Телесно-ориентированная психотерапия

Содержание

Введение в ТОП, знакомство с образом и структурой тела

Если попросить китайца, японца или другого жителя Востока простроить иерархию в понятиях – душа, разум, тело, то он искренне удивится, т. к. в их культуре данной иерархии не существует. Гармония заключается в равномерном развитии и души, и разума, и тела.

В нашей культуре традиционно главной считается голова, т. е. разум, а тело второстепенно, вследствие чего страдает качество жизни. Человек, ориентируясь на “потребности” головы, не ощущает истинных потребностей тела, которое в итоге перестает чувствовать, перестает выражать чувства, перестает получать информацию о внешнем мире и других людях и, в конце концов, человек становится неспособным испытывать какое-либо удовольствие.

Если обращать внимание на тело, то оно будет очень благодарно и многократно вознаградит своего хозяина. Внимание! На занятия необходимо иметь с собой (или на себе) удобную одежду, не стесняющую движения

Внимание! На занятия необходимо иметь с собой (или на себе) удобную одежду, не стесняющую движения

Цель программы:

  • дать общее представление о телесно-ориентированной психотерапии (ТОП);
  • ознакомить слушателей с основными понятиями ТОП;
  • кратко осветить школы, различные подходы и направления в телесно-ориентированной психотерапии;
  • сформировать базовые понятия ТОП: энергия, схема, образ и структура тела;
  • дать информацию и познакомить на примерах с телесными блоками и зажимами, с влиянием телесных блоков на характер и поступки человека.

В результате участия в данном семинаре:

  • Вы ознакомитесь с основными понятиями телесно-ориентированной психотерапии.
  • Получите интересную и возможно новую для себя информацию о себе и о своем теле.
  • Узнаете, что на самом деле хочет показать нам наше тело.
  • Познакомитесь с проблемной анатомией и картографией тела.
  • Научитесь первичной телесной диагностике и считыванию информации с проблемных зон тела.
  • Познакомитесь с различными видами контакта и научитесь выбирать определенный вид контакта в зависимости от запроса и проблематики клиента.

В программе семинара:

  • Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии.История: западные и восточные корни телесной психотерапии.
  • Обзор теории и методологии ТОП:– вегетотерапия Вильгельма Райха;– биоэнергетика Александра Лоуэна;– биодинамика Боуэнна, Лилиан Марчер;– биосинтез Дэвида Боаделлы;– соматическая психология Питера Левина;– телесное осознавание Мойше Фельденкрайза;– структурная интеграция Иды Рольф;– розен-метод Мэрион Розен;– био-энерго-системо-терапия (БЭСТ) Евгения Зуева;– метод телесной интеграции Фредерика Матиаса Александера;– плазменная терапия или терапия первичного крика Артура Янова.
  • Краткий экскурс в восточную телесно-ориентированную психотерапию: йога, цигун-терапия, аюрведа, цалунг, шаманские техники, телесные медитации и др.
  • Групповая и индивидуальная телесно-ориентированная психотерапия.
  • Примеры групповых вариантов телесной психотерапии.
  • Интегративные направления в ТОП.
  • Связь телесно-ориентированной психотерапии с анатомией и физиологией.
  • Базовые понятия телесно-ориентированной психотерапии: социальное и животное тело; энергия; контакт; образ, схема, структура тела; телесная метафора; блок и зажим; проблемная анатомия; топография тела, базовые проблемы и их расположение в теле.
  • Считывание телесной информации, телесная метафора, первичная диагностика.
  • Контакт в телесно-ориентированной психотерапии. Виды и выбор контакта.

Психолог или психотерапевт?

Зачастую сложности с поиском специалиста начинаются с самого начала — как определить, кого искать: психолога или психотерапевта? В теории психолог — это специалист с высшим гуманитарным образованием, который консультирует людей по житейским проблемам: конфликты в отношениях, жизненный кризис и так далее.

Психотерапевт, согласно законам РФ, — врач с высшим медицинским образованием и обучившийся психотерапии. Он проводит терапию нетяжелых нарушений психики (например, тревожности, депрессий, социофобии) психологическими, то есть разговорными, методами. Если первый консультирует здоровых людей, то второй — помогает исправить нарушения.

Но на практике нет четкой границы между психологическим консультированием и психотерапией. Многие психологи прошли обучение психотерапии и предлагают именно эту услугу. Кроме того, ситуация осложняется отсутствием в России четких нормативов — что является психотерапией. На практике получается так, что психотерапевтом может называть себя любой человек, закончивший двух-трехлетние курсы, который при этом по основной профессии может быть, например, инженером или бухгалтером. По сути, он занимается психотерапией так же, как и врач-психотерапевт, — в рамках, которые успел освоить, — но чаще всего ему не хватает теоретических знаний, и он рискует пропустить симптомы психического расстройства.

Как просто нас найти:

От метро Нахимовский проспект (5 минут пешком)

Из метро Нахимовский проспект выход на Азовскую улицу, далее через 250-300 метров поверните налево на Сивашскую улицу, далее через 40-50 метров поверните направо во двор.

От детской поликлиники и родильного дома в Зюзино (10 минут пешком)

От детской поликлиники и родильного дома в Зюзино необходимо выйти на Азовскую улицу, далее повернуть на болотниковскую улицу и не доходя наркологической клинической больницы N17 повернуть налево во двор.

От метро Варшавская (19 минут пешком)

От метро Варшавская удобно добраться на троллейбусе 52 и 8 от остановки «Болотниковская улица, 1» до остановки Москворецкий рынок, далее 550 метров пешком

От метро Каховская (19 минут пешком)

От метро Каховская необходимо выйти на Чонгарский бульвар, проследовать по Азовской улице, повернуть направо на Болотниковскую улицу, далее через 40-50 метров (за домом номер 20 повернут наалево во двор)

От метро Чертановская район Чертаново ( 20 минут)

Из района Чертаново до нашего медицинского центра можно добраться от Метро Чертановская за 20 минут или пешком за 35-40 минут.

От метро Профсоюзная (25 минут)

Выход из метро Профсоюзная на Профсоюзную улицу. Далее от Нахимовского проспекта с остановки «Метро Профсоюзная» проехать 7 остановок до остановки «Метро Нахимовский проспект». Далее по Азовской улице 7 минут пешком.

От метро Калужская (30 минут)

От метро Калужская можно добраться на 72 троллейбусе за 30 минут. Выход из метро на Профсоюзную улицу, от остановки «Метро Калужская» проследовать до остановки «Чонгарский бульвар», далее 7 минут пешком по Симферопольскому бульвару

От префектуры ЮГО-ЗАПАДНОГО (ЮЗАО) округа (30 минут пешком)

С Севастопольского проспекта повергуть на Болотниковскую улицу, не доходя наркологической клинической больницы N17 100 метров, повернуть во двор налево.

От метро Новые Черемушки (40 минут)

Выход из метро Новые Черемушки на ул. Грибальди, далее на остановке на Профсоюзной улице «Метро Новые черемушки» на троллейбусе N60 проследовать до остановки Чонгарский бульвар, далее 7 минут пешковм по Симферопольскому бульвару

В ПРОГРАММЕ КУРСА

1 семинар Основные принципы работы в ТОП: — рабочие состояния терапевта и методы вхождения в них — раппорт, присоединение, ведение, дистанцирование — экология работы в ТОП — причинно-следственные связи и структура психосоматической проблематики в целостном подходе ДДТ — плюсы и минусы психосоматических защитных механизмов. Практикум. Диагностика в ТОП. Релаксационно-диагностический комплекс: — техники работы с телом по А.Минченкову — практикум
2 семинар Работа с опорами, психокоррекция, терапия (методы поддержки). — опора и причина ее утраты — «детские опоры», «акушерская» опора, «материнская», базовая — работа со взрослыми опорами. Работа с границами, защитами, ресурсами и самооценкой. Диагностика травмы. Психокоррекция. — личные/энергетические границы — фазы формирования границ — физические границы — территориальные границы — социальные и ролевые границы Раскрытие «детских и взрослых» внутренних ресурсов. — «детские и взрослые» внутренние ресурсы — преодоление стрессовых ситуаций Диагностика по М.Фельденкрайзу. Принцип диагностирования бессознательного образа тела.
3 семинар Работа с последствиями детско-родительских отношений и травмами развития. — практикум — мужское и женское начало — деструктивные родовые программы в теле индивида — практикум Формирование структур характера (Л.Марчер. Бодинамика) Коррекция психомоторного развития — практикум Работа с травмой через тело
4 семинар Работа с травмой. Практикум. Пиковое переживание и работа с шоковой травмой. — практикум. Телесно-ориентированная психотерапия в работе с диссоциативными расстройствами. — — практикум. Управление агрессией (активизация, трансформация и использование в работе с депрессией). — практикум. Методы КСП в ТОП. — практикум. Травма рождения и метод ее разрешения по Л. Марчер, Л. Олларс, П. Бернард. — практикум. Разбор клиентских случаев. Супервизия. — Все слушатели обеспечиваются учебно-методическими пособиями в объёме программы курса (методички, книги в распечатках и в электронном виде)

Руководители и ведущие курса:

Руководитель программы:

Ирина Соловьева

Руководитель направления «Телесно-ориентированная психотерапия», преподаватель, супервизор, терапевт

Преподавательский состав обучающей программы:

Екатерина Карпикова

Терапевт

Лариса Котикова

Супервизор

Роман Нестеров

Преподаватель, супервизор, терапевт

Ирина Соловьева

Руководитель направления «Телесно-ориентированная психотерапия», преподаватель, супервизор, терапевт

Анна Торгашёва

Терапевт

Ведущие терапевтических групп:

Екатерина Карпикова

Терапевт

Лариса Котикова

Супервизор

Роман Нестеров

Преподаватель, супервизор, терапевт

Анна Торгашёва

Терапевт

Индивидуальная терапия:

Александра Статиенко

Терапевт, директор Обучающего центра ИКСР

Екатерина Карпикова

Терапевт

Лариса Котикова

Супервизор

Роман Нестеров

Преподаватель, супервизор, терапевт

Анна Торгашёва

Терапевт

Групповая супервизия:

Ирина Соловьева

Руководитель направления «Телесно-ориентированная психотерапия», преподаватель, супервизор, терапевт

Индивидуальная супервизия:

Роман Нестеров

Преподаватель, супервизор, терапевт

Ирина Соловьева

Руководитель направления «Телесно-ориентированная психотерапия», преподаватель, супервизор, терапевт

Кто такой телесный психотерапевт?

Телесный психотерапевт должен иметь высшее образование по профилю &quot,Психиатрия&quot,, а также иметь научное представление обо особенностях анатомического строения и физиологии организма.

Для этого лучше всего подходят специалисты с медицинским образованием, но также существуют курсы повышения квалификации для психологов, направленные на углубление знаний о человеческом теле.

В рамках телесно ориентированной терапии регулярно в крупных городах проводятся семинары и мастер-классы ведущих специалистов. В некоторых институтах есть возможность записаться на вебинар и пройти обучение он-лайн.

Чтобы быть грамотным терапевтом в этой области свои знания нужно постоянно улучшать, поскольку эта методика является сравнительно молодой и развивается достаточно бурно.

Телесный психотерапевт выполняет следующие задачи:

  1. Помогает пациенту раскрыть свои внутренние проблемы путем физического самоанализа.
  2. Предлагает физически ориентированные способы решения этих проблемах.
  3. Помогает изменить внешний облик личности и восприятие ее окружающими.
  4. Улучшает контакты пациенты с окружающими и помогает найти корни недопонимания с ними.
  5. Проводит диагностику скрытых личных комплексов.
  6. Помогает личности с принятием собственного тела.

Таким образом психотерапевт является &quot,посредником&quot, между физическим и духовным компонентом внутреннего мира пациента.

Такое взаимодействие должно быть основано на большом доверии специалисту, которое тот должен выстроить с первого сеанса.

Не стоит считать, что такой терапевт решит абсолютно все проблемы или предложит готовое решение. Он только направит человека на определенные изменения, которые тот может реализовать в физическом отношении.

Предложенные способы и упражнения не являются избавлением от всех сложностей и требует времени регулярности повторения для выработки эффекта. Психотерапевт в области телесно ориентированной методики должен обладать не только знаниями по психологии, но также и по медицине.

Некоторые физические особенности обусловлены реальными заболеваниями опорно-двигательного аппарата или мышечной системы, что нужно учитывать при разрабатывании методики лечения.

Обучение телесно ориентированной терапии должно проходить на основе психофизиологии и анатомии.

ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА, УЧАСТНИКИ ОСВОЯТ

1. Техники ТОП, необходимые для проведения психотерапии и консультирования в индивидуальном и групповом формате. 2. Способы «считывания» структуры характера клиента по структуре (карте) его тела. 3. «Невидимые» свойства психики через тело человека. 4. Карту формирования структуры характера и тела человека с возможностью восстановления «здоровых» паттернов (бодинамика). 5. Диагностику и коррекцию неблагополучно пройденных этапов (структур) психомоторного развития человека. 6. Приемы, как через тело выйти на психотравму, переработать ее и сформировать (воссоздать) «здоровую» психофизиологическую структуру с учетом глубины и скорости. 7. Основные принципы проработки различных психотравм раннего возраста. 8. Методы диагностики и терапии психосоматических расстройств. 9. Терапевтические стратегии под конкретного клиента. 10. Возможности коррекции унаследованных психогенетических свойств, лежащих в основе развития структуры личности, тела и характера, которые влияют на все процессы ее развития и дальнейшего качества жизни человека. 11. Глубинные подходы и навыки коррекции деструктивных родовых программ через тело человека (выход на первопричины родовых деструкций и их проработка). 12. Новые знания в использовании телесно-ориентированной психотерапии для проработки собственных проблем и расширения возможностей.

Мифы о телесно-ориентированной терапии

В интернете можно найти много непроверенной и неподтвержденной информации о телесно-ориентированной терапии, не имеющей никакого отношения к правде.

Миф

Правда

Эмоции находятся в разных частях тела: любовь – в сердце, страх – в коленях и так далее.

Психологи, практикующие технику, так не считают. Выражение метафорическое. Например, если человек испытывает сильный страх, то выбрасывается адреналин, а колени подгибаются

Но любая эмоция «живет» в мозге.

Важно уметь расслабляться..

Гармония достигается балансом между расслабление и активацией, когда они необходимы.

Блоки и зажимы сразу нужно расслаблять.

Мышцы могут быть не только зажатыми, но и перераслабленными. Сначала нужно разобраться в происхождении блока.

Раз терапия подразумевает работу с телом, значит меня будут трогать.

Методика не равнозначна массажу

В некоторых случаях прикосновения лишь навредят человеку, поэтому многие практики их не включают.

В «Лейб Медик» работают психологи с большим стажем работы, прошедшие специальное обучение. Врачи применяют только подтвержденные в теории и на практике техники, оказывающие положительный эффект на пациента.

Арт-терапия

Сама по себе она не является отдельным направлением. Это набор методик, которыми пользуются психотерапевты разных специализаций, их объединяет цель самопознания не через слова и беседы с терапевтом, а через самовыражение в искусстве. Творческий процесс помогает осознать подавленные эмоции и выразить тяжелые чувства (например, боль, агрессию).

Отличие арт-терапии от обычных кружков рисования, пения или актерского мастерства в том, что терапевт рассматривает плоды творчества не как что-то отдельное, а как отражение личности клиента и его трудностей. Работы не подлежат критике и оценке, потому что главное условие терапии — принятие любого конструктивного самовыражения.

ЦЕЛЬ

  • Познакомить участников с основными принципами, методами и стратегиями работы в ТОП.
  • Научить считыванию телесной информации, построению терапевтической стратегии и тактики.
  • Научить переводить запрос клиента на язык тела.
  • Изучить основные структуры характера, а также формирование мышечных блоков (хронического мышечного напряжения).
  • Освоить диагностику и коррекцию неблагополучно пройденных этапов (структур) психомоторного развития человека.
  • Научить использовать техники телесной терапии в работе с травмой рождения.
  • Освоить глубинные подходы работы с деструктивными родовыми программами через работу с телом.
  • Освоить работу с ресурсными техниками в телесной терапии.
  • Научить получать доступ к бессознательному клиента для эффективной терапевтической работы через тело.
  • Сформировать умение получения терапевтической информации при работе с телом, алгоритмы работы с полученной информацией в ходе текущего сеанса и после него.
  • Научить работе с телесной метафорой при психосоматических нарушениях.
  • Дать возможность на собственном опыте ощутить терапевтический эффект данного метода.
  • ФОРМЫ РАБОТЫ
  • Лекции и семинары
  • Работа в парах
  • Индивидуальные упражнения
  • Групповая работа
  • Демонстрация практического использования техник и методов ТОП в краткосрочной психотерапии
  • Супервизия

Психология — неточная наука

А теперь неутешительный факт: на самом деле никто не знает точно, что и какое влияние оказало на вашу психику. Психология — гуманитарная наука, выросшая из философии и пока не выработавшая единой парадигмы. С развитием технологий и нейронаук методы психотерапии становятся более обоснованными, но до абсолютной точности пока далеко. В современном мире сосуществуют несколько психологических школ, каждая из них по-своему объясняет, как устроена ваша личность, что ей движет, и предлагает свои методы психотерапии.

Более того, внутри этих школ есть множество значительно различающихся направлений. Такое изобилие связано с тем, что каждая методика была предложена конкретным автором и выражает в большей степени его личную философию (и в какой-то мере эпоху), чем объективное устройство психики.

Интегративный подход

В современном мире многие психотерапевты не придерживаются какой-то одной школы, используя различные методики в зависимости от ситуации, если это помогает продвинуться в работе с проблемой. Это называется интегративным подходом. Как отмечал один из практикующих врачей: «Терапия для меня — это нечто вроде супа. В зависимости от того, какое количество каждого ингредиента вы используете, меняются вкус и аромат».

Такой подход вполне обоснован. В конце концов, школы психотерапии говорят разными словами об одних и тех же явлениях и, скорее всего, рано или поздно придут к какой-то единой концепции — как это уже произошло, к примеру, с психиатрией.

Основы психотерапии

Курс формирует общее представление о психотерапии и учит использованию основных подходов и понятий психотерапии в профессиональной деятельности практического психолога.

Подробно рассматриваются:

  • основные направления современной психотерапии,
  • директивные и не директивные методы психотерапии
  • поведенческая психотерапия (бихевиоризм)
  • психоаналитическая психотерапия
  • экзистенциально-гуманистическая психотерапия
  • телесно-ориентированная психотерапия
  • групповая и семейная психотерапия
  • трансактный анализ
  • нейролингвистическое программирование
  • когнитивная психотерапия
  • патогенетическая психотерапия

Методы гештальт-психологии

Курс обучает методам гештальт-психологии, формирует способность использовать гештальт-терапевтический подход в практике психологического консультирования и психотерапии.

Подробно изучаются:

  • характеристики методов и техник гештальт-терапии
  • теория поля К. Левина
  • понятие контакта в гештальт-психологии
  • способы контакта: зрение, слух, прикосновения и др.
  • диалог как метод работы гештальт-терапевта
  • диагностика в гештальт-терапии
  • арт-методы в гештальт-терапии: рисунок, визуализация, работа со снами и образами
  • работа с телом, психосоматика
  • работа с горем, травмой, экзистенциальными переживаниями
  • работа с парой и семьей в гештальт-терапии
  • неврозы, психозы и пограничные состояния в гештальт-терапии
  • работа с детскими травмами, зависимым поведением
  • этика гештальт-терапии

Интегративная сказкотерапия как метод работы практического психолога

Курс формирует способность и готовность к оказанию квалифицированной психологической помощи детям и взрослым с использованием современных методов сказкотерапии и применением метафорических приёмов в коррекционной и развивающей работе с детьми и взрослыми.

Подробно изучаются:

  • общее представление о сказкотерапии
  • роль сказкотерапии как направления в практической психологии
  • роль метафоры в процессе сказкотерапии с точки зрения психологического воздействия на клиента
  • способы и приемы реализации развивающих и психокоррекционных методов в сказкотерапии
  • психодиагностические методы в сказкотерапии
  • схема анализа клиентских сказок

виды и способы применения притч в психотерапевтической работе.

Психология и психотерапия утраты и горевания

Курс знакомит с теоретическими представлениями о последствиях перенесенной утраты, реакциями и стадиями переживания горя, дает знания о возможностях психотерапевтической работы с ними.

Подробно изучаются:

  • признаки проявления нормального горя
  • стадии горевания
  • различные классификации реакций утраты
  • основные параметры реакции утраты и принципы работы с горем
  • патология горя
  • способы работы с детьми разного возраста, переживающими утрату
  • предварительное горе, работа со смертельно больными и их родственниками
  • работа с последствиями суицида
  • работа с людьми, переживающими событие, ведущее к повреждению или утрате идентичности (другие виды утрат)
  • личные проблемы психолога при работе с реакциями горя
  • практикум по работе с последствиями утраты

Мультимодальный подход в арт-терапии

Курс знакомит слушателей с возможностями применения мультимодальных арт-технологий в практике психотерапевтических отношений в индивидуальном и групповом формате.

Подробно изучаются:

  • мультимодальный подход в терапии творчеством — основные идеи, принципы концепций недирективных подходов в арт-терапии
  • модальности воображения, система органов восприятия, арт-модальности. Психологические основы выразительных искусств
  • формы арт-модальностей, специфика их развития в рамках психотерапии
  • основные принципы работы. Деконструкция, центрация и трансформация. Интермодальность и мультимодальность сочетания арт-форм в индивидуальной и групповой работе
  • специфика применения арт-технологий мультимодального подхода в терапии творчеством в практике психотерапии

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)

Этот метод терапии считает, что причина большинства психологических проблем — в ошибках в поведении и мышлении, которые человек усвоил в прошлом и автоматически повторяет раз за разом. Чтобы решить проблему, необходимо эти ошибки выявить и исправить, то есть обучить клиента более конструктивным стратегиям.

КПТ — пожалуй, самый прагматичный и научно обоснованный подход в психотерапии. Он стал результатом объединения двух очень разных методик: когнитивизма (от слова «мышление») и бихевиоризма (от слова «поведение»). Бихевиоризм появился в 1920-е годы как полная противоположность психоанализа, а его авторы ставили задачу максимально приблизить психологию к естественным наукам, изучать только то, что доступно объективным измерениям, то есть поведение. Бихевиористы вошли в историю серией спорных экспериментов на детях, которые показали: дети действительно не рождаются со страхами и тревогами, а приобретают их с жизненным опытом. Они подверглись жесткой критике профессионального сообщества за сведение человеческой психики к условным рефлексам животных и за методы терапии, больше похожие на дрессировку.

Но в 1960-е годы психиатр Аарон Бек разработал принципиально новое направление — когнитивное. Он продемонстрировал, что между внешним событием и реакцией есть еще одно звено: мысли человека о произошедшем, из-за этого на одни и те же вещи мы все реагируем по-разному. Проблемы возникают из-за искажений мышления, допускаемых человеком при трактовке событий. Именно эти ошибочные мысли, а не событие само по себе, и вызывают бурю негативных эмоций. А следовательно, помочь человеку можно, научив его выявлять и корректировать эти искажения. В результате скрещения этих двух подходов и появилась современная когнитивно-поведенческая терапия, которая предлагает предельно четкие техники для конкретных ситуаций: например, как пережить паническую атаку, как улучшить концентрацию внимания, как справиться со стрессом.

Пример: Проблема клиентки — страх завязывать новые отношения.

Ситуация: Классный парень после первого свидания больше не объявляется.

Мысли: «Как и всегда, у меня ничего не получилось. Видно, моя судьба — остаться одинокой».

Эмоция: безнадежность, отчаяние.

Ошибка мышления: сверхобобщение

Корректировка мысли: «Я не произвела впечатления на этого конкретного парня. Но мне может повезти в следующий раз».

В когнитивно-поведенческом направлении есть несколько авторских методик психотерапии со своей спецификой. Вот несколько известных в России:

Диалектическая поведенческая терапия (DBT)

Это методика, направленная на предотвращение импульсивного деструктивного поведения (в том числе самоповреждений, злоупотребления вредными веществами, переедания).

Гуманистическое и экзистенциальное направление

Гуманистическая психология полагает, что в каждом человеке заложена естественная потребность в развитии и самореализации, а проблемы возникают, если ей что-то препятствует. Специалист, работающий с этой методикой, предлагает в качестве помощи эмпатию, понимание и совместный поиск жизненных ценностей.

Гуманистическая школа очень разнородна. Фактически это «сборная солянка» методов, которые нельзя отнести ни к когнитивизму, ни к психоанализу.

Клиент-центрированная терапия

Карл Роджерс первым предложил считать опыт каждого человека ценным и уникальным, искать индивидуальный подход и общаться на равных. С его подачи обращение «пациент» (то есть больной) в психотерапии заменили на «клиент» (то есть равный партнер). Такая психотерапия предполагает самостоятельную возможность для человека понять, что для него лучше, а терапевт должен лишь создать условия принятия и поддержки для поиска пути к себе.

Логотерапия, или терапия смыслом

Еще одно известное направление, предложенное Виктором Франклом, психологом, пережившим заключение в концлагере. Франкл был уверен, что осмысленная жизнь для человека как мыслящего создания важнее, чем основные инстинкты, и, в отличие от животных, человек всегда свободен в выборе. Логотерапия проходит в формате философских бесед и предлагает клиенту понять смысл своей жизни и взять за него ответственность.

Гештальт-терапия

Она была создана Фредериком Перлзом и также относится к гуманистическому направлению. Эта терапия учит жить здесь и сейчас и прислушиваться к своим эмоциям, которые многие люди не осознают или подавляют. Терапевт помогает клиенту стать внимательнее к себе, осознать свои переживания и разрешить внутренние конфликты. Это не самое популярное направление психотерапии в других странах и не самое эффективное. Но в России оно получило широкое распространение, вероятно, благодаря активности гештальт-институтов и относительной простоте обучения.

Экзистенциальный анализ. Экзистенциальная психология считает, что страдания и кризисы в жизни неизбежны, более того, они необходимы для развития. Каждый сталкивается со смертью, одиночеством, внутренней пустотой и необходимостью выбора. Задача терапевта — помочь клиенту понять и принять этот опыт.

Достоинства гуманистической терапии: Поддержка, творческий поиск решений, общение с психотерапевтом на равных.

Недостатки гуманистической терапии: Отсутствие готовых рецептов и методов решения проблемы.