Тверь1Тольятти6Томск1ТрубчевскТуапсе1Тула1Тырныауз1Тюмень2Улан-Удэ1Ульяновск1Уссурийск1Усть-Лабинск1Уфа3Хабаровск1Холмск1Хор1Чайковский1Чебоксары4Челябинск6Чернушка1Чита1Шадринск1Шебекино1Шумерля1Ядрин1Якутск2Ярославль3Ярцево1

Кем можно работать?

Выпускник колледжа или техникума может работать на предприятиях общепита:

  • технологом;
  • завпроизводством;
  • бригадиром;
  • начальником цеха или отдела;
  • поваром;
  • кондитером.

По мере приобретения практического опыта специалист может претендовать на должность начальника цеха или управляющего производством, а также работать в контролирующих органах по своему профилю. Для этого им нужно будет продолжить обучение в ВУЗе и получить высшее образование.

По статистике, лишь 34% опрошенных считают необходимым его получать. 66% респондентов считают, что для успешной профессиональной реализации достаточно знаний, полученных в колледже или техникуме, и желания технолога развиваться.

Многие специалисты со временем открывают собственные заведения и занимаются бизнесом.

Заработная плата зависит от занимаемой должности, уровня компании и соответствия молодого специалиста требованиям работодателя. В среднем, технологи получают 25-45 тысяч рублей, хотя в заведениях премиум-класса и 150 тысяч рублей – не предел.

Описание профессии

Технология общественного питания – первичное звено в процессе организации общепита. Специалистам необходимо ежедневно работать с продуктами, а именно:

  1. Оценивать качество сырья и продуктов, используемых для приготовления блюда.
  2. Соблюдать нормы закладки каждого ингредиента.
  3. Оценивать вкусовые качества и безопасность готового блюда.
  4. Знать характеристики, свойства, способы обработки и хранения конкретных продуктов.
  5. Разрабатывать рецептуру блюд, усовершенствовать используемые рецепты.

На практике технология общественного питания не ограничивается перечисленными выше обязанностями. Специалисты также занимаются организацией производства, включающей:

  1. Комплектацию кухни необходимым инвентарем и техникой.
  2. Обучение персонала работе с профессиональными плитами, духовыми шкафами, другим оборудованием.
  3. Распределение работы между поварами, координацию и контроль за ее выполнением.
  4. Оформление необходимой нормативной документации.
  5. Контроль за соблюдением санитарных норм при хранении, обработке, приготовлении продуктов и блюд.
  6. Составление технологических карт на новые позиции в меню.
  7. Подбор кадров, повышение их квалификации.

Квалифицированный технолог сможет приготовить изысканное блюдо высокой кухни из простых продуктов, эффектно презентовать его.

Технолог пищевого производства: обязанности

Что же входит по должностной инструкции в обязанности технолога на производстве пищевой продукции? Список профессиональных задач такого специалиста довольно обширный:

  • контролировать качество поступающего сырья и готовой продукции;
  • следить за соблюдением правильной технологии производства;
  • составлять производственные планы и следить за их выполнением;
  • контролировать производственные условия, которые установлены для хранения продуктов;
  • следить за правильным оформлением упаковки и верной маркировкой товара;
  • улучшать технологические процессы;
  • следить, правильно ли эксплуатируется производственное оборудование;
  • анализировать и разрешать проблемные вопросы;
  • разрабатывать новые рецепты и технологии;
  • составлять технологическую документацию на продукты;
  • искать возможные причины бракованной продукции и исправлять их;
  • рассчитывать необходимый объём сырья;
  • учитывать затраты времени на производство готовой продукции;
  • заказывать необходимое сырьё и оборудование;
  • готовить документы для обязательной сертификации продуктов;
  • проверять, выполняются ли санитарные нормы, обязательные на пищевом производстве;
  • учить обязательным нормам и правилам рабочий коллектив предприятия.

Это далеко не весь список того, что должен знать и уметь технолог пищевого производства. Каждая организация и предприятие прописывают обязанности, необходимые для них. Так что внимательно читайте описание должностной инструкции, когда будете устраиваться на работу.

Научная деятельность

Направления научных исследований кафедры технологии продуктов питания:

  • разработка ассортимента пищевой продукции повышенной пищевой и биологической ценности;
  • разработка экологически безопасных продуктов питания с использованием природных колорантов на основе антоцианов и других классов соединений растительного происхождения;
  • создание и изучение функциональных продуктов питания;
  • разработка технологического процесса сборки систем теплообмена пищевых производств.

Достижения кафедры в области научно-исследовательской и инновационной деятельности, в первую очередь, связаны с получением охранных документов и представлением научных разработок кафедры на международных выставках.

За 2018-2020 годы получено 16 охранных документов с участием сотрудников кафедры, в том числе:

  • патенты на изобретение – 10;
  • свидетельства о государственной регистрации базы данных – 1;
  • ноу-хау – 5.

В 2018-2020 гг. научные разработки кафедры неоднократно были отмечены на различных международных выставках:

  • золотая медаль III Международной выставки изобретений и инноваций (г. Воронеж, 2018 г.);
  • золотая медаль XII Международного биотехнологического форума-выставки «РосБиоТех-2018»;
  • серебряная медаль XXII Московского международного Салона изобретений и инноваций «Архимед-2019»;
  • золотая медаль XIII Международного биотехнологического форума-выставки «РосБиоТех-2019»;
  • золотая медаль Конкурса «Лучший инновационный проект и лучшая научно-техническая разработка года» в рамках HI-TECH и Петербургской технической ярмарки (2020 г.);
  • бронзовая медаль XXIII Московского международного Салона изобретений и инноваций «Архимед-2020»;
  • серебряная медаль Всемирного изобретательского форума на Кипре «Global Invention Forum in Cyprus» (Кипр, Греция, 2020 г.);
  • золотая медаль Международной выставки изобретений и дизайна «IIDC 2020» (Гонконг, КНР, 2020 г.).

Плюсы и минусы профессии

Одно из главных преимуществ – стабильный спрос на рынке труда. Хороший технолог никогда не останется без работы – наоборот, работодатели будут бороться за него.

Недостатки тоже есть. Работа на ногах, связана с физическим трудом, поэтому требует выносливости и хорошего здоровья.

Второй минус – высокая температура в помещениях, где постоянно включены плиты. Сотрудники с опытом говорят, что постепенно организм адаптируется к таким условиям.

Третий недостаток – частые стрессы, так как ответственность за работу поваров и кондитеров ложится на технолога. Производство часто проверяет санэпидстанция, ветеринарный надзор, торговая инспекция, органы сертификации. Результаты проверок во многом зависят от компетентности и внимательности специалиста.

Пищевые вузы России

В каждом уголке нашей страны есть с десяток кулинарных средних специальных учебных заведений. При этом профильных, пищевых вузов очень мало. Зато в большинстве многопрофильных университетов открыто смежное направление «Технология пищевого производства», окончив которое можно получить квалификацию инженера по качеству или технолога. Такие институты есть в разных регионах России: от Северного Кавказа до Дальнего Востока.

Для того, чтобы освоить именно профессию шеф-повара с дипломом по окончании обучения, нужно подготовиться к учебе за границей. В нашей стране такие навыки можно получить за счет обучения в специальных кулинарных школах. Однако, по окончании курсов выпускнику выдается не диплом государственного образца, а сертификат об обучении в кулинарной школе.  

Востребованность кулинарных профессий

Профессии, связанные с пищевой промышленностью, всегда будут широко востребованными. А бум ресторанного бизнеса и активное развитие сферы общественного питания способствовали росту их популярности в XXI веке. 

Престижные европейские и отечественные рестораны готовы платить крупные суммы своим сотрудникам. Специалисты, ответственные за качество продукции на фабриках и заводах, востребованы на крупных и мелких предприятиях. Их услуги работодатели оценивают достаточно высоко.  

Профессиональные обязанности

Основные обязанности технолога общественного питания:

  • организация производства (размещение оборудования, контроль его исправности и обучение пользования ним персонала);
  • формирование меню и его постоянное обновление;
  • составление для новых блюд технологических карт с расчетом калорийности, количества необходимого сырья и т.д.;
  • определение круга обязанностей для каждого повара и контроль их работы;
  • проверка норм выхода готовых блюд и их качество;
  • разработка рецептов новых блюд, их документальное оформление;
  • организация и обслуживание банкетов;
  • отслеживание современных тенденций, внедрение новаторских технологий в процесс приготовления продуктов;
  • контроль над соблюдением сотрудниками санитарных норм;
  • участие в повышении уровня квалификации кадров.

Впрочем, хороший технолог не только выполняет перечисленные функции: он обязан следить за современными трендами развития сферы питания, своевременно предлагать руководству варианты модернизации производства в зависимости от запросов потребителей, изменений их предпочтений. Такой специалист должен знать, чем живут основные конкуренты, чтобы своевременно обновлять ассортимент для увеличения числа посетителей. От него и от шеф-повара зависит популярность заведения.

Влияние института диетологии и питания РАМН на развитие нутрициологии в России

Институт общественного питания РАМН занимается разработкой методических рекомендаций, связанных с нутрициологией. Так, институт изучает вопросы гигиены питания и диетологии, принимает участие в создании ГОСТов на продовольственные товары. Правилами, внедренными институтом питания РАМН, активно пользуются все современные российские нутрициологи при освещении вопросов похудения, лечения и разработки диет. 

Пирамида сбалансированного питания по версии официального сайта института РАМН (Москва).

Рекомендации института здорового питания РАМН в обязательном порядке изучаются выпускниками программы обучения «Нутрициология и диетология в ЗОЖ»  Международной Академии Дополнительного Профессионального Образования. В дальнейшем дипломированные нутрициологи МАДПО используют методологические разработки института РАМН при составлении программ детского и взрослого питания. 

Наглядный пример организации системы детского питания в общеобразовательных учреждениях, разработанный отделениями института РАМН.